АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338
на. Волкова ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ас. Набойченко ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. В статье представлены факторы, которые необходимо учитывать при формировании и реализации промышленной политики предприятии нефтехимического комплекса. Обоснована важность промышленной политики в кризисных условиях. Проанализированы тенденции развития мировой и российской нефтеперерабатывающей промышленности. Изучена специфика нефтехимического комплекса, предложены программные мероприятия по совершенствованию промышленной политики, обеспечивающей устойчивое развитие отрасли.
Ключевые слова: промышленная политика, нефтехимический комплекс, ключевые факторы, кластер, инновации.
№na Volkova THE FACTORS OF FORMATION AND
Anna Naboychenko IMPLEMENTATION OF PETROCHEMICAL
INDUSTRIAL POLICY
Annotation. The article presents the factors that must be considered for formation and implementation of industrial policy of petrochemical companies. The importance of industrial policy during the crisis conditions was also explained. In addition, the tendencies of development of oil refining industry in Russia and worldwide were analysed. Moreover, the the specificity of the petrochemical industry was studied. And finally, the measures for the industrial policy improvement were proposed.
Keywords: industrial policy, petrochemical complex, key factors, cluster, innovation.
Российский нефтехимический (НХ) комплекс является базовой структурообразующей частью российской экономики (формируя свыше 25 % ВВП) и важнейшей составляющей ее внешнеэкономического потенциала. Мировая нефтехимическая промышленность развивается темпами, превышающими рост экономики в 1,3 раза, при этом производство базовых нефтехимических продуктов (этилена, пропилена, бензола, ксилолов и др.) растет в 1,8 раза быстрее ВВП. Однако производственно-технологическая структура российского НХ-комплекса не отвечает современным мировым требованиям глубокой переработки углеводородных ресурсов: например, по суммарному удельному весу вторичных и деструктивных процессов отечественная нефтепереработка в 2-3 раза отстает от ведущих стран. При этом в структуре добавленной стоимости доля НХ комплекса составляет 21 % к ВВП, а доля высокотехнологичной нефтехимической продукции в ее экспорте не превышает 10 %. Как следствие, потребление нефтехимической продукции на душу населения в России в 2-3 раза ниже среднемирового уровня, а импорт, например, современных пластиков превышает 30 %.
Ситуация осложняется также отсутствием эффективной регуляторной среды в нефтехимической отрасли, что, по оценкам, приводит к удорожанию инвестиционных проектов на 2030 %. Кроме того, необходимо отметить, что государственное регулирование в странах, являющихся
© Волкова Н.А., Набойченко А.С., 2015
основными конкурентами российских компаний на нефтехимическом рынке, значительно более гибкое
В этой связи особого внимания заслуживают проблемы разработки и апробации методов экономического обоснования и выбора направлений научно-технологической диверсификации, необходимо формирование методологической и нормативной базы оценки эффективности диверсификации нефтехимического бизнеса с учетом комплекса научно-технологических, организационно-экономических и социально-политических факторов развития интеграционных процессов в мировой нефтехимической индустрии.
Необходима глубокая научно-теоретическая и методическая проработка вопросов формирования системы стратегического планирования и механизмов трансформационного развития нефтехимических кластеров, учитывающие комплексность и особенности ресурсной базы нефтехимии, многовариантность схем и технологий переработки углеводородных ресурсов, а также особенности развития альтернативных секторов и рынков продукции, получаемой на основе био- и нанотехноло-гических инноваций, существенно изменяющих структуру потребления и рынки мировой нефтехимии (развитие биополимерной индустрии, производства нанокомпозитных материалов, биофармацевтических препаратов).
В России промышленная политика имеет свою историю и свою специфику. Необходимость проведения промышленной политики, изучение факторов, которые должны учитываться при формировании и реализации промышленной политики, определения ее приоритетов и базовых направлений применительно к российской экономике в целом и к отдельным территориям в частности является предметом многочисленных дискуссий между представителями власти, бизнеса и общества. В настоящее время проблема разработки осмысленной промышленной политики важна, так как она должна определить концепцию дальнейшего устойчивого развития страны. При исследовании особенностей политики государства, региона и предприятий значительное внимание должно отводиться выявлению проблем и факторов развития, а также их вкладу в потенциал развития, в достижение конкретных результатов хозяйственной деятельности, а также в виде проявления отдельных направлений политики, например, кластерной. Управление инновационной диверсификацией нефтехимии на основе нефтехимических кластеров позволит создать необходимые институциональные, инвестиционные и организационно-мотивационные условия для скоординированной реализации многоуровневых инновационных проектов и программ развития российской нефтехимии и обеспечить необходимый симбиоз интересов бизнеса, органов власти и общества при реализации программно-целевой модели стратегического управления развитием нефтехимического комплекса.
В качестве основных факторов, влияющих на выбор приоритетов промышленной политики, выступают характер конкурентных преимуществ России в контексте мирового хозяйства, преобл а-дающая в обществе идеология, а также особенности менталитета населения и национальной модели управления, исторически сложившаяся структура экономики [5, с. 112].
На промышленную политику в значительной мере влияет степень использования организационно-экономических факторов развития предприятий, а также совокупность рисков, которые потенциально формируют проблемы устойчивого экономического развития хозяйствующих субъектов [6, с. 48-52].
Так, для повышения конкурентоспособности нефтехимического комплекса необходимо постоянно отслеживать инновационные, технологические, экологические, маркетинговые, кадровые, инфраструктурные и другие факторы развития и анализировать опыт и достижения предприятий -лидеров, чтобы использовать опыт их развития и оценить место в отрасли, занимаемое предприятием.
Важно подчеркнуть, что сегодня важными факторами, определяющими состояние внутреннего рынка нефтехимической продукции, выступают:
- чрезмерный приток импортных товаров, вытесняющий с внутреннего рынка многие виды
отечественной продукции;
— низкие потребительские качества, ограниченная номенклатура (по видам и маркам) части нефтехимической продукции и существенный рост цен на продукцию нефтехимической отрасли вследствие опережающих темпов роста цен на энергоносители, технологическое сырье и транспортные тарифы;
— неготовность потребляющих секторов экономики к разнообразной переработке и использованию новой нефтехимической продукции.
В ходе проведенных исследований выявлены ключевые факторы, которые должны учитываться при формировании и реализации промышленной политики предприятий нефтехимического комплекса.
Инновационные факторы: для отрасли, при всей ее важности, характерна низкая инвестиционная привлекательность, низкий уровень затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Так, если в 2005 г. доля инвестиций в долгосрочные проекты химической промышленности составляли 24 %, то к 2013 г. этот показатель сократился до 6 %. По данным The Global R&D Funding Forecast, в 2013 г. расходы на НИОКР в России оцениваются в 1,04 % ВВП против 1,65 % ВВП в Китае, 2,66 % ВВП в США, 3,48 % ВВП в Японии, 3,62 % ВВП в Швеции.
При этом сегодня научный потенциал нефтехимической промышленности формируют 89 научно-исследовательских и проектных организаций, из которых 27 ГУП, в том числе 3 государственных научных центра, и 12 компании с участием государства. Следует отметить высокий уровень научных школ, созданных в ряде институтов: ФГУП «ГНЦ РФ «НИФХИ им. Л.Я. Карпова», ФГУП ГНЦ РФ «ГНИИХТЭОС», ФГУП «ГНЦ «НИОПИК», а также институты ГУП «НИИ полимеров», ПАО «НИИЭМИ», ФГУП «ВНИИСК», ФГУП «НИИ Синтез».
Однако научно-техническая деятельность отраслевых предприятий не оказывает существенного влияния на состояние нефтехимического комплекса. Продолжается увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-технических разработках и тем, что предлагают научно-исследовательские организации. В ходе реформ постепенно снизилась роль головных научных центров, утрачена возможность концентрации научных сил на приоритетных направлениях. Отсюда, доля производства высококачественных, отвечающих современным требованиям, материалов ниже, чем в развитых странах в 1,5-2 раза, качественные показатели около 30 % отечественной нефтехимической продукции не отвечают требованиям мировых стандартов.
В этой связи на среднесрочную перспективу основными целями в научно-технической и инновационной сфере будут являться:
— поддержка научно-технического потенциала отрасли;
— комплексное техническое перевооружение нефтехимического сектора экономики;
— стимулирование инновационной деятельности в нефтехимическом комплексе, направленной на разработку и внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий;
— повышение спроса на научно-технические новшества;
— обеспечение благоприятного инвестиционного климата в химическом комплексе;
— совершенствование нормативно-правовой базы, гарантирующей права инвесторов;
— страхование инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;
— повышение уровня управления кредитными рисками;
— улучшение системы амортизационных отчислений, введение ускоренной амортизации основных фондов;
— осуществление антиинфляционной политики;
— совершенствование механизма ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий.
Технологические факторы: следует выделить высокий физический и моральный износ значительной части основных производственных фондов, низкую эффективность использования природных ресурсов. Так в целом по экономике в 2013 г. износ основных фондов находился на уровне в 46,4 %. Это значение, хоть и незначительно, но превышает уровень износа основных фондов за все посткризисные годы, в том числе оно выше значения показателя 2008 г. на 3,0 п.п. Износ основных фондов по сфере добывающей промышленности в 2013 г. превышал средний износ по всей экономике в целом на 5,9 п.п. и составлял 52,3 %. Это один из самых высоких уровней износа основных фондов среди всех секторов промышленности. Так, износ основных фондов в сфере обрабатывающих производств в 2013 г. составил 43,6 % [10].
Экологические факторы: отрасль включает экологически опасное производство, загрязнение окружающей среды, трудно перерабатываемые отходы. Химическая и нефтехимическая промышленность является значительным источником загрязнения окружающей среды. По валовым выбросам вредных веществ в атмосферу химический комплекс занимает десятое место среди отраслей промышленности, по сбросам сточных вод в природные поверхностные водоемы - второе место. Так, например, осенью 2014 г. был оштрафован ОАО «Газпромнефть-МНПЗ», так как в районе Кожухово экологи зафиксировали превышение в атмосфере содержания стирола в 2,5 раза.
Маркетинговые факторы: в отрасли отмечается низкая рентабельность продаж, довольно высокая конкуренция со стороны импортной нефтехимической продукции. Так еще в 1992 г. уровень рентабельности продукции в этой отрасли составлял 59,6 %, а уже в 2010-2013 гг. рентабельность нефтехимического производства составляла всего лишь 19,2-24,1 %.
Конъюнктурные факторы определяются влиянием рынков сырья, готовой продукции и факторов производства на развитие нефтехимического комплекса. Перечисленные факторы, влияющие на экономическое состояние РФ, это динамика цен на российские экспортные товары (прежде всего, это нефть, газ и металлы), поведение доллара США и валют развивающихся стран, действия монетарных властей и другие.
Инфраструктурные факторы определяются степенью инфраструктурного развития национальной и региональной экономических систем. Возникновение инфраструктуры обусловлено развитием промышленности, которое стимулирует появление новых видов производств, обслуживающих и интегрирующих с ней отраслей, форм деятельности. Так, например, в Республике Татарстан на 12 технопарков приходится один венчурный фонд, один инвестиционный фонд и один инновационно -технологический центр. Таким образом, оказывается элементов инновационной инфраструктуры больше чем элементов рыночной инфраструктуры. Но как показывает практика, количество не гарантирует качества и скорости трансфера технологий в промышленный комплекс, так как не обнаруживается взаимодействия с рыночными элементами. При этом инфраструктура лежит в основе процесса промышленной агломерации, при котором новые отрасли концентрируются вокруг уже сложившихся индустриальных кластеров. Так, по всей видимости, формирование автомобильного кластера вокруг Санкт-Петербурга, включая нефтехимические производства, было бы почти невозможно при отсутствии близлежащего порта, достаточно густой дорожной сети и надежного энергоснабжения.
Социальные факторы определяют конкурентоспособность социально-экономических систем как территории благоприятной для проживания населения и качество их жизни [6, с. 11].
Финансовые факторы влияют на ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета, неадекватная налоговая нагрузка приводит к уходу предприятий от уплаты налога или вообще к их переходу в теневую экономику. За последние три года доля предприятий, где ухудшилась спросо-вая ситуация по сравнению с предыдущим годом, превысила долю тех, где наблюдался рост (17 % и 16 % соответственно). В результате подавляющее большинство компаний (64 %) не смогли увеличить
объем производства, что отразилось и на их финансовом положении. Например, по итогам 2014 г. ПАО «УРАЛХИМ» сократил выпуск товарной продукции на 6,5 %. Основное падение пришлось на сегмент фосфорных удобрений (90 % к 2013 г.), следует из отчета компании. Совокупный объем производства по итогам прошлого года составил 5,64 млн т продукции, тогда как в 2013 г. было выпущено 6,04 млн т. Объемы выработки фосфорсодержащих удобрений сократились на 391 тыс. т до 41 тыс. т.
Квалификационные факторы обуславливают повышение требований к квалификации персонала, нехватка высококвалифицированных кадров, невысокий уровень затрат на подготовку и переквалификацию кадров.
Очевидно, разработка новейших технологий и их внедрение невозможны без подготовки высококвалифицированных и узкоспециализированных кадров, обладающих особыми специфическими знаниями, необходимыми для проведения инновационных преобразований нефтехимического комплекса России. Необходимость оперативного повышения квалификации рабочих кадров организации без отрыва персонала от основной производственной деятельности привела к созданию внутрикорпоративных учебных центров. К ним относят, например, научные площадки. Суть их заключается в неразрывной производственной и исследовательской деятельности. Эта неразрывная связь реализуется следующим образом: программы обучения персонала и план исследований формируются параллельно. В процессе обучения персонала по программе профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент организации» разрабатывается план исследований, актуальных для предприятия на данном этапе его развития. Исследования проводятся обучающимся персоналом предприятия под руководством профессорско-преподавательского коллектива научной площадки и администрации предприятия. Наиболее значимые результаты исследования оформляются в виде выпускных работ участников площадки [9].
Результаты реализации программы исследований показывают, что в процессе обучения у сотрудников наблюдается резкое снижение стресса перед изменениями, а также улучшение психологического климата внутри коллектива. Подобный пример успешной реализации площадки по подготовке высококвалифицированных кадров газовой отрасли доказывает эффективность внедрения корпоративных образовательных программ [4].
Организационно-управленческие факторы связаны с недостаточно развитым законодательством и нормативно-правовой базой по вопросам регулирования взаимодействий государства и предприятий.
Интеграционные факторы определяют потенциал промышленного сектора региона и его способность эффективно интегрироваться в мировое, национальное и региональное экономическое пространство.
Конкурентоспособность: конкурентоспособность отрасли и промышленности страны в целом зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность взаимосвязей между предприятиями, высшими учебными заведениями и НИИ, способность внедрять и осваивать новые технологии, развитие национальных систем стандартизации и сертификации в сфере промышленности, адаптация к международным системам производственных стандартов.
В этой связи важно комплексно учитывать все факторы, указанные выше при выборе промышленной политики. Изолированное изучение факторов, без принятия во внимание взаимосвязей, не дает полной и всесторонней картины при формировании и реализации промышленной политики предприятий нефтехимического комплекса.
Для дальнейшего развития российского нефтехимического комплекса необходимо повышать конкурентоспособность отечественной нефтехимической продукции. Начиная с середины 1980 -х и особенно в 1990-е гг. активно развивалась нефтехимическая промышленность в отдельных странах АТР, особенно в Китае, странах Персидского залива (прежде всего в Саудовской Аравии), а также
некоторых государствах Южной Америки. Наиболее показательным можно считать опыт Саудовской Аравии, где под контролем государства (в лице государственной компании SABIC) и при наличии существенных преференций и закрепленных законом чрезвычайно низких цен на углеводородное сырье выросла мощная нефтехимическая отрасль. Высокие доходы от экспорта нефти Саудовская Аравия использовала в том числе для развития нефтегазохимии. В стране были созданы специальные промышленные зоны с необходимой производственной и социальной инфраструктурой, наличием сервисных, консалтинговых, инвестиционных, научно-исследовательских и других организаций в целях возможного размещения в этих промышленных зонах нефтегазохимических производств. По пути Саудовской Аравии пошли Иран, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Персидского залива. В Китае государство выделяло крупные ассигнования на развитие собственных нефтехимических производств. В ряде развивающихся стран по зарубежным технологиям «под ключ» строятся крупномасштабные нефтехимические установки, обеспечивающие за счет «эффекта масштаба», технологических преимуществ и государственных преференций, в том числе в отношении низких цен на сырье и недорогой рабочей силы, выпуск наиболее дешевой крупнотоннажной нефтехимической продукции, которая беспощадно вытесняет продукцию российских производителей не только на мировом, но и на внутрироссийском рынке [3].
Большинство нефтехимических предприятий стали акционерными обществами и частными предприятиями, причем государство, по сути, утратило контроль над деятельностью этой важной отрасли промышленности.
В ракурсе рассматриваемых проблем в последнее время пришло, наконец, понимание важности развития нефтегазохимии как одного из реальных направлений структурной перестройки российской промышленности. Министерство энергетики Российской Федерации разработало план развития нефтехимии (включая газохимию) на период до 2030 г. [1] Основными поставленными задачами для развития отечественной нефтегазохимии в этот период являются:
1. устранение диспропорций в производстве конечной продукции, базовых полупродуктов и
сырья;
2. насыщение внутреннего спроса и поиск новых экспортных ниш;
3. использование конкурентных преимуществ России, прежде всего обильной и относительно дешевой сырьевой базы;
4. овладение искусством управления инвестициями ввиду высокой капиталоемкости нефтехимических производств и наличия многочисленных рисков;
5. отклонение взаимоисключающих и необоснованных проектов, координация деятельности предприятий отрасли, налаживание взаимодействия между государством и бизнесом и т.п.;
6. изменение стандартов на продукцию, устаревших Строительных норм и правил;
7. кластерная организация производства.
Так, формирование кластерной экономики и регионализация инновационных секторов нефте-газохимической индустрии выступают основой управления процессами инновационной диверсификации научно-промышленного потенциала отрасли, интеграции российских компаний в глобальные производственные цепочки, а также становления новых секторов региональной экономики на основе инновационных комплексов VI технологического уклада [7].
Кластерный подход к управлению инновационной диверсификацией должен быть ориентирован на формирование условий, необходимых для сбалансированной научно-промышленной политики развития российской нефтегазохимии, разработки гибкой системы государственной поддержки инновационных региональных НГХ-комплексов и стимулирования национальных экспортеров, активизации инвестиционных процессов с целью формирования новых высокотехнологичных секторов отрасли на основе биотехнологических и нанотехнологических инноваций, расширения международного сотрудничества и торговли в сфере нефтегазохимии.
План развития нефтегазохимии на период до 2030 г. содержит перечень ключевых инвестиционных проектов с указанием состава производств, уровней мощностей, видов, объемов и источников используемого сырья, включая проекты продуктопроводов для транспортировки углеводородного сырья, а также сроков строительства и ввода объектов. В плане выделены основные нефтехимические кластеры (Западно-Сибирский, Поволжский, Северо-Западный, Каспийский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный), определены основные виды специализации кластеров и направления научного, образовательного, финансового, инфраструктурного и другого сопровождения в каждом из них [2].
В плане развития нефтехимии на период до 2030 г. практически отсутствует альтернативность рекомендуемых проектных решений по составу производств, срокам строительства и ввода, сырьевому обеспечению. Например, в плане развития нефтегазохимии на период до 2030 г. рекомендуется проект, согласно которому на базе ресурсов ценных углеводородов природного (богатого этаном) газа с месторождений северных районов Тюменской области предполагается организовать раздел е-ние такого газа в России в г. Череповце (Вологодской области) с последующей транспортировкой основной массы ценных углеводородов (фракции С2+) по продуктопроводу на экспорт.
При реализации новых направлений развития промышленной политики необходима трансформация внутренней организации экономического пространства территории, где принимаются во внимание географические, климатические, геополитические особенности промышленной деятельности, а также конкурентные преимущества инфраструктурного характера, привносимые интеграционной компонентой, и технологический задел продвижения продукции на внутренние и внешние рынки.
Все более важным при формировании и реализации национальной промышленной политики становится комплексный учет глобальных стратегических факторов, в числе которых:
— мировой финансовый кризис, создающий значительную степень неопределенности в экономических моделях будущего;
— одновременное присутствие феноменов межстрановой конкуренции и стратегического партнерства;
— формирование экономических режимов благоприятствования тем направлениям международной торговли (сотрудничество в сфере промышленности и НИОКР), которые развивают отечественную экономику, а не экономику глобальных конкурентов.
В частности, национальная промышленная политика в современных условиях должна содействовать развитию внутреннего платежеспособного спроса, четко выделять приоритеты внутреннего рынка промышленных товаров, базироваться на систематическом мониторинге состояния приоритетных промышленных наукоемких производств, а также обеспечивать сохранение научно-технического «ядра» промышленности, даже в условиях финансового дефицита, концентрировать усилия на поиске дополнительных возможностей промышленного экспорта.
Для того, чтобы основные отрасли народного хозяйства Российской Федерации давали плодотворные результаты, необходима качественная промышленная политика. Качество проводимой политики должно удовлетворять высокий уровень конкурентоспособности промышленных предприятий Российского государства на мировом рынке. На наш взгляд, наиболее важным из принципов проведения промышленной политики является повышение профессиональной квалификации персонала российских предприятий. Ведь если люди будут грамотно осознавать свои приоритеты и стараться действовать на благо государственного развития (в частности, промышленного сектора), то и экономика будет здоровой, а соответственно, и экономический климат в стране станет благоприятным [8].
В этой связи на федеральном уровне необходимо создание единой мониторинговой системы контроля выполняемых, законченных и внедренных НИОКР, относящихся к приоритетным направ-
лениям промышленной деятельности, включенным в соответствующие государственные программы и пользующихся государственной ресурсной поддержкой в той или иной форме.
Очевидно, важным направлением совершенствования организации управления наукоемким развитием промышленности является упорядочение деятельности разнообразных внебюджетных фондов финансирования НИОКР.
Необходимо комплексно учитывать все выше перечисленные факторы. Только при комплексном подходе можно добиться положительно результата и процветания отрасли, а также экономики в целом.
Библиографический список
1. План развития нефтехимической и газохимической отраслей промышленности страны на период до 2030 года. Министерство энергетики РФ, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://neitegaz.ru/analisis/view/7763) (дата обращения: 20.12.2015)
2. Брагинский, О. Б. Методология и практика разработки программы развития многоотраслевого комплекса (на примере нефтехимического комплекса) // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. - № 4. -С. 127-147. ISBN 978-5-8211-0646-9.
3. Брагинский, О. Б. Нефтехимический комплекс мира. - М. : Academia, 2009. - 799 с. ISBN: 978-5-87444341-2
4. Волкова, Н. А. Современные аспекты инновационного развития и подготовки высококвалифицированных кадров газовой отрасли. / Н. А. Волкова, Р. В. Гундин // «Вестник Университета» Государственный университет управления, - 2014. - № 10. - С. 179-184
5. Горшкова, Л. А. Основы управления организацией. Практикум: учеб. Пособие. - М. : КНОРУС, 2006. -240 с. ISBN 5-85971-125-5.
6. Жуковская, И. В. Управление инвестиционными рисками предприятия - мезоуровень исследования [Текст] / И. В. Жуковская, Р. А. Невмянов // Микроэкономика, 2010, - № 2. С. 48-52
7. Зиньковская, Н. В. Региональный нефтегазохимический кластер: проблемы формирования / Н. В. Зиньковская, Н. А Волкова // Электронный сборник материалов Международного научно-практического конгресса «Объединение экономистов и правоведов - ключ к новому этапу развития». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/faculty/gmu/news/Documents/BD.pdf (дата обращения: 20.12.2014).
8. Кудинова, О. Н. Цель и стратегия модернизации химической промышленности развитых стран в постиндустриальный период - М. : ИМЭМО РАН, 2012. - С. 266-291. ISBN 978-5-9535-0347.
9. Полиди, А. А. Промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности региона / А. А. Полиди, З. В. Мкртычан // Журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. -№ 93. ISSN 1990-4665.
10. Токов, Р. Р. Приоритетные факторы устойчивости российской промышленности // Фундаментальные исследования 2014. - № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/12-7/36393.pdf (дата обращения: 20.12.2014).