Научная статья на тему 'Фактор здоровья в структуре мотивации обучающихся среднего профессионального образования'

Фактор здоровья в структуре мотивации обучающихся среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / VALUE ORIENTATIONS / INTERNALITY / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов М. М., Лоскутова М. Е.

Статья посвящена рассмотрению мотивационной структуры личности обучающегося ступени среднего профессионального образования по сравнению со школьниками и студентами высшего образования в контексте здоровья как его составляющей. Здоровье рассматривается как ценностная ориентация обучающихся профессионального образования, а также с позиции интернальности обучающихся в его отношении. Выявлено, что здоровье является ведущей терминальной ценностью обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения. Обучающиеся ступени среднего профессионального образования менее интернальны, чем школьники и студенты, в частности в отношении здоровья и болезни. Ценность здоровья у исследуемой группы тесно коррелирует с показателем интернальности в области неудач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health factor in the structure of motivation of vocational school students

The article is devoted to the motivational structure of personality of a student from vocational school as compared with school and university students in the context of health component. Health is considered as a valuе orientation of vocational school students, and it is also considered from the point of students’ internality. It is revealed that health is the leading terminal value of vocational school students. Students of vocational schools are less internal, comparing to school and university students, in particular in relation to health and illness. The value of health in the researched group closely correlates with an indicator of internality in the field of failures.

Текст научной работы на тему «Фактор здоровья в структуре мотивации обучающихся среднего профессионального образования»

Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье ". - 2017. - № 1. УДК 37.015.31 DOI: 10.21626/vestnik/2017-1/20

ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ В СТРУКТУРЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Кашапов М.М., Лоскутова М.Е.

Кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославль

E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению мотивационной структуры личности обучающегося ступени среднего профессионального образования по сравнению со школьниками и студентами высшего образования в контексте здоровья как его составляющей. Здоровье рассматривается как ценностная ориентация обучающихся профессионального образования, а также с позиции интернальности обучающихся в его отношении. Выявлено, что здоровье является ведущей терминальной ценностью обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения. Обучающиеся ступени среднего профессионального образования менее интернальны, чем школьники и студенты, в частности в отношении здоровья и болезни. Ценность здоровья у исследуемой группы тесно коррелирует с показателем интернальности в области неудач.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, ценностные ориентации, интернальность, здоровье.

HEALTH FACTOR IN THE STRUCTURE OF MOTIVATION OF VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS Kashapov M.M., Loskutova M.E.

Department of Pedagogy and Educational Psychology of P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl

The article is devoted to the motivational structure of personality of a student from vocational school as compared with school and university students in the context of health component. Health is considered as a val^ orientation of vocational school students, and it is also considered from the point of students' internality. It is revealed that health is the leading terminal value of vocational school students. Students of vocational schools are less internal, comparing to school and university students, in particular in relation to health and illness. The value of health in the researched group closely correlates with an indicator of internality in the field of failures.

Keywords: vocational secondary education, value orientations, internality, health.

В современном мире высокого уровня развития достигли технические, научные возможности людей. Развивается институт здравоохранения, медицинские центры получают новейшие приборы, методики. Специалисты обучаются при помощи инновационных технологий, способствующих их становлению как профессионалов высокого уровня. В стране развит и практикуется обмен опытом со многими странами мира. Пропаганда ведения здорового образа жизни, приоритета здоровья граждан активно ведется государством, поддерживается во всех сферах общества. Однако несмотря на видимый прогресс в сфере здравоохранения, по результатам Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) Россия демонстрирует самый высокий в мире показатель потребления табачных изделий - 39,1% взрослого населения. Курильщиками являются 60,2% российских мужчин и 21,7% российских женщин. Самое волнительное при этом, что за последние 5 лет наибольший рост потребления табака замечен среди женщин, детей и подростков. 34,9% взрослого населения являются пассивными курильщиками, находясь на работе, в кафе [12].

Статистика употребления алкогольных напитков в нашей стране также не позволяет остаться в стороне от рассмотрения вопроса здоровьесбережения. По данным Европейской базы данных «Здоровье для всех», Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения за апрель 2014 года, потребление алкоголя в России возросло, в 2012-2013 годах составив 11,12-11,30 литра на человека старше 15 лет [2].

Очевидно, что работа по пропаганде ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья общества приняла всероссийский масштаб. При этом основной упор работы, по нашему мнению, нужно строить на детях и подростках, соглашаясь с Л.Ф. Шестопаловой, В.Б. Никишиной, Т.В. Недуруевой, Е.А. Петраш, подчеркивающими, что «особого внимания в этом контексте заслуживает студенческая молодежь как наиболее активная часть общества, перед которой стоят социальные, экономические, демографические, нравственные задачи развития государства» [16].

Сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, организация профилактической работы являются

приоритетными направлениями государственной политики. Это отражено в таких документах, как «Национальная стратегия действий в интересах детей и подростков» [10], «Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года» [9], закреплено в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [14], заложено в качестве компетенций образовательных организаций [13,

15].

В Ярославской области в 2014-2015 учебном году было проведено анонимное анкетирование по изучению проблем, связанных с употреблением обучающимися табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ. В данном исследовании приняли участие 3199 человек из 74 общеобразовательных школ (8, 10 классы) и 6 учреждений начального профессионального образования (учащиеся 1 курса).

При анализе вопросов, касающихся курения, выяснилось, что 36,6% опрошенных курят или курили раньше. В основном приобщение к курению происходит в возрасте 13-15 лет. Знают вкус спиртного 75,8% обучающихся, первая проба алкоголя происходила чаще всего в возрасте 13-14 лет. Признались, что пробовали наркотик 3,3% респондентов. Приобщение к наркотическим веществам происходит в возрасте 15-16 лет.

По уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [11]. П.И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 80 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин [4]. Среди определений встречаются следующие:

• здоровье - нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;

• динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой;

• участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций;

• отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений;

• способность организма

приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды [4].

Таким образом, понятие «здоровье» является многоаспектным и включает в себя все стороны жизни человека, начиная его самоощущением, медицинскими показателями, взаимодействием личности с социумом, способностью к адаптации.

Рассматривая здоровье в качестве интегрального компонента мотивационной сферы личности обучающегося и учитывая результаты анонимного анкетирования, решено было исследовать фактор здоровья на ступени среднего профессионального образования. В качестве объекта исследования выступила мотивационная сфера личности обучающегося среднего профессионального образования. Предмет исследования - ценность здоровья как одного из ее компонентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование осуществлялось на базе МБОУ Бурмакинская средняя общеобразовательная школа № 1 (Ярославская область), ГПОУ ЯО Ярославский электровозоремонтный техникум, ГПОУ ЯО Университетский колледж ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ГПОУ ЯО Ярославский техникум пищевой промышленности, ФГБОУ ВО Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, ФГБОУ ВО Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского, ФГБОУ ВО Ярославский государственный технический университет.

Всего в исследовании приняли участие 183 обучающихся в возрасте от 16 до 20 лет. Диагностическую базу мотивационного компонента составили следующие методики: «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана [6], «Методика диагностики направленности личности» В. Смекала, М. Кучера (в русской адаптации Л.А. Верещагиной) [1], опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда [7], тест «Ценностные ориентации» М. Рокича [5], тест «Самооценка уровня притязаний по методике Е. Шварцландера» [3].

Для сбора, систематизации исследуемых компонентов, обработки и статистического анализа данных использовались табличный редактор «Excel» и статистический пакет «SPSS Statistics». В частности, оценка тесноты связи производилась с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена, достоверность различий определялась посредством непарамет-

Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье".

- 2017. - № 1.

рического критерия ^Манна-Ушни при уровне статистической значимости р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Статистический анализ достоверности различий позволил установить, что студентов ступени среднего профессионального образования значимо меньше, чем школьников, привлекает ценность физического и психического здоровья, в среднем на 2,5 балла ^=1223; р<0,001). Рассматривая мотив как потребность [8, с. 23], мы интерпретируем данный результат следующим образом: для школьников ценность здоровья важна в связи с большей неопределенностью своего профессионального будущего. Студенты средних профессиональных образовательных учреждений, так же как и студенты ступени высшего образования, уже прошли этот сложный путь ответственного выбора, оценки своих индивидуальных способностей и возможностей, принятия судьбоносного решения выбора профессии, а также эмоциональное напряжение,

сопровождающее процедуру поступления, и удовлетворяют потребности в знаниях, умениях, навыках, познании и личностном развитии. Школьники осознают, что предстоящие сложности потребуют от них большого морального и физического потенциала, устойчивости, потому и степень значимости данной ценности для них увеличивается.

Несмотря на это, фактор здоровья является для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений ведущей терминальной ценностью, то есть ценностью-целью [5, с. 27], по сравнению со школьниками и студентами ступени высшего образования. Данный факт мы объясняем спецификой среднего профессионального образования - в большей степени оно характеризуется присутствием ручного труда (особенно рабочие профессии, представители которых также присутствовали среди респондентов), связано с монотонной работой на оборудовании различного уровня сложности, требующей высокой концентрации и устойчивости внимания, эмоциональной стабильности, хорошей физической формы. В противном случае обучающиеся не смогут удовлетворить потребности в профессиональном становлении, самореализации, что, несомненно, наложит большой отпечаток на самооценку и их будущее. Школьники и студенты высшего профессионального образования, в свою очередь, руководствуются ценностью творчества и счастья других, соответственно.

Обучающиеся средних профессиональных учреждений менее интернальны, чем школьники ^=1509; p=0,021) и студенты высшего образования ^=1152,5; р<0,001). В частности, студенты среднего профессионального образования больше, чем студенты ступени высшего образования, склонны приписывать внешним обстоятельствам причины относительно области здоровья и болезни ^=2059,5; р=0,024). Им свойственно считать, что болезнь является следствием не собственного безответственного отношения к здоровью, а результатом неблагоприятных стечений обстоятельств, так же как и выздоровление приходит в результате действий других людей (прежде всего врачей, родителей). Интерпретируя данный факт, мы полагаем, что он является следствием общей экстернальности личности обучающегося среднего профессионального образования, а в частности, меньшей ответственности и самостоятельности, по сравнению со студентами ступени высшего образования. Студенты среднего профессионального образования, так же как и школьники, в данном случае склонны перекладывать ответственность на окружающих, в силу недостаточного опыта решения подобных вопросов.

Исследование взаимосвязей между компонентами мотивационной структуры личности обучающегося среднего профессионального позволило установить, что из всех исследуемых факторов ценность физического и психического здоровья коррелирует со шкалой интернальности в области неудач (г=0,31 при p=0,045). Выявленные данные мы объясняем важностью наличия здоровья как фактора профессионального становления и развития обучающегося на рассматриваемой образовательной ступени и непосредственной его связью с возможными неудачами на профессиональном поприще. Как уже отмечалось нами ранее, личностное здоровье играет важнейшую роль в выборе профессии и ее успешном освоении, в то время как эмоциональная перегрузка и нестабильность, плохое физическое самочувствие приведут к ненадлежащему освоению профессиональных знаний, навыков, умений, что, в свою очередь, чревато неудачами в профессиональной и личностной сфере жизнедеятельности.

Таким образом, результаты анализа мотива-ционных свойств личности обучающегося ступени среднего профессионального образования позволяют утверждать, что от школьников их отличает низкая значимость ценности психического и физического здоровья, а от студентов высшего образования - низкие показатели общей интерна-льности и интернальности в отношении здоровья

и болезни. В мотивационной структуре личности обучающегося на ступени среднего профессионального образования установлена значимая взаимосвязь ценности здоровья и интернальности в области неудач.

Полученные результаты дают возможность лучше понять отношение обучающихся средних профессиональных учебных заведений к своему здоровью и пути его изменения с целью реализации принципов здоровьесбережения в образовательной среде среднего профессионального образования.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта № 25.2356.2014К в рамках проектной части государственного задания на НИР вузу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагина Л.А. Определение направленности «на себя» - «на дело» - «на взаимодействие» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, учебное пособие / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков - СПб. : Речь, 2003. - 488 с.

2. Европейская база данных ЗДВ (HFA-DB) // Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. - Режим доступа http ://data.euro.who. int/hfadb/shell ru. html, свободный.

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -3-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2009. - 384 с.

4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М. : ВНИИМИ, 1988. - 220 с.

5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

6. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.

7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 224 с.

8. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / гл. редактор А.П. Олейникова. - М. : «Прометей» МПГУ, 1998. - 252 с.

9. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года // Утверждена постановлением губернатора области № 572 от 22 июня 2007 года.

10. Указ Президента Российской Федерации № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01 июня 2012 года.

11. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения с дополнениями, 2006. - 27 с.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. -Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news region/new s details region.php?ELEMENT ID=1872, свободный.

13. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года.

14. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, статья 2.

15. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, глава 4, статья 41.

16. Шестопалова Л.Ф., Никишина В.Б., Недуруе-ва Т.В., Петраш Е.А. Социальный капитал как фактор мотивации поведения студентов в отношении собственного здоровья // Курск. науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». - 2014. -№ 3. - С. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.