Научная статья на тему 'Фабулизация как феноменологический порядок функционирования социальной памяти и образования'

Фабулизация как феноменологический порядок функционирования социальной памяти и образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИМЕНЕЦКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / SOCIAL MEMORY / АРЕТЕ / ОНТОПОЭЗИС / ФАБУЛИЗАЦИЯ / TYMINIECKA / ARETE / ONTOPOESIS / FABULIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимощук Е.А.

7 июня 2014 г. на 91 году завершился творческий путь Анны-Терезы Тименецки, выдающегося польско-американского феноменолога. Она получила классическое философское образование в Европе, но, отталкиваясь от идей Гуссерля и Ингардена, развила самостоятельное неклассическое мировоззрение, сочетающее в себе феноменологию, постмодернизм, экзистенциализм. Замысел статьи познакомить читателя с современным популяризатором феноменологических идей, основателем Всемирного института феноменологии. Первая известная публикация Анны-Терезы Тименецки называлась «Сущность и существование: сравнение философии Романа Ингардена и Николая Гартмана» (1957). В дальнейшем сфера философских поисков расширилась до космологического синтеза античности, Лейбница, Бергсона и Гуссерля в терминах креативности и конститутивности. Эта сфера настолько широка, что её можно облечь в концептуальные формы, предложенные самим автором, а именно онтопоэзис жизни, что означает природно-социальную конститутивность жизни. Хотя сама Анна-Тереза не занималась социальной философией как другие феноменологи (Шюц, Бергер, Лукман), однако её модель онтической процессуальности и эмерджентности бытия очень сходна с конститутивностью социокультурной динамики.В этой связи особый интерес представляют: 1) модификации смысловой деятельности, 2) спайка интерсубъективности, 3) рождение коллективных жизненных миров. К её заслуге следует отнести не только фиксацию субъективно-эстетического разворачивания социокультурого бытия в емких терминах. Тименецки конституирует мир культуры не генеративно, а традиционно, переосмысливая базовые античные категории: телос, логос, биос, эрос, энтелехия, хронос, кайрос, стазис, дайнамос, теорезис, поэзис, праксис, фронэзис, метексис, орхе, арете. Феноменология жизни Тименецки исходит из открытости мнемонических потоков, каждый из которых предстаёт в многообразии креативного телоса логоса. Экзистенциальные, коммуникативные, экологические и прочие дискурсы всё это энтелехии мира культуры, полного конфликтов и дисгармонии, обнаруживающие свою точку сборки в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fabulization as a phenomenological order of the social memory and education functioning

The idea of the paper is to acquaint the reader with the modern popularizerof phenomenological ideas, the founder of Phenomenology World Institute. The first known publication by Anna-Teresa Tymieniecka was called “Essence and existence: a comparison of and Roman Ingarden's philosophyand Nicholas Hartman'sphilosophy” (1957). After that, the scope of her philosophical quest has expanded to the cosmological synthesis of antiquity, Leibniz, Bergson and Husserl in terms of creativity and constitutiveness. This area is so wide that it can be put into a conceptual form, proposed by the author, namely Ontopoiesis of life, which means that natural and social life are in a constitutive flux. Although, Anna-Teresa did not study social philosophy as the other phenomenologists ( for ex. Schütz, Berger, Luckmann), but her model of ontical processuality and the emergence of life is very similar to the constitutive socio-cultural dynamics.In this regard, her following ideas are of particular interest: 1) modification of the sense activity, 2) soldering of intersubjectivities, 3) the birth of the collective life-worlds. One should note that her merit should be attributed not only to creating the subjective aesthetic unfolding of socio-cultural life in ostensible terms. Tymieniecka constitutes the world of culture not generatively, but traditionally reinterpreting the ancient basic categories: telos, logos, bios, eros, entelechy, chronos, kairos, stasis, daynamos, teorezis, poezis, praxis, fronezis, meteksis, orche, arete. The life phenomenology of Tymieniecka comes from the openness mnemonic streams, each of which appears in a variety of creative telos of logos. Existential, communicative, environmental and other discourses are all these entelechies of world culture which are full of conflicts and disharmony, exhibiting his assemblage point in a person.

Текст научной работы на тему «Фабулизация как феноменологический порядок функционирования социальной памяти и образования»

УДК 303.01, 37.013 Е.А. Тимощук

Фабулизация как феноменологический порядок функционирования социальной

памяти и образования

Владимирский филиал МФЮА; Россия, 600005, г. Владимир, ул. Юрьевская, 5;е@йшо8.е1сош.ти

7 июня 2014 г. на 91 году завершился творческий путь Анны-Терезы Тименецки, выдающегося польско-американского феноменолога. Она получила классическое философское образование в Европе, но, отталкиваясь от идей Гуссерля и Ингардена, развила самостоятельное неклассическое мировоззрение, сочетающее в себе феноменологию, постмодернизм, экзистенциализм.

Замысел статьи - познакомить читателя с современным популяризатором феноменологических идей, основателем Всемирного института феноменологии. Первая известная публикация Анны-Терезы Тименецки называлась «Сущность и существование: сравнение философии Романа Ингардена и Николая Гартмана» (1957). В дальнейшем сфера философских поисков расширилась до космологического синтеза античности, Лейбница, Бергсона и Гуссерля в терминах креативности и конститутивности. Эта сфера настолько широка, что её можно облечь в концептуальные формы, предложенные самим автором, а именно - онтопоэзис жизни, что означает природно-социальную конститутивность жизни. Хотя сама Анна-Тереза не занималась социальной философией как другие феноменологи (Шюц, Бергер, Лукман), однако её модель онти-ческой процессуальности и эмерджентности бытия очень сходна с конститутивностью социокультурной динамики.В этой связи особый интерес представляют: 1) модификации смысловой деятельности, 2) спайка интерсубъективности, 3) рождение коллективных жизненных миров. К её заслуге следует отнести не только фиксацию субъективно-эстетического разворачивания со-циокультурого бытия в емких терминах. Тименецки конституирует мир культуры не генеративно, а традиционно, переосмысливая базовые античные категории: телос, логос, биос, эрос, энтелехия, хронос, кайрос, стазис, дайнамос, теорезис, поэзис, праксис, фронэзис, метексис, орхе, арете.

Феноменология жизни Тименецки исходит из открытости мнемонических потоков, каждый из которых предстаёт в многообразии креативного телоса логоса. Экзистенциальные, коммуникативные, экологические и прочие дискурсы - всё это энтелехии мира культуры, полного конфликтов и дисгармонии, обнаруживающие свою точку сборки в человеке.

Ключевые слова: Тименецки, социальная память, арете, онтопоэзис, фабулизация.

Тема фабулизации мнемонических процессов в обществе была поставлена польско-американским философом Анна-Терезой Тименецки (28 февраля 1923 - 7 июня 2014). Её феноменология жизни представляет собой сплав классической феноменологической проблематики с экзистенциализмом, неопрагматизмом и постмодернизмом. Она рассматривает человека как креативного агента культуры, действующего в логосе жизни и генерирующего мнемонические, знаниевые и образовательные структуры из социально-исторического массива. Процессуальный логос жизни есть онтопоэзис, творческая эволюция, находящая отражение в личной и социальной жизни через нравственную, когнитивную, эстетическую и религиозную самоиндивидуализацию мнемонических дорожек. Польско-американский философ задаёт феноменологии космологическое и эмерджентное измерение, что, с одной стороны, возвращает нас к античной

метафизике, а, с другой, соотносится с духом ноосферизма, синергетики и глубинной экологии. Среди всевозможных конфигураций вещей, отношений, процессов и событий, ключевым фактором выступает смысл, обеспечивающий онтическое постоянство мира. Постоянная эволюция вселенной через самоиндивидуацию есть основополагающая идея философии Тименецки (я живу, поэтому я есть) [1, с. 1-9].

Она исходит из того, что траектории логоса в тематизации жизни весьма извилисты и поэтому диалог межу западной и восточной философией является просто необходимостью. Микрокосм человека стоит перед бесконечностью мегамира, с одной стороны и трансцендентной судьбой, - с другой [2, с. 4].

Поэтому для выживания человеку в его земном существовании необходима мера, - другая важная категория Тименецки, мера между индивидуальным и социальным, автономией и зависимостью, усилием и покоем. Она приходит к морали взаимодействия, принципу аретейи, внутреннего виртуального пространства, как возможности конститутивной фиксации середины между точками удаления [3, с. 403-408].

Структура бытия конститутивна: оно не исчерпывается прошлым состоянием, но также и ответственно за их разрушение и создание новых форм. Динамическая целостность онтоса сближает его с постоянной Планка, ответственной за описание субъект-объектных отношений квантовой физики.

Внутренняя конститутивность сущего присуща жизни, логосу, человеку, социальной памяти. В философии Тименецки встречается гартмановский мотив: становление как прогресс времени, пошаговое прохождение через этапы разворачивания бытия: органическое, витальное, общественное и т.д. Однако у неё эти метаморфозы -этоуниверсализирующая и объективирующая силачеловеческой жизни, создающие общезначимый порядок жизни [4].

Бытие самоконституирует своё внутреннее время через механизмы импульса и равновесия. Это конструктивный ритм логоса, но для человека он предстаёт как запутанные узлы на матрице жизни. Чтобы как-то регулировать темпоральность социального бытия, человечество уже тысячи лет гипостазирует общезначимые смысловые структуры универсализации времени в терминах «движение, протекание, цикл, изменение». Иной модальностью логоса жизни является социальная коммуникация, благодаря которой достигается дифференциация темпоральности онтоса. Когда в смысловые структуры времени добавляются вопросы человеческой обусловленности, мы получаем историческое время [5, с. XIII].

Логос конструирует историческое время через различные модальности и формы сознания, достигающие апогея в виде человеческого мышления. Всё живое озабочено питанием и рождением, игрой и спариванием, движением и умиранием. В этом потоке временения жизни только у человека может включиться вопросительный режим «для чего», «почему», «каким образом», давая возможность логосу свободно проявляться во всех сферах сознания и передаваться в виде эстафет социальной памяти.

Творческое воображение - необходимое основание для нахождения устойчивости в текучести жизни; оно конструирует семиотическую сетку времени и пространства. Мимолётность жизни требует от человечества концентрации в вопросах создания универсальной референциальной структуры. Сегодня таковая создаётся для единообразия функционирования государства. Однако даже юристы ошибаются, поэтому более высокий уровень прокладывания курса цивилизации - этосистема транцендентального сознания. С другой стороны, любые системы ориентировки в логосе, всё, что способствует направлению нашего внимания на вопрошание о нём, даже если мы просто сдува-

ем пену с его поверхности, разные рефлексии в цивилизации - это артерии логоса. Человечество выработало целый склад различных схем вопрошания о логосе. Когда мы погружены в контекст жизни, то пользуемся только теми стандартами рациональности, которые являются ключевыми в нашей схеме. Однако необходимо, чтобы мы также подвергли инвентаризации ранее приобретенные знания и оценили их сознательное участие во всех жизненных перспективах человечества.

Феноменологическая теория Тименецки одновременно традиционна, фундаментальна, примордиальна и уникальна, т.к. она самобытно переосмысливает базовые античные категории телос, логос, биос, эрос, энтелехия, хронос, кайрос, стазис, дайнамос, теорезис, поэзис, праксис. Основная её тема - жизнь как творчество, самоиндивидуа-ция, которая «упаковывается» Тименецки в её ноухау - ёмкую категорию «онтопоэзис». Самоиндивидуация - это процесс пожизненного формирования личности через нахождение баланса между самотождественностью и потокомонтопоэтических возможностей, превращающихся в некоторые действительности, конститутивные моменты логоса [6, с. 1-8].

Ключевой модальностью онтопоэзиса выступает память, креативный мотор по продвижению моментов логоса в потоке жизни. Бесчисленные мнемонические узлы активизируются в связи с вопросительной направленностью самоиндивидуации. Какие-то моменты логоса выходят на первый план сознания, иные ослабевают, отступают, переходят в фоновый режим, становятся сумерками для новых дорожек логоса. Находясь в депозитарии, конститутивные мнемонические моменты могут быть пробуждены и наполнены новым содержанием для развития. Они являются своего рода узлами кайро-са, создающими чувство истории и понимания [6, с. XVI].

Тименецки сравнивает конститутивность со свободной наррацией, художественным повествованием, используя термин «fabulating, fabulation» (фабулизация), означающий в литературоведении слияние повседневности с мифическим, магическим и фантастическим, стирание границ между трагическим и комическим, ужасным и смешным, серьёзным и тривиальным. Анна-Тереза определяет фабулизацию как функцию образного мышления по интенциональному проектированию и преображению базовых фактов жизненного мира в соответствии с наклонностями, видением и иными факторами человеческого состояния. В результате генерируются прототипы человеческого характера, поведения, социальной организации, образы будущего; устанавливаются идеалы культуры [7, с. 36].

Введение такого термина указывает на связи постмодернизма и феноменологии, которые сближаются в акцентуации потоковости жизни, трансформативности и модульности: стазис - это лишь точки сборки реальности. Фабулизация, нарративность, единичность оказывают сегодня влияние даже на естественные науки и медицину [8, с. 19-24].

Фабулизация даёт ориентировки в разрешениивопросов, связанных с ответом на вопросы «что будет потом», «почему». Чтобы разобраться в тонкостях жизни, вывести эти квесты из глубины подсознания, мы запускаем многочисленные перспективы, которые с помощью философии выходят за рамки непосредственных индивидуальных и межличностных знаний. Фабулизация - это самое сердце человеческого существования и коммуникации. Преодолевая ограниченность своей судьбы, люди ищут связи со всей жизнью, историей, эволюцией, стремясь вложить в наследование способы переживания и постижения жизни. Этот коллективный опыт формируется, фильтруется поколениями и становится моделью для опыта последующих. Сверхзадача в этом квесте жизни - это

не просто повторить спираль развития, а создать сферу на более высоком ценностно-смысловом уровне. Эти визуализации могут принимать формы мифов, религии, а могут достигать глубин личностного бытия через формы науки и философии [5, с. XVII].

Говоря о фабулизации человеческой истории, Анна-Тереза выходит на тему коллективной социальной памяти, рассуждая о том, как логос соединяет туманные контуры прошлого с живым чувством настоящего, когда обусловленные жизненные миры стремятся разрешить вопросы «Почему это произошло со мной?», «Почему я страдаю?». Так из психической сферы мы переходим в область совместных коммуникативных действий. Войны, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, болезни - все это приобретает особое значение для человека в той мере, в которой они запускают процесс вопрошания логоса и создание нарративов. Удачи и неудачи существования цивилизации - это всё узлы кайроса, отражающиеся в фабулизации истории человечества. Тайники наших личных квестов - виртуальная арена, открытая для подготовки почв дальнейших шагов жизни и самообразования. Таким образом, прошлое может толковаться из различных углов зрения и мгновенная синхронизация потоков жизни вряд ли возможна. То, что мы называем историей, - это дискретные фазы связывания смыслов, которые интерпретируются в течение нескольких поколений, однако ценность для человека следует искать в узловых моментах кайроса.

Идеалы, стремления, установки, передаваемые из поколения в поколение и создающие культурную традицию, - это нити индивидуального и коллективного разума, соединяющие ткань социальной реальности. Отношения к нынешней ситуации, определяемые в самостоятельной одинаковости, формируют онтопоэтическую последовательность индивидуализации. Движение логоса жизни вперёд осуществляется через диалектические фазы дискретности и непрерывности, динамиса и стазиса. Коммуникация и коллективные действия сообществ живых существ способствуют возрастанию сложности мира [5, с. XVIII-XIX].

Сравнивая эпигенез феноменологических идей, Марк Блум характеризует модальность высказываний Э.Гуссерля как ассерторическую, а А.-Т. Тименецки - как проблематическую. Если первый стремился создать завершённую систему единиц, «закруглить стрелу Зенона», то вторая тяготеет к созданию агрегатного континуума категорий [9, с. 18].

Феноменология жизни осуществляет экзистенциальный выход за пределы различий внешнего и внутреннего, что ставит философию Тименецки рядом с неклассическими трендами в физике и астрономии, теорией относительности. Динамическая конститутивная целостность мира превосходит разделение внешнего и внутреннего, формы и материи, сущности и существования, единого и многого, частицы и волны, причины и следствия. Воля наблюдателя, конституирующего мир, позволяет разбирать/собирать интенциональные объекты на новых уровнях порядка.

Тименецки представляет класс мыслителей, таких, как Лейбниц, Кант, Гуссерль, разрабатывающих универсалии мышления и культуры. Её феноменология - это ценностный анализ человеческой экзистенции через раскрытие и разворачивание базовых категорий и модальностей бытия; комплексная и динамичная репрезентация состояний человека в потоке жизни; модель коммуникации между различными культурами, преодоления противоречий по фундаментальным вопросам идентичности и инаковости. Она достигает универсальности своей системы через аппликацию категорий из областей антропологии, философии, космологии, эстетики и гносеологии. Её методологический плюрализм находится в русле проектов «Mathesis universalis» Декарта и Лейбница и «строгой науки», одновременно «Philosophie als strenge Wissenschaft» Гуссерля. При

этом она развилась как пост-гуссерлианский философ, останавливаясь на описании не состояний сознания, а человеческих эволютов логоса [10, с. 7].

Феноменология Тименецки развивается в едином смысловом потоке с другими пост-гуссерлианцами. Тименецки погружает социальность в контекст особой среды -космоса, который, с одной стороны, у неё наполнен античными категориями, а с другой - представляет собой постмодернистский трансёрфинг реальности, где главной осью выступает креативность. Феноменологический онтопоэзис жизни А.-Т. Тименецки охватывал темы онтологии, эстетики, экологии и межкультурной коммуникации. Онтопоэзис - это конститутивное самораскрытие бытия в его эстетической сущности. При этом конституирование выступает как доминанта процессуальных и эмерджентных свойств природной и социальной динамики, где основными стратегиями сборки событий являются спонтанность, генеративность и потенциальность.

Литература

1. Szmyd J. Post-modernism and the ethics of conscience: various "interpretation" of morality of the post-modern world. Role of A.-T. Tymieniecka's Phenomenology of life // Analecta Husserliana. - Vol. CV. - Book 3. Springer, 2010. - P. 111-123. Smith J.S. Cosmo-transcendental positioning of the living being in the universe in Anna-Teresa Tymieniecka's New Enlightment // Analecta Husserliana. - Vol. CXIII. - Book 1. Springer, 2013. - P. 1-9.

2. The passions of the soul in the metamorphosis of becoming / A.-T. Tymieniecka (Ed.). - Kluwer, 2003. - P. 4.

3. Cozma C. Some considerations concerning the question of measure in the phenomenology of life // Logos of History - Logos of Life, Historicity, Time, Nature, Communication, Consciousness, Alterity, Culture. Book Three / Analecta Husserliana, Vol. 90/ Tymieniecka A.-T. (Ed.). - Springer, 2006. - P. 403-408.

4. Logos and Life, Book 4: Impetus and Equipoise in the Life-Strategies of Reason, Analecta Husserliana LXX / A.-T. Tymieniecka (Ed.). Dordrecht, 2000.

5. Tymieniecka A.-T. Logos' Timing of Life - Fabulating History // Logos of Life, Historicity, Time, Nature, Communication, Consciousness, Alterity, Culture. Book Three / Analecta Husserliana, Vol. 90. Springer, 2006. - P. XIII.

6. Tymieniecka A.-T. Phenomenology as the inspirational force of our times // Phenomenology World-wide: Foundations - Expanding Dynamics - Life Engagements: A Guide for Research and Study. Analecta Husserliana Vol. LXXX. - Dordrecht, 2002. - P. 1-8.

7. Tyminiecka A.-T. Logos and L ife // Analecta Husserliana: The Passions of the Soul and the Elements in the Ontopoiesis of Culture. Kluwer Academic Publishers, 1990. - P. 36.

8. ЛехциерВ.Л. НарративныечертымедицинывинтерпретацииРитыШэрон //ВестникСамГУ. - 2012. - № 8/1 (99). - C. 19-24.

9. Blum M. Phenomenological history // Logos' Timing of Life ... - P. 18.

10. Cozma C. Phenomenology of life in understanding the cosmopolitan humanness // AGATHOS: An International Review of the Humanities and Social Sciences, 2013. - P. 7.

Поступила в редакцию 11 ноября 2015 г.

UDC 303.01, 37.013

Fabulization as a phenomenological order of the social memory and education

functioning

E.A. Timoshchuk

Vladimir branch of Moscow University of Law and Finance (MFUA); Russia, 600005, Vladimir, Yuryevsky st., 5; e@timos.elcom.ru

The idea of the paper is to acquaint the reader with the modern popularizerof phenomenological ideas, the founder of Phenomenology World Institute. The first known publication by Anna-Teresa Tymieniecka was called "Essence and existence: a comparison of and Roman Ingarden's philoso-phyand Nicholas Hartman'sphilosophy" (1957). After that, the scope of her philosophical quest has expanded to the cosmological synthesis of antiquity, Leibniz, Bergson and Husserl in terms of creativity and constitutiveness.

This area is so wide that it can be put into a conceptual form, proposed by the author, namely -Ontopoiesis of life, which means that natural and social life are in a constitutive flux. Although, Anna-Teresa did not study social philosophy as the other phenomenologists ( for ex. Schütz, Berger, Luckmann), but her model of ontical processuality and the emergence of life is very similar to the constitutive socio-cultural dynamics.In this regard, her following ideas are of particular interest: 1) modification of the sense activity, 2) soldering of intersubjectivities, 3) the birth of the collective life-worlds. One should note that her merit should be attributed not only to creating the subjective aesthetic unfolding of socio-cultural life in ostensible terms. Tymieniecka constitutes the world of culture not generatively, but traditionally reinterpreting the ancient basic categories: telos, logos, bios, eros, ente-lechy, chronos, kairos, stasis, daynamos, teorezis, poezis, praxis, fronezis, meteksis, orche, arete. The life phenomenology of Tymieniecka comes from the openness mnemonic streams, each of which appears in a variety of creative telos of logos. Existential, communicative, environmental and other discourses are all these entelechies of world culture which are full of conflicts and disharmony, exhibiting his assemblage point in a person.

Keywords:Tyminiecka, social memory, arete, ontopoesis, fabulization.

Received ¡¡November, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.