Научная статья на тему 'Факторы формирования потребительских цен на молочную продукцию'

Факторы формирования потребительских цен на молочную продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЫНОК МОЛОКА / ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН / DAIRY PRODUCTS / MILK MARKET / PRICE VOLATILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трусова Наталья Александровна

Исследованы проблемы формирования потребительской цены на молоко и молочную продукцию. Рассмотрена структура конечной стоимости реализованного молока в России и распределение доходов между всей производственно-хозяйственной цепочкой. Дан анализ причин волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию в целом и на молоко и молочную продукцию в частности. Показано влияние цены закупки сырого молока молочными заводами и возможностей, которые дает переработка молока непосредственно в хозяйствах. Определены факторы, сдерживающие реализацию молока сельскохозяйственными организациями Ленинградской области в розничных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трусова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors forming consumer prices for dairy products

The problems of forming consumer prices of milk and dairy products have been studied. The structure of the final price for sold milk in Russia and the distribution of income between the members of production and commercial chain have been considered. The analysis of the causes of price volatility for agricultural products in general and for milk and dairy products in particular has been given. The effect of the price of purchasing raw milk by dairy plants and the opportunities offered by milk processing directly on farms have been shown. The factors that constrain selling milk by agricultural enterprises of the Leningrad region in retail chains have been defined.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования потребительских цен на молочную продукцию»

УДК 631.16:338.5

Факторы формирования потребительских цен на молочную продукцию

Трусова Наталья Александровна, аспирант

e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства»

Аннотация. Исследованы проблемы формирования потребительской цены на молоко и молочную продукцию. Рассмотрена структура конечной стоимости реализованного молока в России и распределение доходов между всей производственно-хозяйственной цепочкой. Дан анализ причин волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию в целом и на молоко и молочную продукцию в частности. Показано влияние цены закупки сырого молока молочными заводами и возможностей, которые дает переработка молока непосредственно в хозяйствах. Определены факторы, сдерживающие реализацию молока сельскохозяйственными организациями Ленинградской области в розничных сетях.

Ключевые слова: молочная продукция, рынок молока, волатильность цен.

Противоречия и особенности рыночных отношений повлияли на все отрасли сельского хозяйства, в том числе и на молочное скотоводство. Проблемы его развития сложны и многообразны, включая действие ценового механизма как важнейшего элемента экономической системы.

Цена на молоко является одним из основных факторов, определяющих прибыльность молочной отрасли, а условия реализации произведенной продукции оказывают большое влияние на формирование цены и развитие рынка молока [1, с. 477].

Розничные цены на молоко в условиях плановой экономики определялись общественно необходимыми издержками производства и устанавливались централизованно государством. В условиях же рыночных отношений они складываются под влиянием спроса и предложения, монопольной власти поставщиков продукции или торговых сетей, параметров инфляции, валютного курса и т.д. Молочный рынок имеет сложную структуру и включает следующие уровни: рынок сырого молока, рынок переработчиков молока, рынок реализации молока и молочной продукции.

Первый уровень - рынок сырого молока: для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо, чтобы цена реализации сырого молока для его производителей превышала затраты на его производство. Второй уровень - рынок переработчиков молока: с целью снижения себестоимости производимой молочной продукции, пользуясь монопольным положением, молочные заводы уменьшают закупочную цену на сырое молоко. Третий уровень - рынок реализации молока и молочной продукции: снижение цены реализации молока и молочных продуктов, обусловленное платежеспособным спросом населения, ситуацией на рынке молока с позиции наличия его объемов предложения и т.д.

Взаимодействие между уровнями и между субъектами рынка молока несовершенны. Поэтому большое значение для каждого члена производственно-хозяйственной цепочки имеет цена реализации молока.

В этой связи, целью исследования выступает анализ современных тенденций изменения потребительской цены на молоко и молочные продукты в целом по РФ и в Ленинградской области. Научная новизна исследования заключается в выявлении основных субъектов молочного рынка в г. Санкт-Петербурге, являющихся конкурентами сельскохозяйственных организаций Ленинградской области, специализирующихся на производстве и собственной переработке молока.

В настоящее время основной проблемой в системе формирования потребительской цены на молоко и молочные продукты является распределение дохода по всей производственно-хозяйственной цепочке. С освобождением 20% рынка после введенного эмбарго 2014 г. главным вопросом является развитие данной отрасли, что обеспечит потребление соотечественниками качественных молочных продуктов питания и снижение доли импорта из Республики Беларусь.

Одной из проблем, сдерживающей и переработку, и реализацию молока непосредственно в хозяйствах является волатильность цен на молочном рынке. Во-латильность цен на рынке сельскохозяйственной продукции автор [2, 3, 4] объясняет диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нарушением принципа справедливого распределения добавленной стоимости, обусловленным кризисами 1998 и 2008 гг. Также в качестве сдерживающих факторов отмечается снижение доходов населения [5, с. 45; 6, с. 339].

По мнению других авторов [7], волатильность цен на молочном рынке связана с существенным влиянием крупнейших молочных холдингов на рынке молока ЕС,

монопольным положением переработчиков молока, неравномерностью распределения дохода по всей производственно-хозяйственной цепочке, а также объемами импорта после вступления России в ВТО.

В результате принятых мер в августе 2014 г. РФ приняла ответные меры и перешла к реализации политики импортозамещения. Несмотря на это, влияние крупных молочных холдингов, а именно двух транснациональных корпораций (ТНК): американской компании PepsiCo и французской компании Danone на молочном рынке нашей страны остаётся значительным. По оценке Центра изучения молочного рынка в 2015 г. на основе рейтинга топ-50 крупнейших компаний-переработчиков молока в России, эти две ТНК переработали 9,5 млн. т молока, или 55,9% от общего объема переработанного молока на территории РФ.

Как показали исследования (на примере данных за июнь-месяц в 2014-2017 годах), в современных экономических условиях сохраняется ситуация, когда затраты на производство молока увеличиваются, а цена его реализации на молочные заводы не превышает издержки производства, хотя по цепочке «производитель - переработчик - потребитель» розничная цена молока увеличилась в 1,4 раза (рисунок).

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Ш Цена нр-знзЕвшлеяя * Ц?ш переработчика .. Цена пстресителя [розничная)

Рис. Динамика цен на молоко жирностью 3,2 % (в целом по РФ, июнь 2014-2017 гг.), в текущих ценах

За три года (2014-2017 гг.) цена закупки 1 кг молока молочными заводами в целом по Российской Федерации в июне месяце увеличилась на 3,7 руб., цена переработчиков - на 14,4 руб., цена потребителя (розничная) - на 16 руб.

В Ленинградской области по итогам 2016 г. в хозяйствах-бюджетополучателях полная себестоимость 1 кг молока была равна 20,7 руб., а цена реализации на молочные заводы - 24,2 руб., прибыль за 1 кг молока составила 3,5 руб., что больше, чем в 2010 г. на 1,3 руб. или 56,3%.

Для финансового благополучия и поддержания условий для расширенного воспроизводства, по мнению Е. Серовой, необходимо оптимальное соотношение ценовых пропорций 50:30:20, где 50% в конечной цене должно оставаться сельскохозяйственному товаропроизводителю, 30 - перерабатывающим предприятиям и 20% - розничных сетям.

Как видно из данных таблицы 1, указанные пропорции в цене на молоко для сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ пока не достигаются, поскольку по итогам 2016 г. они, по нашим расчетам, составили 45:37:18. Одним из способов борьбы с диспропорциями цен является переработка молока непосредственно в хозяйстве сельскохозяйственными организациями, специализирующимися на производстве молока.

Сельскохозяйственные организации, у которых налажен полный цикл от производства до реализации молока и молочной продукции, испытывают затруднения, одно из которых - сбыт продукции. Не у всех из них есть возможность открывать собственные магазины. Поэтому они обращаются в розничные сети и стараются завоевать своё место на «полке» магазинов.

Таблица 1 - Структура конечной стоимости реализованного молока в целом по РФ, в текущих ценах (декабрь 2010, 2014, 2015, 2016 гг.)

Показатели 2010 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отношение 2016 г., % к

г.* 2010 г. 2015 г.

Средняя цена сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализованное молоко коровье, руб. за 1 кг 16,3 20,9 20,8 22,8 139,9 109,6

Средняя цена переработчиков на молоко 3,2% жирности, руб. за 1 кг 29,6 29,3 39,7 41,9 141,6 105,5

Средняя потребительская цена на молоко 2,5-3,2% жирности, пастеризованное, руб. за 1 кг 34,8 37,5 54,6 51,1 146,8 93,6

Разница между: - ценой переработчиков молока и ценой сельскохозяйственных товаропроизводителей, руб. за 1 кг; 13,3 8,4 18,9 19,1 143,6 101,1

- розничной ценой и ценой переработчиков молока, руб. за 1 кг 5,3 8,2 14,9 9,2 173,6 61,7

Удельный вес цены реализации молока в розничной цене, % для:

- сельскохозяйственных товаропроизводителей 46,8 55,7 38,1 44,6 - 2,2 п. п. 6,5 п. п.

- переработчиков молока 38,1 22,4 34,6 37,4 - 0,7 п. п. 2,8 п. п.

- ритейла 15,1 21,9 27,3 18,0 2,9 п. п. - 9,3 п. п.

Составлено по данным источника [8]. * Данные взяты из источника [9, с. 76].

Вместе с тем при реализации молочной продукции через торговую сеть возникает ряд новых проблем. Во-первых, для реализации в торговых сетях необходим значительный объем производства и определенный ассортимент продукции. Во-вторых, несмотря на внесение изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [10], согласно которым оплата должна происходить в течение 10 рабочих дней, хозяйства до сих пор получают оплату более, чем через месяц, а некоторые ждут до 4 месяцев. В результате дебиторская задолженность у них увеличивается, нарастает недостаток оборотных средств. В-третьих, торговые сети не заинтересованы устанавливать высокую цену закупаемой у хозяйств продукции, но для производителей молока низкая цена не всегда покрывает затраты на его производство. В-четвертых, влияют монопольная власть транснациональных компаний PepsiCo и Danone и активная торговая политика члена Таможенного союза - Республики Беларусь, поставляющей на рынок РФ более дешевую молочную продукцию.

В таблице 2 представлены результаты наших исследований по расчету потребительской цены молока и молочной продукции в розничной сети «Лента» в г. Санкт-Петербурге. При этом были использованы коэффициенты перевода молока и молочной продукции с жирностью: молока 3,2%, сметаны - 20% и творога -9% в расчете на 1 кг молока базисной жирности.

В таблице приведены потребительские цены на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей Ленинградской области, под торговыми марками «Лосево» (СХП «Лосево», Выборгский район), «Живое молоко» (ООО «РосА-гро», Волосовский район) и «Молочная культура» (ЗАО «Сельцо», Волосовский район), транснациональных корпораций под торговыми марками «Домик в деревне» (PepsiCo) и «Простоквашино» (Danone), двух молочных заводов г. Санкт-Петербург под брендом «Сударыня» (МК «Галактика») и МЗ «Пискаревский», а также члена ЕАЭС - Республики Беларусь под брендом «Брест-Литовск» (ОАО «Савушкин продукт»).

Таблица 2 - Цена реализации молока и молочной продукции в розничной сети «Лента» (в ноябре 2016 г., г. Санкт-Петербурге), за 1 кг, руб., в текущих ценах

Производители молока и молочной продукции Молоко пастеризованное 3,2% жирности Сметана 20% жирности Творог 9% жирности

СХП «Лосево» 78,3 231,0 427,0

ООО «РосАгро» 73,2 310,6 257,6

ЗАО «Сельцо» 141,8 411,0 -

МК «Галактика» 77,3 182,5 -

МЗ «Пискаревский» 64,0 174,2 490,6

PepsiCo 58,1 211,2 -

Danon 63,4 244,4 409,1

ОАО «Савушкин продукт» 53,3 300,0 529,4

Рассчитано на основе изучения автором цен в продовольственных магазинах сети «Лента».

Сельскохозяйственные товаропроизводители Ленинградской области для более активной реализации своей молочной продукции предпринимают необходимые меры (создание интернет-магазинов, сайтов, где можно заказать свежую молочную продукцию онлайн, даже с доставкой на дом в пределах г. Санкт-Петербурга и т.д.). Однако по результатам исследования можно сделать вывод, что молочный рынок сам по себе не справляется с задачей справедливого распределения доходов по всей производственно-хозяйственной цепочке. Монопольное положение молочных заводов позволяет им снижать закупочную цену сырого молока, а вместе с ней и себестоимость переработанной молочной продукции.

Также отечественным товаропроизводителям особенно сложно конкурировать с представителями Республики Беларусь, потому что розничная цена 1 кг молока 3,2% жирности у них составляет 53,3 руб., а на продукцию ленинградских хозяйств - свыше 73 руб., со всеми вытекающими отсюда последствиями для спроса со стороны покупателей. С помощью значительной государственной поддержки отрасли товаропроизводители Беларуси могут снижать цену на молоко и молочную продукцию. Как отмечается в [11], уровень господдержки АПК в Беларуси в 2012 г. составлял 8,7% от валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров, в РФ - только 2,7% от стоимости сельхозпродукции. Кроме того, грамотная маркетинговая политика, а именно фасовка белорусской продукции в более мелкую тару, позволяет уменьшать цену единицы молочного продукта, что является привлекательным для потребителя, хотя в перерасчёте на 1 кг розничная цена выше в 1,5 раза. К такой же маркетинговой политике прибегают и транснациональные корпорации.

Поэтому хозяйства Ленинградской области должны реализовывать систему более активных мер по снижению производственных издержек, повышению качества молочной продукции и ее цены, т.е. быть инновационными [12], а значит конкурентоспособными на рынке молока. Постоянный мониторинг потребительских цен на молоко на всех уровнях управления, а также сохранение доли расходов федерального бюджета на сельское хозяйство в валовой добавленной стоимости сельского хозяйства РФ на уровне не ниже достигнутого показателя 2013 года (9,8%), будет способствовать созданию экономических условий для повышения устойчивости отрасли молочного скотоводства.

Список литературных источников:

1. Трусова, Н.А. О предпосылках для развития рынка молока в Северо-Западном федеральном округе / Н.А. Трусова // Материалы международной научно-практической конференции организации. Ростов-на-Дону, 5-6 октября 2016 г. - Ростов н/Д: АзовПечать, 2016. - С. 473-478.

2. Борхунов, Н. Цены, ценовые отношения и ценообразование в АПК / Н. Борху-нов // АПК: экономика, управление. - 2011. - №7. - С. 40-45.

3. Брылев, А. Распределение конечной цены потребления молочных продуктов / А. Брылев, И. Турчаева // АПК: экономика, управление. - 2005. - №7. - С. 65-70.

4. Гайсин, Р.С. Динамика цен на региональном рынке сельскохозяйственной продукции / Р.С. Гайсин, Р.К. Рахматуллин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №2. - С. 49-51.

5. Борхунов, Н. Цены и ценовые соотношения в АПК / Н. Борхунов // АПК: экономика, управление. - 2009. - №10. - С. 44-48.

6. Кэмпбелл, Дж. Р. Производство молока. / Дж. Р. Кэмпбелл, Р.Т. Маршалл; пер.

с англ. М.Н. Барабанщикова, В.Р. Зельнера, Д. В. Карликова, Е.Г. Коноплева. - М.: Колос, 1980. - 670 с.

7. Суровцев, В.Н. Щедрин Е.В. Волатильность цен на рынке молока: факторы, риски, последствия / В.Н. Суровцев, Е.Н. Частикова, Е.В. Щедрин // Молочная промышленность. - 2013. - № 1. - С. 27-30.

8. Аналитические обзоры рынка [Электронный ресурс] // Сайт Специализированного центра учета в агропромышленном комплексе. - Режим доступа: http:// www.specagro.ru/#/analytics/237 (дата обращения: 01.09.2017).

9. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в животноводстве при различных типах организации отрасли / В.Н. Суровцев, Ю.Н. Никулина, Е.Н. Частикова, У.Г. Сайгушева. - СПб.: Биотроф, 2012. - 130 с.

10. Федеральный закон № 273-Ф3 от 03.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/hotlaw/federal/775295 (дата обращения: 04.09.2017).

11. Господдержка АПК в Беларуси выше, чем в РФ и РК [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.foodnewsweek.ru/world/gospodderzhka-apk-v-belarusi-vyshe-chem-v-rf-i-rk.html (дата обращения: 01.09.2017).

12. Трусова, Н.А. О современных процессах модернизации производства в молочном скотоводстве / Н.А. Трусова // Материалы международной научно-практической конференции организации. 10 января 2017 г. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2017. - С. 245-250.

References:

1. Trusova N.A. On the preconditions for the development of the milk market in the North-West Federal District. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii organizatsii [Proc. of international scientific-practical conference of the organization]. Rostov-on-Don, AzovPechat'Publ., 2016. pp 473-478. (In Russian).

2. Borhunov N. Prices, price relations and pricing in the agroindustrial complex. APK: ekonomika, upravlenie [AIC: Economics, management], 2011, no. 7, pp. 40-45 (In Russian).

3. Brylev A, Turchaeva I. Distribution of the final price of dairy products consumption. APK: ekonomika, upravlenie [AIC: Economics, management], 2005, no. 7, pp. 65-70 (In Russian).

4. Gajsin R.S., Rahmatullin R.K. Price dynamics in the regional market of agricultural products. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy[Economics of agricultural and processing enterprises], 2000, no. 2, pp. 49-51 (In Russian).

5. Borhunov N. Prices and price ratios in the agroindustrial complex.APK: ekonomika, upravlenie [AIC: Economics, management], 2009, no. 10, pp. 44-48 (In Russian).

6. Kehmpbell Dzh. R., Marshall R.T. Proizvodstvo moloka [Production of milk]. Moscow, 1980. 670 p.

7. Surovtsev V.N., Chastikova E.N. Shchedrin E.V. Volatility of prices in the milk market: factors, risks, consequences. Molochnaya promyshlennost' [Dairy industry], 2013, no. 1, pp. 27-30 (In Russian).

8. The Ministry of agriculture of the Russian Federation//FSI "Specialized center of accounting in agriculture" Available at: http://www.specagro.ru/#/analytics/237 (accessed 1September 2017)

9. Surovcev V.N., Nikulina Yu.N., Chastikova E.N., Sajgusheva U.G. Osobennosti innovacionno-investicionnyh processov v zhivotnovodstve pri razlichnyh tipah organizacii otrasli [Peculiarities of innovation-investment processes in cattle breeding under different organizationtypes of the industry]. SPb, BIOTROF Publ., 2012. 130 p.

10. Federal law no. 273-FZ of 03.07.2016 "On amendments to the Federal law "On the bases of state regulation of trade activities in the Russian Federation" [Electronic resource]. Available at:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/775295 (accessed 4 September 2017) (In Russian)

11. State support of agriculture in Belarus is higher than in Russia and Kazakhstan Available at: http://www.foodnewsweek.ru/world/gospodderzhka-apk-v-belarusi-vyshe-chem-v-rf-i-rk.html (accessed 1 September 2017)

12. Trusova N.A. On the modern processes of production modernization in dairy cattle breeding.Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii organizatsii [Proc. of international scientific-practical conference of the organization]. Voronezh, 2017, pp. 245-250. (In Russian)

Factors forming consumer prices for dairy products

Trusova Natalia Aleksandrovna, postgraduatestudent

e-mail: [email protected]

Federal State Budget Scientific Institution 'The Northwest Research Institute of Agricultural Economics and Organization'

Abstract.The problems of forming consumer prices of milk and dairy products have been studied. The structure of the final price for sold milk in Russia and the distribution of income between the members of production and commercial chain have been considered. The analysis of the causes of price volatility for agricultural products in general and for milk and dairy products in particular has been given. The effect of the price of purchasing raw milk by dairy plants and the opportunities offered by milk processing directly on farms have been shown. The factors that constrain selling milk by agricultural enterprises of the Leningrad region in retail chains have been defined.

Keywords :dairy products, milk market, price volatility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.