Научная статья на тему 'Факторинг, как метод улучшения финансовых результатов деятельности предприятий'

Факторинг, как метод улучшения финансовых результатов деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимова Б. Х., Бетилгириев М. А.

По мнению автора статьи, факторинг на сегодняшний день является универсальным методом для улучшения финансового состояния предприятия. Однако, данный метод не так распространен в нашей республике, как в других странах. Одной из причин такого положения является слабая подготовка работников и нехватка знаний по факторинговым операциям. Объясняется это отсутствием рекламы факторинга финансовыми агентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторинг, как метод улучшения финансовых результатов деятельности предприятий»

3. Долгопятова Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы. - М.: ГУ ШЭ, 2010.

4. Кузнецов В.П. Методологические аспекты корпоративного управления: монография. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ 2011.

5. Лебедев Н.А. Российские корпоративные образования в экономическом механизме управления // Научные труды ВЭО России. - 2011. - Т. 152 (34). - С. 193-202.

ФАКТОРИНГ, КАК МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Рахимова Б.Х.*, Бетилгириев М.А.*

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный

По мнению автора статьи, факторинг на сегодняшний день является универсальным методом для улучшения финансового состояния предприятия. Однако, данный метод не так распространен в нашей республике, как в других странах. Одной из причин такого положения является слабая подготовка работников и нехватка знаний по факторинговым операциям. Объясняется это отсутствием рекламы факторинга финансовыми агентами.

Ключевые слова факторинг, финансовые результаты, предприятие.

Факторинг - это деятельность специализированного учреждения или банка, связанная с переуступкой ему клиентом-поставщиком неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги [1].

Участники факторинговых операций: фактор (факторинговая компания или банк, для других организаций требуются лицензии), кредитор и должник.

Поставщик, сразу после отгрузки товара, оформленного товарно-транспортным счетом (счетом-фактуры) и предъявленного факторинговой компании, получает наличными до 90 % стоимости продаваемых требований, а остальную сумму - после уплаты покупателем своих долговых требований. Также сохраняется риск неуплаты покупателем своих требований факторинговой компании, в этом случае требования обязан возместить поставщик. Этот вид факторинга получил название факторинг с регрессом. Его доля за 2012 г. составила 61 % (годом ранее она была выше на 8 %, в 2010 году - на все 14 %) [2].

* Студент. Научный руководитель: Бетилгириев М.А., профессор, доктор экономических наук.

* Профессор, доктор экономических наук.

Основные функции факторига:

- кредитование клиента в форме предварительной оплаты долговых требований;

- ведение бухгалтерского учета клиентов;

- страхование клиента от кредитного риска.

Этапы осуществления факторинговой операции:

1. Поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг).

2. Поставщик обращается к финансовому агенту с предложением о заключении договора факторинга.

3. Финансовый агент и поставщик заключают договора факторинга.

4. Поставщик информирует покупателя о заключении им договора факторинга. Подписываются соответствующие документы и покупатель подтверждает свое согласие, что оплату по ранее заключенному договору купли-продажи товара (работ, услуг) - основному договору -покупатель будет производить на счет финансового агента.

5. Поставщик производит поставку товара покупателю и оформляет данную поставку товарно-транспортным счетом (счетом-фактуры).

6. Поставщик передает финансовому агенту оригиналы товарно-транспортного счета (счета-фактуры), то есть документы, подтверждающие дебиторскую задолженность покупателя.

7. Финансовый агент производит первое финансирование в объеме 60-90 % под уступленную поставщиком дебиторскую задолженность покупателя.

8. Покупатель в установленный ранее договором купли-продажи товаров (работ, услуг) - основным договором - срок производит финансовому агенту полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров. Период отсрочки платежа невелик - в пределах 1-2 месяцев, но не более 90 дней.

9. Финансовый агент выплачивает поставщику оставшуюся сумму товарно-транспортного счета (счета-фактуры) за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

Факторинг известен с древнейших времен, однако, в современном состоянии он зародился в Англии, а свое бурное развитие получил в Северной Америке в XIX веке. После начавшегося подъема экономики в 80-е годы мировой оборот факторинговых операций увеличился.

В мае 1988 года в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (не принята Россией), которая установила общие законы и контроль за участниками факторинговых операций.

Первый эксперимент по внедрению факторингового обслуживания в России был проведен в 1989 году, однако, вскоре был прекращен в связи со слабой подготовкой работников и отсутствием необходимой информации по факторинговым операциям.

Свое «второе рождение» факторинг в России получил в начале XXI века, а, наибольшую популярность приобрел в последние годы.

Существует несколько факторинговых ассоциаций, старейшая их них -International Factoring Group (IFG), образованная в 1962 году. Она объединяет 57 компаний и банков 35 стран. Одной из крупнейших в мире факторинговой компанией является Bank of New York Financial Corporatoin. Ее годовой оборот по операциям факторинга составляет 15 млрд. долл. [3].

Каковы же выгоды для заемщика при факторинге?

Во-первых, факторинг носит бессрочный характер.

Во-вторых, увеличивается объем продаж, соответственно, увеличивается прибыль.

В-третьих, компания, продавая счета-фактуры банку, получает 80-90 % стоимости платежных требований авансом, что позволяет вкладывать денежные средства в производство и не зависеть от должника.

В-третьих, для факторингового обслуживания никакого обеспечения не требуется.

В-четвертых, размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента.

В-пятых, факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара.

В-шестых, факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры.

В-седьмых, факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа.

Отрицательные стороны факторинга: высокая стоимость и зависимость предприятий-поставщиков от условий, диктуемых финансовыми агентами.

Однако не все компании имеют возможность получить факторинговый кредит. Здесь существует ряд требований:

- конкурентоспособность;

- деловая репутация;

- высокое качество продукции.

Ключевым моментом факторинга является то, что он трансформирует дебиторскую задолженность поставщика в наличность таким образом, что все три субъекта факторингового обслуживания остаются в выигрыше.

Объем факторинговых операций увеличился с 2002 по 2005 годы увеличился более чем в 12 раз и в 2005 году составил 155,7 млрд. рублей. Рост продолжался вплоть до кризиса 2008 года, когда произошло падение на фондовом и финансовом рынках, замораживание кредитного рынка, снижение валового внутреннего продукту на 10,4 % и промышленного производства на 14,8 %. Темпы роста факторинга снизились с 80,2 % в 2005 г.; 90,6 % в 2006 г.; 74 % в 2007 г. до 16,7 % в 2008 г.

Наибольший интерес к факторингу пришелся на осень 2008 года, обусловлено это тем, что многие банки отказались и дальше финансировать клиентов, которые вынуждены были искать новых финансовых агентов.

В первом полугодии 2009 года наблюдалось сокращение факторинговых услуг в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но уже с апреля 2009 года интерес к факторингу вырос в 8 раз по сравнению с 2008 годом, а в августе - более чем в 4 раза.

По инициативе Промсвязьбанка информационный портал Factorings.ru методом телефонного интервью с 12 по 15 мая 2009 г. провел опрос компаний и банков-участников рынка для определения состояния рынка и последствий финансового кризиса. В опросе приняли участие 33 % от общего числа зарегистрированных на 1 апреля 2009 г. на портале Factorings.ru компаний и банков, предоставляющих услуги факторинга. Итоги интервьюирования:

- 63 % компаний и банков отметили заметное снижение объемов бизнеса в I квартале 2009 г.;

- 14 % оценило положение банков, как стабильное;

- 10 % опрошенных участников сообщили о росте своих портфелей;

- 13 % затруднялись с ответом.

Вместе с тем 73 % опрошенных продолжали оказывать факторинговые услуги с финансированием, 68 % респондентов не планируют покидать рынок, 25 % - по различным причинам не будут возобновлять это направление деятельности даже после кризиса, а 7 % - на момент опроса не приняли решение о перспективах оказания факторинговых услуг. Доля факторов, свернувших бизнес в I квартале 2009 г. и ранее, достаточно высока - 27 % [6].

В 2010 году наблюдалось снижение доходов финансовых агентов, однако, рынок факторинга вплотную приблизился к уровню 500 млрд. руб. В целом за 2010 год рынок прибавил на 37,5 %, в то время как факторинговое вознаграждение, по оценкам «Эксперта РА», снизилось на 10-15 %.

В первом полугодии 2010 года темп прироста рынка составил 17 %, а во втором - уже 55 %.

После внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ многие эксперты полагали, что доля иностранных компаний на российском факторинговом рынке увеличится, однако, этого не произошло, и вряд ли произойдет в ближайшее время.

«Эксперты РА» прогнозировали, что рынок факторинга в 2011 году достигнет 670 млрд. руб. (темпы прироста около 35 %).

Согласно данным «Эксперта РА» объем рынка факторинга по итогам 2011 года составил рекордные 880 млрд. рублей, что на 77 % больше показателя 2010 года. 11 % факторинговых операций пришлись на Петербург. Факторинг с регрессом в 2011 году снизился с 74,8 до 69,4 % [4].

В 2012 году финансовые агенты стали делать акцент на рентабельность, подорожали банковское фондирование. Результатом стало рост процентных

ставок на 2-2,5 % на рынке факторинга. В первом полугодии 2012 года объем факторинга вырос на 70 % и достиг 610 млрд. рублей.

Основной причиной популярности факторинга послужило его дешевизна в последние два года. Как и прогнозировал «Эксперт РА», существенно выросла доля факторинга без регресса. Если в первом полугодии 2011 года она составляла 25,7 % рынка, то в первом полугодии 2012-го - 34,6 %. В

2012 году российской рынок факторинга занял 1-е место по темпам роста среди европейских стран, а по совокупному обороту занял 8-е место в Европе и 14-е место в мире. Об этом свидетельствуют свежие статистические данные международной факторинговой ассоциации FCI.

Рынками, которые показали впечатляющие темпы роста, стали Китай (+77 %), Россия (+74 %), Южная Африка (+41 %), Нидерланды (+31 %) и Австралия (+28 %). Среди европейских стран по темпам роста российский рынок занимает 1-е место.

В России по итогам 2012 г. объем факторинга составил порядка 1,4 трлн. руб., или около 2,2 %. Это на 63 % больше, чем в 2011 году.

Рынок факторинговых услуг за последние два года значительно вырос за последние два года. 8 апреля 2011 года вступил в силу новый вариант закона об электронно-цифровой подписи 63-ФЗ. При этом утрата силы предыдущего закона, регулирующего данную сферу (№ 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи») произойдет только с 1 июля 2013 года. Благодаря новому закону, увеличивающему ответственность удостоверяющих центров, со стороны ряда банков появился интерес к рынку факторинга. Ранее эти банки не были готовы заниматься факторингом с документами на бумажных носителях.

В 2012 году факторингом воспользовались 7300 компаний при расчетах с более чем 21300 дебиторами. Свыше 6,4 млн. поставок товаров и услуг осуществлялось с использование факторинга. Финансовые агенты привлекли в Россию 2400 новых клиентов, приняли на обслуживание 7800 новых дебиторов.

По оценкам «Экспертам РА» рынок факторинга в первом полугодии

2013 года вырос на 36 % по сравнению с 2012 годом и составил 375 млрд. рублей. Доля безрессного факторинга в 2012 году составляла 33 % рынка, то в первом полугодии 2013 года достигла 35 % [4].

Доля безрегрессного факторинга продолжает увеличиваться: если по итогам 2012 года она составляла около 33 % рынка, то по итогам 1 квартала достигла 35 %. Быстрее рынка растет и международный факторинг: его доля в структуре сделок составила 2 % (1 % по итогам 2012 года).

Тройка крупнейших факторов не изменилась по сравнению с итогами 2012 года: первое место сохраняет за собой ВТБ Факторинг, а на 2-ом -ОАО «Промсвязьбанк», на третьем - ОАО «АЛЬФА-БАНК а на четвертое место по обороту в 1 квартале 2013 года вышел ООО «РБ Факторинг», ко-

торый реализовал крупную сделку по безрегрессному факторингу с автопроизводителем [6].

Таблица 1

Крупнейшие факторы в 2012-2013 гг.

Место Фактора в первом полугодии 2013 года Место Фактора в 2012 году Наименование Фактора Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору за 1 -ый квартал 2013 года, млн. руб. Размер портфеля на 01.04.13, млн. руб.

1 1 ВТБ Факторинг 96909 66845

2 2 ОАО «Промсвязьбанк» 62893 35092

3 3 ОАО «АЛЬФА-БАНК» 47647 24733

4 7 ООО «РБ Факторинг» 24019 9784

5 4 КБ «БНП Париба Восток» ООО 18388 8578

6 5 ОАО Банк «Петрокоммерц» 17745 12538

7 6 НФК 17498 12705

8 9 ОАО «МКБ» 11761 8814

9 10 ОАО АКБ «Металлинвестбанк» 10103 2888

10 11 «НОМОС-БАНК» (ОАО) 9660 8614

11 8 ЗАО ЮниКредит Банк 9509 6174

12 13 ООО «ГПБ факторинг» / ГПБ (ОАО) 8817 9096

13 12 ООО «ФК «Лайф» 7229 4796

14 14 «ТКБ» (ЗАО) 3616 3424

15 21 ООО «ПОЛИТЕКС» 2632 1960

16 19 ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» 1945 1177

17 16 ООО «ФК «Санкт-Петербург» 2012 2745

18 20 ЗАО «ФК «КЛЕВЕР» 1756 1590

19 22 ООО «ФакторРус» 981 958

20 23 КБ «РОСПРОМБАНК» 531 392

21 24 КБ «СДМ-БАНК» (ОАО) 435 223

22 31 ЗАО «ОФК» 403 513

23 29 ООО «Факторинговая Энергетическая Компания» 143 119

24 32 ЗАО «УРАЛПРИВАТБАНК» 76 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 30 ООО «Центр-Лизинг» 75 65

26 34 АКБ «Ижкомбанк» (ОАО) 4 7

В 2013 году ожидается как замедление, так и ускорении рынка. «Сбербанк России» и «Райффайзенбанк» имеют огромную клиентскую базу и имеют возможность влиять на рынок факторинга с точки зрения объемов и ставок, а потому уже заявили о возможном участии на рынке факторинговых услуг

По мнению экспертов, росту факторинга в перспективе до 2015 года будет способствовать популяризация этого вида продукта среди клиентов, активная агитация игроками рынка и Ассоциацией факторинговых компаний.

Как отметил начальник управления факторинга Альфа-Банка Леонид Култыгин, факторы будут конкурировать по стоимости и сервисной составляющей продукта, а также в области разработки индивидуальных решений для клиентов. В 2013 году российский рынок вырастет примерно на 30 %.

Предприниматель, начиная свой бизнес, испытывает нехватку средств и именно факторинг может стать тем средством, который способен решить эту проблему.

На сегодняшний день существуют несколько причин, с которыми сталкиваются и банки, и предприятия.

Банки предоставляют отсрочку платежа постоянным клиентам, то есть тем, кто уже зарекомендовал себя, а начинающий предприниматель не имеет возможности на заключение договора факторинга в силу недоверия со стороны банка.

Договор факторинга могут позволить себе только те предприниматели, деятельность которых приносит огромную прибыль, так как факторинговые услуги отличаются дороговизной.

Также на факторинговых услугах сказывается малопросвещенность населения и отсутствие квалифицированных кадров.

Список литературы:

1. Костерина Т.М. Банковское дело: учеб.-практ. пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.

2. Мицек С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.

3. www.factoringpro.ru.

4. www.raexpert.ru.

5. www.dp.ru.

6. www.psbank.ru.

ПРOЦECCНO-OРИEНТИРOВАННOE БЮДЖEТИРOВАНИE НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГАЗOВOЙ OТРАCЛИ

© Фoминых Н.В.*

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

В статье рассматривается состояние систем бюджетирования на ро^ сийских предприятиях системы газоснабжения и газораспределения. Особое внимание уделяется методике построения бюджетирования на основе бизнес-процессов. Рассмотрены особенности и цели постановки бюджетирования на предприятиях газовой отрасли.

Ключевые слова: бюджетирование, предприятия системы газоснабжения и газораспределения, бизнес-процесс, бюджет.

Система управления большинства современных промышленных предприятий включает бюджетирование как эффективный инструмент менеджмента, под которым понимают совокупность элементов, составляющих со-

* Аспирант кафедры «Производственный менеджмент и организация производства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.