Научная статья на тему 'Факторная структура технической и физической подготовленности юных футболистов 8-12 лет'

Факторная структура технической и физической подготовленности юных футболистов 8-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
527
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / FACTOR STRUCTURE / PHYSICAL PREPAREDNESS / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернецов М. М.

В статье раскрывается структура технической и физической подготовленности юных футболистов на этапах предварительной подготовки и начальной специализации. Выявлены ведущие факторы, обеспечивающие высокий уровень игровых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернецов М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR STRUCTURE OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALLBALLERS AGED BETWEEN 8-121Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Structure of technical and physical training of young football players at the stage of preliminary training and initial specialization is given in the article. The leading factors providing a high level of playing abilities are revealed.

Текст научной работы на тему «Факторная структура технической и физической подготовленности юных футболистов 8-12 лет»

характера на организм спортсменок.

Подобная санкция для этих элементов аналогична запрету рекордов в плавании и тяжелой атлетике, выполнению комбинированных, двойных и тройных сальто в спортивной гимнастике, акробатике, прыжках на батуте и т.п. В таком случае любое двигательное действие, где не соблюдается соответствующая технология подготовки, можно считать опасным (например: простой кувырок, шпагат, ходьба, бег и т.д.). Но это утопия. Каждый вид спорта развивается по своим законам. Однако всех их объединяет стремление к рекордам, а значит, к усложнению. Для гимнастических дисциплин характерен как экстенсивный путь развития за счет увеличения количества сложных элементов, так и интенсивный путь за счет усложнения самих соревновательных элементов (замена старых элементов новыми, более сложными). Для роста сложности характерна как эволюционная, так и революционная тенденция развития. География медалей в гимнастике свидетельствует о том, что этим видом спорта начинают заниматься во многих странах. А значит, высокий уровень сложности подвластен многим спортсменам мира. И это - логичный путь развития дисциплин гимнастики. Фундаментальные исследования в области теории и методики спорта показали, что прогресс в спорте остановить нельзя. Он и дальше будет проходить по уходящей вверх спирали сложности. И это в полной мере соответствует девизу олимпизма: «Быстрее! Выше! Сильнее!».

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-12 ЛЕТ

Максим Михайлович Чернецов, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье раскрывается структура технической и физической подготовленности юных футболистов на этапах предварительной подготовки и начальной специализации. Выявлены ведущие факторы, обеспечивающие высокий уровень игровых способностей.

Ключевые слова: факторная структура, физическая подготовленность, индивидуализация.

FACTOR STRUCTURE OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALLBALLERS AGED BETWEEN 8-12

Maxim Mikhailovich Chernetsov, post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

Structure of technical and physical training of young football players at the stage of preliminary training and initial specialization is given in the article. The leading factors providing a high level of playing abilities are revealed.

Key words: factor structure, physical preparedness, individualization.

ВВЕДЕНИЕ

Не прекращается поиск видов спортивной деятельности, способствующих развитию и воспитанию двигательных способностей, а также оздоровлению учащихся общеобразовательных школ при занятиях физической культурой. Реализация общественно-государственных проектов "Футбол в общеобразовательной школе" и "Минифутбол в школе" может способствовать решению накопившихся проблем как при подготовке спортивного резерва в футболе, так и в сфере физической культуры.

Не до конца изучены возможности целенаправленного и организованного повышении уровня двигательной подготовленности мальчиков 8-12 лет с помощью занятий футболом, а также индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе

морфофункциональных особенностей.

Мы предположили, что организация тренировочного процесса на основе выявления ведущих факторов эффективного управления тренировочным процессом на начальных этапах подготовки способствует достижению высокого спортивного результата в футболе.

Выявление тенденции возрастных изменений значимости факторов позволит на научной основе подбирать средства и методы тренировки в каждом возрастном периоде, правильно определять соотношение их объемов для различных видов подготовки.

Цель исследования - выявить взаимосвязь и влияние двигательных способностей, обеспечивающих высокую эффективность игровой деятельности юных футболистов.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Оценить влияние двигательной подготовки и габаритных особенностей на эффективность игровой деятельности юных футболистов 8-12 лет.

2. Исследовать возрастную динамику факторной структуры эффективности игровой деятельности юных футболистов 8-10 и 11-12 лет.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие ведущие юные футболисты 8-12 лет, члены команд различных возрастных групп СДЮСШОР г. Смоленска, призеры первенства России зоны «Черноземье».

Для факторного и корреляционного анализа использовались показатели двигательных тестов, оценивающих уровень общей и специальной физической подготовленности, уровень технической подготовленности юных футболистов, а также их габаритные особенности, оценка которых проводилась с использованием методики со-матодиагностики по Р.Н. Дорохову (1991).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Факторная структура эффективности игровой деятельности, выраженная процентом брака в исполнении технических приемов, у юных футболистов 8-12 лет меняется с возрастом.

В таблице 1 представлены названия факторов и соответствующие им общности показателей для футболистов 8-10 и 11-12 лет.

Таблица 1

Факторная структура эффективности игровой деятельности юных футболистов

8-10 и 11-12 лет

№ Наименования факторов

8-10 лет 11-12 лет

I Фактор «телосложения и координации» Фактор «взрывной силы и скорости»

II Фактор «взрывной силы и скорости» Фактор «специальной физической подготовленности»

III Фактор «специальной физической подготовленности» Фактор «телосложения и координации»

Фактор «телосложения и координации» объединяет результаты двигательных тестов, оценивающих: силовую выносливость - приседания (кол-во раз/ 30 с), выпрыгивания (кол-во раз/ 30 с); координационные способности - повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз/10 с), бег к пронумерованным мячам (с); габаритный уровень варьирования (ГУВ) - показатели метрической оценки соматического типа по первому уровню габаритного варьирования.

Фактор «взрывной силы и скорости» объединяет результаты двигательных тестов, оценивающих стартовую скорость - бег 10 м (с); и скоростно-силовые способно-

сти - тройной прыжок (см), прыжок вверх с места (см).

Фактор «специальной физической подготовленности» объединяет показатели тестов - ведение мяча 30 м (с), удар сильной и слабой ногой (м).

В целом фактор «СФП» у футболистов 8-12 лет уступает факторам двигательной подготовленности.

У юных футболистов 8-10 лет отмечено преобладание фактора «телосложения и координации движений».

С возрастом, а также по мере формирования навыков и умений игры у футболистов 11-12 лет фактор «телосложения и координации» смещается на третье место. Фактор «взрывной силы и скорости» приобретает решающее значение для эффективности игровой деятельности.

Проведенный корреляционный анализ показал степень взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности с габаритными показателями юных футболистов, знание которых играет важную роль в подборе средств и методов тренировки.

Достоверных взаимосвязей показателей ГУВ с показателями СФП и технической подготовленности не обнаружено (р>0,05).

Показатели ГУВ тесно коррелируют с двигательными тестами, оценивающими: скоростно-силовые и координационные способности; общую и силовую выносливость.

Из всего комплекса тестовых упражнений нами обнаружены корреляционные взаимосвязи на достоверном уровне (г=0.4-0.6) с показателями двигательной подготовленности: подтягивания (кол-во раз); прыжок в длину (см); поднимания туловища (кол-во раз/30 с); повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз/ 10 с); бег к пронумерованным мячам (с); бег 6 мин (м); приседания (кол-во раз/30 с).

Исследование динамики уровня двигательной подготовленности юных футболистов, имеющих различные габаритные особенности, показало, что чем больше ГУВ, тем ниже показатели общей выносливости и силовой выносливости верхних конечностей, при высоких показателях скоростно-силовых способностей. У лиц с низкими показатели ГУВ отмечена обратная тенденция.

Это подтверждает необходимость применения изосомного подхода при индивидуализации учебно-тренировочного процесса, т.е. выделения юных футболистов в подгруппы с одинаковыми габаритными особенностями при целенаправленном развитии двигательных способностей.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показывают, что систематические занятия футболом при индивидуализации тренировочного процесса на основе морфофункциональных особенностей способствуют повышению уровня всех двигательных способностей юных футболистов 8-12 лет. Учет габаритных особенностей является неотъемлемым компонентом учебно-тренировочного процесса.

Факторная структура эффективности игровой деятельности под влиянием целенаправленных тренировок меняется с возрастом. Формирование навыков и умений игры в футбол в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса сочетается с уменьшением влияния морфофункциональных особенностей на эффективность игровой деятельности, при усилении роли двигательной и специальной физической подготовленности.

Улучшение игровых способностей в футболе на этапе предварительной подготовки и начальной специализации основывается на повышении уровня скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей с применением изосомного подхода при организации учебно-тренировочного процесса. Для более гармоничного и всестороннего развития в ходе учебно-тренировочного процесса необходимо уделять дополнительное внимание воспитанию общей выносливости и гибкости.

Занятия футболом могут гармонично дополнять занятия физической культурой в

общеобразовательных школах и полноценно решать часть общепедагогических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойченко, Б. Ф. Возрастная динамика физических качеств и техникотактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бойченко Б.Ф. - Киев, 1986. - 22 с.

2. Годик, М.А. Факторная структура специальной подготовленности футболистов / М. А. Годик, Е.В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры. -1981. - № 7. - С. 14-16.

3. Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология : учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

4. Дыгин, С.В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дыгин С.В. - Волгоград, 2003. - 22 с.

5. Зайцев, А. А. Исследование связи соматических показателей с результатами тестов / А.А. Зайцев // Соматические типы и соматотипирование : сб. науч. тр. - Смоленск, 2000. - С. 32-40.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ТХЭКВОНДО

Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Москва

Аннотация

Совершенствование учебно-тренировочного процесса в тхэквондо происходит с помощью оптимизации содержания тактико-технической подготовки, которая определяется последними достижениями ведущих спортсменов и тренеров.

Ключевые слова: тхэквондо, маневрирование, навык, тактико-технические действия, тактико-технические структуры.

SOME ASPECTS OF RESEARCH OF TACTICS-TECHNIQUE ACTIONS AND TECTICS TECHNIQUE STRUCTURES IN TAEKWONDO

Oleg Georgievich Epov, candidate of pedagogical sciences, professor,

Russian State University of Physical Education, Sports and Tourism

Moscow

Abstract

Improvement of education and training process in taekwondo has to do with optimization of content of tactics and technique training, that is defined by the latest achievements of athletes and coaches.

Key word: taekwondo, maneuverings, skill, tactics and technique action, tactics and technique structures.

Совершенствование двигательных действий в спортивных единоборствах, к которым относятся тактико-технические действия спортсменов и их применение в тактико-технических структурах спортивных поединков, связано с формированием устойчивого двигательного навыка в условиях конфликтных ситуаций [11, 2]. В спорте принято пять стадий формирования навыка [3]. Первая стадия связана с формированием у обучаемого понимания действия и целостного зрительного представления. Вторая стадия связана с начальным этапом выполнения разучиваемого действия, поиском тех двигательных координаций, которые обеспечивают выполнение двигательной задачи. Третья стадия характеризуется концентрацией воздействия в тех нервных центрах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.