Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество России и Индонезии'

Военно-техническое сотрудничество России и Индонезии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
640
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ИНДОНЕЗИЯ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / НАТУНА / АЧЕ / ЗАПАДНЫЙ ИРИАН / ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ВОЕННОЙ СФЕРЕ / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / RUSSIA / INDONESIA / SOUTH CHINA SEA / NATUNA / ACE / WEST IRIAN / HISTORY OF COOPERATION / THE PROSPECTS FOR COOPERATION IN THE MILITARY SPHERE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Травкин Павел Сергеевич

В регионе ЮВА наблюдается противостояние двух мировых сверхдержав США и КНР за политическое и экономическое влияние на страны региона, в том числе на самую крупную страну в мире с мусульманским населением Индонезию. На страну оказывается военное и дипломатическое давление. Индонезия может противостоять угрозам безопасности путем развития военно-промышленного комплекса, развивая сотрудничество со странами, которые не заинтересованы в ослаблении страны, не стремятся изменить баланс сил в регионе, не поддерживают любые сепаратистские или террористические группировки, не втягивают страну в невыгодные для нее коалиции и союзы. Таким партнером для Индонезии, безусловно, является Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-technical cooperation between Russia and Indonesia

Nowadays there is a confrontation between the USA and the PRC in South-East Asia. Indonesia faces military and diplomatic pressure. Indonesia has only one way of effective resistance against these dangers. This way is the development of the indigenous military manufacturing industry. Thus, Indonesia wants to cooperate with other countries. The best partner for Indonesia in this sphere is the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество России и Индонезии»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Том I, № 2 (43), 2019

© Травкин П. С.

СПбГУ

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ и ИНДОНЕЗИИ

Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - один из самых быстро развивающихся регионов мира1. За последнее десятилетие возросло влияние стран АТР в мире, происходит не только активная политическая, но и экономическая интеграция стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировые процессы, особенно на этом фоне выделяются страны Юго-Восточной Азии (ЮВА).

В настоящий момент в регионе ЮВА формируются новые политические центры, которые постепенно начинают проводить независимую как внутреннюю, так и внешнюю политику. Для сверхдержав это значит, что развивающиеся страны будут менее подвержены давлению извне, следовательно, их будет труднее вовлечь в глобальное противостояние соперничающих крупных игроков и навязать невыгодные экономические соглашения или условия торговли.

Поэтому, прежде чем будет дан анализ современного сотрудничества Индонезии и России в сфере ВТС, необходимо подробно остановиться на описании геополитической ситуации в регионе, так как она непосредственно влияет на развитие ВПК Индонезии и ее сотрудничество с другими странами.

Сейчас большинство стран региона находится в относительно мирной обстановке, но на мировой арене всегда есть крупные игроки, которые стремятся переделать мировой порядок и подстроить его под свои геополитические интересы.

Для достижения своей главной цели - максимального ослабления стран региона с последующим втягиванием их в свою сферу влияния, крупные игроки будут использовать различные способы ослабления своих менее сильных партнеров: военное давление, поддержка и финансирование сепаратистов и различных террористических организаций.

В настоящий момент во всем мире разворачивается борьба сверхдержав (прежде всего Китая и США) за ресурсы. Свои ресурсы они уже или почти исчерпали2. Следовательно, скоро сверхдержавы Китай и США начнут делить регионы, где эти ресурсы име-

ются, и ЮВА как раз и является одним из таких регионов (в настоящий момент крупнейшими производителями нефти в регионе являются КНР, Индонезия и Малайзия, газа - Индонезия, Малайзия,

л

Таиланд).

Безусловно, противостояние США и Китая напрямую касается Индонезии. Ее географическое положение, колоссальные запасы ресурсов и тот факт, что Республика Индонезия становится все более влиятельной державой в ЮВА и старается сохранить свой главный политический принцип - неприсоединение к различным военно-политическим блокам и альянсам, вызывает интерес как Китая, так и США.

Экономический рост Китая увеличивает его политическое влияние и способствует расширению возможностей использования разнообразного набора политических инструментов для удовлетворения растущих политических «аппетитов», которые позволят преодолеть потребность КНР4 в углеводородных ресурсах. Именно поэтому Китай активно осуществляет экспансию на шельфах ЮжноКитайского моря, богатых нефтью и газом. Всё чаще стали происходить конфликты Китая со странами ЮВА, в частности с Индонезией. Например, были зафиксированы несколько конфликтов в окрестностях архипелага Натуна (южная часть ЮКМ), имеющего самое большое количество запасов природного газа в АТР5. Помимо природных богатств, архипелаг находится на пересечении торговых путей и весьма привлекателен для рыболовства. Следовательно, обладание этой территорией сулит не только экономическую выгоду, но и поможет обеспечить военно-стратегическое доминирование в регионе.

США же в свою очередь стремятся выполнить несколько приоритетных для себя задач: усилить антикитайскую риторику, сформировать коалицию против Китая и не допустить усиления позиций конкурентов по всему региону.

В создании коалиции против Китая США стараются привлечь на свою сторону страны АТР, в том числе Малайзию и Индонезию, используя исламский фактор и проблемы в мусульманских регионах Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район)6.

Таким образом, сегодня АТР стал площадкой борьбы Китая и США, и та страна, которая выиграет в этом соперничестве, станет обладательницей колоссальной ресурсной базы, которая даст мощный импульс ее развитию7.

Наравне с внешнеполитическим давлением предпринимаются попытки раскачать обстановку в стране изнутри: вспышки сепаратизма в провинциях Аче и Западное Папуа (Западный Ириан), активизация террористических группировок, связанных с ИГ (запрещена в России). Очевидно, что дестабилизация этих районов страны значительно ослабит Индонезию и сделает ее легкой добычей для крупных геополитических игроков. Поэтому, чтобы защитить свою территориальную целостность, Индонезия должна укреплять свои вооруженные силы, сотрудничать с теми странами, которые, как уже отмечалось раньше, не заинтересованы в ослаблении Индонезии и не поддерживают любые сепаратистские или террористические группировки.

Сегодня Индонезия старается неуклонно действовать своему внешнеполитическому принципу неприсоединения, однако сделать это довольно сложно. Индонезия, как и многие другие страны ЮВА, втянута в гонку вооружений и без развития собственных вооруженных сил сохранить свои внешнеполитические интересы и безопасность ей будет невозможно.

Однако создание своего собственного сильного и независимого ВПК требует годы, этого времени в сложившейся геополитической обстановке у Индонезии нет. Поэтому страна расширяет сотрудничество со странами, которые не заинтересованы в ослаблении Индонезии, не стремятся изменить баланс сил в регионе, не втягивают страну в невыгодные для нее коалиции и союзы. При таких условиях идеальным партнером Индонезии может стать Россия.

Россия уважает суверенитет и территориальную целостность своих партнеров и, более того, не стремится как-то ослабить или дестабилизировать ситуацию в Индонезии, старается строить диалог на взаимовыгодной и равноправной основе.

Началом полноценного сотрудничества двух стран в военно-технической сфере можно считать решение кризиса на Западном Ириане (1960-1963). Ирианский кризис четко продемонстрировал то, что создание военного паритета между двумя игроками является одним из путей предотвращения вооруженного конфликта, когда Индонезия при помощи СССР смогла добиться военного паритета с Голландией в конфликте на Западном Ириане.

Военная поддержка СССР правительства Индонезии во время Ирианского Кризиса стала фундаментом военного сотрудничества двух стран8. После почти тридцатилетней паузы в отношениях, связанной с «событиями 30 сентября 1965», СССР, а потом уже и Рос-

сийская Федерация продолжили сотрудничество с Республикой Индонезия и сейчас это сотрудничество активно развивается9.

В настоящее время Индонезия заинтересована в сотрудничестве с Россией. Одной из главных целей этого сотрудничества является укрепление собственного ВПК. Еще в конце 1990-х годов после объявления США эмбарго Индонезии на поставки вооружений, руководством страны было принято решение о поиске новых партнеров для закупки вооружений. Также Индонезия стала задумываться о диверсификации своего ОПК (оборонно-промышленного комплекса), чтобы избавиться от зависимости от экспорта вооружений из США10.

В настоящее время отношения между Россией и Индонезией вышли на совершенно новый уровень. Началом сотрудничества России и Индонезии в сфере ВТС (военно-технического сотрудничества) считается 1997 г., когда был подписан контракт на поставку двенадцати истребителей Су-30КИ, однако контракт был сорван из-за начавшегося экономического кризиса в странах ЮВА11. Постепенно Индонезия начала интересоваться не только традиционными закупками в сфере ВВС, но и стала проявлять интерес к технике военно-морского флота. В 2003 г. был поднят вопрос о восстановлении поставок военных самолетов.12

На протяжении 2000-х годов Россия поставляла в Индонезию не только авиатехнику, для нужд Корпуса морской пехоты (КМП) Индонезии российская сторона поставила примерно полсотни плавающих БМП-3Ф.

Индонезия проявляет активный интерес к закупке систем залпового огня и береговых подвижных комплексов, став одной из

первых стран мира, которая смогла приобрести российскую тяже-

13

лую противокорабельную ракету «Яхонт» .

Важную роль в развитии военно-технического сотрудничества Индонезии и России сыграл российско-индонезийский меморандум о взаимопонимании по содействию в реализации программ военного сотрудничества на 2006-2010 гг. На его основе была осуществлена поставка в Индонезию 10 транспортных вертолетов МИ-17, 5 вертолетов МИ-35П, 20 боевых машин БМП-3Ф.

Сегодня сотрудничество России и Индонезии только набирает обороты, что связано с некоторыми проблемами, такими как ограниченность производственных фондов и отсутствие сервисных центров для военной техники.14 Однако стремление Индонезии создать свой национальный независимый ВПК, а также надежда на то, что

сотрудничество с Россией поможет в становлении стабильности в регионе, можно считать стимулами к развитию российско-индонезийских отношений. Руководство Индонезии прекрасно осознает, что сотрудничество с Россией в сфере ВТС является одним из важнейших условий снижения зависимости от Запада15.

В 2015 г. президент Джоко Видодо дал указание о замене исчерпавших свой ресурс американских истребителей F-5 Tiger16 и были начаты переговоры о поставке Россией самолетов Су-35 на сумму 1,1 млрд. долл.17. С самого начала переговоров между Россией и Индонезией на Индонезию оказывалось давление, прежде всего со стороны США. В январе 2018 г. во время своего визита в Индонезию министр обороны США Дж. Мэттис пытался убедить индонезийское руководство отказаться от сделки с Россией. Вместо этого он предлагал наладить поставки американских истребителей F-16 и пригрозил санкциями в случае если российско-индонезийская сделка все-таки состоится18. В октябре 2018 г. стало известно, что США готовы ввести ограничительные меры в отношении Индонезии, если самолеты будут поставлены.

Несмотря на то, что сейчас контракт на поставку Су-35 был отсрочен, он сохраняет свою юридическую силу19. Посол Республики Индонезия в РФ Мохамад Вахид Суприяди заверил, что контракт на поставку одиннадцати самолетов Су-35 не связан с санкциями США и выразил надежду, что самолеты будут поставлены в Индонезию уже в 2019 г.20 Однако министр обороны Индонезии

Рякуду заявил о том, что сделка по покупке самолетов будет при-

21

остановлена . Причиной послужил тот факт, что Индонезия не

22

произвела необходимых платежей до января 2019 г. .

Сложившаяся ситуация ясно демонстрирует, что своими действиями США стараются подорвать индонезийско-российские связи в сфере ВТС, не допустив усиления вооруженных сил Индонезии, и лишить страну альтернативного поставщика вооружений.

Несомненно, Россия далека от доминирования на рынке военной техники в Индонезии, но существует несколько факторов, влияющих на усиление сотрудничества России с Индонезией в сфере ВТС, в частности, - это соотношение "цена-качество"23. Также Россия стремится создать выгодные условия для стран-партнеров, путем введения специальной системы кредитования, поскольку уровень конкуренции в ЮВА на рынке вооружений сейчас остается

24

достаточно высоким .

Несмотря на все сложности расширения российско-индонезийского сотрудничества, безусловно, оно является взаимовыгодным и перспективным. Россия за годы сотрудничества доказала, что является надежным партнером, который не стремится навязать какие-то свои идеи, участие в различных коалициях и блоках. Россия не имеет цели перестроить сложившейся порядок в регионе Юго-Восточной Азии и дестабилизировать обстановку в какой-либо стране в этом регионе в угоду собственным интересам.

По данным на 2017 г., товарооборот между Россией и Индонезией составил 3,27 млрд долл.25, с Китаем - 58,8 млрд долл., а с

26

США - 25,9 млрд долл. По оценкам экспертов экономика Индонезии будет только расти и к 2030 г. Индонезия станет шестой-восьмой экономикой мира.27 Безусловно, вырастут и военные расходы страны.

Таким образом, Россия имеет все шансы расширить свое сотрудничество в ВТС со странами Юго-Восточной Азии. Уже сейчас сформирована определенная схема отношений с Индонезией и есть понимание, в каких сферах возможно упрочить и расширить это сотрудничество, в том числе в области диверсификации источников 28

вооружений . Военно-техническое сотрудничество является одним из традиционных аспектов российской внешней политики. Россия имеет огромный опыт в этой сфере взаимоотношений с другими странами и может продемонстрировать свой опыт в регионе ЮВА, что будет полезно для российско-индонезийских отношений и для

29

бюджета России . Можно с уверенностью сказать, что сейчас российско-индонезийские отношения в ВТС находятся в хорошем состоянии и можно прогнозировать их рост, что, безусловно, выгодно для обеих стран.

1 Рубан. Л.С. Азиатско-Тихоокеанский регион и место России в системе региональной безопасности. Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки. Коллективная монография.- СПБ: СПБГУ, 2013.- 576 С. Там же.

3 Там же.

4 Колотов. В.Н. Современное состояние евразийской дуги нестабильности: расстановка зон влияния и перенос нестабильности с западного фронта на восточный. Сравнительная политика. № 2 (15) 2014.-М.: МГИМО, 2014.- 28 С.

5 Старостин. Н.А. Индонезийско-китайские отношения и вопросы безопасности в Юго-Восточной Азии. Евразийская дуга нестабильности и проблемы ре-

гиональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки. - СПБ.: СПБГУ, 2013.- 576 С.

6Колотов В.Н. Современное состояние евразийской дуги нестабильности: расстановка зон влияния и перенос нестабильности с западного фронта на восточный. Сравнительная политика. № 2 (15) 2014.-М.: МГИМО, 2014.- 29 С. 7 Там же.

Сигаев В.В. Жизнь - всегдашний труд: эпизоды из жизни дипломата XX века.- М.: Первая Образцовая типография, 2016 - 189 С.

9 Там же.

10 Там же.

11 Макиенко К.В. Индонезия стремительно вооружается. Военно-Промышленный Курьер. 12.12.2012 URL: https://www.vpk-

news.ru/articles/13561 (дата обращения 11.05.2018).

12

Макиенко К.В. Индонезия стремительно вооружается. Военно-Промышленный Курьер. 12.12.2012 URL: https://www.vpk-news.ru/articles/13561 (дата обращения 11.05.2018).

13 Там же.

14 Ключанская С.А. Перспективы сотрудничества России и страны Юго-Восточной Азии в стратегических областях. Индекс безопасности № 2 (97), Том 17.- М.: ПИР-центр, 2011- 81 С.

15 Там же.

16 Сафронов И., Джорджевич А. Санкции в «Сухом» остатке. Коммерсантъ. №182. 05.10.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3760152 (дата обращения 17.10.2018).

17

Indonesia dan Rusia Barter Ekspor Sukhoi dengan Ekspor Komoditas. URL: https://tirto.id/indonesia-dan-rusia-barter-sukhoi-dengan-ekspor-komoditas-cu7x (дата обращения 15.05.2018)

18 Там же.

19 Индонезия отложила покупку российских истребителей из-за санкций США. 05.10.2018. URL: https://ria.ru/economy/20181005/1530026841.html (дата

обращения 17.10.2018).

20

Посол Индонезии: Поставки Су-35 задерживаются не из-за санкций США. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/06/posol-indonezii-postavki-su-35-

zaderzhivayutsya-ne-iz-za-sankciy-ssha (дата обращения 17.10.2018).

21

Realisasi Pembayaran Sukhoi Terhambat. URL: https://kompas.id/baca/utama/2019/01/24/realisasi-pembayaran-sukhoi-terhambat/ (дата обращения 03.02.2019).

22 Индонезия испытывает трудности с оплатой за Су-35 - но не из-за американских санкций. URL: http://gunsworld.info/news/67179-indoneziia-ispytyvaet-trydnosti-s-oplatoi-za-sy-35-no-ne-iz-za-amerikanskih-sankcii.html (дата обращения 03.02.2019).

23

Симония А.А. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития - М.: ИВ РАН, 2006.- 225-270 С.

24

Ключанская С.А. Перспективы сотрудничества России и страны Юго-Восточной Азии в стратегических областях. Индекс безопасности № 2 (97), Том 17.- М.: ПИР-центр, 2011- 81 С.

25

Отчёт о внешней торговле между Россией и Индонезией в 2017 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России

на основе данных Федеральной таможенной службы России. 15.02.2018 URL: http://rassian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezMu-rossiey-i-indoneziey-v-2017-g/ (дата обращения 17.10.2018).

26 Попова П. Противостояние США и КНР: Индонезия находится между двух огней. Информационное агентство "Regnum". 21.08.2018 URL: https://regnum.ru/news/polit/2468176.html (дата обращения 17.10.2018).

27

Макиенко К.В. Индонезия стремительно вооружается. Военно-Промышленный Курьер. 12.12.2012 URL: https://www.vpk-

news.ru/articles/13561 (дата обращения 15.05.2018).

28

Симония А.А. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - М.: ИВ РАН, 2006.- С.225-270.

29

Ключанская С.А. Перспективы сотрудничества России и страны Юго-Восточной Азии в стратегических областях. Индекс безопасности № 2 (97), Том 17.- М.: ПИР-центр, 2011- 81 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.