Научная статья на тему 'ФАКТОР МИГРАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ'

ФАКТОР МИГРАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Испания / миграция / беженцы / кризис / Евросоюз / нелегальные мигранты / Марокко / Spain / migration / refugees / crisis / European Union / illegal migrants / Morocco

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исламова Эвелина Р.

В данной статье проводится анализ эволюции миграционной политики Королевства Испания и выявляются позитивные и негативные политические последствия указанных процессов. Наибольшее внимание уделяется проблеме нелегальной миграции, а также криминогенных настроений переселенцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Среди всех стран Европы, Испания выделяется своим относительно лояльным отношением к мигрантам и беженцам, прибывающим на ее территорию. Мигранты играют важную роль в испанском обществе. Во-первых, они разбавляют рынок труда, снижают на нем напряженность и могут браться даже за ту работу, за которую коренные испанцы не стали бы браться. К тому же, они восстанавливают численность населения страны, которая падает из-за снижения рождаемости и старения населения. Тем не менее, необходимо очень много усилий для интеграции «иностранцев» в испанское общество, чему могут препятствовать взаимная ксенофобия и расизм. На 2021 в Испании до сих пор продолжаются поиски компромиссного решения по вопросам миграции, поскольку не перестают возникать сопутствующие проблемы, требующие незамедлительного решения и адекватной деятельности испанского правительства совместно с гражданами страны. Мадрид, опираясь на общеевропейские ценности, пытается найти баланс между правами своих граждан, правами беженцев и иммигрантов и национальными интересами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MIGRATION FACTOR IN THE POLITICAL AGENDA OF MODERN SPAIN

This article analyzes the evolution of the migration policy of the Kingdom of Spain and identifies the positive and negative political consequences of these processes. The greatest attention is paid to the problem of illegal migration, as well as the criminogenic attitudes of immigrants from the Middle East and North Africa. Among all European countries, Spain stands out for its most loyal attitude to migrants and refugees arriving on its territory. Migrants play an important role in Spanish society. First, they dilute the labor market, reduce tension in it, and can even take on jobs that native Spaniards would not take on. In addition, they restore the population level, which is falling due to a decrease in the birth rate and an aging population. Nevertheless, a great deal of effort is needed to integrate "foreigners" into Spanish society, which can be hindered by mutual xenophobia and racism. For 2021, Spain is still searching for a compromise solution on migration issues, as related problems continue to arise, which also require immediate solutions and adequate activities of the Spanish government together with citizens. Madrid, based on pan-European values, is trying to find a balance between the rights of its citizens, the rights of refugees and immigrants, and the national interests of the country.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР МИГРАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ»

Научная статья УДК 327

Политология

ФАКТОР МИГРАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Э.Р. Исламова

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия Islamovaevelina00@gmail.com

Аннотация. В данной статье проводится анализ эволюции миграционной политики Королевства Испания и выявляются позитивные и негативные политические последствия указанных процессов. Наибольшее внимание уделяется проблеме нелегальной миграции, а также криминогенных настроений переселенцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Среди всех стран Европы, Испания выделяется своим относительно лояльным отношением к мигрантам и беженцам, прибывающим на ее территорию. Мигранты играют важную роль в испанском обществе. Во-первых, они разбавляют рынок труда, снижают на нем напряженность и могут браться даже за ту работу, за которую коренные испанцы не стали бы браться. К тому же, они восстанавливают численность населения страны, которая падает из-за снижения рождаемости и старения населения. Тем не менее, необходимо очень много усилий для интеграции «иностранцев» в испанское общество, чему могут препятствовать взаимная ксенофобия и расизм. На 2021 в Испании до сих пор продолжаются поиски компромиссного решения по вопросам миграции, поскольку не перестают возникать сопутствующие проблемы, требующие незамедлительного решения и адекватной деятельности испанского правительства совместно с гражданами страны. Мадрид, опираясь на общеевропейские ценности, пытается найти баланс между правами своих граждан, правами беженцев и иммигрантов и национальными интересами страны.

Ключевые слова: Испания, миграция, беженцы, кризис, Евросоюз, нелегальные мигранты, Марокко

Для цитирования: Исламова Э.Р. Фактор миграции в политической повестке современной Испании // Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 4. С. 73-86.

Original article Folitical Science

THE MIGRATION FACTOR IN THE POLITICAL AGENDA OF MODERN SPAIN

E.R. Islamova

Kazan (Volga) Federal University Kazan, Russia

Abstract. This article analyzes the evolution of the migration policy of the Kingdom of Spain and identifies the positive and negative political consequences of these processes. The greatest attention is paid to the problem of illegal migration, as well as the criminogenic attitudes of immigrants from the Middle East and North Africa. Among all European countries, Spain stands out for its most loyal attitude to migrants and refugees arriving on its territory. Migrants play an important role in Spanish society. First, they dilute the labor market, reduce tension in it, and can even take on jobs that native Spaniards would not take on. In addition, they restore the population level, which is falling due to a decrease in the birth rate and an aging population. Nevertheless, a great

deal of effort is needed to integrate "foreigners" into Spanish society, which can be hindered by mutual xenophobia and racism. For 2021, Spain is still searching for a compromise solution on migration issues, as related problems continue to arise, which also require immediate solutions and adequate activities of the Spanish government together with citizens. Madrid, based on pan-European values, is trying to find a balance between the rights of its citizens, the rights of refugees and immigrants, and the national interests of the country.

Keywords: Spain, migration, refugees, crisis, European Union, illegal migrants, Morocco

For citation: Islamova E.R. The migration factor in the political agenda of modern Spain. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(4):73-86. (In Russ.)

Введение

Согласно антропологическим исследованиям, первый представитель вида Homo sapiens (т.е. «человек разумный») появился более 100 тысяч лет назад в Африке. С естественным увеличением числа особей человек начал расселение по всему африканскому континенту. После этого первые люди начали осваивать территорию Азии, затем Европы, Америки и Австралии. Таким образом, с момента своего возникновения люди не переставали перемещаться с места на место. И со временем, благодаря этому переселению появилось и современное общество, и люди XXI века. Перемещение, даже бегство, является естественной реакцией людей - поиск более благоприятных условий для развития или, в конечном итоге места, для выживания. Древние люди всегда искали для себя лучшее - более плодородную почву, более богатые земли, близость к воде, удаленность от стихийных бедствий и т.д. В современном мире к этому добавился еще ряд причин. Например, поиск лучших условий труда, лучшего места работы, разница в уровне заработка, война или даже природные катастрофы. Все эти факторы побуждают и современного человека покидать одно место и направляться в более комфортное. Именно этот процесс и получил название «миграция».

Международная миграция играет ключевую роль в экономической, политической и социальной структуре многих регионов мира. Как в странах происхождения, так и в странах назначения их воздействие распространяется на различные сферы общественной и частной жизни. Однако со временем заметно, что карта международной миграции стала более сложной.

Согласно определению Международной организации по миграции (МОМ), основанной в 1951 году, мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица, добровольного или недобровольного характера перемещения, причин перемещения или продолжительности пребывания. А в испанском языке для обозначения этого процесса есть красивое слово «migración» [1].

Испания имеет историю миграции, которая началась еще в колониальный период в конце XV века и продолжалась до XX века, когда многие испанцы были вынуждены искать экономические решения за границей в результате трудностей, возникших после трехлетней гражданской

войны [2]. Тем не менее, за всю историю становления Королевства Испании проблема миграции не стояла так остро как сейчас, поскольку раньше, одновременно с въездом людей в страну, этнические испанцы покидали ее пределы. Таким образом, ни прирост, ни убыль населения должным образом не проявлялись. Ситуация изменилась во второй половине прошлого века [3].

До мирового экономического кризиса, начавшегося в 1993 году, Испания была одним из самых крупных и быстро развивающихся европейских государств, остро нуждающихся в рабочей силе. Появилась потребность в расширении строительства, создании новых производственных мощностей, чтобы соответствовать потребностям развития сферы туризма. А испанское население в тот момент находилось на очередной стадии демографического перехода. Эта страна с одним из самых высоких в мире уровней выживания новорожденных, а также, до нескольких лет назад, с одним из самых низких показателей рождаемости. Иными словами, население Испании стареет, но не восполняется в полной мере, что обусловливает нужду в рабочей силе. В самой стране трудоспособного населения было недостаточно, в связи с чем возникает необходимость его привлечения из-за рубежа. Так началась вербовка трудовых мигрантов, за счет которых население страны значительно возросло и выровнялось. Можно сделать вывод о том, что в прошлом это демографическая специфика сыграла ключевую роль в интенсификации миграционных потоков [4].

Методологической базой исследования служит совокупность таких методов как сравнительный анализ, индукция, дедукция, метод количественных оценок и междисциплинарный подход. В настоящее время множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов посвящено миграционной тематике. Для изучения внешней миграции Испании использовались, в основном, иностранные работы, которые раскрывают это явление с разных сторон.

Мусульманское население

Испания как развитая европейская страна на протяжении многих лет притягивала иммигрантов, однако усиление миграционных потоков произошло именно в 1990-х годах. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов роста и развития. С конца XIX века и на протяжении большей части XX века Испания была страной с очень активной эмиграцией; однако в последние десятилетия она, наоборот, стала, в основном, получателем миграционных потоков из разных частей мира. За несколько лет Королевство утвердилось в статусе реципиента миграции, чему способствовал приток выходцев из стран Латинской Америки, Африки и Европы. И в минувшем году, даже несмотря на ограничения, введенные в связи с пандемией, страна заняла первое место по приему нелегальных мигрантов по всей Европе. Согласно управлению ООН по делам беженцев, Королевство приняло более 40 тысяч мигрантов. Более половины прибывших в Испанию, представляют собой выходцы из Магриба, в основном из Марокко, Алжира, а также было много граждан Мали и Сенегала.

Экономический бум Испании, языковые возможности для многих и относительная лояльность проводимой политики контроля и регулирования -вот некоторые из факторов, которые в той или иной степени способствовали прибытию и расселению многих групп населения из-за рубежа.

Иберийский полуостров постоянно переходил от одного народа к другому: от иберов к кельтам, от римлян к вестготам и т.д. А затем расцвет произошел после прихода арабов и последовавшей за этим Реконкистой.

Еще в V веке Пиренейский полуостров был захвачен древнегерманскими племенами, которые заняли там высшую военную и административную власть. Тем не менее, вестготы с пренебрежением относились к местному населению и не смогли не только сблизиться, но и завоевать доверия и уважения. Поэтому, когда в 711 году арабо-берберское войско высадилось в Испании, население полуострова не стало препятствовать битве между европейскими захватчиками и арабскими завоевателями. Победа осталась за мусульманами. Местное население не боролось с арабами, которые постепенно расширяли свои владения за счет продвижения вглубь Пиренейского полуострова. Вплоть до XV века Испания находилась под властью арабов. Одновременно с этим на остров стали прибывать еще больше мусульман-поселенцев.

Среди арабов мусульманская Испания получила название «Аль-Андалус». Происхождение этого термина в течение многих лет ставило в тупик филологов и историков, и до сих пор нет убедительного и единого объяснения. Обычно предполагалось, что это связано с вандалами, которые прошли через полуостров в V веке по пути в Северную Африку. Существует также версия, что полученное Испанией название связано с термином «Земля вандалов», которому добавили префикс.

Как только арабы закончили свои завоевания, они приступили к созданию цивилизации: начали восстанавливать торговые отношения с другими странами, заселяли города, основывали центры образования (университеты, школа переводчиков), воздвигали памятники культуры, мечети. Несмотря на разные религии, мусульмане также строили церкви, позволяли епископам проводить церковные сборы, проявляли терпимость к христианам. До Х века исламская Испания в культурном отношении намного превосходила христианские королевства.

Именно смешение исламской и христианской религий определило становление испанской культуры. Влияние арабы оказали и на язык, и на архитектуру, и на кухню, и на искусство современных испанцев.

Сейчас же мусульмане - в частности марокканцы - уезжают с родины из-за тяжелых условий существования, ограниченных возможностей социального продвижения. Испания представляется им страной, где мечта об обеспеченном и стабильном будущем может осуществиться.

Исламское завоевание является фактом, имеющим большое значение в истории Пиренейского полуострова, определяющим эволюцию средневекового периода. Однако сейчас на большую часть мусульманских

переселенцев по всей Европе и, в частности, в Испании смотрят с неодобрением и опасением. Это в первую очередь связано с возникновением и активизацией деятельности экстремистской террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России).

Так, 17 августа 2017 года была совершена серия терактов в Каталонии, жертвами которых в общей сложности стали 16 человек и сотни пострадали. Эти районы Испании были выбраны не случайно, т.к. именно они являются центрами европейского туризма, что символизирует грех в понимании исламистов. Ответственность за эти теракты взяло на себя «Исламское государство», в заявлении которого говорилось, что в результате нападения убито и ранено более 120 «крестоносцев» и евреев.

Полиция арестовала четырех человек в связи с терактами - трех марокканцев и гражданина испанского североафриканского анклава Мелилья. «Исламское государство» заявило, что исполнители терактов откликнулись на его призыв атаковать страны, участвующие в возглавляемой США коалиции, действующей против суннитской группировки боевиков.

Затем последовали митинги, участие в которых приняло около 500 тысяч человек. Жители Барселоны вышли на улицу Рамбла, где ранее и был совершён один из терактов, выступая против исламизации Европы. Демонстранты несли плакаты со словами «Террористы, здесь вам не рады» и «Испания христианская, а не мусульманская».

Джихадисты, проживающие на территории Испании и состоящие в ИГИЛ, сняли видеообращение как к испанским властям, так и к населению. Боевики упоминали мусульман, которые стали жертвами крестовых походов и тех, кто страдали в последние десятилетия. Более того, они упомянули о своем стремлении ликвидировать последствия Реконкисты. И в наши дни в среде мусульман-экстремистов распространено убеждение, что территорию Испании нужно вернуть в исламский халифат, в первую очередь - анклавы на территории Северной Африке (Сеута и Мелилья), а также начать джихад за освобождение Аль-Андалуса от всех неверных.

Однако это был не единственный смертоносный теракт в Испании. В марте 2004 года исламистские боевики заложили бомбы в пригородные поезда Мадрида, убив около 200 испанцев. Ответственность за взрывы взяла на себя группировка «Бригады Абу Хафса аль-Масри», связанная с «Аль-Каидой». А целью исламистов называлась месть Испании за участие в войне в Ираке.

Сразу после трагедии арабская газета «Аль-Кудс-Аль-Араби» опубликовала письмо Аль-Каиды, в котором говорилось следующее: «Нам удалось успешно проникнуть в самое сердце Европы и нанести мощный удар по крестоносцам».

Мусульманскому населению с сильно отличающимся менталитетом и взглядами на жизнь в отличие от населения европейских стран приходится переживать большие трудности. И для снижения уровня напряженности между представителями разных конфессий и национальностей испанскому правительству необходимо проводить обширную работу как с местным

населением, так и с приезжим. В качестве основных задач необходимо выделить: препятствие дискриминации на религиозной почве, ущемлению прав мигрантов и снижению негативных настроений со стороны испанского населения. С другой стороны, и с переселенцами необходимо проводить работу по недопущению образования национальных «гетто», незаконных организаций и принятию моральных-нравственных принципов населения данной страны.

На современном этапе испанское правительство извлекло уроки из ужасающих событий прошлого и начало принимать меры для помощи мусульманам адаптироваться в обществе. К примеру, для мусульманского населения Испании нет запретов по использованию исламской символики, в отличие от Франции или других стран ЕС. Более того, для мусульман предоставлено право заменить испанские праздничные дни на мусульманские, а также некоторые поблажки во время священных праздников и поста. Большую роль в поддержании традиций и консолидации мусульманского сообщества в Испании играет пост во время рамадана.

Иммигранты из Марокко

Марокканская миграция, вероятно, является одним из старейших иммиграционных явлений в Испании, что объясняется географической близостью между двумя странами, а также историческими связями между этими двумя пространствами. Движение между двумя берегами Гибралтарского пролива было постоянным в истории.

С точки зрения ЕС, северные страны Африки, а в особенности Марокко, представляют одну из основных проблемных областей с наивысшим процентом потенциальных мигрантов. Это обусловлено быстрым ростом населения, стагнацией экономики, низким уровнем жизни, отсутствием государственной поддержки, высоким уровнем безработицы и др.

Многочисленные факторы формировали важнейшие миграционные «коридоры» на протяжении долгих лет. Эти миграционные коридоры, проходящие через Африку в Европу, возникли не только из-за географической близости стран и их тесных исторических связей. Одним из главных мировых миграционных коридоров согласно Докладу о миграции МОМ является «Марокко - Испания».

В начале 1970-х годов Испания стала все больше утверждаться в статусе важной жизнеспособной альтернативы более традиционным направлениям миграционных потоков в Западной Европе, что было связано с быстрым экономическим развитием каталонского региона на тот момент. Это и послужило отправной точкой для непрекращающегося потока марокканских мигрантов на европейский континент.

Иммиграция жителей Марокко в Испанию приняла значительные масштабы в постколониальную эпоху: так, жители северных и центральных районов Марокко начали переселяться в испанские автономные города Сеута и Мелилья, которые находятся на территории Северной Африки на границе с Марокко.

В 2005 году по решению правительства, возглавляемого Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП), с целью положить конец массовому проникновению нелегальных мигрантов в эксклавы, была установлена колючая проволока. Она отделяла испанские города от Марокко.

Рост испанской экономики и расширение рынка труда в отдельных секторах во второй половине 1990-х годов и, что более заметно, в первой половине 2000-х годов привлекали все больше марокканских иммигрантов.

В миграционной системе отношений двух стран произошел сбой, после того как Испания в июле 1991 года ввела визовый режим для всех въезжающих в Королевство марокканцев, а также алжирцев и тунисцев. Это требование было выполнено в рамках Шенгенского соглашения, подписанного Испанией под влиянием европейских партнеров. Введение визового режима, затронувшего три североафриканских государства, создало некоторую политическую напряженность во взаимоотношениях стран. Исключение сделали лишь для анклавов Сеута и Мелилья. Было принято иное визовое урегулирование в отношении этих территорий, связанное, в первую очередь, с важными коммерческими связями городов с Марокко. Для жителей марокканских регионов была установлена многократная визовая льгота, которая позволяла многоразовый въезд лишь на территорию Сеуты и Мелильи [5].

Большинство африканских мигрантов попадали на территорию Испании через марокканский порт Танжер. Марокко так же можно назвать и «транзитным регионом», поскольку через территорию страны проходят сотни африканских жителей на пути в европейские страны, в том числе и в Испанию. Он был удобным связывающим звеном Африки и Европы. Помимо марокканцев и других магрибцев, пролив также стал оживленным каналом для мигрантов из стран Африки к югу от Сахары, особенно из Сенегала, Нигерии и Габона, а также из более отдаленных африканских стран. Несмотря на то, что перебраться через пролив не так сложно, это не означает, что мигранты попадают в страну только на нелегальной основе. Мигранты, обладающие достаточными финансовыми средствами, могут заключить трудовые договоры, получить туристическую визу или даже вид на жительство. Некоторые же попадают в страну на торговых или других грузовых судах, скрываясь и подделывая документы [6].

Что бы ни делали принимающие страны, мы должны признать, что иммиграционное давление со стороны стран «третьего мира», несомненно, будет продолжаться. Будущим результатом должно стать международное сотрудничество, направленное на достижение лучшего баланса богатства и менее концентрированное глобальное развитие, охватывающее как можно большее число стран. Однако это очень легко сформулировать, но очень трудно осуществить на практике из-за ряда причин.

Нелегальное проникновение

Испания считается одной из основных стран Европы, на границах которой сосредоточено наибольшее количество нелегальных мигрантов.

Незаконное проникновение по-прежнему создает проблемы в регионе и сохраняет свою актуальность в европейской повестке дня.

Ни для кого не секрет как пагубно сказывается нелегальная миграция на политику и благосостояние страны: идет укрепление теневого сектора экономики, повышается риск конфликтов на этнической и религиозной почве, происходит ухудшение криминогенной обстановки, а незаконный въезд из стран Северной Африки превратился в один из самых распространенных маршрутов для нелегалов. Испания является страной первичного приема мигрантов, следующих в Европу через Средиземное море, конкретно через Гибралтарский пролив.

Тем не менее, более жесткая политика въезда в Европу создала растущий спрос на все виды поддельных документов, которые могли бы помочь мигрантам проникнуть в нарушение законодательства. В Марокко расширился рынок поддельных виз и паспортов, свидетельств о рождении и браке, банковских счетов. Незаконный ввоз мигрантов между Марокко и Испанией является чрезвычайно гибким и постоянно трансформирующимся явлением, которое быстро реагирует на социальные и политические изменения.

Согласно докладу Международной организации по миграции за 2020 год, к концу 2018 наибольшее число нелегальных мигрантов, прибывших в Европу морским путем, воспользовались «Западным средиземноморским маршрутом», ведущим в Испанию. Число прибывших составило 59 тысяч мигрантов.

Это происходит, несмотря на то, что процесс транзита в Европу обычно сопряжен с рискованными ситуациями: вымогательство, высокая стоимость поездки, присутствие мафии и даже риск погибнуть. По различным оценкам, на территорию ЕС морским путём попадало около 10% потока нелегальной миграции, на этот вид передвижения приходится наибольшее количество случаев гибели мигрантов.

Основной проблемой является то, что мигранты, прибывая в Испанию, намеренно утаивают место своего происхождения и документы. Это может гарантировать им шанс, что по испанскому законодательству их не депортируют обратно, ведь если неизвестно откуда человек прибыл, то и репатриировать его некуда. После нахождения в специальных центрах, не имея установленного гражданства, они просто выходят на улицы Королевства и сливаются с нелегальными общинами.

В начале XXI века злободневной проблемой Испании была миграция на Канарские острова. Однако программа по охране внешних границ, сыграла важную роль в ее разрешении, поскольку поток нелегальных мигрантов значительно сократился и даже приблизился к показателю 1990-х годов. Успех был достигнут благодаря совместной деятельности со странами Северной Африки - «поставщиками» мигрантов (в первую очередь Марокко, Алжир, Мавритания, Сенегал и т.д.). Опираясь на этот положительный опыт страны, можно высказать предположение, что благодаря принимаемым мерам сегодня Испания сможет преодолеть миграционный кризис и

полностью взять под свой контроль «западно-средиземноморский маршрут» для сокращения потоков нелегальных мигрантов.

Тем не менее, проблема миграции из стран Африки через Средиземное море уже который год стоит в Испании крайне остро. Ее положение можно сравнить лишь с такими же приморскими странами как Греция и Италия, которые сталкивались с мощным наплывом нелегальных мигрантов и беженцев (в основном во время кризиса на Ближнем Востоке). И, конечно, это повлияло на изменение миграционной политики страны, поскольку, защищая собственные границы, Испанское королевство оберегает и границы Евросоюза, что увеличивает его ответственность.

Эволюция миграционной политики

Миграционная политика Испании на протяжении многих лет претерпевала изменения и дополнения, поскольку средиземноморские страны Европы одними из первых столкнулись с такой проблемой как увеличение потока миграции, в большинстве своем нелегальной. Испании, так же как Греции и Италии [7], пришлось срочно принимать меры для обеспечения защиты и безопасности собственных границ. Рост миграционных потоков стал одной из важнейших проблем не только Испании, но ЕС в целом, попытки решения которой предпринимаются в рамках европейской стратегии безопасности.

Рассматривая эволюцию миграционного законодательства Испании, разумнее всего начать с «Конвенции о статусе беженцев», принятой в 1951 году и действующей на всей территории Европейского Союза. Было прописано определение понятия «беженец», а также определены основные нормы обращения с людьми данного статуса и запрещена их высылка или принудительное возвращение. Затем важной ступенью стало введение в различных странах Западной Европы правовых процедур по ограничению числа прибывающих мигрантов, а также были приняты инициативы, направленные на перемещение прибывших обратно в страны их происхождения. Королевство Испании объявило о вступлении в ЕС в 1986 году, что означало принятие страной всех этих мер, а Гибралтарский пролив приобрел значение не только как культурная граница между Африкой и Европой, но и стал жестоким территориальным разграничителем [8].

К тому же к началу 90-х годов прошлого века западноевропейские страны ограничили сроки воссоединения семей мигрантов и стали проводить более тщательную проверку и уделять больше внимания случаям, когда въезд в страну происходил под предлогом брака мигранта с жителем принимающей страны.

В 1985 году первый закон Испании (Ley de Extranjería) или «Закон о правах и свободах иностранцев в Испании», рассматривал большую часть иммиграции как временное явление и сосредоточился главным образом на контроле над мигрантами, уже находящимися в стране. Иммигранты понимались широко, прежде всего, как рабочие, требующие регулирования со стороны Министерства труда.

В 2000 году вступил в силу новый "Закон о правах и свободах иностранцев в Испании и их социальной интеграции", более известный как Закон об иностранных лицах. Закон об иностранцах представляет собой значительный шаг в направлении улучшения условий жизни иностранцев в Испании.

Этот законопроект получил широкое одобрение, поскольку необходимости в реформировании его предшественника 1985 года назревали уже долгое время. Предполагалось, что он положит конец 15-летней ограничительной политике и ведет более интегративную политику, позволяя решить проблему нелегальной миграции.

Новый закон должен был рассмотреть два основных факта относительно статуса мигрантов. Во-первых, огромное количество прибывающих лиц все реже стали продвигаться дальше в Европу. Они больше не использовали Испанию как «проходящую точку» их маршрута в более северные европейские страны. Возникала необходимость для таких мигрантов и их семей, проживающих в Королевстве на неопределённой основе, установить их права. В конечном счете, мигрантам предоставлялись те же права, что и у испанских граждан, включая право на санитарное обслуживание и жилье, и расширяя сферу других прав, включая права на социальное обеспечение и образование, за исключением права голоса. Во-вторых, Закон касался иностранцев, не имеющих разрешения на работу. Большое количество мигрантов в Испании трудоустроены незаконно, поскольку многие компании нанимали мигрантов из-за более низкой оплаты их труда. И данный закон делал жизнь мигрантов более спокойной, поскольку им больше не грозила немедленная репатриация, предусмотренная по закону 1985 года.

В то время как законодательство 1985 года было более ограничительным в отношении иммиграции и крайне слабым в отношении их прав, поправка 1996 года к закону 1985 года признала иммиграцию структурным явлением и установила, что иностранцы имеют ряд субъективных прав. Эти права включали в себя доступ к образованию, равенство, право на юрисконсульта и переводчика при общении с властями. Она укрепила полномочия региональных правительств по защите прав несовершеннолетних иммигрантов и официально установил систему квот для временных работников. Наконец, поправка установила категорию «постоянного жителя» и официально включила в его рамки право на воссоединение семей.

Важным шагом по урегулированию неконтролируемого потока беженцев и налаживанию миграционной политики Европы стал саммит ЕС, проведенный в Севилье (Испания) в 2002 году. Саммит призвал интегрировать иммиграционную политику во внешнюю политику ЕС, что дает возможность интенсифицировать переговоры о подписании с третьими странами соглашения о реадмиссии, заключение которых обязывает вывозить из Евросоюза не только резидентов этих стран, но и транзитных мигрантов. В заключительном документе выделены пять направлений этой политики:

интеграция легальных иммигрантов в общество страны пребывания, эффективная защита и поддержка беженцев, борьба с нелегальной иммиграцией, координация управления внешними границами ЕС и объединение пограничных служб, борьба с расизмом и ксенофобией в странах ЕС.

Законодательство в отношении нелегальных иммигрантов, которое изначально предоставляло им множество прав, со временем заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии с 2000 по 2004 гг. нелегалы лишились права на помощь в покупке жилья, получении образования, на бесплатную юридическую помощь, за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе.

В новом «Законе об иностранцах» 2015 года правительство Испании утвердило практику высылки задержанных без проведения законных процедур в отношении тех, кто пытался преодолеть стены Сеуты и Мелильи.

Стоит отметить, что на момент миграционного кризиса 2015 года и наплыва беженцев из стран арабского мира, Испания была одной из самых подготовленных к этому вызову, благодаря своему законодательству и опыту приема мигрантов из стран Африки. Это был кризис, который усугубился неожиданным ростом числа мигрантов и особенно беженцев, в основном из Сирии, а также из Афганистана, Ирака, Эритреи, Пакистана, Сомали и т.д., которые по уязвимым и опасным маршрутам пытались достичь европейской территории и найти там убежища. В тот год в соответствующие службы стран ЕС было подано 1 257 030 прошений о предоставлении международной защиты, тогда как годом ранее - 562 680, а в 2013 г. - 372 855.

Миграционные процессы оказывают все более заметное воздействие на экономику, политику, социальную и культурную сферы, затрагивают внешнеполитические отношения, переплетаются с проблемами экономической отсталости и бедности.

Заключение

Несмотря на то, что иммиграция в страну является относительно недавним явлением, интенсивность, с которой она экономически развивалась, начиная с 1990-х годов, сделала Испанию одной из крупнейших иммиграционных стран в мире. Рост испанской экономики в это время и расширение рынка труда в некоторых конкретных секторах сыграли ключевую роль в привлечении растущего числа иммигрантов.

Испания привлекает мигрантов по нескольким причинам. Одна из них -достаточно высокий уровень жизни. К примеру экономический разрыв между Испанией и Марокко или странами Латинской Америки значительный, что делает ее очень привлекательной для переселения. Люди из отсталых стран переезжают в Королевство, стремясь получить доходное рабочее место, их привлекает возможность приобретения недвижимости, а также получения качественного образования или возможность дать его своим детям.

Испания на сегодняшний день не является раем для мигрантов: кризис в стране, жестокий запрет найма нелегалов на работу, высокие налоги. Мигрантам

сейчас достаточно проблематично получить убежище в этой европейской стране (нужно доказать, что мотивом переезда является реальная угроза жизни и здоровья, а не корыстные цели улучшения материального положения). Но отчасти эти процессы и происходят в испанском обществе из-за непрекращающихся миграционных потоков в страну.

Общая обстановка и существующие обстоятельства благоприятствуют иммиграции. Масштабы нелегальной миграции вызывают определенную тревогу у испанского правительства, поскольку многочисленные группы иммигрантов лишены своих прав и подвергаются шантажу и вымогательству.

Антимигрантские настроения периодически усиливаются, как это было после совершенных джихадистами терактов или же во время всемирного экономического кризиса. Среди местного населения возрастает возмущение, что работодатели отдают предпочтение мигрантам при найме на работу из-за более низкой оплаты труда. Однако, как правило, уровень квалификации у иммигрантов ниже, или они имеют квалификацию, которую труднее признать в принимающей стране или применить в местных условиях, и эти факторы усугубляются плохим знанием языка.

Таким образом, иммиграция имеет решающее значение для понимания процессов, происходящих в испанском обществе сегодня. Ведь и сама Испания лишь недавно перешла от страны, поставляющей мигрантов, в страну их приема. Испанское королевство, обладающее статусом средиземноморской державы, и в XXI веке вовлечено в широкий спектр региональных проблем и участвует во многих европейских процессах. Урегулирование потоков мигрантов является необходимостью испанского правительства и для подтверждения этого своего статуса.

Испания на своем опыте осознала, что для уменьшения потоков приезжающих в Королевство необходимо прилагать всевозможные усилия для повышения уровня жизни в тех странах, откуда люди стараются уехать. Изучение демографического ландшафта — это возможность задуматься о настоящем и будущем миграции. Помимо нелегальной иммиграции взрослого работоспособного марокканского населения, сегодня серьезной проблемой является поток несовершеннолетних иммигрантов в города без сопровождения взрослых.

Кризис, наконец, высветил необходимость смены дискурсов и альтернатив миграционной политике, особенно перед лицом угрозы ксенофобских и экстремистских выступлений, которые легитимизируют оборонительные и исключительные действия.

Необходимо также разработать всеобъемлющую политику и планы сотрудничества, которые способствовали бы структурным изменениям и развитию в регионах происхождения и транзита мигрантов. Для снижения миграционных потоков разумнее всего принять в действие политику, направленную на устранение структурных причин вынужденной миграции -войн, конфликтов, изменения климата, крайней нищеты - и, в некоторых

случаях, на поощрение миграционных потоков и передвижения людей в качестве возможности для развития принимающих стран и стран исхода.

На сегодняшний день во всех частях земного шара люди более мобильны, чем когда-либо, но также более чем когда-либо мы лишены права свободно пересекать национальные границы. Один из самых оживленных неофициальных маршрутов для въезда в Европу из Африки проложен в бурных водах Гибралтарского пролива. Каждый год несколько тысяч марокканских и других африканских подростков пересекают Гибралтарский пролив на небольших судах и пополняют ряды мигрантов без документов в Испании, Италии, Франции и других странах Западной Европы. Лишь малая часть реальных попыток оказывается успешной - каждый год для нескольких десятков африканцев путешествие через Гибралтарский пролив становится последним. Для других арест и быстрая депортация из Европы также положили суровый конец мечтам о будущем.

Список источников

1. Glossary on migration [Электронный ресурс]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/iml_34_glossary.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

2. La crisis de los refugiados en Europa [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/3172б7237_LA_CRISIS_DE_LOS_REFUGIADOS_EN_E UROPA (дата обращения: 20.02.2021).

3. Конвенция о статусе беженцев (28 июля 1951) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 20.02.2021).

4. Понеделко Г. Иммиграция в Испании // Мировая экономика и международные отношения. 2015. №9. C. 80-92.

5. Закон 4/2000 от 11 января о правах и свободах иностранцев в Испании.

6. Lorenzo Gabrielli, Corridor Report on Spain - The case of Ecuadorian and Moroccan immigrants, INTERACT RR 2015/15, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2015. (дата обращения: 20.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сакаев В.Т. Политико-демографические аспекты иммиграции в Италии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 201б. Т. 1б. Вып. 1. С. 112-134.

8. Дублинская Конвенция 1990 года, определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/asylum/Reunion3.3.1.html (дата обращения: 20.02.2021).

References

1. lossary on migration [Ele tronny resurs]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/iml_34_glossary.pdf (data obrashcheniya: 12.02.2021).

2. La crisis de los refugiados en Europa [Ele tronny resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/3172б7237_la_crisis_de_los_refugiados_en_europa (data obrashcheniya: 20.02.2021).

3. o nventsiya o statuse be hentsev (28 iyulya 1951) [Ele tronny resurs]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (data obrashcheniya: 20.02.2021).

4. Ponedelko G. Immigratsiya v Ispanii // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - 2015. - No 9. - C. 80-92.

5. Zakon 4/2000 ot 11 yanvarya o pravakh i svobodakh inostrantsev v Ispanii.

6. Lorenzo Gabrielli, Corridor Report on Spain - The case of Ecuadorian and Moroccan immigrants, interact rr 2015/15, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2015. (data obrashcheniya: 20.02.2021).

7. Sakaev V.T. Politiko-demograficheskie aspekty immigratsii v Italii // Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk. 2016. T. 16. Vyp. 1. S. 112-134.

8. Dublinskaya Konventsiya 1990 goda, opredelyayushchaya gosudarstvo, otvetstvennoe a rassmotrenie hodata stv o predostavlenii ube hishcha, podanny h v odnom i gosudarstv-chlenov Evrope s ogo oobshchestva [Ele tronny resurs]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/ asylum/Reunion3.3.1.html (data obrashcheniya: 20.02.2021).

Автор публикации Author of the publication

Исламова Эвелина Р., студентка, Казанский Evelina R. Islamova, student, Kazan (Volga) (Приволжский) федеральный университет. Federal University.

Статья поступила в редакцию 22.09.2021; одобрена после рецензирования 28.09.2021; принята к публикации 04.10.2021.

The article was submitted 22.09.2021; approved after reviewing 28.09.2021; accepted for publication 04.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.