Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 23 (277).
Филология. Искусствоведение. Вып. 69. С. 53-56.
Н. Л. Игнатова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
Статья посвящена исследованию семантико-синтаксических особенностей заголовочного комплекса современной региональной прессы, а также влияния этих особенностей на его восприятие читателем. В ней представлены некоторые результаты психолингвистического эксперимента, проведенного в рамках диссертационного исследования.
Ключевые слова: газетный заголовочный комплекс, психосемантика, субъективное семан-
тическое пространство.
Изучение языка газеты имеет в нашей стране довольно длительную историю. Однако непосредственно к проблеме заголовков как наиболее характерному проявлению языка газеты в целом лингвисты обратились сравнительно недавно - в 60-70-е годы.
В последнее время все чаще говорят о заголовочном комплексе как о подсистеме внутри текстовой системы, в которую входят заголовки разных типов1. Комплекс включает в себя заголовки, подзаголовки, рубрики, вводки (лиды), анонсы, благодаря чему дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста2. Одной из важных характеристик газетного текста в целом является его ярко выраженная прагматическая направленность. По мнению О. Р. Самарцева, «ориентация на массовую аудиторию - одна из главных особенностей текстов журналистики»3. Газетный заголовок, компрессированно излагающий содержание статьи, берет на себя важнейшие прагматические функции текста. Исследования показывают, что читатели прежде всего обращают внимание на заголовки и по ним стараются определить, о чем пойдет речь в статье4. Поэтому проблему восприятия медиатекста в целом целесообразно рассматривать через призму восприятия заголовочного комплекса и заголовка, в частности.
Наиболее оптимальными методами исследования этого вопроса представляются методы, используемые в психосемантике, области психолингвистики, занимающейся исследованием различных форм существования значений в индивидуальном сознании. Ее методологической основой является школа Л. С. Выготского - А. Н. Леонтьева - А. Р. Лурия, а экспериментальная парадигма базируется на работах Ч. Осгуда и Дж. Келли. Реконструкция мира глазами другого реализуется, по определению
В. Ф. Петренко, в реконструкции систем индивидуальных значений через процесс построения субъективных семантических пространств для различных содержательных областей. Под семантическим пространством В. Ф. Петренко понимает систему признаков, описаний объектной и социальной действительности, определенным образом структурированную5.
Целью эксперимента, проведенного в рамках нашего диссертационного исследования, является изучение особенностей восприятия заголовочного комплекса региональной газеты молодежной аудиторией. Студентам (в количестве 100 человек) было предложено оценить 113 заголовочных комплексов по 11 биполярным пятибалльным шкалам-признакам, указанным в таблице.
После обработки данных методами математической статистики на основе сводной матрицы семантических расстояний было построено 55 субъективных семантических пространств. При этом координатные оси, образующие скелет семантического пространства, выступают операциональным аналогом категориальной структуры индивидуального или общественного сознания, а размещение в семантическом пространстве анализируемых значений (в нашем случае - заголовков) позволяет реконструировать семантический состав значений как единиц сознания. Из всего многообразия экспериментального материала мы выбрали наиболее интересный для нашего исследования аспект, а именно взаимосвязь признака «(не) стимулирует к чтению статьи» и остальных десяти признаков, рассмотрев 10 семантических пространств, границами которых они служат (см. таблицу).
Хотя эти цифры и показывают общее направление оценки читателей, они еще не дают возможность проанализировать те основания,
Процентное распределение заголовков по четырем частям каждого пространства
Биполярный признак Не стимулирует к чтению статьи Стимулирует к чтению статьи
Информативный 14 58
Неинформативный 12 16
Конкретный 15 54
Абстрактный 11 20
Оригинальный 4 49
Банальный 22 25
Близкий аудитории 8 57
Не имеет отношения к аудитории 18 17
Серьезный 22 63
Развлекательный 4 11
Однозначный 19 57
Двусмысленный 6 18
Хороший тон 25 68
Дурной тон 1 6
Понятный 17 60
Непонятный 9 14
Привлекательный 5 68
Непривлекательный 20 7
Творческий 5 36
Нетворческий 20 39
по которым читатели, так или иначе, распределили заголовки. Исследование субъективных семантических пространств позволяет справиться с этой задачей. Ниже приведем пример одного из подобных пространств (диаграмму ВА).
Построенное семантическое пространство дает представление не только о количестве оцениваемых заголовков, но и об их качествен-
ной оценке внутри заданных шкал-признаков. Биполярные признаки делят пространство диаграммы на четыре части: (1) информативный -не стимулирует к чтению статьи; (2) информативный - стимулирует к чтению статьи; (3) неинформативный - не стимулирует к чтению статьи; (4) неинформативный - стимулирует к чтению статьи. Наиболее интересным нам кажется рассмотрение и сравнение максимально
Диаграмма ВА
♦ ♦ . ♦ ♦ ♦ * * ♦ *
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦♦ ♦ 4
♦ V \ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ф ♦♦ ♦ ♦ ♦ .
♦ ♦ ♦ «* ♦ ♦ ♦ . ♦ ♦ ♦♦ ♦ ♦ ♦. . ♦ *
00 -2,00 -1,00 * 0, * . )0 * * ♦ 1,00 * 2,00 3,00 4, ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ . . ♦
♦ 2,0° ♦ .
не стимулирует к чтению статьи - стимулирует к чтению статьи
£ -3
30
полярных (2) и (3) частей пространства. Выделив и в остальных девяти пространствах такие же максимально полярные части, мы выделили несколько тематических полей, в которые можно сгруппировать заголовки в обеих частях пространства.
Положительную оценку получили заголовочные комплексы, которые можно сгруппировать в следующие тематические кластеры: молодежная тематика, социальная проблематика, новейшая история, празднование Дня Победы, практическая психология, спорт, новости медицины, криминальные новости. Заголовочные комплексы, составляющие данные кластеры, были в разных пропорциях оценены как информативные, стимулирующие к чтению статьи, конкретные, оригинальные, близкие аудитории, однозначные, положительные по тональности, понятные, серьезные по тематике, привлекательные, творческие. Отрицательно были оценены заголовочные комплексы следующей тематики: политика, экономика, криминальные новости, празднование Дня Победы, сад-огород, книжный форум в Ульяновске.
Интересно, что криминальная тематика и материалы, связанные с празднованием Дня Победы, присутствуют в обеих частях семантического пространства. Это дает возможность предположить, что дело в данном случае не в тематике, а в способе ее выражения. Рассмотрев синтаксические и стилистические особенности групп заголовков по теме «Великая Отечественная война. День Победы», находящихся в разных частях семантического пространства. мы выявили некоторые закономерности:
- заголовки, стимулирующие к чтению статьи, повествуют о реальных историях конкретных людей: Фашист в женской юбке. У жителя Инзы Николая Никулина свои воспоминания
о войне (АиФ. 2007. 9 мая. С. 10);
- заголовки, не стимулирующие к чтению статьи, содержат старые газетные клише: Аллея нашей славы (УлС. 2007. 11 мая. С. 2); Память. Разговор у обелисков (УлС. 2007. 11 мая. С. 2); Пехота - царица полей (ДЗ. 2007. 9 мая.
С. 10).
Что касается криминальной тематики, реципиентов привлекли информативные заголовки, например: Раскрыто убийство рыбаков (10.05.07, Симб. Изв. 2007. 10 мая. С. 2). Не привлекли реципиентов малопонятные, неинформативные заголовки: С ложью на перевес или Оплаченная Объективность «Оракула»? (ВУл. 2007. 4 мая. С. 3).
Проанализировав восприятие всего корпуса заголовочных блоков, предложенных реципиентам, мы пришли к следующим выводам. Аудиторию привлекают информативные заголовочные комплексы, которые дают ясное представление о тексте статьи: Порошина станет доброй волшебницей. В фильме «Снегурочка» ее героиня усыновит беспризорного мальчика (ДЗ. 2007. 9 мая. С. 21). Часто такие заголовочные комплексы состоят из двух частей, где первая определяет тему, а вторая ее конкретизирует. Оригинальными реципиенты посчитали заголовки, содержащие прецедентные тексты: К международному дню семьи. Семеро одного не ждут? (ДЗ. 2007. 15 мая. С. 6). Привлекают внимание аудитории заголовки, содержащие молодежный сленг: Початимся в космосе! Уже сейчас через спутник можно выйти в Интернет и смотреть цифровое телевидение нового поколения (КП. 2007. 10 мая. С. 38). Надо сказать, что интерес вызвали и заголовки не совсем информативные, но содержащие элементы языковой игры: Выселить нельзя переселить! (ДЗ. 2007. 15 мая. С. 4). К творческим реципиенты причислили заголовки, вызывающие у них определенный ассоциативный ряд: Кому улыбнется дача? Андрей Ивакин: «Кзакону о «дачной амнистии» готовятся поправки...» (МК. 2007. 16 мая. С. 7), а также парадоксальные интригующие высказывания: Посадите меня в тюрьму! (МГ. 2007. 11 мая. С. 5).
Тот факт, что внимание молодежной аудитории не привлекли заголовочные комплексы политической и экономической тематики связан, на наш взгляд, не только с тем, что молодежь традиционно дистанцируется от таких слишком «взрослых» вопросов, но и с лексикостилистическими особенностями этой группы заголовков, написанных в официально-деловом и клишированном стиле: Депутат - это житель, наделенный властью (НГ. 2007. 8 мая. С. 3). Не вызывают интерес и малоинформативные сухие заголовки: Надежда на Казакова (СК. 2007. 8 мая. С. 7). Неинтересны и слишком абстрактные и клишированные фразы: Показали свой потенциал (ВУл. 2007. 4 мая. С. 3). Как непривлекательные реципиенты оценили заголовки, рассказывающие о деятельности местной власти, даже когда это связано, например, с темой Дня Победы: Ульяновская городская Дума. Василий Гвоздев: «Женщины-фронтовички - наша гордость» (МГ. 2007. 11 мая. С. 6).
Итак, в данной статье была прослежена взаимосвязь признака «(не) стимулирует к чтению статьи» с остальными биполярными шкалами-признаками. В дальнейшем, изучив остальные пары признаков, мы надеемся расширить наше исследование, что будет отражено в следующих статьях.
Список сокращений для газет-источников
АиФ - Аргументы и факты в Ульяновске ВУл - Вести Ульяновска ДЗ - Дыхание Земли
КП - Комсомольская правда в Ульяновске МГ - Молодежная газета МК - Московский комсомолец в Ульяновске НГ - Народная газета
Симб. Изв. - Симбирские известия УлС - Ульяновск сегодня
Примечания
1 См.: Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : учеб. пособие. Екатеринбург, 2004. 84 с.
2 См.: Гуревич, С. М. Газета: вчера; сегодня; завтра : учеб. пособие. М., 2004. 288 с.
3 Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики : учеб. пособие. М. : Акад. проект, 2007. С. 269.
4 См.: Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980. 224 с.
5 См.: Петренко, В. Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.