Научная статья на тему 'ФАКТОР СЕЗОННОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ'

ФАКТОР СЕЗОННОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР СЕЗОННОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ»

FINLYANDIYA.html

20. Хяккинен К., Цеттерберг С. Финляндия вчера и сегодня. Краткий очерк истории Финляндии. Йошкар-Ола: Марийское кн.изд-во 1997. 168 с.

21. Шведы в Финляндии. Фольктинг Шведской Финляндии, 2005. 12 с.

22. Aslama M. Hellman H. Sanomat H. Digitalizing Diversity: Public Service Strategies and Televisión Program Supply in Finland in 2002 //The International Journal on Media Management, 6(3&4), pp.152-161

23. Jason Lavery The History of Finland.Westport. CT: Greenwood Press, 2006. 217 p.

24. Nilson T. Nordic television URL : http://www.museum.tv/eotv_2015.htm

25. http://www.booksfromfinland.fi/tags/cultural-history/

26.http://www.teliasonerahistory.com/Global/Documents/The%20history%20of %20Telia.pdf

27. http://www.wikiwand.com/en/Culture_of_Finland

28. http://gov.karelia.ru/Karelia/1596/15.html

29. Национальный архив жертв войны. URL: http://vesta.narc.fi/cgi-bin/db2www/sotasurmaetusivu/ stat2

30. http://fanagoria-palomnik.ru/istoriya-finlyandii.html

31.Капитоненко Н. Финляндизация Украины. URL: http://gazeta.zn.ua/international/ finlyandizaciya -ukrainy-_.html

Столяренко А.В., к. э. н.

доцент

кафедра менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогическая академия

филиал в г. Ялте

«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта ФАКТОР СЕЗОННОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ

На современном этапе развития туристско-рекреационной сферы, неоспоримо высокое влияние на туристскую деятельность оказывает фактор сезонности. Можно сказать, что он является одной из главных специфических проблем, с которой сталкиваются предприятия туристско-рекреационной сферы.

Существующие колебательные процессы, выявленные при реализации туристско-рекреационных услуг, например, в период равный шести месяцам или году, подразумевает наличие тренд-сезонного временного ряда, что напрямую свидетельствует о воздействии фактора сезонности на осуществление основной деятельности.

Следовательно, одной их характерных особенностей текущей деятельности как отдельно взятого предприятия, так и туристско-рекреационной сферы в целом является сезонность. Если в зимнее время деятельность предприятия, предоставляющего туристско-рекреационные

услуги, носит эпизодический характер, то в летнее время оно работает с полной отдачей и высоким напряжением.

В экономике сезонность рассматривается как повторяющийся во времени процесс изменения спроса и предложения на туристические услуги и продукты. Такое явление происходит в основном по причине связанной с изменения климата, а также характерным проявления фактора сезонности могут быть такие вторично воздействующие факторы как: время отпуска туристов, социальные, демографические и иные составляющие. Сезонностью в определенном регионе или определенной территории считается наивысшая точка пика (максимум / минимум) туристской активности с учетом ее продолжительности.

В современных рыночных условиях фактор сезонности является ценообразующим для предприятий туристско-рекреационной сферы, что проявляется в закладывании влияния данного фактора в цену услуг, что равноценно с покрытием текущих затрат, возмещением будущих издержек и др., связанных с колебанием спроса на услуги и простоем туристско-рекреационного предприятия [1, с. 124].

Как отмечает Николаев С.В., в статье «Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма» [5] фактор сезонности - это динамические колебательные процессы, определяющие периоды роста и спада различных экономических явлений.

Сезон, как основное проявление фактора сезонности разделяют на несколько видов [4, 6]:

- высокий сезон. Характеризуется наибольшей интенсивностью туристского потока, т.е. увеличение спроса и уровня загрузки;

- низкий (мертвый) сезон. Ему присущ незначительный спрос на услуги туризма и низкий уровень загруженности работы предприятий данной сферы;

- переходный сезон. Это тот период, когда происходит увеличение спроса в туристской деятельности, и он сменяется с низкого на более высокий.

Необходимо отметить, что производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний.

Проявлению сезонности в туризме способствует ряд определенных факторов. Для Крымского полуострова таким фактором являются природно-климатические условия.

Фактор сезонности также отражается на занятости работников туристско-рекреационной сферы, а также сопутствующих ей отраслей. Воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

С одной стороны, такая деятельность влечет за собой неравномерное распределение рабочего времени, которое проявляется в виде недостаточное количество рабочих мест в межсезонье и дополнительная нагрузка во время пика сезонности. И вследствие чего увеличивает удельный вес частичной занятости и текучесть кадров.

С другой стороны, во время сезонности характер рабочих мест становится многопрофильным. То есть один работник может выполнять несколько различных видов деятельности.

К тому же сезонная работа имеет большой плюс для многих категорий населения, что проявляется в виде дополнительного заработка.

Как было отмечено выше, использование отпусков в летний период является одним из факторов, порождающих сезонность в туризме.

Отрицательное влияние фактора сезонности в туристско-рекреационной сфере сказывается на всех участках туристского процесса: организациях, осуществляющих туристскую деятельность, ресурсах, персонале занятом в данной сфере и непосредственного на самом туристе. Сезонность приводит к изменению привычного образа работы множества предприятий-контрагентов туристской организации - транспортных, промышленных, сельскохозяйственных [2, 3, 7].

Также к особенностям сезонного туристского спроса можно отнести виды туризма. Одни виды значительно подвержены сезонности, а за другими можно наблюдать равномерную их востребованность. К последним можно отнести такой вид туристских поездок как познавательные. Так как, к примеру, отправиться в какой-либо музей или на выставку можно и в праздничный или выходной день, потому что это не занимает много времени. Сюда же относят лечебный и деловой виды, а также неравномерности спроса можно наблюдать лишь в отдельных регионах. Поэтому следует отметить особенность туристского спроса на уровне региона, страны либо в мировом масштабе. А вот рекреационные виды туризма имеют свои пики спада и повышения. Ведь поездка на море для многих занимает от одной недели, а то и более.

Психологические характеристики человека, такие как следование за модой, подражание, соблюдение традиций, также способствуют изменениям спроса и могут вызывать сезонность. Так, к примеру, множество людей придерживаются того, что летний период - это наиболее удачное время для отдыха и восстановления своих сил. А некоторые просто движутся вслед за теми, где большинство. Если говорят, что в этом сезоне наибольшее количество людей выбирают путешествие, например, на какие-то острова, значит это модно, и выбирают это место и этот вид отдыха.

Следовательно, фактор сезонности - это тот внешний фактор, который исходит из климатических условий региона, видов туризма, психологических характеристик человека, моды и многих других аспектов, которые необходимо учитывать при преодолении данного фактора, посредством развития внесезонных видов туризма, ориентированных на современные потребности общества.

Использованные источники: 1. Алуян., В. С. Управление конкурентоспособностьюпредприятий, отраслей, регионов / В. С. Алуян, Е.О. Белова и др. - Майкоп : Изд. ООО «Электронные издательские технологии», 2016. - 338 с.

2. Балабанов, И. Т. Экономика туризма / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. -М.: Финансы и статистика, 2007 - 176 с.

3. Васильев, В. В. Менеджмент туризма / В.В. Васильев. - М.: ЮНИТИ, 2007 - 328 с.

4. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе / М. А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2013 - 192 с.

5. Николаев, С. В. Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма / С. В. Николаев // Транспортное дело России. -2015. - № 2. - С. 117-120.

6. Привалов, В. А. Сущность и содержание факторов конъюнктуры туристского рынка [Электронный ресурс] / В. А. Привалов, А. В. Столяренко // Nvainfo.ru. - 2017. - Т. 3. - № 58. - С. 163-169. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/10509

7. Чебаненко, А. С. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятия туристско-рекреационной сферы [Электронный ресурс] / А. С. Чебаненко, А. В. Столяренко // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 4 (55). - С. 49-54. -Режим доступа : http://ekonomika. snauka.ru/2016/04/11258

УДК 631.15:338.43:6331.635.003.12

Сухочева Н.А., к. э. н.

доцент

кафедра «Экономика и менеджмент в АПК» ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина»

Россия, г. Орел

ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие эффективного развития отрасли растениеводства, способствующие в новых экономических условиях обеспечить продовольственную безопасность страны. Выявленные приоритетные направления в отрасли растениеводства позволят достичь показателей роста объемов производства продукции установленные Доктриной продовольственной безопасности до 2020 года, согласно которой в России должно производиться не менее 80 % продуктов питания потребляемых населением страны. Это обстоятельство будет содействовать повышению эффективности развития отрасли, при внедрении ряда агротехнологических мероприятий производства продукции растениеводства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, эффективное производство, растениеводство, производственные ресурсы, структура затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.