УДК 331.1
Миргазова Э.Р. студент 2 курса направление «Экономика» Яманова Ю.А. студент 2 курса направление «Экономика» научный руководитель: Краснова Е.Л., к.пед.н.
доцент
Набережночелнинский филиал Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева - КАИ Татарстан, г. Набережные Челны ФАКТОРИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД БАНКОВСКИХ УСЛУГ.
АКТУАЛЬНОСТЬ В РОССИИ Аннотация: В данной статье рассматривается факторинг, который является популярным видом банковских услуг. В наше время факоринг считается одним из основных решением проблем большинства российских предприятий.
Ключевые слова: Факторинг, предприятие, рынок, прибыль, эффективность.
Mirgazova E.R. student
2 course, the direction of "Economics" Naberezhnye Chelny Branch of Kazan National Research Technical
University them. A.N. Tupolev - KAI Tatarstan, Naberezhnye Chelny Yamanova Yu.A.
student
2 year, direction "Economics" Naberezhnye Chelny Branch of Kazan National Research Technical
University them. A.N. Tupolev - KAI Tatarstan, Naberezhnye Chelny Scientific adviser: E.L. Krasnova Cand. ped.science, associate professor Naberezhnye Chelny Branch of Kazan National Research Technical
University them. A.N. Tupolev - KAI Tatarstan, Naberezhnye Chelny FACTORING AS A PROMISING TYPE OF BANKING SERVICES.
RELEVANCE IN RUSSIA
Abstract: This article provides a popular form of banking services. Nowadays, the problem lies in solving the main Russian enterprises.
Key words: Factoring, enterprise, market, profit, efficiency.
В наше время большинство российских предприятий сталкиваются с такими проблемами, как недостаточность капиталовооруженности предприятий или же высокая дебиторская задолженность и рост неплатежей. Для решения этих проблем предприятия пользуются одним из самых перспективных в современных условия видом банковских услуг, которую называют факторинг.
Факторинг в своем роде рискованный, но в тоже время высокоприбыльный бизнес, который уже наиболее хорошо приспособлен к современным условиям развития экономики. Факторинг считается видом посреднической деятельности, при котором факторинговая организация, а также иными словами можно сказать фирма-посредник от предприятия за определенную оплату получает возможность взыскать или же зачислять сумму денег от клиентов на его счет, тем самым факторинговая организация получает на себя кредитные и валютные риски.
Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним.
Преимуществом факторингового обслуживания перед банковским кредитованием является то, что оно не требует гарантий исполнения обязательств, накопления историй оплат до начала финансирования, залогового обеспечения и страхования товаров. Выплата финансирования по факторинговым сделкам может достигать 90% от суммы поставки.
Существенными особенностями факторинга считаются те, которые показывают, что данный метод, являющийся беззалоговым в нашем понимании. От предстоящих прибылей компании зависят размеры факторингового финансиования, а размеры ссуд зависят от предшествующих прибылей, проявленных в виде всеобщего в конечном итоге финансового состояния заемщиков также предметов залога. [1]
Факторинговые отношения возникают как результаты взаимосвязей между тремя хозяйствующими субъектами:
компаниями или индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг (клиентами);
фирмами или индивидуальными предпринимателями, получающими от клиентов товары, работы, услуги в связи с заключенными между ними договорами;
банками, небанковскими кредитными организациями, иными специализированными коммерческими организациями (финансовыми агентами).
Факторинг является одним из эффективных и перспективных форм обслуживания рынка, также выступает универсальной системой финансового
обслуживания экспортной и внутренней функцией подрядчика. Этот термин факторинга связано с произошедшими переменами в организации финансовых отношений в России: первоначально происходило усиление влияний финансов на увеличение рентабельности общественного производства за счет снижения финансовой централизации. [3] Обострилась проблема неплатежей, причины которых - в низкой ликвидности большинства российских предприятий, постоянном дефиците оборотных средств, дороговизне банковского кредита, отсутствии альтернативных источников финансирования поставщика, несбалансированности денежных потоков хозяйствующих субъектов.
Существуют несколько форм факторинга на экономическом рынке и в международной практике (Рис 1.).
I ПгвтДп* -—
гр^ОННЯИ ------
/1 - Олиичкт*
\ 1 I
V ГРЯЮЧ41«« /
Рисунок 1 - Формы факторинга В соотношении от местоположении стран факторинг бывает внутренний и международный.
Внутренний - это когда поставщик и его клиенты находятся в одной и той же стране. Международный, в свою очередь в разных странах.
В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют поставщик, покупатель и фактор. В этом случае схема выглядит достаточно просто (Рис 2.).
Рисунок 2 - Схема факторингового обслуживания Таким образом, как уже говорилось выше, факторинг считается рискованным, но в тоже время прибыльным бизнесом, результативным средством финансового маркетинга, одним из видов объединения банковских операций, которые больше всего подходящие к современным развитиям экономики.
В настоящее время факторинг является глобальной системой финансового обслуживания потребителей.
Наиболее важная задача факторинга - это повышение оборота средств между контрагентами за счет приобретения прибыли, а также
В России определенной позицией нашей страны в международном рынке является спрос на экспортный и импортный факторинг, который навряд ли поменяется в дальнейшем будущем. [2] В экспортный факторинг главными попадают сырьевые товары - металл, лес, нефть, ведь Россия в основном входит сырьевым донором. По импортному факторингу поставляются иждивенческие товары - это сектор, который вызван обслуживать сначала международный факторинг.
В целом в рамках международного факторинга существует два вида услуг. Услуга для российских экспортеров - экспортный факторинг, и услуга для иностранных факторинговых компаний - импортный факторинг. Экспортный факторинг позволяет российским поставщикам осуществлять отгрузки иностранным покупателям с отсрочкой платежа, а факторинговая компания может финансировать эту отсрочку, одновременно принимая на себя риск возможной неоплаты товара. Импортный факторинг позволяет иностранным факторинговым компаниям обслуживать экспортные поставки своих клиентов в Россию без риска потерь, что, в свою очередь, дает российским импортерам возможность получать от своих иностранных поставщиков отсрочку платежа без необходимости предоставлять им банковские гарантии или открывать аккредитивы.
Использованные источники:
1. Бабичев, С. Н. Факторинг / С.Н. Бабичев, А.А. Лабзенко, А.Ю. Подлеснова. - М.: Маркет ДС, 2015.
2. Вечканов Г.С.: Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2009.
3. Новоселова, Л. А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг / Л.А. Новоселова. - М.: Статут, 2016.
4. Гареева Г.Ф., Шайдуллина Р.М., Краснова Е.Л.: «Личность человека в современном индустриальном мире»., 2018.