ЖИВОТНОВОДСТВО
УДК 619:616.98
К.А. Густокашин
ФАКТОР ЧИСЛЕННОСТИ ГРЫЗУНОВ И ДИНАМИКА ЭПИЗООТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ключевые слова: видовая биомасса, нагрузка, корреляция, эпизоотический процесс.
Введение
Логическое обоснование возможности влияния фактора численности мышевидных грызунов на динамику показателей эпизоотического процесса необходимо проводить в два этапа: во-первых, гипотетическое
предположение об оказании нагрузки на эпизоотии, во-вторых, математическое подтверждение выбранного направления исследований при помощи корреляционного анализа [1].
Грызуны — самая крупная видовая биомасса, которая может оказывать нагрузку на экосистемы, один из основных резервуаров и источников возбудителей инфекционных болезней [2].
В результате уменьшения численности восприимчивого поголовья и повышения эффективности лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий ветеринарная служба Алтайского края добилась снижения заболеваемости и падежа животных от заразных болезней с 1998 по 2000 гг. Однако, как показывает практика, ветеринарно-санитарные мероприятия, в частности борьба с мышевидными грызунами, еще не всегда надежно обеспечивают эпи-
зоотическое благополучие животноводческих хозяйств [3]. То есть вынужденные и плановые мероприятия по дератизации не контролируют годовую динамику численности грызунов.
При благоприятных условиях грызуны размножаются весь год, обладают высокой способностью к расселению, легко приспосабливаются к новым местам обитания. Наблюдается сезонное, весенне-осеннее мигрирование. Весной выселяются в поля, осенью возвращаются в постройки человека.
По расчетам профессора Б. Гржимека (1988) плотность популяции мышевидных грызунов повторяется с трехлетней периодичностью, при этом в один год развивается 3-4 поколения (рис. 1) [4].
При перечисленных условиях потенциальная биомасса популяции актуальных для эпизоотического процесса видов грызунов увеличивается за 3 поколения в тысячу раз.
Цель и задачи исследования — определение уровня корреляции динамики заболеваемости по отдельным нозологическим формам с численностью грызунов в районах Алтайского края, специализирующихся на развитии животноводства. Эта работа — неотъемлемая часть исследований по моделированию эпизоотического процесса.
-Относительная численность в поколоениях
Рис. 1. Изменение численности популяции мышевидных грызунов в ходе чередования поколений
Материалы, объекты и методы исследований
Используя методику определения численности серых крыс и мышей, разработанную профессором Ю.С. Равкиным (2001) [5], мы определили биоритмы развития мышевидных грызунов и их связь с динамикой заболеваемости сельскохозяйственных животных в районах Алтайского края за последние 10 лет.
Результаты
В Алтайском крае серая крыса вместе с серой полевкой и домовой мышью занимают первое место по численности. Они источники и переносчики многих природноочаговых болезней. Основные места обитания
— жилые и хозяйственные постройки человека. Встречаются повсеместно и в природных условиях. В отдельных антропогенных биогеоценозах прожорливость зверьков достигает 50% от объема кормления содержащихся сельскохозяйственных животных.
Данные о численности крыс и мышей, полученные из санитарных предприятий, а также в результате проведения полевых исследований в течение 5 лет, были сопоставлены с динамиками экономических и социальных показателей населения, но статистически значимыми оказались цифры по численности грызунов и относительной плотности населения, которые и использовались в дальнейших расчетах.
Кроме того, данные исследования являются частью нашей работы, проводимой с 1996 г. на территории Алтайского края по мониторингу инфекционных болезней сельскохозяйственных животных и математическому моделированию эпизоотически значимых болезней.
В условиях городов и крупных поселков края в моменты максимальных значений трехлетней периодичности поколений поголовье грызунов имело достоверную значимую прямую корреляцию с численностью населения, коэффициент составил 0,75.
Из рисунка 2 видно, что определенно прослеживается прямая зависимость численности грызунов от численности населения.
После математической обработки информации о динамике численности мышевидных грызунов и эпизоотологического мониторинга были определены коэффициенты корреляции между показателями динамики заболеваемости по эпизоотически значимым болезням и поголовьем грызунов в районах с приоритетным развитием животноводства (табл.).
При корреляционном анализе выявленная связь оказалась прямой — при увеличении численности грызунов незамедлительно возрастает заболеваемость. С учетом примененной методики подсчета интенсификация ведения животноводства и, в частности, увеличение численности поголовья, как следствие, увеличивают численность мышей и крыс. В свою очередь, источники и переносчики многих болезней — грызуны становятся причиной увеличения заболеваемости.
Заключение
Связь изучаемых факторов очевидна и должна использоваться при оценке эпизоотических рисков при создании и развитии животноводческих хозяйств.
При моделировании эпизоотического процесса инфекционных болезней сельскохозяйственных животных в Алтайском крае мы использовали полученные коэффициенты степени воздействия биологического фактора численности грызунов на эпизоотии.
50 55 45
I 40
І 35
І зо І
! 25 ! 20 I 15
1 іо
0)
2
5 5 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
0
-- -0,1 -- -0,2 -0,3
-0,4 І
1
-0,5 і -0,6 І с
-0,7 -0,8 -0,9 -1
-Относительная динамика численноси основных видов грызунов
— -■ — относительным прирост населения
Рис. 2. Корреляция относительного прироста населения городов и динамики численности мышевидных грызунов
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 4 (102), 2013
51
Таблица
Эпизоотически значимые нозологические формы и коэффициенты корреляции показателей заболеваемости и численности грызунов в районах с приоритетным развитием животноводства (по видам животных)
Вид животных Район Инфекционная болезнь Коэффициент корреляции
Колибактериоз 0,5
Лейкоз 0,3
Павловский Некробактериоз 0,25
Сальмонеллез 0,7
Пастереллез 0,61
Туберкулез 0,32
Колибактериоз 0,45
КРС Сальмонеллез 0,4
Первомайский Парагрипп 3 0,23
Пастереллез 0,5
Туберкулез 0,21
Бешенство 0,59
Бруцеллез 0,41
Краснощековский Лептоспироз 0,68
Колибактериоз 0,3
Сальмонеллез 0,6
Пастереллез 0,51
Мамонтовский Дизентерия 0,25
Колибактериоз 0,3
Сальмонеллез 0,54
Пастереллез 0,62
Ребрихинский Дизентерия 0,31
Свиньи Колибактериоз 0,4
Сальмонеллез 0,65
Пастереллез 0,49
Дизентерия 0,4
Тогульский Чума 0,11
Бруцеллез 0,28
Листериоз 0,6
Злокачественный отек 0,1
Брадзот и энтеротоксемия 0,13
Родинский Бруцеллез 0,4
МРС Листериоз 0,92
Сальмонеллез 0,45
Рубцовский Бруцеллез 0,31
Сальмонеллез 0,7
Солонешенский Бруцеллез 0,53
Сальмонеллез 0,72
Лошади Бешенство 0,9
Павловский Бруцеллез 0,4
Сальмонеллез 0,69
Библиографический список
1. Густокашин К.А. Моделирование и
прогнозирование эпизоотического процесса на основе стохастических моделей и нейро-сетевых технологий. — Барнаул: Изд-во
АГАУ, 2012. — 32 с.
2. Западнюк И.П., Западнюк В.И., Захария Е.А., Западнюк Б.В. Лабораторные животные. Разведение, содержание, использование в эксперименте. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Киев: Вища школа, 1983. — 383 с.
3. Гуславский И.И., Апалькин В.А., Густокашин К.А. Краевая эпизоотология инфекционных болезней, основы прогнозиро-
вания профилактики и борьбы с ними: учебное пособие. — 2-е изд., доп. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 202 с.
4. Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человеке. — М.: Прогресс, 1988.
— 640 с.
5. Равкин Ю.С., Ливанов С.Г. Мониторинг разнообразия наземных позвоночных государственного биосферного заповедника «Катунский» // Труды государственного природного биосферного заповедника «Ка-тунский». — Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — Вып. 1. — 161 с.