Научная статья на тему 'Фабрики мысли Тайваня как объект и субъект процесса моделирования политической реальности'

Фабрики мысли Тайваня как объект и субъект процесса моделирования политической реальности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАБРИКА МЫСЛИ / THINK TANK / ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ / TRANSFORMATION OF PUBLIC INSTITUTIONS / ТРИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА / THREE STAGES OF EXPERT COMMUNITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медушевский Николай Андреевич

Обзор фабрик мысли Тайваня демонстрирует комплекс характерных особенностей, которые позволяют говорить о критическом пути восприятия идейного концепта фабрики мысли национальным экспертным сообществом, а также о сознательном использовании данной организационной формы в целях укрепления политической системы. Отношениями научных и аналитических организаций на Тайване управляют рынок и материальная выгода, а так как срок существования большинства тайваньских фабрик мысли относительно невелик, то они до сих пор находятся в состоянии формулирования собственных приоритетов развития и поиска возможных рычагов влияния на государственную политическую элиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taiwan think tanks as an object and subject of political reality modeling process

Taiwan’s expert community is characterised by a number of specific features: it is systematic, commercially orientated, politically involved, etc. These characteristics indicate that the national expert community perceives the think tanks concept as the original one and bound to be adapted to the national conditions. The think tanks system has already passed three stages of creation, but have not yet found the final structure. The dynamic investigation of the Taiwan’s expert community can help to understand future direction of political institutional development in the country.

Текст научной работы на тему «Фабрики мысли Тайваня как объект и субъект процесса моделирования политической реальности»

Н.А. Медушевский

ФАБРИКИ МыСЛИ ТАЙВАНЯ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Обзор фабрик мысли Тайваня демонстрирует комплекс характерных особенностей, которые позволяют говорить о критическом пути восприятия идейного концепта фабрики мысли национальным экспертным сообществом, а также о сознательном использовании данной организационной формы в целях укрепления политической системы. Отношениями научных и аналитических организаций на Тайване управляют рынок и материальная выгода, а так как срок существования большинства тайваньских фабрик мысли относительно невелик, то они до сих пор находятся в состоянии формулирования собственных приоритетов развития и поиска возможных рычагов влияния на государственную политическую элиту.

Ключевые слова: фабрика мысли, трансформация государственных институтов, три этапа развития экспертного сообщества.

Фабрики мысли, существующие на территории острова Тайвань, имеют специфический статус, соответствующий неопределенному статусу самого острова.

Тайвань уже на протяжении многих лет отстаивает права на свою государственность и возможность иметь своего представителя в ООН.

В настоящее время государственный суверенитет Китайской Республики Тайвань признают лишь 23 государства.

Тайвань осуществляет свои дипломатические отношения через экономические и культурные представительства и не признает легитимность политической власти, существующей в КНР.

© Медушевский Н.А., 2013

Активную поддержку Тайвань получает со стороны США, не заинтересованных в усилении и территориальном росте КНР, однако США тоже не признают суверенитет Тайваня, так как это могло бы повлечь за собой дестабилизацию отношений во всем регионе Юго-Восточной Азии.

Поддержка политических союзников позволяет Тайваню держать в своем резерве армию в 22 млн человек и активно развивать систему служб специального назначения, которые включают в себя Бюро национальной безопасности (National Security Bureau -NSB), Бюро военной разведки, Бюро расследований Министерства юстиции (контрразведка) и ведомства, отвечающие за внутреннюю безопасность (береговая охрана, военная полиция). Ключевую роль в спецслужбах играет разведслужба - Бюро национальной безопасности.

Предположительно активную помощь при подготовке специальных агентов перечисленных служб оказывают разведывательные структуры США и Японии, активно действующие в данном регионе1.

Несмотря на значение для политики Тайваня «серой» составляющей, ее значение на порядок ниже, чем в КНР. Разведывательные структуры выступают скорее прикладным инструментом, нежели инструментом стратегического государственного планирования, как в КНР. Данная ситуация обусловлена существующим в Тайване широким плюрализмом и имеющей место ротацией политической элиты, которая вынуждена дистанцироваться от силовых ведомств2.

Роль институтов стратегического планирования выполняют преимущественно не военные и не государственные, а гражданские организации. На острове существуют более 30 аналитических центров, которые возможно классифицировать по степени их важности, политической интегрированности и масштабу проводимых исследований.

На основании анализа информационного контента, в качестве ключевых, наиболее резонансных фабрик мысли, обладающих информационными сайтами, позиционирующими себя как фабрики мысли и публикующими материалы своих исследований, стало возможным выделение следующих двадцати организаций3:

• Тайваньский институт экономических исследований;

• Чжунхуа Институт экономических исследований;

• Институт национальной политики исследований;

• Институт международных отношений;

• Фонд национальной политики;

• Информационный центр науки и технологии национального научного совета;

• Институт социальных наук и философии имени Сунь Ят-Сена;

• Мировое экономическое сообщество;

• Фонд защиты демократии;

• Фабрика мысли Тайваня;

• Колледж гуманитарных и социальных исследований Dharma Drum;

• Агентство полевых исследований Тайваня;

• Общество дикой природы Тайваня;

• Тайваньский центр исследования вопросов безопасности;

• Исследовательский институт Тайваня;

• Институт международных отношений;

• Институт национальных политических исследований;

• Фонд международных и кросскультурных исследований;

• Фонд азиатско-тихоокеанских исследований;

• Национальный исследовательский институт в сфере образования.

Перечисленные выше фабрики мысли имеют в рамках экспертного сообщества Тайваня различный статус, масштаб и сферу деятельности, но, несмотря на это, каждая из указанных организаций участвует в процессе разработки проектов политических решений.

Из всех фабрик мысли, действующих на территории Тайваня, старейшей и наиболее известной является Институт международных отношений (Щ| ^^ Ф'')4, который был основан в 1953 г. Организационный статус данной фабрики мысли - институт, аффилированный с университетом.

Институт был создан для проведения исследований в сфере международных отношений и выработки стратегии взаимодействия с коммунистическим Китаем. Институт готовил доклады для предоставления на высшем государственном уровне и в международных организациях. Деятельность института на начальном периоде его существования возможно сопоставить с деятельностью одной из наиболее известных и значимых американских фабрик мысли - корпорации RAND, однако в выборе приоритетов своей деятельности институт был более зависим от государства, а содержание и методология исследований были менее разнообразны.

Несмотря на консервативность данного учреждения по современным меркам, его роль в структурировании экспертного сообщества Тайваня оставалась ведущей на протяжении более чем 20 лет.

В 1968 г. при участии института был создан Институт исследований Восточной Азии (^М W^Pfi), что возможно, на наш взгляд, считать важной вехой на пути развития политической системы Тайваня, так как с этого времени начинают проводиться исследования широкой геополитической направленности, выходящие за ось США - Тайвань - Китай.

В 1970 г. в институте состоялась первая китайско-американская конференция по материковому Китаю (Фй ФЩ ИШ Wi^

которая затем стала проводиться ежегодно.

В 1975 г. Институт международных отношений (ИМО) вошел в состав Государственного университета Чжэнчжи (ГУЧЧ).

ИМО можно сравнить с RAND. Данные организации находились в условиях сходного вызова - необходимости противодействия милитаризированной социалистической системе, что сформировало и сходное внутреннее разделение по исследовательским направлениям, затем привело к тесному сотрудничеству с университетской наукой и накоплению больших массивов фактологической и аналитической информации. При этом сохраняется постоянный заказчик в лице государства и системы экспертных сообществ Тайваня и США, развивающихся во взаимодействии друг с другом. Возможно также констатировать, что корпорация RAND сегодня является исследовательской организацией мирового уровня, лишь опосредованно связанной с политической системой США, и служит примером для развития фабрик мысли второго и третьего поколений, в то время как ИМО до сих пор привязано к системе исследований, сложившейся 40 лет назад, и не сформулировало столь же глубокой методологической базы и даже на уровне острова Тайвань уступило свои позиции организациям, созданным в 70-е и 90-е годы.

Такое расхождение путей развития невозможно объяснить лишь масштабом финансирования, которое у ИМО и сегодня является весьма высоким - примерно 4.5-5 млн долларов США.

Более вероятно, что расхождение путей развития обусловлено особенностями национального менталитета и политической культуры, для которых, как и для материкового Китая, характерны государствоориентированность и консерватизм в исследовательских подходах, преодолеваемые не эволюционно (посредством методичного совершенствования), а революционно (посредством вытеснения устаревших организаций новыми).

ИМО сегодня является стабильной организацией. Стабильность достигается за счет концентрации нескольких научных по-

токов и издания большого количества журналов, востребованных как на Тайване, так и в КНР, но, несмотря на это, уже к середине 80-х годов для Тайваня стала очевидной необходимость трансформации исследовательских подходов. Трансформация могла быть достигнута через создание новых фабрик мысли. Обозначенная необходимость была связана в том числе с изменением политической ситуации в Китае и на самом Тайване, где возникли идеи о важности дипломатического диалога с КНР.

В связи с этими факторами был инициирован второй этап развития фабрик мысли Тайваня. 1 сентября 1976 г. в Тайбэе был основан Тайваньский институт экономических исследований (TIER)5.

Институт стал первым независимым академическим научно-исследовательским институтом на территории Тайваня.

Миссия данного учреждения заключается в обеспечении исследований в отечественной и зарубежной экономике и промышленности и представлении результатов в правительство. Большая часть аналитических материалов готовится в целях мониторинга и оптимизации национальной промышленности и экономической системы. Фабрика мысли выступает одним из основных поставщиков экономической информации о Тайване, Китае и Азии.

Финансирование Тайваньского института экономических исследований обеспечивается за счет пожертвований и доходов, полученных от научных публикаций. Институт участвует в Тихоокеанском экономическом совете (ТЭС), Совете Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС) и Конференции по развитию тихоокеанской торговли (PAFTAD).

В 1989 г. институт претерпел значительную реорганизацию. Сегодня его целью является содействие внутренним и внешним экономическим исследованиям и обмену прогрессивным опытом с другими международными организациями.

В течение 30 лет институт завоевал лидирующую позицию среди других мозговых центров на Тайване. Одним из важнейших его проектов стала поддержка Министерства экономических дел (MOEA) в операциях Консультативного совета по промышленному развитию.

Деятельность ведущей фабрики мысли Тайваня возможно резюмировать в комплексе актуальных задач данной организации.

В аспекте политического прогнозирования и форсайта институт:

- обеспечивает макроэкономику и инновационную промышленность услугами прогнозирования;

- оказывает консультационные услуги, необходимые для технологического прорыва новых областей промышленности;

- помогает правительственным структурам планировать и выстраивать все виды стратегического планирования.

В аспекте профессионального развития институт:

- обеспечивает индустриальные исследования и консультирование на уровне фабрики мысли национального уровня;

- производит единую и единственную на Тайване базу данных индустриального развития и текущих испытаний;

- усиливает консультационные услуги при обеспечении операционных стратегий частных предприятий.

В аспекте международной деятельности институт:

- обеспечивает консультирование компаний, выходящих на международный рынок;

- развивает бизнес-стратегии и сферу инвестиционного консультирования для иностранных участников рыночных отношений;

- оказывает консультационные услуги иностранным правительствам, заинтересованным в развитии отношений с тайваньской экономикой;

- разрабатывает стратегии помощи и субсидирования дружественных режимов Южной Америки и других регионов;

- конструирует сеть сотрудничества для международных корпораций, академических институтов и правительственных структур.

Другим важнейшим аналитическим центром современного Тайваня является Институт экономических исследований Чжун-хуа (СШИ)6. Институт был создан в 1981 г. в ответ на разрыв дипломатических отношений между Тайванем (Республика Китай) и США в 1979 г. Фабрика мысли участвует в публичной политике, но при этом выполняет и государственные контракты.

Модель функционирования данного центра обусловлена его исторической ролью.

1 января 1979 г. США и КНР установили между собой дипломатические отношения согласно подписанному в декабре 1978 г. коммюнике. При этом США заявили о разрыве дипломатче-ских отношений с Китайской Республикой и о прекращении действия договора между США и КР «О взаимной обороне» от 2 декабря 1954 г.

Одобренный конгрессом в 1979 г. закон «Об отношениях с Тайванем», который был обозначен как составная часть «системы регионального баланса сил» (наряду с Японией, Республикой Корея и Филиппинами), обязывал США «противостоять любому применению силы» в деле урегулирования тайваньской проблемы.

С данного момента начинается «разрядка» в отношениях между КНР и Тайванем, но при этом - ухудшение отношений между Тайванем и США. В контексте внезапного изменения отношений с мировым сообществом, от Тайваня требуется разработать новую стратегию, которая позволила бы развивать отношения с материковым Китаем, но при этом избежать интеграции и поглощения.

Основой для сотрудничества послужило постановление «О мерах по финансовым и экономическим реформам». Одним из направлений реализации постановления стало создание независимого института исследований при финансовой поддержке правительства, промышленности и бизнеса. Это юридическое лицо должно было взять на себя задачу изучения местной и международной экономической ситуации, посредством привлечения ученых и экспертов как с территории Тайваня, так и из-за рубежа, и предложить рекомендации по вопросам реализации политики правительства в экономической и финансовой сферах.

После того как проект был одобрен, принимается решение о создании учебного заведения - «Института экономических исследований Чжунхуа» (CIER).

Для создания нового института была собрана специальная комиссия, которая финансировалась за счет Фонда экономического и социального развития ROC-US, т. е., несмотря на политический кризис, США сохраняли свое присутствие в стратегически важных сферах государственного развития Тайваня, что позволяет говорить об определенной преемственности идей и целей, ставившихся перед фабриками мысли США и новообразованными фабриками мысли Тайваня.

Для поддержки деятельности нового института был создан специальный фонд в размере 1 млрд американских долларов. 900 млн долларов были пожертвованы фондом экономического и социального развития ROC-US, а еще 100 млн долларов составили пожертвования промышленных и деловых кругов Тайваня.

Обладая значимым стартовым капиталом, новый институт смог принять активное участие в формировании институциональ-

ной структуры экспертного сообщества Тайваня и через данное формирование достичь своей цели: вытеснить из экспертного поля материально необеспеченных игроков, т. е. аналитические центры, отстаивавшие более консервативные, в том числе консервативные, идеи, и постепенно предпринять действия для восстановления отношений с США через придание системе политического консультирования специфического, проамериканского ракурса.

Формально данная фабрика мысли ставит своей целью:

• участие в формировании экономической и промышленной политики Тайваня;

• политическое прогнозирование и форсайт в экономической и промышленной политике;

• анализ стратегии промышленного развития, а также содействие в развитии промышленности;

• создание платформы для обмена знаниями в сфере экономики на национальном и международном уровнях;

• развитие аналитического и исследовательского потенциала.

Создание Тайваньского института экономических исследований и Института экономических исследований Чжунхуа7 обусловили второй этап развития фабрик мысли острова Тайвань, исторический период которого занимает не более 14-15 лет, - с 1976 по 1989 гг.

Данный период характеризуется мощным американским влиянием, значимыми финансовыми вливаниями и формированием экономико-финансовой ориентации тайваньских фабрик мысли.

Выбор именно экономико-финансовой ориентации возможно объяснить через простое разделение сфер ведения: американские аналитические центры оставляли за собой формирование политического вектора развития региона, альтернативой которому была китайская геополитическая концепция. При этом на территории Тайваня, как и ряда других территориально близких к Китаю государств, возможно было эффективно проводить сбор и анализ информации из небольших информационных потоков, основная часть которых приходилась на экономические отношения и финансовый сектор.

В таком контексте уместной является аналогия с системой НАТО, в которой основную роль играют силы США, но военная политика в странах-участницах альянса проводится их собственными силами, а на третьих территориях - объединенными силами, что позволяет обеспечить единство военной политики и одновременно легитимировать активную позицию США.

Третий этап развития тайваньских фабрик мысли начинается с 1989 г., когда создается Институт исследований национальной политики (INPR)8.

Институт исследований национальной политики (INPR) был официально учрежден в январе 1989 г. по инициативе председателя компании Evergreen Чанг Юнг-фа как дочернее предприятие Чанг Юнг-фа Foundation. Это был первый полностью финансируемый из частных источников центр социальных и политических исследований на острове Тайвань, а также первый беспартийный мозговой центр. При этом ИИНП нельзя считать первой фабрикой мысли, так как организации первых двух этапов развития также производили независимый исследовательский продукт и инициировали собственные политические и социальные исследования, не всегда предназначенные для партийных и государственных структур.

Специфика ИИНП, которая позволяет говорить о моменте создания данной организации как о начале нового периода развития фабрик мысли Тайваня, связана с четырьмя направлениями деятельности данной организации, которые раньше не присутствовали в таком виде в повестке дня национальных аналитических центров.

Это - развитие демократических принципов и конституционализма; продвижение либеральных свобод и создание справедливой экономической системы; восстановление социальной этики и морали; повышение международного статуса Тайваня. Для достижения этих целей ИИНП, при щедрой поддержке со стороны Фонда Чанг Юнг-фа, стал активно привлекать таланты отечественных и зарубежных исследователей в области политики, экономики, социологии и международных отношений. Для того чтобы распространять результаты исследований, институт регулярно публикует периодические издания и книги на китайском и английском языках и выступает спонсором различных конференций, симпозиумов и других мероприятий.

Важно, что ИИНП стал первой фабрикой мысли Тайваня, претендовавшей на международное признание и получившей его в течение всего 10 лет. В данном контексте важна личность второго президента организации - Тьена Хун-мао, профессора политологии университета Висконсина США, который занял этот пост в 1992 г.

Руководство президента Тьена было отмечено быстрой интернационализацией. Под его руководством ИИНП расширился и наладил партнерские отношения и отношения сотрудничества с влиятельными научно-исследовательскими институтами по все-

му миру. ИИНП создал каналы связи с политическими элитами в крупнейших странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Во многом успех данной организации возможно связать не с ее формой более совершенной, независимой фабрики мысли, а с соответствием направленности деятельности ИИНП общему мейн-стриму 1990-х годов, суть которого сводилась к демократическому развитию консолидации, увеличению национальной безопасности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. С изменением мейн-стрима после событий 11 сентября 2001 г. связано и снижение международной активности данной организации, которая вынуждена была уступить часть своего лидерства более консервативным фабрикам мысли, в том числе первого и второго этапов развития.

Тем не менее значение ИИНП для политической жизни Тайваня крайне велико, так как за годы своего существования фабрика мысли собрала более 100 отечественных и международных конференций и способствовала развитию многочисленных научно-исследовательских инициатив, которые в целях проводимого исследования необходимо рассмотреть подробнее.

В середине 1980-х годов Тайвань столкнулся с рядом проблем, связанных преимущественно с преобразованиями в его политической системе. Ключевыми среди них были укрепление демократии и экономическая либерализация. В этой широкой и разнообразной области исследований институт сосредоточил свои усилия на таких направлениях, как конституционность преобразований, административная реформа, реформирование правовой системы, реформирование системы органов местного самоуправления, а также выстраивание отношений между государством и бизнесом.

Кроме того, институт принимал участие в многочисленных международных программах, имеющих целью провести расширенный анализ демократизации Тайваня и презентовать опыт демократизации на международном уровне. Из этих событий самой интересной можно считать международную конференцию «Консолидация демократии: третья волна», которая состоялась в Тайбэе в 1995 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В более поздний период особое исследовательское значение имеет конференция, прошедшая в Чили в 1999 г. Она была проведена совместно с Международным форумом демократических исследований по теме «Государство, рынок и демократия в Восточной Азии и Латинской Америке», а в 2001 г. ИИНП провел семинар в Тайбэе при поддержке Совета по делам материкового Китая

по теме «Укрепление и развитие демократии Тайваня. Проблемы и перспективы после переходного периода».

В данном контексте интересен переход с международного уровня на локальный, а затем и вовсе на национальный. Указанный переход, на наш взгляд, может служить примером изменения приоритетов в деятельности национальных фабрик мысли Тайваня, тесно связанных в своей деятельности с внутриполитическими процессами, находящимися, в свою очередь, под воздействием транснациональных факторов политической трансформации режимов как на региональном, так и на международном уровне.

Примечания

Портал agentura.ru [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012]. URL:http://www.agentura.ru/dossier/taiwan/(^aTa обращения 05.09.2012). Портал agentura.ru [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012]. URL:http://www.agentura.ru/dossier/taiwan/(дaтa обращения 05.09.2012). Официальный сайт Institute of International Relations (IIR, ИШШНЖ^ЙФ'^) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012]. URL: http://iir.nccu.edu. tw (дата обращения 05.09.2012).

Официальный сайт Taiwan Institute of Economic Research (TIER) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012]. URL: http://www.tier.org.tw (дата обращения 05.09.2012).

Официальный сайт Chung-Hua Institution for Economic Research

IS;). [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012].URL: http://www.cier.

edu.tw/mp.asp?mp=1 (дата обращения 05.09.2012).

Официальный сайт Chung-Hua Institution for Economic Research

I). [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012].URL: http://www.cier.

edu.tw/mp.asp?mp=1 (дата обращения 5.09.2012).

Официальный сайт Institute for National Policy Research Research

IS). [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. м., 2012].URL: http://www.inpr.

org.tw(дaтa обращения 5.09.2012).

2

3

4

5

6

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.