Научная статья на тему 'БРЮССЕЛЬСКИЙ САММИТ НАТО: ПРОГРЕСС ИЛИ КРИЗИС?'

БРЮССЕЛЬСКИЙ САММИТ НАТО: ПРОГРЕСС ИЛИ КРИЗИС? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / САММИТ НАТО - 2018 / ТРАМП / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алешин Александр Андреевич

На саммите НАТО (июль 2018 г., Брюссель) была продолжена политика предыдущих саммитов, приняты новые инициативы и изменения в командной структуре, вступили в силу решения о начале невоенной операции в Ираке, активизации на Ближнем Востоке и в Африке. Разногласия по вопросу военных затрат союзников закончились подтверждением принятых ранее обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRUSSELS NATO SUMMIT - PROGRESS OR CRISIS?

The policy of previous summits was continued at the NATO summit in Brussels on July 11-12. New initiatives and changes in the command structure were adopted, the decision to launch a non-military operation in Iraq and the intensification of activities already underway in the Middle East and Africa entered into force. Loud disagreements over the issue of the Allied military expenditures resulted in confirmation of earlier commitments.

Текст научной работы на тему «БРЮССЕЛЬСКИЙ САММИТ НАТО: ПРОГРЕСС ИЛИ КРИЗИС?»

УДК 327.7

Брюссельский саммит НАТО: прогресс или кризис?

Александр АЛЕШИН

Итоги состоявшегося 11-12 июля 2018 г. в Брюсселе саммита НАТО неоднозначны. Саммит не привёл ни к пересмотру стратегии альянса, ни к разрешению трансатлантических противоречий. Одновременно не оправдались и пессимистичные прогнозы о деградации трансатлантических связей - по многим признакам саммит можно назвать успешным.

Принятая в 2010 г. Лиссабонская формула стратегии альянса - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества - остаётся актуальной с идеологическим и практическим сдвигом в сторону коллективной обороны, произошедшем на Уэльском саммите (2014 г.) в ответ на кризис на Украине. Однако внутренний фон в организации значительно изменился.

«Справедливая оплата»

Кризис солидарности, обозначенный президентом США Д. Трампом, вывел на первый план вопросы о равнозначности вкладов членов НАТО в альянс, противопоставив

США их европейским союзникам. Его высказывания о НАТО как «устаревшей организации» были прокомментированы тогдашним советником по национальной безопасности

АЛЕШИН Александр Андреевич - младший научный сотрудник сектора международных организаций и глобального политического регулирования Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: НАТО, трансатлантические отношения, саммит НАТО - 2018, Трамп, военные расходы, европейская безопасность.

США М. Флинном: «НАТО - модель XX века, а её надо приспособить к угрозам XXI века» [1].

Объединявшее союзников при Б. Обаме «ответственное лидерство» США сменилось риторикой «справедливого вклада» всех членов альянса - в первую очередь европейцев. Трамп не только внёс в политическую повестку вопрос «Зачем Европа Америке?», но и поставил его в ультимативной форме, заявив о необходимости «справедливой оплаты» американских гарантий безопасности [2]. На саммите НАТО

2017 г. это выразилось в требованиях о выполнении установленного решением Уэльского саммита 2014 г. повышения к 2024 г. расходов членов альянса на оборону до 2% ВВП, из которых 20% должно направляться на основные виды вооружений и техники. Накануне саммита

2018 г. многие небезосновательно ожидали ещё более жёсткой риторики президента США.

В 2017-2018 гг. между США и их союзниками нарастали разногласия. Озвученное Трампом на саммите «Группы двадцати» (Гамбург, 2017 г.) решение о выходе из Парижского соглашения по климату противоречило политике всех членов НАТО и вызвало их протесты.

8 мая 2018 г. Трамп объявил о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе и возобновлении санкций против Ирана. Решение президента не поддержал

ни один из участников Совместного всеобъемлющего плана, более того, санкции нанесут значительный ущерб европейскому бизнесу. В ответ Европейская комиссия обнародовала перечень мер, которые помогут предприятиям Европейского союза продолжить работу с Ираном вопреки санкциям США.

В декабре 2017 г. Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля, против чего 18 декабря проголосовало 14 членов Совбеза ООН, а 14 мая США перенесли своё посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим.

Ещё большие противоречия между союзниками возникли после вступления 1 июня 2018 г. в силу тарифов на ввоз в США из ЕС и Канады стали в размере 25% и алюминия в размере 10%. Трамп аргументировал это «агрессивными» способами ведения торговли партнёрами, когда дефицит торговли США и ЕС составляет 112,9 млрд долл. В ответ ЕС ввёл ряд ответных пошлин на продукцию из США, что фактически означает торговую войну.

Кульминацией стал отзыв Трампом своей подписи под финальным коммюнике саммита «Группы семи» (Канада, 8-9 июня). Предметом споров стал пункт коммюнике о свободной, прозрачной и взаимовыгодной торговле, противоречивший проводимой США торговой политике. Эти разногласия подогревались регулярными заявлениями Трампа

1 Прокошев С. В. Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса // Обозреватель-ОЪэегуег. 2017. № 6.

2 Данилов Д. А. НАТО: год «чёрного лебедя» // Год планеты: экономика, политика, безопасность. Ежегодник. Вып. 2017 г. М.: Идея-Пресс, 2017.

54

ОВОЗРЕВАТЕЛЬ-ОВБЕКУЕК

11/2018

о необходимости улучшения отношений с Россией.

Столь агрессивная политика президента США по отношению к своим союзникам привела к появлению у многих опасений о будущем трансатлантических связей. Накануне саммита НАТО ещё большую неопределённость внёс финансовый вопрос членов альянса, вновь остро поставленный Трампом. В конце июня президент США разослал своим союзникам письма с требованиями повысить военные расходы, в частности, ФРГ (расходы ФРГ 1,24% ВВП в 2018 г.). К 2017 г. показателю в 2% ВВП соответствовали всего лишь четыре члена организации: США, Великобритания, Эстония и Греция.

В своих выступлениях накануне саммита генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг стремился смягчить обстановку и делал акцент на росте расходов членов альянса. Так, в 2018 г. военные бюджеты уже восьми стран соответствовали критерию 2% ВВП: присоединились Латвия, Польша, Литва и Румыния. К 2024 г. планируется увеличение общего бюджета НАТО на 266 млрд долл. [3].

Трамп считает свои требования к союзникам справедливыми, ведь в 2018 г. военный бюджет США со-

ставил почти 623 млрд долл., а бюджеты остальных стран НАТО, вместе взятых - 312 млрд долл. [4]. Однако с оценкой взносов государств в НАТО всё не так просто.

Во-первых, достижение показателей 2% ВВП на оборону, из них 20% - на основные виды вооружений и техники, является недостаточной мерой для укрепления возможностей и безопасности НАТО, а скорее, сигналом о приверженности организации.

Во-вторых, неясные критерии и отсутствие прозрачности данных в альянсе не позволяют уверенно оценить вклад всех стран [5].

В-третьих, в эти показатели не входят не связанные с НАТО расходы европейских стран на безопасность, в том числе через Евросоюз и ОБСЕ.

В-четвёртых, из 602,8 млрд военного бюджета США (2017 г.) непосредственно на европейскую оборону было потрачено лишь 30,7 млрд. Эта сумма включает прямое финансирование НАТО и закупки, военное присутствие США в Европе и военную помощь союзникам. Аналогичная сумма трат европейских членов НАТО в 2017 г. составила 239,1 млрд. Конечно, в обязательства США входит обеспечение ядерной защиты Европы, а также потенци-

3 Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg ahead of the NATO Summit Brussels. NATO. 2018. July 10 // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_156729. htm?selectedLocale=ru

4 Communique Defence Expenditure of NATO Countries (2011-2018) // Официальный сайт НАТО. 2018. July 10 // URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/ pdf_2018_07/20180709_180710-pr2018-91-en.pdf

5 Counting Dollars or Measuring Value // CSIS. July 2018 // URL: https://csis-prod.s3. amazonaws.com/s3fs-public/publication/180 703_Hicks_CountingDollars.pdf? ODJoCMVuu4utZMU.R1Y14EFdp.ma7JEc

альная переброска войск из США. Но и европейцы и канадцы имеют аналогичные обязательства по защите территории США. К тому же единственный прецедент, когда была задействована 5-я статья Вашингтонского договора о коллективной обороне, стал ответом на теракты на территории США (11 сентября 2001 г.) [6].

На неправомерность требований Трампа на саммите указала канцлер Германии А. Меркель, заявив, что её страна тратит гораздо больше на европейскую безопасность вне НАТО. Однако и Германия, и другие страны НАТО подписались в 2014 г. под обязательством достигнуть необходимых показателей к 2024 г., и для Трампа это является ключевым индикатором евро-атлантической солидарности. Также Трамп назвал Германию «заложницей России» из-за проекта «Северный поток - 2» и потребовал его отмены, угрожая санкциями против компаний, связанных с проектом. Германия и в самом деле оказалась «заложницей», но только евро-атлантических отношений: лишь 15% немцев поддерживают достижение показателя 2% ВВП на оборону, тогда как «Северный поток - 2» сулит ей позицию лидера по поставке газа в Европе и ряд преимуществ внутри ЕС [7].

В первый день в заявлении по итогам саммита все страны подтвердили приверженность уста-

новленным показателям. Однако на следующий день президент США заявил о необходимости увеличить расходы уже до 4% ВВП после достижения предыдущих целей.

Руководствуясь принципом «Америка прежде всего», президент США стремится добиться больших выгод для национальной экономики. Повышение расходов европейцев на собственную оборону - одно из средств компенсировать дефицит торговли с ЕС. Одновременно Трамп требует актуализации антитеррористической повестки НАТО, что будет способствовать перенаправлению части увеличивающегося бюджета альянса на решение задач внешней политики США на Ближнем Востоке. Однако далеко не все в Европе согласны с таким подходом. Сплотившись в 2014 г. на фоне украинского кризиса, сегодня страны НАТО раскололись по двум вопросам: во-первых, это продолжение курса поддержки политики Трампа, который внутри организации усиливает акцент на борьбе с терроризмом, а не на сдерживании России, а во-вторых, рост самостоятельности Евросоюза в обороне, а следовательно, и во внешней политике. Причём политика США подталкивает европейских лидеров - Францию и Германию - именно ко второму варианту.

Динамика Европейской политики безопасности и обороны может ускориться после выхода из ЕС

6 Beraud-Sudreau L, Childs N. The US and its NATO allies: costs and value // IISS. 2018. July 9 // URL: https://www.iiss.org/blogs/military-balance/2018/07/us-and-nato-allies-costs-and-value

7 Dempsey J. President Trump's hectoring of NATO and Germany could prove counterproductive -or the opposite // Carnegie Europe. 2018. July 18 // URL: https://carnegieeurope.eu/ strategiceurope/76804

Великобритании. Это уже проявилось в создании в декабре 2017 г. Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) и заявлениях Франции и Германии о необходимости усиления оборонного сотрудничества ЕС. Добровольный формат участия, использованный при создании PESCO, может быть востребован для преодоления сопротивления стран ЕС с традиционно ат-

лантическими взглядами. Однако маловероятно, что потенциальный рост самостоятельности Евросоюза приведёт к отходу от НАТО. Скорее, у стран ЕС появится больше возможностей проводить политику с минимальным привлечением НАТО в рамках механизма «Берлин плюс», что соответствует и интересам США, уделяющих всё большее внимание Азиатскому региону.

Решения саммита

На саммите было утверждено решение февральской встречи министров обороны НАТО о создании трёх новых командных центров НАТО.

Объединённый штаб командования вооружёнными силами в Норфолке (США) будет оказывать помощь Атлантическому командованию и обеспечивать защиту трансатлантических линий связи. Это направление работы приобрело особенную актуальность в связи с возросшим беспокойством НАТО из-за деятельности российских судов в Северной Атлантике.

Объединённое командование по тыловому обеспечению и логистике в Ульме (Германия) будет обеспечивать логистику войск в тылу для быстрых перебросок войск и военной техники. Для этих же целей было решено к 2019 г. ускорить дипломатические процедуры до пяти дней, чтобы сократить сроки пересечения границ внутри альянса для наземных, морских и воздушных перевозок. Также была принята Декларация ЕС - НАТО, по которой ЕС пообещал увеличить вклад в развитие транспортной ин-

фраструктуры и упростить для НАТО пересечение своего воздушного пространства.

Центр киберопераций в Монсе (Бельгия) будет информировать об обстановке и координировать оперативную деятельность НАТО в кибернетическом пространстве, что соответствует всё большей обеспокоенности НАТО по защите от ки-беругроз и гибридных войн, обозначенной в принятом на Варшавском саммите (2016 г.) Обязательстве по кибернетической обороне.

Также Румыния предложила сформировать командование сухопутными войсками на уровне корпуса на своей территории, а Дания, Эстония и Латвия - создать дополнительный многонациональный дивизионный штаб для укрепления командования на Балтике.

Важным шагом стало принятие инициативы «4 по 30»: формирование к 2020 г. 30 механизированных батальонов, 30 воздушных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к развёртыванию в течение 30 дней. Реализация этой инициативы позволит быстро отреагировать на конфликт в любой части мира, что может

быть использовано как для борьбы с терроризмом, так и для сдерживания или потенциального противостояния России. Однако помехой для возможного использования этой инициативы была признана низкая скорость принятия политических решений бюрократическим аппаратом НАТО [8].

В направлении противодействия терроризму союзники по НАТО подтвердили свою приверженность миссии «Решительная поддержка» в Афганистане, продлив её финансирование до 2024 г.

Соединённое Королевство направит дополнительно 440 невоенных специалистов для поддержки миссии.

В ответ на критику Трампа было принято решение развернуть в Ираке небоевую миссию для оказания помощи национальным службам безопасности в обучении и наращивании потенциала. НАТО будет консультировать соответствующих должностных лиц Ирака, главным образом в Министерстве обороны и Бюро советника по национальной безопасности, обучать и консультировать инструкторов и профессиональных военных в образовательных учреждениях. Миссия будет опираться на поддержку Глобальной коалиции и продлится от трёх до пяти лет. Возглавит её Канада, предоставив половину персонала из планируемых 500 специалистов.

На саммите был принят пакет мер по югу, включающий ряд политических и практических инициатив в области сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной

Африки. Выло объявлено о полной оперативной готовности регионального центра для юга в Неаполе. Задача центра - собирать информацию и анализировать широкий спектр вопросов дестабилизации, терроризма, радикализации и миграции и разрабатывать решения для предотвращения кризисов и оказания помощи странам - партнёрам НАТО в Африке и на Ближнем Востоке.

В рамках Средиземноморского диалога была отмечена важность отношений с Иорданией и Тунисом, в партнёрстве с которыми реализуются инициативы по укреплению их оборонных потенциалов, гражданской готовности и кризисного регулирования. Также было заявлено о готовности развивать долгосрочное партнёрство НАТО с Ливией, которое, возможно, приведёт к её участию в Средиземноморском диалоге [9].

Одним из важнейших политических инструментов НАТО является политика «открытых дверей». В её рамках альянс пригласил Республику Македония начать переговоры о вступлении в организацию. Это стало возможным после завершения её длительных переговоров с Грецией - членом НАТО, в результате которых правительство Македонии приняло решение о переименовании страны в Республику Северная Македония.

На саммите также были проведены встречи с президентами Грузии

8 Tigner B. NATO Summit a Success, For Now // Atlantic Council. 2018. July 18 // URL: http:// www.atlanticcounciLorg/blogs/new-atlanticist/nato-summit-a-success-for-now

9 Brussels Summit Declaration // NATO. 2018. July 11 // URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=en

и Украины. Ещё в 2008 г. в Бухаресте альянс принял решение, что эти страны станут в перспективе его членами. С тех пор сотрудничество между ними и НАТО нарастало и распространялось на новые сферы, в том числе содействие в проведение внутренних реформ в этих странах и их участие в Силах реагирования и учениях НАТО. Однако на саммите 2018 г., как и прежде, альянс не предоставил этим странам Плана действий по членству, ограничившись заявлениями о поддержке и приветствиями их атлантических устремлений. Более того, встреча с ними была прервана Трампом и объявлением экстренной сессии, после чего членов грузинской и украинской делегаций попросили покинуть зал.

Официально Грузия и Украина не соответствуют ряду критериев НАТО, в том числе из-за недостаточности внутриполитических реформ и низкого уровня оперативной совместимости между вооружёнными силами этих стран и НАТО. Однако важную роль в вопросе их вступления в альянс играет позиция Российской Федерации.

Постсоветское пространство является полем пересечения интересов ряда крупных игроков, которые используют политические инструменты для укрепления своих позиций в регионе, в том числе и инструменты «мягкой силы». Закономерно, что деятельность НАТО в регионе, развитие её политического влияния вызывают опасения у России. Про-

тиворечия Грузии с Россией из-за суверенитета Южной Осетии и Абхазии, а также гражданская война на юго-востоке Украины и присоединение Крыма к России объективно не соответствуют ст. 10 Вашингтонского договора, по которой вступающая в альянс страна должна быть способна вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона [10] - вступление этих стран, наоборот, приведёт к серьёзному нарушению международной стабильности. Регулярные заявления НАТО о будущем вступлении Украины и Грузии в организацию скорее являются сигналом для этих стран и инструментом давления на Российскую Федерацию. Маловероятно, что альянс примет их в свои ряды в современной международной ситуации.

На саммите также были проведены встречи с представителями Швеции и Финляндии. Разговоры

0 потенциальном вступлении этих стран в НАТО пока не имеют достаточной обоснованности. Свою оборону они предпочитают укреплять с помощью Североевропейского оборонительного союз Nordefco, их расходы на оборону составляют

1 и 1,2% ВВП соответственно. Опросы общественного мнения показывают высокую степень неприятия НАТО, и при этом вступление в альянс приведёт к серьёзной милитаризации региона, в особенности Финляндии с её 1200-километровой границей с Российской Федерацией.

10 The North Atlantic Treaty. Washington D. C. 4 April 1949 // NATO. 2008. December 9 // URL: http://www .nato.int/cps/en/natohq/official_texts_17120.htm

Отношения с Россией

В разделе итогового заявления саммита о России помимо обвинений, указанных в документах предыдущих саммитов, добавилось осуждение нападений (якобы России) с применением нервно-паралитического вещества военного класса в Солсбери, а также во вмешательстве в выборы в Черногории. При этом вновь была подтверждена формула «предметный диалог, сильное сдерживание», принятая в 2014 г.

Для диалога отводится роль Совету Россия - НАТО (СРН), последнее заседание которого состоялось 31 мая. После событий на Украине в 2014 г. практическое сотрудничество между Россией и НАТО было приостановлено. Заседания СРН возобновились с 2016 г., и на последнем, седьмом с 2014 г. заседании СРН на посольском уровне обсуждались вопросы Украины, военной деятельности, транспарентности и снижения рисков, а также доктрины и стратегии сторон. Важнейшим итогом стало обсуждение предстоящих военных учений, в том числе Тпё.вп1 псЫгв 2018.

Обеим сторонам очевидно, что необходимо приходить к конкретным соглашениям и договорённостям. Однако сейчас среди военных налажены контакты лишь между военными руководителями России и НАТО, а также между Верховным главнокомандующим объединёнными ВС НАТО в Европе и начальни-

ком генштаба ВС России. Такого ограниченного диалога недостаточно для снижения вероятности военных рисков, но из-за отсутствия практического сотрудничества расширить его невозможно. Не способствовала диалогу и высылка семи российских дипломатов из-за инцидента в Солсбери, аккредитованных при НАТО. При этом страны НАТО по-прежнему расходятся во мнениях насчёт того, как относиться к России: как к бывшему партнёру, который когда-нибудь снова станет партнёром, как к почти равному сопернику, как к потенциальному противнику или как к врагу, уже вступившему в конфликт с Североатлантическим альянсом [11].

Ещё одна сложность состоит в различии подходов НАТО и России к совместной работе. Российская сторона стремится к заключению основополагающих договорённостей, а НАТО предлагает подход «маленьких шагов». Несмотря на это, заседания СРН даже в таком ограниченном формате сигнализируют о заинтересованности сторон в сотрудничестве. Следующий необходимый шаг -включение в их повестку контактов военных экспертов. Это позволит как повысить предсказуемость сторон, так и снизить военные риски. В дальнейшем можно будет искать точки пересечения интересов для взаимодействия, такие, например, как борьба с терроризмом, совмест-

11 Paulauskas K. The Alliance's evolving posture: towards a theory of everything // NATO Review. 2018. July 6 // URL: https://www.nato.int/docu/review/2018/Also-in-2018/the-alliances-evolving-posture-towards-a-theory-of-everything-nato/EN/index.htm

ная работа по которой активно велась до 2014 г.

Для сдерживания России в этом году не было предпринято специальных шагов. Однако ряд решений альянса влияет именно на это направление.

Инициатива «4 по 30», создание новых командных центров и укрепление системы ПРО НАТО усиливает оперативные возможности альянса и потенциал для противостояния потенциальным угрозам со стороны любого противника, в том числе и России. При перечислении главных угроз Россия указывается первой и лишь после - нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также распространение оружия массового уничтожения.

Однако между членами НАТО существуют разногласия в отношении России. Самое известное - отношение к этому вопросу Трампа. На последнем саммите «Группы семи» он предложил вернуть Россию в эту организацию, а его встреча с прези-

дентом России В. В. Путиным была назначена на 16 июля - через четыре дня после саммита НАТО. Несмотря на последовавшую эскалацию санкционной политики Соединённых Штатов Америки, Трамп не оставляет идеи улучшить отношения с Россией. Однако важным фактором в этом вопросе является внутриполитическая ситуация в США: большая часть американского истеблишмента не настроена на сближение с Россией. Одновременно с этим европейские страны терпят убытки из-за введённых Россией контрсанкций, а также экстерриториальных санкций США и стремятся к ограничению их воздействия и даже к отмене. В будущем двусторонний диалог России и отдельных членов НАТО мог бы способствовать улучшению отношений, в том числе и с НАТО. Но вряд ли это возможно до выполнения Минских соглашений, что пока видится трудноосуществимым всеми сторонами.

На прошедшем 11-12 июля 2018 г. саммите не было принято каких-либо основополагающих решений. Новые инициативы продолжили курс на сдерживание России, противостояние терроризму и расширение сотрудничества с другими странами. Однако не были устранены и разногласия членов альянса, в первую очередь США с их европейскими союзниками.

Существует мнение, что НАТО нужно «пережить» Трампа, а после всё вернётся на свои места. Однако Трамп не привнёс каких-либо новых проблем, он лишь поднял старые.

Рост значимости Азиатско-Тихоокеанского региона и ужесточение глобальной конкуренции государств требует усиления и единства НАТО, создания новых возможностей для реагирования на кризисы. И подход Трампа, несмотря на кажущийся разлад в альянсе, на деле ведёт к переосмыслению ролей союзников и организации в целом и подталкивает НАТО к трансформации, необходимой для успешного выполнения её глобальной роли. В период кризиса старых институтов глобального управления НАТО во главе с США взяли на себя роль «жандарма» в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке, и в дальнейшем их влияние будет только увеличиваться.

Библиография • References

Данилов Д. НАТО: год «чёрного лебедя» // Год планеты: экономика, политика,

безопасность. Ежегодник. Вып. 2017 г. М.: Идея-Пресс, 2017. С. 76-88. [Danilov D. NATO: god «chyornogo lebedya» // God planety: ehkonomika, politika,

bezopasnost'. Ezhegodnik. Vyp. 2017 g. M.: Ideya-Press, 2017. S. 76-88] Прокошев С. В. Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса //

Обозреватель-Observer. 2017. № 6. С. 14-22. [Prokoshev S. V. Donal'd Tramp i perspektivy Severoatlanticheskogo al'yansa //

Obozrevatel'-Observer. 2017. № 6. S. 14-22] Beraud-Sudreau L.., Childs N. The US and its NATO allies: costs and value // IISS. 2018. July 9 // URL: https://www.iiss.org/blogs/military-balance/2018/07/ us-and-nato-allies-costs-and-value Brussels Summit Declaration // NATO. 2018. July 11 // URL: https://www.nato.

int/cps/en/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=en Communique Defence Expenditure of NATO Countries (2011-2018) // NATO. 2018. July 10 // URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/ pdf_2018_07/20180709_180710-pr2018-91-en.pdf Counting Dollars or Measuring Value // CSIS. July 2018 // URL: https://csis-prod. s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/180703_Hicks_CountingDollars. pdf? ODJoCMVuu4utZMU.R1Y14EFdp.ma7JEc Dempsey J. President Trump's hectoring of NATO and Germany could prove counterproductive - or the opposite // Carnegie Europe. 2018. July 18 // URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/76804 Paulauskas K. The Alliance's evolving posture: towards a theory of everything // NATO Review. 2018. July 6 // URL: https://www.nato.int/docu/review/2018/Also-in-2018/the-alliances-evolving-posture-towards-a-theory-of-everything-nato/ EN/index.htm

Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg ahead of the NATO Summit Brussels. NATO. 2018. July 10 // URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/opinions_156729.htm?selectedLocale=ru The North Atlantic Treaty. Washington D. C. 4 April 1949. // NATO. 2008. December

9 // URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_17120.htm Tigner B. NATO Summit a Success, For Now // Atlantic Council. 2018. July 18 // URL: http://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/nato-summit-a-success-for-now

Статья поступила в редакцию 23 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.