Научная статья на тему 'ФАКТОР НАТО В АМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ СДЕРЖИВАНИЯ РОССИИ'

ФАКТОР НАТО В АМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ СДЕРЖИВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / США / РОССИЯ / СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATO / UNITED STATES / RUSSIA / DETERRENCE STRATEGY / INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестеров Алексей Константинович

Статья посвящена исследованию практических элементов американской стратегии сдерживания России с использованием потнциала Организации Североатлантического договора. Особое внимание автор уделяет изменению концептуальных подходов альянса к выработке новых принципов сдерживания, а также использованию силовых методов давления на Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATO FACTOR IN AMERICAN DETERRENCE STRATEGY OF RUSSIA

The article is devoted to the research of practical elements of the US deterrence strategy towards Russia through the capabilities of the North Atlantic Treaty Organization. The author pays significant attention to the Alliance’s conceptual approaches to developing new deterrence principles, as well as examples of using force methods of pressure against the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР НАТО В АМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ СДЕРЖИВАНИЯ РОССИИ»

УДК 327

Фактор НАТО в американской стратегии сдерживания России

Алексей НЕСТЕРОВ

Операции России в Сирии, как и воссоединение с Крымом, показывают, что реформы в сфере обороны последних 15 лет восстановили военную мощь и вернули былую славу вооружённым силам Российской Федерации как одной из сильнейших армий в мире. Применение крылатых ракет большой дальности и дальней авиации подтвердило членство России в закрытом военном клубе великих военных держав, имеющих широкий спектр инструментов для проецирования силы и готовых применять их для защиты национальных интересов. Вступление России, а в перспективе Китая и Индии в этот клуб, состав которого ранее ограничивался Соединёнными Штатами, а также опосредованно Великобританией и Францией, наносит очередной удар по концепции однополярности, прочно утвердившейся в сознании военно-политического руководства Соединённых Штатов.

При этом вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации наряду с развитием внутриполитического кризиса на Украине с 2014 г. стало катализатором усиления противоборства между Россией и НАТО. Проводя самостоятельный, транспарентный и разновекторный внешнеполитический курс, Российская Федерация, с одной стороны, показала на практике западным партнёрам, в первую очередь руководству Соединённых Штатов и Североатлантического альянса, свою готовностью защищать национальные интересы, несмотря на отсутствие единства взглядов по тем или иным вопросам международной повестке дня, а с другой - что

НЕСТЕРОВ Алексей Константинович - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: НАТО, США, Россия, стратегия сдерживания, международная безопасность.

на Европейском континенте есть альтернативная сила, помимо стран - членов НАТО, которая обладает необходимым военно-политическим потенциалом обеспечить безопасность в регионе.

Стратегия сдерживания в настоящее время вновь стала ключевым подходом Соединённых Штатов в отношении России, при этом Организации Североатлантического договора отводится главная роль в противодействии дальнейшему росту влияния Российской Федерации на Европейском континенте. В Стратегии национальной безопасности США сказано, что «в Европе мы (Соединённые Штаты. - Авт.) будем непреклонно сохранять и выполнять свои обязательства перед союзниками по НАТО. Североатлантический альянс предоставляет жизненно важные гарантии коллективной безопасности и обладает стратегической значимостью в деле сдерживания» [1].

По инициативе Соединённых Штатов в настоящее время руководство НАТО активно занимается разработкой новых способов сдерживания России в рамках существующих возможностей альянса. При этом сдерживание рассматривается как оптимальное сочетание таких элементов, как конвенциональное и ядерное вооружение, а также использование потенциала киберпро-странства.

Роль Североатлантического союза в американской стратегии сдерживания России подчёркивает российский эксперт В. В. Штоль.

По его мнению, «в вопросах расширения альянса аргументы России продолжали игнорироваться: союз подошёл вплотную к нашим границам. Европа не желает видеть в России равноправного партнёра. Российскую Федерацию не допускают к обсуждению таких важных проблем, как военно-стратегическое планирование, размещение ядерного оружия, создание военных баз и наращивание уже существующих войсковых группировок на территориях новых членов НАТО. Утверждается, что подобные вопросы -"внутреннее дело НАТО"» [2].

В то же время, с точки зрения американских политологов, в современных условиях перед руководством Североатлантического альянса стоит задача актуализировать концептуальные принципы стратегии сдерживания. В частности, специалисты США полагают, что «во-первых, Североатлантическому альянсу необходимо пересмотреть понимание сдерживания в текущих реалиях, так как современные подходы утратили своё значение в связи с окончанием холодной войны. Во-вторых, обновить организационную структуру альянса. В то же время, чтобы сдерживать противников в современной обстановке, НАТО должна обладать необходимыми ресурсами и регулярно проводить

1 The National Security Strategy of the United States of America, 2017 // URL. https://www. whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

2 Штоль В.В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозреватель-Observer. 2015. № 11.

демонстрацию своих возможностей» [3].

В этой связи стоит отметить, что, согласно позиции генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга, на современном этапе «сдерживание начинается с решимости. Недостаточно ощущать решимость, надо ещё её продемонстрировать» [4]. Вместе с тем руководство альянса упорно пытается доказать всему мировому сообществу, что существует угроза, исходящая со стороны Российской Федерации, с целью начала военных действий по оккупации Прибалтики и Скандинавских стран. Проведение масштабных учений, полёты стратегической авиации, обновление Северного флота России воспринимается как угроза безопасности и вызывает озабоченность у США и их союзников по НАТО.

На современном этапе одним

из ключевых направлений трансформации Североатлантического блока является переформатирование институциональной структуры и военного планирования альянса, которое нацелено на сдерживание России с учётом сохранения главной задачи на преобразование НАТО в многофункциональную организацию, имеющую возможность к мгновенному глобальному проецированию силы.

В рамках стратегии сдерживания России руководство Североатланти-

ческого альянса в настоящее время реализует широкий круг мероприятий:

- увеличение численности личного состава Сил реагирования альянса с 13 до 40 тыс., которые будут действовать на основе Совместных сил сверхбыстрого реагирования НАТО;

- создание постоянных центров управления группировками объединённых вооружённых сил альянса и передовых координационных центров по приёму войск усиления в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и странах Балтии;

- расширение военной инфраструктуры, транспортной и складской сети в регионе Восточной Европы и увеличение численности коалиционных сил на ротационной основе.

В практическом плане одним из главных методов сдерживания России с помощью НАТО остаётся поэтапное увеличение стран - участниц альянса в восточной части Европейского континента. Данный подход обусловлен стремлением создать натоцентричную систему безопасности в Европе, которая будет находиться под полным контролем Соединённых Штатов. Между тем краеугольным камнем обеспечения единоличного лидерства Североатлантического блока в регионе является силовой фактор, который нацелен на дальнейшее расширение альянса и в совокупности военно-

3 Frear T. Kulesa K. NATO's Evolving Modern Deterrence Posture: Challenges and Risks. The European Leadership Network, 2017 // URL: https://www.europeanleadershipnetwork.org/wp-content/uploads/2017/10/NATOs-Evolving-Deterrence-Posture-ELN.pdf

4 Speech by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the Munich Security Conference. The North Atlantic Treaty Organization. February, 2016 // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/ opinions_128047.htm

политического сдерживания Российской Федерации на территории евро-атлантической подсистемы.

Как полагает российский учёный О. П. Иванов, «обострение отношений между Россией и НАТО в начале XXI века, официально объявленный руководством НАТО возврат к стратегии сдерживания России и возможное дальнейшее расширение альянса вновь поднимают тему мотивации расширения НАТО сразу после окончания холодной войны» [5]. В то же время он подчёркивает, что «расширение НАТО считается наиболее эффективным способом остановить продвижение российских национальных интересов за пределы России. В настоящее время вопрос о расширении НАТО и о стратегии по отношению к России по-прежнему обусловлен геополитическими и историческими детерминантами, которые влияют на руководство НАТО» [6].

Между тем при помощи ресурсов НАТО Соединённые Штаты стремятся сформировать новую структуру Объединённых военно-морских сил стран альянса в юго-восточной зоне Балтийского моря. На начальном этапе основу данной группировки составят ВМС США. Данные формирования должны обладать необходимым потенциалом для решения широкого круга многоцелевых задач, а указанная акватория - определённым плацдармом для расширения военного влияния Соединённых

Штатов и сдерживания Российской Федерации не только в Балтийском регионе, но и за его пределами, например, в Арктике.

Проводя сдерживание России, повышенное внимание США уделяют укреплению национальной территориальной обороны в регионе. Планируется, что реализация данной стратегии будет обеспечиваться за счёт тесной кооперации в рамках Объединённых военно-морских сил стран региона, а также привлечения к сотрудничеству государств -не членов НАТО, а именно Финляндии и Швеции.

В то же время в рамках американской стратегии сдерживания ставится задача совершенствования силового потенциала Объединённых военно-воздушных сил альянса (ОВВС), «которые при помощи как конвенциональных, так и ядерных средств сдерживания должны быть способны решить широкий круг проблем в условиях мира, кризиса и конфликта, а также противостоять ядерному оружию» [7]. Между тем главный акцент делается на мобильности ОВВС НАТО. В частности, их готовности в сжатые сроки передислоцироваться на авиабазы альянса, военные объекты союзников или партнёров, расположенных в Восточной Европе, странах Балтийского региона, а также Финляндии или Швеции. Стоит отметить, что за последнее время именно военно-воздушная инфраструктура государств

5 Иванов О.П. Американские дебаты по расширению НАТО на Восток: позиция экспансионистов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. № 3. С. 30-48.

6 Иванов О.П. Россия и НАТО: точка невозврата // Обозреватель-Observer. 2015. № 1.

7 NATO's Joint Air Power Strategy. The North Atlantic Treaty Organization, 2018 // URL: https:// www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_156374.htm?selectedLocale=ru#top

НАТО претерпела существенные изменения и была модернизирована в соответствии со стандартами Североатлантического альянса для повышения эффективности сдерживания.

Между тем в Концепции внешней политики России подчёркивается, что «Российская Федерация негативно относится к расширению НАТО, приближению военной инфраструктуры альянса к российским границам и наращиванию его военной активности в приграничных с Россией регионах как к действиям, нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе» [8].

По мнению США, к перспективным направлениям сдерживания России относится зона Арктики с учётом военно-стратегического значения региона в долгосрочной перспективе. Под эгидой НАТО Соединенные Штаты при содействии Канады и Норвегии стремятся усилить присутствие своего силового контингента в Исландии и Дании, использование территории которых даёт возможность практически полностью осуществлять контроль за передвижением войск России и в случае необходимости предпринимать упреждающие меры для сдерживания Российской Федерации в Арктической зоне.

Одним из приоритетных регионов, где Соединённые Штаты Аме-

рики намерены осуществлять сдерживание России, остаётся Черноморская зона, контроль которой важен с точки зрения геополитики, а её значение подтверждается нарастанием противоборства между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами в регионе, особенно после вхождения в состав России Республики Крым в 2014 г.

Как отметил генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг, «усиление военно-морского присутствия НАТО в Чёрном море проводится для интенсификации учений и лучшей осведомлённости о ситуации и наделение наших постоянных военно-морских групп функцией координирования на море при взаимодействии с другими союзническими военно-морскими силами в Черноморском регионе» [9].

В связи с этим в рамках Североатлантического блока разрабатывается проект, предусматривающий создание Черноморской флотилии НАТО. Формирование данной военно-морской группировки позволит обеспечить присутствие ВМС всех стран Североатлантического договора и изменит баланс сил в пользу альянса. Для усиления сдерживания и недопущения укрепления влияния России в Черноморском регионе создание данной группировки войск также предполагает привлечение стран - партнёров альянса, а именно Украины и Грузии, в формате «29 + 2», который уже применяется в сотрудничестве государств Северо-

8 Концепция внешней политики Российской Федерации, 2016 // URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

9 Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the meeting of the North Atlantic Council at the level of Defence Ministers // the North Atlantic Treaty Organization. February 16, 2017 // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_141340.htm

атлантического договора с Финляндией и Швецией в Балтийском море.

В то же время, как отмечает постоянный представитель Российской Федерации при НАТО А. В. Грушко, «должен оставаться незыблемым режим конвенции Монтрё, который обеспечивает региональную стабильность и безопасность. Российская Федерация исходит из того, что не должно предприниматься ничего, никаких попыток изменить этот режим, таким образом, чтобы сделать более весомым возможности для присутствия внерегиональных держав в Чёрном море. Именно в этом и кроется фактор нестабильности для региона» [10].

К первостепенным мерам сдерживания России можно отнести намерения Соединённых Штатов интегрировать системы ПРО и ПВО Североатлантического альянса. С 2016 г. можно наблюдать наращивание силового контингента НАТО в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Между тем на встрече министров обороны стран - участников Североатлантического блока (2018 г.) был согласован ряд мер, направленных на дальнейшее усиление сдерживания и обороны сил альянса на Европейском континенте. В частности, был принят план усиления военного присутствия НАТО в Ев-

ропе в случае возникновения кризиса. Согласно достигнутому соглашению «к 2020 г. страны - участники альянса должны быть готовы в течение или менее месяца привести в боеготовность 30 батальонов сухопутных войск, 30 авиационных эскадрилий и 30 военных кораблей» [11].

По мнению российских специалистов, «подобная масштабная концентрация сил показывает, что НАТО рассматривает сценарий реального военно-политического конфликта с Российской Федерацией и готовит свои военно-силовые и логистические структуры к боевым действиям» [12].

Среди принятых мер необходимо также отметить решение увеличить численность военного присутствия НАТО более чем на 1200 чел. для дальнейшего укрепления сдерживания в целях обеспечения быстрого усиления в регионе Атлантики и Европы. Планируется, что данные подразделения будут подчиняться региональным командным центрам альянса в Норфолке (штат Виргиния, США) и Ульме (Германия), основной задачей которых является обеспечение логистики в случае возникновения конфликтной ситуации в континентальной Европе. Как подчеркнул генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг, «это будет ключом к тому, чтобы при необходимости

10 Грушко А.В.: Черноморская флотилия НАТО - фактор нестабильности в регионе // Вести. 2016. 22 апреля // URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2745856&cid=3962

11 Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the meeting of the North Atlantic Council (NAC) in Defence Ministers' session. the North Atlantic Treaty Organization. June 7, 2018 // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_155264.htm

12 Коротченко И.Ю.: Итоги саммита НАТО вызывают тревогу // Sputnik. 2018. 13 июня // URL: https://ru.sputnik-news.ee/radio/20180713/11634283/Korotchenko-itogi-sammit-NATO-trevoga.html

наши войска могли попасть через Атлантику в Европу без промедления, обеспечив наличие необходимых сил в нужном месте в нужное время» [11].

Стоит также отметить, что сама концепция сдерживания стала ключевым звеном политики Североатлантического блока на современном этапе, в рамках которой осуществляется разработка новых проектов альянса и проводятся многочисленные манёвры военного контингента.

В качестве практических примеров можно указать крупные учения НАТО Trident Juncture 2018. Масштабные манёвры стран - участников Североатлантического блока с привлечением 40 тыс. военнослужащих проходят у границ России. С точки зрения главнокомандующего Объединённых вооружённых сил альянса в Европе К. Скапаротти, «учения Trident Juncture являются частью сдерживания России и демонстрацией нашего единства, возможностей взаимодействия, в том числе с партнёрами» [13].

Проводя анализ фактора НАТО в американской стратегии сдерживания России, особое внимание необходимо уделить роли ядерного вооружения. Ядерное сдерживание Российской Федерации остаётся самой неизменной частью общей стратегии Североатлантического союза как в концептуальном, так и практическом плане. Значимость ядерного вооружения в рамках стратегии

сдерживания основана на том, что альянс не может быть объектом ядерного нападения со стороны противника. Североатлантический альянс должен быть готовым применить ядерное вооружение в любой конфронтации, особенно в случае возникновения кризисной ситуации с ядерной державой.

В этих условиях, как полагает американский политолог К. Гран, «для НАТО ядерное оружие играет единственную в своём роде и конкретную роль в её потенциале сдерживания. Все страны НАТО должны активно осуществлять процесс модернизации военно-воздушной составляющей самолётов двойного назначения, с тем чтобы и впредь проявлять решимость альянса сохранять убедительный потенциал сдерживания. Атомные бомбы В-61, устанавливаемые на эти самолёты, выполняют стратегическую задачу - сдерживание крупной обычной или ядерной войны» [14].

Заключение специального соглашения о разделении «ядерной ответственности» среди стран - участниц НАТО, по инициативе Соединённых Штатов, ещё раз доказывает стремление США применить в отношении России методы ядерного сдерживания, используя площадку Североатлантического блока. В соответствии с достигнутыми договорённостями Соединённые Штаты получили возможность, во-первых, размещать

13 Garamone J. NATO Must Adapt, Alliance's Military Committee Chairman Says. The United States Department of Defense. May 16, 2018 // URL: https://www.defense.gov/News/Article/ Article/1523799/nato-must-adapt-alliances-miUtary-committee-chairman-says/

14 Grand C. Nuclear deterrence and the Alliance in the 21st century // NATO review magazine. July 28, 2016 // URL: https://www.nato.int/docu/review/2016/Also-in-2016/nuclear-deterrence-alliance-21st-century-nato/EN/

тактическое ядерное вооружение на территории неядерных стран, а во-вторъж, проводить с участниками соглашения учения по доставке и нанесению ударов ядерными боезарядами. В частности, данный тип манёвров уже реализуется в рамках совместной программы «Балтийское воздушное патрулирование», когда в учениях принимают участие самолёты двойного назначения, оснащённые как обычными, так и ядерными ракетами.

Рассматривая вопрос реализации американской стратегии ядерного сдерживания России посредством Организации Североатлантического договора, необходимо отметить фундаментальные изменения позиции Соединённых Штатов в ядерной сфере. В частности, согласно действующей редакции Обзора ядерной политики США, «во многих случаях эффективность гарантии безопасности союзников и партнёров зависит от их уверенности в способности Соединённых Штатов обеспечить расширенное ядерное сдерживание, позволяющей большинству из них отказаться от ядерного оружия, тем самым способствуя достижению установленных США целей нераспространения такого оружия» [15].

При этом стоит учитывать, что Соединённые Штаты активно осуществляют модернизацию и расширение ядерного арсенала, используя площадку Североатлантического

блока. Несмотря на нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия, в соответствии с которым «ядерным государствам запрещается передавать национальные ядерные средства неядерным государствам, а неядерным странам -принимать и размещать его на своей территории» [16], США последовательно занимаются размещением ядерной инфраструктуры на Европейском континенте. В настоящее время ядерное вооружение Соединённых Штатов уже дислоцируется в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции.

При этом особый акцент делается на развёртывании ядерных объектов Соединённых Штатов Америки в Восточной Европе. Вместе с тем Соединённые Штаты регулярно проводят совместные учения с ВВС Германии и Польши, а именно отработку применения ядерного вооружения в боевых условиях. В сложившейся ситуации возрастает уровень угрозы национальной безопасности Российской Федерации из-за сокращения времени доставки ядерных боеприпасов и нанесения удара по российской территории.

Как отмечает министр иностранных дел России С. В. Лавров, «в рамках "совместных ядерных миссий" с грубым нарушением Договора о нераспространении неядерные члены НАТО участвуют в планировании применения американских нестратегических ядерных боеприпасов и привлекаются к освоению соответствующих навыков. Всем

15 Обзор ядерной политики США. Министерство обороны США, 2018 // URL: https://media. defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1/1/2018

16 Договор о нераспространении ядерного оружия. 12 июня 1968 г. // URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml

должно быть понятно, что тем самым военные к применению тактического ядерного оружия про-США готовят вооружённые силы стран Европы тив Российской Федерации» [17].

Таким образом, можно констатировать, что Организация Североатлантического договора занимает одно из лидирующих мест в иерархии стратегии сдерживания Российской Федерации. При этом основная роль отводится силовому фактору, сущность которого заключается в оказании на Россию военно-политического давления с целью пресечь дальнейшее усиление роли Российской Федерации на Европейском континенте и сохранение одностороннего доминирования в регионе.

Реализуя стратегию сдерживания России с помощью потенциала НАТО, Соединённые Штаты используют площадку альянса для обновления и наращивания военной инфраструктуры, а также контингента вооружённых сил США в странах Европы. В частности, по инициативе Соединённых Штатов в рамках Североатлантического блока были созданы Черноморская флотилия и Объединённые военно-морские силы альянса.

Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым стало причиной изменения политики как США, так и НАТО в районе Чёрного моря. В связи с этим Соединённые Штаты стремятся сформировать дополнительную группировку войск в регионе. Наряду с использованием сил альянса США намерены привлекать страны-партнёры для расширения возможностей манёвров. В первую очередь особое внимание уделяется развитию сотрудничества с Грузией и Украиной в формате «29 + 2», что в перспективе даст возможность Соединёнными Штатам сконцентрировать значительную часть своего военного контингента в сопредельных районах у границ Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время также можно наблюдать увеличение количества военной техники и численности личного состава НАТО в Польше и Румынии, а также размещение на территории этих государств систем ПРО США.

В то же время Соединённые Штаты регулярно используют потенциал НАТО для повышения эффективности сдерживания России в Балтийской зоне. В данном случае особый акцент делается на развитие ВВС альянса в регионе. При этом США также задействуют модель коллективного сдерживания в отношении России, в частности, идёт активное сотрудничество НАТО с Исландией и Данией, использование территории которых даёт возможность практически полностью контролировать перемещение вооружённых сил Российской Федерации в регионе, а также создаёт плацдарм для сдерживания России в Арктической зоне.

Наряду с использованием конвенциональных мер сдерживания Российской Федерации на базе стран - участниц Североатлантического блока Соединённые Штаты проводят ядерное сдерживание. Действуя вразрез

17 Выступление министра иностранных дел России С. В. Лаврова на конференции по разоружению, 2018 // URL: http://www.mld.rU/forelgn_pollcy/news/-/asset_publlsher/ cKNonkJE02Bw/content/id/3102270

краеугольным принципам международного права в области нераспространения и контроля над вооружением, а именно положениям ДНЯО, США уже разместили на территории пяти стран Европы ядерную инфраструктуру, которая является прямой угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Представляется, что использование возможностей Североатлантического блока для сдерживания России является частью широкомасштабной стратегии Соединённых Штатов, суть которой заключается в том, чтобы превратить НАТО в многофункциональную структуру, способную решать задачи на мировой арене и обеспечивать глобальное военно-политическое доминирование Соединённых Штатов. В то же время Организация Североатлантического договора может быть использована США в качестве одного из инструментов для формирования однополярной системы мира во главе с Соединёнными Штатами.

Библиография • References

Выступление министра иностранных дел России С. В. Лаврова на конференции по разоружению, 2018 // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news// asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3102270 [Vystuplenie ministra inostrannyh del Rossii S. V. Lavrova na konferencii po razoruzheniyu, 2018 // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/Zasset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3102270] Грушко А. В.: Черноморская флотилия НАТО - фактор нестабильности в регионе // Вести. 2016. 22 апреля // URL: https://www.vesti.ru/doc. html?id=2745856&cid=3962 [Grushko A. V.: CHernomorskaya flotiliya NATO - faktor nestabil'nosti v regione // Vesti. 2016. 22 aprelya // URL: https://www.vesU.ru/doc.html?id= 2745856&cid=3962]

Договор о нераспространении ядерного оружия, 12 июня 1968 г. // URL: http://

www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml [Dogovor o nerasprostranenii yadernogo oruzhiya, 12 iyunya 1968 g. // URL: http://

www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml] Иванов О. П. Американские дебаты по расширению НАТО на Восток: позиция экспансионистов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. № 3. С. 30-48. [Ivanov O. P. Amerikanskie debaty po rasshireniyu NATO na Vostok: poziciya ehkspansionistov // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossiya i mir. 2016. № 3. S. 30-48] Иванов О. П. Россия и НАТО: точка невозврата // Обозреватель-Observer. 2015. № 1. С. 5-16.

[Ivanov O. P. Rossiya i NATO: tochka nevozvrata // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 1. S. 5-16]

Концепция внешней политики Российской Федерации, 2016. // URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/2542248

[Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii, 2016. // URL: http://www.mid. ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248]

Коротченко И. Ю.: Итоги саммита НАТО вызывают тревогу // Sputnik. 2018. 13 июня // URL: https://ru.sputnik-news.ee/radio/20180713/11634283/ Korotchenko-itogi-sammit-NATO-trevoga.html [Korotchenko I.YU.: Itogi sammita NATO vyzyvayut trevogu // Sputnik. 2018. 13 iyunya // URL: https://ru.sputnik-news.ee/radio/20180713/11634283/ Korotchenko-itogi-sammit-NATO-trevoga.html] Обзор ядерной политики США. Министерство обороны США, 2018 // URL:

https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1/1/2018 [Obzor yadernoj politiki SSHA. Ministerstvo oborony SSHA, 2018 // URL: https://

media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1/1/2018] Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию //

Обозреватель-Observer. 2015. № 11. С. 21-35. [SHtoi' V.V. NATO: ot regional'nogo bloka k global'nomu dominirovaniyu //

Obozrevatel'-Observer. 2015. № 11. S. 21-35] Frear T. Kulesa K. NATO's Evolving Modern Deterrence Posture: Challenges and Risks. The European Leadership Network, 2017 // URL: https://www. europeanleadershipnetwork.org/wp-content/uploads/2017/10/NAT0s-Evolving-Deterrence-Posture-ELN.pdf Garamone J. NATO Must Adapt, Alliance's Military Committee Chairman Says. The United States Department of Defense. May 16, 2018 // URL: https://www. defense.gov/News/Artlcle/Artlcle/1523799/nato-must-adapt-alllances-military-committee-chairman-says/ Grand C. Nuclear deterrence and the Alliance in the 21st century // NATO review magazine. July 28, 2016 // URL: https://www.nato.int/docu/review/2016/ Also-in-2016/nuclear-deterrence-alliance-21st-century-nato/EN/ NATO's Joint Air Power Strategy. The North Atlantic Treaty Organization. 2018 // URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_ 156374. htm?selectedLocale=ru#top Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the meeting of the North Atlantic Council (NAC) in Defence Ministers' session. the North Atlantic Treaty Organization. June 7, 2018 // URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/opinions_155264.htm Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the meeting of the North Atlantic Council at the level of Defence Ministers // the North Atlantic Treaty Organization. February 16, 2017 // URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/opinions_141340.htm Speech by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the Munich Security Conference. The North Atlantic Treaty Organization. February, 2016 // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_128047.htm The National Security Strategy of the United States of America, 2017 // URL. https:// www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

Статья поступила в редакцию 13 ноября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.