Научная статья на тему 'Факторы формирования жизненных ценностей подростков уральского провинциального города'

Факторы формирования жизненных ценностей подростков уральского провинциального города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE VALUES / ПОДРОСТКИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА / TEENAGERS AS A SOCIO-DEMOGRAPHIC GROUP / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / FACTOR OF FORMATION OF TEENAGER'S LIFE VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грунт Елена Викторовна, Баскакова Ирина Владимировна

В статье на материалах социологического исследования, проведенного в школах уральского провинциального города Верхняя Салда в 2014 г., авторы анализируют факторы формирования жизненных ценностей подростков как социальнодемографической группы. В статье сделаны выводы о том, что ведущими объективными факторами формирования жизненных ценностей школьников выступают семья, друзья, СМИ, Интернет; приоритетным субъективным личный опыт учащихся. Отмечается, что школа не оказывает на исследуемый процесс существенного влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION TEENAGER’S LIFE VALLUES OF THE URAL PROVINCIAL TOWN

The authors analyzed factors influencing on formation of teenager’s life values. The article is based on the data of sociological research conducted in the town Verkhnyaya Salda in 2014. This town is situated in the Ural’s Province. The authors conclude that the main objective factors of formation of teenager’s life values are family, peer-groups, mass-media, and the main subjective factor personal experience of schoolchildren. School does not influence very much on the formation of teenager’s life values.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования жизненных ценностей подростков уральского провинциального города»

Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

В рамках иных подходов, тренинги рассматриваются для профилактики девиантного поведения в молодежной среде. По ее мнению тренинг - это форма активного обучения в небольшой группе. Эта форма предполагает усвоение новых знаний, навыков, поведенческих норм и социальных установок через выполнение практических заданий и их последующий анализ, в т. ч. через обратную связь от ведущего и участников, самоанализ поведения, чувств, установок. Использование в тренинге активных форм работы приводит к тому, что неизбежно возникают процессы групповой динамики. Именно поэтому успех тренинга обеспечивается не только его содержанием (программой), но и умением ведущих работать с группой.

Таким образом, успешный тренер должен:

• владеть необходимыми знаниями и навыками по теме тренинга (например, знать правовые последствия совершения правонарушений несовершеннолетних, возможные мотивы рискованного поведения, пути конструктивного разрешения конфликтов и т. д.);

• иметь разработанную программу тренинга, которая включает цели, задачи, сценарий каждого занятия (описание последовательности упражнений, план анализ, содержание информационных блоков, варианты разминок и пр.);

• владеть знаниями и навыками, необходимыми для работы с группой (прежде всего - навыки коммуникации с группой, знание законов групповой динамики и умение управлять групповым процессом, навыки наблюдения), а также, если речь идет о тренингах для подростков и молодежи - знания о возрастных особенностях данной группы. Необходимо помнить, что тренинг - это не только

последовательность упражнений, теоретических блоков и разминок. Взаимодействие участников группы с ведущим и друг с другом является важной и неотъемлемой частью

групповой работы, которую невозможно спланировать заранее. Часто, групповые процессы вносят свои коррективы в сценарий тренинга, и поэтому одним из важных качеств ведущего является гибкость и умение реагировать на изменения групповой динамики.

Участие в тренинге требует от слушателей активности, открытости, готовности выполнять практические упражнения, делиться своими переживаниями, анализировать свои ошибки. Чтобы это было возможно, все участники должны чувствовать себя комфортно и безопасно во время занятий. Создание безопасной, доброжелательной и комфортной атмосферы в группе является одной из важнейших задач, ведущих тренинга. Этому способствуют: личная позиция тренера (такие качества, как доброжелательность, открытость, гибкость, умение отражать чувства окружающих, рефлексия, готовности делиться своими идеями и переживаниями и т. д.), а также соблюдение всеми участниками правил групповой работы.

К базовым правилам групповой работы относятся: конфиденциальность, взаимное уважение, активность, отсутствие критики и оценочных высказываний, право на собственное мнение, пунктуальность, добровольность участия. Правила озвучиваются ведущими на первом занятии, обсуждаются и принимаются всеми участниками тренинга. В течение последующих занятий ведущий должен следить за соблюдением правил.

Следовательно, тренинги являются неотъемлемой частью современной системы обучения, подготовки и адаптации специалистов, требуют тщательного всестороннего анализа и являются своего рода элементом социализации, в условиях развития социально-экономических отношений.

Библиография

1. Кларин М. В.,Корпоративный тренинг: от А до Я., М.: «Дело», 2002

2. Карнеги Д., американский педагог, психолог, писатель.

3. Левин К.. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта М.: Прогресс, 1994.

4. История возникновения бизнес-треннга //http:// www.transtour.ru/corporate_clients/poleznaya-infor-matsiya /istoriya-vozniknoveniya-biznes-treninga/ (дата обращения 20.05.2015)

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ УРАЛЬСКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

Грунт Елена Викторовна,

доктор философских наук, профессор, Института развития образования, г. Екатеринбург

Баскакова Ирина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, Института развития образования, г. Екатеринбург

FACTORS OF FORMATION TEENAGER'S LIFE VALLUES OF THE URAL PROVINCIAL TOWN

Grunt Elena, Doctor of Philosophy, Professor of The Institute of Education Development, Ekaterinburg

Baskakova Irina, Candidate of Science, Assistant Professor of The Institute of Education Development, Ekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье на материалах социологического исследования, проведенного в школах уральского провинциального города Верхняя Салда в 2014 г., авторы анализируют факторы формирования жизненных ценностей подростков как социально- демографической группы. В статье сделаны выводы о том, что ведущими объективными факторами формирования жизненных ценностей школьников выступают семья, друзья, СМИ, Интернет; приоритетным субъективным - личный опыт учащихся. Отмечается, что школа не оказывает на исследуемый процесс существенного влияния.

ANNOTATION

The authors analyzed factors influencing on formation of teenager's life values. The article is based on the data of sociological research conducted in the town Verkhnyaya Salda in 2014. This town is situated in the Ural's Province. The authors

conclude that the main objective factors of formation of teenager's life values are family, peer-groups, mass-media, and the main subjective factor - personal experience of schoolchildren. School does not influence very much on the formation of teenager's life values.

Ключевые слова: жизненные ценности, подростки как социально-демографическая группа, факторы формирования жизненных ценностей.

Key words: life values; teenagers as a socio-demographic group; factor offormation of teenager's life values.

Важнейшей составляющей происходящих в России перемен является трансформация системы жизненных ценностей россиян, прежде всего, молодежи и подростков. Традиционно считается, что ценностная система -наиболее инерционная сфера по сравнению с другими. Тем не менее, в периоды резких преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным переменам. Очевидно, что институциональные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества приобретают необратимый характер только, если они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. Именно поэтому изменения в мировоззрении, системе жизненных ценностей населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.

Обращение к заявленной теме обусловлено, во-первых, назревшей необходимостью сосредоточиться на особенностях формирования ценностей подростков, а, во-вторых, степенью ее изученности в современной отечественной социологии. Кто, и что формирует жизненные ценности современных подростков провинциального города? Недостаточное внимание к обозначенной проблеме делает актуальным поиск ответов на поставленные вопросы.

Прежде всего, необходимо уточнить понятие «жизненная ценность». Среди большого количества подобного рода определений, остановимся на понимании содержания данной категории, нашедшей отражение в работах А.А. Черкасовой. Автор определяет жизненные ценности как совокупность социальных установок человека относительно наиболее важных, значимых для него предметов и явлений действительности, образующих смысл жизни, которые при определенных условиях могут стать одним из побудителей его практических действий, направленных на воплощение этих ценностей в жизнь [11, с. 6]. В свою очередь под смыслом жизни будем рассматривать ценность прожитой жизни для самого человека, его окружения и общества в целом [5, с.151]. Таким образом, обратим внимание на диалектический характер жизненных ценностей: с одной стороны, они выступают как сугубо индивидуальные моменты социально-психической деятельности в качестве значимостей, переживаемых индивидуально. С другой стороны, жизненные ценности детерминируются социальной структурой и заданными ею образцами статусного поведения, а также одобряемыми инструментальными способами достижения поставленных целей.

Теперь подробнее остановимся на главном субъекте нашего исследования - подростках как особой социально- демографической группы и характеристиках подросткового возраста.

Основными новообразованиями в структуре характера подростка по отношению к ребенку более раннего возраста можно выделить следующие черты:

1. Подростковый возраст в целом характеризуется переходом от детства к взрослости, т.е. подросток оказывается в амбивалентной ситуации: с одной стороны, он уже не ребенок, но, с другой, еще и неполноценный взрослый, ибо по социальному статусу является еще школьником, т.е. зависимым

от родителей. Это противоречивое, конфликтное состояние и делает подростковый возраст трудным [7, с. 285].

2. Половое созревание (пубертат), а значит, необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности; постепенный переход к взрослой гени-тальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений [2, с. 67].

3. В когнитивном плане у подростков начинает развиваться способность к абстрактному мышлению, широким обобщениям, способность представлять альтернативы; появляется так называемое мышление о мышлении (метамышление), т.е. способность к когнитивной саморефлексии, философствованию. Расширяется временная перспектива мышления, когда деятельность начинает определяться из модуса будущего (окончание школы, выбор и получение профессии), а не сиюминутного настоящего, как у ребенка.

4. Изменения в процессах социализации подростков протекают в двух направлениях: во-первых, происходит освобождение от родительской опеки; во-вторых, постепенное вхождение в референтную группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующая установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов (общение со сверстниками - ведущая деятельность подростков) [8, с. 54].

5. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основных момента развития: осознание временной протяженности собственного «Я», основанное на детском прошлом и определяющее проекцию себя в будущее.

6. Осознание себя как отдельной самоценной личности (эгоидентичность), отличной от интериори-зированных образов, создаваемых родителями.

7. Осуществление системы решений, конституирующих цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации, идеологических установках и жизненно-ценностных орие-нтациях).

Основными характерологическими новообразованиями в структуре характера подростка следует считать следующие феномены:

- подростковый комплекс, обнаруживающий себя в амбивалентности и противоречивости характера подростка;

- кризис идентичности, связанный со стремлением подростка определить себя в качестве самоценной личности, но в силу того, что подросток интеллектуально и физиологически чувствует себя уже взрослым, а по социальному статусу является еще школьником (т.е. ребенком), то стремление утвердить себя в качестве самости (8е1Ъ8Ше11) приходит в противоречие с социальной действительностью. В свою очередь описанный процесс детерминирует

особый тип поведения, а именно: подражание взрослым (часто, в негативном плане - мат, курение, употребление спиртных напитков), конфликты с родителями и учителями, хамство, агрессия и бунт, максимализм в суждениях, уход из дома, деперсонализация, попытки самоубийства и пр.).

- Появление таких новых поведенческих реакций, как реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакции увлечения (хобби), и реакции, детерминированные сексуальными влечениями. Наконец, происходят изменения в эмоциональной сфере. Постепенно, от отрочества к ранней юности конституируется дифференцированность эмоциональных реакций и способов экспрессии эмоциональных состояний. Усиливается способность управлять собственными эмоциональными реакциями, т.е. повышается уровень эмоционального контроля и саморегуляции [12, с. 244].

В целом подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и эмпатией, которые постепенно затухают при переходе к поздней юности и взрослости. Представляется, что все перечисленные выше особенности, характеризующие особенности подросткового возраста, лежат в основе формирования жизненных ценностей подростков.

Обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного под руководством авторов в школах г. Верхней Салды Свердловской области в 2014 году. Сразу отметим, что г. Верхняя Салда не является типичным провинциальным российским городом, поскольку в нем имеется крупное градообразующее предприятие - титановый комбинат, а также строится свободная экономическая зона «Титановая долина». Исследование проводилось методом анкетного опроса в школах г. Верхняя Салда Свердловской области, в котором проживает 43 тыс. человек. В опросе приняло участие 350 учащихся 8-11-х классов по квотной выборке. Жители провинциальных городов, расположенные в так называемой российской «глубинке», демонстрируют достаточно много отличий от населения мегаполисов. С одной стороны, они погружены в структуры и динамику нового общества - общества потребления, но, с другой стороны, их жизнь носит преимущественно рутинный характер, протекает в значительной степени в системе традиционных и отчасти советских установок и ценностей, в рамках которых семья, дружба, доверие, непосредственное живое общение, эмпатические отношения играют ведущую роль. Все это находит отражение в системе жизненных ценностей подростков уральского провинциального города. Учитывая своеобразие экономики г. Верхняя Салда, лишь с большой долей условности результаты исследования могут быть экстраполированы на другие российские провинциальные города.

Жизненные ценности школьников в подростковом возрасте складываются в настоящее время преимущественно стихийно, под влиянием самых различных факторов. Особенно сильно такая тенденция проявляется в последние годы, что имеет вполне логичное объяснение. В начале преобразований в российском обществе в 90-е годы прошлого века не только школу отделили от функций воспитания, но убрали и из армии, образовательных учреждений всех уровней, а распространенные в советское время детские и юношеские организации (кружки и секции) именно в этот период в большинстве своем прекратили существование, оставшиеся стали преимущественно платными.

Влияние семьи на воспитание подростков, культивирование их жизненных ценностей сегодня оказывается

не столь существенным как это было ранее, ибо социально-экономическое положение современной российской семьи фактически не позволяет родителям полноценно воспитывать своих детей из-за загруженности работой. Вместе с тем, нашлась суррогатная замена воспитательному вакууму со стороны социальных институтов семьи и школы, представленная СМИ, Интернет - социальными сетями, группами - ровнями.

Известно, что ценности, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какие виды деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [13, с. 44]. В качестве наиболее важных факторов, влияющих на формирование системы жизненных ценностей подростка, нами выделены две группы: объективные (семья; друзья - дружбу и общение; школа; религия и СМИ/Интернет, социальные сети) и субъективный (личный жизненный опыт подростков) факторы.

Рассмотрим подробнее социальные факторы. Прежде всего, подросток погружен в семейные отношения, поэтому семья является для него наиболее существенным фактором в конституировании его жизненных ценностей. Семья представляет собой уникальный институт социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка семья - главное социальное окружение, которое формируют его привычки, основу социальных отношений, систему «значимо-стей других». В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в кругу близких людей дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Благодаря семейным отношениям у детей складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Разумеется, что в случаях отсутствия воспитания социальная адаптация нарушается.

Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Позиции, которые у ребенка формируются под влиянием родителей в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал «жизненным сценарием» [1, с. 122]. Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. Семья, формируя у ребенка социально - значимые качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни.

Значение семейного воспитания определяется и тем, что специфический для семьи характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Начало этого процесса приходится на самое раннее детство, когда ребенок наиболее восприимчив ко всему новому. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным "последствием": положительные или отрицательные черты личности, сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что

привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. "Семья не только воспитывает сама, но и "удобряет" или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного воспитания". Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства на примере взаимоотношений в родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим.

Важнейшей функцией семьи в формировании личности ребенка является закладка нравственного фундамента его личности. Первыми «значимыми другими» для человека выступают именно родители, другие члены семьи, поскольку семья - это еще первичная референтная группа.

Другим важным показателем, связанным с формированием жизненных ценностей подростков, на наш взгляд, является такой социально-демографический фактор, связанный с семьей, как наличие/отсутствие у респондентов родных братьев/сестер. Дело в том, что имеется значительная разница в восприятии тех или иных ценностей подростками, которые растут одни и теми, которые имеют старших или младших братьев / сестер (например, имеется прямая связь между недовольством жизнью по причине одиночества и отсутствием брата/сестры).

Проведенное нами исследование продемонстрировало, что семья как жизненная ценность выше оценивается подростками, имеющими братьев/сестер. На это указал каждый третий опрошенный нами подросток. К тому же исследование зафиксировало, что девушки расценивают наличие брата/сестры более высоко, чем юноши наличие таковых (заметим, что наличие сестры особенно не влияет на юношей, в то время как для девушки наличие брата очень значимо).

Следует также обратить внимание на тот факт, что большая часть респондентов (54%) является единственным ребенком в семье. Очевидно, что это можно объяснить как особыми социально-экономическими условиями существования семьи в современной России, так и общей мировой тенденцией, проявляющейся в сокращения количества детей в постиндустриальных странах, где процесс эмансипации женщин привел их к отказу от многих социальных функций, которые были характерны для гендер-ной идентификации женщин в традиционных обществах. В современном мире роль женщины - матери и воспитателя детей претерпевает серьезную трансформацию: наблюдается маскулинизация женщин, в результате которой они ставят перед собой по большей части те же цели, что и мужчины (например, карьерный рост).

Важно, что социально-психологические и социологические исследования детей и особенно подростков, являющихся единственными детьми в семье, в последние годы позволяют выявить в их поведении повышенную тревожность, тенденцию к агрессивности, замкнутости и т.д. [10, с.3].

Анализ ответов подростков, принявших участие в нашем социологическом исследовании, о роли семьи, убедительно свидетельствует о большой значимости ее в системе факторов, формирующих жизненные ценности подростка. На вопрос о том, что в большей степени повлияло на формирование жизненных ценностей респондентов, каждый третий опрошенный отметил семью (34%) и жизненный опыт/жизненные обстоятельства (30%); чуть ме-

нее значимым оказалось влияние друзей (26%), а вот Интернет, телевидение и СМИ заняли самый высокий рейтинг в процессе формирования жизненных ценностей опрошенных (64%).

Вторым по значимости фактором, влияющим на формирование жизненных ценностей подростков, должна быть школа. В первую очередь это обусловлено тем, что подростки основную массу активного времени проводят в школе. Однако исследование зафиксировало, что только каждый четвертый респондент выделяет школу как важный для себя фактор формирования жизненных ценностей. Во-первых, подростковый возраст способствует «впитыванию» новых ценностей, а также процессу переоценки уже сложившейся иерархии жизненных ценностей и приоритетов. Во-вторых, школа реализует потребность в познании окружающего мира и самого себя, вместе с тем, стимулирует рефлексию и самоанализ. Практически все респонденты (80,0%) задумываются о своих жизненных ценностях и дальнейших планах на жизнь. Для подростков этот период сопряжен с предстоящим выбором профессии.

Однако школьная жизнь зачастую продолжается и вне школьных стен. Если в доинтернетовскую эпоху одноклассникам (одногруппникам, однокашникам, сослуживцам) было весьма сложно найти друг друга на просторах страны, то благодаря Интернету и социальным сетям это сделать стало значительно проще любому человеку, независимо от его возраста, статуса и пр. Заметим, что общение и дружба с одноклассниками - это показатель как сплоченности самого класса, так и положительного, здорового психоэмоционального развития личностных качеств подростка.

В ходе опроса было выявлено, что только половина респондентов часто общается со своими одноклассниками после уроков в свободное время (49%), 45% общаются иногда (как показали частные беседы с респондентами, -это большей частью обмен информацией по школьным проблемам (какое упражнение задали, будет ли завтра физкультура и т. д. и т.п.). Никогда не общаются с одноклассниками вне школы лишь 6% опрошенных.

Внимания заслуживает и то обстоятельство, что по результатам социологического исследования 95% респондентов имеют друзей. Оставшиеся 5%, по всей видимости, испытывают серьезные проблемы межличностного общения и им требуется помощь, например, школьного психолога.

Основной способ найти друзей - традиционный, проверенный временем: и 70% школьников и сегодня знакомятся в школе, либо в своем дворе (11%). В советские времена двор и школа зачастую представляли собой единое целое, ибо дети из одного двора ходили в одну школу по месту жительства. Сегодня такая ситуация во многом изменилась, однако тенденция знакомства школьников со своими друзьями продолжает оставаться прежней.

Еще один проверенный способ знакомства - знакомство на отдыхе (4%). 9% респондентов указали альтернативные варианты знакомства: на дискотеках, на концертах, в спортивных секциях и пр. Не может не обратить внимания тот факт, что через Интернет со своими друзьями познакомились всего 6% опрошенных школьников! При этом 44,0% опрошенных указали на то, что они общаются с друзьями через Интернет, что в социальной сети у них имеется 200-300 «друзей». Как к этому относиться? Общение составляет основную цель посещения подростками социальных сетей. Такое положение дел указывает, на тот положительный, с нашей точки зрения, факт, что подростки Интернет - друзей не считают настоящими

друзьями, вкладывая в понятие дружбы более глубокий и эмоциональный смысл.

Вместе с тем, возникает серьёзный вопрос: не существует ли угрозы подмены виртуальным общением общения живого, непосредственного? Не оказывается ли Интернет - общение каким-то эрзац - общением, которое связано с эмпатией и эмоциональным обменом? Не является ли виртуальный мир дружбы отчуждением от той социальной реальности, в которой живет подросток? Большая часть респондентов (57%) считает, что виртуальное общение вытесняет общение реальное и постепенно замещает его в жизни человека. Это еще раз подтверждает мысль о том, что для подростка одной из важнейших жизненных ценностей является эмпатическое, эмоционально -экзистенциальное общение. 18% респондентов, напротив, считают, что виртуальное общение нисколько не подменяет общение настоящее, живое, а каждый четвертый респондент затруднился ответить на вопрос. Стоит отметить, что это действительно трудный для подростка вопрос (самый большой процент затруднившихся ответить). Таким образом, общение является важным фактором формирования жизненных ценностей подростков, но оно может влиять на них разнонаправленно, как положительно, так и отрицательно: многое в этом процессе зависит от кампании друзей, с которыми общается школьник.

Следующим важным фактором формирования жизненных ценностей подростков является досуг, точнее, его

Способы проведения свободного

организация. Результаты опроса констатируют: почти половина школьников (45%) проводит свой досуг в непосредственном живом общении с друзьями/подругами. Для трети опрошенных школьников связующим звеном совместного проведения свободного времени оказывается Интернет (27%). 13% предпочитаю свободное время проводить в спортивных секциях, 3% занимаются музыкой (играют в рок-группах, духовом и эстрадном оркестре). В пункте «Другое» (3%) были указаны чтение книг, рыбалка, компьютерные игры. Все это - активные формы проведения досуга. Вместе с тем, 9% респондентов в свободное время не делают вообще ничего, «отдыхают» (см. Диаграмму 1). Таким образом, дружба и общение выступают не только важнейшим содержанием свободного времени современного подростка, но и серьёзным фактором, на основании которого формируются жизненные ценности подростка. Так, 45% респондентов указало на то, что свободное время они проводят с друзьями в живом общении, а не в Интернете. 85% участников опроса отметили дружбу как важнейшую жизненную ценность (после здоровья).

В исследовании нам интересно было понять, что, с точки зрения подростков, является самым важным в дружбе? Выяснилось, что самым атрибутивным моментом дружбы является духовная общность. На это указало 32% респондентов (Диаграмма 2).

Диаграмма 1

времени (в% к числу опрошенных)

Способы проведения свободного времени

□ С друзьями

□ 9% □ В Интернете

□ 13% X □ 45% □ Занимаюсь в спортивных

г^^вЖ. К Л секциях

V □ Ничего не делаю, отдыхаю

□ Другое

□ 27%

□ Занимаюсь музыкой

Диаграмма 2

Главное в дружбе (в% к числу опрошенных)

Что же подростки подразумевают под духовной общностью? Исследование показывает, что это, в первую очередь, общность интересов (музыкальных, спортивных, хобби, политических, даже криминальных). 27% опрошенных считают в дружбе важным взаимопонимание и сочувствие, которые действительно очень востребованы

именно в подростковом возрасте. Взаимопомощь в сложных житейских обстоятельствах («друг познается в беде») считают показателем дружбы 23% респондентов. Наконец, с дружбой отождествляют приятное времяпровождение 18% подростков.

В общественном мнении и научно-популярной литературе бытует мнение, что Интернет оказывает огромное влияние на формирование жизненных ценностей и норм поведения подростков, вытесняя при этом такие традиционные институты социализации, как семья и школа. Следовательно, Интернет является приоритетным фактором, формирующим жизненные ценности подростков. Социологические исследования подтверждают правомерность такого рода мнения [4, с. 56; 6, с. 22]. Однако это влияние оценивается с точки зрения взрослого исследователя, который, как указывал М. Вебер, всегда находится в плену своих собственных ценностных установок [3, с. 242].

Проведенное в Верхней Салде исследование показало, что высокая частота посещения Интернета (92% опрошенных посещают его ежедневно) конституирует у подростков «оповседневнивание» (если использовать термин М. Вебера) виртуальной информационной среды, которая для них становится своеобразным эрзацем социальной реальности, существование в структурах которой переживается как действительное бытие. Вот почему (через механизмы повседневного бытия) [9, с. 195] сами подростки не в силах адекватно оценить степень влияния на них Интернета и вообще СМИ в целом. Так, в качестве фактора, повлиявшего на формирование жизненных ценностей, СМИ и Интернет указало 56% и 64% респондентов соответственно. Представляется, что для выявления степени влияния СМИ на формирование жизненных ценностей подростков, необходим особый инструментарий исследования. Значит, следует скорее говорить о некоем образе и стиле жизни, который активно пропагандируется российскими СМИ, зачастую калькируя западные ценности (материальное благополучие, вседозволенность и пр.) и стиль жизни.

Помимо основных объективных факторов, описанных нами выше, на жизненные ценности подростков оказывают влияние косвенные факторы. Одним из таких факторов является класс, в котором учатся респонденты. В опросе участвовали школьники 8, 9, 10, и 11 классов. Классы 9 и 11 были выбраны как классы выпускные, а классы 8 и 10 - как переходные. Различие между ними обнаружило себя в таких показателях, как ориентация на будущее. Так, наибольший процент озабоченности выбором будущей профессии высказали респонденты из выпускных классов. Важно отметить, что озабоченность в большей степени характеризует юношей, нежели девушек (65% и 35% соответственно; данные по 9-м и 11-м классам). Школьники переходных классов в меньшей степени задумываются о своем ближайшем будущем, что вполне естественно, так как у них имеется еще достаточно времени для выбора будущей профессии и дальнейшего получения образования. Таким образом, показатель выпускной/переходный класс является важным фактором формирования значимости будущего, в первую очередь, это относится к подросткам мужского пола.

Результаты исследования подтвердили значимость гендера на конституирование жизненных ценностей подростков. Гендерный анализ показал различие между юношами и девушками в формировании жизненных ценностей. Например, если такие жизненные ценности, как здоровье, свобода, любовь и наличие друзей у юношей и девушек оцениваются с примерно одинаковой максимальной и минимальной значимостью, то развлечения вообще не важны девушкам, но являются наиболее значимыми в списке жизненных ценностей у 9% юношей, при этом минимальную значимость развлечений отметили 18% девушек и только 6% юношей.

Отметим еще один выявленный аспект гендерного влияния: если материальным благополучием в целом озабочены только 13% девушек и 11% юношей, то на низшую ступень значимости ценность материального благосостояния поставили 7% девушек и 14% юношей. Юноши, безусловно, выглядят в целом несколько инфантильнее девушек. Обращает на себя внимание и то, что в качестве важнейшей жизненной цели материальное благосостояние указали 22% девушек и 34% юношей. Иначе говоря, здесь мы видим противоречие между тем, что выступает в качестве жизненной ценности и тем, каковы действительные, реальные цели подростков: материальное благополучие (в отличие от духовных ценностей) не выступает значимым, но при этом социальные нормы и традиции диктуют такой тип поведения, который вынуждает подростков ставить себе в качестве ближайших цели, не поддерживающие их ценности.

Результаты исследования относительно факторов влияния на становление жизненных ценностей и целей подростков позволили сделать следующие выводы. Ведущими факторами формирования жизненных ценностей подростков выступают СМИ и Интернет. Семья - еще один значимый фактор формирования жизненных ценностей подростков, особенно для тех из числа опрошенных, кто имеет родных братьев и сестёр.

В связи с резким сокращением воспитательной роли школы, её воздействие на формирование аксиосферы самими респондентами оценивается достаточно низко, но при этом отмечается значительное влияние класса на постановку ближайших жизненных целей, особенно в планах респондентов после окончания школы продолжить своё образование. По причине роста самостоятельности современного подростка в процессах социализации (из-за трудовой занятости родителей, индифферентности последних по отношению к своим детям) увеличивается роль личного жизненного опыта подростка (думается, не всегда положительного) и друзей в формировании его жизненных ценностей.

Результаты исследования также позволяют утверждать, что дружба выступает как приоритетный фактор, оказывающий влияние на конституирование ценностей и установок подростков, ибо, с их точки зрения, самое важное в дружбе - это духовная близость по мироощущению, взглядам, интересам (32%) и взаимопонимание и сочувствие (27%). Существенное влияние на становление ак-сиосферы подростков оказывает гендер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о неоднозначной направленности трансформации жизненных ценностей подростков провинциального уральского города в современных условиях. С одной стороны, подростки, конструируя свой образ жизни, вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей (западные и отечественные). Вместе с тем, необходимо особо отметить, что традиционные российские ценности не полностью замещены западными, ибо новые ценности становятся достоянием общества только тогда, когда они связаны с индивидуальными практиками личности, с ее повседневной жизнью, доминирующим в обществе менталитетом и образом жизни. Все это позволяет говорить о важности изменения фокуса в процессе формирования жизненных ценностных установок у подростков, направив усилия на актуализации роли семьи и школы в нем.

Список литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб: Спец. литература, 2005. -290 с.

2. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период / Ш. Бю-лер. - Москва, 2008 // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. Москва: АНО ПЭБ, 2008. - С. 52 - 61.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Издательство Прогресс, 1990. - 809 с.

4. Гаврилюк В.Т., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный переход) // Социологические исследования. 2002. №1. - С. 95 - 106.

5. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западноевропейской философии (от античности до конца XIX века), Челябинск, 1996. - 234 с.

6. Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. 2008. № 5 (97) сентябрь-октябрь. - С. 19-35.

7. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.

8. Ранняя юность // Режим доступа http:// psylist.net/age/00014.htm (дата обращения - 20.05. 2015).

9. Любутин К.Н., Кондратов П.Н. Диалектика повседневности: методологический подход. - Екатеринбург: УрГУ - ИФиП УрО РАН - РФО, 2007. -295 с.

10. Сэнтрок Дж.У. Отрочество—юность (adolescence) // Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc psychology/661/Отрочество—юность. Дата обращения - 20.05.2015).

11. Черкасова А.А. Жизненные ценности студенческой молодёжи в России и США: социологический анализ. Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук. - Екатеринбург, 2012. - 26 с.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гар-дарики, 2005 - 349 с.

13. Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.) // Советская педагогика. 1965. № 12 -С. 39 - 47.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Бояк Татьяна Николаевна

доктор социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Восточносибирская государственная академия культуры и искусств», директор Института экономики культуры, менеджмента и продюсирования, г. Улан-Удэ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «социализация» в рамках субъект - объектного и субъект - субъектного подходов, освещаются некоторые положения теорий макро и микросоциологии, связанные с проблемами формирования личности.

Отмечается взаимосвязь процессов социализации личности с культурой, в которой протекает ее жизнедеятельность, а также значимость высокого уровня нравственной, гражданско-правовой культуры человека и социальных групп в достижении прогрессивных тенденций развития общества.

Приводятся некоторые предложения, направленные на развитие позитивных нравственных установок, повышение гражданско-правовой культуры и преодоление негативных характеристик в процессах социализации личности.

ANNOTATION

The paper considers the notion of socialization in the framework of "subject - object" and "subject - subject" approaches. It also highlights some theoretical propositions ofmacro- and microsociology related to the problems ofpersonality development. The author points out the interconnection ofpersonality's socialization with culture this personality is living in, as well as high importance of moral, civil and legal culture of a person and social groups for social progress. The author gives some suggestions aimed at development of positive moral attitudes, raising civil and legal culture and overcoming negative characteristics in personality's socialization.

Ключевые слова: культура, личность, социализация, общество.

Keywords: culture, personality, socialization, society.

Культура выступает важнейшей характеристикой общества, его основой. Поскольку культура пронизывает все сферы жизни человека и общества, то это определяет ее высокую значимость в содержании и динамики социальных изменений. В.М. Чижиков отмечает невозможность политических, экономических преобразований в стране без радикальных изменений в общей культуре[5, с. 228-229]. «Уровень культуры личности в социально-экономической, общественной деятельности представляет собой базовую основу, на которой развиваются формы культуры, связанные с различными видами деятельности в экономико-технологическом процессе, в управлении, политике и цивилизационном процессе» [5, с. 227].

Анализ процессов социализации личности и социальных групп вне связи с культурой общества более чем затруднителен.

Понятие «социализация», являясь широко распространенным в научной литературе, не имеет однозначного толкования, используется не только социологией, но и педагогикой, психологией, философией (обладает междисциплинарным статусом). Однако, так ли иначе, во всех существующих трактовках процесс социализации связан с вопросами взаимодействия человека и окружающей социальной среды, усвоения норм и ценностей общества.

А.В. Мудрик отмечает, что многочисленные концепции социализации так или иначе тяготеют к одному из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.