Научная статья на тему 'Факторы этнорелигиозной напряжённости в Европе'

Факторы этнорелигиозной напряжённости в Европе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ETHNIC CONFLICT / ЭТНИЧЕСКОЕ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / RACIAL AND ETHNIC DISCRIMINATION / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / ETHNIC AND ETHNORELIGIOUS TENSIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мусаев Абдурашид Идрисович

На примере Франции и Великобритании раскрываются причины обострившейся этнорелигиозной напряжённости. Автор делает вывод о том, что этнические меньшинства подвергаются систематической дискриминации, повышающей их социальную депривированность и отчуждённость, что укрепляет этнические границы и увеличивает социальную дистанцию между этническими группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мусаев Абдурашид Идрисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of ethnoreligious tensions in Europe

The article is dedicated to the problem of ethnoreligious tensions in modern European countries. On the example of France and Britain, author finds out the sources of interethnic contradictions which have been significantly sharpened recently all over Europe. In particular, author arrived to a conclusion that ethnic minorities in mentioned countries are being systematically discriminated, which significantly contributes to the growth of minorities’ social deprivation and alienation. Difficult social position of the Muslim majority leads to the activation of consolidation process inside these communities. These processes strengthen ethnic boundaries and social distance between the representatives of different ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Факторы этнорелигиозной напряжённости в Европе»

Факторы этнорелигиозной напряжённости

в Европе

Абдурашид Мусаев

Недавние террористические атаки радикально настроенных мусульман, произошедшие в Париже в одном из офисов сатирического журнала, послужили серьёзным поводом, чтобы более основательно рассмотреть сформировавшуюся в Европе этносоциальную структуру и проанализировать возможные источники усилившейся в настоящее время этнорелигиозной напряжённости. Эти события спровоцировали множество дискуссий. Многих вновь стал интересовать непростой вопрос: возможно ли одновременно совмещать как мусульманскую, так и европейскую идентичности.

Положение мусульманского населения во Франции

В этой связи представляется крайне важным более подробно остановиться на примере Франции, поскольку ислам в этой стране является второй по численности и первой по темпам роста последователей в стране.

Мусульманская община во Франции является одной из самых крупнейших в Европе и

насчитывает, по разным оценкам, около 6 млн, что примерно равно 7-8% от общего населения [1].

Большинство мусульман имеет арабское или берберское происхождение из стран Магриба, есть также турки, чернокожие мусульмане и новообращённые в ислам французы.

МУСАЕВ Абдурашид Идрисович - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (Институт философии, кафедра конфликтологии). E-mail: musaev_rashid@yahoo. com

Ключевые слова: этнический конфликт, этническое и этнорелигиозное напряжение, расовая и этническая дискриминация, Франция, Великобритания.

1 Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50% // URL: http:// rusplt. ru / fact/islam-Evropa-8512. html

Следует подчеркнуть, что даже до того, как Париж потрясли террористические атаки, во французском обществе преобладало весьма противоречивое отношение к существующему в его рамках значительному меньшинству, что в некоторой степени способствовало формированию схожего отношения к этническим французам и со стороны мусульманского населения.

Согласно проведённым опросам, только 27% французских граждан отрицательно относятся к мусульманам, по сравнению с 63% итальянцев и 46% испанцев. Тем не менее 74% французов считают, что ислам по определению несовместим с принципами секуляризма, практикуемыми во Франции.

Большинство мусульман-иммигрантов проживают в многоквартирных муниципальных домах в предместьях крупных городов (Париж, Лион, Марсель и др.), за которыми уже давно закрепилось название мусульманских гетто.

Зачастую национальная полиция, исходя из соображения собственной безопасности, игнорирует поступающие сообщения о преступлениях, совершаемых в таких неблагополучных районах.

Ярким примером того, к чему это может привести, стали события осени 2005 г.

Недели массовых беспорядков, пронёсшихся по предместьям больших городов, нанесли ущерб на сумму в размере 250 млн долл. С тех пор на улучшение жизни в таких районах правительством было потрачено около 55 млрд долл., однако это не стало панацеей при решении проблемы отчуждения жителей криминальных пригородов, многие из которых сходятся во мнении, что правительство в какой-то степени санкционирует существование неблагополучных округов, чтобы изолировать этот слой населения от остального общества [2].

Дискриминация мусульман

Следует также отметить, что мусульманская часть населения Франции, по мнению многих экспертов, находится в состоянии острого противоречия с существующей в стране моделью гражданской принадлежности. Французское законодательство признаёт индивидов исключительно индивидами, а не членами какой-либо общности, тем не менее этнические меньшинства страны, согласно многим исследова-

ниям, перманентно дискриминируются [3]. В силу того что во Франции отказываются признавать культурные идентичности, представляется крайне сложным обозначить обвинения в этнокультурной дискриминации.

Поскольку предполагается, что гражданам следует отказаться от определённых расовых, культурных и религиозных привязанностей в пользу французской национальной

2 France's alienated Muslims // URL: http://theweek.com/articles/535096/frances-alienated-muslims

3 Silverstein P., Tetreault C. Urban Violence in France // URL: http://www.merip.org/ mero / interventions / urban-violence-france

идентичности, то государство не считает необходимым проводить комплексный учёт данных народонаселения по расовой или религиозной принадлежности. Это обстоятельство усложняет измерение и оценку расового неравенства в различных сферах общественной жизни. Тем не менее социологические исследования доказывают, что темнокожие иммигранты и их потомки зачастую страдают от систематической дискриминации, основанной на расовой, культурной и религиозной принадлежности [4].

В сущности, раса и религия объединяются в понятии «мусульманин», которое во Франции используется для идентификации людей северо- и западноафриканского происхождения, чьих представителей несколько десятилетий назад относили к категории иммигрантов и иностранцев или просто использовали термины, маркировавшие их этнос (например, арабы).

Граждане и резиденты-мусульмане сталкиваются с проблемой трудоустройства и подвергаются дискриминации при приёме на работу. Заявления о приёме на работу от кандидатов зачастую отклоняются только из-за мусульманского имени [5].

Безработица среди взрослого населения в так называемых гетто достигает 20%, что в два раза превышает средние показатели по стране, а безработица среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет и вовсе превышает отметку в 40%.

Более того, согласно исследованиям, проведённым Стэнфордским университетом, кандидат на работу африканского происхождения, исповедующий христианство, имеет почти в 2,5 раза больше шансов получить её, чем мусульманин [2].

Во многом аналогичная картина наблюдается в Великобритании.

Так, например, согласно результатам опубликованного в 2014 г. социологического исследования, мусульмане на рынке труда Великобритании сталкиваются с растущей дискриминацией и имеют минимальные шансы на получение работы.

Вероятность получить любую работу у мусульманина на 76% ниже, чем у белокожих христиан аналогичной возрастной группы и квалификации, а мусульманки имеют на 65% более низкие шансы на трудоустройство по сравнению с христианками [6].

Согласно данным британского государственного комитета статистики, мусульмане являются самой ущемлённой с точки зрения перспектив трудоустройства этнорелигиозной группой в Британии. По мнению экспертов, причиной сложившейся ситуации на рынке труда может быть коллективное привязывание мусульман к низшему социальному слою в рамках существующей этнокультурной системы, возникшее вследствие растущей в Британии исламофобии и враждебности по отношению к мусульманам. В некоторой степени мусульман воспринимают как нелояль-

4 Adida C., Laitin D., Valfort M-A. Muslims in France: Identifying a Discriminatory Equilibrium // IZA Discussion Paper № 6953. Bonn, 2012.

5 Yong E. Fake CVs reveal discrimination against Muslims in French job market // URL: http: //blogs.discovermagazine.com/notrocketscience/20 10/11 /22/fake-cvs-reveal-discrimination-against-muslims-in-french-job-market

6 Ислам в Великобритании / / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

ных, представляющих угрозу, нежели просто как ущемлённое меньшинство. В такой атмосфере работодатели в меньшей степени настроены нанимать квалифицированных работников-мусульман и при условии выбора отдают предпочтение работникам своей этнокультурной группы. Сохраняющаяся тенденция такого характера, согласно профессору Хаттабу из Бристольского университета, будет иметь долговременные последствия для целостности мультикуль-турного общества в Британии, а исключение мусульман из социально-экономического пространства может ослабить их желание интегрироваться в общество [7].

Кроме того, мусульманская часть населения Франции в большей степени подвергается тюремному заключению, отчасти вследствие расового профилирования (оскорбительная практика задержаний, обысков и других правоприменительных действий следственного характера, мотивированная только расовой, этнической принадлежностью подозреваемых) и дифференцированного отношения в системе уголовного правосудия.

Согласно данным различных мусульманских лидеров и социологов, около 60-70% всех заключённых Франции являются мусульманами, при этом мусульмане составляют всего 8% от общего населения.

Несмотря на то что мусульмане численно превосходят заключённых, представляющих другие религии, в тюрьмах Франции задей-

ствованы всего лишь 100 мусульманских духовных лиц, в отличие от 480 католических, 250 протестантских и 50 еврейских капелланов.

Многие эксперты склонны считать, что высокая доля мусульман, отбывающих тюремное заключение, является прямым следствием неспособности этнических меньшинств интегрироваться. Причины такой маргинализации этнического меньшинства Франции сосредоточены в проводимой социальной политике, которая во многом благоприятствует изолированию и депривации мусульман в обнищалых пригородах с высокой безработицей, перегруженными недофинансируемыми школами и жильем ниже стандартных требований [8].

Таким образом, учитывая те факторы и обстоятельства, в которых находится мусульманская часть страны, можно констатировать, что между этническим мусульманским меньшинством и автохтонным населением Франции существует значительная социальная дистанция, понимаемая как социально-психологический феномен, характеризующий степень близости или отчуждённости между индивидами и группами, величина которой зависит как от объективных социальных условий, так и от её субъективного восприятия отдельным человеком. Тяжёлое положение большей части мусульманского населения приводит к консолидации внутри данной общности

7 Dobson R. British Muslims face worst job discrimination of any minority group, according to research // URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/british-muslims-face-worst-job-discrimination-of-any-minority-group-9893211.html

8 Moore M. In France, Prisons Filled With Muslims // URL: http://www.washingtonpost. com/wp-dyn/content/ story/2008/04/28/ST2008042802857.html

с целью обеспечить безопасные условия воспроизводства своей этнической группы и защитить от враждебно настроенной среды. Эти процессы, в свою очередь, несут в себе эффект, укрепляющий этнические границы и различия между представителями различных этнических групп. Консолидация внутри этноса непосредственно связана с тенден-

цией радикализации и стремлением подчинить эти процессы идеологами исламского фундаментализма.

Французские тюрьмы и пригороды мегаполисов представляют собой идеальные места вербовки для исламских экстремистов.

Более 1200 французских мусульман покинули Францию, чтобы присоединиться к группировке ИГИЛ в Сирии [2].

Двойные стандарты политики секуляризма во Франции

Франция позиционирует себя всецело как светское государство, сводящее религию исключительно к сфере частной жизни. Тем не менее реализуемая государством политика секуляризма в действительности оказывается весьма противоречивой и содержит значительный конфликтный потенциал.

На момент принятия во Франции в 1905 г. закона, в официальном порядке разграничивающего церковь и государство, северо-восточный регион Франции Эльзас-Мозель находился под юрисдикцией Пруссии. После вхождения региона в состав Франции Закон 1905 г. на его территории не вступил в силу. Таким образом, религиозное образование (католицизм, кальвинизм, лютеранство и иудаизм) является обязательным для учащихся государственных школ, а региональное правительство, в свою очередь, выплачивает зарплаты духовенству четырёх признаваемых религий.

Закон 1905 г. также содержит ряд исключений. Хотя данный закон запрещает финансирование новых религиозных сооружений, но правительству разрешается оплачивать эксплуатационные расходы религи-

озных зданий, построенных до 1905 г., большинство из которых принадлежит Католической церкви. Кроме того, недавно принятые законы разрешают государству дотировать частные религиозные школы, большая часть которых являются католическими и еврейскими. Существуют и другие виды присутствия католицизма в рамках системы образования, например, школьный календарь, организованный согласно католическим священным праздниками, и приготовление рыбы в школьных столовых в пятницу. Однако когда мусульмане Франции запрашивают аналогичные условия, например, финансирование государственных мусульманских школ, школьный календарь, включающий в себя священные праздники мусульман, а также официальное признание ислама в регионе Эльзас-Мозель, им напоминают о том, что Франция -светская страна, где истинное гражданство требует чёткого разграничения религии и общественной жизни.

В сущности, апелляции мусульман во Франции суть не что иное, как притязания на конституционное равенство в рамках существующих параметров доктрины секуляризма.

Как ни парадоксально, эти апелляции становятся серьёзным поводом для ультраправых французских католиков и левых антиклерикалов усомниться в верности мусульман французским принципам гражданства. Более того, в последние годы для мусульман Франции в значительной степени усложнилось совершение собственных религиозных практик в связи с принятием в 2004 г. закона, запрещающего школьникам в государственных школах носить одежду, символизирующую их религиозную принадлежность, а также с принятием закона в 2010 г., запрещающего скрывать лицо в общественных местах (запрет касается административных учреждений, транспорта, торговых, школьных и медицинских учреждений, почтовых отделений, пляжей, общественных парков, улиц городов и мест прогулок).

Несмотря на то что принятые законы сформулированы в максимально нейтральных терминах, они, несомненно, нацелены против опреде-

лённых исламских практик. Когда мусульмане Франции стараются привлечь внимание к этой проблеме, их обвиняют в коммунитаризме и нежелании мыслить себя французскими гражданами. Даже когда мусульмане страны открыто заявляют о своей принадлежности французскому гражданству, такого рода заявления оказываются отвергнутыми.

Так, в 2012 г. парижские городские власти отказались демонстрировать послание, подготовленное сообществом, выступающим против исламофобии, по причине его религиозного характера и политического подтекста [9].

Данное послание было частью программы «Мы тоже страна» и представляло собой переделанную под современность картину французского художника Жак-Луи Давида «Клятва на теннисном корте», изображающую, среди прочих, женщин с покрытой головой, арабских мужчин, ортодоксальных евреев, держащих французские флаги и копии клятв революционным идеалам.

Сообщество против исламофобии хотело таким образом символически скрепить свои обязательства перед Францией, вписывая себя в состав страны как подлинных граждан [10].

Исламофобия, расизм и национализм

Представляется целесообразным более подробно остановиться на феномене исламофобии, который в настоящее время, по мнению исследователей, адаптируется к современным условиям, взаимодействуя с феноменом расизма. Данное взаимодействие обретает достаточно конкретные формы во многом в силу того, что при восприятии мусульман как иных религиозная и цивилизацион-

ная идентичности объединяются, выступая совместно своеобразными опорными точками идеологии национализма, поскольку мусульмане представляют другую цивилизацию и чуждую религию. Происходит это во многом из-за того, что так называемое государство-нация как реальное воплощение идеи национального суверенитета переживает упадок в силу возросшего влияния трансна-

9 Fernando M. The French myth of secularism // URL: http://theweek.com/articles/ 535807/french-myth-secularism

10 Nous Sommes La Nation // URL: http://www.islamophobie.net/articles/2012/10/31/ ccif-nsln-campagne-communication-islamophobie-nous-sommes-la-nation

циональных корпораций, децентрализации власти в различных государствах, а также динамичного развития наднациональных институтов (Европейский союз, НАФТА и пр.). Тем самым в лице суверенного государства идеология национализма теряет свою фундаментальную концептуальную опору. В этом случае возможными альтернативными опорными точками для националистических групп в рамках существующей международной политической конъюнктуры становятся миграционные процессы, наднациональные цивилизационные объединения и религия. При этом следует отметить, что религиозные и мировоззренческие институты обладают повышенной легитимностью в тех случаях, когда они являются естественным продолжением основ жизнедеятельности этнических групп и религия рассматривается как неотъемлемый атрибут социализации их представителей.

Примечательно, что, когда мусульмане стали расово дискриминируемой группой, этнос, ислам и политику (экстремизм, фундаментализм, терроризм) начали регулярно воспроизводить в ориенталистских, ис-ламофобских и расистских дискурсах. В то же время большинство религий не ассоциируется с терроризмом или какими-либо этническими особенностями.

Например, в 90-х годах этнизация боснийских мусульман явилась предлогом для этнической чистки. Было объявлено, что это необходимо для

защиты Европы от «исламского фундаментализма» и «терроризма», так же как было жизненно важно остановить османское нашествие у ворот Вены [11, p. 143-168].

Согласно британскому аналитическому центру Runnymede Trust, ис-ламофобия понимается как «ограниченное представление об исламе».

Методологически это означает, что исла-мофобия существует, когда выполняется одно из следующих положений:

1. Ислам рассматривается как изолированный монолитный и статичный блок, невосприимчивый к новым реалиям.

2. Ислам рассматривается как обособленный и другой. Во-первых, не имеющий никаких совместных с другими культурами целей или ценностей, во-вторых, не затронутый другими культурами и, в-третьих, не оказывающий влияния на другие культуры.

3. Ислам представляется неполноценным по сравнению с Западом - варварским, иррациональным, примитивным, женоненавистническим.

4. Ислам представляется жестоким, агрессивным, угрожающим, поддерживающим терроризм, участвующим в «столкновении цивилизаций».

5. Ислам рассматривается как политическая идеология, которую используют для получения политического и военного превосходства.

6. Критика мусульман, направленная против Запада, отвергается тотчас же.

7. Враждебность по отношению к исламу используется для оправдания дискриминационных действий против мусульман и исключения мусульман из основной части общества.

8. Враждебность против мусульман признаётся естественной и нормальной [12].

Взаимосвязь так называемого «ограниченного представления об исла-

11 Miles R, Brown M. Racism. L.; N.Y.: Routledge, 2003. P. 143-168.

12 Commission on British Muslims and Islamophobia. Islamophobia: A Challenge For Us All. L., 1997. P. 5.

ме», приближающего ислам к расизму, отчётливо заметна в таких производных явлениях, как ограничительные практики, ограничительные дискурсы, враждебность. При таком взаимодействии между расизмом и исламофобией мусульман описывают как неполноценных и отсталых, как несовместимых с представителями Запада или даже как угроза всему западному миру. Исламофобия зачастую основывается на стереотипах о религии (например, терроризм и мужской шовинизм), которые переносятся непосредственно на мусульман. В этом случае необходимо пояснить, что исламофобия главным образом определяется как враждебность по отношению к исламу, нежели к мусульманам, однако её манифестация осуществляется именно в антагонизме против мусульман [13].

Когда же отсутствует ненависть к религии, то вместо исламофобии, вероятнее всего, речь будет идти об антииммигрантских настроениях, о расизме или ксенофобии. Важным является то, что множество стереотипов и ложных сведений, способствующих оформлению исламофо-бии, коренятся в особом восприятии ислама. В результате совершённых в США террористических атак (11 сентября 2001 г.) продажи Корана в Америке значительно выросли, поскольку, по всей видимости, люди хотели понять мотивы этих действий. Безусловно, читатели были разочарованы, так как терроризм никоим образом не упоминается в Коране, при этом образ мусульманина в роли террориста постоянно воспроизводится в западноевропейской традиции описания мусульман [11, р. 143-168].

Таким образом, пример институализации и укоренения исламофобии иллюстрирует процесс распознавания новых отправных точек для идеологии национализма и для новых форм взаимосвязи национализма и расизма и последующей идентификацией и исключением другого. Мусульманин определяется как другой на основе религиозной отличительности и специфической концепции цивилизации.

Исходя из этих религиозных отличий, мусульманин представляет религию, которая незнакома большинству на Западе, которая исторически питала антипатию к Западу и рассматривалась там как отклоняющаяся от нормы.

Как представитель другой цивилизации мусульманин расценивается как индивид с абсолютно непохожим мировоззрением, вовлечённым в столкновение цивилизаций, иными словами, как внутренний враг.

Это весьма существенно на микросоциальном уровне, где, например, мусульманский дресс-код часто вызывает обеспокоенность или на международной политической арене концепция «столкновения цивилизаций» воспринимается как самоисполняющееся пророчество.

Впоследствии мусульманская часть населения может обнаружить себя исключённой из социально-экономического пространства по различным аспектам.

13 Brown M.D. Conceptualising Racism and Islamophobia // J. ter Wal and M. Verkuyten (eds). Comparative Perspectives on Racism. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 84-87.

Во-первых, для мусульман, в особенности в западных странах, может оказаться достаточно проблематичным поиск достойной работы, обеспечение себя адекватными жилищными условиями или медицинским обслуживанием.

Во-вторых, мусульман не рассматривают как подлинных граждан, тем самым вытесняя их из конституционного поля государства. Как правило, такие явления имеют своей предпосылкой ложные убеждения о культурной несовместимости и подчёркивании собственных национальных корней, а также на том предположении, что ислам представляет собой новое явление для Запада [11, p. 167].

Ярким примером того, как подобные процессы актуализируются и легитимизируются, является ситуация в таких европейских странах, как Франция и Великобритания.

Примечания

Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50% // URL: http://

rusplt. ru / fact/islam-Evropa-8512. html Ислам в Великобритании / / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Adida C., Latin D., Vaifort M-A. Muslims in France: Identifying a Discriminatory Equilibrium //

IZA Discussion Paper. № 6953. Bonn, 2012. BrownM.D. Conceptualising Racism and Islamophobia // J. ter Wal and M. Verkuyten (eds).

Comparative Perspectives on Racism. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 84-87. Commission on British Muslims and Islamophobia. Islamophobia: A Challenge For Us All. L., 1997. P. 5.

Dobson R. British Muslims face worst job discrimination of any minority group, according to research // URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/british-muslims-face-worst-job-discrimination-of-any-minority-group-9893211.html Fernando M. The French myth of secularism // URL: http://theweek.com/articles/535807/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

french-myth-secularism France's alienated Muslims // URL: http://theweek.com/articles/535096/frances-

alienated-muslims Miies R., Brown M. Racism. L.; N.Y.: Routledge, 2003. P. 143-168.

Moore M. In France, Prisons Filled With Muslims // URL: http://www.washingtonpost.com/

wp-dyn/content/story/2008/04/28/ST2008042802857.html Nous Sommes La Nation // URL: http://www.islamophobie.net/articles/2012/10/31/ccif-

nsln-campagne-communication-islamophobie-nous-sommes-la-nation Siiverstein P., Tetreauit C. Urban Violence in France // URL: http://www.merip.org/mero/

interventions/urban-violence-france Yong E. Fake CVs reveal discrimination against Muslims in French job market // URL: http:// blogs.discovermagazine.com/ notrocketscience/20 10/11/22/ fake-cvs-reveal-discrimination-against-muslims-in-french-job-market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.