Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА'

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уталиева Райхан Сагитжановна, Адиетова Эльмира Мизамгалиевна

В данной статье рассматриваются различные группировки факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона и инвестиционный климат. С целью исследования в изучении собственных инвестиционных потенциалов и рисков регионапроведена дифференциация факторов. Таким образом, уточнение классификации факторов инвестиционной привлекательности региона дает нам комплексное представление о влиянии разнообразных факторов на повышение (снижение) инвестиционной привлекательности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS, FORMING INVESTMENT APPEAL OF THE REGION

In this article various groups of the factors influencing investment appeal of the region and investment climate are considered. With a research objective in studying of own investment potentials and risks of the region differentiation of factors is carried out. Thus, specification of classification of factors of investment appeal of the region gives us a complex idea of influence of various factors on increase (decrease) of investment appeal of the region.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА»

выполнения ФЦП «Жилище» в соответствии с целями и задачами Проекта. Руководителем группы является министр регионального развития.

Таким образом, с 2006 г. параллельно осуществляются национальный проект «Доступное и комфортное жилье» и ФЦП «Жилище». При этом стратегия и долгосрочные ориентиры жилищной политики определяются программными документами Проекта, а инструментом ее реализации выступает ФЦП «Жилище», в которой намечены текущие плановые показатели, а также механизмы и мероприятия по решению конкретных задач. Отметим, что Проект и ФЦП во многом дублируют друг друга, а соответствующие планово-нормативные документы не всегда совпадают по срокам действия, что приводит к их повторной корректировке.

Так, Программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» на 2009-2012 годы была принята в декабре 2008 г., а ФЦП Жилище» на 2011-2015 годы еще находится в стадии согласования, хотя ее разработка была завершена уже осенью 2009 г. ФЦП «Жилище» на 20022010 годы была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17 сентября 2001 г. Основные цели и задачи Программы были сформулированы следующим образом:

Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными задачами Программы являются:

- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом

граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями). Начиная с 4 квартала 2008 г. реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье» и ФЦП «Жилище» осуществлялась под нарастающим негативным влиянием мирового экономического кризиса. Снижение доступности и удорожание кредитных ресурсов не позволили большинству девелоперов завершить строительство жилых объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию в конце года. В результате достигнутый в 2008 г. объем ввода жилья оказался значительно ниже ожидавшегося. Однако уровень доступности жилья оказался гораздо ниже запланированного. По данным Министерства регионального развития РФ, доля семей, способных купить стандартную квартиру за счет собственных и заемных средств, составила в 2008 г. 2%.

Оценивая результаты первого (докризисного) этапа национального проекта «Доступное и комфортное жилье», необходимо упомянуть о существенных диспропорциях, допущенных при финансировании главных направлений его реализации.

Новые реалии, сложившиеся под воздействием мирового экономического кризиса, потребовали значительной корректировки жилищной политики. В декабре 2008 г. была принята Программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 годы, разработанная с учетом изменившейся экономической ситуации в стране, а также опыта, накопленного на первом этапе.

Литература

1. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л. - Реформа жилищно-коммунального комплекса/Экономист. 2008. - № 8 - 59 с.

2. Симионов Ю.Ф., Ткачева Н.А., Яковлев В.А. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. - 272 с.

3. Плата за жилье. Механизм правового регулирования / С. В. Матиящук. - М.: Юстицинформ, 2009. -97 с.

4. Разъяснения по вопросу модернизации жилищного фонда / (Письмо, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, №0С-5217/03, от 11.12.2010).

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Уталиева Райхан Сагитжановна

кандидат педагогические наук, Атырауский государственный университет, им. Х. Досмухамедова,

г. Атырау

Адиетова Эльмира Мизамгалиевна

кандидат экономических наук, Атырауский государственный университет, им. Х. Досмухамедова,

г. Атырау

FACTORS, FORMING INVESTMENT APPEAL OF THE REGION

UtaliyevaRaykhan of Sagitzhanovn, candidate pedagogical sciences, Atyrausky state university, of H. Dosmukhamedov, Atyrau

Adiyetova Elmira Mizamgaliyevna, Candidate of Economic Sciences, Atyrauskystateuniversity of H. Dosmukhamedov, Atyrau

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются различные группировки факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона и инвестиционный климат. С целью исследования в изучении собственных инвестиционных потенциалов и рисков регионапроведена дифференциация факторов.

Таким образом, уточнение классификации факторов инвестиционной привлекательности региона дает нам комплексное представление о влиянии разнообразных факторов на повышение (снижение) инвестиционной привлекательности региона.

ABSTRACT

In this article various groups of the factors influencing investment appeal of the region and investment climate are considered. With a research objective in studying of own investment potentials and risks of the region differentiation of factors is carried out.

Thus, specification of classification of factors of investment appeal of the region gives us a complex idea of influence of various factors on increase (decrease) of investment appeal of the region.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона; инвестиционный климат; факторы инвестиционной привлекательности

Keywords: investment appeal of the region; investment climate; factors of investment appeal.

В современных условиях возрастает роль регионов в решении проблем социально-экономического развития. Каждый регион должен занимать активную инвестиционную позицию, работать над повышением инвестиционной привлекательности территориального образования.

В экономической литературе выделяются различные подходы к группировке факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона и его инвестиционный климат.

Например, ученые А.Н. Асаула, Н.И. Пасяды предлагают классифицировать факторы, влияющие на благоприятность инвестиционного климата регионов, по длительности действия (неизменяемые факторы, медленно изменяемые факторы, быстро изменяемые факторы) и по направлению влияния (факторы инвестиционного потенциала, факторы инвестиционного некоммерческого риска, факторы инвестиционной активности). В их трудах особое внимание уделено факторам, влияющим на уровень инвестиционного потенциала регионов, определяющим уровень некоммерческих инвестиционных рисков и инвестиционной активности.[11

К.В.Балдинв своих трудах выделяет группы благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на состояние инвестиционного климата.

Так большинство российских авторов при определении инвестиционного климата опираются на взаимосвязанную характеристику широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат.

Очень часто встречаются следующие группировки факторов:

1) факторы, определяющие экономический потенциал региональной экономической системы (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры);

2) факторы, характеризующие общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объем незавершенного строительства, развитие строительной базы);

3) факторы, свидетельствующие о зрелости рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, емкость местного рынка сбыта, экспортные возможности);

4) политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, состояние национально-религиозных отношений);

5) социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, условия работы для иностранных специалистов);

6) организационно-правовые факторы;

7) финансовые факторы (доходы бюджета, обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества). Всеперечисленные подходы к группировке факторов инвестиционной привлекательности региона заслуживает внимания. В соответствии с первым классификационным признаком все многообразные факторы можно разделить на внешние и внутренние. Такая дифференциация проведена с целью исследования в изучении собственных инвестиционных потенциалов и рисков региона.

Обобщение изысканий отечественных ученых позволили выявить следующие основные национальные факторы: уровень инфляции, государственная инвестиционная политика (функционирование специальных режимов экономического благоприятствования, законодательная база); кредитно-денежная политика, таможенная политика, стоимость финансовых ресурсов, необходимых для инвестиций.

К основным внутрирегиональным факторам отнесем экономико- географическое положение региона, уровень развития инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной), региональную политику в области привлечения инвестиций, потенциальные рынки сбыта продукции, уровень криминогенной обстановки. Многие внешние и внутренние факторы инвестиционной привлекательности региона тесно связаны между собой и порождают взаимопроникающие движущие силы.

Так как основными характеристиками инвестиций являются их потенциальная выгода и риск, инвестиционную привлекательность региона рассматривают в научной среде. Инвестиционный потенциал складывается из частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, инфраструктурного, финансового.

По признаку направленности воздействия факторы инвестиционной привлекательности региона делятся на благоприятные, способствующие улучшению инвестиционного климата, и неблагоприятные, ухудшающие положение региона. Подобное разделение важно при анализе и прогнозе, так как позволяет ориентироваться в региональной обстановке при принятии инвестиционных решений. В этой связи обращает на себя внимание практически одинаковый круг проблем инвестиционного климата в Казахстане, отмеченный инвесторами из разных стран, — законодательство, судебные процедуры, коррупция, административные.

Важной характеристикой для прогнозирования инвестиционного климата в регионе с учетом временных горизонтов управления является группировка факторов по длительности воздействия. По данному признаку факторы инвестиционной привлекательности региона делится на три группы: долговременные, определяющие длительные тенденции (более 2 лет); среднесрочные (1-2 года), кратковременного действия (до года).

Среди экономических факторов на инвестиционный климат региона, прежде всего, влияют общее состояние экономики, позиционирование экономического положения региона в составе субъектов РК, таможенный режим и режим использования рабочей силы, ресурсное обеспечение региона, которое выступает важнейшим лимитирующим фактором, развитость инфраструктуры, научно-техническое развитие.

Финансовые факторы отражают положение в валютной, финансовой и кредитной системе страны и региона, доступность финансовых средств из государственного и регионального бюджетов, доступность кредита, доля убыточных хозяйствующих субъектов на территории региона, состояние регионального бюджета.

Социальные и социокультурные факторы характеризуют уровень жизни населения, включая денежные доходы; потребление продуктов питания, жилищные условия; систему обязательного социального страхования; здравоохранение; правонарушения; преобладающее в общественном сознании отношение к частной собственности, степень идеологической сплоченности общества и наличие консенсуса по основным вопросам экономического и социального развития страны и региона, организованность рабочего класса, сила профсоюзного движения.

Организационно-правовые факторы имеют большое значение для поддержания благоприятного инвестиционного климата, поскольку принципиально важным становится соблюдение законодательства, снижение бюрократизма, доступность информации, улучшение условий перемещения капитала, рабочей силы, формирование деловой этики местных предпринимателей.

В свою очередь, экологические факторы определяют экологическую безопасность жизнедеятельности и жесткость экологического законодательства региона, уровень санкций за загрязнение окружающей среды при ведении бизнеса. Наличие экологических ограничений хозяйственной деятельности не могут быть фактором, уменьшающим инвестиционную привлекательность региона. Таким образом, учет экологических факторов позволит снизить инвестиционные риски, в том числе связанные с увеличением затрат из-за накопленного загрязнения окружающей среды, с потенциальной экологической

опасностью влияния других хозяйствующих субъектов (аварийное загрязнение), с риском штрафных санкций в условиях ужесточения природоохранного законодательства.

Инвестиционная привлекательность региона во многом определяется инновационной составляющей, которая предполагает активное использование нововведений, поскольку привлечение инновационных технологий в регион создает долгосрочные факторы экономического регионального развития.

В теории и практике управления инвестиционной привлекательностью региона немаловажное значение региона имеет деление факторов на прогнозируемые и непрогнозируемые. Если предсказуемые факторы можно учесть с помощью методов инвестиционного регулирования, то непрогнозируемые факторы не могут быть уточнены заранее.[2]

Большое значение в процессе управления инвестиционной привлекательностью региона имеет возможность воздействовать на факторы, управлять ими. К управляемым факторам инвестиционной привлекательности региона отнесем правовое обеспечение инвестиционной деятельности, развитость рыночной, доступность недвижимости, обеспеченность квалифицированными кадрами, административные факторы.

По способу выражения факторы, по которым оценивается инвестиционная привлекательность региона, могут быть разделены на количественные и качественные.

Инвесторы даже при высокой ожидаемой доходности инвестиционного проекта заинтересуются им лишь в случае наличия в регионе благоприятного инвестиционного климата, который принято оценивать на основе следующей системы количественных показателей: объем ВРП, динамика годовых финансово-экономических показателей, объем потребления, объем капиталовложений, объем экспорта товаров и услуг, объем импорта товаров и услуг, общий внешний долг, резервы, финансовый дефицит, основные торговые партнеры.

Так например, И. Гришина, А. Шахназаров, И. Ройзман выделяют такие инвестиционно- значимые факторы региона, как темпы промышленного производства, обеспеченность автодорогами с твердым покрытием, уровень жизни населения, уровень преступности, уровень конфликтности трудовых отношений, отношение населения к процессам формирования рыночной экономики (оценивается на основе результатов парламентских и президентских выборов), уровень экологической загрязненности и климатической дискомфортности, наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов.[3]

В связи с этим представляет интерес группировка факторов по степени интенсивности изменений на быстро меняющиеся, умеренно меняющиеся, медленно меняющиеся, практически неизменные.

Таким образом, уточнение классификации факторов инвестиционной привлекательности региона дает нам комплексное представление о влиянии разнообразных факторов на повышение (снижение) инвестиционной привлекательности региона. Также служит основой для факторного моделирования уровня инвестиционной привлекательности региона иявляется базой для активного подхода к выявлению слагаемых инвестиционной привлекательности конкретного региона и приоритетных направлений ее повышения.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Пасяда Н.И. Инвестиционная привлекательность региона. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2008.

2. Аскинадзи В.М., Максимова В.Т. Инвестиционное дело. М.: Университетская книга, 2012.

3. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей.

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Федорова Анастасия Сергеевна

аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии, Казанский кооперативный институт,

г. Казань

Николаев Михаил Викторович

доктор экон. наук, профессор кафедры экономической методологии и истории, Казанский (Приволжский)

'федеральный университет, г. Казань

Anastasia Fedorova, Post-graduate, economics & management at the enterprise department, Kazan cooperative institute, Kazan

Mikhail Nikolaev, doctor of Economics, Professor of Department of economic methodology and history, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan АННОТАЦИЯ

Цель - исследование роли речевого поведения менеджера турфирмы в повышении качества и эффективности её деятельности. Использовался абстрактно-логический метод. Результаты: показано, что качество и эффективность напрямую зависят от характера коммуникационного взаимодействия менеджера и клиента, определяемого правилами речевого поведения; проанализированы характеристики речевых ситуаций; обоснована необходимость со стороны менеджера строить эффективный доверительный диалог с клиентом. Выводы: о значении ключевых характеристик речевого поведения и о роли личностных качеств менеджера в повышении качества предоставляемых услуг. ABSTRACT

The purpose of an article is researching of a travel agency manager speech behavior role in improvement of its performance quality and efficiency. Abstract and logical methods are used. The result is shown for quality and efficiency that have a direct dependence on a communicative interaction nature (determinated by speech behavior rules) between manager and client; main rules are considerated; characteristics of speech conditions are analyzed; manager's necessity in making an effective trustworthy dialogue with a client is proved. The main conclusions for manager's speech behavior main characteristi cs importance and manager's personal qualities are drawn.

Ключевые слова: речевое поведение; коммуникации; менеджер; клиент; услуга; личностные качества. Keywords: speech behavior; communication; manager; client; service; personal qualities.

Деятельность менеджера в сфере туризма предполагает обязательные коммуникации и невозможна без них, поскольку продажи, которыми он занимается, включают двух взаимодействующих между собой субъектов -продавца (собственно менеджера) и покупателя (клиента). Характер этого взаимодействия определяется в целом правилами речевого поведения менеджера в профессиональном деловом общении с учётом того, что вся информация, передаваемая адресантом, должна быть верно понята и воспринята адресатом, для чего должны быть выполнены некоторые условия.

Эффективность деятельности любой организации, в т.ч. туристической фирмы, и, как следствие, её экономический успех во многом зависят прежде всего от характера общения персонала с клиентами. В этом общении менеджер проводит большую часть своего рабочего времени, поэтому данному искусству нужно уделять повышенное внимание. При этом необходимо хорошо владеть не только устной, но и письменной речью. Хотя последнее представляется несколько более простым, поскольку в

процессе деловой переписки можно в течение значительно более длительного времени оттачивать каждую фразу, в то время как живой диалог подразумевает быструю реакцию и спонтанную речь. Похожая точка зрения высказывается также Л.П. Павловой [2].

Кроме профессиональных знаний, настоящий менеджер должен обладать богатым словарным запасом и умением применить его правильно, по назначению. Практика показывает, что использование в диалогах большого количества «красивых» и «умных» слов само по себе ещё не свидетельствует о коммуникабельности и не обеспечивает качества и эффективности оказываемых услуг. Напротив, нередки случаи, когда чересчур витиеватые фразы, даже уместно по смыслу употребленные, создавали помехи речевому акту, в особенности пониманию информации адресатом. Поэтому, как справедливо считает О.А. Ко-чергина, необходимо учитывать всю речевую ситуацию в целом [1].

Как известно, существуют несколько групп элементов речевой ситуации. Первая группа - так называемая «Сцена действия»:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.