Научная статья на тему 'ФАКТОР ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ИНДОНЕЗИИ СО СТРАНАМИ МИРА'

ФАКТОР ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ИНДОНЕЗИИ СО СТРАНАМИ МИРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
382
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНДОНЕЗИЯ / РОССИЯ / США / АСЕАН / КИТАЙ / АВСТРАЛИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / INDONESIA / RUSSIA / USA / ASEAN / CHINA / AUSTRALIA / SOUTHEAST ASIA / SOUTH CHINA SEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малетин Николай Павлович, Хохлова Наталья Ивановна

В статье проводится анализ современного сотрудничества Индонезии с ведущими странами мира и странами АСЕАН в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Индонезия поддерживает ВТС с РФ, США, Китаем, Европой, странами ЮВА и другими государствами мира. Индонезия неоднократно заявляла о своем желании стать крупным центром силы и значимой региональной державой, вследствие чего правящие круги Индонезии стараются не вступать в оборонительные союзы с другими государствами и избегают сильного сближения с крупнейшими державами современности: Россией, США и Китаем. Можно сказать, что Индонезия подобно маятнику балансирует между полезными для нее отношениями, извлекая выгоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY-TECHNICAL COOPERATION FACTOR IN THE BILATERAL RELATIONS OF INDONESIA WITH THE WORLD COUNTRIES

The article analyzes the modern cooperation of Indonesia with the leading countries of the world and the ASEAN countries in the field of military-technical cooperation. Indonesia maintains military-technical ties with the Russian Federation, the USA, China, Europe, the countries of Southeast Asia and other countries of the world. Indonesia has repeatedly stated its desire to become a major center of power and a significant regional power, as a result of which the ruling circles of Indonesia try not to enter into defensive alliances with other states and avoid a strong rapprochement with the major powers of modern times: Russia, the United States and China. We can say that Indonesia, like a pendulum, balances between relationships that are beneficial to it, taking advantage.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ИНДОНЕЗИИ СО СТРАНАМИ МИРА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том III, № 3 (48). С. 74-91._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-3-48-074-091

Фактор военно-технического сотрудничества в двусторонних отношениях Индонезии со странами мира

Малетин Николай Павлович

доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры Востоковедения МГИМО МИД России, Россия, Москва, maletinnp@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0368-1433 Хохлова Наталья Ивановна

кандидат исторических наук, начальник Отдела докторантуры и аспирантуры, МГИМО МИД России, Россия, Москва, nataliamgimo@inbox.ru, https:// 0000-0002-3470-3201 Аннотация: В статье проводится анализ современного сотрудничества Индонезии с ведущими странами мира и странами АСЕАН в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Индонезия поддерживает ВТС с РФ, США, Китаем, Европой, странами ЮВА и другими государствами мира. Индонезия неоднократно заявляла о своем желании стать крупным центром силы и значимой региональной державой, вследствие чего правящие круги Индонезии стараются не вступать в оборонительные союзы с другими государствами и избегают сильного сближения с крупнейшими державами современности: Россией, США и Китаем. Можно сказать, что Индонезия подобно маятнику балансирует между полезными для нее отношениями, извлекая выгоду. Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, Индонезия, Россия, США, АСЕАН, Китай, Австралия, Юго-Восточная Азия, ЮжноКитайское море

The Military-Technical Cooperation Factor in the Bilateral Relations of Indonesia with the World Countries

Nikolay P. Maletin

Doctor of History, Professor, Senior Researcher, Department of Oriental Studies, Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia, maletinnp@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0368-1433 Natalia I. Khokhlova

PhD in History, Head of the Department of Doctorate and Postgraduate Studies, MGIMO MFA of Russia, Russia, Moscow, nataliamgimo@inbox.ru, https: // 0000-0002-3470-3201

Abstract: The article analyzes the modern cooperation of Indonesia with the leading countries of the world and the ASEAN countries in the field of military-technical cooperation. Indonesia maintains military-technical ties with the Russian Federation, the USA, China, Europe, the countries of Southeast

© Малетин Н.П., Хохлова Н.И., 2020

Asia and other countries of the world. Indonesia has repeatedly stated its desire to become a major center of power and a significant regional power, as a result of which the ruling circles of Indonesia try not to enter into defensive alliances with other states and avoid a strong rapprochement with the major powers of modern times: Russia, the United States and China. We can say that Indonesia, like a pendulum, balances between relationships that are beneficial to it, taking advantage

Keywords: military-technical cooperation, Indonesia, Russia, USA, ASEAN, China, Australia, Southeast Asia, South China Sea

В настоящий момент в регионе Юго-Восточной Азии формируются новые политические центры, которые постепенно начинают проводить независимую как внутреннюю, так и внешнюю политику. Для сверхдержав это значит, что развивающиеся страны будут менее подвержены давлению извне, следовательно, их будет труднее вовлечь в глобальное противостояние соперничающих крупных игроков и навязать невыгодные экономические соглашения или условия торговли.

Сотрудничество Индонезии с Россией

Создание своего собственного сильного и независимого ВПК требует много времени, а его в сложившейся геополитической обстановке у Индонезии нет. Поэтому страна расширяет сотрудничество со странами, которые не заинтересованы в ослаблении Индонезии, не стремятся изменить баланс сил в регионе, не втягивают страну в невыгодные для нее коалиции и союзы. При таких условиях идеальным партнером Индонезии может стать Россия.

Военное сотрудничество России и Индонезии началось еще в XX в., когда Советский Союз оказал военную и военно-техническую помощь молодому индонезийскому государству, которое стремилось сбросить голландское колониальное владычество и обрести территориальную целостность. В основном, первые этапы сотрудничества ознаменовались импортом российского вооружения режиму Сухарто и заходами российских кораблей в порты Индонезии. Именно в 1968 г. российская флотилия совершила торжественный визит в Джакарту, за которым последовал почти 20-летний перерыв в осуществлении отношений двух стран - ситуация постепенно началась изменяться к лучшему лишь в 1989 г. с визитом Сухарто в Москву1. Начиная с 1998 г., началось резкое наращивание объемов сотрудничества между двумя этими странами. Дело

в том, что в 1999 г. западные страны наложили эмбарго на Индонезию в ответ на нарушения прав человека, в результате её действий в Восточном Тиморе . Правительство Индонезии было вынуждено искать новых партнеров по торговле оружием, что привело к укреплению сотрудничества Индонезии и России.

Органами, на которые возложена обязанность по реализации соглашений военно-технического характера, являются Министерство обороны Республики Индонезии (с Индонезийской стороны) и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, а также акционерное общество «Рособоронэкспорт» (с Российской стороны). «Рособоронэкспорт» является единственным государственным посредником по экспорту и импорту всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения3.

В 2002 г. была создана Российско-Индонезийская совместная комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудниче-ству4. Особое значение имеет подписание Декларации об основах дружественных и партнерских отношений в XXI веке в 2003 г., когда президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри посетила Россию. Также, в этом году было подписано соглашение между Правительством Российской федерации и Правительством Республики Индонезия о военно-техническом сотрудничестве5.

Основным документом, регулирующим ВТС Индонезии и России, является Меморандум о взаимопонимании между правительством Республики Индонезии и Правительством Российской Федерации по содействию в реализации Программы индонезийско-российского военно-технического сотрудничества на 2006-2010 гг6. В данном документе стороны подтвердили обоюдное стремление развивать выгодное ВТС, признавая его важной составной частью межгосударственных отношений.

В Индонезии работает представительство Государственной корпорации «Ростех», обеспечивая интересы «Рособоронэкспорта». Можно сказать, что российское присутствие в Индонезии в сфере ВТС на институциональном уровне достаточно велико, что позволяет утверждать, что Индонезия для России, и наоборот, это крайне выгодный союзник и партнер по деловым отношениям в регионе.

Полное понимание общей картины военно-технического сотрудничества двух стран невозможно без анализа статистических данных в сфере торговли. Стоит проанализировать таблицу 1:

Таблица 1. Импорт военной продукции из России в Индонезию

Наименование Кол-во Вид Год заказа

БТР-80А 12 БМП 2001

Ми-2 2 Легкий вертолет 2002

Ми-8/17 4 Транспортный вертолет 2002

Штурм 25 Сверхзвуковая управляемая ракета 2003

Игла-1 16 ПЗРК 2003

Ми-24 2 Ударный вертолет 2003

Су-27 2 Многоцелевой истребитель 2003

Су-30 2 Многоцелевой истребитель 2003

Ми-8/17 6 Транспортный вертолет 2005

БМП-3 17 БМП 2008

БРЭМ-Л 1 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина 2008

Су-27 3 Многоцелевой истребитель 2008

Су-30 3 Многоцелевой истребитель 2009

Х-29 10 Ракета "воздух-поверхность 2009

Х-31 10 УРВП 2009

Х-59 10 Ракета "воздух-поверхность 2009

Яхонт 10 Универсальная противокорабельная ракета 2009

Ми-8 6 Транспортный вертолет

Су-30 6 Многоцелевой истребитель 2012

Су-35 11 Многоцелевой истребитель 2017

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

Более чем половина российского импорта в Индонезию представлена авиацией: Су-27, Су-30, Су-35, Ми-24 и другие. Это объясняется островным положением Индонезии и необходимостью быстро реагировать на внешние и внутренние вызовы.

Из таблицы также можно заметить, что Россия не поставляет Индонезии подводные лодки, как это делал СССР. В XX в. Совет-

ский Союз поставил Индонезии 12 подводных лодок из состава Тихоокеанского флота (часть из них сейчас являются музеями).

Можно заметить, что сотрудничество России и Индонезии поощряется национальными элитами. Россия заинтересована в закреплении в ЮВА, а целью Индонезии является поиск новых рынков сбыта своей продукции для достижения большей независимости от экономической конъюнктуры7.

Сотрудничество Индонезии и США

Что касается закупок вооружений, то здесь Индонезия традиционно ориентировалась на западные страны, в первую очередь, на США вследствие того, что Штаты поддерживали антикоммунистические настроения в Индонезии и инвестировали в развивающуюся экономику, несмотря на отсутствие каких-либо официальных договоренностей по вопросам обороны. Рассматривая Индонезию как проводника капиталистических идей в регионе, США поддерживали крепкие связи с индонезийским государством во время Нового порядка8.

Тем не менее, с середины 80-х гг. XX в. отношения с США начали постепенно ухудшаться. Индонезия была вынуждена искать новых политических и торговых партнеров. Так, политические силы в Индонезии стали выступать за ориентацию на тот же Советский Союз, как потенциального союзника. Одним из главных факторов, спровоцировавших упадок в отношениях данных стран, является начало оккупации Индонезией Восточного Тимора в 1975 г. и последующее осуждение подобных действий со стороны США. Внимание общественности к данной проблеме было вызвано активными действиями восточнотиморской левой политической организации, участвовавшей в партизанской борьбе за независимость Восточного Тимора от Индонезии, ФРЕТИЛИН9. Значимым проявлением ухудшения отношений между двумя странами стало наложение эмбарго на Индонезию западными странами во главе с США в 1997-1998 гг., а затем и полный разрыв всех двусторонних отношений10. Лишь после краха Сухарто, когда на улицы вышли тысячи протестующих и был выбран новый президент, драматическое ухудшение связей было приостановлено. В 2004 г. на пост президента Индонезии был избран генерал Сусило Бамбанг Юдойоно, значительно улучшивший связи с США и внесший огромный вклад в развитие военно-технического сотрудничества США и Ин-

донезии. С этих пор, все контакты по военной линии были восстановлены.

По мере укрепления двусторонних отношений, росло и военное сотрудничество, которое, помимо торговли, в первую очередь отметилось борьбой с терроризмом. США, испытавшие на себе удар 11 сентября 2001 г., активно помогали Индонезии ликвидировать последствия террористических актов на Бали в 2002 и 2005 гг. и в Джакарте в 2003 и 2004 гг. Так, в 2002 г. были созданы силы быстрого реагирования, которые стали главным инструментом в искоренении террористической группировки «Джемаа Исламия» (запрещена в России)11.

Следуя принципу независимой и активной внешней политики, Индонезия, в своих отношениях с США, не допускает чрезмерной зависимости от американской стороны. Военное сотрудничество с любым партнером для Индонезии выгодно лишь до тех пор, пока оно не наносит ущерб суверенитету государства. Именно поэтому нельзя утверждать, что США прочно закрепились в регионе, путём налаживания связей с Индонезией. Напротив, отсутствие военных баз США на территории Индонезии, а также нежелание индонезийских властей рассматривать данный вопрос указывает на независимость Индонезии в отношениях с США и стремление занять нейтральную позицию с целью извлечения максимальной выгоды от военно-технического сотрудничества.

В 2010 г. страны заключили рамочное соглашение по совместным действиям в сфере обороны между Министерством обо-

12

роны Индонезии и Министерством обороны США . Тем не менее, вследствие отсутствия конкретных положений в данном соглашении, оно не оказало сильного влияния на развитие двусторонних отношений.

Более удачным для обеих стран оказался 2015 г., когда было подписано соглашение о всестороннем партнерстве между Министерством обороны Индонезии и Министерством обороны США о создании рамочной системы по укреплению военных и экономиче-

13

ских связей . Обе страны намеревались использовать данное соглашение как платформу для решения основных задач и преодоления различных совместных проблем, таких как угроза терроризма, вопрос пиратства и спор вокруг Южно-Китайского моря.

США поддерживают Индонезию в конфликте ЮКМ в своих корыстных целях. Преследуя собственные интересы по недопущению расширению влияния Китая в регионе, США активно помога-

ют Индонезии с выработкой позиции по данному вопросу14. Штаты активно пытаются заставить Индонезию отойти от нейтральной позиции по данному вопросу, рекомендуя задерживать китайские рыболовецкие суда, что ведёт к ухудшению китайско-индонезийских отношений.

Для понимания общих трендов в военной торговле между этими странами, а также степени заинтересованности Индонезии в торговле с США, необходимо проанализировать таблицу 2:

Таблица 2. Импорт военной продукции из США в Индонезию

Наименование Кол-во Вид Год заказа

TA-4JSkyhawk 2 Палубный штурмовик 1998

Caterpillar-3516/3612/3616 18 Дизельный двигатель 20002006

Ве11-412 25 Вертолет 2010

Cessna-180Skywagon 2 Легкий самолет 2010

F100 4 Турбовентиляторный двигатель 2011

F404 16 Турбовентиляторный двигатель 2011

APG-78Longbow 4 РЛС 2012

Model-300 2 Легкий вертолет 2012

Т-700 3 Газотурбинный двигатель 2012

Вопаша 4 Легкий самолет 2013

FGM-148 Javelin 180 ПТРК 2013

AGM-114K HELLFIRE 140 ПТРК 2013

АН-64Е Apache Guardian 8 Ударный вертолет 2014

Вагоп 2 Самолёт общего назначения 2014

HELRAS 11 Гидролокатор 2014

KingAir 11 Самолёт общего назначения 2016

AAQ-33Sniper 24 Система наведения 2017

AIM-120CAMRAAM 36 УРВВ средней дальности 2017

AIM-9XSidewinder 14 УРВВ малой дальности 2017

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

Главный вывод, который может быть сделан на основе статистических данных таблицы, это то, что до недавних пор США экспортировали в Индонезию лишь оружие нелетального действия (ОНД), т.е. летательные аппараты, двигатели, транспортные средства. Однако, начиная с 2017 г. в Индонезию была направлена партия УРВВ, что свидетельствует об увеличении спектра товаров в торговле между двумя странами.

Сотрудничество Индонезии и Китая

История современных отношений между Китаем и Индонези-

с с ___

ей уходит корнями в двадцатый век. В течение первых лет после обретения Индонезией независимости, отношения с Китаем не выходили за дружественные рамки. Однако, схожесть позиций по ряду вопросов, а также поддержка Китая Индонезией в ООН, и кредиты, выданные Индонезии Китаем, привели к сближению позиций и формированию так называемой оси «Пекин-Джакарта». Сближение с коммунистическим Китаем и усиление влияния левых сил вызвало недовольство в среде командования армии Индонезии, что в результате обернулось трагедией.

Несмотря на то, что некоторые граждане Индонезии разделяют озабоченность своих партнеров в АСЕАН по поводу военной агрессии Китая в Южно-Китайском море, Индонезия не спешит примкнуть к силам, направленным на сдерживание Китая. В Китае Джакарта видит ответственного партнера. Индонезия нацелена на сохранение свободы действий, так как попытка оспорить сферы влияния Китая может привести к потере рычагов влияния, которыми Индонезия так дорожит на настоящий момент. Такое положение позволяет Индонезии быть посредником между располагающимся у границ Китаем и пытающимися войти в регион США - из чего, несомненно, извлекается выгода.

Действия Китая в Юго-Восточной Азии оказывают значительное влияние на вектор развития внешней политики Индонезии в регионе. Значительная численность китайской диаспоры, прожи-

вающей на территории Индонезии, заставляет индонезийские власти задумываться о «китайском вопросе». Вследствие чего, Китай является одним из приоритетных партнеров Индонезии, которая, традиционно, стремится к сотрудничеству.

Именно в Индонезии было впервые выдвинуто предложение «Один пояс и один путь» во время визита председателя КНР Си Цзиньпина осенью 2013 г. Инициатива «Пояс и путь» повысит уровень взаимосвязанности инфраструктуры в Индонезии и соответствует национальной стратегии развития страны.

В настоящий момент, военно-техническое сотрудничество двух стран развивается на фоне противоречий по поводу спора в Южно-Китайском море. Китай выдвигает претензии на 80% акватории ЮКМ. Притязания Китая затрагивают и острова Натуна, принадлежащие Индонезии, при этом последняя занимает нейтральную позицию, стараясь не допускать эскалации конфликта. Примером позитивного вклада Индонезии в урегулирование данного вопроса считается проведение в сентябре 2018 г. «28-го форума по управлению потенциальным конфликтом в Южно-Китайском море». Форум, который проводится с 1990 г., стал частью превентивной дипломатии Индонезии и направлен на развитие доверия в сотрудничестве в различных технических областях, включая морские научные исследования и защиту морской среды.

Серьезным шагом в улучшении отношений между странами стала разработка соглашения о стратегическом партнерстве в 2005 г., которая началась во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Индонезию15. В 2013 г. соглашение было преобразовано во Всеобъемлющее стратегическое партнерство с обязательствами по сотрудничеству в широком спектре областей от образования до военно-технической сферы.

Наиболее тесный контакт с китайскими военными руководителями у Индонезии происходит через КОПАССУС (группа спецназа индонезийской армии). В 2011 г. в Бандунге были проведены первые совместные учения между КОПАССУС и Народно-освободительной армией Китая (НОАК), что ознаменовало начало серии оперативных контактов между военными двух стран. Военные учения «Sharp Knife 2011» длились почти две недели и охватили ряд антитеррористических методик16. С тех пор данные учения проходят ежегодно. В военных учениях двух стран стали принимать участие и ВВС с ВМФ, что свидетельствует о наращивании военного сотрудничества.

Рассмотрев таблицу 3, где отражена статистика торговли между двумя странами, можно сделать вывод, что больше всего Индонезия заинтересована в китайском морском вооружении. Этот шаг направлен на достижение паритета между ВМФ двух стран. Тем не менее, следует признать, что до осуществления данного замысла еще довольно далеко. Об этом свидетельствуют закупки китайских противокорабельных ракет C-802/CSS-N-8 и Туре-825 30шш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Импорт военной продукции из Китая в Индонезию

Наименование Кол-во Вид Год заказа

C-802/CSS-N-8 3 Противокорабельная ракета 2005

SR-74 2 РЛС 2008

TD-2000B 8 Система ПВО 2008

TH-5711 Smart Hunter 3 РЛС 2009

Type-347G 8 Прибор наведения 2009

Type-360 Seagull 8 Прибор наведения 2009

C-705 100 Противокорабельная ракета 2011

C-802/CSS-N-8 25 Противокорабельная ракета 2011

NG-18 30mm 10 Корабельное орудие 2015

Type-825 30mm 1 Корабельное орудие 2014

GDF 35mm 4 Зенитное орудие 2015

Skyguard 1 Прибор наведения 2015

Type-90 122mm 4 Самоходная РСЗО 2015

Type-825 30mm 1 Корабельное орудие 2016

Wing Loong-1 4 Многоцелевой БПЛА 2017

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

Наиболее важным документом является Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Индонезии и Правительством Китайской Народной Республики о совместном содействии сотрудничеству в рамках видения «Индонезия - морская ось» и инициатив «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века»17. Подписание в 2018 г. данного соглашения свидетельствует об особом внимании, уделяемом морскому сотрудничеству не только в экономической сфере, но и в сфере военной безопасности, которая служит залогом претворения в жизнь данных инициатив.

Военное сотрудничество Индонезии в рамках АСЕАН

Индонезия является членом АСЕАН, и, хотя, данная организация не представляет собой оборонный союз, между странами-участницами данного сообщества осуществляется военное и военно-техническое сотрудничество, как на двусторонней основе, так и на основе институтов и механизмов АСЕАН.

Изначально, АСЕАН создавалась как сугубо культурная и экономическая организация. Вопрос обеспечения региональной безопасности был возложен на плечи самих государств. Тем не менее, после нескольких случаев обострения геополитической ситуации, примером которых является вторжение Вьетнама в Камбоджу с целью свержения режима «красных кхмеров» в конце 1978 г., министры иностранных дел государств-членов АСЕАН, встретившись

на конференции на Бали, призвали национальные правительства

18

выработать единую систему взглядов на вопросы обороны и ВТС . Подписание 23 октября 1991 г. Парижских соглашений, гарантом которых стали все страны АСЕАН, а также мировые державы (СССР, США, Великобритания, Япония) позитивно сказалось на идее выработки единой позиции по вопросам обороны и подтолкнуло страны АСЕАН к сотрудничеству19.

Более того, индонезийская военная верхушка испытывала симпатии к Вьетнамской народной армии, которая подобно Национальной армии Индонезии в середине ХХ в., боролась с колониальным гнётом. Главным идеологом, выступавшим за идеи сближения государств-членов АСЕАН, был индонезийский военный и политический деятель Леонардус Беньямин Мурдани, который впослед-

20

ствии стал Главнокомандующим ВС Индонезии . Индонезия использовала концепцию «Индонезия - маятник»: официально не занимала ничью сторону, выступала посредником на переговорах,

добивалась улучшения региональной атмосферы и закрепления безопасности в Юго-Восточной Азии.

Главным стимулом к сотрудничеству в военно-технической сфере между странами АСЕАН всегда являлось наличие ряда общих нерешенных угроз безопасности, таких как взаимные территориальные претензии, торговля людьми, природные катастрофы, межнациональный терроризм и сепаратистские настроения.

Отдельно необходимо упомянуть Региональный форум

АСЕАН по безопасности (АРФ), образованный в 1994 г. и распола-

21

гающийся в Джакарте . Форум объединяет десятку стран АСЕАН и десятку партнеров по диалогу, а также страны Евросоюза. Индонезия в данном механизме традиционно занимает особое положение.

Тем не менее, отдельного официального механизма по сотрудничеству в области обороны, безопасности и военно-технического сотрудничества в АСЕАН не существовало вплоть до 2006 г., когда на встрече в Куала-Лумпуре впервые был создан формат совещания министров обороны стран АСЕАН (СМОА)22. Данный механизм был создан для поддержания регионального мира и стабильности, координации политик оборонных ведомств, а также для разработки мер по противодействию пиратству, организованной преступности, работорговле, ликвидации последствий стихийных бедствий - всему спектру угроз безопасности Юго-Восточной Азии. За годы своей работы СМОА подписал и претворил в жизнь огромный перечень проектов. Еще в год своего создания, Совет добился подписания всеми странами-участницами АСЕАН договора по оказанию помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий. С учётом климатических условий и географического положения ряда государств АСЕАН, подписание данного договора стало первым серьезным успехом данного механизма.

В 2016 г., спустя десять лет после создания СМОА, министры обороны собрались на очередной встрече в Сингапуре, чтобы выра-

23

зить своё почтение данному формату сотрудничества . Генеральный секретарь АСЕАН, Лен Лыонг Минь, отметил, что именно СМОА стало столпом политики безопасности среди стран Юго-Восточной Азии. На данной встрече был принят проект по созданию, при российском участии, Центра военной медицины АСЕАН в Бангкоке. Центр успешно начал свою работу в апреле 2018 г., а его целью является оперативное реагирование на эпидемии инфекционных заболеваний, противодействие биотерроризму и оказание помощи населению при чрезвычайных ситуациях в регионе.

Стоит понимать, что развитие странами ЮВА собственных военных потенциалов стало одной из причин, побудивших Индонезию провести переоснащение Вооруженных сил. Индонезия всегда выступала за достижение паритета в количестве вооружений стран-участниц АСЕАН. На настоящий момент, главными партнерами Индонезии из числа стран АСЕАН в ВТС на двусторонней основе являются Малайзия, Сингапур и Вьетнам.

Малайзия является единственной страной ЮВА, в которую Индонезия экспортирует вооружение. Данный факт объясняется схожими географическими и климатическими условиями, что позволяет использовать одинаковую военную технику. Из данных таблицы 4 видно, что за рассматриваемый период страны лишь один раз договорились о поставке вооружений.

Таблица 4. Импорт военной продукции из Индонезии в Малайзию

Наименование Кол-во Вид Год заказа

CN-235 8 Транспортный самолет 1995-2002

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

Военно-техническое сотрудничество Индонезии и Сингапура подкрепляется теплыми взаимоотношениями между военными кругами обеих стран, а также довольно длинной историей сотрудничества. Единственным документом, относящимся к военно-техническому сотрудничеству двух стран, является подписанная в 2015 г. Конвенция АСЕАН о борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми24. Дело в том, что данная конвенция предусматривает обмен информацией о незаконной торговле людьми между оборонными ведомствами двух государств.

Из данных таблицы 5 видно, что среди предметов военной торговли Индонезии и Сингапура, можно выделить две партии самолетов.

Таблица 5. Импорт военной продукции из Сингапура в Индонезию

Наименование Количество Вид Год заказа

SF-260 19 Легкий самолет 2001

Jupiter 1 Легкий самолет 2002

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

Вьетнам и Индонезия помимо участия в Совете министров обороны АСЕАН, расширяют и двустороннее сотрудничество. В

2005 г. было подписано Соглашение о борьбе с преступлениями. Учитывая объемы нелегальной миграции (через остров Суматра), данное соглашение является отличным примером того, что политические военные элиты разбираются в ситуации. В 2010 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании и укреплении сотрудничества между представителями оборонных ведомств, который положил начало новой вехе в истории военно-технического сотрудничества двух стран25.

Сотрудничество Индонезии с Австралией

Индонезия и Австралия являются значимыми и влиятельными игроками в Индо-Тихоокеанском регионе. Страны имеют общие морские границы, что предопределило развитие отношений между ними. Несмотря на периодические кризисы и охлаждение отношений, следует отметить, что страны осознают степень важности сотрудничества друг с другом в различных направлениях, начиная от безопасности морских границ и заканчивая культурными программами. Причиной одного из кризисов послужил скандал, разгоревшийся после публикации служащих австралийской военной базы г. Перт, которые высмеивали Вооруженные силы Индонезии и государственную идеологию «Панча Сила». В ответ на жесткую реакцию со стороны Индонезии, власти Австралии поспешили принести официальные извинения. Факт участия Австралии в «Соглашении пяти государств в области обороны» (Five Power Defense Arrangements) также вызывает обеспокоенность Индонезии, которая опасается укрепления влияния государств, входящих в систему данного соглашения, в первую очередь, Великобритании. В 2011 г. Австралия договорилась с США о размещении на территории страны американского корпуса морской пехоты численностью в 2500 военнослужащих, что вызвало протест Индонезии, опасающейся укрепления влияния США в Юго-Восточной Азии. Тем не менее, особых противоречий между Индонезией и Австралией не возникает.

В условиях активизирующегося мирового терроризма Индонезия и Австралия в 2018 г. подписали Меморандум о взаимопонимании между правительством Австралии и Правительством Республики Индонезия по вопросам борьбы с терроризмом и насиль-

26

ственным экстремизмом . В этом же году страны подписали в Сиднее пятилетний План действий по реализации совместной декларации о морском сотрудничестве между Правительством Рес-

27

публики Индонезия и правительством Австралии . Наконец, по-

следним на данный момент опорным документом военно-технического сотрудничества является Соглашение между Министерством обороны Республики Индонезии и Министерством обороны Австралии об осуществлении Соглашения между Республикой Индонезией и Австралией о рамках сотрудничества в области безопасности и План действий по сотрудничеству в области обороны28.

Нормативно-правовая база ВТС Индонезии и Австралии может являться образцом для сотрудничества Индонезии с другими странами. Она охватывает широкий спектр вопросов: границы, морское сотрудничество, взаимодействие полиции, борьба с терроризмом, и нацелена на достижение устойчивых отношений, не подверженных кризисам и турбулентности.

Военно-техническое сотрудничество Индонезии и Австралии выражено и в торговле вооружениями.

Таблица 6. Импорт военной продукции из Австралии в Индонезию

Наименование Количество Вид Год заказа

Nomad Searchmaster-L 4 Многоцелевой истребитель 2001

Bushmaster 53 БТР 20132016

C-130H Hercules 9 Транспортный самолет 20132015

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

Данные таблицы 6 позволяют сделать вывод, что торговля вооружениями, как компонент ВТС двух стран, не имеет первостепенной важности. Исторически сложилось так, что импорт вооружений в Индонезию проходит по линии других стран. Имеет смысл выделить лишь одну значимую сделку - покупку Индонезий 53 БТР «Bushmaster». Как уже упоминалось выше, данные БТР подходят под климат и рельеф Индонезии. Тем не менее, тот факт, что две сделки из трех были заключены в 2010-х гг. дает основания полагать, что в будущем такой элемент ВТС Индонезии и Австралии как покупка вооружений будет нарастать.

Заключение

Несмотря на все сложности расширения российско-индонезийского сотрудничества, безусловно, оно является взаимовыгодным и перспективным. Россия за годы сотрудничества доказала, что является надежным партнером, который не стремится навязать какие-то свои идеи, участие в различных коалициях и блоках. Россия имеет все шансы расширить свое сотрудничество в ВТС со странами Юго-Восточной Азии, в особенности с Индонезией. Уже сейчас сформирована определенная схема в этих отношениях и есть понимание, в каких сферах возможно упрочить и расширить это сотрудничество, в том числе в области диверсификации источников вооружений.

Соединенные Штаты Америки являются самым крупным поставщиком вооружений из стран Западного полушария и одним из главных ключевых партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Индонезийские власти, четко осознавая, что попадание в зависимость от какого-либо государства может оказать негативное влияние, избегают чрезмерного сближения с США, вместо этого занимая позицию «маятника». В Юго-Восточной Азии интересы Индонезии и США совпадают в решении главных проблем безопасности. Тем не менее, коренные причины, толкающие страны к сотрудничеству, разные. США подспудно продвигают собственные интересы по закреплению в регионе, а Индонезия модернизирует свои Вооруженные силы, обеспечивая доступ к новейшим технологиям и методикам ведения боевых действий.

Двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество между Индонезией и Китаем с момента разработки Всеобъемлющего партнерства в 2005 г. возросло. ВТС Индонезии и Китая базируется на взаимном видении общего будущего ЮВА. Индонезия использует вооружение, закупаемое в Китае, не только для оснащения своих ВС, но и как заявление мировой общественности о степени дружественности отношений между двумя странами. По мнению руководства Индонезии, лучшим вариантом для страны остается лавирование между интересами США и Китая. Пока эти «локомотивы» сдерживают друг друга, Индонезия способна извлечь максимальную выгоду и усилить свои позиции как на региональном (в АСЕАН), так и на глобальном уровне.

Становится очевидным, что за годы сотрудничества Индонезия внесла значительный вклад в увеличение уровня взаимной кол-

лективной безопасности путём выдвижения проектов по сотрудничеству в рамках АСЕАН. Главной особенностью военно-технического сотрудничества Индонезии является отсутствие значительных объемов двусторонней торговли. Данный факт объясняется практически схожим уровнем развития военной промышленности стран Юго-Восточной Азии. Большее внимание Индонезия уделяет построению такой архитектуры безопасности, при которой не пострадает не только сама Индонезия, но и все страны-участницы АСЕАН.

Военно-техническое сотрудничество Индонезии и Австралии отличается от других направлений ВТС Индонезии повышенной интенсивностью. Осуществляя сотрудничество, страны не ищут односторонней выгоду, а исходят из осознания того факта, что залогом безопасности региона является полноформатное сотрудничество. Индонезия, как и в других направлениях ВТС, не стремится установить вектор внешней политики лишь на Австралии, но прикладывает все усилия, чтобы не только сохранить дружественные отношения, но и создать структуру безопасности со своим соседом.

I Ganewati Wuryandari, Politik Luar Negeri Indonesia Di Tengah Pusaran Politik Domestik, Pustaka Pelajar, б7 Р., URL: https://www.worldcat.org/title/politik-luar-negeri-indonesia-di-tengah-pusaran-politik-domestik/oclc/681294876

Embargo on Sukhoi Russian jet in Indonesia, URL: https://www.cnnindonesia.com/ nasional/209-20-118б5300/kisah-embargo-as-dan-sukhoi-rusia-di-balik-jet-tempur-ri

Рособоронэкспорт: сотрудничество с Индонезией / URL: http://roe.ru/export/ indoneziya/

4 Об утверждении руководства российской части российско-индонезийской совместной Комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству, URL: http://www.mid.ru/ru/maps/id/-/asset_publisher/zaMdV5V4XUmC/content/id/5бб832

5 Соглашение между РФ и Республикой Индонезия, URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/international_contracts/2_contract/storageviewer/bilateral/page-180/46222

6 Меморандум о взаимопонимании между РФ и Республикой Индонезия в области ВТС, URL: http://treaty.kemlu.go.id/apisearch/pdf?filename=RUS-2006-001S.pdf

Adriana Elisabeth Sukamto, Politik luar negeri Indonesia di tengah arus perubahan politik internasional, Pustaka Pelajar, 2011, Р. 154, URL: https://www.worldcat.org/title/politik-luar-negeri-indonesia-di-tengah-arus-perubahan-politik-internasional/oclc/75б913б75

Paul F. Gardner, Shared Hopes, Separate Fears: Fifty Years Of U.S.-Indonesian Relations, Westview Press; 1st edition, 1997, Р. 56, URL: https://www.crcpress.com/Shared-Hopes-Separate-Fears-Fifty-Years-Of-Us-indonesian-Rel ati ons/Gardner/p/book/9780813331911

9 Погадаев, В. Малайский мир (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур). Лингвост-рановедческий словарь. М.: «Восточная книга», 2012, С.194.

10 Frida Berrigan, Indonesia at the Crossroads: U.S. Weapons Sales and Military Training (New York: World Policy Institute), 2001, Р. 23. URL: https://worldpolicy.org/ indonesia-at-the-crossroads-u-s-weapons-sales-and-military-training/

II Detachment-SS, URL: https://thediplomat.com/tag/detachment-SS/

12

Рамочное соглашение по совместным действиям в сфере обороны между Министерством обороны Индонезии и Министерством обороны США / URL: http://treaty.kemlu.go.id/apisearch/pdf? filename=USA-2G1G-G3G7.pdf

13 Соглашение о всестороннем партнерстве между Министерством обороны Индонезии и Министерством обороны США о создании рамочной системы по укреплению военных и экономических связей / URL: http://treaty.kemlu.go.id/apisearch/ pdf?filename=USA-2G15-G346.pdf

14 Противостояние США и КНР: Индонезия находится между двух огней. URL: https://regnum.ru/news/2468176.html

15 МИД Индонезии: сообщение посла Индонезии по случаю 60-летия дипломатических отношений между Индонезией и Китаем, 13 апреля 2G1G год / URL: http://www.kemlu.go.id/beijing/Pages/Speech.aspx?IDP=3&l=en13

16 Militer China Puji Kehebatan Kopassus», Antara News, URL: https://www.antaranews.com/berita/261734/militer-china-puji-kehebatan-kopassus

17

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Индонезии и Правительством Китайской Народной Республики о совместном содействии сотрудничеству в рамках видения «Индонезия - морская ось» и инициатив «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», URL:

http://treaty.kemlu.go.id/apisearch/pdf? filename=CHN-2G18-G216.pdf

18

18 Деопик Д.В. История Вьетнама. Часть 1. М.: Изд-во МГУ, 1994. 261 с.

19 Парижские соглашения (1991), URL: http://www.cambodia.org/ facts/?page=1991+Paris+Peace+Agreements

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2G

Murdani di Indonesia, URL: http://www.pdat.co.id/hg/murdani 21 Asean regional forum, URL: https://asean.org/asean-political-security-community/asean-regional-forum-arf/

22

ASEAN Defence ministers meeting, URL: https://asean.org/asean-political-security-

community/asean-defence-ministers-meeting-admm/

23 ADMM-Plus EWG on MS 2017-2020 Cycle - Year 2018 / URL: https://admm.asean. org/index.php/events/7-news.html

24 Конвенция АСЕАН о борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми (2015), URL: https://asean.org/asean-convention-against-trafficking-in-persons-especially-women-and-children/

25

Vietnam, Indonesia sign declaration on joint vision on defence cooperation, URL: https://en.vietnamplus.vn/vietnam-indonesia-sign-declaration-on-joint-vision-on-defence-cooperation/119477.vnp

26 Меморандум о взаимопонимании между правительством Австралии и Правительством Республики Индонезия по вопросам борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом, URL: http://treaty.kemlu.go.id/apisearch/pdf?filename=AUS-2018-0249.pdf

27

План действий по реализации совместной декларации о морском сотрудничестве между Правительством Республики Индонезия и правительством Австралии. URL:

http://treaty.kemlu.go.id/apisearch/pdf? filename=AUS-2018-0238.pdf

28

Соглашение между Министерством обороны Республики Индонезии и Министерством обороны Австралии об осуществлении Соглашения между Республикой Индонезией и Австралией о рамках сотрудничества в области безопасности и План действий по сотрудничеству в области обороны / URL: http://treaty.kemlu. go.id/apisearch/pdf?filename=AUS-2018-0236.pdf

Статья поступила в редакцию 16.11.2020, принята к публикации 28.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.