УДК 113
Безотосный Игорь Александрович
соискатель кафедры социологии,
политологии и права
Института по переподготовке
и повышению квалификации преподавателей
гуманитарных и социальных наук
Южного федерального университета (ИППК ЮФУ)
тел.: (863) 264-19-12
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РОССИИ
Bezotosniy Igor Alexandrovich
post-graduate student of the chair of sociology, politology and law, Institute for retraining and advanced training of teachers of humanitarian and social sciences, Southern Federal University tel.: (863) 264-19-12
FACTORS OF FORMATION AND REPRESENTATION OF POSITIVE IMAGE OF RUSSIA
Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования позитивного имиджа России. Рассмотрены процессы экспликации и репрезентации позитивного имиджа, их уровни и практика. Уделено внимание механизму формирования положительных образов в общественном сознании, их развития и разрушения. Также рассмотрены функции и структура имиджа государства, приведены результаты разных лет опросов россиян на данную тему. Сформулированы выводы относительно имиджевой стратегии российской идеологии на ближайшее будущее.
Ключевые слова:
репрезентация и экспликация имиджа, репутационный капитал, позитивный имидж, национальный образ, идеологический конструкт, общественное сознание.
The summary:
The article is devoted to the problem of formation of positive image of Russia. The processes of explication and representation of positive image, their levels and practice are considered. The attention is paid to the mechanism of formation of positive images in public consciousness, their development and destruction. The functions and the structure of state image are also considered in the article and the results of Russians surveys in different periods are given. The conclusions concerning image strategy of Russian ideology for the nearest future are formulated.
Keywords:
representation and explication of the image, reputational capital, positive image, national image, ideological construction, public consciousness.
Общество всегда пропагандирует определенные имиджи как престижные и достойные подражания. Поэтому имидж можно рассматривать как способ коммуникации субъекта с миром, в основе которого -позитив, выражающий влечение к социальному успеху. В достижении этого успеха субъект использует в качестве средства самого себя, адаптируя свое желание успеха и свои возможности к известным образцам группового восприятия, групповым оценкам и групповым эффектам поведения [1].
Экспликация и репрезентация позитивного имиджа России осуществляется на двух уровнях: как саморефлексии экспертов и как символический конструкт СМИ [2]. Картина мира в массовом сознании противоречива, сведения о странах замещаются упоминаниями их названий в связи с событиями и их лидерами. Образы страны, формируемые СМИ, накладываются на эти мифы и стереотипы в сознании людей. Поэтому реинтеграция постсоветского пространства, основанная на общем историческом прошлом, непривлекательна. К тому же образ страны, созданный коллективным сознанием народа, зависит от особенностей национального характера этого народа, от тенденций в его культуре, языке, истории, от экономической, социальной и языковой политики, их влияния на народ.
Положительное впечатление о стране - это ее репутация, то есть общественное мнение, сложившееся на основании качеств, достоинств, недостатков данной страны. Недаром говорят о репутационном капитале государства — комплексном и системном явлении, состоящем из многих взаимосвязанных элементов (символики, имиджа, бренда, авторитета и т.п.). Репутационный капитал современной России в современных условиях приобретает все большее теоретическое и практическое значение, он становится одним из важнейших направлений выбора будущего, получая технологическое измерение, преобразуя ход социально-политического развития страны в глобальном мире [3].
Конструируемый позитивный образ-имидж отражает представления собственного социума, которые не обязательно совпадают с ее объективными характеристиками. Проблемы этого несовпадения и, соответственно, искаженность образов России в других странах связывают с собственным кризисом национальной идентичности.
Как же создать положительное впечатление о России, то есть построить матрицу ее позитивного восприятия? Ю.В. Быба отмечает, что формирование восприятия имиджа России как сильного государства, действующего на благо каждого гражданина по всем основным направлениям работы государства, позволит в случае необходимости переключать внимание общественности с одного направления деятельности на другое, поддерживая имидж страны в целом позитивным. Он предлагает использование в качестве центрального мотива в позиционировании российского государства следующий: «Россия - это государство: 1) сильное, готовое защитить своих граждан, сделать их жизнь более безопасной, 2) способное обеспечить условия для достойной жизни своих граждан, 3) благодаря деятельности которого мир получает новые привлекательные образцы культуры» [4].
С.В. Балюк выделяет основные структурные элементы образа страны как системы представлений об этой стране. Прежде всего страна всегда существует в рамках определенной территории и не может быть отделена от нее. Поэтому в образе страны присутствуют представления о географическом положении. Географический образ может включать в себя размер территории страны, географическое расположение, принадлежность к определенному геополитическому региону, географические объекты (города, моря, реки, горы и
т.д.), климатические условия, экологическую ситуацию, представителей флоры и фауны и т.п. Важной составляющей образа страны является отношение к гражданам государства. Здесь, на наш взгляд, необходимо выделить следующие элементы: численность населения, состояние здоровья, демографический состав, вопросы, связанные с брачным поведением, черты внешности, социопсихологические характеристики, бытовую культуру и образ жизни. Помимо этого можно добавить элементы, связанные с историей государства, — исторические события и исторические мифы. Структура, как правило, предусматривает иерархию своих элементов. Однако в случае с построением модели структуры абстрактной страны ни один из обозначенных нами элементов не является доминирующим. В определенных ситуациях преобладают, например, географические характеристики, в других — фигура известного политика или стереотипы относительно населения [5].
Имидж как публичный образ формируется для выхода в практическую сферу, реализации планов, достижения статуса в подвижной социальной реальности. Социокультурные функции имиджа связаны с «восприятием меня другими», с тем впечатлением, которое производится посредством образа, а также с понятием социальных ролей. Человек действует в соответствии с целью создать определенное впечатление, которое вызовет конкретные желательные реакции, или подает себя так, как принято в его социальной группе. Имидж, следовательно, рассчитан, ориентирован на ожидания, на временной контекст, на соответствующие ситуации. Начинается имидж с внешнего облика, а заканчивается на уровне поведения, это системное качество, поэтому определять имидж необходимо целостно, не сводя только к одной формулировке [6, с. 46.].
Онтологическая экспликация положительного впечатления о России осуществляется посредством приведения конструируемой реальности к узнаваемым, привычным формулам - клише, которые выступают некими индикаторами усвоения имиджа в массовом сознании. Публичное обсуждение контуров идеологии как набора идейных ориентиров, вербализуемых государственной властью, фокусируется на задаче выработки адекватного дискурса, который служил бы фактором общенациональной государственной консолидации. В дискурсивных поисках новой национальной идеи и медийных репрезентациях ее контуров проглядывают элементы советского идеологического опыта.
Но серьезным препятствием на пути формирования и распространения позитивного имиджа России становится разочарование в действительности, что ведет к усилению ностальгических настроений, «тоски по прошлому». По общероссийском опросам, от 40 до 60 % населения страны в разных формах хотели бы возрождения СССР. В связи с этим логичным выглядит тот факт, старшее поколение в большинстве своем (54 % опрошенных) «золотым веком» России (когда простым людям жилось лучше всего) признают годы, когда страной руководил Л. Брежнев, а в нашей выборке эту альтернативу выбрали 25 % опрошенной молодежи. При этом недалекое прошлое (горбачевская, ельцинская эпохи) лидирует по негативным оценкам во всех возрастных категориях, свидетельствуя и о низком уровне социально-психологического самочувствия людей, и о низкой степени адаптации различных поколений, в том числе молодежи и их родителей, непосредственно столкнувшихся с проблемами переходного периода [7].
Неудовлетворенность жизнью ведет к тому, что порядок, стабильность ассоциируются в общественном сознании с советской эпохой. Имперские символы и механизмы социальной и ментальной идентификации действуют и по настоящее время, их активно использует власть в своей PR-деятельности.
Позитивный имидж - одна из констант, определяющих содержание социокультурных коммуникаций современной России. Формы репрезентации имиджа в разных идейно-политических и исторических контекстах, обусловленных мировоззренческим плюрализмом, обретают в обществе новые культурные смыслы, но вместе с тем сталкиваются и с серьезными проблемами и противоречиями, прежде всего, обусловленными расхождением между декларациями и реальностью.
Отталкиваясь от заявленного ранее подхода, что позитивный имидж России как коммуникативнокогнитивное процессуальное явление реализуется посредством тематически выраженных семиотических образований (текстов в широком смысле) в единстве их лингвистического, ментального и предметного аспектов, определим содержание социокультурного закрепления и продвижения позитивного имиджа России.
Формирования имиджа предполагает, в первую очередь, оказание влияния на восприятие разных целевых аудиторий. Поэтому обозначим его функции в системе воздействия на общественное сознание.
Когнитивная функция позитивного имиджа России представляется одной из ведущих в силу того, что содержание культуры формируется, выражается, распространяется и поддерживается через язык и с помощью языка. Эта функция предполагает не столько формирование и распространение определенного знания в определенном культурном пространстве, сколько создание условий для возникновения данного знания.
Ценностная функция позитивного имиджа России выражается в том, что с его помощью дается оценка статуса страны, формируется определенное отношение к ней. Ценностная функция ориентирована также на формирование и поддержание социальных и культурных ценностей, легитимацию социокультурных практик.
Информационно-коммуникативная функция предполагает, что с помощью позитивного имиджа осуществляется определенное воздействие на уровень общественного сознания, совокупность представлений.
Конструирование имиджа страны осуществляется посредством процедуры позиционирования, то есть определения места объекта в социальном или политическом пространстве и приписывания ему соответствующих индивидуальных характеристик. По отношению к государству (стране) позиционирование можно охарактеризовать как определение его места и роли в социальном и ментальном пространстве, показ уникальности, особых свойств государства как психологически воспринимаемого объекта при одновременной его привлекательности в целях повышения «репутационного капитала».
Преподнося себя в выгодном свете, государство как бы определяет имиджевую «нишу», которая впоследствии будет заполняться в ходе конкретных имиджевых акций. Для заполнения этой ниши государство стремится использовать лучшее, что у него имеется, обеспечивая «положительную узнавае-
мость». Позиционирование как необходимый подготовительный этап для оптимизации имиджа ведет к тому, что за страной закрепляется определенная репутация.
Важным этапом социальной трансляции содержания имиджа является закрепление этого содержания в структуре личности в форме личностных приоритетов [8]. Проблема закрепления в массовом и индивидуальном сознании позитивного имиджа России обусловлена тем, что современное пространство коммуникаций соткано из образов и имиджей. Их влияние на общественное сознание, мотивацию поведения поддается максимально гибкому ситуативному расширению или, наоборот, сужению. Образы и имиджи становятся все более значимыми участниками процесса конструирования социальной идентичности, объектом массовой культуры, привычной частью повседневности, посредством легко доступных обыденному сознанию символов и форм. Образы, с помощью которых выстраивается дискурс, фиксируют и отражают те представления об институтах и акторах социального взаимодействия, которые признаются самими носителями образов как значимые.
Позитивный имидж России достаточно активно производится и продвигается в современной медиакультуре (на каналах телевидения, в популярной журналистике), опираясь на символические средства вербального и визуального порядка. При этом, как удачно подмечает Г.И. Зверева, в современной российской публичной политике обычно используются готовые дискурсивные формулы. Основными «единицами» национал-патриотического мобилизационного дискурса являются такие базовые слова, как Россия, Родина, Отечество, народ, нация, патриотизм, единство, враг, терроризм, война, защита, армия, героизм, победа. Имитация порождения новых форм создается главным образом за счет интенсивного обмена или переконфигурации языка, который привычен, известен «обычному человеку» и может быть сведен к «самому простому» и понятному. Рефлексия в процессе продвижения идеологических конструктов выглядит избыточной и, более того, противопоказана его успешному потреблению [9].
Эффективность продвижения позитивного имиджа России в обществе в значительной степени определяется эффективностью процесса монополизации информационно-медийных ресурсов и созидания общего пространства нормативно-регулятивных риторических (языковых) стратегий. Не рефлексируе-мая, но вполне отчетливая потребность части постсоветского общества в авторитетном «учителе», «пророке» компенсируется деятельностью владельцев и производителей массовой медиа культуры, присваивающих себе функции модераторов-посредников (популярные журналы, телевизионные новости и публицистика, телевизионные сериалы и развлекательные программы и проч.), способных давать язык для артикуляции умонастроений и выражения групповых желаний.
И.Я. Рожков полагает, что создание положительного образа России в ее границах и за пределами страны - задача потенциально разрешимая. Решение - не только в радикальных изменениях в стране, но и в долговременной, системной организационной и коммуникационной деятельности. Ее технологическая база - обоснованный конъюнктурными и социологическими исследованиями концептуальный подход, централизация и координация целенаправленных, имеющих четкое видение проблем рекламнокоммуникационных действий при постоянном мониторинге их результатов. Образ страны должен быть аргументирован и структурирован так, чтобы виртуальное воспринималось как реальность. Для эффективного использования в публикациях и мероприятиях, формирующих положительный бренд-имидж России, должна быть создана «система координат» - система четко определенных и удобных для целевого использования визуальных, вербальных и аудиальных решений. Информация, создающая бренд-имидж, обязана нести энергетический заряд, стимулировать мыслительный процесс, заставлять индивидуумов соотносить ее со своими нуждами и чаяниями, вовлекать их в заинтересованный диалог, деятельное участие.
Чтобы бренд-имидж страны в течение времени не подвергся эрозии, он должен строится на четкой, не подвергающейся воздействию времени платформе - философии, целях и ценностях. Основой, идеологическим фундаментом такой платформы является национальная идея. Она должна быть адаптационной, прагматичной, использующей особенности геополитических и экономических ситуаций, возникающих в мировом пространстве. В качестве рабочей формулы имиджа бренда «Россия» может быть принят следующий вариант: «Нужная миру, богатейшая по своим ресурсам, быстро набирающая силу и уникальная по своей культуре и возможностям евразийская страна, достойная понимания, уважения и плодотворного сотрудничества» [10].
Однако вряд ли следует все возлагать только на государство. Общество также призвано заботиться, чтобы формируемая личность усвоила выработанную им совокупность требований и норм, восприняла основы накопленных мировоззренческих знаний. В условиях гражданского общества воспитание гражданина осуществляется по вектору - от социума к индивиду. Механизм овладения ценностями культуры и гражданственности носит избирательный характер, отталкиваясь от особенностей, способностей, наклонностей и дарований каждой конкретной личности. Соответственно, отношение к позитивному имиджу России обусловлено во многом именно уровнем культуры, патриотизма, гражданственности конкретного человека. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, как россияне воспринимают власть, каков их уровень жизни и благосостояния. В противном случае позитивный имидж России будет восприниматься как обычная риторика и декларация властных субъектов.
Ссылки:
1. Захарчук П.А. Социокультурные технологии формирова- 1. ния имиджа: автореф. дисс. ...канд. социол. наук.
Майкоп, 2008.
2. Адилов В. Подходы к формированию и разработке ими- 2. джа страны. URL: www.dialog.kz/
References (transliterated):
Zaharchuk P.A. Sotsiokul'turnye tehnologii formirovaniya imidzha: avtoref. diss. ...kand. sotsiol. nauk. Maykop, 2008.
Adilov V. Podhody k formirovaniyu i razrabotke imidzha strany. URL: www.dialog.kz/
3. Анохин М.Г., Гришин О.Е. Репутационный капитал современной России; проблемы, опыт, технологии формирования // Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом: сборник тезисов. М., 2009, С. 9-12.
4. Быба Ю.В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 2008.
5. Балюк С.В. Возможности социологического подхода к изучению феномена образа страны // Имидж государства/региона в современном информационном пространстве: матер. симпозиума 23-24 марта 2009 г. / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2010. С. 10-11.
6. Калюжная Е.Г. Имидж: предыстория и культурологическое обоснование феномена // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 47.
7. Великая Н. Зомби или революционеры? Политическая социализация молодежи в контексте исторического сознания. URL: polit.ru/2005/09/
8. Захарчук П.А. Указ. соч.
9. Зверева Г. Вечная война // Критическая масса. 2005. № 2.
10. Рожков И.Я. Проблема формирования сильного бренда «Россия» и технологии брендинга в ее решении // Имидж государства/региона в современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2010. С. 302-306.
3. Anohin M.G., Grishin O.E. Reputatsionniy kapital sovremen-noy Rossii; problemy, opyt, tehnologii formirovaniya // Obraz Rossii v kontekste formirovaniya kul'tury tolerantnosti vnutri strany i za rubezhom: sbornik tezisov. M., 2009, P. 9-12.
4. Byba Y.V. Imidzh sovremennogo Rossiyskogo gosudarstva: sostoyanie i perspektivy formirovaniya: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. M., 2O08.
5. Balyuk S.V. Vozmozhnosti sotsiologicheskogo podhoda k izucheniyu fenomena obraza strany // Imidzh gosudarstva/regiona v sovremennom informatsionnom prostranstve: mater. simpoziuma 23-24 marta 2009 g. / executive ed. A. D. Krivonosov. SPb., 2010. P. 10-11.
6. Kalyuzhnaya E.G. Imidzh: predystoriya i kul'turologicheskoe obosnovanie fenomena // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. No. 47.
7. Velikaya N. Zombi ili revolyutsionery? Politicheskaya sotsi-alizatsiya molodezhi v kontekste istoricheskogo soznaniya. URL: polit.ru/2005/09/
8. Zaharchuk P.A. Op. cit.
9. Zvereva G. Vechnaya voyna // Kriticheskaya massa. 2005. No. 2.
10. Rozhkov I.YA. Problema formirovaniya sil'nogo brenda «Ros-siya» i tehnologii brendinga v ee reshenii // Imidzh gosudarstva/regiona v sovremennom informatsionnom prostranstve: materials of symposium March 23-24, 2009. / executive ed. A. D. Krivonosov. SPb., 2010. P. 302-306.