Научная статья на тему 'Факторы и инструменты адаптации ТНК к российским условиям хозяйственной деятельности'

Факторы и инструменты адаптации ТНК к российским условиям хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ АДАПТАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ТНК / АУТСОРСИНГ / МАРКЕТИНГ / ADAPTATION / ADAPTATION TOOLS / FOREIGN MULTINATIONALS OUTSOURCING / AND MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яремчук Е. Н.

Рассматриваются факторы адаптации зарубежных ТНК к российским условиям хозяйственной деятельности, а также используемые для этой цели внутренние и внешние инструменты адаптационных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND TOOLS TO ADAPT TO CONDITIONS IN RUSSIA TNK BUSINESS

The factors adaptation of foreign TNCs in the Russian business environment, and also used for this purpose by internal and external tools adaptation mechanisms.

Текст научной работы на тему «Факторы и инструменты адаптации ТНК к российским условиям хозяйственной деятельности»

Таким образом, поставленные задачи решены. Обосновано, что основными показателями, определяющими уровень здоровья населения, являются ожидаемая продолжительность жизни при рождении, заболеваемость на 1000 человек населения и коэффициент рождаемости. Именно эти показатели и должны войти в региональный индекс здоровья населения.

Литература:

1. Список стран по ИРЧП // Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Лошаков А.А. Формирование индекса здоровья населения на уровне федеральных округов РФ // Вестник НИИРПО. Серия «Экономика и управление». 2010. Вып.2(6).

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2009.

4. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Перевод-Copyright 1998 СПСС Русь.

5. Лошаков А.А. Анализ взаимосвязей между показателями здоровья населения федеральных округов Российской Федерации // Вестник НИИРПО. Серия «Экономика и управление». 2010. Вып.1(5).

6. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-

О. Ким, Ч.И. Мьюллер, У.Р. Клекка и др.; Под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989.

7. Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков // Социологические исследования. 1991. №7, 10.

ФАКТОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АДАПТАЦИИ ТНК К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Яремчук Е.Н., аспирантка Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

Рассматриваются факторы адаптации зарубежных ТНК к российским условиям хозяйственной деятельности, а также используемые для этой цели внутренние и внешние инструменты адаптационных механизмов.

Ключевые слова: адаптация, инструменты адаптации, зарубежные ТНК, аутсорсинг, маркетинг.

FACTORS AND TOOLS TO ADAPT TO CONDITIONS IN RUSSIA TNK BUSINESS

Yaremchuk E., the post-graduate student, Russian State Humanitarian University

The factors adaptation of foreign TNCs in the Russian business environment, and also used for this purpose by internal and external tools adaptation mechanisms.

Keywords: adaptation, adaptation tools, foreign multinationals outsourcing, and marketing.

Приход зарубежных ТНК в российскую экономику вызван необходимостью преодоления торговых барьеров, стремлением к использованию дефицитных или дешевых ресурсов, более льготным режимом предпринимательской деятельности, а также условиями международной маркетинговой среды. Они руководствуются рациональными критериями эффективности и рентабельности.

Высоко оценивая выгоды осуществления предпринимательской деятельности в России, зарубежные ТНК не только настойчиво стучатся в двери российского рынка, но и вполне уверенно себя чувствуют на данном рынке.

Их деятельность, в первую очередь, сконцентрирована в таких капиталоемких и наукоемких отраслях как нефтяная и химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электротех-

ника и электроника. В частности, в нефтяной промышленности в рамках реализации соглашений о разделе продукции в России работают такие иностранные компании как «Эксон Нефтегаз Лими-тед», «Тоталь Разведка Разработка Россия», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд», «Флуор Дэниел Евразия», «СМИТ ИНТЕРНЕШНЛ ИНК». В автомобильной промышленности прочные позиции заняли иностранные корпорации Volkswagen AG и Mersedes-Benz Lkw, «РЕНОТРАКС», в строительной отрасли -Hammer AG, Kuhlet Nagel AG, «ДЖЕНК ИНШААТ САНАЙИ ВЕ ТИДЖАРЕТ ЛИМИТЕД ШИРКЕТИ» «ГРОСТЕН ЭНТЕРПРАЙ-ЗИЗ ЛИМИТЕД», «ШИМИЗУ КОРПОРЕЙШН». На рынке фармацевтического и химического производства активно работают представительства компаний «ЭМСАР С.П.А.» и «АЛКАЛОИД».

Во многих других отраслях российской экономики западные компании также заняли лидирующие позиции. Так, на табачном рынке тон задают Philip Morris, JT и BAT. На рынке бытовой химии прочно закрепились P&G и Henkel. Швейцарская компания Nestle вообще позиционирует себя как российская компания.

Деятельность ТНК на российском рынке характеризуется высокой динамичностью экономического развития за счет объективных преимуществ данной формы организации капитала и предпринимательства, обеспечивающих высокую конкурентоспособность. При этом для зарубежных компаний основные проблемы на российском рынке связаны не с внутренними факторами, что больше присуще российским компаниям, а с внешней воздействующей средой. Это и понятно, потому что этот рынок для них не является «домашним», где, как известно, и стены помогают.

Россия экономически заинтересована в развитии транснациональных корпоративных форм хозяйствования. Основной объективной предпосылкой такой заинтересованности является потребность в радикальном повышении конкурентоспособности отечественного производства, а также в привлечении прямых иностранных инвестиций. С этой целью реализуется совокупность государственных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. На ее достижение направлены усилия по созданию надежной инфраструктуры предпринимательской деятельности, развитию фондового рынка, достижению упорядоченности и стабильности отношений собственности, а также борьба с теневой экономикой. Вместе с тем по этим ключевым направлениям не все проблемы удалось решить в одинаковой мере успешно.

Отрицательное воздействие на решение этих и других экономических проблем существенное влияние оказал мировой финансовый кризис. В 2009 году ВВП России упал на 7,9 %, что является худшим результатом среди стран БРИК. Снижение российского ВВП было более существенным, чем в аналогичном периоде в США (2,4 %), Японии (-5,3 %) и в Европе (-4,1 %).

В 2009 году по сравнению с предыдущим годом спад промышленного производства составил 9,3 % и оказался более глубоким, чем падение ВВП. Ни по одному виду обрабатывающих производств в 2009 году не был достигнут уровень 2008 года. Существенное снижение производства произошло и по высокотехнологичным видам средств и оборудования (на 37,2 % по сравнению с 0,4 % роста в 2008 году), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 32,2 % по сравнению с сокращением на 7,4 % в 2008 году), машин и оборудования (на 31,5 % по сравнению с сокращением на 0,5 % в 2008 году).

В 2009 году наиболее значительный спад промышленного производства имел место в таких промышленно развитых регионах, как Самарская область - на 27,5 %, Нижегородская область - на 19,5 %, Свердловская область - 17,7 %, г. Москва - 17,5 %, что существенно выше среднероссийского показателя. При этом наибольший спад производства был характерен для регионов, в которых основными отраслями промышленности являются машиностроение, промышленность строительных материалов, металлургия и деревообрабатывающая промышленность1.

Значительно снизилась деловая активность хозяйствующих субъектов. На фоне снижения потребительского и инвестиционного спроса повысились риски инвестирования. Кроме того, в настоящее время в России наблюдается рост цен на электроэнергию и топливо, что повышает издержки производства.

Наиболее сильное отрицательное воздействие кризис оказал на развитие тех отраслей, которые в предкризисный период развивались весьма динамично. Ярким примером здесь является строительная отрасль. В период 2000 - 2008 годов в стране наблюдался строительный бум, пик которого пришелся как раз на предкризисный

2007 год. Однако к 2009 году замороженными остались многие строительные объекты. Так, в Москве было приостановлено строительство 30 % офисных зданий. В регионах эти цифры доходили до 50 %. Жилой же площади было построено в этом году всего 0,32 кв.м. на человека, что на 25 % меньше показателей 2008 года. Для иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в области строительства зданий и сооружений, а также поставок в Россию строительных материалов, кризис также не прошел незаметно. Сбыт сократился на 30 - 50 %.

Высветив негативные стороны структурной составляющей рос-

сийской экономики, кризис явился стимулом к выработке государственной политики в области промышленной модернизации. Взят курс на коренное техническое и технологическое перевооружение предприятий. Предполагается, что модернизацией будут охвачены все отрасли российской промышленности. Этот фактор оказывает прямое воздействие на экономическую деятельность не только российских, но и иностранных хозяйствующих субъектов. В модернизации нуждается, прежде всего, нефтехимическая промышленность. В ближайшие годы потребуются миллиардные суммы, чтобы Россия смогла приблизиться к уровню мирового рынка по всей технологической цепочке создания нефтепродуктов, включая очистку и крекинг.

В структуре российской экономики весомую долю занимает тяжелая индустрия. Сегодня она столкнулась с проблемой износа капитального оборудования. В результате такого состояния неэффективно используются ресурсы. Кроме того, ухудшается экологическая ситуация. Поэтому российской промышленности жизненно необходимым является технологическое сотрудничество с зарубежными корпорациями. Для последних открываются дополнительные возможности для поставок технологий и оборудования.

Для реализации политики в области модернизации экономики государство планирует задействовать большие финансовые ресурсы. В конечном итоге это будет способствовать повышению конкурентоспособности российских корпораций. Модернизация, в которой так нуждается Россия, может быть осуществлена и с помощью зарубежных транснациональных корпораций, осуществляющих производство машин, оборудования и способных обеспечить технологическое перевооружение российских предприятий.

По оценкам специалистов, в перспективе Россия вновь станет одним из самых динамичных рынков. В плане перспективности Россия занимает пятое место после Индии, Бразилии, Китая и Саудовской Аравии. Среди отраслей, которые будут показывать наибольший рост в будущем, это энергетика, транспорт, строительная и пищевая промышленность. Значительно ускорятся темпы развития по таким направлениям как возобновляемые источники энергии, энергосбережение и здравоохранение.

В этих условиях большинство зарубежных транснациональных корпораций стремятся сохранить позиции на российском рынке и по возможности их упрочить. При этом динамичное изменение хозяйственной деятельности в России, усиление конкуренции объективно требует поиска эффективных механизмов адаптации ТНК к новым российским экономическим условиям. Последние призваны обеспечить корректировку деятельности компаний с учетом динамично изменяющихся условий хозяйствования. Важно в полной мере учитывать особенности и проблемы российского рынка.

Под адаптацией ТНК к российским экономическим преобразованиям понимается эволюционное приспособление корпорации, как субъекта хозяйствования, к меняющимся условиям внешней среды. Сутью этого процесса является развитие признаков, соответствующих той среде, в которой функционирует корпорация и создание механизмов, обеспечивающих возможность ее развития. В результате эволюционного приспособления деятельность корпорации переходит в качественно новое состояние, что невозможно без мобилизации имеющихся адаптивных резервов развития. Адаптация определяется способностью хозяйствующего субъекта глубоко реагировать на условия развивающегося рынка посредством внутренних встроенных механизмов и рычагов, а также оперативностью принимаемых решений. Механизм адаптации заключается в целесообразном реагировании транснациональной корпорации на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды.

При характеристике адаптации следует выделять временные параметры и скорость протекания процесса приспособления, способность к подстраиванию структурных элементов, а также их синхронность. Возможность корпорации к адаптации определяется способностью маневрировать ресурсами, мобилизовывать их в том направлении развития, которое может принести максимальные экономические выгоды.

Адаптивность ТНК к новым условиям хозяйственной деятельности во многом определяется способностью к динамичной трансформации организационных структур управления. Механизмы адаптации должны быть способны обеспечить быструю корректировку развития корпораций под воздействием меняющейся внешней сре-

1 См.: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». - М., 2010.

ды и масштабов конкуренции.

В новых условиях развития российской экономики ТНК должны иметь ясные экономические ориентиры и стратегическую программу действий с четким вычленением основных приоритетов, финансовых источников и механизмов устойчивого развития. В этой связи значительно усиливается потребность в стратегическом планировании развития компаний. Следует значительно расширять горизонты прогнозирования. Среди адаптационных механизмов исключительно важное значение имеет совершенствование механизма управления, а также формирование стратегии устойчивого развития ТНК.

Данная стратегия в посткризисный период развития российской экономики должна определять основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития корпорации на долгосрочный период. В качестве стратегической цели развития целесообразно определить обеспечение устойчивости функционирования на основе диверсификации производства и внедрения инноваций.

Достижение стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- технологическое перевооружение производства на основе использования инновационных технологий, обеспечивающих производство качественно новых для России продуктов и услуг;

- повышение производительности труда, повсеместное внедрение современных методов управления;

- повышение качества человеческого капитала, подготовка на современном уровне специалистов для реализации ключевых инвестиционных проектов;

- осуществление ускоренной диверсификации производства за счет увеличения удельного веса предприятий, имеющих инновационные технологические уклады;

- развитие сервисной (финансовой, страховой, юридической, консалтинговой, проектной, офисной, коммуникационной) инфраструктуры обеспечения бизнеса.

Решение указанных задач позволит сформировать благоприятные условия, обеспечивающие: устойчивое развитие корпорации на российском рынке и расширение действующего бизнеса; создание новых и модернизацию действующих производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких; повышение конкурентоспособности корпорации.

Стратегия устойчивого развития иностранных ТНК на российском рынке должна предполагать концентрацию усилий на ключевом (профильном) направлении деятельности. Такой подход является оправданным с точки зрения максимизации прибыли в интересах акционеров. Расширение рынка и стремление к его монополизации создают дополнительные предпосылки к осуществлению успешной конкурентной борьбы.

Специфика современной российской экономики требует от ТНК, как субъектов экономических отношений, проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов с целью обеспечения эффективного использования ресурсов и качественного удовлетворения потребительских требований. Необходима всесторонняя проработка рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции, а также технико-экономическое обоснование изменений на предприятиях, что невозможно без осуществления маркетинга. Так, анализ перспектив развития строительной отрасли показывает, что кризис предоставил иностранным строительным компаниям новые возможности для завоевания рынка, поскольку для большинства российских компаний потребуется длительное время для восстановления ресурсной базы. В 2009 году обанкротились многие малые и средние строительные компании. В такой ситуации крупные иностранные строительные компании способны расширить свою деятельность на российском рынке. При этом они руководствуются тем обстоятельством, что пик кризиса пройден, инвестиционные риски достигли приемлемого уровня, а ставки за офисную площадь будут оставаться на много выше, чем в западных странах. Таким образом, доходность вложений в московскую недвижимость будет выше, чем в тех странах, откуда капитал приходит.

Проведенный анализ также свидетельствует о росте спроса на медицинское оборудование. Необходимость модернизации всей системы российской медицины станет мощным импульсом к поставкам в Россию такого оборудования. Высокие технологии в химической отрасли, которыми обладают иностранные корпорации, станет ключом, который отворит двери российского рынка. Зару-

бежные корпорации могут содействовать российским компаниям и в совершенствовании технологических процессов.

Очевидно, что маркетинг необходим для обеспечения функциональности предприятия, для решения задач его повседневной деятельности. Затраты на маркетинг должны увязываться с прогнозируемым экономическим эффектом от его применения. Этот аспект все более четко прослеживается в управленческих решениях зарубежных ТНК. При этом используется комбинация различного рода маркетинговых стратегий, включая стратегию гибкой ценовой политики, децентрализацию корпоративной структуры и повышения инновационного содержания продукции. В настоящее время с очевидностью вырисовывается тенденция выбора из четырех составляющих маркетинга в качестве приоритета политики каналов сбыта. Приспособление продукции к требованиям российского рынка - один из базовых подходов международного маркетинга. Это не означает снижения значимости к товарной, ценовой и коммуникационной политике. Подвижность ценовой политики, прежде всего, проявляется в уменьшении периодов пересмотра цен. Если 5 лет назад в условиях российского рынка для большинства продукции этот период составлял в среднем один год и более, то в настоящее время ревизия цен стала происходить значительно чаще, в некоторых случаях раз в 2-3 месяца.

В интересах устойчивого развития на российском рынке ТНК должны максимально учитывать изменения в таможенной и налоговой политике. Взять, к примеру, автомобилестроение. В условиях повышения налогов на новые импортные автомобили до 30 %, а на подержанные - более чем на 30 % значительно затруднен в Россию экспорт автомобилей. Это послужило толчком к тому, чтобы иностранные предприниматели постепенно переходили от экспортного сотрудничества к открытию в России собственных площадок. А те компании, которые уже их имеют, взяли курс к производству нового цикла. Показательным примером здесь является деятельность немецкой компании Volk:swagen AG. В 2009 году она освоила в Калужской области технологию выпуска своих автомобилей. Тем самым немецкий автогигант выбрал стратегию локализации производства, что, в конечном счете, должно привести к созданию в России новых производств автокомплектующих и, как следствие, диверсификации экономики. Перспективный российский рынок не намерены упускать из поля зрения и другие немецкие автомобилестроители. В частности, баварский BMW намерен расширить ассортимент выпускаемой продукции на заводе «Автотор» в Калининграде. В будущем с конвейера должны сойти внедорожники серии Х5 и Х6. В результате доля собираемых в России автомобилей BMW в общероссийском сбыте возрастает с одной трети примерно до половины. Открытие сборочных производств в России, как инструмент адаптации, позволяет корпорациям завоевывать и удерживать лидерство по продажам, так как разница в цене между товарами, ввезенными из-за рубежа и собранными в России составляют 10-15 %.

Иностранные компании, специализирующиеся в области производства грузового автотранспорта также учитывают российские особенности. Поскольку в этом сегменте рынка отечественные производители являются конкурентоспособными, ориентир берется на сотрудничество. Свидетельством тому является подписанные 1 октября 2009 года соглашение между Mersedes-Benz Lkw (грузовые автомобили) и «КАМАЗом» о создании совместного предприятия. Одной из целей данной договоренности является сбыт немецких автобусов марок Mersedes-Benz и Setra совместно с «КАМАЗом».

Аналогичная ситуация сложилась с экспортом в Россию сельскохозяйственной техники. В 2009 году ввозные пошлины на нее были повышены в среднем на 5-15 %. Данное повышение объясняется тем, что российский рынок этой техники в 2008 - 2009 годах практически обвалился. Среди причин падение курса рубля, а также проблемы с выдачей кредитов. В 2009 году из Германии в Россию было поставлено данной продукции на 63 % меньше, чем в

2008 году. Российское правительство пытается стимулировать открытие в России заводов зарубежных производителей. В свою очередь, иностранные компании вынуждены учитывать изменения ситуации. Подтверждением тому служит размещение под Малоярославцем завода по производству уборочной техники немецкой компании Grimme.

ТНК, осуществляющие свою деятельность в России, должны более полно учитывать организационно-правовые формы прямого инвестирования. В частности, образование филиала иностранной ТНК в России предполагает уплату налогов в стране базирования,

а при функционировании дочерней структуры ТНК на российском рынке налоги уплачиваются в стране-источнике их образования. В целях минимизации налогов для ТНК, имеющей развитую сеть дочерних компаний, целесообразно использовать такой механизм, как создание субхолдинговой компании.

Эффективным механизмом адаптации ТНК к российским условиям хозяйствования является создание и развитие системы мобилизации денежных ресурсов. Она предполагает развитие взаимозачетов в ТНК, создание централизованного денежного фонда в материнской компании, а также реализацию инструментов краткосрочных заимствований. В рамках данной системы действенным инструментом адаптации ТНК является развитие внутрифирменного кредитования. При этом внутрикорпоративные займы могут предоставлять родительские компании или дочерние структуры друг другу. Этот инструмент построен на использовании разного уровня процентных ставок на финансовых рынках разных стран. Материнские компании могут предоставлять дочерней компании отсрочку платежей по товарным поставкам или, наоборот, ускорять оплату продукции. В этом случае дочерняя компания на определенный срок получает возможность пользоваться средствами материнской или родственной компании, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита.

Не менее важным инструментом адаптации ТНК к российским условиям является стратегия хеджировании, для разработки которой корпорация прогнозирует уровень риска, связанного с каждой валютой из числа тех, в которой она ведет расчеты по своим операциям. Для минимизации валютного риска могут быть использованы фьючерсные валютные контракты и валютные опционы.

Для повышения своей адаптивной способности многие ТНК пользуются международной системой передачи электронных платежных документов SWIFT. Данная всемирная межбанковская телекоммуникационная сеть объединяет более 7 000 банков и брокерских фирм и использует стандартизированные форматы международных сообщений. SWIFT позволяет осуществлять все виды платежей, а также сделки с иностранной валютой. Посредством данной системы ТНК, осуществляющие деятельность в России, могут использовать приемлемые схемы управления расчетами.

Для адаптации ТНК целесообразно более активно использовать возможность перераспределять сырье, оборудование, материалы между дочерними фирмами и тем самым снижать затраты. Необходимые для одной дочерней структуры ресурсы могут быть восполнены за счет другой. Взаимные поставки сырья, материалов и оборудования в данном случае выступают весьма действенными экономическими инструментами адаптации.

Практически все ТНК, работающие в России, применяют аутсорсинг как один из адаптационных инструментов. Аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на основном бизнесе. Достаточно высокий уро-

вень услуг, которые оказываются в сфере аутсорсинга, позволяет говорить о перспективах развития данного направления адаптации.

В качестве заключения сделаем ряд обобщающих выводов.

Среди факторов, определяющих объективную необходимость адаптации транснациональных корпораций к российским условиям хозяйствования, первостепенное значение имеет состояние экономики России в посткризисный период, а также система мер экономического и институционального характера по модернизации промышленного производства.

В условиях динамичного изменения внешней воздействующей среды зарубежные транснациональные корпорации вынуждены использовать различного рода механизмы адаптации. Прежде всего, ТНК стремятся максимально использовать внутрикорпоративные возможности для адаптации. Среди обширного набора инструментов здесь широко используется взаимное кредитование между дочерними структурами, взаимные поставки сырья, материалов, оборудования, создание фонда свободных денежных средств, а также хеджирование.

К внешнему инструментарию адаптации ТНК к российским условиям хозяйствования относятся фьючерсные валютные контракты и опционы, а также использование платежной системы SWIFT. Они позволяют максимально учитывать особенности налогообложения предприятия и иные условия современной институциональной среды.

Очевидно, что выбор того или иного набора инструментов адаптации определяется особенностями деятельности ТНК и отраслевого регулирования. Кроме того, существенную роль играет региональный аспект в связи с особенностями законодательства, регламентирующего различные вопросы организации деятельности зарубежных транснациональных корпораций.

Эффективность деятельности зарубежных ТНК в современных российских условиях во многом определяется способностью корректировки стратегии устойчивого развития корпорации и адаптации механизма управления корпорацией к условиям модернизации экономики России.

Литература:

1. Пашин С.Т. Функционирование транснациональных корпораций. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

2. Кныш М.И. Стратегическое управление корпорациями. -СПб.: КультИнформПресс, 2004.

3. Романова Е. Роль прямых инвестиций ТНК в формировании современной экономики // Маркетинг, 2005, № 1.

4. Михаэль Хармс. Современные российско-германские экономические отношения: тенденции и перспективы // Вестник федерального государственного учреждения Государственная регистрационная палата, 2010. № 5.

РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Швандар К.В., к.э.н., докторант кафедры «Мировая экономика» экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

В статье рассматривается современные подходы к определению роли, которую играет состояние национальной инфраструктуры в повышении международной конкурентоспособности экономики и ее количественной оценке.

Ключевые слова: международная конкурентоспособность, инфраструктура, международные рейтинги.

THE ROLE OF INFRASTRUCTURE IN ENHANCING THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY

Shvandar K., Ph.D., Degree of the World Economy chair, Faculty of the Economics, Moscow State University

The article discusses contemporary approaches to the definition of the role played by the state of the national infrastructure to improve the international competitiveness of the economy and its quantification.

Keywords: international competitiveness, infrastructure, international ratings.

Современное развитие мировой экономики и особенно происходящие процессы глобализации мирового хозяйства, усилившаяся взаимозависимость экономик, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к обострению важности про-

блемы повышения конкурентоспособности национальными экономиками. Вопросы национальной конкурентоспособности по степени актуальности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку тесно связаны с достижением динамич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.