Научная статья на тему 'Факторный анализ структур газетного заголовочного комплекса'

Факторный анализ структур газетного заголовочного комплекса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МАКРОФАКТОР / ПРОДУКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЗАГОЛОВКОВ / NEWSPAPER HEADLINE BLOCK / SUBJECTIVE SEMANTIC SPACE / FACTOR ANALYSIS / MACRO FACTOR / PRODUCTIVE HEADLINE MODELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Игнатова Н. Л.

Установлена вариативность восприятия газетного заголовочного комплекса в зависимости от его структурно-синтаксических особенностей и выявлены его наиболее оптимальные по структуре модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR ANALYSIS OF NEWSPAPER HEADLINES

It is determined that the syntactic and structural peculiarities of newspaper headline blocks have a certain impact on readers’ perception. The most productive headline models are revealed.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ структур газетного заголовочного комплекса»

УДК 81'23:070.41

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУР ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА

FACTOR ANALYSIS OF NEWSPAPER HEADLINES Н. Л. Игнатова N. L. Ignatova

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск

Аннотация. Установлена вариативность восприятия газетного заголовочного комплекса в зависимости от его структурно-синтаксических особенностей и выявлены его наиболее оптимальные по структуре модели.

Abstract. It is determined that the syntactic and structural peculiarities of newspaper headline blocks have a certain impact on readers’ perception. The most productive headline models are revealed.

Ключевые слова: газетный заголовочный комплекс, субъективное семантическое пространство, факторный анализ, макрофактор, продуктивные модели заголовков.

Keywords: newspaper headline block, subjective semantic space, factor analysis, macro factor, productive headline models.

Актуальность исследуемой проблемы. Газетные заголовки, как и весь медийный дискурс в целом, привлекали и продолжают привлекать внимание ученых. Специфика заголовочного комплекса ранее рассматривалась в разных аспектах: структурно-

синтаксическом, лексико-семантическом и с точки зрения теории текста. В последние десятилетия внимание ученых стал привлекать не только текст как таковой, но и дискурс во всем его многообразии, т. е. «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами» [1, 136]. Тексты масс-медиа и заголовочные комплексы обладают особой прагматической направленностью: «диалектическое единство организующе-воздействующей функции убеждения и информационно-содержательной функции сообщения есть то основное соотношение, заданное экстралингвистически, которое обязано обслужить литературный язык в газете» [3, 43]. В русле прагмалингвистики проблемы функционирования газетных заголовков разработаны еще не в полной мере. Помочь в решении этих проблем призван междисциплинарный подход, который стал весьма актуальным в последнее время.

Выбор темы исследования, таким образом, обусловлен необходимостью изучения проблематики восприятия и воздействия текстов масс-медиа не только на уровне прагма-лингвистики, но и в междисциплинарном аспекте с привлечением аппарата психолингвистики и экспериментальной психосемантики. Именно в парадигме психосемантики возможен более комплексный подход к изучению медийных текстов, и заголовков в особенности, объединяющий лингвистический, прагмалингвистический и психолингвистический подходы. Сказанное выше обосновывает актуальность настоящей работы и объясняет выбор объекта и общего направления его исследования.

Материал и методика исследований. Предметом исследования являются структурно-семантические, функционально-стилистические и коммуникативно-прагматические особенности заголовочного комплекса региональной газеты, а также их влияние на его прагматический потенциал. В рамках исследования был проведен эксперимент, целью которого является изучение характера и особенностей восприятия заголовочного блока региональной газеты молодежной аудиторией. В качестве испытуемых выступили студенты Ульяновского государственного университета в количестве ста человек. Материалом исследования являются следующие наиболее тиражные региональные издания: «Аргументы и факты в Ульяновске», «Вести Ульяновска», «Дыхание земли», «Комсомольская правда в Ульяновске», «Московский комсомолец в Ульяновске», «Молодежная газета», «Народная газета», «Симбирские известия», «Симбирский курьер», «Ульяновск сегодня». Из них методом сплошной выборки были отобраны 113 заголовков и заголовочных комплексов. Респондентам были предложены таблицы с этими заголовками, содержащие следующее задание: «Оцените каждый заголовок по шкале от -5 (минимальная оценка) до +5 (максимальная оценка) по одиннадцати биполярным пятибалльным шкалам-признакам: 1) неинформативный - информативный; 2) не стимулирует к чтению статьи - стимулирует к чтению статьи; 3) абстрактный - конкретный; 4) банальный - оригинальный; 5) не имеет отношения к аудитории - близкий аудитории; 6) развлекательный - серьезный; 7) двусмысленный - однозначный; 8) дурной тон - хороший тон; 9) непонятный - понятный; 10) непривлекательный - привлекательный; 11) нетворческий - творческий».

Каждый биполярный признак составляет в совокупности фактор (например, фактор информативности), который интерпретируется в ходе работы. В результате было получено 100 заполненных по методу семантического дифференциала таблиц, где каждый заголовок был оценен по шкале от -5 до +5. Фрагмент одной из таблиц (табл. 1) представлен ниже.

Таблица 1

——-—^^^^Шкала-признак Заголовок —— 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Неужели им все можно? 1 3 -4 1 3 3 -2 4 -3 3 -3

Маньяки вышли на тропу войны. Как уберечь своих детей 4 5 -1 2 3 4 -1 2 3 3 -2

Полгода в «английской» деревне 4 5 -4 3 -3 -4 -3 4 4 4 -3

В данном исследовании был применен метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом в качестве метода измерения прагматического или коннота-тивного значения [5]. Полученные на первом этапе эксперимента таблицы были подвергнуты математической обработке с целью получения сводной матрицы данных (матрицы семантических расстояний), где мерой сходства объектов является сходство их оценок, данных по биполярным градуальным шкалам. На основе этой сводной матрицы было построено субъективное семантическое пространство, которое представляет собой координатные оси с расположенными на них точками - объектами исследования. При этом координатные оси, образующие скелет семантического пространства, выступают операциональным аналогом категориальной структуры индивидуального или общественного сознания, а размещение в семантическом пространстве анализируемых значений (в нашем случае - заголовков) позволяет реконструировать их семантический состав в качестве

единиц сознания [4, 85]. Для удобства многомерное семантическое пространство было разделено на 55 плоскостей, каждая из которых образована двумя осями-факторами, которые соответствуют шкалам-признакам. Завершающим этапом эксперимента стала интерпретация выделенных с помощью факторного анализа структур [2].

Результаты исследований и их обсуждение. Исследование показало, что из 55 вариантов соотношения 11 факторов-признаков (т. е. 55 субъективных семантических пространств) линейная корреляция наблюдается в 10 случаях. Максимально коррелируют следующие факторы: (не)информативный - абстрактный/конкретный, (не)информативный -двусмысленный/однозначный, (не)информативный - непонятный/понятный, (не) стимулирует к чтению статьи - не имеет отношения к аудитории/близкий аудитории, (не) стимулирует к чтению статьи - (не)привлекательный, абстрактный/конкретный - двусмысленный/однозначный, абстрактный/конкретный - (не)понятный, банальный/оригинальный -(не)творческий, не имеет отношения к аудитории/близкий аудитории -(не)привлекательный, двусмысленный/однозначный - (не)понятный. Полученные данные позволяют объединить факторы информативности, понятности, конкретности и однозначности в один: назовем его фактором информативности, причем в обыденном сознании респондентов этот фактор в своей максимальной проявленности связан с понятиями конкретности, однозначности и понятности. Пример одного из пространств показан на рис. 1.

гс

а

н

и

ю

го

&70Є-П ♦

♦ ♦ * ♦ 1 ♦ ♦ ♦ ♦ Г г . ♦

•А # ♦ * 4. V»

♦ ♦ *.♦

00 -2,00 * -1,00 1*0, ♦ # ♦ *1 00 00 $ 1,00 2,00 3,00 4,00 5, ♦

. , ♦

-2,°° ♦ \

40-

неинформативный - информативный Рис. 1

Факторы стимулирования к чтению статьи, близости аудитории и привлекательности также линейно коррелируют между собой, то же можно сказать и о факторах оригинальности и творчества. Факторы стимулирования к чтению статьи и оригинальности, оригинальности и привлекательности, а также привлекательности и творчества коррелируют если не линейно, то в значительной степени их можно объединить в один макрофактор: назовем его фактором привлекательности. Данный макрофактор, учитывая все его составляющие, можно соотнести с воздействующей функцией публицистического

-3

текста в целом и рекламной функцией заголовка в частности, т. е. рекламно-воздействующей функцией. При этом рекламную нагрузку в большей степени несут, на наш взгляд, факторы оригинальности и творчества, а функция воздействия принадлежит факторам стимулирования к чтению статьи, близости аудитории и привлекательности.

В общем, анализ полученных данных показывает, что респонденты оценивают таблицы с заголовками как максимально информативные комплексные заголовочные блоки, которые, по сути, представляют собой мини-тексты, состоящие из непосредственно заголовка и подзаголовка или лида (вводки). Исследование подтвердило, что в психосемантическом пространстве наших информантов нет прямой корреляции факторов информативности и стимулирования к чтению статьи. Таким образом, можно сделать вывод, что нет прямой зависимости между информативностью заголовка и желанием прочитать статью, которую он озаглавливает.

Большинство максимально стимулирующих к чтению статьи заголовочных комплексов состоят из заголовка и подзаголовка. Их тематика весьма разнообразна, что позволяет сделать вывод, что нашу группу информантов газета интересует далеко не только как источник развлекательной информации. Однако аудитория предпочитает, чтобы даже серьезные заголовки были написаны не казенным и штампованным языком, а языком, не лишенным стандарта и экспрессии, ведь скучный заголовок может заставить читателя пройти мимо полезной и важной для него информации.

Чуть меньшую, но тем не менее значительную степень корреляции продемонстрировали следующие четыре пары факторов-признаков: (не) стимулирует к чтению статьи/банальный - оригинальный; банальный - оригинальный/(не)привлекательный; двусмысленный - однозначный/(не)творческий; (не)привлекательный - (не)творческий. Сорок одна пара факторов-признаков (т. е. все остальные их сочетания) продемонстрировала весьма незначительную степень корреляции или полное ее отсутствие.

Резюме. Исследование показывает, что стимулирующие к чтению статьи и одновременно информативные заголовочные комплексы состоят в основном из заголовка и одного или двух подзаголовков, а также рубрики, заголовка и подзаголовка. При этом сам заголовок может быть малоинформативным, привлекая к себе внимание с помощью игры слов и других стилистических приемов, а подзаголовок, являясь чаще всего двусоставным распространенным предложением, выполняет поясняющую и дополняющую функции. Это позволяет сделать вывод, что двух- или трехступенчатая структура заголовочного комплекса наиболее продуктивна и удобна для читателя, который, с одной стороны, уже по заглавию может получить достаточно информации о содержании статьи и понять, насколько она ему интересна, а с другой - испытать эстетическое удовольствие от чтения оригинального творческого заголовка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Языкознание : большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е (репр.) изд. - М. : Большая российская энциклопедия, 1998. - С. 136-137.

2. Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла. - М. : Статистика, 1980. - 398 с.

3. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики / В. Г. Костомаров. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1971. - 271 с.

4. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2005. - 480 с.

5. Osgood, Ch. The measurement of meaning / Ch. Osgood, C. J. Susi, P. H. Tannenbaum. - Urbana : University of Illinois Press, 1957. - 586 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.