ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Шахшаева Л.М., Дагестанский государственный университет народного хозяйства,
г. Махачкала
Аннотация. Предпринимательские структуры малого и среднего бизнеса являются важнейшим сектором национальной экономики и ведущим фактором экономического роста и инновационно-технологического развития. Такие формы предприятий отличает устойчивость к рыночным колебаниям и проявлениям экономического кризиса. Практическая роль предпринимательских структур малого и среднего бизнеса заключается, прежде всего, в создании новых рабочих мест. Развитие форм малого и среднего предпринимательства -сегодня стратегический приоритет в реализации механизмов современной политики Правительства России. Вместе с этим, несмотря на государственную заинтересованность и различную помощь, развитие малого и среднего предпринимательства в России сдерживается рядом факторов и характеризуется низкой динамикой. Изложенное выше определяет актуальность исследования факторов развития малого и среднего бизнеса.
При оценке текущего положения предпринимателей и перспектив развития бизнеса очень важно принимать во внимание мнение реальных бизнесменов, людей, вынужденных вести дела в сложившейся ситуации. Стоит отметить, что заявления и отчеты по реализации различных проектов государственных структур выглядят более оптимистично, чем настроение руководителей корпораций.
Ключевые слова: факторный анализ; предпринимательские структуры; государственная поддержка; малый и средний бизнес; стимулирование
развития предпринимательства.
При оценке перспектив развития российского предпринимательства существенное влияние оказывает мнение непосредственно самих предпринимателей относительно сдерживающих факторов и возможностей их бизнеса. Считается, что экономическая ситуация в России стабилизируется, наблюдается рост ВВП, что должно положительно сказываться на ожиданиях предпринимателей. В 2018 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди руководящего состава организаций (директоров, владельцев, топ-менеджмента). В опросе приняли участие 1401 респондентов.
В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяются его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования «среднего класса», являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества. В России использование возможностей малого и среднего бизнеса пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Только декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране [1].
Пятерку факторов, которые, по мнению руководителей, в большей степени оказывают сдерживающее влияние на функционирование их компаний, оказались такие факторы, как неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, снижающийся спрос на внутреннем рынке, высокие цены на энергоресурсы, качество законодательного регулирования
экономики. Наибольшее влияние имеют первые два из указанных факторов. Примечательно, что среди наименее существенных факторов оказался конкурирующий импорт.
Влияние текущей экономической ситуации на положение компании за последний год оценивается большинством руководителей отрицательно. Так 37% процентов опрошенных согласились с утверждением, что положение их компании скорее ухудшилось (на 2 процентных пункта больше, чем в 2017 году), 26% - положение серьезно ухудшилось и всего лишь 12% решило, что положение улучшилось или скорее улучшилось.
Основными мерами, которые должны быть реализованы в целях возобновления экономического роста, российские бизнесмены видят меры по повышению качества и уровня жизни населения, налоговую реформу, стимулирующую экономический рост, ограничение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий и снижение тарифов. Естественно, что предприниматели выступают за повышение качества жизни людей, так как население формирует спрос на продукцию предприятий и определяет их развитие. В силу снижения покупательной способности денег и благосостояния потребителей, многие предприятия столкнулись со снижением спроса. В целях адаптации к инфляции люди в большинстве своем стали покупать более дешевые продукты и товары (29% опрошенных ООО «Инфом» в 2018 г.), покупать реже или отказываться от некоторых товаров (23%), искать более высокооплачиваемую работу, приработки (18%), незначительная часть -покупать товары в прок, занялись натуральным хозяйством [2].
Положительным фактором является снижение числа потребителей, прибегающих к подобным мерам. Сегодня наблюдается снижение темпов инфляции и индекса потребительских цен (ИПЦ). На данный момент темп инфляции составляет 2,4 %. Согласно статистическим данным, ИПЦ на товары
и услуги достиг минимума за последние 25 лет. Начиная с 2016 года ИПЦ снижается, на сегодняшний день он составляет 101,19 % в сравнении с ценами декабря 2017 года. В 2017 году цены выросли на 2,5 %. В течение 2018 года цены в среднем росли на 0,3% ежемесячно [3].
Однако данные показатели, рассчитываемые по определенным методикам не всегда соответствуют мнению населения о темпе инфляции. ВЦИОМ проводит опрос населения относительно их субъективной оценки уровня инфляции. Результаты опроса показывают, что несмотря на такие довольно низкие официальные данные люди не считают рост цен (инфляции) незначительным. Безусловно, с начала 2016 года началось снижение числа воспринимающих инфляцию как очень высокую.
Однако в течение следующего года настроение населения менялось и в апреле 2018 года произошло уменьшение доли россиян, считающих инфляцию умеренной (до 33 % опрошенных), против 36 % ощущающих ее высокий темп роста (что можно связать с падением курса рубля). Доля убежденных в том, что цены серьезно вырастут, значительно уменьшилась с начала 2017 года и на конец года составила 22 % опрошенных, при этом 56 % респондентов ожидает незначительный рост, таким образом инфляционные ожидания сохраняются [4].
Реальная заработная россиян растет, начиная с 2016 года. При этом в первом квартале 2018 года прирост реальной заработной платы составил 9,5 %. Аналитики Центрального Банка связывают это с выплатами премий в частных компаниях в конце прошлого - начале нынешнего года. Годовой темп прироста реальной заработной платы будет замедляться и составит 7-8 % в среднем за 2018 год [5].
По мнению большинства россиян, их материальное положение за последний год не изменилось. Результаты такого же опроса в начале 2016 были менее оптимистичными. Тогда 48% опрошенных утверждало, что их положение
ухудшилось. Важную роль в оценке будущего спроса играет прогнозирование материального положения самими гражданами. На сегодняшний день большинство (47 %) считает, что их благосостояние не изменится.
Однако к крупным покупкам все же большинство россиян не готовы, полагая, что сегодня плохое время для таких покупок. Но отношение людей к крупным тратам все же постепенно меняется. Значительное влияние на поведение потребителей на рынке играет их оценка текущего состояния экономики и ожиданий относительно ее развития. Ведь в кризис население старается не тратить денежные средства и экономить на потреблении. Именно поэтому снижается спрос, падают продажи производителей и возможности для воспроизводства.
Россияне считают, что главными трудностям, с которыми сталкивается новый бизнес, являются бюрократия, административные барьеры, отсутствие стартового капитала, сложная экономическая ситуация. А для поддержки предпринимательства население предлагает снизить налоговую нагрузку, ввести налоговые льготы, обеспечить доступ к кредитным ресурсам, финансам (снизить % ставку по кредитам), сократить бюрократию. Естественно, государство предпринимает меры по стимулированию развития предпринимательства [6].
Одним из результатов реализации мер по стимулированию развития предпринимательства в России является изменение позиции Российской Федерации в различных международных рейтингах. Довольно часто упоминаемым является рейтинг Doing Business (ведение бизнеса), который отражает степень благоприятности условий ведения бизнеса в сравнении с 190 странами на основании включения в анализ множества факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность. На данный момент Россия занимает 35 место в рейтинге. Высоко оценены (с точки зрения простоты осуществления операций) такие факторы, как регистрация предприятий,
подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, обеспечение исполнения контрактов. Наихудший результат наблюдается по таким индикаторам, как получение разрешений на строительство и международная торговля. Что касается фактора налогообложения, который был особо отмечен как населением, так и самими предпринимателями, то по данному показателю Россия занимает 52 место. Общая ставка налогов и сборов в процентах от прибыли по России составляет 47,5%. Для сравнения: по Европе и Центральной Азии - 33,1%, в Великобритании - 30,7 %, США - 43,8, в Германии - 48,9 %, в Беларуси -52,9 %, в Китае - 67,3 % [2].
По критерию получения разрешений на строительство Россия занимает 115 место. Реализация дорожной карты «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» призвана улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию и регистрации прав собственности.
Разработана дорожная карта, которая приводит, согласно данным опубликованным на сайте Агентства стратегических инициатив (АСИ), год от года к улучшению показателей времени прохождения процедур, количеству необходимых процедур, затрат на получение разрешения на строительство. Однако по данным Всемирного банка, получение разрешения занимает в России 239,4 дней (Европа и Центральна Азия - 168,3 дня).
Развитие малого бизнеса должно быть образующим фактором формирования соответствия интересов и цивилизованных рыночных отношений в обществе. Малое предпринимательство делает рыночную экономику более
гибкой, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, оно является серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов научно-технического прогресса, а также решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях рыночной трансформации экономики России развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Малый бизнес - это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду. Развитие малого бизнеса является очень важной для формирования среднего класса общества [7].
Несмотря на кризисное положение экономики, наблюдается значительное увеличение количества средних предприятий в 2016 году. Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности также растет невысокими темпами.
Нет каких-либо экономических препятствий, которые помешали бы выдаче беспроцентных кредитов в России тем, кто собирается развивать крупное производство. Выданные кредиты окупятся созданными рабочими местами, уплаченными налогами и ростом ВВП. Существующие государственные программы малоэффективны и не имеют четкой последовательности. Для повышения значимости малого предпринимательства, его доли в ВВП страны нужно иметь представление о его реальных возможностях и потенциальных угрозах. Меры государственной поддержки должны дать возможность малому предприятию развиться до крупного производства. Таким образом, в существующих условиях, когда внешнеэкономические факторы и геополитические вызовы оказывают огромное влияние на экономику России, качественная государственная поддержка малого бизнеса необходима и обязательна. Без грамотной государственной политики малое предпринимательство не сможет в полной мере реализовать присущие ему
функции [8].
Таким образом, опираясь на приведенную фактографию, можно заключить, что проведение факторного анализа развития предпринимательских структур позволит на государственном уровне обоснованно выбрать наиболее эффективные виды и формы государственной поддержки и разработать направления ее совершенствования.
Литература
1. Глеба О.В., Асеева М.А. Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/569/osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-moskovskoi-oblasti.pdf.
2. Баширов Х.Г., Шахшаева Л.М. Технологии управления клиентскими отношениями на высококонкурентных промышленных рынках // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. -№ 12 (48).
3. Ведение бизнеса в Российской Федерации - Doing Business: // Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/russia.
4. Шахшаева Л.М. Перспективы развития инновационного предпринимательства, основанного на психологических методах и приемах // Сборник научных статей Всероссийской научной конференции «Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее», 2018 г. - С. 317319.
5. Шахшаева Л. Состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России и в республике Дагестан// Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - № 7. - С. 123-128.
6. Шахшаева Л.М., Цахаева К.Н. Тенденции развития инновационной региональной экономики в кризисных условиях// УЭПС: управление, экономика,
политика, социология. - 2016. - № 4. - С. 37-41.
7. Шахшаева Л.М. Перспективы развития современных форм предпринимательства в России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/74-perspektivy-razvitiya-sovremennykh-form-predprinimatelstva-v-rossii
8. Калинина К.М. Значение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современной России [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 2. -Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/61-znachenie-gosudarstvennoj-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennoj-rossii.
FACTOR ANALYSIS OF BUSINESS STRUCTURE DEVELOPMENT
Shakhshaeva L. M., Dagestan state University of national economy, Makhachkala
Annotation. Entrepreneurial structures of small and medium-sized businesses are the most important sector of the national economy and a leadingfactor in economic growth and innovation and technological development. Such forms of enterprises are characterized by resistance to market fluctuations and manifestations of the economic crisis. Practical role of entrepreneurial structures of small and medium businesses lies primarily in the creation of new jobs. The development of small and medium-sized businesses is now a strategic priority in the implementation of the mechanisms of modern policy of the Russian Government. At the same time, despite the state interest and various assistance, the development of small and medium-sized businesses in Russia is constrained by a number of factors and is characterized by low dynamics.
The above determines the relevance of the study of the factors of development of small and medium-sized businesses. When assessing the current situation of entrepreneurs and prospects for business development, it is very important to take into account the opinion of real businessmen, people who are forced to do business in this situation. It should be noted that statements and reports on the implementation of various projects of state structures look more optimistic than the mood of corporate executives.
Key words: factor analysis; business structures; state support; small and medium business; stimulation of entrepreneurship development.
References
1. Gleba O. V., Aseeva M. A. the Main problems and prospects of development of small and medium enterprises [Electronic resource]. - Mode of access: https://mgimo.ru/upload/iblock/569/osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-moskovskoj-oblasti.pdf.
2. Bashirov, H. G., Shakhshaeva L. M. Technology of client relationship management in highly competitive industrial markets // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2012. - №12 (48).
3. Doing business in the Russian Federation: // World Bank [Electronic resource]. Mode of access: http://russian.doingbusiness.org / data/exploreeconomies / Russia radio station.
4. Shakhshaeva L. M. Prospects of development of innovative entrepreneurship based on psychological methods and techniques // Collection of scientific articles of the all-Russian scientific conference "Problems and prospects of development of Russia: Youth view of the future", in 2018 - P. 317-319.
5. State and trends of small business development in Russia and the Republic of Dagestan// Topical issues of the modern economy. - 2018. - №7. - P. 123-128.
6. Shakhshaeva L. M., Zakhaev K. N. Tendencies of development of innovative regional economy in the crisis conditions// UEPC: management, Economics, politics,
sociology. - 2016. - №4. - P. 37-41.
7. Sajeeva L. M. prospects of development of entrepreneurship in Russia [Electronic resource] // A-factor: research and development (Humanities). - 2018. -№3. - Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/item/74-perspektivy-razvitiya-sovremennykh-form-predprinimatelstva-v-rossii.
8. Kalinina K. M. the Importance of state support for small and medium-sized businesses in modern Russia [Electronic resource] // A-factor: research and development (Humanities). - 2018. - №2. - Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/item/61-znachenie-gosudarstvennoj-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennoj-rossii.