Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИСПАНИИ: ПРАКТИКА "ГОРЯЧИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ" И НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИСПАНИИ: ПРАКТИКА "ГОРЯЧИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ" И НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
867
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИСПАНИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОРЯЧЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ / ДЕПОРТАЦИЯ / НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мовсесян Артём Сергеевич, Степанян Вадим Варужанович, Диасамидзе Шота

В данной статье рассматривается миграционная политика в Королевстве Испания.Определяются причины крупных миграционных потоков,а также уже появившиеся последствия.Анализируются отношения Королевства Испания с соседними странами,а также их взаимодействия в сфере миграционной политике.Прослеживаются этапы развития миграционной политики,ее особенности и характерные черты.Приводятся количественные и качественные показатели миграционной политики Испании со ссылкой на независимые европейские источники.Проводится анализ событий и взаимосвязи миграционной ситуации и внутренней политики.Миграционная политика Королевства Испания рассматривается через призму правовых норм.Упоминается феномен «горячие возвращения».Анализируется данный феномен,а также реакция европейских институтов на действия Королевства Испания.Делается акцент на неправомерности действий испанского правительства,а также систематических нарушений прав человека в отношении мигрантов.Анализируется деятельность испанского правительства в реалиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPAIN'S MIGRATION POLICY: THE PRACTICE OF "HOT RETURNS" AND HUMAN RIGHTS VIOLATIONS

This article discusses the migration policy in the Kingdom of Spain. The causes of large migration flows are determined, as well as the consequences that have already appeared. The article analyzes the relations of the Kingdom of Spain with neighboring countries, as well as their interaction in the field of migration policy. The stages of the development of migration policy, its features and characteristic features are traced. Quantitative and qualitative indicators of Spain's migration policy are presented with reference to independent European sources. The analysis of events and the relationship between the migration situation and domestic policy is carried out. Migration policy The policy of the Kingdom of Spain is considered through the prism of legal norms. The phenomenon of "hot returns" is mentioned. This phenomenon is analyzed, as well as the reaction of European institutions to the actions of the Kingdom of Spain. The emphasis is placed on the illegality of the actions of the Spanish Government, as well as systematic violations of human rights against migrants. The article analyzes the activities of the Spanish government in the realities of the pandemic.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИСПАНИИ: ПРАКТИКА "ГОРЯЧИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ" И НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Миграционная политика Испании: практика «горячих возвращений» и нарушений

прав человека

Spain's migration policy: the practice of "hot returns" and human rights violations

Мовсесян Артём Сергеевич

Студент 3 курса,

Образовательной программы «Международные отношения» Санкт-Петербургский государственный университетa

Россия, г. Санкт - Петербург e-mail: movsesyan21@mail. ru

Movsesyan Artyom Sergeevich

3rd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: movsesyan21@mail.ru

Степанян Вадим Варужанович

Студент 3 курса,

Образовательной программы «Международные отношения» Санкт-Петербургский государственный университетa

Россия, г. Санкт - Петербург e-mail: vadstepanyan2001 @gmail. com

Stepanyan V.V.

3rd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: vadstepanyan2001 @gmail.com

Диасамидзе Шота

Студент 3 курса,

Образовательной программы «Международные отношения» Санкт-Петербургский государственный университетa

Россия, г. Санкт - Петербург e-mail : diasamidze.fed@gmail.com

Diasamidze Shota

3rd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail : diasamidze.fed@gmail.com

Аннотация.

В данной статье рассматривается миграционная политика в Королевстве Испания.Определяются причины крупных миграционных потоков,а также уже появившиеся последствия.Анализируются отношения Королевства Испания с соседними странами,а также их взаимодействия в сфере миграционной политике.Прослеживаются этапы развития миграционной политики,ее особенности и характерные черты.Приводятся количественные и качественные показатели миграционной политики Испании со ссылкой на независимые европейские источники.Проводится анализ событий и взаимосвязи миграционной ситуации и внутренней политики.Миграционная политика Королевства Испания рассматривается через призму правовых норм.Упоминается феномен «горячие возвращения».Анализируется данный феномен,а также реакция европейских институтов на действия Королевства Испания.Делается акцент на неправомерности действий испанского правительства,а также систематических нарушений прав человека в отношении мигрантов.Анализируется деятельность испанского правительства в реалиях пандемии.

Annotation.

This article discusses the migration policy in the Kingdom of Spain. The causes of large migration flows are determined, as well as the consequences that have already appeared. The article analyzes the relations of the Kingdom of Spain with neighboring countries, as well as their interaction in the field of migration policy. The stages of the development of migration policy, its features and characteristic features are traced. Quantitative and qualitative indicators of Spain's migration policy are presented with reference to independent European sources. The analysis of events and the relationship between the migration situation and domestic policy is carried out. Migration policy The policy of the Kingdom of Spain is considered through the prism of legal norms. The phenomenon of "hot returns" is mentioned. This phenomenon is analyzed, as well as the reaction of European institutions to the actions of the Kingdom of Spain. The emphasis is placed on the illegality of the actions of the Spanish Government, as well as systematic violations of human rights against migrants. The article analyzes the activities of the Spanish government in the realities of the pandemic.

Ключевые слова: миграция, права человека, Испания, миграционная политика, горячее возвращение, депортация, нарушения.

Key words: migration, human rights, Spain, migration policy, hot returns, deportation, violations.

На рубеже веков в Испании наблюдался один из самых быстрорастущих показателей иммиграции в мире. В первом десятилетии 2000-х годов среднегодовой чистый приток мигрантов составлял почти 500 000 человек в год, что сделало Испанию вторым по величине получателем иммигрантов в абсолютном выражении среди стран ОЭСР после США. В отличие от Германии и других стран, Испания сразу же открыла свой рынок труда для мигрантов из новых стран-членов ЕС в Центральной и Восточной Европе. Это привело к очередному чистому притоку иммигрантов, в основном из Румынии, которые сейчас представляют вторую по численности группу иммигрантов (669 434) после марокканцев (812 412)[1].

Испания также пережила самый большой рост числа иммигрантов, родившихся за границей, по отношению к населению среди всех стран ОЭСР: их общее число выросло с менее чем 1,5 миллиона иммигрантов (4 процента от общей численности населения) в 2000 году до 6,5 миллиона (почти 14 процентов) к 2009 году. Опыт иммиграции в стране был положительным как в экономическом, так и в социальном плане, с заметным уровнем социально-экономической интеграции и относительно открытым подходом к политике регуляризации и натурализации. В нескольких случаях в 1990-х и начале 2000-х годов Испания урегулировала статус большого числа мигрантов, не имеющих документов. Когда речь шла о внезапном увеличении числа иммигрантов, общественное мнение и рынок труда были относительно сговорчивы. Тем не менее, в этом столетии управление миграцией в Испании дважды вступало в кризисный режим. Во время кризиса Каюко всего за год на Канарские острова прибыло около 60 000 мигрантов из Западной Африки[2].

Второй кризис произошел в 2017 и 2018 годах. В 2016 году ЕС и Турция заключили миграционное соглашение, а итальянское правительство приняло меры по усилению береговой охраны Ливии, чтобы остановить высадку мигрантов, что привело к заметному снижению числа прибывающих в ЕС по Восточному и Центральному средиземноморским маршрутам. Эти события означали, что на Западном Средиземноморском маршруте, где и без того наблюдалось увеличение числа прибывающих, еще больше увеличилось число пересечений из Марокко в города Сеута и Мелилья. Также возросло число случаев спасения на море в Гибралтарском проливе и высадки на испанских берегах.

Хотя абсолютное число прибывших мигрантов было невелико по сравнению с пиком, который наблюдался в ЕС в 2015-2016 годах, двукратное увеличение числа прибывших к испанским берегам с 2016 по 2017 год - и снова с 2017 по 2018 год - привлекло внимание СМИ и вызвало тревогу среди общественности, правительства и политических партий. В этом году число прибывающих мигрантов сократилось примерно на 25%, чем за тот же период 2018 года, но рост числа мигрантов в последние годы совпал с чередой местных, муниципальных, всеобщих и европейских выборов. Прямые трансляции высадок и массовых прыжков мигрантов через ограждения в Сеуте и Мелилье перевели миграцию из режима нормального управления в режим кризиса,

в результате чего правительство ограничило свои поисково-спасательные возможности во имя снижения так называемого "фактора притяжения". И, впервые после окончания эпохи Франко, праворадикальная политическая сила в виде ксенофобской партии Vox попыталась извлечь выгоду из кризиса высадки, нагнетая общественный страх[3].

В настоящее время в испанском правительстве раздаются громкие призывы к Испании реорганизовать свои поисково-спасательные операции таким образом, чтобы марокканские власти взяли на себя более активную роль в своих водах, несмотря на отсутствие у них возможностей для проведения таких операций. Недавно испанские власти заключили новое соглашение о возвращении мигрантов, спасенных в марокканских водах, в Марокко, несмотря на плохую репутацию этой страны в области предоставления убежища и прав мигрантов. Действительно, есть сообщения о том, что людей систематически высылают сразу после их перехвата, не давая им возможности попросить убежища. Испания решила не выполнять решение Европейского суда по правам человека от 2017 года, который вынес постановление против практики "горячих возвращений", применяемой испанским государством на границе с Марокко, отказывая мигрантам в их законном праве на получение убежища. Препятствование гуманитарным усилиям по спасению жизней на море и передача спасательных операций третьим странам, которые не имеют достаточного потенциала и нарушают права мигрантов, являются частью более широкого явления в Европе. Такие препятствия и аутсорсинг сосредоточены на пограничном контроле, что, возможно, порождает беспокойство по поводу границ и усиливает ощущение того, что в Средиземноморье существует гуманитарный кризис. В целом, в последнее время Испания приняла менее активный подход к поиску и спасению, отдавая предпочтение совместной работе с третьими странами по предотвращению высадки[4].

Давайте подробнее рассмотрим практику «горячих возвращений» на примере Испании.

Сеута и Мелилья - два испанских города, расположенных в североафриканском регионе. В каждом из этих городов есть заборы, отделяющие Марокко от испанской территории. Каждый год тысячи мигрантов пытаются пересечь границу из-за бедности, изоляции и отсутствия возможностей развития.

Испания, как страна, расположенная на двух континентах, стала зоной миграционных потоков, в связи с этим в целях пресечения нелегальной миграции был заключен ряд соглашений Испанского правительства с Марокко. Последнее соглашение было достигнуто в марте 2019 года между министром внутренних дел Испании Фернандо Гранде-Марласка и его коллегой Абделуафи Лафтитом.

Взаимоотношения между двумя странами в области миграции иногда носят характер сотрудничества, иногда противоречий, но многочисленные правозащитные организации утверждают, что обе страны практикуют «горячее возвращение», нарушая тем самым права мигрантов. «Горячее возвращение» заключается в том, что силы государственной безопасности и корпуса передают мигрантов, пересекающих границу на испанской территории и в испанской зоне, марокканским властям без соблюдения международно признанных юридических процедур, протоколов и норм[5].

Несколько лет назад в Европу, в основном в Испанию, хлынул поток мигрантов, из-за нестабильности на Ближнем Востоке, например, в Сирии, и продолжающихся дестабилизационных процессов в Ливии. Европейская политика всегда рассматривала эту миграцию как нелегальную и относилась к ней как к вопросу угрозы безопасности. Джихадистские атаки в Европе, совершаемые «одинокими волками» (гражданами, проживающими в европейских странах), заставили страны Европы попытаться установить жесткий контроль над мигрантами, ищущими убежище, но также применялась практика депортации, чтобы гарантировать, что джихадист, приехавший под видом мигранта, не имеет возможности получить статус беженца и проживать в

Европейском союзе. Мигрантов и джихадистов объединяет то, что они из низшего класса, без перспектив на развитие и «светлое» будущее, и то, что они были подвержены радикализации со стороны имама.

Таким образом, здесь мы видим изменение в управлении европейскими странами и испанским правительством, которое проводит очень ограниченную миграционную политику, достаточно жесткую и суровую. Правда, сейчас, в 2021 году, ситуация не такая, как в 2014 году, но мигранты продолжают прибывать на испанское побережье и к заборам Сеуты и Мелильи.

Особенно после кризиса, вызванного коронавирусом, нелегальная миграция резко сократилась, как и следовало ожидать, мафии, занимающиеся перевозкой людей, снизили свою активность, а сами мигранты не рассматривают Европу и Испанию как безопасную страну в данный момент, учитывая экономические проблемы, а также проблемы с легальностью, с которыми они столкнутся. Политика закрытия границ также дала государствам больше возможности контролировать въезд мигрантов, и если раньше практиковались «горячие возвращения», то теперь, в состоянии повышенной готовности, даже процесс депортации проходит по всем юридическим процедурам.

Какова на данный момент миграционная политика испанского правительства? Важно помнить, что во времена премьерства Сапатеро в 2004-2011 годах существовала нестрогая миграционная политика и «горячие возвращения», хотя я обращаю внимание на данный период ввиду позиции правительства по предоставлению гражданства и вида на жительство людям, которые находились в процессе их получения в 2005 году. Закон об иностранцах 2005 года был одним из самых мягких в плане предоставления прав мигрантам, одной из известных мер было то, что правительство выдавало документы мигрантам, проработавшим в Испании всего один год[6].

Если рассматривать ситуацию в контексте того, что Испания в это время переживала период экономического бума, то это были очень амбициозные социальные меры, однако данные процессы были остановлены кризисом 2008 года. Отношение правительства изменилось, и ко многим мигрантам стали относиться не совсем корректно. Одной из новых мер, предложенных правозащитными организациями, предусматривалось введение концертинов - ламелей в верхней части ограждений - в качестве сдерживающей меры, но отчаяние мигрантов перевесило возможные увечья. Эта мера не удержала мигрантов от перепрыгивания через забор, и именно в это время Испании пришлось ужесточить меры по борьбе с нелегальной миграцией.

Последние данные, предоставленные Frontex и правительствами стран, свидетельствуют о том, что с января по октябрь 2014 года на этих маршрутах было перехвачено около 150 000 мигрантов; эта цифра вдвое превышает объем прибытий во время «арабской весны»[7].

Столкнувшись с таким массовым наплывом мигрантов, правительство Испании и Марокко попытались решить проблему их прибытия с помощью «горячих возвращений». Нарушения прав человека в этой области были серьезными.

Один из известных эпизодов таких нарушения прав человека произошел на пляже Эль-Тахараль в Сеуте, где мигранты купались, пытаясь достичь испанской границы и избежать перепрыгивания через забор. Там гвардейцы обстреляли купающихся мигрантов резиновыми пулями, а также дымовыми шашками. Пятнадцать человек погибли, а 23 человека, достигшие границы, стали жертвами «горячих возвращений», переданных марокканским властям без рассмотрения вопроса о том, просил ли кто-нибудь из них убежища. Дело дошло до судов[8].

Тогдашнее правительство утверждало, что существовали две причины, оправдывающие такую меру. Первое то, что нелегальные мигранты уже вошли в территориальные воды Испании, а второе оправдание по поводу «горячих возвращений» - что эта практика находится в рамках соглашения между марокканскими и испанскими властями и что гвардейцы действовали в соответствии с законом[9].

В период правления партии Partido Popular в правительстве она подвергалась широкой критике в области миграционной политики, ее система управления не соответствовала правам человека и была осуждена социальными ассоциациями и правозащитными организациями.

Однако не только эти организации осуждают это. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в отношении применения Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) повторил, что «когда государство через агентов, действующих за пределами его территории, осуществляет контроль и власть, а значит и юрисдикцию, над физическим лицом, это государство обязано в соответствии со статьей 1 обеспечить этому лицу все права и свободы, предусмотренные разделом I Конвенции, которые относятся к ситуации данного лица»[9].

Международные упреки в адрес этой администрации также были печально известны.С приходом к власти Педро Санчеса произошли вялые перемены, лезвия заборов были убраны, но прибытие нелегальных мигрантов продолжалось. Известным случаем стало судно Open Arms - корабль, который занимается спасением мигрантов, ставших жертвами торговли людьми в Средиземном море. Этому судну не разрешили высадиться в итальянских портах, Матео Сальвини неоднократно отказывал, и именно Испании пришлось принять мигрантов с судна Open Arms. Для правительства Санчеса это был жест с большой репутацией, но это был лишь случай, который был рассмотрен в СМИ, в последующие дни мигранты продолжали прибывать нелегально и были бесследно высланы.

Что касается крайних событий,то в мае 2021 разразился крупный скандал по беспрецедентному наплыву беженцев из Мороко в Сеут. По меньшей мере восемь тысяч мигрантов перебрались из Марокко в испанский анклав Сеута на северном побережье Африки. Премьер-министр Испании Педро Санчес был вынужден отменить свой визит в Париж, где он планировал принять участие в саммите, на котором как раз обсуждалась финансовая помощь Африке.Итогом данном кризиса стало решение Испанского Совета министров о выделение Марокко помощи в размере 30 миллионов евро для борьбы с нелегальной миграцией,однако отношениями между странами все же ухудшились[10].

Суммируя, отметим, что произошли небольшие изменения, но миграционная политика Испании по-прежнему не отвечает требованиям соблюдения прав человека, далека от принуждения и от выполнения обязанностей, которые должно нести государство, как это регламентировано международными соглашениями.

Сейчас необходимы коррективы в управлении миграционной политикой, которые позволят обеспечить соблюдения прав человека мигрантов и поддержки инклюзивной и образовательной политики как для мигрантов, так и для местного населения, чтобы они увидели, что они не представляют опасности, что они нормальные люди в поисках лучшего будущего, в котором им было отказано в их странах происхождения.

Ситуация в Испании сейчас сложная, приход крайне правых партий вызвал очень большую ненависть к мигрантам, и хуже всего то, что эти партии очень широко представлены в приграничных районах. Политика, которая должна быть реализована и о которой я уже говорил, не проводится на практике, а происходит обратное: ненавистнические высказывания, ксенофобия и полное и абсолютное неприятие мигрантов, особенно в отношении несопровождаемых несовершеннолетних иностранцев.

Подводя итог работы, я хотел бы поразмышлять о миграционной политике, которую демонстрирует испанское правительство. После проведенного исследования мы можем утверждать, что миграционная политика и система управления Испании оставляет желать лучшего.

Я также хотел бы добавить мысль, которая меня беспокоит, а именно: как я уже говорил, состояние тревоги в Испании и в большинстве стран нарушает целый ряд прав человека. Как обозначено в Декларации прав человека, каждый человек имеет право на передвижение, но с помощью этих мер это право ограничивается.

Меня беспокоит то, что сообщества под предлогом кризиса может со временем приостановить это право. Мы должны быть очень осторожны с ограничениями сообществ в плане лишения граждан их прав. Короновирус послужил прекрасным поводом для отклонения просьб о предоставлении убежища и высылки мигрантов, но как только этот кризис пройдет, права, которые были временно приостановлены, должны быть восстановлены. Сезар Рендуэлес говорит об идее о том, что государства оказываются в ситуации легитимации абсолютного контроля над обществом, с авторитарным подтекстом, примеры в мире самые разные, Орбан принимает законы, которые позволяют ему объявлять чрезвычайное положение на неопределенный срок, в странах с диктаторскими традициями мы также видим ужасающие вещи, в Аргентине и Чили военные и полиция жестоко подавляют население, которое не подчиняется ограничительным мерам[11].

В итоге этот кризис не должен использоваться для нарушения прав человека, особенно тех людей, которые всегда были наиболее уязвимы, а именно мигрантов, вынужденных пересекать границу своей страны в поисках лучшей жизни.

Развитые страны должны действовать и решать проблему в корне, помогая странам оттока населения избежать новой массовой миграции, вызванной вирусом в их странах, как коронавирусом, так и вирусом бедности, который убивает больше и является более жестоким.

Испания должна принимать меры в соответствии с международными соглашениями, а сотрудничество между европейскими государствами должно быть более тесным, поскольку, будучи пограничной страной между развитыми странами и Африкой, Испания несет большую ответственность. Не оставляйте никого, не уклоняйтесь от своих обязанностей и не нарушайте права человека.

Список используемой литературы:

1.Movimientos migratorios exteriors / Instituto Nacional de Estadística [Электронный ресурс].URL: https://www.ine.es/dyngs/INEbase/es/operacion.htm?c=Estadistica_C&cid=1254736177000&menu=ultiDatos&idp=12 54735573002 (дата обращения: 20.09.2021)

2. Exceptional in Europe? Spain's Experience with Immigration and Integration: Migrationpolicy [Электронный ресурс] .URL: https://www.migrationpolicy.org/research/exceptional-europe-spains-experience-immigration-and-integration (дата обращения: 20.09.2021)

3. Mediterranean Migrant Arrivals Reach 26,090 in 2019; Deaths Reach 597: IOM UN Migration: [Электронный ресурс].URL: https://www.iom.int/news/mediterranean-migrant-arrivals-reach-26090-2019-deaths-reach-597 (дата обращения: 20.09.2021)

4. European Court of Human Rights condemns Spain for the illegal practice of 'hot returns' at the border: European Parliament [Электронный ресурс].URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/E-8-2017-007274_EN.html?redirect (дата обращения: 20.09.2021)

5. Martinez y Sánchez."DEVOLUCIONES ILEGALES EN LA FRONTERA SUR Análisis juridico de las denominadas "devoluciones en caliente"/ Revista Crítica Penal y Poder diciembre Universidad de Barcelona 2015.

6."Zapatero anuncia una reforma de la Ley de Extranjería en 2005": Agencias [Электронный ресурс]. URL: https://cadenaser.com/ser/2004/06/23/espana/1087948223_850215.html. (дата обращения 20.09.2021).

7. López Sala, Ana María "La inmigración irregular en Ceuta y Melilla en 2014: prácticas de control y debate público'VQDOB Anuario de la inmigración en España en 2014.

8. "Así fue la historia del drama de El Tarajal que dejó 15 muertos y demasiadas dudas": Publico [Электронный ресурс]. URL: https://www.publico.es/sociedad/sido-historia-del-drama-tarajal.html (дата обращения 20.09.2021)

9.Martínez and Sánchez."La vulneración de derechos en la frontera sur: de las devoluciones en caliente al rechazo en frontera"/Revista Crítica Penal y Poder December 2019.

10.В испанский анклав в Африке хлынули тысячи мигрантов из Марокко. На помощь брошены военные Русская служба BBC NEWS [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-57163915 (дата обращения 20.09.2021)

11.Rendueles, C. " La tormenta perfecta de autoritarismo": El país [Электронный ресурс]. URL: https://elpais.com/elpais/2020/03/27/opinion/1585301613_468266.html (дата обращения 20.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.