ф
учет договоров
ФАКТОРИНГ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ
М. А. ШОШИН Кубанский государственный аграрный университет
Финансовые потоки — оцененное в денежном выражении движение любых элементов имущества и объектов имущественных прав и соответственно любых источников их формирования (финансирования). Причем движение может быть как положительным (влекущим увеличение совокупных активов, рост финансово-хозяйственного потенциала), так и отрицательным [1].
В современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов приобретает все большее значение управление финансовыми потоками, и в частности скоростью оборота капитала. Одним из способов повышения последней является факторинг.
По своей сущности факторинг представляет собой операцию, при которой осуществляется переуступка дебиторской задолженности в целях:
1) увеличения скорости оборота денежных средств;
2) снижения расходов по ведению счета;
3) гарантий погашения задолженности.
Позитивной стороной использования данного
механизма является также возможность осуществления планирования будущих финансовых потоков. Как правило, факторинговая компания перечисляет до 90 % требований сразу (в зависимости от степени риска неуплаты долга), а после взыскания всего долга (за минусом комиссии) — остаток.
Так как в основе факторинга лежит принцип уступки денежных средств, то договор факторинга чаще называют договором под уступку денежного требования, который регламентируется гл. 43 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику),
вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности (ст. 825 ГК РФ) [2].
Основной предпосылкой обращения к факторингу, безусловно, является возникновение у компании необходимости в предоставлении ее клиентам товарного кредита. Частными случаями предпосылок возникновения потребности в факторинге становятся такие факторы, как появление новых продуктов, освоение новых рынков, высокая конкуренция, планы по увеличению объемов продаж и прибыли.
Если говорить о формах банковского кредитования, то необходимо рассматривать две такие его формы, как собственно кредит и овердрафт. И в том, и в другом случаях сроки финансирования, его суммы и ставки будут строго фиксированными, а основой для вынесения решения о его предоставлении станет анализ прошлых финансовых результатов компании. Кроме того, любая форма банковского кредитования предполагает последующий возврат предоставленных средств.
Применительно к овердрафту следует сказать, что он так же, как и кредит, предполагает погашение за счет собственных средств клиента, срочность такого финансирования, обязательный переход на расчетно-кассовое обслуживание в банк-кредитор, а кроме того, жесткие сроки использования каждого транша и лимитированность по суммам траншей.
Существуют и другие механизмы банковского кредитования компаний, которые на самом деле не всегда и не в полной мере отвечают интересам
20
УЧЕТ договоров
клиентов. Если рассматривать аккредитив, то этот вариант расчетов в целом ряде случаев оказывается неконкурентоспособным при сравнении с товарным кредитом по открытому счету, который обслуживает факторинг [3].
Во-первых, открытие аккредитива, внесение в него изменений, проведение других операций в рамках исполнения аккредитива осуществляются за плату, определяемую банковским тарифом и составляющую существенную сумму. Обычно эти расходы погашаются за счет покупателя (аппли-канта по аккредитиву).
Во-вторых, выплата по аккредитиву происходит после получения надлежащих документов, а это значит, что участникам операции необходимо «заложить время» на их пробег, а также проверку, которая осуществляется в соответствии с очень жесткими требованиями, установленными Унифицированными правилами для документарных аккредитивов. При этом процент документов с расхождениями составляет более половины всех представляемых документов, т. е. они к оплате не принимаются. Если же банки обращаются к аппликанту за разрешением принять документы с расхождениями, то это означает как минимум дополнительные временные затраты, что в экономическом плане является отрицательным последствием применения соответствующего способа расчетов.
В то же время при использовании аккредитивной формы расчетов задержать платеж покупателю — если документы в порядке — невозможно: банк обязан их оплатить.
При использовании формы расчетов с применением открытого счета оплата товара происходит при передаче в банк платежного поручения. Представленные отгрузочные документы проверяются на соответствие по формальным признакам. В этом случае отсутствуют ограничения по суммам, а покрытия не требуется. В отличие от расчетов по аккредитиву задержка оплаты при использовании открытого счета возможна, но в пределах определенного срока [3].
Однако использование открытого счета как формы расчетов при оплате товаров с отсрочкой платежа имеет свои негативные стороны. В частности, существуют риски возникновения кассовых разрывов, дефицита оборотных средств, а также кредитные и инфляционные риски и некоторые другие.
В результате в ряде случаев клиенту гораздо выгоднее обратиться к такой форме финансирования, как факторинг.
Помимо необходимости привлечения финансирования факторинг позволяет покрыть определенные риски клиента, что является его положительным качеством. В частности, использование факторинга
позволяет клиенту «закрыть» риск возникновения кассовых разрывов (несвоевременной оплаты поставки), кредитные риски (неоплаты поставки), а также инфляционные, валютные, процентные и операционные риски. Услуги факторинга по принятию кредитного риска могут быть более разнообразными и тем самым более приемлемыми (в частности, по цене), нежели в страховых компаниях, поскольку факторинг может быть предоставлен как с регрессом, так и с частичным регрессом или без регресса.
Итак, обращение клиента к факторингу может быть обусловлено самыми разными его потребностями. Одному клиенту необходимо проверить платежеспособность будущего покупателя, установить лимит отгрузок товаров и затем отслеживать его, другому — разработать договорную базу для успешной и безопасной работы с контрагентами, третьему требуется организовать учет продаж и дебиторской задолженности, четвертому—профинансировать периодически возникающие кассовые разрывы, пятому — защитить себя от возможных кредитных рисков, шестому — обеспечить контроль за своевременной оплатой поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также непосредственный сбор соответствующей задолженности.
Основные аргументы в пользу использования факторинга, которые необходимо «донести» до потребителя, могут быть сформулированы следующим образом: если преимущества поставщика, использующего факторинг, заключаются в трансформации дебиторской задолженности в оборотные средства, ликвидации кассовых разрывов, вызванных просрочками оплаты поставок, покрытии валютного и других рисков, вызванных предоставлением отсрочки, оптимизации управленческого учета за счет синхронизированных товарных и денежных потоков и использовании информационного обеспечения банка, то результатом внедрения факторинга в бизнес поставщика являются:
1) рост объема продаж за счет расширения товарного кредитования по объемам и срокам;
2) увеличение доли на рынке;
3) расширение и стабильная полнота ассортимента, построение долгосрочных отношений с покупателями;
4) экономия на расходах на дополнительный персонал, ускорение оборачиваемости товаров [3].
Переходя непосредственно к механизмам продаж факторинговых услуг, следует начать с их общей классификации. Все они могут быть разделены на два больших класса: собственные продажи факторинговой компании и агентские продажи. Собственные продажи могут быть поделены на прямые продажи, В^-мероприятия и прямую рекламу.
ф
учет договоров
Прямые продажи подразумевают исходящий характер контактов: продавец сам ищет потенциального покупателя. Обратный механизм (входящие контакты) заложен в продажах, построенных на использовании прямой рекламы. Существует также и смешанный способ: в рамках выставок, семинаров, конференций и других аналогичных мероприятий контакты с потенциальными потребителями носят как входящий, так и исходящий характер.
Центральным звеном процесса повышения эффективности продаж является точное и эффективное позиционирование факторинга. Потенциальному клиенту необходимо представить факторинг как лучшее решение задачи поддержки роста бизнеса. Для этого требуется, в частности, показать, что факторинг используется даже теми компаниями, которым вполне доступны кредитные ресурсы, поскольку именно факторинг дает им дополнительные возможности развития бизнеса.
Еще одной составляющей продвижения факторинга является демонстрация того, что он может быть «подогнан» под конкретного клиента. Финансирование — отнюдь не основная услуга, которая необходима клиенту. Зачастую он нуждается в получении других продуктов, и они должны быть представлены не как дополнительные или сопутствующие услуги, а как совершенно самостоятельные узкоспециализированные продукты.
Национальная факторинговая компания является единственной компанией в России, предоставляющей полный комплекс услуг факторинга, но в то же время каждая составляющая выделена в отдельный продукт, который и позиционируется для клиента как самостоятельная услуга, носящая в том числе собственное название. В частности, выделяют следующие направления факторинга:
1) факторинг-логист — обеспечивает транспортную поддержку продаж;
2) факторинг-сигнал — система основана на технологиях и практиках экспертизы управления дебиторской задолженностью. Система ранней диагностики и профилактики проблемных долгов состоит из двух элементов — экспертизы и управления. Под экспертизой подразумевается комплекс мер по оценке рисков коммерческого кредитования покупателей (оценка допустимых рисков), а управление включает в себя систему мероприятий, направленных на сокращение просрочек платежей дебиторов;
3) факторинг-гарант — данный продукт представляет собой своего рода страхование, при котором факторинговая компания поручается за дебиторов клиента по поставке с отсрочкой платежа;
4) факторинг-финанс — положительными сторонами данного направления являются: оператив-
ность финансирования любой поставки (средства могут быть получены в любой день после предоставления отгрузочных документов); отсутствие ограничений по суммарному объему и срокам использования предоставляемого финансирования.
В отличие от других форм финансирования факторинг-финанс не требует залогового обеспечения и оформления множества документов, обеспечивает гибкий график проведения операций по финансированию, которое продолжается бессрочно и не ограничено в размерах, а погашение происходит из платежей дебиторов.
Что касается механизма предоставления финансирования при факторинге, то средства могут выплачиваться как по графику, так и по требованию. При этом средства могут выплачиваться покупателю (реверсивный факторинг), а могут поступить поставщику (классический факторинг). По своим целям факторинговое финансирование может выступать и как финансирование отсрочки, и как гарантия от просрочки. По порядку определения суммы финансирования — твердая сумма или процент от поставок. По географическому признаку выделяют факторинг внутренний и международный. Международный факторинг подразумевает помощь клиенту в подборе «качественного» импортера, способствует увеличению объема продаж и расширению клиентской базы экспортеров. Финансирование экспортера при этом осуществляется под уступку денежного требования к импортерам, что дает 100 % покрытия риска неплатежа импортера. При рефинансировании 100 % валютной выручки поступает на транзитный счет в течение 3 — 5 дней после осуществления поставки. Импортный факторинг позволяет осуществлять импортные закупки на условиях отсрочки платежа без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии [3].
В целом, факторинг является тем механизмом регулирования финансовых потоков, который способен значительно повысить их эффективность (ускорить оборот капитала организации, что, в свою очередь, повлечет за собой необходимость разработки более совершенных механизмом управления и контроля за финансовыми ресурсами организации).
Литература
1. Бурцев В. В. Аудит финансовых потоков государства // «Аудиторские ведомости». — 2001. — № 8.
2. Гвардин С. Факторинг: правовые и налоговые аспекты // «Финансовая газета. Региональный выпуск». - 2007. - № 3.
3. Трейвиш М. Продажа факторинговых услуг: средства повышения ее эффективности // «Международные банковские операции». — 2006. — № 4.
22