МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 37.015.3
ББК 88.69
М 15
DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-62-71
ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ У ВЗРОСЛЫХ
(Рецензирована)
Елена Александровна МАКАРОВА
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
[email protected], https://orcid. org/0000-0002-5784-9430
Алексей Александрович ИЛЛАРИОНОВ
Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, Россия
zikril0211 @yandex. ru, https://orcid. org/0009-0007-1724-4596
Аннотация. В эпоху информационной неопределенности, развития инновационных технологий, стремительной трансформации общества и геополитической нестабильности особенно заметны тенденции инфантилизации современной молодежи. Незрелость может быть поведенческой, психологической, эмоциональной. Данная статья посвящена исследованию эмоциональной незрелости у людей разного возраста, а также факторов ее возникновения. Сама по себе эмоциональная незрелость не является психологическим расстройством, но может рассматриваться как симптом таких расстройств, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройств аутистического спектра, проблем с самоконтролем, самооценкой и самоидентификацией. Факторы, способствующие формированию и развитию эмоциональной незрелости, разнообразны и нуждаются в исследовании. В рамках данной статьи мы рассмотрим лишь некоторые из них: негативный жизненный опыт, детский травматический опыт, авторитарный стиль воспитания в семье, особенности детско-родительских отношений, социальные и межличностные модели поведения. Мы также рассматриваем, как развитие эмоционального интеллекта может способствовать эффективному решению проблем личности и помочь в преодолении последствий инфантилизации в семейной жизни и в профессиональной сфере. Диагностическое исследование, проведенное с группами респондентов разного возраста, показало причины, по которым взрослые люди могут демонстрировать эмоциональную и поведенческую незрелость, что помогло в выборе рекомендаций для преодоления этой проблемы или смягчения последствий такого поведения. В ходе исследования было также выявлено, что уровень эмоциональной зрелости человека может быть связан с его способностью эффективно справляться со сложными ситуациями или стрессом и правильно выбирать копинг-стратегии.
Ключевые слова: инфантилизация, эмоциональная незрелость, факторы, трудности взаимодействия, импульсивность, когнитивные навыки.
Для цитирования: Макарова Е.А., Илларионов A.A. Факторы эмоциональной и поведенческой незрелости у взрослых// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 1 (333). С. 62-71. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-62-71.
ORIGINAL RESEARCH PAPER
FACTORS OF ADULTS' EMOTIONAL AND BEHAVIORAL IMMATURITY
Elena A. MAKAROVA
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
makarova.h@gmail. com, https://orcid. org/0000-0002-5784-9430
Alexey A. ILLARIONOV
Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog, Russia
zikril0211 @yandex. ru, https://orcid. org/0009-0007-1724-4596
Abstract. In today's age of information insecurity, rapid technological advancement, societal change and geopolitical instability, the prevalence of infantilization among modern youth is particularly evident. Infantilization can manifest in behavioural, psychological and emotional ways. This article examines emotional immaturity in individuals of various ages and the factors contributing to its development. Emotional immaturity is not a psychological disorder but can be a symptom of disorders such as attention deficit hyperactivity disorder, autism spectrum disorder, and problems with self-control, self-esteem and self-identity. The factors contributing to the formation and development of emotional immaturity are diverse and require further research. This article focuses on several factors that can impact personality development, including negative life experiences, childhood trauma, authoritarian parenting, and social and interpersonal behaviour patterns. Additionally, the article explores how the development of emotional intelligence can aid in overcoming the consequences of infantilization in both family and professional surrounding. A diagnostic study was conducted with groups of the respondents of different ages to identify the reasons why adults may demonstrate emotional and behavioural immaturity. Based on the findings, recommendations were identified to overcome this problem or mitigate the consequences of such behaviour. The study also found that a person's level of emotional maturity may be related to their ability to effectively cope with difficult situations or stress and choose the right coping strategies.
Keywords: infantilization, emotional immaturity, factors, interaction difficulties, impulsivity, cognitive skills.
For citation: Makarova E. A., Illarionov A. A. Factors of adults' emotional and behavioral immaturity // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and psychology.2024. Issue.1 (333). P. 62-71. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-62-71.
Введение. Стремительная трансформация современного общества, развитие инновационных информационных технологий, информационная неопределенность, ситуация геополитической нестабильности по-новому ставят вопросы личностной зрелости\незрелости и психологического здоровья подростков и молодежи. Личностная зрелость становится фактором психологического «выживания», стойкости, самоидентификации, навыков межличностной коммуникации. В информационную эпоху личностная зрелость человека выражается в эмоциональных аспектах, проявлениях самостоятельности, принятии решений в управлении своей жизнью и деятельностью, установлении персональных границ, личной ответственности. При этом многочисленные исследования трактуют поведение современных молодых людей как проявления инфантильности. Речь идет не только о поведенческой незрелости, но и о психологической и эмоциональной [1-3].
Что заставляет взрослых людей быть эмоционально незрелыми? Некоторые из наиболее распространенных факторов, связанных с этим состоянием, включают неразвитую эмоциональную регуляцию, нездоровые стратегии и приемы преодоления трудностей (решения проблем) и неблагоприятный детский опыт. Эмоциональная регуляция — это способность адекватно идентифицировать, эффективно обрабатывать и разумно управлять эмоциями здоровым и функциональным образом. У взрослых слабая эмоциональная регуляция может привести к низкому эмоциональному интеллекту, что затрудняет умение справляться с трудными
ситуациями, препятствует здоровому общению и эффективному решению проблем. Без надлежащих навыков эмоциональной регуляции взрослые могут легко стать эмоционально незрелыми. Нездоровые навыки преодоления трудностей также являются причиной эмоциональной незрелости [4].
Методы исследования. Для исследования процесса формирования эмоциональной незрелости нами было проведено экспериментальное исследование уровня ин-фантилизации личности. Анкетирование проходило в период с июня по август 2023 года. В нем принимали участие 26 респондентов двух возрастных категорий. Группа №1 состояла из людей в возрасте 28-61 год (12 респондентов). Группа №2 состояла из опрашиваемых в возрасте 15-18 лет (14 респондентов). Целью нашего диагностического исследования было определение уровня инфантильности людей разных возрастных групп, а также факторов эмоциональной и поведенческой незрелости.
Для реализации цели исследования нами было проведено анкетирование, направленное на выявление уровня инфантилизации личности (адаптированный опросник инфантилизации Эпштейна-Дюма (EDII), версия 3.0, 2010 г.). Респондент указывает первую букву своего имени и возраст. Опросник состоит из 95 вопросов, отвечая на которые испытуемые должны отметить утверждения, с которыми они согласны или не согласны по пятибалльной шкале Лайкерта, где 1— совсем нет, 5 — абсолютно да. Респонденту предлагается ответить на вопросы типа: «Ограничивал ли кто-либо вашу деятельность за последний год каким-либо из следующих способов?», «Пытались ли ограничить ваше общение?», «Нарушили ли вашу конфиденциальность?», «Пытались ли ограничить использование Интернета?» и т.д.
Исследование проводилось в двух группах респондентов, разделенных по возрастному признаку. Возраст в первой группе исследуемых составлял 28-61 год, во второй группе исследуемых — 15-18 лет. Статистическое сравнение результатов исследования осуществлялось по t-критерию Стьюдента. Для определения уровня тесноты, а также направления (прямое или обратное) полученных взаимосвязей между изучаемыми параметрами, уровня инфантилизации был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данные представлены в таблице 1.
Результаты исследования и обсуждение. Поиск статистических взаимосвязей, которые представлены в таблице 2, показал наличие статистически значимой положительной корреляционной связи между возрастом и уровнем инфантилизации личности (t3Mn = 6.1).
Анализ, интерпретация и систематизация результатов проведенного исследования показали, что респонденты имеют разный уровень инфантилизации личности. В младшей возрастной группе (15-18лет) уровень инфантилизации выше, чем в старшей (28-61 год) (Таблица 2, Рисунок 1).
Когда взрослые полагаются на различные способы преодоления негативных последствий (избегание, отрицание, размышление и эмоциональные всплески), они не могут эффективно справляться со своими состояниями или психическим стрессом. Это может привести к эмоциональной незрелости, затрудняя поддержание отношений, выполнение трудовых обязанностей и достижение жизненных целей и стремлений. Прошлые психологические травмы и неблагоприятный детский опыт также могут привести к моделям эмоционально незрелого поведения. Они активно влияют на то, как человек понимает, принимает и выражает свои чувства, особенно когда чувства становятся слишком трудными для осознания или подавляющими. Травматический опыт также делает решение проблем значительно менее эффективным во взрослом возрасте, поскольку становится сложно применять здоровые когнитивные навыки на основе прошлого негативного опыта. Это может привести к эмоционально незрелым реакциям [5].
Таблица 1
Уровень инфантилизации личности (вопросы с 1 по 20)
Table 1
The level of personality's infantilization (questions 1 to 20)
Показатели № группы № Вопроса
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ср. знач. ГР 1 1,08 1,58 1,33 1,42 1,08 1,42 1,42 1,50 1,75 1,08 1,00 1,00 1,67 1,00 1,42 1,67 2,33 1,75 1,92 1,00
ГР 2 2,21 2,50 1,21 1,29 2,64 2,64 2,64 3,00 3,21 3,07 3,14 1,36 2,43 2,14 2,57 2,71 1,79 1,71 1,86 1,93
Медиана ГР 1 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 2,00 1,00 1,00 1,00
ГР 2 2,00 2,00 1,00 1,00 2,50 3,00 3,00 3,00 3,00 3,00 3,50 1,00 3,00 2,00 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 1,00
Дисперсия ГР 1 0,08 0,99 0,42 0,99 0,08 1,36 1,36 1,36 1,48 0,08 0,00 0,00 0,97 0,00 0,45 1,88 2,06 1,48 2,45 0,00
ГР 2 1,57 1,50 0,34 0,37 1,32 1,17 0,86 0,46 1,87 2,07 2,75 0,71 1,65 1,36 0,88 1,45 0,49 0,84 1,21 1,92
Ст. откл. ГР 1 0,29 1,00 0,65 1,00 0,29 1,16 1,16 1,17 1,22 0,29 0,00 0,00 0,98 0,00 0,67 1,37 1,44 1,22 1,56 0,00
ГР 2 1,25 1,22 0,58 0,61 1,15 1,08 0,93 0,68 1,37 1,44 1,66 0,84 1,28 1,17 0,94 1,20 0,70 0,91 1,10 1,38
Таблица 2
Статистическое сравнение результатов исследования по t критерию Стьюдента
Table 2
Statistical comparison of the study results according to Student's t-criterion
Уровень правосознания Гр-1 28-61год (п = 12) Гр-2 15-18 лет (п = 14) Проверка достоверности различий с помощью t -критерия Стьюдента
Уровень инфантилизации личности 1.65 2.2 Результат: t3Mn = 6.1
Критические значения
ч.
р<0.05 р<0.01
1.97 2.61
Полученное эмпирическое значение t (6.1) находится в зоне значимости.
Рисунок 1. Уровень инфантилизации личности (вопросы с 1 по 20) Figure 1. The level of personality's infantilization (questions 1 to 20)
Эмоциональная незрелость y взрослых проявляется по-разному и может быть инициирована множеством различных проблем. Зачастую ее причины вызваны недостатком эмоционального развития из-за травматического опыта в детстве, неспособностью эффективно справляться со стрессом или сложными обстоятельствами, а также отсутствием социализации из-за чрезмерной опеки родителей или авторитарного воспитания. На более глубоком уровне неразрешенные детские травмы (физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, отказ или последствия
любой формы жестокого обращения) могут оказать глубокое негативное влияние на возможность человека эмоционально взрослеть.
Это может привести к неспособности обрабатывать сильные эмоции или управлять ими, нарушению регуляции собственных эмоциональных состояний или умения справляться с трудностями в формировании и поддержании близких отношений. Более того, человек, выросший в условиях чрезмерной опеки или изоляции, может испытывать неуверенность в процессе взаимодействия с другими людьми в социальных ситуациях и, следовательно, может выглядеть эмоционально незрелым. Это связано с тем, что у него не было возможности интериоризировать базовые социальные и межличностные модели поведения и наработать практические навыки взаимодействия, проявляя их в реальной жизни.
Уровень эмоциональной зрелости человека может быть связан с его способностью эффективно справляться со сложными ситуациями или стрессом. Если индивид не научился должным образом управлять своими эмоциями, он может оказаться подавленным или неспособным справиться с ними, что приведет к психологическим проблемам. Это может инициировать возникновение бесконечного цикла, поскольку неумение эффективно управлять сложными ситуациями часто приводит к дальнейшим проблемам таким, как импульсивность и избегание. Наконец, неразрешенная детская травма также может проявляться у людей в виде проблем с привязанностью, которые оказывают влияние на способность человека доверять другим и устанавливать здоровые связи с ними. Далее, во взрослой жизни возникают негативные последствия в виде неспособности человека справляться с семейными неурядицами, с взятыми на себя обязательствами и трудностями во взаимодействиях [6].
Инфантильность может являться естественной реакцией на психологическую травму. Особенно это актуально для молодых людей, когда человек переживает травмирующее событие в жизни, например, насилие, смерть близкого человека, издевательства, стихийное бедствие и т.д. У него могут развиться симптомы эмоциональной незрелости как способ справиться с трудной ситуацией в виде избегания и ухода от ее разрешения. Помимо прочего, это может проявляться в чрезмерной зависимости, манипулятивности, конфронтации или проблемах с адаптацией к новым ситуациям.
С другой стороны, наличие негативных образцов для подражания или полное отсутствие ролевой модели может привести к тому, что взрослый будет вести себя неадекватно своему возрасту. Плохими образцами, с которых человек копирует поведение, могут выступать как родители, демонстрирующие свою незрелость, так и группа друзей, проявляющая не соответствующие их возрасту реакции. Такие примеры могут привести к развитию неадекватных навыков преодоления трудностей и способствовать проявлению незрелого поведения. Низкая самооценка также способна становиться причиной инфантильного поведения взрослых, вызывая ощущение собственной неадекватности. У человека возникают мысли, что с ним что-то не так и его поведение неуместно, но он не находит в себе сил что-либо изменить. Низкая самооценка также может повлиять на способность человека формировать позитивные отношения, и это приводит к тому, что при возникновении трудной ситуации он будет проявлять незрелое поведение. Наконец, отсутствие понимания приемлемых социальных норм может стать фактором, провоцирующим проявление несоответствующего возрасту поведения. Это относится к взрослым, у которых в детстве не было возможности наблюдать адекватные модели социальных взаимодействий. В таких случаях человек может не понимать важности проявления зрелости и уважения в ситуациях общения и, в конечном итоге, вести себя незрело.
Эмоциональная незрелость развивается по разным причинам. Это может быть вызвано недостатком опыта обработки и выражения эмоций, непониманием того, как эмоции влияют на поведение, или может быть результатом негативного жизненного опыта, из-за которого трудно справляться с возникшими состояниями. Это также может быть вызвано травмой или другими причинами, например, жестоким обращением или пренебрежением в детстве. Кроме того, определенные психологические состояния, такие, как депрессия или тревога, могут привести к трудностям в выражении эмоций во взрослом возрасте. В случаях крайней незрелости это также может быть связано с рядом неврологических проблем: черепно-мозговой травмой или когнитивными нарушениями. Независимо от причины, важно обратиться за помощью, чтобы научиться справляться с эмоциями. Этого можно добиться с помощью индивидуальной или групповой терапии, а также путем изменения образа жизни: ухода за собой, приема лекарств и физических упражнений, активного образа жизни. При правильном управлении и поддержке люди могут стать более эмоционально зрелыми и развить эффективные навыки долгосрочного преодоления трудностей.
Какое психическое заболевание вызывает незрелость? В целом незрелость может быть результатом различных состояний, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или расстройства аутистического спектра. Более того, психологическая незрелость может определяться рядом факторов: неспособностью человека эффективно управлять своими эмоциями, брать на себя ответственность за свои действия, адекватно реагировать на критику или проявлять соответствующий уровень самоконтроля. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может привести к тому, что человек будет выглядеть незрелым из-за проблем с концентрацией внимания и контролем импульсов. Люди с этим заболеванием могут демонстрировать плохой самоконтроль, испытывать трудности с концентрацией внимания и выполнением инструкций или не понимать последствий своих действий.
Расстройства аутистического спектра (РАС) также могут привести к незрелому поведению из-за проблем с пониманием социальных сигналов и взаимодействий. Люди с этим заболеванием могут испытывать трудности с распознаванием и интерпретацией своих эмоций или поведения и эмоций других людей, а также казаться незрелыми из-за отсутствия общения, соответствующего их возрасту. Помимо этих расстройств, психологическая незрелость может быть результатом травм или проблем, вызванных переживанием сильного стресса. Люди с подобного рода расстройством склонны к спорам и враждебности и часто участвуют в конфронтацион-ном поведении. Это может проявляться в импульсивности, в отсутствии самоконтроля или в неадекватной реакции на критику.
В целом не существует какого-то одного заболевания, вызывающего незрелость, поскольку оно может быть результатом целого ряда факторов и состояний психического здоровья. Важно вовремя обратиться за помощью, чтобы правильно диагностировать и лечить данное психическое заболевание, способствующее ин-фантилизации личности.
Может ли эмоционально незрелый человек измениться? Да, это вполне возможно. Эмоциональная незрелость может быть вызвана множеством факторов, таких, как детские травмы, негативный стиль воспитания, а также проблемы эмоциональной сферы. Однако если человек готов приложить сознательные усилия для улучшения своего эмоционального интеллекта (ЕР), он, безусловно, может достичь большей эмоциональной зрелости. Некоторые ее компоненты включают в себя способность распознавать и контролировать собственные эмоции, умение терпеть дискомфорт
при столкновении с трудными или кризисными ситуациями, а также возможность понимать и уважать эмоции и точку зрения других людей и сопереживать им.
Регулярная терапия, самоанализ и занятия, развивающие эмоциональный интеллект, — все это может способствовать улучшению эмоциональной зрелости человека. Время и усилия, затраченные на решение основных проблем, могут окупиться в долгосрочной перспективе, что приведет к лучшему пониманию и реагированию.
В конечном счете инфантильный человек может измениться, если сознательно поработает над своим эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать, оценивать и использовать эмоции для эффективного и конструктивного общения и взаимодействий с другими людьми. Эта способность выражать и контролировать эмоции важна, но не менее важна и способность понимать, интерпретировать эмоции других и реагировать на них. Некоторые эксперты предполагают, что эмоциональный интеллект более важен для успеха в жизни, чем 1С2.
Является ли эмоциональная незрелость психическим заболеванием? Не обязательно, однако она может быть симптомом психического расстройства или может влиять на развитие или проявление психического заболевания. Эмоциональная незрелость — это, по сути, неспособность контролировать, распознавать и адекватно обрабатывать эмоции. Она обычно наблюдается у детей и подростков, которые еще не способны должным образом понимать и выражать свои чувства, но также может наблюдаться и у взрослых, которым не хватает навыков здорового управления своей эмотивной сферой. Им зачастую трудно брать на себя ответственность за свои переживания и реакции, или они могут подавлять, отрицать или вообще избегать их [7].
Хотя эмоциональная инфантильность сама по себе не является психическим заболеванием, она может быть симптомом или предупредительным знаком других психических заболеваний, таких, как пограничное расстройство личности, депрессия или повышенная тревожность. Она также может послужить фактором, повышающим риск развития психического заболевания, и привести к трудностям в формировании и поддержании здоровых отношений, общения, способствовать развитию депрессии, тревоги и других негативных состояний. Кроме того, эмоциональная незрелость может привести человека к чрезмерному реагированию на незначительные раздражители, а также сделать затруднительным процесс воспроизводства положительных эмоций или позитивного мышления. Можно сделать вывод, что, хотя эмоциональная незрелость сама по себе не является психическим заболеванием, она может быть симптомом, оказывающим влияние на развитие или проявление психического заболевания [8].
Корни эмоциональной незрелости, инфантильности человека могут иметь множество причин. Это может быть связано с травмой, которую он пережил в прошлом, с недостатком доверия к себе или к окружающим людям или с проблемой отсутствия понимания и осознания собственных эмоций. Определенные жизненные события и обстоятельства, токсичные отношения, длительный переходный период из одного состояния в другое или изоляция могут привести к тому, что человек станет эмоционально незрелым. Важно определить, какие именно факторы оказали и оказывают наибольшее негативное влияние на человека и его развитие, и заняться их устранением.
Важно помнить, что инфантильное поведение может быть следствием травмы и его нельзя осуждать или наказывать. Вместо этого человека следует направлять к пониманию и выражению своих эмоций, коллективно работать над созданием
здоровых навыков преодоления трудностей, а также понимать лежащую в их основе проблему. При правильной поддержке человек может научиться управлять своими эмоциональными состояниями и реакциями и начать исцеляться от психологической травмы, что позволит ему стать более эмоционально зрелым и устойчивым. В этой работе могут пригодиться следующие рекомендации:
1. Подумайте о том, чтобы выделить время для размышления о своих эмоциях.
2. Изучите спектр эмоций, какие эмоции бывают, каковы причины возникновения тех или иных эмоций.
3. Составьте список того, что у вас вызывает эмоции, и поработайте над осознанием поведения и мыслей, которые привели к текущему эмоциональному состоянию.
4. Определите конкретные способы и инструменты, которые могу вам помочь наладить управление своими эмоциональными состояниями.
Заключение. Существует множество причин, по которым человек может выглядеть эмоционально незрелым, но они могут быть в широком смысле связаны с неразрешенными проблемами, возникшими в детском возрасте, неспособностью справляться со сложными ситуациями или стрессом, проблемами привязанности или отсутствием социализации из-за чрезмерной опеки родителей или авторитарного стиля воспитания. Инфантильное поведение взрослых может быть также вызвано множеством факторов, в том числе детской травмой, плохим примером для подражания, низкой самооценкой и непониманием приемлемых социальных норм. Во многих случаях взрослые, демонстрирующие незрелое поведение, связывают свои проблемы с психологической травмой, возникшей в детском периоде жизни, переживание которой может затруднить взросление и становление личности. Воспоминания, связанные с травмирующими событиями, заставляют внешне взрослого человека чувствовать себя неуверенно. В итоге, если не принять меры, проблемы детства могут привести к поведению, которое самому взрослому кажется «нормальным», но на самом деле производит на окружающих впечатление незрелого, или ребяческого, к так называемой «поведенческой незрелости».
Работать в направлении разрешения данных проблем можно и нужно. Зачастую человеку необходима квалифицированная психологическая помощь для осознания причин, лежащих в основе его инфантильного состояния, но и сам он способен во многом помочь себе. Без желания выйти из замкнутого круга незрелых реакций и поведенческих паттернов улучшение его состояния вообще невозможно. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях — со стороны самого человека, желающего повзрослеть и научиться жить взрослой самостоятельной жизнью, и со стороны специалиста-психолога, использующего арсенал научного знания для оказания помощи клиенту в преодолении инфантильных черт личности.
Примечания:
1. Балык A.C., Цыбуленко О.П. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №12. С. 1-5.
2. Гудзовкая A.A., Шпунтова В.В. О компонентах личностной зрелости // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 2. С. 36-46.
3. Погорова Р.И. Динамика социально-психологической зрелости студентов из регионов с различными культурно-национальными особенностями: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов н/Д, 2019. 205 с.
4. Буторин Г.Г., Долгова В.И. Невропатия и психический инфантилизм как преимущественные расстройства в детском возрасте // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. №4 (134).
5. Сабельникова Е.В., Хмелева H.J1. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. №3 (132). С. 89-105.
6. Кулакова С.В., Малиева З.К. Проблема социального инфантилизма в психолого-педагогической литературе//ЦИТИСЭ. 2022. №4. С.534-541. doi: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.48
7. Власова Ю.А., Калачикова Е.А. Взгляд на инфантильность как характеристику личности в психологических концепциях XX века // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41-2. С. 5-9. doi: 10.1841 l/lj-08-2018-28
8. Bernardini J. The Infantilization of the Postmodern Adult and the Figure of Kidult // Postmodern Openings. 2014. N 5.2. P. 39-55.
References:
1. BalykA.S., Tsybulenko O.P. Psychological maturity of the individual: theoretical concepts and approaches// Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2016. No. 12. P. 1-5.
2. Gudzovkaya A.A., Shpuntova V.V. On the components of personal maturity 11 Russian Psychological Journal. 2016. Vol. 13, No. 2. P. 36-46.
3. Pogorova P.I. Dynamics of socio-psychological maturity of students from regions with different cultural and national characteristics: Diss, for the Cand. of Psychology degree: 19.00.05. Rostov-on-Don, 2019. 205 pp.
4. Butorin G.G., Dolgova V.I. Neuropathy and mental infantilism as primary frustration at children age 11 Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2016. No. 4 (134).
5. Sabelnikova E.V., Khmeleva N.L. Infantilism: theoretical construct and operationalization // Education and Science. 2016. No. 3 (132). P. 89-105.
6. Kulakova S.I/., Malieva Z.K. The problem of social infantilism in psychological and pedagogical literature//TsITISE. 2022. No. 4. P. 534-541. doi: http://doi.Org/10.15350/2409-7616.2022.4.48
7. Vlasova Yu.A., Kalachikova E.A. A look at infantilism as a characteristic of personality in psychological 20th century concepts 11 Trends of development of science and education. 2018. No. 41-2. P. 5-9. doi: 10.1841 l/lj-08-2018-28
8. Bernardini J. The Infantilization of the Postmodern Adult and the Figure of Kidult // Postmodern Openings. 2014. N 5.2. P. 39-55.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 29.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 15.01.2024; approved after reviewing 29.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.
© Макарова E.A., Илларионов A.A., 2024