ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Том I, № 2 (43), 2019
© Травкин П. С.
СПбГУ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ и ИНДОНЕЗИИ
Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - один из самых быстро развивающихся регионов мира1. За последнее десятилетие возросло влияние стран АТР в мире, происходит не только активная политическая, но и экономическая интеграция стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировые процессы, особенно на этом фоне выделяются страны Юго-Восточной Азии (ЮВА).
В настоящий момент в регионе ЮВА формируются новые политические центры, которые постепенно начинают проводить независимую как внутреннюю, так и внешнюю политику. Для сверхдержав это значит, что развивающиеся страны будут менее подвержены давлению извне, следовательно, их будет труднее вовлечь в глобальное противостояние соперничающих крупных игроков и навязать невыгодные экономические соглашения или условия торговли.
Поэтому, прежде чем будет дан анализ современного сотрудничества Индонезии и России в сфере ВТС, необходимо подробно остановиться на описании геополитической ситуации в регионе, так как она непосредственно влияет на развитие ВПК Индонезии и ее сотрудничество с другими странами.
Сейчас большинство стран региона находится в относительно мирной обстановке, но на мировой арене всегда есть крупные игроки, которые стремятся переделать мировой порядок и подстроить его под свои геополитические интересы.
Для достижения своей главной цели - максимального ослабления стран региона с последующим втягиванием их в свою сферу влияния, крупные игроки будут использовать различные способы ослабления своих менее сильных партнеров: военное давление, поддержка и финансирование сепаратистов и различных террористических организаций.
В настоящий момент во всем мире разворачивается борьба сверхдержав (прежде всего Китая и США) за ресурсы. Свои ресурсы они уже или почти исчерпали2. Следовательно, скоро сверхдержавы Китай и США начнут делить регионы, где эти ресурсы име-
ются, и ЮВА как раз и является одним из таких регионов (в настоящий момент крупнейшими производителями нефти в регионе являются КНР, Индонезия и Малайзия, газа - Индонезия, Малайзия,
л
Таиланд).
Безусловно, противостояние США и Китая напрямую касается Индонезии. Ее географическое положение, колоссальные запасы ресурсов и тот факт, что Республика Индонезия становится все более влиятельной державой в ЮВА и старается сохранить свой главный политический принцип - неприсоединение к различным военно-политическим блокам и альянсам, вызывает интерес как Китая, так и США.
Экономический рост Китая увеличивает его политическое влияние и способствует расширению возможностей использования разнообразного набора политических инструментов для удовлетворения растущих политических «аппетитов», которые позволят преодолеть потребность КНР4 в углеводородных ресурсах. Именно поэтому Китай активно осуществляет экспансию на шельфах ЮжноКитайского моря, богатых нефтью и газом. Всё чаще стали происходить конфликты Китая со странами ЮВА, в частности с Индонезией. Например, были зафиксированы несколько конфликтов в окрестностях архипелага Натуна (южная часть ЮКМ), имеющего самое большое количество запасов природного газа в АТР5. Помимо природных богатств, архипелаг находится на пересечении торговых путей и весьма привлекателен для рыболовства. Следовательно, обладание этой территорией сулит не только экономическую выгоду, но и поможет обеспечить военно-стратегическое доминирование в регионе.
США же в свою очередь стремятся выполнить несколько приоритетных для себя задач: усилить антикитайскую риторику, сформировать коалицию против Китая и не допустить усиления позиций конкурентов по всему региону.
В создании коалиции против Китая США стараются привлечь на свою сторону страны АТР, в том числе Малайзию и Индонезию, используя исламский фактор и проблемы в мусульманских регионах Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район)6.
Таким образом, сегодня АТР стал площадкой борьбы Китая и США, и та страна, которая выиграет в этом соперничестве, станет обладательницей колоссальной ресурсной базы, которая даст мощный импульс ее развитию7.
Наравне с внешнеполитическим давлением предпринимаются попытки раскачать обстановку в стране изнутри: вспышки сепаратизма в провинциях Аче и Западное Папуа (Западный Ириан), активизация террористических группировок, связанных с ИГ (запрещена в России). Очевидно, что дестабилизация этих районов страны значительно ослабит Индонезию и сделает ее легкой добычей для крупных геополитических игроков. Поэтому, чтобы защитить свою территориальную целостность, Индонезия должна укреплять свои вооруженные силы, сотрудничать с теми странами, которые, как уже отмечалось раньше, не заинтересованы в ослаблении Индонезии и не поддерживают любые сепаратистские или террористические группировки.
Сегодня Индонезия старается неуклонно действовать своему внешнеполитическому принципу неприсоединения, однако сделать это довольно сложно. Индонезия, как и многие другие страны ЮВА, втянута в гонку вооружений и без развития собственных вооруженных сил сохранить свои внешнеполитические интересы и безопасность ей будет невозможно.
Однако создание своего собственного сильного и независимого ВПК требует годы, этого времени в сложившейся геополитической обстановке у Индонезии нет. Поэтому страна расширяет сотрудничество со странами, которые не заинтересованы в ослаблении Индонезии, не стремятся изменить баланс сил в регионе, не втягивают страну в невыгодные для нее коалиции и союзы. При таких условиях идеальным партнером Индонезии может стать Россия.
Россия уважает суверенитет и территориальную целостность своих партнеров и, более того, не стремится как-то ослабить или дестабилизировать ситуацию в Индонезии, старается строить диалог на взаимовыгодной и равноправной основе.
Началом полноценного сотрудничества двух стран в военно-технической сфере можно считать решение кризиса на Западном Ириане (1960-1963). Ирианский кризис четко продемонстрировал то, что создание военного паритета между двумя игроками является одним из путей предотвращения вооруженного конфликта, когда Индонезия при помощи СССР смогла добиться военного паритета с Голландией в конфликте на Западном Ириане.
Военная поддержка СССР правительства Индонезии во время Ирианского Кризиса стала фундаментом военного сотрудничества двух стран8. После почти тридцатилетней паузы в отношениях, связанной с «событиями 30 сентября 1965», СССР, а потом уже и Рос-
сийская Федерация продолжили сотрудничество с Республикой Индонезия и сейчас это сотрудничество активно развивается9.
В настоящее время Индонезия заинтересована в сотрудничестве с Россией. Одной из главных целей этого сотрудничества является укрепление собственного ВПК. Еще в конце 1990-х годов после объявления США эмбарго Индонезии на поставки вооружений, руководством страны было принято решение о поиске новых партнеров для закупки вооружений. Также Индонезия стала задумываться о диверсификации своего ОПК (оборонно-промышленного комплекса), чтобы избавиться от зависимости от экспорта вооружений из США10.
В настоящее время отношения между Россией и Индонезией вышли на совершенно новый уровень. Началом сотрудничества России и Индонезии в сфере ВТС (военно-технического сотрудничества) считается 1997 г., когда был подписан контракт на поставку двенадцати истребителей Су-30КИ, однако контракт был сорван из-за начавшегося экономического кризиса в странах ЮВА11. Постепенно Индонезия начала интересоваться не только традиционными закупками в сфере ВВС, но и стала проявлять интерес к технике военно-морского флота. В 2003 г. был поднят вопрос о восстановлении поставок военных самолетов.12
На протяжении 2000-х годов Россия поставляла в Индонезию не только авиатехнику, для нужд Корпуса морской пехоты (КМП) Индонезии российская сторона поставила примерно полсотни плавающих БМП-3Ф.
Индонезия проявляет активный интерес к закупке систем залпового огня и береговых подвижных комплексов, став одной из
первых стран мира, которая смогла приобрести российскую тяже-
13
лую противокорабельную ракету «Яхонт» .
Важную роль в развитии военно-технического сотрудничества Индонезии и России сыграл российско-индонезийский меморандум о взаимопонимании по содействию в реализации программ военного сотрудничества на 2006-2010 гг. На его основе была осуществлена поставка в Индонезию 10 транспортных вертолетов МИ-17, 5 вертолетов МИ-35П, 20 боевых машин БМП-3Ф.
Сегодня сотрудничество России и Индонезии только набирает обороты, что связано с некоторыми проблемами, такими как ограниченность производственных фондов и отсутствие сервисных центров для военной техники.14 Однако стремление Индонезии создать свой национальный независимый ВПК, а также надежда на то, что
сотрудничество с Россией поможет в становлении стабильности в регионе, можно считать стимулами к развитию российско-индонезийских отношений. Руководство Индонезии прекрасно осознает, что сотрудничество с Россией в сфере ВТС является одним из важнейших условий снижения зависимости от Запада15.
В 2015 г. президент Джоко Видодо дал указание о замене исчерпавших свой ресурс американских истребителей F-5 Tiger16 и были начаты переговоры о поставке Россией самолетов Су-35 на сумму 1,1 млрд. долл.17. С самого начала переговоров между Россией и Индонезией на Индонезию оказывалось давление, прежде всего со стороны США. В январе 2018 г. во время своего визита в Индонезию министр обороны США Дж. Мэттис пытался убедить индонезийское руководство отказаться от сделки с Россией. Вместо этого он предлагал наладить поставки американских истребителей F-16 и пригрозил санкциями в случае если российско-индонезийская сделка все-таки состоится18. В октябре 2018 г. стало известно, что США готовы ввести ограничительные меры в отношении Индонезии, если самолеты будут поставлены.
Несмотря на то, что сейчас контракт на поставку Су-35 был отсрочен, он сохраняет свою юридическую силу19. Посол Республики Индонезия в РФ Мохамад Вахид Суприяди заверил, что контракт на поставку одиннадцати самолетов Су-35 не связан с санкциями США и выразил надежду, что самолеты будут поставлены в Индонезию уже в 2019 г.20 Однако министр обороны Индонезии
Рякуду заявил о том, что сделка по покупке самолетов будет при-
21
остановлена . Причиной послужил тот факт, что Индонезия не
22
произвела необходимых платежей до января 2019 г. .
Сложившаяся ситуация ясно демонстрирует, что своими действиями США стараются подорвать индонезийско-российские связи в сфере ВТС, не допустив усиления вооруженных сил Индонезии, и лишить страну альтернативного поставщика вооружений.
Несомненно, Россия далека от доминирования на рынке военной техники в Индонезии, но существует несколько факторов, влияющих на усиление сотрудничества России с Индонезией в сфере ВТС, в частности, - это соотношение "цена-качество"23. Также Россия стремится создать выгодные условия для стран-партнеров, путем введения специальной системы кредитования, поскольку уровень конкуренции в ЮВА на рынке вооружений сейчас остается
24
достаточно высоким .
Несмотря на все сложности расширения российско-индонезийского сотрудничества, безусловно, оно является взаимовыгодным и перспективным. Россия за годы сотрудничества доказала, что является надежным партнером, который не стремится навязать какие-то свои идеи, участие в различных коалициях и блоках. Россия не имеет цели перестроить сложившейся порядок в регионе Юго-Восточной Азии и дестабилизировать обстановку в какой-либо стране в этом регионе в угоду собственным интересам.
По данным на 2017 г., товарооборот между Россией и Индонезией составил 3,27 млрд долл.25, с Китаем - 58,8 млрд долл., а с
26
США - 25,9 млрд долл. По оценкам экспертов экономика Индонезии будет только расти и к 2030 г. Индонезия станет шестой-восьмой экономикой мира.27 Безусловно, вырастут и военные расходы страны.
Таким образом, Россия имеет все шансы расширить свое сотрудничество в ВТС со странами Юго-Восточной Азии. Уже сейчас сформирована определенная схема отношений с Индонезией и есть понимание, в каких сферах возможно упрочить и расширить это сотрудничество, в том числе в области диверсификации источников 28
вооружений . Военно-техническое сотрудничество является одним из традиционных аспектов российской внешней политики. Россия имеет огромный опыт в этой сфере взаимоотношений с другими странами и может продемонстрировать свой опыт в регионе ЮВА, что будет полезно для российско-индонезийских отношений и для
29
бюджета России . Можно с уверенностью сказать, что сейчас российско-индонезийские отношения в ВТС находятся в хорошем состоянии и можно прогнозировать их рост, что, безусловно, выгодно для обеих стран.
1 Рубан. Л.С. Азиатско-Тихоокеанский регион и место России в системе региональной безопасности. Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки. Коллективная монография.- СПБ: СПБГУ, 2013.- 576 С. Там же.
3 Там же.
4 Колотов. В.Н. Современное состояние евразийской дуги нестабильности: расстановка зон влияния и перенос нестабильности с западного фронта на восточный. Сравнительная политика. № 2 (15) 2014.-М.: МГИМО, 2014.- 28 С.
5 Старостин. Н.А. Индонезийско-китайские отношения и вопросы безопасности в Юго-Восточной Азии. Евразийская дуга нестабильности и проблемы ре-
гиональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки. - СПБ.: СПБГУ, 2013.- 576 С.
6Колотов В.Н. Современное состояние евразийской дуги нестабильности: расстановка зон влияния и перенос нестабильности с западного фронта на восточный. Сравнительная политика. № 2 (15) 2014.-М.: МГИМО, 2014.- 29 С. 7 Там же.
Сигаев В.В. Жизнь - всегдашний труд: эпизоды из жизни дипломата XX века.- М.: Первая Образцовая типография, 2016 - 189 С.
9 Там же.
10 Там же.
11 Макиенко К.В. Индонезия стремительно вооружается. Военно-Промышленный Курьер. 12.12.2012 URL: https://www.vpk-
news.ru/articles/13561 (дата обращения 11.05.2018).
12
Макиенко К.В. Индонезия стремительно вооружается. Военно-Промышленный Курьер. 12.12.2012 URL: https://www.vpk-news.ru/articles/13561 (дата обращения 11.05.2018).
13 Там же.
14 Ключанская С.А. Перспективы сотрудничества России и страны Юго-Восточной Азии в стратегических областях. Индекс безопасности № 2 (97), Том 17.- М.: ПИР-центр, 2011- 81 С.
15 Там же.
16 Сафронов И., Джорджевич А. Санкции в «Сухом» остатке. Коммерсантъ. №182. 05.10.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3760152 (дата обращения 17.10.2018).
17
Indonesia dan Rusia Barter Ekspor Sukhoi dengan Ekspor Komoditas. URL: https://tirto.id/indonesia-dan-rusia-barter-sukhoi-dengan-ekspor-komoditas-cu7x (дата обращения 15.05.2018)
18 Там же.
19 Индонезия отложила покупку российских истребителей из-за санкций США. 05.10.2018. URL: https://ria.ru/economy/20181005/1530026841.html (дата
обращения 17.10.2018).
20
Посол Индонезии: Поставки Су-35 задерживаются не из-за санкций США. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/06/posol-indonezii-postavki-su-35-
zaderzhivayutsya-ne-iz-za-sankciy-ssha (дата обращения 17.10.2018).
21
Realisasi Pembayaran Sukhoi Terhambat. URL: https://kompas.id/baca/utama/2019/01/24/realisasi-pembayaran-sukhoi-terhambat/ (дата обращения 03.02.2019).
22 Индонезия испытывает трудности с оплатой за Су-35 - но не из-за американских санкций. URL: http://gunsworld.info/news/67179-indoneziia-ispytyvaet-trydnosti-s-oplatoi-za-sy-35-no-ne-iz-za-amerikanskih-sankcii.html (дата обращения 03.02.2019).
23
Симония А.А. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития - М.: ИВ РАН, 2006.- 225-270 С.
24
Ключанская С.А. Перспективы сотрудничества России и страны Юго-Восточной Азии в стратегических областях. Индекс безопасности № 2 (97), Том 17.- М.: ПИР-центр, 2011- 81 С.
25
Отчёт о внешней торговле между Россией и Индонезией в 2017 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России
на основе данных Федеральной таможенной службы России. 15.02.2018 URL: http://rassian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezMu-rossiey-i-indoneziey-v-2017-g/ (дата обращения 17.10.2018).
26 Попова П. Противостояние США и КНР: Индонезия находится между двух огней. Информационное агентство "Regnum". 21.08.2018 URL: https://regnum.ru/news/polit/2468176.html (дата обращения 17.10.2018).
27
Макиенко К.В. Индонезия стремительно вооружается. Военно-Промышленный Курьер. 12.12.2012 URL: https://www.vpk-
news.ru/articles/13561 (дата обращения 15.05.2018).
28
Симония А.А. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - М.: ИВ РАН, 2006.- С.225-270.
29
Ключанская С.А. Перспективы сотрудничества России и страны Юго-Восточной Азии в стратегических областях. Индекс безопасности № 2 (97), Том 17.- М.: ПИР-центр, 2011- 81 С.