Фонд проводит бесплатные вебинары для представителей малого и среднего бизнеса, в том числе и для представителей гостиничного сектора, как для наиболее пострадавших отраслей экономики в период действия пандемии COVID-19.
Безусловно, «уход» некоторого количества коллективных средств размещения благоприятно для остальных представителей отрасли - гостиницы и аналогичные средства коллективного размещения войдут в период повышенной конкуренции, гонки за потенциального потребителя. Для государства снижение количественного показателя гостиничных объектов приведет к уменьшению налогооблагаемой базы и, соответственно, сумм платежей по налогам и сборам в пользу казны.
Такие сегменты гостиничного сектора как бизнес-отели и хостелы рискуют исчезнуть с гостиничного рынка как невостребованный сегмент, и если на смену привычных хостелов придут мобильные гостиницы, то бизнес-отели будут ликвидированы как одни из важнейших представителей индустрии, по крайней мере, до улучшения эпидемиологической ситуации не только на территории России, но и во всем Мире. Появление на рынке мобильных гостиниц явно не направлено на развитие качественных гостиничных услуг, но и без бюджетного представителя на рынке обойтись сектору будет не просто.
Нельзя допускать, чтобы представители гостиничного сектора искали пути преодоления последствий ко-ронакризиса самостоятельно, но и разрабатывать меры поддержки без их участия, формировать новые административные барьеры для осуществления деятельности в области предоставления гостиничных услуг, также не верно. В данном конкретном случае речь идет не только о государственной поддержке гостиничного сектора, но и о поддержке гостиничным сектором самого государства, деятельности всей индустрии гостеприимства в интересах государства, то есть о мерах взаимоподдержки. Государству следует разрабатывать меры дальнейшей поддержки гостиничного сектора с учетом рекомендаций представителей самой гостиничной индустрии.
Заключение. Меры государственной поддержки гостиничного сектора, предложенные авторами в данной работе, позволят не только восстановить сектор, но и поднять его на новый уровень. Только при переходе к GR отношениям, возможен выход из экономического кризиса самого государства, так и гостиничного сектора, который, при условии правильного и устойчивого развития вверх поспособствует восстановлению и росту российской экономики.
Источники:
1. Автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rrapp.ru/vopros-otvet/mikrofinansirovanie.html - дата обращения 17.11.2020г..
2. Некоммерческая организация - Гарантийный фонт Ростовской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dongarant.ru/ - дата обращения 17.11.2020г..
References:
1. Autonomous non-profit organization-microfinance company " Rostov Regional Agency for Entrepreneurship Support "[Electronic resource] Access mode: http://www.rrapp.ru/vopros-otvet/mikrofinansirovanie.html -date of application 17.11.2020;
2. Non-profit organization-Guarantee Fund of the Rostov region [Electronic resource] Access mode: https://dongarant.ru/ -accessed 17.11.2020.
10.24412/2309-4788-2021-10964
Е.И. Кочубей - канд. философских наук, доцент, кафедра Бизнес-процессов и экономической безопасности, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), [email protected],
E. I. Kochubey - cand. philosophical Sciences, associate Professor Department of Business processes and economic security, Institute of Economics, management and social communication, Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT (Krasnodar);
А.В. Сапунов - канд. экономических наук, доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), [email protected],
A. V.Sapunov - cand. economic Sciences, associate Professor Department of Public and corporate governance, Institute of Economics, management and social communication, Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT (Krasnodar).
ФАКТОРЫ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В 2020 Г.
И МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ FACTORS OF DESTABILIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY IN 2020 AND MECHANISMS FOR THEIR PREVENTION
Аннотация. В статье на основе статистических наблюдений, аналитических данных определены факторы, в том числе выделены дестабилизирующие, которые оказали существенное влияние на экономику Российской Федерации в 2020 году в условиях объявленной пандемии, рассмотрены механизмы, способные улучшить
сложившуюся ситуацию в стране. За последнее время наблюдается снижение ВВП, повышение уровня инфляции, закрытие предприятий, массовые увольнения, снижение реальных доходов населения, рост числа граждан, находящихся за чертой бедности эти факторы ухудшают социально-экономическую ситуацию в стране, повышают социальную напряженность. За 2020 год увеличилась численность граждан проживающих в нищете, главной причиной повышения процента малоимущих выступает потеря работы и снижение заработной платы. В условиях потрясений новейшей истории: начало мирового финансово-экономического кризиса, эпидемия коронавируса, падение спроса на углеводородное топливо и другое сырье, разрыв глобальных производственных, сбытовых цепочек и иных хозяйственных связей, международные санкции и торговые войны, крайне важно определить эффективные механизмы, стабилизирующие экономическую ситуацию. В настоящее время необходимо пересмотреть налоговую и социальную политику государства, поддерживать действующие предприятия с большим потенциалом экономического развития.
Abstract. The article, based on statistical observations and analytical data, identifies the factors, including the destabilizing ones, that had a significant impact on the economy of the Russian Federation in 2020 in the context of the declared pandemic, and considers the mechanisms that can improve the current situation in the country. Recently, there has been a decline in GDP, an increase in the level of inflation, the closure of enterprises, mass layoffs, a decrease in real incomes of the population, an increase in the number of citizens below the poverty line. These factors worsen the socioeconomic situation in the country, increase social tension. In 2020, the number of citizens living in poverty increased, the main reason for the increase in the percentage of the poor is the loss of work and lower wages. In the context of recent shocks: the beginning of the global financial and economic crisis, the coronavirus epidemic, falling demand for hydrocarbon fuels and other raw materials, the breakdown of global production, sales chains and other economic ties, international sanctions and trade wars, it is extremely important to identify effective mechanisms to stabilize the economic situation. Currently, it is necessary to review the tax and social policy of the state, to support existing enterprises with a great potential for economic development.
Ключевые слова: экономика, кризис, пандемия, уровень инфляции, безработица, ВВП, спрос, налоговое бремя, инвестиции.
Keywords: economy, crisis, pandemic, inflation, unemployment, GDP, demand, tax burden, investment.
Для преодоления последствий ограничительных мер в условиях пандемии перед переходом к выстраиванию механизмов стабилизации российской экономики, необходимо рассмотреть ее общее состояние и определить дестабилизирующие факторы. За 2020 год на экономическую ситуацию в России оказали влияние три основных фактора.
Первым из них выступает снижение цен на мировом рынке нефти, что обусловлено падением спроса за счет принятия решений ОПЕК и введением карантина. Непосредственное влияние на ценообразование оказало избыточное предложение нефти весной текущего года.
Вторым фактором экономического кризиса выступает ограничение экспорта отечественной продукции за счет снижения падения мировой экономики. Наряду с уменьшением поставок нефти снизились объемы поставок газа и природных ресурсов на внешний рынок.
К третьему фактору можно отнести введение карантинных мер, которые за счет одновременного ограничения деятельности многих компаний привели к системному экономическому кризису. В России за 2020 год закрылось более 1,5 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, что составляет пятую часть от их общего количества, соответственно наблюдается рост безработных на 24,7 %, снизились доходы домашних хозяйств. Уровень безработицы в России представлен на рисунке 1.
Уровень
безработицы, %
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Рисунок 1 - Уровень безработицы в России за 2016 -2020 гг., % [1]
По данным рисунка 1 уровень безработицы за последние пять лет достиг максимального значения 6,2 % и это только данные официальной статистики. Указанные причины привели к сокращению поступлений в федеральный бюджет как налоговых, так и неналоговых поступлений, что в конечном итоге привело к дефициту бюджета в 3,8 % ВВП или 4,1 трлн. руб. Если учитывать ведущую роль экспорта нефти и газа при сохранении объемов по низким ценам, то неналоговые доходы не позволяют покрыть расходы бюджета, в том числе на инвестиционное развитие экономики. Рассмотрим на рисунке 2 динамику ВВП Российской Федерации за последние пять лет.
4
Темп прироста ВВП, %
Рисунок 2 - Динамика ВВП России за 2016 - 2020 гг., % [2]
По данным рисунка 2 можно сделать вывод о том, что экономическая ситуация в стране в конечном итоге привела к снижению ВВП России за 2020 год на 3,1 % и реальных доходов населения на 3,5 % [1]. Численность граждан с доходом ниже прожиточного уровня приблизилось к 20 млн. чел, то есть каждый седьмой россиянин на сегодня находится за чертой бедности. При этом Россию нельзя назвать бедной страной, так как по объему природных ресурсов, как национального богатства, она занимает первое место в мире/
Ситуацию усугубляет ослабление курса рубля и сокращение импорта за 2020 год на 13,7 %. Возникает дефицит на импортируемую продукцию и ограничение потребления товаров, ввозимых из-за границы. При этом Фонд национального благосостояния Российской Федерации достиг на 01 января 2021 года 13 трлн.545 млрд. 663 млн. руб.
Можно констатировать, что ожидания экспертов по снижению реального ВВП России за текущий год оправдались, по прогнозам которых был предусмотрен отрицательный уровень 3-5 %. Введение карантина послужило шоком для рынка, так как были установлены ограничения, как на производство, так и на потребление. Изменились графики производства и поставки товаров, что отразилось на перепроизводстве отдельных товарных групп, возникла ситуация нарушающая процесс создания добавленной стоимости. Существенный дисбаланс наблюдается в сфере услуг, авиаперевозок, туристического и гостиничного бизнеса.
Вместе с тем, следует отметить рост спроса на финансовые услуги и услуги здравоохранения. Так, финансовый сектор экономики России прибавил в 2020 году 22 % за счет мягкой монетарной политики и мер антикризисного регулирования.
Потребность в финансовых ресурсах, вызванная падением доходов, привела к росту спроса на кредитные продукты для юридических лиц и физических лиц. Совокупный портфель российских ломбардов за 2020 год увеличился на 10 %.
Для стабилизации экономической ситуации государством принят пакет мер по поддержке бизнеса и платежеспособности населения. Ставка рефинансирования на начало 2021 года достигла исторического минимума 4,25 % годовых. Тем не менее, существует высокий риск неопределенности будущего экономического развития России.
Возникает ситуация повышения расходов по реализуемым Правительством инвестиционным проектам, что снижает инвестиционную активность, а повышение рисков приводит к росту страховых премий.
Шоком для отечественной экономики выступило снижение мирового спроса на энергоресурсы. Объявленная пандемия привела к остановке и сокращению производства товаров, уменьшилось потребление электроэнергии и топлива. Ограничение свободного передвижения и закрытие границ стран сократило спрос на нефтепродукты. Спад инвестиционной активности в мире привел к сокращению объемов продажи российских сырьевых товаров, что напрямую повлияло на экономическую ситуацию в стране. Косвенное влияние на объем ВВП России оказало снижение доходов от экспорта, несмотря на рост мировых цен на нефтепродукты в настоящее время принято решение о повышении цен на горюче- смазочные материалы на внутреннем рынке, что в свою
очередь приведет к росту цен на потребительские товары и повышению уровня инфляции в стране. Уровень инфляции в России за последние пять лет представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Уровень инфляции в России за 2016 - 2020 гг., % [1]
По данным рисунка 3 уровень инфляции в России увеличился с 3,04 % в 2019 году до 4,9 % в 2020 году, что является наиболее высоким показателем за последние четыре года.
Таким образом, к факторам дестабилизации российской экономики в 2020 году можно отнести.
1. Падение стоимости нефти. За счет начала мирового финансово-экономического кризиса и пандемии коронавируса произошло естественное уменьшение спроса на нефть.
2. Снижение курса рубля и его высокая волатильность. После обвала фондовых рынков в начале марта 2020 г. ЦБ РФ прекратил закупать валюту по бюджетному правилу и перешел к ее продаже, однако объемы продаж для рынка и для поддержания рубля оказались небольшими. Российский рубль вышел на второе место по волатильности мировых валют к доллару США, уступив первенство только мексиканскому песо.
3. Санкции и контрсанкции. Воздействие экономических санкций США и стран Европы выразилось в ограничении доступа к зарубежным финансовым ресурсам, к рынку капитала, в падении чистого притока иностранных прямых инвестиций. В связи с объявленной пандемией, падением спроса на сырье произошел разрыв глобальных производственных, сбытовых цепочек и иных хозяйственных связей.
4. Снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Снижение доходов населения в последние годы продолжается. За 2020 год численность живущих за чертой бедности в стране увеличилась на 400 тыс. чел и составила 19,6 млн. чел. Совокупное (суммарное) снижение реальных доходов населения за 2020 год составило 3,5 % (прогноз правительства 3,0 %) . Уменьшение доходов потребителей приводит к снижению совокупного спроса и росту социальной напряженности в стране.
5. Чрезмерное фискальное давление. Выражается в усилении фискального давления на физических и юридических за счет ужесточения налогового контроля. В 2021 году Правительство планирует получить сверх достигнутого уровня 2020 года 590 млрд. руб. налоговых поступлений за счет бизнеса.
6. Отсутствие влияния общественного мнения на бюджетные расходы. Действия Правительства РФ в виде Национальных проектов и Государственных программ развития не дают значительного прироста ВВП и слабо воздействуют на уровень жизни населения.
7. Поступления налогов в консолидированный бюджет России в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизились на 7,6 %, а в федеральный бюджет на 12,9 %, Наибольшее сокращение наблюдается по налогу на прибыль на 11,6 %.
Социально-экономической политикой государства предусмотрены антикризисные меры. Наибольшее внимание уделяется поддержанию совокупного спроса и совокупного предложения, обеспечению населения и предприятий финансовыми ресурсами, недостаток которых приводит к системному экономическому кризису.
За последнее время часть мер по поддержке экономики уже реализованы, такие как льготные кредиты, кредитные каникулы, субсидии малому бизнесу и др.
Вместе с тем, учитывая масштабы экономического кризиса необходимо обеспечить дополнительные меры по направлениям:
- стимулирование предпринимательской деятельности и партнерских отношений государства и бизнеса;
- инвестиции в человеческий капитал, их отдача может быть главным фактором экономического роста и технологического развития, состояние системы здравоохранения России, которое было оценено в период пандемии, подчеркивает приоритетность данной отрасли;
- создание высокотехнологичной системы здравоохранения, диагностики заболеваний и лекарственного обеспечения;
- развитие цифровой среды, повышение уровня образования граждан в этой сфере;
- повышение гибкости рынка труда и занятости населения, в том числе за счет использования временной безработицы, то есть увольнения с обязательством приема обратно на прежнее место работы, или права работодателей отправлять работников в неоплачиваемый отпуск на срок до 3 месяцев;
- оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам;
- решение проблем с накопленной задолженностью экономических агентов, деятельность которых была ограничена в период карантина (секьюритизация задолженности предприятий, пролонгация кредитов и др.).
Для улучшения экономической ситуации в России проведение определенной социально-экономической политики недостаточно. Она может быть эффективна только в комплексе мер. На основе проведенного исследования для стабилизации отечественной экономики можно предложить следующие механизмы:
- существенно понизить налоговое бремя на бизнес (НДС, страховые взносы, акцизы), что позволит вывести экономику из тени, то есть создать ситуацию, когда оплата налогов в «белую» будет стоить дешевле, чем содержание «теневой», «обеленная» экономика снизит коррупционные риски;
- произвести расчет выпадающих доходов в связи с понижением налогов и компенсировать их за счет накоплений (ФНБ). Выход части экономики из тени обеспечит рост ВВП и поступление доходов в бюджетную систему РФ, что в свою очередь уменьшит расходы из средств ФНБ;
- поскольку предоставление беспроцентных кредитов осуществляется через банки, необходимо определить целевой характер указанных средств, в целях пресечения финансовых спекуляций;
- объявить мораторий на повышение тарифов у естественных монополий;
- провести реформу ценообразования на энергоресурсы;
- снизить контрольно-надзорное и административное давление;
- ввести дифференцированный подход к расчету НДФЛ и налога на имущество физических лиц;
- провести аудит государственных корпораций и системообразующий организаций с целью деоффшори-зации капитала;
- объединить налоговую службу со службой статистики, внести соответствующие изменения в налоговые декларации и расчеты, дополнив их статистическими и аналитическими данными, что повысит достоверность статистических наблюдений.
Реализация каждого направления связано со значительными трудностями и дополнительными расходами. Вместе с тем, в сложившейся кризисной ситуации их реализация необходима для более быстрого восстановления экономики Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемые мероприятия, направленные на предотвращение влияния дестабилизирующих факторов на экономику России будут способствовать снижению последствий экономического кризиса.
Источники:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/
3. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
4. Кочубей Е.И. Топильская А.А. Проблемы и факторы устойчивого экономического развития РФ в условиях экономического кризиса. Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». Выпуск № 8 (51) август, 2018.
5. Мадатова О.В. Основные направления развития венчурного финансирования в современном обществе //Бюллетень Международного Нобелевского экономического форума. - 2012. №1-2 (5). С. 196-201.
6. Сапунов А.В., Попова В.С. Анализ структуры и динамики развития макроэкономических показателей Российской Федерации и их прогнозные изменения. Вектор экономики. 2018. № 1 (19). С.33.
7. Ольхова А.С., Сапунова Т.А. Прогнозирование состояния фондового рынка РФ. Modern Science. 2020. № 5-3. С. 151-156.
References:
1. Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://www.gks.ru/
2. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://www.min-fin.ru/
3. Official website of the Bank of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/
4. Kochubey E. I. Topilskaya A. A. Problems and factors of sustainable economic development of the Russian Federation in the conditions of the economic crisis. Electronic scientific and practical periodical "Economy and Society". Issue # 8 (51) August, 2018.
5. Madatova O. V. Osnovnye napravleniya razvitiya venturnogo finansirovaniya v sovremennom obshchestve [Main directions of development of venture financing in modern society]. - 2012. No. 1-2 (5). pp. 196-201.
6. Sapunov A.V., Popova V. S. Analysis of the structure and dynamics of the development of macroeconomical indicators of the Russian Federation and their forecast changes. The vector of economics. 2018. No. 1 (19). p. 33.
7. Olkhova A. S., Sapunova T. A. Forecasting the state of the stock market of the Russian Federation. Modern Science. 2020. № 5-3. pp. 151-156.