Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТУРИЗМ КАК КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНЫ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воронцова К.И., Столяренко А.В.

В статье рассмотрены некоторые аспекты туризма как катализатора экономического роста Российской Федерации в современных условиях. Также рассмотрены подходы к развитию туризма в регионах Российской Федерации. Приведена оценка наиболее благоприятных регионов для развития различных видов туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.48 (470+571)

Воронцова К. И. студент 31-зМНгруппы направление подготовки: менеджмент научный руководитель: Столяренко А. В., к.э.н.

доцент

кафедра менеджмента и туристского бизнеса ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-

педагогическая Академия Россия, г. Ялта

ТУРИЗМ КАК КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты туризма как катализатора экономического роста Российской Федерации в современных условиях. Также рассмотрены подходы к развитию туризма в регионах Российской Федерации. Приведена оценка наиболее благоприятных регионов для развития различных видов туризма.

Ключевые слова: туризм, экономика, развитие, регионы, внутренний туризм, въездной туризм.

Annotation. The article considers some aspects of tourism as a catalyst for the economic growth of the Russian Federation in modern conditions. Also, approaches to the development of tourism in the regions of the Russian Federation are considered. The estimation of the most favorable regions for the development of various types of tourism is given.

Keywords: tourism, economy, development, regions, domestic tourism, inbound tourism.

В условиях негативных экономических тенденций, таких как финансовый кризис и политическая нестабильность, всё большую актуальность в современных условиях приобретает туризм, оказывающий комплексный эффект, заключающийся в развитии бизнеса, увеличении налоговых платежей в бюджет, экономическом развитии различных регионов Российской Федерации.

В Российской Федерации деятельность в сфере туризма относится к приоритетным экономическим, ее развитие и продвижение способствует созданию новых рабочих мест, увеличению предпринимательской, а также инвестиционной активности, совершенствованию инфраструктуры туристического сервиса и гостеприимства, повышению уровня жизни населения страны, расширению международного сотрудничества в сфере туризма. Во многих субъектах Российской Федерации разработаны и внедрены программы развития туризма в регионах, с реализацией которых связано возможное решение важнейших задач экономического и социального развития регионов [1, 4].

Как экономическое явление, в настоящее время туризм связан с различной предпринимательской деятельностью, предоставлением услуг

гостеприимства, а как социальное явление - туризм связан со спросом на туристические услуги и соответственно их потреблением, с потребностями населения, его доходами, отдыхом, образом жизни и др.

Развитие туризма напрямую связано с уровнем развития региона. Во-первых, для развития туризма в регионе, необходимо наличие туристских рекреационных ресурсов. В настоящее время рекреационные ресурсы представляют собой природные и антропогенные явления природы и геосистемы, обладающие комфортными свойствами, а также потребительской стоимостью с целью рекреационной деятельности, при этом они могут быть использованы в процессе организации оздоровления и отдыха людей в определенное время посредством существующей технологии, а также имеющихся материальных ресурсов [3, 7]. Во-вторых, должна быть хорошо развита региональная инфраструктура рынка туристских услуг, сформирован свой туристский комплекс.

Рассматривая туристский комплекс в региональном аспекте как систему, целесообразно выделить подсистему и факторы предложения, включающие объекты туризма и дополняющую их инфраструктуру. Для взаимосвязи этих двух элементов необходима организационная составляющая туристской услуги, либо организационные элементы комплекса в туризме. Помимо подсистемы предложения существует так же подсистема спроса. Она включает в себя туристские агентства и организаторов поездок. Таким образом, региональный туристский комплекс можно охарактеризовать как совокупность культурных, природных, исторических и прочих особенностей региона, различных элементов инфраструктуры, фактора организационной составляющей, которые характеризуются наличием массового устойчивого потребительского рынка с дифференцированным спросом [2, 5, 6].

Выделяют три подхода к развитию туризма в регионах Российской Федерации.

Первый подход: региональная политика в определенных секторах экономики, в т.ч. и в туризме, не осуществляется индивидуально, а последовательно интегрируется в прочие сектора. Необходимость решения проблем в сфере туризма в контексте экономического и социального развития регионов Российской Федерации обусловливается рядом причин:

1. Туристский комплекс - неотъемлемая часть социальной и хозяйственной системы территориального образования. Заметное влияние на развитие экономики туризма оказывает кредитно-денежная система, развитие смежных отраслей, сфера услуг и т.д. [8, 9].

2. Развитие туриндустрии требует значительную материальную базу, а так же наличие большого количества участников, как на начальной инвестиционной стадии, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия.

3. Развитая сопутствующая инфраструктура, специализация на всех стадиях производства и реализации туристических услуг обеспечит

окупаемость вложенного капитала, создание качественного конкурентоспособного продукта.

Второй подход: разработка самостоятельной региональной стратегии туризма. Данный подход подходит территориям Российской Федерации с высокой туристической привлекательностью и развитым туристским сектором. Конечная цель - повышение конкурентоспособности территории. Третий подход: сотрудничество с соседними административными единицами. Предусматривает общую техническую базу, координацию местного уровня власти на региональном уровне с государственной администрацией [2, 10,13].

Туризм в настоящее время рассматривается как определенное социально-экономическое явление сферы отдыха и путешествий, оказывающее влияние на развитие связанной с ним разнообразной инфраструктуры. В настоящее время туризм базируется на достаточно высоком показателе развития транспорта, сферы услуг, социальной сферы, что, в итоге, интегрирует его в высокодоходную сферу экономики. Основная проблема российского внутреннего туризма представляет собой несоответствие цен в туристическом сервисе на предлагаемые услуги уровню качества данных услуг, особенно относительно условий размещения, перевозок, и питания, то есть в основных составляющих туристского сервиса.

Российская Федерация имеет высокий туристский, а также рекреационный потенциал. Это обстоятельство позволяет развивать почти все виды и направления туризма, включая культурно-познавательный, пляжный, деловой, оздоровительный, активный, экологический, а так же морские и речные виды круизов и др. Наиболее популярным отдыхом у россиян является рекреационный. Наиболее перспективными регионами для развития являются регионы Южного федерального округа - Черноморское и Азовское побережье.

Историко-культурное наследие страны является важнейшим конкурентным преимуществом нашей страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20% внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа обладают наибольшим количеством памятников архитектуры, а так же большим потенциалом развития культурно-познавательного туризма обладают отдельные регионы Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Благоприятными регионами для развития делового туризма являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Именно на них приходится около 70% общего объема поездок с деловыми целями [11].

Оздоровительный туризм традиционно пользуется большим спросом у россиян, так как является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Уникальные природно-климатические ресурсы в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского

федеральных округов, позволяют применять традиционные оздоровительные методики на курортах. Перспективным для развития данного направления является так же и Приволжский федеральный округ.

Доля экологического туризма в России в общей структуре рынка около 1%. Столь незначительный процент обусловлен тем, что многие экосистемы Российской Федерации высокочувствительны к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, СевероЗападном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, благодаря богатому природному наследию, разнообразию флоры и фауны.

Круизный туризм неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом, в настоящее время данный вид туризма наиболее развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма можно считать Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Относительно новым и перспективным направлением, позволяющим приобщиться к традиционному укладу жизни населения, является сельский туризм. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов берет на себя принимающая семья. Отличительными и привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина. Важность данного направления заключается в том, что такой вид туризма может стать существенным источником, как основного, так и дополнительного дохода населения, особенно низкоразвитых регионов. Достаточно хорошо продвигается сельский туризм в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Большими перспективами обладают и некоторые регионы Центрального федерального округа.

В настоящее время основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на рынке туризма, являются [5, 12, 14]:

1. Слабо развитая (в ряде регионов отсутствующая) инфраструктура туристских объектов, создающая препятствие для частных инвестиций в туристическую сферу.

2. Отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими в приемлемый для инвесторов срок окупать вложенные инвестиции.

3. Недостаток профессиональных кадров туристической индустрии приводит к низкому качеству обслуживания.

4. Недостаточное продвижение туристического продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем рынках.

Предполагаемый экономический эффект состоит в увеличении внутреннего спроса на туристский продукт, роста ВВП, сокращении выездного туристического потока за счет развития внутреннего туризма. Это

благоприятно скажется на экономическом развитии регионов страны.

Бюджетные поступления предполагаются за счет увеличения налоговых поступлений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма. В связи с повышением занятости населения улучшится экономическое развитие регионов, что приведет к бюджетной экономии.

Занятость населения решает и социальную проблему. Создание дополнительных рабочих мест, развитие инфраструктуры отдыха, туризма приводит к улучшению качества жизни граждан, а так же удовлетворяет потребности в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям молодого поколения страны.

Туристическая отрасль на международном уровне постоянно развивается, её удельный вес в национальных экономиках увеличивается. И соответственно, имеется конкурентная борьба за клиентов и туристические потоки, привлечение иностранных гостей и стремление к тому, чтобы россияне предпочитали отдыхать и путешествовать по своей стране. Ситуация сегодня постепенно меняется в лучшую сторону. Количество путешествующих граждан по России с целью туризма в 2014 году увеличилось почти на 30 % и составило 41,5 млн. чел. При этом на 16% вырос и уровень въездного туризма. Определенную роль сыграла экономическая ситуация, уровень цен и курсовая разница в валюте -отдыхать в зарубежных странах теперь для россиян существенно дороже. В отечественной туристической индустрии также наметились позитивные изменения - большое количество регионов занялись развитием внутреннего туризма, строятся, реконструируются и модернизируются туристические комплексы, а также сопутствующая инфраструктура. В России более чем вдвое возросло количество гостиниц и отелей, сегодня их около 16 тысяч. В сфере гостиничного бизнеса занято 400 тыс. чел.

Эффективно реализовать и увеличить туристический потенциал можно посредством комплексного подхода, при котором учтены основные вопросы сферы туризма. Это и достаточно высокое качество туристического сервиса, транспортная логистика, большой выбор гостиниц и отелей разного ценового уровня, строгие экологические стандарты, доступность различных объектов исторического и культурного наследия для туристов. Важно учитывать данные вопросы, для того, чтобы в России было отдыхать и путешествовать комфортно, выгодно и интересно, а туристическая сфера приносила реальные бюджетные доходы, а также стимулировала создание рабочих мест, являлась катализатором экономического и социального роста территорий, формировала новые возможности и перспективы для моногородов, различных сельских поселений, арктических и северных территорий России, Дальнего Востока и Сибири, и конечно, Крыма.

Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенного, получен вывод, что прямое, косвенное и опосредованное влияние сферы индустрии туризма на экономическое и социальное развитие регионов Российской Федерации

неоспоримо. В настоящее время РФ обладает огромным потенциалом для развития мощного туристического рынка внутри страны, главное грамотно и рационально использовать туристическо-рекреационные ресурсы. Создание качественной туристической инфраструктуры, лояльная кредитная политика для инвесторов, качественная подготовка кадров - приведут к повышению конкурентоспособности страны на рынке туризма. Придерживаясь стратегии развития, внутри каждого региона можно создать индивидуальный туристический кластер, который поможет вывести экономики регионов на новые уровни, удовлетворить нужды и потребности граждан в качественном отдыхе, создать благоприятный туристический имидж страны на внутреннем и мировом рынках.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 "О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (с изменениями и дополнениями).

2. Алгафри, М. А. Проблемы российского туризма / М. А. Алгафри, М. А. Мохаммад // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 586-588.

3. Берлин С. И. Системные проблемы туризма в России и пути их решения / С. И. Берлин, С. Х. Берлина, Х. Хуако, Н. А. Шишкина // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 2 (27). - С. 62-67.

4. Котова О. Н. Основные проблемы развития внутреннего туризма В России / И. С. Краснова // Инновационная наука, 2016. - № 2-1 (14). - С. 162.

5. Столяренко, А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес-Информ. - 2013. - № 1. - С. 235-242.

6. Хачатрян А. А. Проблемы развития внутреннего туризма в России и потенциальные пути их решения / А. А. Хачатрян // Инновационная экономика и современный менеджмент, - 2016. - № 1 (8). - С. 3-9.

7. Шишов С. А. Состояние туристической отрасли в РФ / С. А. Шишов // Электронный научный журнал, 2016. - № 1 (4). - С. 693-702.

8. Цуцура А. М. Современные проблемы российского туризма / А. М. Цуцура, В. В. Блекус // Научные исследования: от теории к практике, 2015. -№ 1 (2)

9. Мухин, А. Д. Информационно-коммуникационная среда туристско-рекреационного предприятия Крыма / А. Д. Мухин, А. В. Столяренко // Таврический научный обозреватель, 2017. - № 1 (18). - С. 54-57. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary 28784370 30309274.pdf

10.Першина, А. В. Возможности развития туристского рынка в России и Крыму / А. В. Першина, А. В. Столяренко // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2015. - № 12 (51). - С. 188-191. - Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10588

11. Столяренко, А. В. Теоретический анализ подходов к оценке эффективности системы мотивации персонала предприятия / А. В.

Столяренко, М. В. Матюнина, А. Н. Чумак // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8. - С. 92-98. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/16169.htm.

12. Столяренко, А. В. Формирование и внедрение и внедрение системы мотивации персонала в санаторно-курортном предприятии Республики Крым / А. В. Столяренко, М. В. Матюнина // Управленрие персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2016. - Т.5. - №5. - С. 12-17. -Б01: 10.12737/22521

13. Столяренко, А. В. Применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятий туристской сферы / А. В. Столяренко, А. А. Данильченко // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 (69). - С. 500-506. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77660

14. Чебаненко, А. С. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятий туристско-рекреационной сферы / А. С. Чебаненко, А. В. Столяренко // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2016. - № 4 (55). - С. 49-54. - Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258

УДК 330.31

Врублевская В.В. магистр экономических наук, аспирант кафедра финансов и анализа Тяпкина М.Ф., к. э. н. доцент, заведующая кафедрой финансов и анализа Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.

Ежевского Россия, г. Иркутск СИСТЕМА ПРОПОРЦИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация: Пропорции воспроизводства являются одним из важнейших инструментов управления воспроизводственными процессами, поскольку позволяют оценить состояние, определяют эффективность воспроизводства ресурсного потенциала и формируют предпосылки для совершенствования методов управления региональным АПК. В статье обобщены пропорции воспроизводства, относящие как к экономике страны в целом, так и к сельскому хозяйству. Представлены их классификации, позволяющие детально рассмотреть пропорции, что позволяет оценить и определить эффективность процесса воспроизводства.

Ключевые слова: воспроизводство, сельское хозяйство, народонаселение, совокупный общественный продукт, система социально-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.