Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуализация / высшее образование / здоровьесберегающая компетентность / здоровьесберегающие медиакомпетенции / медиакомпетенции / профессиональная компетентность / факторы / actualization / higher education / health-preserving competence / health-preserving media competence / media competence / professional competence / factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онучина Кристина Константиновна, Кудрина Екатерина Леонидовна

Статья посвящена выявлению факторов актуализации формирования здоровьесберегающей профессиональной компетентности специалистов и студентов в сфере высшего образования. Это становится важным в современных социально-политических и социально-экономических условиях существования и развития российского общества с присущими ему множественными трансформационными и инновационными процессами. К числу таких процессов следует отнести информатизацию и цифровизацию сферы высшего образования, её интенсивный переход к виртуальным формам коммуникации, например, электронное и дистанционное обучение. Кроме того, проблемы, связанные с пандемией и информационной войной в мире, обострили интерес к изучению путей и средств сохранения и формирования здоровья субъектов образования на основе формирования медиакомпетенций здоровьесберегающего свойства. Выявлены и охарактеризованы основные документы, направленные на важность и значимость актуализации формирования здоровьесберегающей профессиональной компетентности специалистов вуза и студентов. В статье сформулированы основные факторы актуализации формирования здоровьесберегающей профессиональной компетентности специалистов: экономические, технологические, природные, информационные, социально-политические и др. Определено, что информационная война в мире есть один из ведущих факторов по актуализации вопросов формирования профессиональной компетентности специалиста здоровьесберегающего свойства. Это выявляет значимость особой подготовки преподавателей вуза и будущих специалистов (студентов), компетентных по вопросам здоровьесберегающего медиаобразования. Нами был сделан вывод: выстраивание здоровьесберегающей и профессиональной компетентности в вузе актуализируется в связи с трансформацией российского общества под влиянием пандемии COVID‑19, информационной войны в мире, цифровизации и информатизации всех сфер жизни человека, в том числе, и сферы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онучина Кристина Константиновна, Кудрина Екатерина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF ACTUALIZATION OF THE FORMATION OF HEALTH-PRESERVING PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to identifying factors for updating the formation of health-preserving professional competence of specialists and students in the field of higher education. This becomes important in modern socio-political and socio-economic conditions of the existence and development of Russian society with its inherent multiple transformation and innovation processes. Such processes include informatization and digitalization of the sphere of higher education, its intensive transition to virtual forms of communication, for example, electronic and distance learning. In addition, the problems associated with the pandemic and the information war in the world have heightened interest in studying ways and means of preserving and developing the health of educational subjects based on the formation of health-preserving media competencies. The main documents aimed at the importance and significance of updating the formation of health-preserving professional competence of university specialists and students have been identified and characterized. The article formulates the main factors for updating the formation of health-preserving professional competence of specialists: economic, technological, natural, informational, socio-political, etc. It is determined that the information war in the world is one of the leading factors in updating the issues of developing the professional competence of a health-preserving specialist. This demonstrates the importance of special training for university teachers and future specialists (students) competent in issues of health-saving media education. We came to the conclusion that building health-preserving and professional competence at a university is being updated in connection with the transformation of Russian society, the COVID-19 pandemic and the information war in the world, with digitalization and informatization of all spheres of human life, including the sphere of higher education.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки) 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

АКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

УДК 37.013

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-153-160

К.К. Онучина

Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация, e-mail: onuchina-k@mail.ru

Е.Л. Кудрин а

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: kudrina_el@mgik.org

Аннотация: Статья посвящена выявлению факторов актуализации формирования здоровьесберега-ющей профессиональной компетентности специалистов и студентов в сфере высшего образования. Это становится важным в современных социально-политических и социально-экономических условиях существования и развития российского общества с присущими ему множественными трансформационными и инновационными процессами. К числу таких процессов следует отнести информатизацию и цифровизацию сферы высшего образования, её интенсивный переход к виртуальным формам коммуникации, например, электронное и дистанционное обучение. Кроме того, проблемы, связанные с пандемией и информационной войной в мире, обострили интерес к изучению путей и средств сохранения и формирования здоровья субъектов образования на основе формирования медиакомпетенций здоровьесберегающего свойства. Выявлены и охарактеризованы основные

ОНУЧИНА КРИСТИНА КОНСТАНТИНОВНА - старший преподаватель Российского государственного социального университета

КУДРИНА ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА - доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Международной академии наук высшей школы, Российской академии естественных наук, Петровской академии наук и искусств

ONUCHINA KRISTINA KONSTANTINOVNA - Senior Lecturer, Russian State Social University

KUDRINA EKATERINA LEONIDOVNA - DSc in Pedagogy, professor, Rector of Moscow State Institute of Culture, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Full Member of the International Academy of Sciences of Higher Education, Academy of Natural Sciences, Petrovsky Academy of Sciences and Arts

© Онучина К. К., Кудрина Е. Л., 2023

документы, направленные на важность и значимость актуализации формирования здоровьесбере-гающей профессиональной компетентности специалистов вуза и студентов. В статье сформулированы основные факторы актуализации формирования здоровьесберегающей профессиональной компетентности специалистов: экономические, технологические, природные, информационные, социально-политические и др. Определено, что информационная война в мире есть один из ведущих факторов по актуализации вопросов формирования профессиональной компетентности специалиста здоровьесберегающего свойства. Это выявляет значимость особой подготовки преподавателей вуза и будущих специалистов (студентов), компетентных по вопросам здоровьесберегающего медиаобразования. Нами был сделан вывод: выстраивание здоровьесберегающей и профессиональной компетентности в вузе актуализируется в связи с трансформацией российского общества под влиянием пандемии СОУГО-19, информационной войны в мире, цифровизации и информатизации всех сфер жизни человека, в том числе, и сферы высшего образования.

Ключевые слова: актуализация, высшее образование, здоровьесберегающая компетентность, здоро-вьесберегающие медиакомпетенции, медиакомпетенции, профессиональная компетентность, факторы.

Для цитирования: Онучина К. К., Кудрина Е. Л. Факторы актуализации формирования здоровьесберегающей профессиональной компетентности студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №5 (115). С. 153-160. ЬИ:р:/Мо1. огд/10.24412/1997-0803-2023-5115-153-160

FACTORS OF ACTUALIZATION OF THE FORMATION OF HEALTH-PRESERVING PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Christina K. Onuchina

Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, e-mail: onuchina-k@mail.ru

Ekaterina L. Kudrina

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: kudrina_el@mgik.org

Abstract: The article is devoted to identifying factors for updating the formation of health-preserving professional competence of specialists and students in the field of higher education. This becomes important in modern socio-political and socio-economic conditions of the existence and development of Russian society with its inherent multiple transformation and innovation processes. Such processes include informatization and digitalization of the sphere of higher education, its intensive transition to virtual forms of communication, for example, electronic and distance learning. In addition, the problems associated with the pandemic and the information war in the world have heightened interest in studying ways and means of preserving and developing the health of educational subjects based on the formation of health-preserving media competencies. The main documents aimed at the importance and significance of updating the formation of health-preserving professional competence of university specialists and students have been identified and characterized. The article formulates the main factors for updating the formation of health-preserving professional competence of specialists: economic, technological, natural, informational, socio-political, etc. It is determined that the information war in the world is one of the leading factors in updating the issues of developing the professional competence of a health-preserving specialist. This demonstrates the importance of special training for university teachers and future specialists (students) competent in is-

sues of health-saving media education. We came to the conclusion that building health-preserving and professional competence at a university is being updated in connection with the transformation of Russian society, the COVID-19 pandemic and the information war in the world, with digitalization and informatization of all spheres of human life, including the sphere of higher education.

Keywords: actualization, higher education, health-preserving competence, health-preserving media competence, media competence, professional competence, factors.

For citation: Onuchina K. K., Kudrina E. L. Factors of actualization of the formation of health-preserving professional competence of students at the university. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 5 (115), pp. 153-160. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2023-5115-153-160

Актуальность изучения факторов формирования здоровьесберегающей профессиональной компетентности специалистов, работающих в сфере высшего образования (имеется в виду, прежде всего, профессорско-преподавательский состав вуза), является не только своевременным, но и уже запаздывающим моментом как для науки, так и для практики высшего образования. Это обусловлено тем, что реальная российская действительность социально-производственной сферы остро нуждается в специалисте, формирующим, сохраняющим и развивающим своё здоровье и здоровье окружающих. В целом эта проблема не нова, и множество исследований по данной проблеме в научном мире успешно осуществляется, и они широко востребованы практикой высшего образования.

Вместе с тем в современных условиях жизни российского общества возникли и получили широкое распространение в системе высшего образования новые явления: удаленная работа, электронное обучение и дистанционное обучение. Они стали реальностью как отражение мировых трендов - эпохи цифровизации, мировой пандемии и мировой информационной войны. В связи с этим возникла острая потребность в специалистах, компетентных в сфере здоровьесберегающего медиаобразования, что также проявляется в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и требует от студентов овладения универсальными компетенциями, прежде всего, комму-

никативными, в виде новых способов работы с информацией.

Целый ряд правительственных документов и программ свидетельствует об актуальности данной проблемы и необходимости её разрешения: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Прогноз научно-технологического развития российской Федерации на период до 2030 года; Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313) и др. Заинтересованность по исследуемой проблеме отмечена на государственном уровне в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования на федеральном уровне, включая «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года».

Отмечаем, что федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в принятой на пра-

вительственном уровне Программе цифро-визации общества предписано руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. А органам исполнительной власти руководствоваться основными направлениями при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. Важно, что ведущим направлением, которое относится к развитию информационно-коммуникационных стратегий и технологий в долгосрочной перспективе, в Концепции обозначено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобра-зования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий. Эта позиция актуализирует продвижение медиаобразования, которое в настоящее время не только признается и поддерживается на государственном уровне, но и становится уже предметом изучения и пропаганды - как энтузиастов, так и государственных образовательных структур. Это свидетельствует о возросшем уровне востребованности данного направления информационным обществом, о востребованности также данного направления и в педагогике [8].

К числу факторов актуализации проблемы формирования здоровьесберегающих ме-диакомпетенций в вузе у студентов, будущих специалистов, прежде всего, следует отнести социально-экономические факторы: трансформацию российского общества, изменение в России направлений и темпов технологического и научно-технического прогресса, агрессивную санкционную политику в мире, в том числе, и в отношении России и др.

Это позволяет рассматривать систему здоровьесберегающего образования, конкурентоспособность специалиста и, прежде всего, здоровый человеческий капитал важными ресурсами страны, что весомо актуализирует остроту проблемы сбережения и формирова-

ния здоровья будущих специалистов на этапе обучения студента в вузе.

Текущая ситуация в стране социально-экономического характера и связана с подъемом глобальной международной конкуренции в экономике, что в свою очередь требует специальной подготовки профессионалов, которые были бы способны быстро приспосабливаться к условиям рыночной экономики, в том числе - с целью здоровьесбе-режения, используя для этого возможности медиаобразования. Подготовка мобильных и конкурентоспособных специалистов в вузе за счёт овладения способами нейтрализации и управления негативной и агрессивной информацией является, на наш взгляд, перспективным направлением развития российского общества, а роль профессионального образования в этом должна быть значительно выше.

Исследователи представили в науке многочисленные подтверждения того, что медиаобразованные граждане используют данный ресурс успешно для адаптации к проявлениям в современном конкурентном мире факторов агрессивного медиапро-странства. Но к этому их надо готовить, в том числе, в вузе, используя достижения науки, прежде всего, медиапедагогики. Активное применение в системе высшего образования информационно-коммуникационных и цифровых технологий является общепризнанным фактом, что привлекает пристальное внимание к этой проблеме исследователей (Бонда-ренко Е. А., Жилавская, И. В.) и оказывает влияние на формирование новой отрасли педагогики - медиапедагогики.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования учитываются требования к выпускникам вуза в формате универсальных компетенций, которые обязательны при обучении различным специальностям. Они содержат знания, умения, навыки, способы деятельности личности коммуникантов, то есть участников различных видов и типов коммуникаций. Мы отмечаем их общий характер, в котором не очень явно прослеживаются именно ме-

диакомпетенции, но, тем не мене, это знаковый момент для системы высшего образования в возможностях перемещения на новый уровень подготовки специалистов, которые сохраняют и сберегают здоровье субъектов образования. Обоснованием такой идеи является наличие в системе высшего образования хорошей базы для подготовки специалистов -коммуникаторов - медиаторов, компетентных в сфере здоровьесбережения [7, с. 122].

Ознакомившись с деятельностью организаций и их особенностями функционирования в период пандемии СОУГО-19, мы отметили, что в этом секторе возникла острая необходимость использовать образовательные технологии. Организации начали активно развивать свои онлайн-пространства с возможностью реализации образовательных программ. Были сформированы новые компетенции работников организаций различного уровня в области медийно-информационной грамотности. Данные процессы приводят к выводу, что медиаобразование (его технологии) помогает различной аудитории приспосабливаться к медиа, учит их анализировать и создавать медиатексты и т. д. [4, с. 127].

Обратившись к вопросам информационной культуры, мы понимаем, что эта позиция неразрывно связана с обеспечением информационной безопасности. Сегодня площадка Интернета считается самой небезопасной для всех категорий граждан. Безопасность человека любого возраста и статуса в Интернете - глобальная проблема, и это вопрос уже не только технологического характера, а скорее обширная проблема гуманитарной направленности. Как отмечают ученые, исследователи и специалисты в области информационной культуры и безопасности, а также медиаобразования, самым эффективным механизмом от негативного воздействия контента на человека в Интернете является высокий уровень развития человека в интеллектуальном и моральном плане [2, с. 18].

В процессе исследования мы проанализировали и изучили нормативно-правовую и научную психолого-педагогическую лите-

ратуру о сфере высшего образования. Данный процесс позволил сделать вывод о том, что кроме общепрофессиональных и универсальных компетенций, определенных в ФГОС ВО, современный выпускник вуза обязательно должен обладать специальными компетенциями, к которым следует относить медиакомпетенции и рассматривать их как универсальные. Они позволяют ему быть компетентным в цифровом обществе и тем самым уметь противостоять негативным воздействиям медиаресурсов,сберегая на этой основе своё здоровье. Стало очевидно, что современная экономика России всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способностями, необходимыми для цифрового общества, которые в то же время должны обладать медиакомпе-тенциями, способствующими эффективной адаптации к агрессивному или «фейковому» медиапространству современного общества. Однако система высшего образования, опираясь на идеи медиапедагогики, развивает идеи формирования и развития медиаком-петенций обучающихся студентов не столь активно, как этого требует современное трансформационное российское общество, характеризующееся ковидными факторами мирового свойства. Для реализации этого возникает необходимость поиска дополнительных новых возможностей вуза и системы высшего образования в целом.

За последние годы получило широкое признание формирование современных ме-диакомпетенций студентов в вузе на основе развития критического мышления как способа здоровьесбережения. Оно может осуществляться как в учебном процессе (дисциплины, факультативы и др.), так и во внеучебном пространстве вуза (проекты, клубы, студии и др.). Поиск современных способов формирования здоровьесберегающих медиакомпе-тенций активно продолжается и в России, и за рубежом. Поэтому поисковую работу по выявлению источников о развитии у студентов вуза медиакомпетенций, основанную на лучшем научном и практическом опыте,

следует рассматривать как необходимый элемент модернизации экономики России, которая не возможна без специалистов, владеющих инновационными компетенциями, в том числе медиакомпетециями, а также адаптивных и здоровых. Это отвечает целям и задачам высшего образования, потому что соответствует потребностям обучающихся в вузе студентов в сфере медиаобразования. Формирование и развитие в вузе будущих специалистов, владеющих здоровьесберега-ющими медиакомпетенциями, в конечном счете, служит прогрессу общества. В связи с этим проблема развития здоровьесберегаю-щих медиакомпетенций обучающихся студентов вуза приобретает особую значимость для современной российской системы высшего образования.

Авторы научных работ, посвященных развитию высшего образования в России, не обошли вниманием данное направление, так Р. Стултс ввел понятие «медиапростран-ство» более сорока лет назад. Новое педагогическое направление - медиаобразова-ние - было сформировано в конце XX века. Специалисты медиаобразования и исследователи в этой области считают, что его различные подходы и технологии помогают лучше адаптироваться в мире медиа и в жизни общества. Это Гендина Н. И., Колин К. К., Ушакова С. В., Sherilin Airton, Dzhuli Pozetti, Yarnyh V. I., Arshad A., Hanan M. A., Saleem N., Farzooq S., Fatima R., Valery Katkalo, Martin Moehrle, Dmitry Volkov, Seemiller C, Grace M. и др.. Несмотря на возрастающий уровень интереса исследователей к данной проблеме, в психолого-педагогической науке и практике остаются малоизученными её важные аспекты, например, работы, посвящённые развитию здоровьсберегающих медикомпетенций студентов вуза, не нашли своего широкого и глубокого отражения.

В научной литературе представлены работы отдельных авторов, важные для изучения проблемы формирования здоровьесбере-гающих медикомпетенций. Они посвящены, прежде всего, развитию медиакультуры в об-

разовании, что представляет для нас несомненный интерес, так как взаимовлияние медиакомпетенций и медиакультуры бесспорно. Об этом пишут А. М. Атаян, Е. А. Медведева, В. Д. Минкина, Л. А. Нагорная, В. И. Токтаро-ва, А. В. Федоров, Л. К. Шиян и др.

Так В. А. Минкина в качестве идеи развития медиакультуры предлагает рассматривать интегративный путь, что согласуется с представлением и других авторов. Сущность идеи заключается в том, чтобы включать в изучение учебных дисциплин не только дидактические, но и медиаобразовательные задачи, что способствует обучению студентов приемам познавательно-аналитической деятельности, формирующей систематическое и осознанное, а не механическое, освоение знаний, развивая при этом критическое мышление у обучаемых и воспитывая психически здоровую личность [6].

Авторы Е. А. Медведева, Л. А. Нагорная, Л. К. Шиян и др. предлагают для формирования и развития медиакультуры студентов вуза включать в образовательный процесс обучающихся специальные учебные медиа-образовательные дисциплины, что, безусловно, следует оценивать положительно. Но необходимо учитывать, что предлагаемые ими курсы не смогут решать в полном объеме проблемы формирования медиакультуры медиакомпетенций студентов, хотя во многом способствуют этому. Они предлагают в основном аудиторные формы для развития медиакультуры, но мало внимания уделяют системе самостоятельной работы обучающихся студентов по саморазвитию медиакульту-ры как способу формирования критического мышления в качестве условия для подготовки здоровьесохраняющего специалиста. Интерес в этом плане вызывает курс А. В. Федорова «Медиаобразование», который направлен на теоретико-концептуальное осмысление медиаобразования и на интеграцию научных знаний, опыта российских медиапедагогов и их зарубежных коллег [8].

Опираясь на труды исследователей -А. А. Амзина, Л. Г. Антоновой, И. В. Жилавской,

М. В. Жижиной, А. Г. Качкаевой, А. М. Шестери-ной и др., - можно констатировать, что применение медиатехнологий с учетом здоровьесбе-регающей медиакомпетентности студентов, обучающихся в вузе, актуальны для будущих специалистов, способствуют освоению теории и практики в современных условиях.

Работы А. Ю. Смирнова, А. В. Шарико-ва, Б. Ю. Щербакова, Е. Н. Ястребцевой и др. по разным аспектам информационной и ме-диакультуры человека были изучены нами в направлении поиска идей здоровьесбере-жения студентов вуза. Привлекли внимание труды Д. З. Ахметовой, Н. М. Долдуновой, О. Л. Шора, Е. Н. Ястребцевой, в которых представлен опыт развития медиакультуры в различных учебных организациях.

Анализ работ, исследующих проблемы формирования медикомпетенций студентов вуза, несомненно, позволяет отметить их ценность и важность, а также подчеркнуть, что формирование медиакомпетенций студентов вуза средствами медиакультуры и медиапеда-гогики с целью здоровьесбережения обучающихся является самостоятельным и качественно новым исследованием в педагогике, которое раннее не являлось предметом изучения. Обоснованием этого вывода являются следующие позиции:

- несформированность в науке целостного представления о сущности понятия «медиакомпетенции», ограниченности исследования его здоровьесберегающей природы, формирование которого активно происходит в настоящее время;

- неопределенность содержания и структуры понятия «здоровьесберегающие медиакомпетенции студентов вуза» в работах исследователей; имеет место недооценка использования сформированных современных в педагогике научных подходов, к которому относим, прежде всего, здоровьесберегающий подход;

- неопределенность в полном объеме возможностей вуза в формировании медиакомпетенций здоровьесберегаю-щего свойства студентов;

- необходимость и актуальность разработки и научно-практического обоснования модели формирования медиакомпетенций здоровьесбере-гающего свойства студентов вуза, а также исследование организационно-педагогических условий, способствующих их формированию.

Анализ психолого-педагогических научных источников, а также практики организаций высшего образования выявил недостатки, которые имеют место в неразработанности организационно-педагогических условий, в том числе, модели формирования медиакомпетенций здоровьесберегающего свойства студентов вуза, будущих специалистов.

Исследование проблемы формирования медиакомпетенций обучающихся студентов вуза, будущих специалистов, с целью их здо-ровьесбережения и сотрудников организаций позволило выявить ряд противоречий на различных уровнях:

- методологический уровень - это противоречие между потребностью российского общества в специалистах, обладающих здоровьесберегающими медиакомпетенциями, и отсутствием научно разработанных организационных моделей, направленных на их развитие в условиях высшего образования;

- теоретический уровень - противоречие между имеющимися научными знаниями по формированию здоро-вьесберегающих медиакомпетенций студентов вуза и низким уровнем понимания потребности общества в этих исследованиях;

- нормативный уровень - противоречие между требованиями ФГОС ВО об уровне и качестве профессиональной подготовки студента, будущего специалиста, обладающего здоровьесберегающими медиакомпетенциями, и отсутствием методических рекомендаций или программ для профессорско-преподавательского состава по их формированию в вузе;

- организационный уровень - противоречие между признанием значимости и необходимости формирования здо-ровьесберегающих медиакомпетенций студентов вуза и низким уровнем использования для этого возможностей образовательного процесса вуза;

- технологический уровень - противоречие между потребностью в разработке и создании организационно-педагогических условий формирования здоровьесберегающих медиакомпетенций у студентов вуза средствами медиапедагогики и их отсутствием -как в теории, так и на практике.

Требует также своего разрешения основное противоречие между существующей

системой высшего профессионального образования, ориентированной на формирование ключевых компетенций обучающихся, будущих специалистов, и недостаточной разработанностью педагогических средств, направленных на формирование медиаком-петенций здоровьесберегающего свойства обучающихся с помощью медиапедагогики. Стремление найти способы разрешения противоречий, выявленных в процессе исследования, способствовало поиску проблемы, которая заключается в определении важнейших теоретико-методологических основ, содержания и организационно-педагогических условий формирования медиакомпетенций здоровьесберегающего свойства студентов вуза, будущих специалистов.

Список литературы

1. Амзин А. А. О переоценке важности новых форматов в российских онлайновых медиа. Сборник статей научно-практической конференции. Под ред. М. С. Корнева. Москва: РГГУ, 2013. С. 9-12.

2. Гендина Н. И. Информационная культура личности в 2-х частях. Часть 1: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. Москва: Юрайт, 2022. 356 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/496984

3. Жилавская И. В. О современной концепции медиаинформационной грамотности и медиаобразования Москва, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://mic.org.ru/vyp/3-nomer-2012/o-sovremennoy-kontseptsii-mediainformatsionnoy-gramotnosti-i- mediaobrazovaniya-/

4. Зайцев В. Ю. Роль медиаобразования в деятельности современного педагога // Человек и образование. 2011. С. 143-145.

5. Кудрина Е. Л. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс / Е. Л. Кудрина, К. К. Онучина, В. И. Ярных // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4(40). С. 120-129.

6. Минкина В. А. Современные продукты и услуги: попытка классификации и анализа тенденций развития // Информационные ресурсы России. 1995. № 6. C. 26-29.

7. Онучина К. К., Кудрина Е. Л. Здоровьесберегающие медиакомпетенции студента вуза: сущность и содержание // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 5 (109). С. 120-132.

8. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня: монография. Москва: Директ-Медиа, 2013. 230 с.

9. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. Москва: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 66 с.

10. Шестерина А. М. Особенности конфликтного взаимодействия в медиасфере // Вестник Воронежского

государственного университета. Серия: Право. № 4. С. 347-352.

*

Поступила в редакцию 22.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.