Научная статья на тему 'Факторы формирования инновационной среды'

Факторы формирования инновационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION PROCESS / INNOVATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуклина З. Н., Мельникова И. Н.

Управление инновационной организацией осуществляется в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; изменяющиеся технологии, оборудование, требования к образовательному уровню исполнителей; возрастающие запросы наемных работников; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Таким образом, среда влияет на деятельность фирмы и обусловливает определенные требования. В данной статье рассматриваются основные проблемы и факторы формирования инновационной среды, благоприятной для развития бизнеса. Определяется специфика инновационной среды, её особенности. Даётся оценка внутренним и внешним факторам формирования благоприятной инновационной среды. На основе проведенного исследования предлагается выделить основные условия формирования и состав инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of the formation of an innovation environment

Management of an innovative organization is carried out in an environment, which consists of many elements: a market, which has its suggestions and requirements; shareholders, who are interested in receiving dividends and the enforcement of the proprietary right; a government with their tax and legislative requirements; partners, to which the organization is under obligations; changing technologies, equipment, requirements to the level of education of the performers; increasing requirements of employees; competitors’ activities; consequences of economic crises etc. Thereby, the environment influences the activities of the company and causes definite requirements. Major problems and factors of formation of an innovation environment, which is favourable for the development of business, are taken into consideration in the present article. The specificity of an innovation environment and its peculiarities are determined in it. The internal and external factors of the formation of a favourable innovation environment are estimated. It is suggested that the main conditions of the formation and the components of an innovation environment should be distinguished on the basis of the conducted research.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования инновационной среды»

УДК-

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

З.Н. Шуклина, И.Н.Мельникова

Управление инновационной организацией осуществляется в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; изменяющиеся технологии, оборудование, требования к образовательному уровню исполнителей; возрастающие запросы наемных работников; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Таким образом, среда влияет на деятельность фирмы и обусловливает определенные требования. В данной статье рассматриваются основные проблемы и факторы формирования инновационной среды, благоприятной для развития бизнеса. Определяется специфика инновационной среды, её особенности. Даётся оценка внутренним и внешним факторам формирования благоприятной инновационной среды. На основе проведенного исследования предлагается выделить основные условия формирования и состав инновационной среды.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная среда.

Современная российская экономика основывается на поиске и использовании инноваций для развития и повышения конкурентоспособности бизнеса. В основе модели инновационного развития лежит стабильная цепочка «инноваторы - наука (исследования и разработки) — производство (создание продукта) - спрос- предложение- рынок (реализация продукта)- потребление и удовлетворение спроса». В России есть слой инновационных компаний, в том числе довольно крупных (с оборотом до 100 млн. долларов), имеющих современную производственную базу, тесные связи с наукой и собственную исследовательскую базу. Однако остается актуальной проблема формирования инновационной среды, позволяющей быстро воспринимать и активизировать инновации.

Явные «традиционные» проблемы инноваций уже описаны в научных публикациях: слабый спрос на инновации внутри страны, разрыв между наукой и производством, несбалансированность законодательной базы. В экономике не востребованы российские инновации, потому что они не влияют на капитализацию компаний; во-вторых, в России не исчерпан до конца потенциал неинновационного развития.

Структура нынешней экономики была сформирована в результате процесса приватизации, который происходил в относительно доступных и быстро реализуемых условиях, которые существенно лучше рыночных. Все это в последние годы стало уже общим местом при рассуждениях об инновациях в России. Однако классические рыночные отношения требуют отлаженной работы самого рынка и инфраструктуры. Уже проявились проблемы с ростом инновационных компаний (вертикальное развитие), тиражированием опыта лучших

инновационных компаний и научно-производственных центров (горизонтальное развитие). И здесь обостряется вопрос поиска причин и решения проблем рождения и внедрения инноваций как инструментов конкурентной борьбы.[1,с.415]

При оценке возможности использования инноваций в конкуренции необходимо учитывать высокую рискованность для предпринимателя использования этого инструмента. Поэтому если у предпринимателя есть возможность использовать в конкурентной борьбе инструменты менее затратные и рискованные, чем инновации, то последние будут отложены в «долгий ящик». Чтобы предприниматель использовал инновационные способы в своей деятельности, необходимо, чтобы предпринимательские риски использования неинновационных инструментов конкуренции были выше рисков использования инноваций.[2,с.240]

Учитывая, что инновации - явление социальное, требуется абсолютно противоположная система вдохновляющих взаимоотношений, особая инновационная среда, когда от сотрудников ожидают предпринимательского творчества, а от руководителей - инновационно-предпринимательского лидерства. Тогда инновационная деятельность будет трактоваться как совокупность участников, процессов и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. При этом деятельность отражает особенности межотраслевых и отраслевых инноваций. Результатами своей инновационной деятельности

участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки, которые включены в инновационную среду.

Инновационная среда, по нашему мнению, гармоничная совокупность объектов, субъектов и сил, активизирующих деятельность по разработке, внедрению и эффективному использованию инноваций. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда - это отдаленное (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее косвенное (макросреда) и прямое (микросреда) влияние на состав, концентрированность и результат инновационной деятельности. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, правовая, научно- технологическая, экономическая и политическая сферы (СТЭП/ПЭСТ).[3,с.512]

Таблица 1

Условия формирования и состав инновационной среды_

Условия Внешняя среда Внутренняя среда

Растущий спрос на инновации Совокупность хозяйствующих объектов и движущих сил, оказывающих влияние на инновационную деятельность через элементы макросреды совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и на возможности фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества

Платежеспособный активный потребитель инноваций Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) Внутрифирменные отношения по разработке и внедрению инноваций

Высокая степень мотивации инновационного развития бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций) Активная маркетинговая деятельность по продвижению инноваций

Сбалансированная структура внешнего и внутреннего окружения фирмы Рынок капитала (инновационных инвестиций) Инновационно- ориентированные контактные аудитории

Интеграционные процессы на рынке по активизации конкуренции Звенья административной системы и инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс Связи и состояние элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность

Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность. Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы. Знание внешней среды обеспечивает формирование инновационного климата. Знание инновационной среды в целом образует инновационную позицию фирмы.

Все факторы внешней среды можно объединить в 2 группы:

1)Факторы, непосредственно влияющие на работу предприятия (поставщики, потребители, конкуренты и различные посредники);

2)Факторы, косвенно воздействующие на работу предприятия (состояние экономики, НТП, политические, демографические, природные и др.).

Влияние этих факторов формирует основные требования, предъявляемые изменчивой внешней средой к предприятию:

- уменьшение размеров;

- реорганизация;

- постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;

- немедленная реакция на изменения во внешней среде.

Внутренние факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия:

1.Наукоемкость производства и наличие исследовательских опытно конструкторских подразделений и эксперементальных производств.

2.Степень глубины переработки первичного сырья.

3.Уровень получаемой добавленной стоимости.

4.Длительность производственного цикла.

5.Длительность обращения.

6.Наличие непрерывных производств.

7.Тип производства на отдельно взятом предприятии отрасли ( массовое, крупносерийное и т.д.).

Макроокружение создает общие условия среды функционирования фирмы. В большинстве

случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако степень влияния его состояния на инновационную деятельность фирм неодинакова. Это связано с различиями как в сферах их деятельности, так и во внутреннем потенциале.

Анализ экономических составляющих внешней среды позволяет понять, как формируется и распределяется инновационный ресурс, какова величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, научнообеченность и степень их влияния на инновационную деятельность. Анализ правового регулирования предполагает наличие корректных законов об инновациях, изучение законов, установление правовых норм и определение границ действий во взаимоотношениях с другими субъектами и применяемые методы отстаивания своих интересов. Анализ политической составляющей проводят для того, чтобы ясно представить намерения органов государственной власти в области инновационной деятельности, в ходе анализа выясняют какие инновационные программы предлагают различные общественные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, каково отношение правительства к различным отраслям экономики региона страны и какие возможны изменения в законодательстве.

Итак, инновационная среда обусловливает скорость и эффективность внедрения инноваций, повышение конкурентоспособности бизнеса и уровня решения проблем инновационного развития.

Management of an innovative organization is carried out in an environment, which consists of many elements: a market, which has its suggestions and requirements; shareholders, who are interested in receiving dividends and the enforcement of the proprietary right; a government with their tax and legislative requirements; partners, to which the organization is under obligations; changing technologies, equipment, requirements to the level of education of the performers; increasing requirements of employees; competitors' activities; consequences of economic crises etc. Thereby, the environment influences the activities of the company and causes definite requirements. Major problems and factors of formation of an innovation environment, which is favourable for the development of business, are taken into consideration in the present article. The specificity of an innovation environment and its peculiarities are determined in it. The internal and external factors of the formation of a favourable innovation environment are estimated. It is suggested that the main conditions of the formation and the components of an innovation environment should be distinguished on the basis of the conducted research.

The key words: innovation, innovation activity, innovation process, innovation environment.

Список литературы

1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие - ("Высшая школа менеджмента". 2006.-415с.

2. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями: Питер,2001. - 240С.

3. Управление технологией и инновациями в Японии. Издательство: Волтерс Клувер, 2009 .512 с.

Об авторе

Шуклина З.Н. - доктор экономических наук, профессор кафедры таможенного дела и маркетинга БГУ им. академика И.Г.Петровского

Мельникова И. Н., аспирант БГУ им. академика И.Г. Петровского

Factors of the formation of an innovation environment Shuklina Z.N., Doctor of Economics, Professor, Customs and Marketing Department, Bryansk State University n.a. I.G.Petrovskiy. Melnikova I.N., Postgraduate, Bryansk State University n.a. I.G.Petrovskiy.

annotation

Информация об авторе:

На русском языке На английском языке

Фамилия Шуклина Shuklina

Имя Зинаида Zinaida

Отчество Николаевна Nikolaevna

Ученая степень Доктор экономических наук Doctor of Economic Sciences

Ученое звание Доцент Reader/Docent

Место работы Брянский Государственный Университет Bryansk State University

Должность Профессор кафедры маркетинга Professor, Department of Marketing

Телефон рабочий 89051750567 89051750567

Телефон домашний +7(4832)520901 +7(4832)520901

Адрес работы г. Брянск, ул. Бежицкая, 14 g. Brjansk, ul. Bezhickaja, 14

Адрес домашний г. Брянск, ул. Литейная, д. 34, кв.32 g. Brjansk, ul. Litejnaja, d. 34, kv.32

mail Zn-shuklina@vandex.ru Zn-shuklina@yandex.ru

Фамилия Мельникова Melnikova

Имя Ирина Irina

Отчество Николаевна Nikolaevna

Место учёбы Брянский Государственный Университет, аспирантка 1 курса, специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством» Bryansk State University

Телефон: 89192936139 89192936139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.