Научная статья на тему 'Факторный анализ финансовой политики России'

Факторный анализ финансовой политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCE POLICY / ФАКТОРЫ / FACTORS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Альберт Фаитович

В статье рассмотрено влияние системы факторов на разработку и реализацию финансовой политики России в условиях макроэкономической нестабильности, предложен авторский подход к экономико-математическому моделированию этого влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the impact of the factor system on the development and implementation of finance policy of Russia in conditions of macro-economic instability and proposes the approach to economic and mathematic modeling of this impact.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ финансовой политики России»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

А. Ф. Арсланов

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье рассмотрено влияние системы факторов на разработку и реализацию финансовой политики России в условиях макроэкономической нестабильности, предложен авторский подход к экономико-математическому моделированию этого влияния.

Ключевые слова и словосочетания: финансовая политика, факторы, эффективность.

Финансовая политика разрабатывается и реализуется на основе учета комплекса факторов, которые формируются как в экономической среде, так и в сфере субъективных действий регулирующих органов - правительства, центрального банка, мегарегулятора финансового рынка. При всей важности различных вариантов классификации факторов, влияющих на формирование и реализацию финансовой политики России, ключевым критерием этой классификации является их деление на внутренние и внешние факторы (рисунок).

Внутренние факторы:

- особ енности структуры национальной экономики;

- потр ебление и сбережения домашних хозяйств;

- интенсивность инвестиционного процесса;

- инновационная активность

- хозяйствующих субъектов;

- уровень развития банковского сектора и финансового рынка;

- масштаб общественного сектора экономики

Факторы разработки и реализации национальной финансовой политики

Внешние факторы:

- процесс глобализации;

- состояние конъюнктуры мировых рынков, в том числе рынков энергоносителей;

- международные обязательства, в том числе перед МВФ и ВТО;

- движение спекулятивного капитала;

- используемые в странах - торговых партнерах стимулирующие меры, в том числе занижение валютного курса;

- международная координация финансовой политики в рамках 08 и 020

Рис. Система внутренних и внешних факторов разработки и реализации национальной финансовой политики

Прежде всего рассмотрим внутренние факторы.

Особенности структуры национальной экономики выражаются в соотношениях между производственной и непроизводственной сферами, добывающим и обрабатывающим секторами промышленности, традиционными и инновационными производствами, экспортно ориентированными отраслями и отраслями, поставляющими продукцию на внутренний рынок. Структура национальной экономики предопределяет специфику распределительных и перераспределительных процессов, которые проявляются в денежных потоках1.

1 См.: Научно-практические рекомендации к концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (разработка ученых РЭУ им. Г. В. Плеханова). -М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011. - С. 67.

Поэтому структура национальной экономики оказывает непосредственное воздействие на бюджетную и денежно-кредитную сферы, финансовый рынок и на проводимую государственную финансовую политику. В частности, в экспортной, сырьевой экономике скупка центральным банком валютных поступлений для предотвращения переоценки национальной валюты является основной формой денежной эмиссии. Центральный банк ограничен в применении иных форм обеспечения денежного предложения. Результатом такой политики является отсутствие в национальной денежно-кредитной системе механизма обеспечения корпоративного сектора «длинными» деньгами, т. е. долгосрочными кредитами, являющимися основным элементом инвестиций в инфраструктуру и базовые отрасли экономики.

Представляется очевидным влияние структуры экономической системы на курсовую политику центрального банка. Приток валютной выручки при высоких мировых ценах на энергоносители вызывает повышение курса национальной валюты, невыгодное компаниям обрабатывающей промышленности. Однако поддержка центральным банком валютного курса, способного стимулировать высокотехнологичный экспорт, приводит из-за скупки иностранной валюты к избыточной эмиссии и вызывает усиление инфляционного процесса.

В условиях экспортной сырьевой экономики центральные банки не способны эффективно контролировать денежную базу. Ее увеличение через эффект денежного мультипликатора вызывает рост денежных агрегатов и монетарную инфляцию. Следствием инфляционного процесса, развивающегося в экспортной сырьевой экономике, являются высокие процентные ставки, отражающие тенденцию к обесценению денег. Это приводит к высоким средневзвешенным издержкам привлечения собственного и заемного капитала для компаний несырьевого сектора экономики. Соответственно снижается создаваемая этими компаниями экономическая добавленная стоимость, определяемая как разность между рентабельностью активов и средневзвешенными издержками привлечения капитала.

Функционирование экспортной сырьевой экономики способствует накоплению в периоды высоких мировых цен на нефть значительных золотовалютных резервов центральных банков. Однако в условиях падения мировых цен на энергоносители и снижения валютных поступлений эти резервы обычно используются на поддержку курса национальной валюты для предотвращения обвальной девальвации. Общей практикой стран с экспортной сырьевой экономикой является размещение золотовалютных резервов в иностранных кредитных учреждениях под крайне низкий процент. По нашему мнению, часть этих резервов целесообразно размещать в национальной банковской системе для кредитования национальных корпораций в иностранной валюте, а также формирования международного финансового центра в Москве.

Структура национальной экономики влияет на функционирование финансового сектора. Во-первых, она предопределяет низкую капитализацию фондового рынка из-за небольшого числа высокотехнологичных компаний.

Во-вторых, преобладание на национальном фондовом рынке акций добывающих компаний означает его сильную зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров, в том числе энергоносителей. В условиях

макроэкономической нестабильности эти рынки проявляют повышенную во-латильность, которая предопределяется широким использованием сырьевых рынков для спекулятивных операций.

В современных условиях широкое распространение получили производные финансовые инструменты, основанные на контрактах, заключаемых на сырьевых рынках. Динамика цен таких инструментов в значительной степени зависит от действий спекулянтов. Заключаемые ими сделки преобладают на данных рынках. В таких условиях слабо проявляются фундаментальные факторы ценообразования на сырьевые товары, что приводит к неопределенности относительно ценовых тенденций и затрудняет принятие сырьевыми компаниями инвестиционных решений.

В-третьих, концентрация основного объема денежных ресурсов у компаний сырьевого сектора и в аффилированных с ними банковских учреждениях предопределяет недостаточный уровень развития национального кредитного рынка. Это приводит к удорожанию денежных ресурсов для других секторов экономики. В условиях макроэкономической нестабильности условия доступа компаний несырьевого сектора резко ухудшаются. Невозможность перекредитования создает угрозу банкротств. Преодоление такой ситуации зависит от своевременности действий центрального банка по увеличению ликвидности в банковской системе.

Потребление и сбережения домашних хозяйств как фактор разработки и реализации финансовой политики предопределяет ее важнейшие особенности. В частности, недостаточное конечное потребление проявляется в низком платежеспособном спросе, воздействующем на совокупный спрос в хозяйствующей системе. Его стагнация обусловливает низкую предпринимательскую активность. В результате недобора налогов возникает бюджетный дефицит, растет государственный долг. Однако избыточное потребление также приводит к макроэкономической нестабильности. Оно провоцирует рост цен. Это, в свою очередь, предопределяет корректировку процентных ставок. При избыточном потреблении и соответственно недостаточном сбережении проявляется неустойчивость инвестиционного процесса, что создает угрозу замедления экономического развития в средне- и долгосрочной перспективе.

Позитивное воздействие на потребление и сбережение в национальной экономике, поддержание их оптимального соотношения требуют принятия соответствующих мер в ходе разработки и реализации финансовой политики.

Интенсивность инвестиционного процесса как фактор финансовой политики связана прежде всего с формированием потенциала дальнейшего развития хозяйственной системы. Устойчивый инвестиционный процесс является важным условием макроэкономической стабильности в средне- и долгосрочной перспективе. И наоборот, недостаточность инвестиций в текущем периоде создает угрозы нормального функционирования национальной экономики.

Недостаточная интенсивность инвестиционного процесса предопределяет необходимость разработки и реализации специальных мер финансовой политики. К ним, в частности, относятся снижение процентной ставки, использование государственных ресурсов для реализации инфраструктурных проектов, государственные гарантии по займам компаний, реализующих инновационные проекты и импортирующих современное оборудование и техно-

логии. Стимулирование инвестиционного процесса мерами финансовой политики, реализуемой в денежно-кредитной и бюджетной политике, а также при регулировании финансового рынка, является обязательным условием преодоления макроэкономической нестабильности и создания предпосылок для устойчивого экономического роста.

Инновационная активность хозяйствующих субъектов в значительной степени зависит от доступности и стоимости финансовых ресурсов. Их достаточность позволяет осуществлять научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки, приобретать патенты, лицензии, ноу-хау, открывать исследовательские центры в развитых странах с целью привлечения ведущих специалистов. В ходе инновационной деятельности компании создают не только потенциал своего развития, но и ресурсную базу налоговых поступлений в бюджетную систему. Поэтому направленность финансовой политики на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов следует рассматривать как создание ресурсной базы для финансовой системы. В рамках реализации текущей финансовой политики может быть задействован комплекс мер по стимулированию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. К таким мерам относятся финансирование проектов на основе государственно-частного партнерства; государственное субсидирование части процентных платежей по займам; кредитование за счет долгосрочных ресурсов, создаваемых центральным банком; использование налоговых кредитов.

Уровень развития банковского сектора и финансового рынка как фактор финансовой политики создает необходимые условия для реализации мер, направленных на интенсификацию использования имеющихся ресурсов, а также их формирования в будущем периоде. Наличие стабильно функционирующих банковско-финансовых учреждений позволяет эффективно использовать меры государственной политики для обеспечения устойчивости хозяйственной системы, а также для преодоления макроэкономической нестабильности. Тем не менее банковский сектор и финансовый рынок при недостаточном уровне их развития могут быть объектами финансовой политики. В частности, такая ситуация складывается в экспортной сырьевой экономике, в которой не развит механизм рефинансирования банковской системы центральным банком, недостаточны объемы капитализации фондового рынка и кредитования корпоративного сектора.

Масштаб общественного сектора экономики, включающего бюджетную систему, часто рассматривается как одно из важнейших условий макроэкономической стабильности. Наличие емкого общественного сектора означает высокий уровень доходных поступлений в бюджеты всех уровней. Это позволяет проводить активную социальную политику, совершенствовать инфраструктуру. Однако в условиях макроэкономической нестабильности доходные поступления в бюджет проявляют тенденцию к стагнации. Для выполнения ранее взятых бюджетных обязательств правительству приходится прибегать к заимствованиям. В результате резко увеличивается объем государственного долга. Снижение объема общественного сектора в условиях макроэкономической нестабильности приводит также к серьезным социальным проблемам, в частности, к растущей безработице.

Далее рассмотрим внешние факторы разработки и реализации финансовой политики.

Процесс глобализации предопределяет повышение взаимозависимости экономик конкретных стран, расширение трансграничного движения товаров, капиталов, рабочей силы. Однако этот процесс приводит к снижению эффективности мер воздействия на национальную экономику, в частности, в сфере финансовой политики. Например, стимулирование совокупного спроса в национальной экономике за счет снижения процентной ставки может приводить к оттоку капитала в страны с высокими процентными ставками. Такие эффекты должны приниматься во внимание при осуществлении национальной финансовой политики.

Состояние конъюнктуры мировых рынков, в том числе рынков энергоносителей, имеет особенно большое значение для стран с экспортной сырьевой экономикой. В частности, падение мировой цены на нефть приводит к резкому падению бюджетных доходов этих стран. Кроме того, наблюдается снижение курса их национальных валют. На его поддержку расходуется значительная часть золотовалютных резервов.

Международные обязательства, в том числе перед МВФ и ВТО, накладывают определенные ограничения на финансовую политику стран - участниц этих организаций. В частности, получатели кредитов МВФ должны проводить денежно-кредитную и бюджетную политику, согласованную в специальных стабилизационных программах. Эти программы обычно содержат конкретные параметры финансовой политики, в частности, по бюджетному дефициту, государственному долгу, объему денежного предложения. Согласование в рамках ВТО таможенной политики ограничивает возможности стран по изменению таможенных пошлин.

В условиях макроэкономической нестабильности страны - торговые партнеры способны широко использовать для регулирования платежных балансов валютные курсы. Такая практика сдерживает экспорт стран-контрагентов и негативно влияет на корпоративные прибыли и на объем налоговых платежей.

Международная координация финансовой (в частности, валютной) политики в рамках G8 и G20 является относительно новым явлением сферы мирохозяйственных связей. Но она имеет широкие перспективы, поскольку способна сыграть важную роль в преодолении макроэкономической нестабильности в ведущих странах. Рекомендуемые на встречах этих групп стран меры касаются прежде всего отказа от использования валютных ограничений и проявлений протекционизма во внешнеторговой политике.

При разработке и реализации финансовой политики необходимо прежде всего учитывать ее направленность на стабильность корпоративного сектора. В этой связи следует выбрать в качестве оптимизируемого показателя среднюю рентабельность компаний этого сектора. К основным факторам ее формирования следует отнести инновационную активность компаний, доступность и стоимость финансовых ресурсов.

Доступность и стоимость финансовых ресурсов являются непосредственным объектом финансовой политики. Они отражаются в таких показателях, как процентная ставка, уровень монетизации экономики, дивиденды, ры-

ночная капитализация корпоративного сектора, дефицит государственного бюджета, государственный долг. Указанные взаимосвязи могут быть выражены следующей оптимизационной экономико-математической моделью:

R = ar + bM/Y + cD/K + dB/G ^ max, AY > AG;

< AD > AK; Ar = AM,

где R - средняя рентабельность компаний корпоративного сектора;

r - ставка рефинансирования;

M - денежный агрегат М2;

Y - валовой внутренний продукт;

D - объем выплаченных дивидендов;

К - рыночная капитализация корпоративного сектора;

В - дефицит государственного бюджета;

G - государственный долг;

a, b, c, d - коэффициенты.

Экономико-математическая модель отражает следующие взаимосвязи между показателями: средняя рентабельность корпоративного сектора определяется процентной ставкой (r), уровнем монетизации экономики (M/Y), отношением объема выплачиваемых дивидендов к рыночной капитализации (D/K), отношением дефицита государственного бюджета к государственному долгу (B/G). Интенсивность связей, отраженных в приведенных соотношениях показателей, учитывается коэффициентами a, b, c, d.

В оптимизационной модели используются следующие ограничения: темпы роста ВВП (Y) опережают темпы роста государственного долга, что обеспечивает макроэкономическую стабильность в долгосрочной перспективе; темпы роста дивидендов (D) равны или опережают темпы роста рыночной капитализации корпоративного сектора. При таком условии котировки фондового рынка формируются при преобладании фундаментальных факторов и низкой спекулятивной активности. Изменение процентной ставки (r) соответствует изменениям денежной массы (М), что определяет устойчивость взаимосвязей денежного рынка. Эти взаимосвязи предопределяют эффективность финансовой политики.

Список литературы

1. Научно-практические рекомендации к концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 г. (разработка ученых РЭУ им. Г. В. Плеханова). - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011.

2. Федюнин Д. В. Концептуальные задачи денежно-кредитной политики РФ для обеспечения макро- и микрофинансовой стабильности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. -№ 10 (52).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.