УДК 81'34
Е. И. Григорьев, С. В. Евтеев
Григорьев Е. И., профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка МГИМО (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: [email protected]
Евтеев С. В., доцент, кандидат филологических наук, профессор кафедры немецкого языка МГИМО (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; начальник Управления языковой подготовки и Болонского процесса МГИМО; e-mail: [email protected]
ФАКТОР ИНТОНАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПТОВ РЕЧЕВЫХ АКТОВ
В статье обсуждаются вопросы восприятия и концептуализации иллокутивных актов в процессе непосредственного речевого общения. Речевой акт следует рассматривать как концепт речевого действия / поведения в конкретной ситуации. Формируются он как на уровне лексики, так и с участием интонационных компонентов речи. Задача когнитивной лингвистики заключается в изучении условий формирования в сознании слушающего конкретного иллокутивного образа, что совершенно необходимо для установления свободной от недоразумений коммуникации между партнерами. Иллокутивные образы формируются в устном дискурсе при активном участии интонационных средств языка.
Ключевые слова: речевая интонаця; концепт; тональное и динамическое варьирование; уровни тона и громкости.
E. I. Grigorev, S. V. Evteev
Grigorev E. I., Advanced Doctor (Philology),
Professor at the German Department of Moscow State Institute
of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
Evteev S. V., Ph. D., Associate Professor,
Professor at the German Department of Moscow State Institute
of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation; Director of Language Training and Bologna Process
Administration at MGIMO (University); e-mail: [email protected]
THE INTONATION FACTOR IN FORMING OF SPEECH ACTS CONCEPTS
In the focus of the article are the questions of perception and conceptualization of illocutive acts in the process of direct speech communication. Speech act should
be considered as the concept of speech action / behavior in a concrete situation. It is formed on the lexical level as well as with intonation components of speech as part of it. Cognitive linguistics is aimed at studying the conditions under which a concrete illocutive act is formed in the consciousness of a person, which is absolutely necessary to establish communication between the communicants free from any misunderstanding. Illocutive images are formed in oral discourse with an active participation of intonation means of the language.
Key words: speech intonation; concept; tone and dynamic variation; levels of tone and loudness.
Прагматика и когнитивистика являются активно развивающимися направлениями современного языкознания. Прагматика исследует системные единицы языка, которые используются интерактантами в виде речевых актов (далее - РА) для достижения коммуникативного эффекта.
Задача когнитивной лингвистики заключается в изучении условий формирования в сознании слушающего конкретного иллокутивного образа, что совершенно необходимо для установления свободной от недоразумений коммуникации между партнерами. Эти иллокутивные образы формируются в устном дискурсе при активном участии интонационных средств языка.
Цель статьи имеет - анализ процесса концептуализации речевых актов при участии интонационных компонентов устного высказывания.
Процесс концептуализации объектов окружающего нас мира является одним из ключевых векторов исследований когнитивной лингвистики. В период развития указанного направления появилось достаточно большое количество определений понятия «концепт» [1; 4; 5; 8; 10; 12-15; 17]. Специфика всех дефиниций заключается в том, что все они в той или иной мере отражают сущность содержания термина, а их многообразие может объясняться сферой научных интересов их авторов.
В понимании специалистов отечественного языкознания концепт представляется и как «оперативная единица памяти, ментального лексикона» (Е. С. Кубрякова), и «интерпретация объективного значения и понятия» (Д. С. Лихачев), и «фрагмент жизненного опыта человека» (В. И. Карасик) и, наконец, «этнокультурная идея предмета» (С. Г. Воркачев, В. В. Красных).
В дефиниции зарубежных авторов, таких как Р. Джекендофф, концепт - это ментальная репрезентация, которая может служить значением языкового выражения [22].
Как видно из процитированных подходов к пониманию данного термина, при исследовании концептов языковед исходит из характера поставленных задач. Не углубляясь в полемику относительно достоинств того или иного определения, следует остановиться на одном из них, чтобы обосновать базу настоящего исследования. Под термином «концепт» понимается «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [19].
Кратко формулируя, концепт - это мыслительная содержательная единица, дающая представление о мире.
Концептуализация объектов связывается, прежде всего, с лексическим уровнем языка: в языкознании разработана достаточно подробная типология концептов окружающего нас мира. Однако на уровне межличностной коммуникации функционируют когнитивные процессы, объединяющие отдельные лексически формируемые концепты в более сложные структуры. Поэтому в сферу концептуального анализа сегодня вовлекаются единицы более высокого порядка, чем слово - это словосочетания и предложения. В устном высказывании в процессе концептуализации активно участвует также интонация речи. Концептуальное пространство речевых действий формируется исключительно на чувственном уровне. Первой ступенью концептуализации является звуковое восприятие языковой конструкции. В концептуальном пространстве интонации выделяются следующие субпространства: тональное, включающее все регистры речевой фонации, независимо от гендерного фактора; динамическое, отражающее воспринимаемые диапазоны громкости человеческой речи; темпоральное, дающее ориентацию в скорости фонации; тембральное, указывающее на отношение говорящего к предмету речи и позволяющее соотносить речевое произведение с конкретным видом действия. Все четыре пространства присутствуют в коммуникации синхронно, формируя соответствующий иллокутивный акт. Слушающий фиксирует изменение тона, громкости, протяжности высказывания и, наряду
с этим, отмечает качество звучания. В одних случаях изменения могут носить плавный характер, в других - резкий, высказывание может быть одобрительным или порицательным. Эта сторона звучания относится к тембру речи.
До сих пор нет четкого ответа, какие когнитивные процессы лежат в основе смысловой обработки устного высказывания. Возникновение и развитие когнитивной лингвистики дает надежду на эффективный анализ процессов переработки и понимания звуковой информации с применением новых знаний.
А. А. Леонтьев полагает, что восприятие представляет собой «процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, процесс, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета, и оперирование этим образом» [20].
На слух воспринятый объект переживает стадию анализа и понимания. В действие вступают когнитивные механизмы обработки информации. В первую очередь происходит сличение поступившего звукового образа с иным образом, имеющимся в концептуальном пространстве слушающего, и определение его значения. Если проследить ход мыслительной деятельности человека при восприятии устного высказывания, то его можно представить как целостный динамический акт симультанно протекающих действий. Схематично данный процесс выглядит следующим образом.
• Аудитивно человек определенным образом воспринимает ритмизированный акустический поток, который периодически меняет высоту, силу, протяжность и окраску звучания.
• Концептуальная система лексического уровня на основании распознавания фонем вычленяет концепты разного содержания, в результате чего воспринимается объект коммуникации, т. е. предмет речи.
• Концептуальная система синтаксиса отражает связи слов, их функцию в рамках высказывания.
• Концептуальная система оценки ситуации общения анализирует экстралингвистические факторы протекания процесса коммуникации. Всякий устный дискурс реализуется в конкретной ситуации и при наличии свойственных только ей экстралингвистических условий, что отражается на выборе языковых средств. Поэтому экстралингвистическую ситуацию следует
рассматривать как объект анализа реальной концептуализации понятий, проявляемых в речи.
На следующем этапе действует когнитивный процесс, связывающий две концептуальные системы: происходит сличение ситуации, функциональной нагруженности слов и характера интонационной манифестации высказывания.
Складывающиеся ситуации можно воспринимать в терминах: «благоприятная», «напряженная», «тревожная», «спокойная» и др. В сходных терминах можно обозначить характер интонационной манифестации: «спокойно», «сердито», «вежливо», «радостно», «настойчиво», «недовольно» и т. д. Воспринимаемый звуковой поток определяется слушающим как благозвучный либо неблагозвучный, что сразу же позволяет оценивать его в качестве благоприятного либо, напротив, тревожного или даже угрожающего речевого акта. Далее следует категоризация типа высказывания и его интерпретация слушающим в данной ситуации. В качестве весьма важного фактора интонация речи выступает в порождении и разграничении многообразия речевых актов однонаправленного действия, например иллокутивов побудительного свойства. Интонационная структура позволяет концептуализовать их как сходные по побуждаемому воздействию, но различные по характеру осуществления действия. Один и тот же лексико-грамматический корпус может быть и просьбой, и приказанием, и мольбой, и угрозой. Подобно фонемным противопоставлениям, изменяющим восприятие лексически репрезентируемых концептов, следует признать наличие в языковой системе интонационно-контурных противопоставлений, формирующих концепты прагматически релевантных речевых актов в процессе коммуникации. В дискурсе речевые акты выстраиваются по функциональной значимости в определенной иерархической последовательности. Среди них выделяются основные и поддерживающие.
Каждое научное направление ищет свои критерии и аргументы в пользу целесообразности установления некоторого рабочего перечня иллокутивных актов, только так возможно наиболее полное описание свойств конкретного языка. Выявление категорий речевого акта дает основание типологизировать речевые акты с учетом этих характеристик. Чем шире категоризация речевых актов, тем более дробной должна быть их типология.
Основываясь на целевой направленности и интонационной манифестации речевых актов, в системе немецкого языка были экспериментально выявлены 16 рядов иллокуций, каждый из которых манифестируется на звуковом уровне конкретными признаками, что дает возможность говорящему неограниченно воспроизводить их, получая при этом планируемый эффект, а слушающему - идентифицировать названные признаки и соответственно этому реагировать на них [2; 3; 6; 9].
Как очевидно из фактов речевой действительности, различия между языками кроются не только на уровне лексических, грамматических и фонетико-сегментных, но также на уровне интонационных явлений, непосредственно связанных с формированием иллокуций. Дифференциальными служат тональные, динамические и темпоральные признаки, а более конкретно - их количественные показатели. В ходе экспериментов были установлены пять тональных и пять динамических уровней при различении иллокутивов, которые по-разному коррелируют в однонаправленных речевых актах. Для установления интонационных характеристик были определены семь зон замеров в соответствии с сегментацией высказываний, предложенной в работах О. Фон Эссена [20].
Пятишкальное тональное и динамическое варьирование относится в первую очередь к началу, середине (главноударный слог) и завершению высказывания и далее захватывает внутренние сегменты фразы (четыре точки). Детальный подсчет признаковых показателей указывает на то, что только по частоте основного тона их насчитывается 35 (семь точек замеров, помноженных на пять высотных уровней). Столько же дифференциальных признаков отмечается по показателю интенсивности. Если же учитывать отдельно и темпоральные признаки, то общее количество дифференциальных признаков может достигать 105. Значимым считается расхождение хотя бы на один из пяти уровней. Конечно, различие иллокутивов только по одному параметру едва ли будет отмечено на воспринимаемом уровне. Для уверенного распознавания типа иллокутива необходим набор множества признаковых характеристик. Чем их больше, тем меньше имеется сомнений при его идентификации слушающим. При этом каждый речевой акт обнаруживает характерный для него интонационный контур. С точки зрения распознаваемости интонационные контуры можно разделить
на контуры типа А и контуры типа Б. Контуры типа А имеют максимальное количество акустических признаков идентификации и распознаются без затруднений. В случае восприятия интонационного контура типа Б имеется достаточное количество признаков, совпадающих с характеристиками сходных по целевой направленности речевых актов (например, истинная - неистинная оценка события, мольба и императивное требование при идентичном вербальном корпусе). В этом случае распознавание типа иллокутива затрудняется.
Помимо основных параметров мелодики, интенсивности и времени, к релевантным факторам следует отнести также качественные характеристики тона, выражающие соответствующую модальность и дающие основание типологизировать иллокутивы по классам.
Таким образом, в системе интонации речевых актов выделяются четыре основных типа тональной манифестации, противопоставленных по характеру мелодических изменений, интервалам скорости и крутизне подъемов и падений тона: директивно-доминирующий, дружественно-коллегиальный, немаркированный и тон неискреннего суждения. Директивно-доминирующий тонотип маркирует речевые акты авторитарного свойства, накладывающие определенные обязанности: приказания, угрозы, негативные оценки и т.д. Дружественно-коллегиальный тонотип представляет речевые акты позитивной модальности: положительная оценка факта, дружеский совет, добрые пожелания. Немаркированный тонотип представляет иллокутивы нейтрального свойства: изложения события / факта, вопросы и др. Тон неискреннего суждения формирует речевые акты очевидного неистинного характера: юмор, сатира, шутка.
На первый взгляд, тип тональной манифестации является отражением эмоционального состояния говорящего, что в определенной степени ставит под вопрос лингвистическую сущность данного понятия. Но, как показывают наблюдения, в эмоциональности интонационного средства можно выделить два уровня обозначения: коммуникативно-необходимый и избыточный. Если первый связан с выражением типа иллокутивного акта (ср.: дружеская просьба / угрожающее принуждение совершить некое действие), то избыточность эмоционального выражения сообщает о психическом состоянии говорящего, и в этом случае факт может быть с полным правом вынесен за пределы лингвистического описания, как относящийся к компетенции психологии.
В исследовательских работах по теории интонации имеются точки зрения, связанные с адекватностью понятий эмотивной и модальной функций, выражаемыми интонационными средствами, и это уже придает интонации статус лингвистической категории. Обозначенные аспекты получили достаточно полное освещение в работах Т. Королевой [11] и Э. Нушикян [16].
Перечисленные тонотипы относятся к активным маркерам РА и объединяют по нескольку иллокутивов.
Директивно-доминирующий тип тонального выражения отмечен такими особенностями, как более низкое значение ЧОТ иллокути-вов относительно среднедикторского показателя; достаточно частая дискретность тона выделенными слогами, а отсюда четкая и частая ритмика; относительно большая крутизна подъемов и падения тона на участках его изменения; более константная корреляция изменения тона и интенсивности; приближенность тональных контуров манифестации речевых актов к нормативно закрепленным коммуникативным образцам.
Немаркированный тональный тип формируется преимущественно такими факторами, как мелодическая растянутость, минимальный диапазон тональных изменений, слабая тональная выделенность ударных слогов, незначительно выраженная крутизна тональных перепадов. Средний уровень ЧОТ синхронизирует полностью с усредненным дикторским значением признака.
Дружественно-коллегиальный тональный тип находится в положении оппозиции к директивно-доминирующиему типу и обладает следующими основными признаками: средний уровень ЧОТ данных речевых актов расположен выше среднего дикторского значения, относительно частая дискретность тона проминантными вершинами, широкий диапазон тона, большое количество тональных преломлений с восходящим направлением движения ЧОТ и невысокой крутизной его изменения. Максимальное значение интенсивности в равной степени коррелирует с крайними значениями ЧОТ - с максимальным и минимальным.
Наконец, четвертый тип - тон речевых актов ложного суждения -включает иллокутивы, образованные диссонансным сочетанием лексики и интонационной аранжировки. Следует, однако, заметить, что интонационная структура иллокутивных актов данной группы иногда
специально не маркируется, так как конкретизатором речевого действия является речевая ситуация, и в этом случае интонация получает факультативный статус. Там же, где интонация выступает в роли маркера неистинного суждения, максимальный выраженный репрезентант иллокутивного акта имеет, как правило, следующие параметры: большой или выше среднего диапазон тона, мелодическая растянутость ритмических тактов, плавное изменение тональных переходов преимущественно с верхних тональных регистров на нижние, соответственно, с малым углом падения тона (реже подъема).
Итак, всякий речевой акт является коммуникативным концептом. Лексическая структура такого концепта представляет содержательный компонент. Реальный концепт речевого акта формируется говорящим интонационными средствами. Оценка факта может быть искренней и ложной. Побуждения к действию могут реализовываться как просьба либо как императивное требование, что указывает на характер взаимоотношения между говорящими субъектами. Различия между речевыми актами обнаруживаются на уровне дифференциальных признаков тона, громкости, длительности и тембра звучания, которые маркируют конкретные иллокутивы. Выявленные в ходе экспериментов речевые акты дают возможность провести типологию устных дискурсов, проанализировать характер построения диалога между интерактантами и делать суждение о возможном исходе общения.
Результаты могут быть значимыми для экспертизы общения политических лидеров, а также других подобных исследований звучащей речи. Безусловно, полученный материал можно использовать в практике формирования искусства риторики ораторов на родном языке и, естественно, в преподавании немецкого языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базылев В. Н. Сублогический анализ языка: перспективы исследовательской парадигмы // Текст, дискурс, когниция : коллективная монография. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2010. - С. 76-104.
2. Беленикина Л. Н. Фоностилистическая вариативность просодических характеристик иллокутивных актов сентенциативного типа : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2011. - 169 с.
3. Бурашникова О. Е. Просодические характеристики истинных и неистинных оценочных иллокутивов (экспериментально-фонетическое
исследование на материале современного немецкого языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. - 24 с.
4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. - М. : Ин-т русс. яз. им. А. С. Пушкина, 1999. - 84 с.
5. Воркачев С. Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования : монография. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 400 с.
6. Глушак В. М. Лингвопрагматический аспект речевого поведения коммуникантов в ситуациях повседневного общения (на материале немецкого языка) : дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2010. - 430 с.
7. Ершова Н. Б. Вариативность просодических характеристик иллокутивных актов (само)оправдания : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2003. - 238 с.
8. Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Слово. Текст. Избранные труды. - М., 2005. - С. 234-244.
9. Карандеева Л. Г. Ситуативно обусловленная вариативность фонетических характеристик директивных иллокутивных актов : дис. ... канд. филол. наук. -М., 2006. - 201 с.
10. Карасик В. И. Языковая матрица культуры. - М. : ГНОЗИС, 2013. - 319 с.
11. Королева Т. М. Интонация модальности в звучащей речи. - Киев-Одесса : Вища школа, 1989. - 146 с.
12. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М. : Гно-зис, 2003. - 375 с.
13. КубряковаЕ. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. - М. : Знак, 2012. - С. 16-17.
14. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ. - 1993. -№ 1. - С. 3-9.
15. Попова З. Д. Семантическое пространство языка как категория когнитивной лингвистики // Вестник ВГУ Серия 1. Гуманитарные науки. - 1996. -№ 2. - С. 64-68.
16. Нушикян Э. А. Типология интонации эмоциональной речи. - Киев-Одесса : Вища шк., 1986. - 159 с.
17. Степанов Ю. С. Понятие «концепт», «антиконцепт». Векторные явления в семантике // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования : сб. научн. тр. - М.-Калуга : Эйдос, 2007. - С. 19-26.
18. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 65-69.
19. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. - М. : АСТ : Восток-Запад, 2010. - 314 с.
20. Леонтьев А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 53-63.
Е. H. rp^opbßB, C. B. EBmeeB
21. Essen O. von. Grundzüge der hochdeutschen Satzintonation. - Ratingen : Henn, 1964. - 112 S.
22. Jackendoff R. Languages of the Mind. Essays on Mental Representation. -Cambridge, Massachusetts, London : The MIT Press, 1995. - 216 p.