Научная статья на тему 'ФАКТОР "COVID-19" И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ РОССИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ФАКТОР "COVID-19" И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ РОССИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ВНУТРЕННИЕ / ВЪЕЗДНЫЕ / ВЫЕЗДНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДОХОДЫ ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Делия Виктор Павлович, Кульгачев Иван Петрович, Романова Марианна Михайловна

Проводится анализ влияния фактора «COVID-19» на состояние деятельности предприятий туристской индустрии в текущем году. На основе официальной статистической информации показано резкое снижение объемов движения въездных и выездных туристических потоков и, как следствие, падение доходов предприятий туристской индустрии. В ходе проведенного исследования выявлена необходимость оптимизации статистического учета внутренних визитеров. Меры, предпринятые центральными органами исполнительной власти, позволили во втором полугодии 2020 года активизировать деятельность предприятий туристской индустрии по организации путешествий в пределах, прежде всего, Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Делия Виктор Павлович, Кульгачев Иван Петрович, Романова Марианна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 FACTOR AND ITS IMPACT ON THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY: STATISTICAL ANALYSIS

The analysis of the influence of the “COVID-19” factor on the state of activity of the tourism industry enterprises in the current year is carried out. On the basis of official statistical information, a sharp decrease in the volume of traffic of incoming and outgoing tourist flows and, as a result, a drop in the income of tourism industry enterprises is shown. The study revealed the need to optimize the statistical accounting of internal visitors. The measures taken by the central executive authorities made it possible in the second half of 2020 to intensify the activities of tourism industry enterprises in organizing travel within, first of all, the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР "COVID-19" И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ РОССИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»



УДК 338.48

DOI 10.47629/2074-9201_2021_2_105_110

Делия Виктор Павлович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Туризма, Московский государственный университет спорта и туризма, Москва, deliav52@icloud.com

Кульгачев Иван Петрович,

кандидат философских наук, доцент кафедры Индустрии гостеприимства, туризма и спорта, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, kulg-ivan@yandex.ru

Романова Марианна Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Индустрии гостеприимства, туризма и спорта, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, rmm2002@mail.ru

ФАКТОР «COVID-19» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ

Аннотация. Проводится анализ влияния фактора «COVID-19» на состояние деятельности предприятий туристской индустрии в текущем году. На основе официальной статистической информации показано резкое снижение объемов движения въездных и выездных туристических потоков и, как следствие, падение доходов предприятий туристской индустрии. В ходе проведенного исследования выявлена необходимость оптимизации статистического учета внутренних визитеров. Меры, предпринятые центральными органами исполнительной власти, позволили во втором полугодии 2020 года активизировать деятельность предприятий туристской индустрии по организации путешествий в пределах, прежде всего, Российской Федерации.

Ключевые слова: туристская индустрия, внутренние, въездные, выездные туристические потоки, статистическая информация, доходы от международного туризма

Viktor P. Delia,

doctor of Economic Sciences, Docent, Professor at the Department of Tourism, Moscow State University

of Sports and Tourism, Moscow, deliav52@icloud.com

Ivan P. Kulgachev,

Ph.D. of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Hospitality, Tourism and Sports, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, kulg-ivan@yandex.ru

Marianna M. Romanova, Ph.D. of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Hospitality, Tourism and Sports, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, rmm2002@mail.ru

THE COVID-19 FACTOR AND ITS IMPACT ON THE RUSSIAN TOURISM

Abstract. The analysis of the influence of the "COVID-19" factor on the state of activity of the tourism industry enterprises in the current year is carried out. On the basis of official statistical information, a sharp decrease in the volume of traffic of incoming and outgoing tourist flows and, as a result, a drop in the income of tourism industry enterprises is shown. The study revealed the need to optimize the statistical accounting of internal visitors. The measures taken by the central executive authorities made it possible in the second half of2020 to intensify the activities of tourism industry enterprises in organizing travel within, first of all, the Russian Federation.

Keywords: tourism industry, domestic, inbound, outbound tourist flows, statistical information, income from international tourism

РОССИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

INDUSTRY: STATISTICAL ANALYSIS

Введение. В связи с распространением по всему миру пандемии коронавируса в 2020 году утверждать о росте экономических показателей туристской индустрии не приходиться. Россия является составной частью мирового сообщества, и фактор «СОУЮ-19» не обошел стороной отечественные туристические дестинации, несмотря на прилагаемые усилия центральных органов исполнительной власти по активизации, прежде всего, внутреннего туризма. Длительная изоляция во многих регионах страны, заметное снижение активности субъектов экономической деятельности и, как следствие, падение доходов россиян, внутренняя неуверенность многих россиян в целесообразности путешествия в этот непростой период оказали существенное влияние на экономические показатели предприятий туристской индустрии. Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность проведения исследования состояния отечественной сферы туризма на основе официальной статистической информации.

Цель исследования. Провести анализ влияния фактора «СОУЮ-19» на состояние отечественной туристской индустрии в сравнении с «допандемий-ным» периодом и по итогам 2020 года на основе официальных статистических данных, а также экспертных оценок.

Методы исследования. В рамках данного исследования были использованы методы экономико-статистического и факторного анализа, экспертных оценок, анализа официальной статистической информации и научных источников по проблемам состояния отечественной сферы туризма и другие.

Результаты исследования и их обсуждение. Сфера туризма не является отраслью, несмотря на постоянные и систематические утверждения ряда представителей органов власти, научного сообщества и общественных туристических организаций, так как не производит однородную продукцию. Туристическая сфера включает в себя межвидовую деятельность, уровень развития которой определяет состояние целого ряда отраслей. В связи с этим обстоятельством особенностью статистической информации в туризме является многообразие источников её получения. Источниками информации в туризме являются: статистическая отчетность федерального и регионального наблюдения по отраслям экономики: гостиницы и рестораны, транспорт и связь, аренда и предоставление услуг, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; отчетность Минэкономразвития России, Росстата, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной пограничной службы ФСБ России; выборочные исследования, проводимые Росстатом, территориальными комитетами по статистике, другими организациями.

Исследователи отмечают [1, 2, 6], что форм статистического наблюдения, отражающих состояние туризма в России, немалое количество. Что и каким образом они отражают в системе технико-экономической и социальной информации, простому обывателю, а порой и профессионалу турбизнеса, понять весьма непросто. В связи с изложенным в рамках данного исследования анализ проводился только по ограниченному кругу показателей, которые наиболее рельефно отражают состояние туристской индустрии во временной отрезок его мониторинга.

Фактор «СОУЮ-19» активно исследуется представителями научного сообщества и непосредственно представителями туристического бизнеса, наиболее пострадавшего от пандемии коронавируса [3, 4, 5, 7].

Оценка динамики туристических потоков в Российской Федерации. Во многом состояние развития сферы туризма той или иной страны оценивают по количеству посетивших её туристов и экскурсантов, как своих соотечественников, так и иностранных визитеров. Анализ статистических данных (см. Таблицу 1) показывает, что фактор «СОУЮ-19», привел к падению въездных туристических потоков в Российскую Федерацию в 3,84 раза (минус 18,060 млн визитеров), а выездных российских визитеров стало меньше на 32,969 млн визитеров (в 3,67 раза). Выбрали или нет эти 32,969 млн российских визитеров путешествие по своей стране в 2020 году - однозначный ответ дать сложно.

С одной стороны, представители центральной исполнительной власти прилагали значительные усилия по активизации деятельности по развитию внутреннего туризма в сложившихся условиях. Это субсидии туроператорам за организацию туров по России от Калининграда до Алтая, а также стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги в рамках программы лояльности для держателей карт «Мир» («Кешбэк») и другие меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации.

С другой стороны, при анализе движения внутренних туристических потоков (см. Таблицу 1) всегда возникают затруднения по причине того, что статистической формы на основе которой ведется формирование официальной статистической информации в системе статистического наблюдения России, до настоящего времени нет. Поэтому вся туристическая общественность ориентируется на экспертную оценку, которую дают, как правило, представители органов власти в сфере туризма. И зачастую, давая экспертную оценку состоянию внутреннего туризма, приходиться обращаться к показателям зафиксированным в коллективных средствах размещения (далее - КСР) (см. Таблицу 2).

Более детальный анализ показывает еще более значительное сокращение въездного туристическо-

Таблица 2.

Доходы от международного туризма и количество размещенных лиц в КСР России

(млрд долл. США/млн лиц)

Таблица 1.

Внутренние /въездные /выездные туристические потоки России (млн визитеров)

Год/страна 2010 2015 2019 2020

Внутренние туристические потоки

Россия 34,7* 50,0* 60,0 - 62,0* 40-42*

Въездные туристические потоки

Россия 2,134*** 26,852** 24,419** 6,359**

Выездные туристические потоки

Россия 12,605*** 34,390** 45,330** 12,361**

* информация представителей Ростуризма [13]

** данные Росстата [11]

*** данные Федеральной пограничной службы ФСБ России [14]

Год/доходы от международного туризма и количество размещенных лиц в КСР 2010 2015 2018 2019 2020

Доходы от международного туризма (мировые) 966* 1 196* 1 229* 1 323* -

Доходы от международного туризма России 8,83* 8,420* 11,802* 10,9* -

Количество размещенных лиц в КСР (тыс. чел.: всего) 34 747** 49 284** 73 693,9** 76 042** 47 382**

Количество размещенных российских граждан в КСР (тыс. чел.) 27 166,7** 43 656,9** 62 210,1** 65 186** 45 223**

Количество размещенных иностранных граждан в КСР (тыс. чел.) - 5 627,3** 11 483,8** 10 128,7** 3 004**

* ЮНВТО (Всемирная туристская организация) [15] ** данные Росстата [11]

го потока из стран Дальнего зарубежья. Численность размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения, что также является одним из конкретных показателей въездного туризма, резко снизилась (в 3,37 раза - см. Таблицу 2) в 2020 году по сравнению с предыдущим годом. Снижение уровне прибывших в 2019 году по сравнению с 2018 годом более чем на 1,3 миллиона визитеров объясняется отсутствием в календаре России такого массового событийного мероприятия как чемпионат мира по футболу, прошедшим в России в 2018 году. А размещение в КСР только 3,0 млн иностранных граждан в 2020 году (а по данным итогов года всего лишь 2,2 млн иностранных граждан) - это, очевидно, фактор «СОУЮ-19». Предпринимаемые центральными органами исполнительной власти меры в условиях пандемии корона-вируса по поддержке предприятий туриндустрии, направленные на активизацию путешествий российских граждан по своей стране, позволили во второй половине 2020 года существенно изменить ситуацию. Открыты для путешествий по стране все регионы России и с 15 октября 2020 года вновь работают программы «кешбэка», для путешествующих по России.

Доходы от международного туризма. Доля доходов России в общем мировом объеме от междуна-

родного туризма незначительно выросла в 2018 году до 0,96 % в сравнении с показателями 2010 года (0,887 %). Учитывая то обстоятельство, что туристов из стран дальнего зарубежья в 2019 году прибыло в Россию на 1 млн 300 тыс. (снижение более чем на 10 %) меньше, чем в году проведения чемпионата мира по футболу (2018 год), то и доля доходов от международного туризма России получилась ниже предыдущего года. Ещё более низкие доходы от международного туризма будут по итогам 2021 года. По экспертной оценке, доходы от международного туризма России составили в 2020 году порядка 3 млрд долл.

Объем платных услуг, оказанных населению, по показателям: услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги; услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья; услуги санаторно-курортных организаций. Сегодня, исходя из анализа действующих форм статистических наблюдений в сфере туризма страны, наиболее адекватную информацию о развитии туризма в России, как представляется, дает приложение 3 к форме № П-1 «Сведения об объеме платных услуг населению по видам». Вне всякого сомнения, методология, рекомендованная ЮНВТО - «Вспомогательный счет

туризма: рекомендуемая методологическая основа», рассматривает более широкий круг показателей при оценке значимости туризма нежели проводимый авторами анализ. Как представляется, наиболее прозрачную статистическую информацию о состоянии развития сферы туризма в России можно получить при анализе объема платных услуг, оказываемых населению по таким показателям как: туристские услуги (с 2017 года «услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги»); услуги гостиниц и аналогичных средств размещения (с 2017 года - «услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья»); санаторно-оздоровительные услуги (с 2017 года - «услуги санаторно-курортных организаций»).

Анализ показателей объемов платных услуг, оказанных населению, в сфере туризма (см. Таблицы 3 и 4) наглядно показывает значительное падение деловой активности предприятий туристской индустрии в рассматриваемый период времени в сравнении с предыдущим годом. В 2020 году в 2,08 раза уменьшился объем платных услуг, оказанных населению по показателю «услуги туристических агентств,

туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги» (далее - «туристские услуги»), в 1,57 раза по показателю «услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья» (далее - «услуги гостиниц» ) и в 1,65 раза по показателю «услуги санаторно-курортных организаций» (далее - «санаторно-оздоровительных услуги»).

Отмена режима самоизоляции во многих регионах России в июле 2020 года, меры, предпринятые центральными исполнительными органами власти по активизации предпринимательской деятельности, а также по мотивации путешествий российских граждан в туристические дестинации страны привели к росту экономических показателей, дали возможность сохранить рабочие места на отечественных предприятиях туристской индустрии. Так если по итогам второго квартала 2020 года (режим «активной введенной самоизоляции») объем платных «туристских услуг» составил всего 2,912 млрд руб., то в третьем квартале того же года он составил уже 27,047 млрд руб. (+ 24,135 млрд руб.), соответственно: «услуги гостиниц» 10,149 млрд руб. во втором квартале и 54,825 млрд руб. (+ 44,676 млрд руб.) в третьем квартале и по по-

Таблица 3.

Объем платных услуг, оказанных населению в сфере туризма, в России (млн руб.)

Год/страна 2010 2015 2019 2020

Объем платных туристских услуг (с 2017 года - «услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги»), оказанных населению

Россия 82 246,256 158 251,941 179 826,421 86 545,711

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (с 2017 года - «услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья»

Россия 111 736,785 188 991,893 247 278,831 157 747,853

Объем платных санаторно-оздоровительных услуг (с 2017 года - «услуги санаторно-курортных организаций»)

Россия 60 523,064 110513,130 127 185,843 76 978,399

Источник: данные Росстата [11]

Год/страна 2019 3 мес. 2019 6 мес. 2019 2020 3 мес. 2020 6 мес. 2020 2021 3 мес.

Объем платных туристских услуг (с 2017 года - «услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги

по бронированию и сопутствующие им услуги»), оказанных населению

Россия 31 840 75 668 179 826 32 776 35 688 86 546 20 944

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (с 2017 года - «услуги гостиниц

и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья»

Россия 51 649 113 932 247 279 50 091 60 240 157 748 50 267

Объем платных санаторно-оздоровительных услуг (с 2017 года - «услуги санаторно-курортных организаций)

Россия 21 723 52 453 127186 21 476 23 751 76 978 20 132

Источник: данные Росстата [11]

Таблица 4.

Объем платных услуг, оказанных населению в сфере туризма, в России (млн руб.) в 2019 - 2020 годах и в первом квартале 2021 года

казателю «санаторно-оздоровительные услуги» - второй квартал 2,275 млрд руб. и третий квартал 32,199 млрд руб. (+ 29,974 млрд руб.). Сухие статистические показатели свидетельствуют о резком росте экономических показателей и высокой эффективности использования рычагов административного воздействия при реализации целенаправленной финансовой поддержке отечественных предприятий туристской индустрии.

Несмотря на значительный спад доходности организаторов туризма, в Российской Федерации за 2020 год прекратило свою деятельность не столь внушительное число туроператоров: в марте в Едином федеральном реестре туроператоров числилось 4571 компаний, а в декабре было зафиксировано 4293 - то есть за период пандемии в 2020 прекратили деятельность 278 компаний, из которых лишь около 20% были ориентированы на выездной туризм (107 компаний). Согласно оценкам Ассоциации туроператоров (АТОР) доходы туроператоров упали в среднем на 60% по всем видам туризма (при сравнении с показателями за 2019 год).

Если такие объекты туристского рынка как туроператоры в общем смогли пережить кризисные обстоятельства без массового банкротства, то турагентства, осуществляющие розничную торговлю, значительно поредели в количестве из-за воздействия коронавирусной инфекции на сферу путешествий. В целом по стране закрылось более 6 тысяч турагентств в марте 2020 года, то есть около 30% от общего числа. При этом около 18% решили либо полностью отказаться от офисной работы, либо перейти в онлайн режим взаимодействия с клиентами, либо сократить размеры арендуемых площадей под офисы, либо произошла кооперация конкурирующих турагентов, которые стали совместно арендовать офисы (или же арендовать их с предприятиями других сфер).

Пандемия коронавируса значительно снизила показатели туристской индустрии и в Российской Федерации. В то же время, предпринятые Правительством Российской Федерации меры в форме «кэшбэ-ков» и иных способов поддержки туристического бизнеса позволили и сегодня оказывать нашим гражданам услуги по организации путешествий и удержать сферу гостеприимства от безудержного падения, что не удалось сделать ряду ведущих туристических держав. Так столицу России в 2020 году посетило 13,6 млн туристов. Несмотря на ограничения, связанные с ко-ронавирусом, отдельные регионы России даже уве-

личили отдельные экономические показатели в сфере туризма. Например, Ставропольский край в 2020 году оказал платных услуг населению по показателю «Услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги» (до 2018 года этот показатель имел название «Объем платных туристских услуг») на 1,5 млрд рублей больше чем в 2019 году. Прежде всего это связано с оказанием на территории этого региона экскурсионных услуг. Падение показателей сферы туризма по Краснодарскому краю и Республике Крым составило порядка 20%, а не 70-90% как в ряде туристических дестинаций стран Западной Европы (например Испании, Италии, Греции).

Предпринимаемые Правительством Российской Федерации в 2021 году шаги также создают возможности для развития, прежде всего, внутреннего туризма и сохранения малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. В то же время финансовая поддержка предприятий туристской индустрии в этом году значительно снизилась. «Кэшбека», направленного только на развитие детского туризма, как представляется, недостаточно для удержания на рынке ряда организаторов туризма.

Заключение. По итогам проведенного исследования можно констатировать следующее:

- фактор «СОУЮ-19» привел к резкому снижению движения въездных, выездных и внутренних туристических потоков, что способствовало возникновению экономических и социальных проблем в сфере туризма и индустрии гостеприимства как результата снижения доходов предприятий и сокращению рабочих мест;

- вынужденное фактором «СОУЮ-19» целенаправленное вложение финансовых средств в форме субсидий организаторам туризма, направленных на развитие внутреннего туризма, позитивно отражается на решении экономических и социальных проблем (занятости населения) как трудовых ресурсов, занятых в сфере туризма, так и населения отечественных туристических дестинаций, что убедительно свидетельствует о необходимости и дальнейшей финансовой поддержке отечественного производителя внутреннего туристского продукта;

- меры, предпринятые центральными органами исполнительной власти, позволили во втором полугодии 2020 года активизировать деятельность предприятий туристской индустрии по организации путешествий в пределах, прежде всего, Российской Федерации.

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации. //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 1. С. 41-61.

2. Кульгачёв И.П., Романова М.М. Алгоритмы развития внутреннего туризма в России и его статистическое измерение. //Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 4. С. 64.

3.Леонидова Е.Г. Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. W 3. С. 624-637.

4. Макринова Е.И., Лысенко В.В., Рыбочкина Е.А. Формирование активной политики государства в сфере поддержки индустрии туризма в условиях кризиса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. W 4 (83). С. 27-41.

5. Меняйлов А.А., ДмитриеваЛ.С. Внутренний туризм на Кавказских минеральных водах в период COVID-19 // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 6. W 2. С. 32-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Овчаров А.О., Сочков А.Л. Статистические методы определения видов экономической деятельности в туризме. //Фундаментальные исследования. 2014. W 12-9. - С. 1983-1987.

7. Рысаева М.А., Кабиров И.С. Перезапуск российского туризма - коллапс по имени COVID-19 //Вестник Национальной академии туризма. 2020. W 3 (SS). С. 20-23.

8. В августе 2020 года стартует программа по поддержке внутреннего туризма в России. - URL: https://rostov-gorod.ru/press_room/news/8918/104914/ (дата обращения 27.0S.2021).

9. Кабмин выделил 3,S млрд рублей на возмещение туроператорам части затрат из-за коронавируса. - URL: https://tass.ru/ekonomika/8188241 (дата обращения 20.0S.2020).

10. Мишутин анонсировал выделение еще 4,S млрд рублей на детский кешбэк. - URL: https:// iz.ru/1176914/2021-06-10/mishutin-anonsiroval-vydelenie-eshche-4S-mlrd-rublei-na-detskii-keshbek?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1623318792000 (дата обращения 06.06.2021).

11. Сайт Росстата. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 02.06.2021).

12. Ростуризм назвал срок приема заявок на субсидии для туроператоров по въездному туризму. - URL: https:// tourism.interfax.ru/ru/news/articles/73362/ https://tass.ru/ekonomika/8188241 (Дата обращения 26.0S.2021).

13. Сайт Ростуризма. URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения 02.06.2021).

14. Сайт Федеральной пограничной службы ФСБ России. URL: http://ps.fsb.ru/ (дата обращения 30.0S.2021).

15. Сайт ЮНВТО URL: https://www.unwto.org/statistics (дата обращения 29.0S.2021).

References

1. Aleksandrova A.YU. Formirovaniye integrirovannoy sistemy statistiki turizma v Rossiyskoy Federatsii. //Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2017. W 1. S. 41-61.

2. Kul'gachovI.P., Romanova M.M. Algoritmy razvitiya vnutrennego turizma v Rossii i yego statisticheskoye izmereniye. //Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal. 2018. W 4. S. 64.

3. Leonidova Ye.G. Problemy turizma kak faktora razvitiya regiona v kontekste vliyaniya pandemii COVID-19 // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. 2020. T. 14. W 3. S. 624-637.

4. Makrinova Ye.I., Lysenko V.V., Rybochkina Ye.A. Formirovaniye aktivnoy politiki gosudarstva v sfere podderzhki industrii turizma v usloviyakh krizisa // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. 2020.

№ 4 (83). S. 27-41.

5. Menyaylov A.A., Dmitriyeva L.S. Vnutrenniy turizm na Kavkazskikh minyeral'nykh vodakh v period COVID-19 // Nauchnyy rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa. 2020. T. 6. W 2. S. 32-40.

6. OvcharovA.O., Sochkov A.L. Statisticheskiye metody opredeleniya vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti v turizme. // Fundamental'nyye issledovaniya. 2014. W 12-9. - S. 1983-1987.

I.Rysayeva M.A., Kabirov I.S. Perezapusk rossiyskogo turizma - kollaps po imeni COVID-19 //Vestnik Natsional'noy akademii turizma. 2020. W 3 (SS). S. 20-23.

8. V avguste 2020 goda startuyet programma po podderzhke vnutrennego turizma v Rossii. - URL: https://rostov-gorod.ru/press_room/news/8918/104914/ (data obrashcheniya 27.0S.2021).

9. Kabmin vydelil 3,S mlrd rubley na vozmeshcheniye turoperatoram chasti zatrat iz-za koronavirusa. - URL: https:// tass.ru/ekonomika/8188241 (data obrashcheniya 20.0S.2020).

10. Mishutinanonsiroval vydeleniye yeshche4,S mlrd rubley nadetskiykeshbek. - URL: https://iz.ru/1176914/2021-06-10/ mishutin-anonsiroval-vydelenie-eshche-4S-mlrd-rublei-na-detskii-keshbek?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&nw=1623318792000 (data obrashcheniya 06.06.2021).

II. Sayt Rosstata. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya 02.06.2021).

12. Rosturizm nazval srok priyema zayavok na subsidii dlya turoperatorov po v"yezdnomu turizmu. - URL: https:// tourism.interfax.ru/ru/news/articles/73362/ https://tass.ru/ekonomika/8188241 (Data obrashcheniya 26.0S.2021).

13. Sayt Rosturizma. URL: https://tourism.gov.ru/ (data obrashcheniya 02.06.2021).

14. Sayt Federal'noy pogranichnoy sluzhby FSB Rossii. URL: http://ps.fsb.ru/ (data obrashcheniya 30.0S.2021).

15. Sayt YUNVTO URL: https://www.unwto.org/statistics (data obrashcheniya 29.0S.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.