Факторы этнорелигиозной напряжённости
в Европе
Абдурашид Мусаев
Недавние террористические атаки радикально настроенных мусульман, произошедшие в Париже в одном из офисов сатирического журнала, послужили серьёзным поводом, чтобы более основательно рассмотреть сформировавшуюся в Европе этносоциальную структуру и проанализировать возможные источники усилившейся в настоящее время этнорелигиозной напряжённости. Эти события спровоцировали множество дискуссий. Многих вновь стал интересовать непростой вопрос: возможно ли одновременно совмещать как мусульманскую, так и европейскую идентичности.
Положение мусульманского населения во Франции
В этой связи представляется крайне важным более подробно остановиться на примере Франции, поскольку ислам в этой стране является второй по численности и первой по темпам роста последователей в стране.
Мусульманская община во Франции является одной из самых крупнейших в Европе и
насчитывает, по разным оценкам, около 6 млн, что примерно равно 7-8% от общего населения [1].
Большинство мусульман имеет арабское или берберское происхождение из стран Магриба, есть также турки, чернокожие мусульмане и новообращённые в ислам французы.
МУСАЕВ Абдурашид Идрисович - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (Институт философии, кафедра конфликтологии). E-mail: musaev_rashid@yahoo. com
Ключевые слова: этнический конфликт, этническое и этнорелигиозное напряжение, расовая и этническая дискриминация, Франция, Великобритания.
1 Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50% // URL: http:// rusplt. ru / fact/islam-Evropa-8512. html
Следует подчеркнуть, что даже до того, как Париж потрясли террористические атаки, во французском обществе преобладало весьма противоречивое отношение к существующему в его рамках значительному меньшинству, что в некоторой степени способствовало формированию схожего отношения к этническим французам и со стороны мусульманского населения.
Согласно проведённым опросам, только 27% французских граждан отрицательно относятся к мусульманам, по сравнению с 63% итальянцев и 46% испанцев. Тем не менее 74% французов считают, что ислам по определению несовместим с принципами секуляризма, практикуемыми во Франции.
Большинство мусульман-иммигрантов проживают в многоквартирных муниципальных домах в предместьях крупных городов (Париж, Лион, Марсель и др.), за которыми уже давно закрепилось название мусульманских гетто.
Зачастую национальная полиция, исходя из соображения собственной безопасности, игнорирует поступающие сообщения о преступлениях, совершаемых в таких неблагополучных районах.
Ярким примером того, к чему это может привести, стали события осени 2005 г.
Недели массовых беспорядков, пронёсшихся по предместьям больших городов, нанесли ущерб на сумму в размере 250 млн долл. С тех пор на улучшение жизни в таких районах правительством было потрачено около 55 млрд долл., однако это не стало панацеей при решении проблемы отчуждения жителей криминальных пригородов, многие из которых сходятся во мнении, что правительство в какой-то степени санкционирует существование неблагополучных округов, чтобы изолировать этот слой населения от остального общества [2].
Дискриминация мусульман
Следует также отметить, что мусульманская часть населения Франции, по мнению многих экспертов, находится в состоянии острого противоречия с существующей в стране моделью гражданской принадлежности. Французское законодательство признаёт индивидов исключительно индивидами, а не членами какой-либо общности, тем не менее этнические меньшинства страны, согласно многим исследова-
ниям, перманентно дискриминируются [3]. В силу того что во Франции отказываются признавать культурные идентичности, представляется крайне сложным обозначить обвинения в этнокультурной дискриминации.
Поскольку предполагается, что гражданам следует отказаться от определённых расовых, культурных и религиозных привязанностей в пользу французской национальной
2 France's alienated Muslims // URL: http://theweek.com/articles/535096/frances-alienated-muslims
3 Silverstein P., Tetreault C. Urban Violence in France // URL: http://www.merip.org/ mero / interventions / urban-violence-france
идентичности, то государство не считает необходимым проводить комплексный учёт данных народонаселения по расовой или религиозной принадлежности. Это обстоятельство усложняет измерение и оценку расового неравенства в различных сферах общественной жизни. Тем не менее социологические исследования доказывают, что темнокожие иммигранты и их потомки зачастую страдают от систематической дискриминации, основанной на расовой, культурной и религиозной принадлежности [4].
В сущности, раса и религия объединяются в понятии «мусульманин», которое во Франции используется для идентификации людей северо- и западноафриканского происхождения, чьих представителей несколько десятилетий назад относили к категории иммигрантов и иностранцев или просто использовали термины, маркировавшие их этнос (например, арабы).
Граждане и резиденты-мусульмане сталкиваются с проблемой трудоустройства и подвергаются дискриминации при приёме на работу. Заявления о приёме на работу от кандидатов зачастую отклоняются только из-за мусульманского имени [5].
Безработица среди взрослого населения в так называемых гетто достигает 20%, что в два раза превышает средние показатели по стране, а безработица среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет и вовсе превышает отметку в 40%.
Более того, согласно исследованиям, проведённым Стэнфордским университетом, кандидат на работу африканского происхождения, исповедующий христианство, имеет почти в 2,5 раза больше шансов получить её, чем мусульманин [2].
Во многом аналогичная картина наблюдается в Великобритании.
Так, например, согласно результатам опубликованного в 2014 г. социологического исследования, мусульмане на рынке труда Великобритании сталкиваются с растущей дискриминацией и имеют минимальные шансы на получение работы.
Вероятность получить любую работу у мусульманина на 76% ниже, чем у белокожих христиан аналогичной возрастной группы и квалификации, а мусульманки имеют на 65% более низкие шансы на трудоустройство по сравнению с христианками [6].
Согласно данным британского государственного комитета статистики, мусульмане являются самой ущемлённой с точки зрения перспектив трудоустройства этнорелигиозной группой в Британии. По мнению экспертов, причиной сложившейся ситуации на рынке труда может быть коллективное привязывание мусульман к низшему социальному слою в рамках существующей этнокультурной системы, возникшее вследствие растущей в Британии исламофобии и враждебности по отношению к мусульманам. В некоторой степени мусульман воспринимают как нелояль-
4 Adida C., Laitin D., Valfort M-A. Muslims in France: Identifying a Discriminatory Equilibrium // IZA Discussion Paper № 6953. Bonn, 2012.
5 Yong E. Fake CVs reveal discrimination against Muslims in French job market // URL: http: //blogs.discovermagazine.com/notrocketscience/20 10/11 /22/fake-cvs-reveal-discrimination-against-muslims-in-french-job-market
6 Ислам в Великобритании / / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
ных, представляющих угрозу, нежели просто как ущемлённое меньшинство. В такой атмосфере работодатели в меньшей степени настроены нанимать квалифицированных работников-мусульман и при условии выбора отдают предпочтение работникам своей этнокультурной группы. Сохраняющаяся тенденция такого характера, согласно профессору Хаттабу из Бристольского университета, будет иметь долговременные последствия для целостности мультикуль-турного общества в Британии, а исключение мусульман из социально-экономического пространства может ослабить их желание интегрироваться в общество [7].
Кроме того, мусульманская часть населения Франции в большей степени подвергается тюремному заключению, отчасти вследствие расового профилирования (оскорбительная практика задержаний, обысков и других правоприменительных действий следственного характера, мотивированная только расовой, этнической принадлежностью подозреваемых) и дифференцированного отношения в системе уголовного правосудия.
Согласно данным различных мусульманских лидеров и социологов, около 60-70% всех заключённых Франции являются мусульманами, при этом мусульмане составляют всего 8% от общего населения.
Несмотря на то что мусульмане численно превосходят заключённых, представляющих другие религии, в тюрьмах Франции задей-
ствованы всего лишь 100 мусульманских духовных лиц, в отличие от 480 католических, 250 протестантских и 50 еврейских капелланов.
Многие эксперты склонны считать, что высокая доля мусульман, отбывающих тюремное заключение, является прямым следствием неспособности этнических меньшинств интегрироваться. Причины такой маргинализации этнического меньшинства Франции сосредоточены в проводимой социальной политике, которая во многом благоприятствует изолированию и депривации мусульман в обнищалых пригородах с высокой безработицей, перегруженными недофинансируемыми школами и жильем ниже стандартных требований [8].
Таким образом, учитывая те факторы и обстоятельства, в которых находится мусульманская часть страны, можно констатировать, что между этническим мусульманским меньшинством и автохтонным населением Франции существует значительная социальная дистанция, понимаемая как социально-психологический феномен, характеризующий степень близости или отчуждённости между индивидами и группами, величина которой зависит как от объективных социальных условий, так и от её субъективного восприятия отдельным человеком. Тяжёлое положение большей части мусульманского населения приводит к консолидации внутри данной общности
7 Dobson R. British Muslims face worst job discrimination of any minority group, according to research // URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/british-muslims-face-worst-job-discrimination-of-any-minority-group-9893211.html
8 Moore M. In France, Prisons Filled With Muslims // URL: http://www.washingtonpost. com/wp-dyn/content/ story/2008/04/28/ST2008042802857.html
с целью обеспечить безопасные условия воспроизводства своей этнической группы и защитить от враждебно настроенной среды. Эти процессы, в свою очередь, несут в себе эффект, укрепляющий этнические границы и различия между представителями различных этнических групп. Консолидация внутри этноса непосредственно связана с тенден-
цией радикализации и стремлением подчинить эти процессы идеологами исламского фундаментализма.
Французские тюрьмы и пригороды мегаполисов представляют собой идеальные места вербовки для исламских экстремистов.
Более 1200 французских мусульман покинули Францию, чтобы присоединиться к группировке ИГИЛ в Сирии [2].
Двойные стандарты политики секуляризма во Франции
Франция позиционирует себя всецело как светское государство, сводящее религию исключительно к сфере частной жизни. Тем не менее реализуемая государством политика секуляризма в действительности оказывается весьма противоречивой и содержит значительный конфликтный потенциал.
На момент принятия во Франции в 1905 г. закона, в официальном порядке разграничивающего церковь и государство, северо-восточный регион Франции Эльзас-Мозель находился под юрисдикцией Пруссии. После вхождения региона в состав Франции Закон 1905 г. на его территории не вступил в силу. Таким образом, религиозное образование (католицизм, кальвинизм, лютеранство и иудаизм) является обязательным для учащихся государственных школ, а региональное правительство, в свою очередь, выплачивает зарплаты духовенству четырёх признаваемых религий.
Закон 1905 г. также содержит ряд исключений. Хотя данный закон запрещает финансирование новых религиозных сооружений, но правительству разрешается оплачивать эксплуатационные расходы религи-
озных зданий, построенных до 1905 г., большинство из которых принадлежит Католической церкви. Кроме того, недавно принятые законы разрешают государству дотировать частные религиозные школы, большая часть которых являются католическими и еврейскими. Существуют и другие виды присутствия католицизма в рамках системы образования, например, школьный календарь, организованный согласно католическим священным праздниками, и приготовление рыбы в школьных столовых в пятницу. Однако когда мусульмане Франции запрашивают аналогичные условия, например, финансирование государственных мусульманских школ, школьный календарь, включающий в себя священные праздники мусульман, а также официальное признание ислама в регионе Эльзас-Мозель, им напоминают о том, что Франция -светская страна, где истинное гражданство требует чёткого разграничения религии и общественной жизни.
В сущности, апелляции мусульман во Франции суть не что иное, как притязания на конституционное равенство в рамках существующих параметров доктрины секуляризма.
Как ни парадоксально, эти апелляции становятся серьёзным поводом для ультраправых французских католиков и левых антиклерикалов усомниться в верности мусульман французским принципам гражданства. Более того, в последние годы для мусульман Франции в значительной степени усложнилось совершение собственных религиозных практик в связи с принятием в 2004 г. закона, запрещающего школьникам в государственных школах носить одежду, символизирующую их религиозную принадлежность, а также с принятием закона в 2010 г., запрещающего скрывать лицо в общественных местах (запрет касается административных учреждений, транспорта, торговых, школьных и медицинских учреждений, почтовых отделений, пляжей, общественных парков, улиц городов и мест прогулок).
Несмотря на то что принятые законы сформулированы в максимально нейтральных терминах, они, несомненно, нацелены против опреде-
лённых исламских практик. Когда мусульмане Франции стараются привлечь внимание к этой проблеме, их обвиняют в коммунитаризме и нежелании мыслить себя французскими гражданами. Даже когда мусульмане страны открыто заявляют о своей принадлежности французскому гражданству, такого рода заявления оказываются отвергнутыми.
Так, в 2012 г. парижские городские власти отказались демонстрировать послание, подготовленное сообществом, выступающим против исламофобии, по причине его религиозного характера и политического подтекста [9].
Данное послание было частью программы «Мы тоже страна» и представляло собой переделанную под современность картину французского художника Жак-Луи Давида «Клятва на теннисном корте», изображающую, среди прочих, женщин с покрытой головой, арабских мужчин, ортодоксальных евреев, держащих французские флаги и копии клятв революционным идеалам.
Сообщество против исламофобии хотело таким образом символически скрепить свои обязательства перед Францией, вписывая себя в состав страны как подлинных граждан [10].
Исламофобия, расизм и национализм
Представляется целесообразным более подробно остановиться на феномене исламофобии, который в настоящее время, по мнению исследователей, адаптируется к современным условиям, взаимодействуя с феноменом расизма. Данное взаимодействие обретает достаточно конкретные формы во многом в силу того, что при восприятии мусульман как иных религиозная и цивилизацион-
ная идентичности объединяются, выступая совместно своеобразными опорными точками идеологии национализма, поскольку мусульмане представляют другую цивилизацию и чуждую религию. Происходит это во многом из-за того, что так называемое государство-нация как реальное воплощение идеи национального суверенитета переживает упадок в силу возросшего влияния трансна-
9 Fernando M. The French myth of secularism // URL: http://theweek.com/articles/ 535807/french-myth-secularism
10 Nous Sommes La Nation // URL: http://www.islamophobie.net/articles/2012/10/31/ ccif-nsln-campagne-communication-islamophobie-nous-sommes-la-nation
циональных корпораций, децентрализации власти в различных государствах, а также динамичного развития наднациональных институтов (Европейский союз, НАФТА и пр.). Тем самым в лице суверенного государства идеология национализма теряет свою фундаментальную концептуальную опору. В этом случае возможными альтернативными опорными точками для националистических групп в рамках существующей международной политической конъюнктуры становятся миграционные процессы, наднациональные цивилизационные объединения и религия. При этом следует отметить, что религиозные и мировоззренческие институты обладают повышенной легитимностью в тех случаях, когда они являются естественным продолжением основ жизнедеятельности этнических групп и религия рассматривается как неотъемлемый атрибут социализации их представителей.
Примечательно, что, когда мусульмане стали расово дискриминируемой группой, этнос, ислам и политику (экстремизм, фундаментализм, терроризм) начали регулярно воспроизводить в ориенталистских, ис-ламофобских и расистских дискурсах. В то же время большинство религий не ассоциируется с терроризмом или какими-либо этническими особенностями.
Например, в 90-х годах этнизация боснийских мусульман явилась предлогом для этнической чистки. Было объявлено, что это необходимо для
защиты Европы от «исламского фундаментализма» и «терроризма», так же как было жизненно важно остановить османское нашествие у ворот Вены [11, p. 143-168].
Согласно британскому аналитическому центру Runnymede Trust, ис-ламофобия понимается как «ограниченное представление об исламе».
Методологически это означает, что исла-мофобия существует, когда выполняется одно из следующих положений:
1. Ислам рассматривается как изолированный монолитный и статичный блок, невосприимчивый к новым реалиям.
2. Ислам рассматривается как обособленный и другой. Во-первых, не имеющий никаких совместных с другими культурами целей или ценностей, во-вторых, не затронутый другими культурами и, в-третьих, не оказывающий влияния на другие культуры.
3. Ислам представляется неполноценным по сравнению с Западом - варварским, иррациональным, примитивным, женоненавистническим.
4. Ислам представляется жестоким, агрессивным, угрожающим, поддерживающим терроризм, участвующим в «столкновении цивилизаций».
5. Ислам рассматривается как политическая идеология, которую используют для получения политического и военного превосходства.
6. Критика мусульман, направленная против Запада, отвергается тотчас же.
7. Враждебность по отношению к исламу используется для оправдания дискриминационных действий против мусульман и исключения мусульман из основной части общества.
8. Враждебность против мусульман признаётся естественной и нормальной [12].
Взаимосвязь так называемого «ограниченного представления об исла-
11 Miles R, Brown M. Racism. L.; N.Y.: Routledge, 2003. P. 143-168.
12 Commission on British Muslims and Islamophobia. Islamophobia: A Challenge For Us All. L., 1997. P. 5.
ме», приближающего ислам к расизму, отчётливо заметна в таких производных явлениях, как ограничительные практики, ограничительные дискурсы, враждебность. При таком взаимодействии между расизмом и исламофобией мусульман описывают как неполноценных и отсталых, как несовместимых с представителями Запада или даже как угроза всему западному миру. Исламофобия зачастую основывается на стереотипах о религии (например, терроризм и мужской шовинизм), которые переносятся непосредственно на мусульман. В этом случае необходимо пояснить, что исламофобия главным образом определяется как враждебность по отношению к исламу, нежели к мусульманам, однако её манифестация осуществляется именно в антагонизме против мусульман [13].
Когда же отсутствует ненависть к религии, то вместо исламофобии, вероятнее всего, речь будет идти об антииммигрантских настроениях, о расизме или ксенофобии. Важным является то, что множество стереотипов и ложных сведений, способствующих оформлению исламофо-бии, коренятся в особом восприятии ислама. В результате совершённых в США террористических атак (11 сентября 2001 г.) продажи Корана в Америке значительно выросли, поскольку, по всей видимости, люди хотели понять мотивы этих действий. Безусловно, читатели были разочарованы, так как терроризм никоим образом не упоминается в Коране, при этом образ мусульманина в роли террориста постоянно воспроизводится в западноевропейской традиции описания мусульман [11, р. 143-168].
Таким образом, пример институализации и укоренения исламофобии иллюстрирует процесс распознавания новых отправных точек для идеологии национализма и для новых форм взаимосвязи национализма и расизма и последующей идентификацией и исключением другого. Мусульманин определяется как другой на основе религиозной отличительности и специфической концепции цивилизации.
Исходя из этих религиозных отличий, мусульманин представляет религию, которая незнакома большинству на Западе, которая исторически питала антипатию к Западу и рассматривалась там как отклоняющаяся от нормы.
Как представитель другой цивилизации мусульманин расценивается как индивид с абсолютно непохожим мировоззрением, вовлечённым в столкновение цивилизаций, иными словами, как внутренний враг.
Это весьма существенно на микросоциальном уровне, где, например, мусульманский дресс-код часто вызывает обеспокоенность или на международной политической арене концепция «столкновения цивилизаций» воспринимается как самоисполняющееся пророчество.
Впоследствии мусульманская часть населения может обнаружить себя исключённой из социально-экономического пространства по различным аспектам.
13 Brown M.D. Conceptualising Racism and Islamophobia // J. ter Wal and M. Verkuyten (eds). Comparative Perspectives on Racism. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 84-87.
Во-первых, для мусульман, в особенности в западных странах, может оказаться достаточно проблематичным поиск достойной работы, обеспечение себя адекватными жилищными условиями или медицинским обслуживанием.
Во-вторых, мусульман не рассматривают как подлинных граждан, тем самым вытесняя их из конституционного поля государства. Как правило, такие явления имеют своей предпосылкой ложные убеждения о культурной несовместимости и подчёркивании собственных национальных корней, а также на том предположении, что ислам представляет собой новое явление для Запада [11, p. 167].
Ярким примером того, как подобные процессы актуализируются и легитимизируются, является ситуация в таких европейских странах, как Франция и Великобритания.
Примечания
Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50% // URL: http://
rusplt. ru / fact/islam-Evropa-8512. html Ислам в Великобритании / / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Adida C., Latin D., Vaifort M-A. Muslims in France: Identifying a Discriminatory Equilibrium //
IZA Discussion Paper. № 6953. Bonn, 2012. BrownM.D. Conceptualising Racism and Islamophobia // J. ter Wal and M. Verkuyten (eds).
Comparative Perspectives on Racism. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 84-87. Commission on British Muslims and Islamophobia. Islamophobia: A Challenge For Us All. L., 1997. P. 5.
Dobson R. British Muslims face worst job discrimination of any minority group, according to research // URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/british-muslims-face-worst-job-discrimination-of-any-minority-group-9893211.html Fernando M. The French myth of secularism // URL: http://theweek.com/articles/535807/
french-myth-secularism France's alienated Muslims // URL: http://theweek.com/articles/535096/frances-
alienated-muslims Miies R., Brown M. Racism. L.; N.Y.: Routledge, 2003. P. 143-168.
Moore M. In France, Prisons Filled With Muslims // URL: http://www.washingtonpost.com/
wp-dyn/content/story/2008/04/28/ST2008042802857.html Nous Sommes La Nation // URL: http://www.islamophobie.net/articles/2012/10/31/ccif-
nsln-campagne-communication-islamophobie-nous-sommes-la-nation Siiverstein P., Tetreauit C. Urban Violence in France // URL: http://www.merip.org/mero/
interventions/urban-violence-france Yong E. Fake CVs reveal discrimination against Muslims in French job market // URL: http:// blogs.discovermagazine.com/ notrocketscience/20 10/11/22/ fake-cvs-reveal-discrimination-against-muslims-in-french-job-market