Научная статья на тему 'Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов'

Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / вуз / студенты / научно-исследователь-ская деятельность / education / university / students / research activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Ольга Владимировна

Актуальность исследования определяется необходи-мостью повышения результативности научно-иссле-довательской деятельности студентов, поиска эффек-тивных методов и форм данной деятельности, так как привитие навыков научного исследования является неотъемлемым условием формирования профессио-нальной компетентности выпускников в системе выс-шего образования. Цель исследования – выявление факторов, которые могут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности студентов при их обучении в высших учебных заведениях страны. При написании статьи был проведен анализ мнений отечественных и зарубежных ученых, кото-рый помог автору уточнить понятие научно-исследо-вательской деятельности студентов, дать ее автор-ское определение, а также раскрыть направления осуществления данной деятельности. Для выявления факторов активизации научно-исследовательской де-ятельности студентов был использован метод анкети-рования студентов Департамента экономики и управ-ления Института экономики, управления и права Мос-ковского городского педагогического университета с использованием открытых и закрытых вопросов. По результатам опроса более 100 студентов бакалаври-ата направлений подготовки 38.03.04 Государствен-ное и муниципальное управление и 44.03.05 Педаго-гическое образование (с двумя профилями подго-товки) профиля «Обществознание и экономика» вы-явлено отношение студентов к научно-исследова-тельской деятельности. Так, обучающиеся осознают важность ее осуществления для их успешной карьеры в будущем, а движущие причины этого процесса – не только материальное поощрение, но и интерес, полу-чение исследовательского опыта, развитие професси-ональных компетенций. Среди причин, которые не позволяют учащимся заниматься наукой, – дефицит времени, отсутствие интереса, неинтересная органи-зация и недостаточное материальное и эмоциональ-ное поощрение. В связи с этим можно рекомендовать расширение форм и методов осуществления научно-исследовательской деятельности: осуществление проектных исследований и их последующая публика-ция, применение дистанционных форм поддержки студентов для экономии их времени, активное ис-пользование цифровых методов. Результаты статьи могут быть использованы для разработки мероприя-тий по развитию студенческой науки в вузах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of intensification of students’ research activities

The relevance of the study is determined by the need to increase the effectiveness of students' research activi-ties, to search for effective methods and forms of this ac-tivity, since instilling the skills of scientific research is an integral condition for the formation of professional com-petency of graduates in the higher education system. The purpose of the study is to identify factors that can con-tribute to the intensification of research activities of stu-dents during their studies in higher educational institu-tions of the country. When writing the article, an analysis of the opinions of domestic and foreign scientists was made, which helped the author to clarify the concept of research activities of students, to give it the author's orig-inal definition, as well as to reveal the directions for the implementation of this activity. To identify the factors of intensification of research activities of students, the method of questioning students of the Department of Economics and Management of the Institute of Econom-ics, Management and Law of the Moscow City Pedagogi-cal University was used. Open-ended and close-ended questions were used. The results of the survey revealed the attitude of more than 100 undergraduate students of training areas 38.03.04 “State and Municipal Administra-tion” and 44.03.05 “Pedagogical Education” (with two training profiles) of the specialization "Social Studies and Economics" to research activities. Students realize the importance of its implementation for their successful ca-reer in the future, and the driving reasons for this process are not only material encouragement, but also interest, gaining research experience, and the development of professional competences. Among the reasons that pre-vent students from doing science are lack of time, lack of interest, uninteresting organization and insufficient ma-terial and emotional encouragement. In this regard, we can recommend diversifying the forms and methods of research activities – the implementation of project re-search and their subsequent publication, the use of dis-tance forms of support for students to save their time, and the active use of digital methods. The results of the article can be used to develop measures for the develop-ment of student science in universities.

Текст научной работы на тему «Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов»



ISSN 2304-120X

Huer

научно-методический электронный журнал

2024, № 06 (июнь)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 241094

DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11094

УДК 378.147.88

Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов

Factors of intensification of students' research activities

Автор статьи

I

Author of the article

Шинкарёва Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент Департамента

экономики и управления Института экономики,

управления и права ГАОУ ВО «Московский городской

педагогический университет», г. Москва, Российская

Федерация

shinkareva_ol@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2291-3516

Olga V. Shinkareva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Institute of Economics, Management and Law, Moscow City University, Moscow, Russian Federation shinka reva_ol@mail.ru ORCID: 0000-0003-2291-3516

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

L

Шинкарёва О. В. Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06. -С. 252-264. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241094.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11094

O. V. Shinkareva, Factors of intensification of students' research activities // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 06. - P. 252-264. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241094.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11094

Поступила в редакцию Received 29.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 30.04.24 Опубликована Published 30.06.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Шинкарёва О. В., 2024

Аннотация

Abstract

L

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения результативности научно-исследовательской деятельности студентов, поиска эффективных методов и форм данной деятельности, так как привитие навыков научного исследования является неотъемлемым условием формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего образования. Цель исследования - выявление факторов, которые могут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности студентов при их обучении в высших учебных заведениях страны. При написании статьи был проведен анализ мнений отечественных и зарубежных ученых, который помог автору уточнить понятие научно-исследовательской деятельности студентов, дать ее авторское определение, а также раскрыть направления осуществления данной деятельности. Для выявления факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов был использован метод анкетирования студентов Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета с использованием открытых и закрытых вопросов. По результатам опроса более 100 студентов бакалавриата направлений подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля «Обществознание и экономика» выявлено отношение студентов к научно-исследовательской деятельности. Так, обучающиеся осознают важность ее осуществления для их успешной карьеры в будущем, а движущие причины этого процесса - не только материальное поощрение, но и интерес, получение исследовательского опыта, развитие профессиональных компетенций. Среди причин, которые не позволяют учащимся заниматься наукой, - дефицит времени, отсутствие интереса, неинтересная организация и недостаточное материальное и эмоциональное поощрение. В связи с этим можно рекомендовать расширение форм и методов осуществления научно-исследовательской деятельности: осуществление проектных исследований и их последующая публикация, применение дистанционных форм поддержки студентов для экономии их времени, активное использование цифровых методов. Результаты статьи могут быть использованы для разработки мероприятий по развитию студенческой науки в вузах страны.

The relevance of the study is determined by the need to increase the effectiveness of students' research activities, to search for effective methods and forms of this activity, since instilling the skills of scientific research is an integral condition for the formation of professional competency of graduates in the higher education system. The purpose of the study is to identify factors that can contribute to the intensification of research activities of students during their studies in higher educational institutions of the country. When writing the article, an analysis of the opinions of domestic and foreign scientists was made, which helped the author to clarify the concept of research activities of students, to give it the author's original definition, as well as to reveal the directions for the implementation of this activity. To identify the factors of intensification of research activities of students, the method of questioning students of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City Pedagogical University was used. Open-ended and close-ended questions were used. The results of the survey revealed the attitude of more than 100 undergraduate students of training areas 38.03.04 "State and Municipal Administration" and 44.03.05 "Pedagogical Education" (with two training profiles) of the specialization "Social Studies and Economics" to research activities. Students realize the importance of its implementation for their successful career in the future, and the driving reasons for this process are not only material encouragement, but also interest, gaining research experience, and the development of professional competences. Among the reasons that prevent students from doing science are lack of time, lack of interest, uninteresting organization and insufficient material and emotional encouragement. In this regard, we can recommend diversifying the forms and methods of research activities - the implementation of project research and their subsequent publication, the use of distance forms of support for students to save their time, and the active use of digital methods. The results of the article can be used to develop measures for the development of student science in universities.

Ключевые слова

Key words

образование, вуз, студенты, научно-исследовательская деятельность

education, university, students, research activities

Благодарности

Acknowledgements

L

Автор выражает благодарность студентам Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета за участие в анкетировании.

The author expresses her gratitude to the students of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City Pedagogical University for participating in the survey.

Введение / Introduction

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения результативности научно-исследовательской деятельности студентов (далее - НИДС), поиска эффективных методов и форм данной деятельности. Важность данного процесса отмечается государством: так, с 2019 года в России реализуется национальный проект «Наука», позже преобразованный в проект «Науки и университеты», чем подчеркивается связь

науки и высших учебных заведений и особая роль последних в достижений цели проекта - обеспечить «присутствие Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» [1]. Реализация проекта невозможна без системы подготовки научных кадров, и студенческая наука в данной системе занимает одной из важнейших мест [2]. В большинстве высших учебных заведений страны результаты научно-исследовательской деятельности студентов включены в индикативные показатели качества работы подразделений (кафедр, факультетов и пр.).

С другой стороны, научная деятельность студентов является неотъемлемым условием формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего образования [3]. Направленность данной деятельности на развитие навыков самостоятельного овладения знаниями, их творческое применение способствует развитию профессионального потенциала выпускников [4].

Это и определяет цель исследования - выявление факторов, которые могут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности студентов при их обучении в высших учебных заведениях страны.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней с учетом анализа исследований отечественных и зарубежных авторов представлено авторское определение научно-исследовательской деятельности студентов и на основе проведенного автором опроса студентов выделены факторы ее активизации.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и классификации основных теоретических подходов к пониманию сущности научно-исследовательской деятельности студентов, в отечественной и зарубежной научной литературе, а также обобщении современных представлений исследователей о факторах, на нее влияющих.

Практическая значимость исследования заключается в создании инструментария для выявления факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов.

Обзор литературы / Literature review

Обратимся к определению понятия «научно-исследовательская деятельность студентов». В Федеральном законе № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность является синонимом научной деятельности и определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний [5]. Понятие научно-исследовательской деятельности студентов отдельно в законе не выделяется. Следует отметить, что и отдельные исследователи трактуют научно-исследовательскую деятельность студентов аналогично, без выделения ее специфики; например, О. В. Ибрянова раскрывает сущность данного понятия как поисковую деятельность научного характера, которая нацелена на объяснение явлений, процессов, определение их связей и отношений, обоснование фактов, а также выявление закономерностей посредством научных методов познания, представляя тем самым данную деятельность как систему таких взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов, как мотивационно-ценностный, креативный, технологический, рефлексивный [6].

С. Н. Петрова в своем определении делает упор на основные этапы исследования и предоставляет НИДС как решение исследовательских и творческих задач, при котором должны быть выполнены основные этапы исследования, такие как постановка

проблемы, изучение теоретических аспектов проблемы, сбор, анализ и обобщение материала, выбор необходимых методик исследования и их практическое применение, формулирование выводов [7].

Следует отметить, что приведенные выше определения не отражают специфики именно студенческой науки, при которой упор делается не только на само исследование, а в первую очередь на выработку у обучающихся необходимых компетенций. В данном русле можно рассмотреть работу Н. Г. Лукьянца, который, отмечая комплексность понятия научно-исследовательской деятельности студентов, включает в него не только сами научные исследования, но и привитие студентам навыка исследовательского труда, рассматривая данную деятельность сквозь призму учебного процесса [8]. Важность развития компетенций студентов отмечает Е. Н. Куклина. Она считает развитие способности студента к научному творчеству и исследовательской деятельности важнейшим результатом их научно-исследовательской деятельности [9]. И. Н. Емельянова отмечает специфику студенческой научно-исследовательской деятельности, к которой относит многоплановость предмета исследования, необходимость владеть всей «логикой научного поиска» и осуществление данной деятельности в сложной системе связей и отношений по обучению, воспитанию и развитию личности [10].

Поддерживают данную точку зрения и зарубежные исследователи. Так, Н. Т. Та-наков, Г. С. Исраилова и Уулу А. Авазбек отмечают, что научно-исследовательская работа студентов достаточно сложная система, формирующая профессиональное мышление, при котором создается уникальный тип исследовательской деятельности. Важным фактором активизации НИДС они считают учет правил мотивации, к коим относят общение, академическую репутацию, самоутверждение и карьеру [11]. Мы поддерживаем данную точку зрения, так как в научно-исследовательской деятельности студентов в первую очередь важны не научные открытия, а формирование исследовательских компетенций, развитие творческой составляющей и коммуникативных способностей, привитие интереса к науке. Это необходимо учитывать при анализе факторов активизации НИДС в вузе.

Коллектив исследователей (А. М. Лялин и др.) выделяет несколько направлений научно-исследовательской деятельности студентов [12]:

1. НИДС, встроенная в учебный процесс: такая деятельность в первую очередь посвящена достижению целей обучения и, как отмечают М. Н. Недвецкая и И. К. Карлович, должна быть подчинена общепедагогическим принципам (научность отбора исследовательских фактов, объективность оценки, индивидуальный подход) [13]. Отдельными исследователями отмечается и важность факультативов в развитии навыков научно-исследовательской работы обучающихся [14].

2. Деятельность, дополняющая учебный процесс, происходящая вне рамок учебных планов. Исследователи отмечают важность конкурсов [15], участие в работе научных кружков и обществ вуза [16] и пр.

3. Работа студентов, параллельная учебному процессу, - участие в научных исследованиях, которые включены в планы научно-исследовательской работы вуза, например привлечение к хоздоговорным научно-исследовательским работам.

Данная градация дает возможность наиболее эффективно организовывать НИДС в рамках различных активностей. Так, в частности, преимущества факультативов в этом случае - это возможность знакомства обучающихся с исследовательской работой, при этом его преимущество состоит в безотметочной системе, что позволяет студентам (прежде всего тем, кто не очень уверен в себе) не бояться совершать

ошибки, представлять свои соображения по какой-либо проблеме, так как это не ухудшит их оценку. Преподаватели же в ходе такой работы могут выделить для себя тех обучающихся, которых в будущем можно привлечь к студенческой науке. Важно научить студентов не бояться совершать ошибки - так называемый фрейминг ошибок (то есть их представления как естественных и полезных для обучения) предлагается в литературе как педагогический инструмент для снижения тревожности учащихся. Вместе с тем зарубежные исследователи отмечают, что для повышения комфорта студентов при дискурсе желательно использовать неявную индикацию ошибок, то есть в ответ на неправильные ответы учащихся рекомендуется положительно сформулировать конкретные идеи учащихся, а не обсуждать в общих чертах, как ошибки естественны или полезны [17]. Участием же в конкурсах и олимпиадах можно заинтересовать амбициозных студентов, любящих вызов и конкуренцию.

Выявлению факторов активизации посвящен ряд исследовательских работ. Например, А. В. Брехова и И. А. Ряднова выделяют следующие: участие в конкурсах, научно-исследовательских сообществах факультетов и кафедр, осознание учениками важности выполняемых исследований, пример самого преподавателя, поощрения студентов за успехи в научно-исследовательской работе [18]. А. Э. Пилипенко и Р. А. Денисов классифицируют факторы влияния на развитие НИДС:

- в зависимости от уровня управления: государственный (особенности управления системой образования страны и меры поддержки молодых исследователей), вузовский (особенности конкретного вуза по выстраиванию системы научно-исследовательской работы, научные школы университета);

- на средовые (активность преподавателей при работе со студентами, престижность статуса ученого, оснащенность лабораторий для исследований и пр.) и личностные (особенности конкретного студента и его семьи) [19].

Коллектив зарубежных ученых, анализирующих проведенный в Венгрии эксперимент по организации подготовки научных исследований одаренных старшеклассников, отмечает важность роли научного руководителя при организации исследовательской работы [20]. Этой же позиции придерживаются и отечественные исследователи; так, Д. С. Терехина отмечает, что под руководством наставников происходит обучение выпускника основным приемам научного познания, и подчеркивает, что научное общение между обучающимися и иными субъектами образовательного процесса лежит в основе студенческой науки, причем данное общение важно не только на формальном, но и на неформальном уровне [21]. Важность научного руководства прежде всего для тех студентов, которые впоследствии не планируют заниматься научной деятельностью, отмечают и ученые из Казахстана Т. А. Ханов, А. В. Баширов. Они выявляют связь между заинтересованностью самого педагога и активностью его учеников, ведь инертный учитель, который игнорирует исследовательскую деятельность, не может вовлечь в нее своих учеников, поэтому активность студенческой науки во многом зависит и от качества и увлеченности профессорско-педагогиче-ского состава вуза [22]. Пер Андерхаг отмечает, что преподаватель путем развития у студентов интереса к науке может противостоять ограниченным возможностям, которые могут быть у отдельных студентов из-за их воспитания и образа жизни [23].

Развитие НИДС зависит и от атмосферы в учебном заведении. Так, Норсязвани Муха-мад Дах с соавт. в своем обзоре показывают необходимость создания специальных помещений для организации исследовательских процессов, гибкой системы преподавания и обучения, подчеркивают важность создания системы взаимодействия учитель - ученик [24].

H. Булле показала тесную связь между конструктивистскими утверждениями, идеей собственной вовлеченности учащихся и контекстуализацией обучения, включающей действие в ситуации и взаимодействие в учебном сообществе. Так, педагогические ориентации, известные как активные, прогрессивные, «ориентированные на ученика» или «группоцентрированные», имеют тенденцию ассимилировать открытую, эмпирическую или интеракционистскую активность учащихся и их подлинную вовлеченность [25]. Это важно при создании политики вуза в части организации НИДС, так как без создания открытой и свободной атмосферы общения и обмена мнения невозможно воспитать будущих исследователей.

K. О и Н. Х. Канг выделяют поиск проблем и постановку задачи как эффективную стратегию развития творчества студентов и важный аспект их научной практики. В своем исследовании они выделили три типа обучающихся в зависимости от наиболее эффективного способа стимулирования исследовательской деятельности:

- первый тип следует поощрять в начале деятельности по поиску проблем, когда возникают начальные интуитивные и любопытные вопросы студентов, - в этом случае преподаватели могут помочь студентам записывать свои вопросы, как это обычно делают профессионалы;

- второй тип придерживается стратегии преобразования проблем - в этом случае в ходе активности по выявлению проблем рекомендуется побуждать обучающихся изменять первоначальные вопросы, изменяя небольшую часть, чтобы сделать ее более научной, а цель - достижимой;

- третий тип очень важно поощрять после первоначального мозгового штурма с целью уточнения проблемы, иначе энтузиазм студентов может исчезнуть после первой же критики их деятельности или более быстрых ответов более знающих студентов [26].

Таким образом, можно сформулировать следующее определение научно-исследовательской деятельности студентов: это деятельность, нацеленная на получение и применение новых знаний, в ходе которой, помимо получения самого нового знания, происходит обучение выпускника основным приемам научного познания и развитие его способностей к самостоятельному проведению исследований и научному творчеству. В ходе осуществления НИДС очень важна фигура преподавателя и учет им индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Это дает возможность сформулировать гипотезу исследования: в первую очередь к научному исследованию склонны студенты с творческими и коммуникативными способностями, которым во многом важно признание их труда и поддержка их деятельности со стороны профессионалов, в связи с чем при активизации НИДС необходимо учитывать данные факты и особое внимание уделять эмоциональной составляющей НИДС и нематериальному поощрению студентов.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

При проведении исследования были использованы следующие методы:

I. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых для уточнения понятия научно-исследовательской деятельности студентов.

2. Метод анкетирования для выявления факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов. В заполнении анкеты, содержащей как закрытые, так и открытые вопросы, принимали участие студенты I-V курсов Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета, обучающиеся по направлениям подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля «Обществознание и экономика». Было опрошено 107 студентов, анализ их ответов дал возможность достичь цели исследования.

Результаты исследования / Research results

Первый вопрос, на который отвечали студенты («Как Вы считаете, нужно ли студенту заниматься научно-исследовательской работой?»), показал, что большинство студентов (более 80%) осознает важность осуществления НИДС в ходе своего обучения в университете.

Второй вопрос дал возможность выявить мнение студентов относительно преимуществ ведения НИР. Ответы на данный вопрос приведены на рис. 1, у отвечающих была возможность выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма ответов составляет более 100%.

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

57,0%

52,3%

44,9%

17,8%

Прививает интерес Дает возможность Дает возможность Неотъемлемая к науке развить творческие получить часть обучения в и коммуникативные профессиональные вузе

способности преимущества при поиске работы

Это престижно

Рис. 1. Ответы студентов на вопрос «По Вашему мнению, научно-исследовательская деятельность студентов...»

Источник: составлено автором на основании анкетирования студентов Департамента экономики и управления

Более половины обучающихся отметили, что научно-исследовательская деятельность прививает интерес к науке, помогает развивать творческие и коммуникативные способности. Чуть меньше опрошенных (45%) считают, что занятие НИДС позволит им получить профессиональные преимущества при поиске работы, а почти 30% воспринимают ее как один из важных элементов обучения в высшей школе. У студентов была возможность вписать свой ответ - следует отметить, что свой вариант вписали несколько студентов, и только двое из 107 ответивших человек сказали, что данная деятельность является бесполезной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий вопрос, который был задан учащимся: «Занимаетесь ли Вы научно-исследовательской работой?» Более половины студентов ответили, что они ведут научно-исследовательскую деятельность - это достаточно существенный показатель. Вместе с тем виден «разрыв» между количеством студентов, признающих важность данной деятельности, и теми, кто ее реально осуществляет, - это показывает, что есть

определенный резерв студентов, которых можно привлечь к научно-исследовательской деятельности. Для того чтобы выявить причины, по которым студенты проводят/не проводят научные исследования, были заданы следующие два вопроса. На первый вопрос отвечали студенты, ведущие научно-исследовательскую работу. Ответы на него представлены на рис. 2. У отвечающих была возможность выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма ответов составляет более 100%.

60,0%

50,0%

40,0%

30,0%

20,0% 10,0% 0,0%

Рис. 2. Ответы студентов на вопрос «Если Вы занимаетесь научно-исследовательской работой, то почему?»

Источник: составлено автором на основании анкетирования студентов Департамента экономики и управления

Максимальное количество студентов (35 человек, более 50%) ответили, что это возможность набрать дополнительные баллы для повышенной стипендии, что говорит о том, что материальная составляющая для студентов очень важна. Студенты подчеркивают и важность получения преимуществ при продолжении образования (32 человека, 47,1%). Нужно отметить, что это не является негативным фактом - с учетом того, что осуществление НИР занимает достаточно много времени, поэтому естественно, что студенты хотят получить определенную компенсацию. Вместе с тем, учитывая возможность выбора нескольких ответов, видно, что получение личной выгоды - это не единственная причина: студентам важно и получение исследовательского опыта, и работа с профессионалами (более 40% ответивших), и развитие их профессиональных компетенций (почти 40% ответивших), и интерес к научной деятельности (28%). 7% студентов (не вошло в график) планируют сделать научную карьеру. Важна студентам и поддержка преподавателей - это отметили более трети студентов. Таким образом, можно отметить, что важность развития творческих и коммуникативных способностей, поддержка преподавателей, возможность получения опыта при работе с профессионалами - это важные составляющие студенческой науки.

На второй вопрос отвечали студенты, не осуществляющие научно-исследовательскую деятельность. Ответы на него представлены на рис. 3. У отвечающих была возможность выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма ответов составляет более 100%.

51,5%

47,1%

42,6%

36,8%

27,9%

Доп. баллы для повышенной стипендии

Доп. баллы при Исследовательский Развитие Поддержка

поступлении в опыт и работа с профессиональных преподавателей

магистратуру других профессионалами компетенций вузов

Интерес к научной деятельности

80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

70,0%

62,0%

30,0%

28,0%

26,0%

Дефицит времени

Отстуствие Неинтересная Недостаточное Недостаточное интереса организация НИР материальное эмоциональное

поощрение поощрение

Рис. 3. Ответы студентов на вопрос «Если Вы не занимаетесь научно-исследовательской работой, то почему?»

Источник: составлено автором на основании анкетирования студентов Департамента экономики и управления

На первом месте из причин, по которой студенты не ведут НИР, является дефицит времени (так ответили 70%), а также отсутствие интереса (62%). Чуть меньше трети студентов среди причин отметили неинтересную организацию. Примечательно, что студентов, отметивших недостаточное материальное и эмоциональное поощрение, примерно поровну (28% и 26% соответственно) - это показывает важность баланса материального и нематериального поощрения при привлечении студентов к НИР.

Следующий вопрос касался новшеств, которые, по мнению обучающихся, следует внедрить для стимулирования студенческой научной активности (см. рис. 4).

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

78,1%

76,2%

48,6%

35,2%

Большее количество баллов для повышенной стипендии

Доп. баллы по дисциплинам, соотвествующим тематике исследований

Доп. баллы при поступлении в магистратуру МГПУ

Эмоциональное поощрение

Рис. 4. Ответы студентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, стоит ввести университету для активизации научно-исследовательской деятельности студентов?» Источник: составлено автором на основании анкетирования студентов Департамента экономики и управления

Большинство студентов считает, что необходимо увеличить оценку НИР при присуждении повышенной стипендии (78%), а также учитывать данный факт при выставлении оценок по дисциплинам, соответствующим тематике исследований (76%). Важным является и начисление дополнительных баллов при поступлении в магистратуру - почти половина опрошенных считает, что это может активизировать НИР. Важно и усиление эмоционального поощрения студентов - так ответил каждый третий респондент, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу исследования о том, что роль эмоциональной составляющей, поддержка и признание вклада обучающихся на уровне вуза очень важны для развития студенческой науки.

Заключение / Conclusion

По результатам опроса студентов было выявлено их отношение к научно-исследовательской деятельности. Следует отметить, что обучающие осознают важность осуществления научно-исследовательской деятельности, понимают, что она дает возможность повысить их профессиональные компетенции. Более половины студентов Департамента экономики и управления Института экономики управления и права Московского городского педагогического университета ведут научные исследования, а движущие причины этого процесса - не только материальное поощрение, но и интерес, получение исследовательского опыта, развитие профессиональных компетенций. Среди причин, которые не позволяют учащимся осуществлять НИР, - дефицит времени, отсутствие интереса, неинтересная организация и недостаточное материальное и эмоциональное поощрение. В связи с этим можно рекомендовать вузам расширять формы научно-исследовательской деятельности - в данном направлении можно отметить деятельность Московского городского педагогического университета, издающего журнал «Наука в мегаполисе», который предоставляет студентам возможность публикации не только статей, но и разработанных учащимися социально ориентированных проектов в виде презентаций, видео- и аудиоматериалов, графических работ или компьютерных программ [27]. Рекомендуется активнее применять дистанционные формы поддержки НИДС студентов для экономии времени [28], а также более активно использовать цифровые методы [29].

В качестве факторов активизации студенческой науки респонденты отметили увеличение веса НИР при назначении повышенной стипендии, начисление дополнительных баллов по дисциплинам, схожим с тематикой исследования, а также получение преимуществ при поступлении в магистратуру МГПу. Важно и усиление эмоционального поощрения [30].

Выявленные факторы активизации научно-исследовательской деятельности предоставляют возможность более точно учесть интересы обучающихся при ее осуществлении, что дает возможность увеличить ее эффективность и пользу для учащихся.

Ссылки на источники / References

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474.

2. Шинкарева О. В., Абрамов Р. А. Историко-педагогические предпосылки для развития научно-исследовательской деятельности студентов вузов России // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2022. -№ 5-6. - С. 51-59. - DOI 10.26653/2076-4685-2022-5-6-04.

3. Заббарова Л. М. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения мотивации учебной деятельности в юридическом вузе // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». - 2023. - Т. 19. - С. 271-276.

4. Сорокина А. И. Функции научно-исследовательской работы студентов вуза // Современные технологии и научно-технический прогресс. - 2022. - № 9. - С. 365-366.

5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

6. Ибрянова О. В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условиях многоуровневой системы высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2003. - 17 с.

7. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - Т. 2. - С. 173-175.

8. Лукьянец Н. Г. Основы научно-исследовательской деятельности студентов: материалы лекций: учеб. пособие. - Костанай: Костанайский филиал Челябинского государственного университета, 2019. - С. 123.

9. Куклина Е. Н., Мазниченко М. А., Мушкина И. А. Организация самостоятельной работы студента: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - С. 147.

10. Емельянова И. Н. Основы научной деятельности студента. Магистерская диссертация: учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2022. - С. 17-18.

11. Танаков Н. Т., Исраилова Г. С., Авазбек Уулу А. Популяризация научно-исследовательской работы студентов Ошского технологического университета // Известия Ошского технологического университета. - 2023. -№ 2-2. - С. 13-16.

12. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе: монография / [А. М. Лялин и др.]; под общ. ред. В. В. Балашова. - М.: Государственный университет управления, 2009. - 207 с.

13. Недвецкая М. Н., Карлович И. К. Теоретико-методологические основы организации исследовательской деятельности студентов в процессе формирования предметных компетенций будущего специалиста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 347-350.

14. Панченко Н. Б., Бердова Ю. С., Линг В. В. Факультатив как перспектива целенаправленного развития навыков научно-исследовательской работы студентов университета // Современное педагогическое образование. -2022. - № 11. - С. 131-137.

15. Бокова Т. И., Коваль Ю. И., Васильцова И. В., Демьяненко А. К. Конкурс реферативных работ как метод активизации научно-исследовательской работы студентов // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сб. тр. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ, Новосибирск, 20 октября 2021 года. - Новосибирск: Изд. центр НГАУ «Золотой колос», 2021. - С. 593-596.

16. Усевич В. М., Петрова О. Г., Дрозд М. Н. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе через создание предметных студенческих научных обществ // Современные тенденции развития образовательных технологий в аграрном вузе: материалы Всерос. учеб.-метод. конф., Екатеринбург, 26 ноября 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. - С. 216-217.

17. Wan T., Doty C. M., Geraets A. A. et al. Responding to incorrect ideas: science graduate teaching assistants' oper-ationalization of error framing and undergraduate students' perception // International Journal of STEM Education. - 2023. - № 10. - Art. 5. - URL: https://doi.org/10.1186/s40594-023-00398-8

18. Брехова А. В., Ряднова И. А. Об активизации исследовательской деятельности студентов // Технологическое образование в системе «Школа-Колледж-Вуз»: традиции и инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Воронеж, 12 марта 2020 года. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. - С. 41-44.

19. Пилипенко А. Э., Денисов Р. А. Научно-исследовательская деятельность студенческой молодежи: факторы влияния и инструменты активизации // Caucasian Science Bridge. - 2023. - Т. 6. - № 4(22). - С. 66-76.

20. Csermely P., Halasz G., Jeney G. et al. Research training between 14 and 18 in Hungary // Biochemist Education. -2000. - Vol. 28. - Is. 3. - Р. 132-133. - URL: https://doi.org/10.1016/S0307-4412(00)00026-1

21. Терехина Д. С. К вопросу об определении сущности научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник университета. - 2012. - № 4. - С. 222-227.

22. Ханов Т. А., Баширова А. В. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: причины снижения активности // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 6-1. - С. 209-214. DOI: 10.17513/snt.38724.

23. Anderhag P. Taste for Science: How can teaching make a difference for students' interest in science? // Nordic Studies in Science Education. - 2015. - № 11 (1).

24. Dah N. M., Mat Noor M. S. A., Zulfadhli Kamarudin M., Abdul Azziz S. S. S. The impacts of open inquiry on students' learning in science: A systematic literature review // Educational Research Review. - 2024. - Vol. 43. - URL: doi.org/10.1016/j.edurev.2024.100601

25. Bulle N. Student's activity and development: Disentangling secondary issues from the heart of the matter // Educational Research Review. - 2019. - Vol. 27. - P. 56-70. - URL: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.12.004

26. Oh K., Kang N. H. Participation patterns of elementary students in scientific problem finding activities // Asia Pac. Sci. Educ. - 2019. - № 5, 16. DOI: 10.1186/s41029-019-0039-6.

27. Наука в мегаполисе: Электронный научный журнал для обучающихся города Москвы. - URL: https://mgpu-media.ru/

28. Егорова М. А. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях дистанционного формата обучения // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2021): сб. науч. ст.: в 4 т. Санкт-Петербург, 24-25 февраля 2021 года. Т. 4. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, 2021. - С. 213-218.

29. Дианова Ю. А., Назаренко А. В., Шапошникова Е. А. Цифровизация научно-исследовательской работы студентов // Современные информационные технологии. - 2021. - № 33(33). - С. 105-108. DOI: 10.46548/21vek-2021-1054-0069.

30. Turki F. J., Jdaitawi M., Sheta H. Fostering positive adjustment behaviour: Social connectedness, achievement motivation and emotional-social learning among male and female university students // Active Learning in Higher Education. - 2018. - 19(2). - Р. 145-158. - URL: https://doi.org/10.1177/1469787417731202

1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossij-skoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 07/21/2020 No. 474] (in Russian).

2. Shinkareva, O. V., & Abramov, R. A. (2022). "Istoriko-pedagogicheskie predposylki dlya razvitiya nauchno-issle-dovatel'skoj deyatel'nosti studentov vuzov Rossii" [Historical and pedagogical prerequisites for the development of research activities of Russian university students], Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, № 5-6, pp. 51-59, DOI 10.26653/2076-4685-2022-5-6-04 (in Russian).

3. Zabbarova, L. M. (2023). "Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak faktor povysheniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti v yuridicheskom vuze" [Students' research work as a factor in increasing the motivation for learning at a law school], Uchenye zapiski Kazanskogo filiala "Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya", t. 19, pp. 271-276 (in Russian).

4. Sorokina, A. I. (2022). "Funkcii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov vuza" [The functions of the research work of university students], Sovremennye tekhnologii i nauchno-tekhnicheskij progress, № 9, pp. 365-366 (in Russian).

5. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike: Federal'nyj zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ [About science and state scientific and technical policy: Federal Law No. 127-FL of 08/23/1996] (in Russian).

6. Ibryanova, O. V. (2003). Podgotovka studentov pedvuza k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v usloviyah mnogo-urovnevoj sistemy vysshego obrazovaniya [Preparation of pedagogical university students for research activities in a multi-level system of higher education]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Barnaul, 17 p. (in Russian).

7. Petrova, S. N. (2011). "Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak faktor povysheniya kachestva pod-gotovki specialistov" [Students' research activities as a factor in improving the quality of specialist training], Mo-lodoj uchenyj, № 10, t. 2, pp. 173-175 (in Russian).

8. Luk'yanec, N. G. (2019). Osnovy nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov: materialy lekcij [Fundamentals of students' research activities: lecture materials]: ucheb. posobie, Kostanajskij filial Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Kostanaj, p. 123 (in Russian).

9. Kuklina, E. N., Maznichenko, M. A., & Mushkina, I. A. (2023). Organizaciya samostoyatel'noj raboty studenta [Organization of student's independent work]: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., ispr. i dop., Yurajt, Moscow, p. 147 (in Russian).

10. Emel'yanova, I. N. (2022). Osnovy nauchnoj deyatel'nosti studenta. Magisterskaya dissertaciya [Fundamentals of student scientific activity. Master's thesis]: ucheb. posobie dlya vuzov, Yurajt, Moscow, pp. 17-18 (in Russian).

11. Tanakov, N. T., Israilova, G. S., & Avazbek Uulu, A. (2023). "Populyarizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov Oshskogo tekhnologicheskogo universiteta" [Popularization of students' research work at Osh Technological University], Izvestiya Oshskogo tekhnologicheskogo universiteta, № 2-2, pp. 13-16 (in Russian).

12. Lyalin, A. M. et al. (2009). Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak element sistemy vosproizvodstva nauchnyh kadrov v vysshej shkole [Research activities of students as an element of the system of reproduction of scientific personnel in higher education]: monografiya, Gosudarstvennyj uni-versitet upravleniya, Moscow, 207 p. (in Russian).

13. Nedveckaya, M. N., & Karlovich, I. K. (2017). "Teoretiko-metodologicheskie osnovy organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v processe formirovaniya predmetnyh kompetencij budushchego specialist" [Theoretical and methodological foundations for organizing students' research activities in the process of building up the subject competences of a future specialist], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 6, № 4 (21), pp. 347-350 (in Russian).

14. Panchenko, N. B., Berdova, Yu. S., & Ling, V. V. (2022). "Fakul'tativ kak perspektiva celenapravlennogo razvitiya navykov nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov universiteta" [Elective as a prospect for the targeted development of research skills among university students], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 11, pp. 131137 (in Russian).

O. B. MuHKapeBa

15. Bokova, T. I., Koval', Yu. I., Vasil'cova, I. V., & Dem'yanenko, A. K. (2021). "Konkurs referativnyh rabot kak metod aktivizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov" [Competition of abstract papers as a method of activating students' research work], Aktual'nye problemy agropromyshlennogo kompleksa: sb. tr. nauch.-prakt. konf. prepo-davatelej, aspirantov, magistrantov i studentov Novosibirskogo GAU, Novosibirsk, 20 oktyabrya 2021 goda, Izd. centr NGAU "Zolotoj kolos", Novosibirsk, pp. 593-596 (in Russian).

16. Usevich, V. M., Petrova, O. G., & Drozd, M. N. (2021). "Privlechenie studentov k nauchno-issledovatel'skoj rabote cherez sozdanie predmetnyh studencheskih nauchnyh obshchestv" [Involving students in research work through the creation of subject-specific student scientific societies], Sovremennye tendencii razvitiya obrazovatel'nyh tekhnologij v agrarnom vuze: materialy Vseros. ucheb.-metod. konf., Ekaterinburg, 26 noyabrya 2021 goda, Ural'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, Ekaterinburg, pp. 216-217 (in Russian).

17. Wan, T., Doty, C. M., Geraets, A. A. et al. (2023). "Responding to incorrect ideas: science graduate teaching assistants' operationalization of error framing and undergraduate students' perception", International Journal of STEM Education, № 10, art. 5. Available at: https://doi.org/10.1186/s40594-023-00398-8 (in English).

18. Brekhova, A. V., & Ryadnova, I. A. (2020). "Ob aktivizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov" [On the activation of students' research activities], Tekhnologicheskoe obrazovanie v sisteme "Shkola-Kolledzh-Vuz": tradicii i innovacii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Voronezh, 12 marta 2020 goda, Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, Voronezh, pp. 41-44 (in Russian).

19. Pilipenko, A. E., & Denisov, R. A. (2023). "Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studencheskoj molodezhi: faktory vliyaniya i instrumenty aktivizacii" [Research activities of students: influence factors and activation tools], Caucasian Science Bridge, t. 6, № 4(22), pp. 66-76 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Csermely, P., Halasz, G., Jeney, G. et al. (2000). "Research training between 14 and 18 in Hungary", Biochemist Education, vol. 28, is. 3, pp. 132-133. Available at: https://doi.org/10.1016/S0307-4412(00)00026-1 (in English).

21. Terekhina, D. S. (2012). "K voprosu ob opredelenii sushchnosti nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov" [On the issue of determining the essence of students' research activities], Vestnik universiteta, № 4, pp. 222-227 (in Russian).

22. Hanov, T. A., & Bashirova, A. V. (2021). "Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v vuze: prichiny snizheniya aktivnosti" [Research work of students at the university: the reasons for the decrease in activity], Sovremennye naukoemkie tekhnologii, № 6-1, pp. 209-214. DOI: 10.17513/snt.38724 (in Russian).

23. Anderhag, P. (2015). "Taste for Science: How can teaching make a difference for students' interest in science?", Nordic Studies in Science Education, № 11 (1) (in English).

24. Dah, N. M., Mat Noor, M. S. A., Zulfadhli Kamarudin, M., & Abdul Azziz, S. S. S. (2024). "The impacts of open inquiry on students' learning in science: A systematic literature review", Educational Research Review, vol. 43. Available at: doi.org/10.1016/j.edurev.2024.100601 (in English).

25. Bulle, N. (2019). "Student's activity and development: Disentangling secondary issues from the heart of the matter", Educational Research Review, vol. 27, pp. 56-70. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.edurev.2018.12.004 (in English).

26. Oh, K., & Kang, N. H. (2019). "Participation patterns of elementary students in scientific problem finding activities", Asia Pac. Sci. Educ, № 5, 16. DOI: 10.1186/s41029-019-0039-6 (in English).

27. Nauka vmegapolise: Elektronnyj nauchnyj zhurnal dlya obuchayushchihsya goroda Moskvy [Science in the metropolis: Electronic scientific journal for Moscow students]. Available at: https://mgpu-media.ru/ (in Russian).

28. Egorova, M. A. (2021). "Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov v usloviyah distancionnogo formata obucheniya" [Organization of scientific research work of students in a distance learning format], Aktual'nye problemy infotelekommunikacij v nauke i obrazovanii (APINO 2021): sb. nauch. st.: v 4 t. Sankt-Peterburg, 24-25 fevralya 2021 goda. T. 4, Sankt-Peterburgskij gosudarstven-nyj universitet telekommunikacij im. prof. M. A. Bonch-Bruevicha, St. Petersburg, pp. 213-218 (in Russian).

29. Dianova, Yu. A., Nazarenko, A. V., & Shaposhnikova, E. A. (2021). "Cifrovizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov" [Digitalization of student research work], Sovremennye informacionnye tekhnologii, № 33(33), pp. 105108. DOI: 10.46548/21vek-2021-1054-0069 (in Russian).

30. Turki, F. J., Jdaitawi, M., & Sheta, H. (2018). "Fostering positive adjustment behaviour: Social connectedness, achievement motivation and emotional-social learning among male and female university students", Active Learning in Higher Education, 19(2), pp. 145-158. Available at: https://doi.org/10.1177/1469787417731202 (in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.