Научная статья на тему 'Российско-тайваньские отношения: история и перспективы'

Российско-тайваньские отношения: история и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3678
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TAIWAN / RUSSIA / RELATIONS HISTORY / TRADE-ECONOMIC INTERACTIONS / ТАЙВАНЬ / РОССИЯ / ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Врадий Сергей Юрьевич

Анализ двусторонней торговли свидетельствует о том, что экономики Тайваня и России могли бы существенно дополнять друг друга, при этом ныне существующие возможности развития торгово-экономических связей реализуются не в полной мере. В статье предлагается анализ современного состояния российско-тайваньского экономического сотрудничества, рассматриваются перспективы развития торгово-экономических отношений. Предваряет статью краткий экскурс в историю взаимоотношений Тайваня и России, анализируется содержание российской политики на Тайване.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia-Taiwan Relations: History and Perspectives

Taiwan is one of the most dynamic centers of financial and economic development in Asia-Pacific region. It plays an important role in the economy of Pacific Asia as well as in the world. From the point of view of potential possibilities for the development of business, scientific and technical cooperation, Taiwan could be considered as one of the perspective partners for Russian businessmen in East Asia. It is defined by the island’s high degree of import dependence upon main categories of raw material resources and by its leading role in producing a number of articles in manufacturing industry. The analysis of bilateral trade gives an evidence of possible considerable augmentability of Russia and Taiwan economics. At the same time the existing possibilities for the development of trade-economic relations are realized insufficiently. The present article makes a brief review into the contemporary history of Russia’s relations with Taiwan. It also analyzes the current status and presumes the possibility for future prospects of bilateral economic and trade relations.

Текст научной работы на тему «Российско-тайваньские отношения: история и перспективы»

СОЦИУМ

ВРАДИЙ Сергей Юрьевич

канд. ист. наук, ведущий науч. сотр. Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток). Электронная почта: vradis@yandex.ru

Российско-тайваньские отношения: история и перспективы

УДК 328.48 БО! dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2017-2/68-82

Тайвань, Россия,

история отношений,

торгово-экономическое

сотрудничество

Статья является исправленной и дополненной версией, опубликованной в сборнике Центра Славянских исследований университета Хоккайдо (Саппоро, Япония): Vradiy S. Russia's Unofficial Relations with Taiwan // «Eager Eyes Fixed on Eurasia: Change and Progress» Vol. 2. Russia and its Eastern Edge. Ed. by Iwashita Akihiro. Slavic Research Center, Hokkaido University. Sapporo, 2007. P. 219-235.

1 Валовой национальный доход на душу населения (per capita GNI) на Тайване в

2015 г. равнялся US$22,384 тыс. (35-е место по расчетам Всемирного банка), валовой внутренний продукт (GDP) составил US$525,19 млрд. Объем внешней торговли

в 2015 году достиг US$ 523 млрд., при величине экспорта US$ 285,344 млрд., импорта - US$ 237,219 млрд. Общие запасы иностранной валюты (Foreign Exchange Reserves) в декабре

2016 г. составили 434,2 млрд. долларов США. По своим валютным резервам Тайвань по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире. Тайвань является одним из главных экспортеров капитала, объем капиталовложений в страны Юго-Восточной Азии достиг US$ 36 миллиардов за последние пять лет. По своей конкурентоспособности в мировой экономической системе в 2016-2017 гг. Тайвань занимает 14 место. Источник: [9; 10; 12; 14-18].

Анализ двусторонней торговли свидетельствует о том, что экономики Тайваня и России могли бы существенно дополнять друг друга, при этом ныне существующие возможности развития торгово-экономических связей реализуются не в полной мере. В статье предлагается анализ современного состояния российско-тайваньского экономического сотрудничества, рассматриваются перспективы развития торгово-экономических отношений. Предваряет статью краткий экскурс в историю взаимоотношений Тайваня и России, анализируется содержание российской политики на Тайване.

Тайвань - один из динамично развивающихся финансовых и торговых центров Азиатско-Тихоокеанского региона, который играет важную роль в экономике АТР и в мировой экономике1.

Стратегическая значимость Тайваня определяется его доминирующим положением относительно морских маршрутов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, близостью к Филиппинскому архипелагу. На протяжении десятилетий го-миньдановское правительство, нашедшее убежище на Тайване после образования в 1949 г. КНР, воспринималось на Западе как оплот, препятствующий распространению коммунистических идей в Азии, что и определяло большую политическую значимость острова. Находящийся примерно на равном расстоянии как от Кореи, так и от Вьетнама - государств, где во времена холодной войны имели место кровопролитные сражения - Тайвань служил базой, отправной точкой для проведения военных операций против КНР, а также против прокоммунистических сил в Индонезии и Индокитае. Из истории российско-тайваньских отношений Внушительные эмиграционные потоки с материка хлынули на остров в XV!! столетии. Китайские чиновники уделяли мало внимания ситуации на острове, относя его к разряду удалённых территорий, существующих на периферии Поднебесной. Индифферентное отношение несколько изменилось после франко-китайской войны 1884-1885 г., когда цинское правительство осознало, что остров может быть использован в качестве плацдарма для распространения иностранного влияния на материк. После войны Тайваню был придан статус самостоятельной провинции (прежде остров административно входил в состав провинции Фуцзянь), был назначен губернатор - герой франко-китайской войны генерал Лю Минцюань (1836-1896).

Результатом подписания в 1895 г. Симоносекского договора, завершившего китайско-японскую войну, стало присоединение Тайваня Японией, которая превратила остров в свою колонию. На Формозе2 возобновили свою деятельность иностранные консульства. Российское консульство появилось на Тайване в 1896 г., первым консулом стал немец Пауль Шаберт (Paul Shabert).

По всей видимости, впервые в русских документах Тайвань был упомянут в выписке о границах китайского государства, составленной в Посольском приказе на основании западных источников и предназначенной для миссии Николая Гавриловича Спафария (Nicolae Milescu Spätaru, 1636-1708), что была направлена в Пекин в 1675 г. (Рис. 1 и 2). В ней говорилось: «Меж востока и полудня за Китайским государством лежит остров имянем Фромоза, который не так великий, яко богатый есть, и в том острове пишут, что недавно галанцы морем приходили и завладели того острова и крепость учинили» [3, с. 332]. Н. Г. Спафарию давался наказ «проведать» о соседних с Китаем землях, в том числе и о Формозе. Следуя заданию, Н. Г. Спафарий сделал запись в главе четвёртой «Описания» Китая: «Голландцы же держат близ тех стран остров на море именем Формоза и оттуда приходят в украинские (окраинные - В. С.) города и втайне торгуют с китайскими воеводами» [4, с. 172].

В начале 1875 г. Тайвань посетил российский морской офицер Павел Иванович Ибис (Paul Ibis, 1852-1877). Получив отпуск с корвета «Аскольд», который ремонтировался в Гонконге, он в течение двух месяцев путешествуя по острову, изучал аборигенное население. Составленное им описание Тайваня, которое было опубликовано в журнале «Морской сборник» (1876), вызвало интерес как в России, так и за границей (расширенный перевод был напечатан в Вене), до сих пор не потеряло значения как источник по этнографической истории Тайваня [11].

Советская Россия установила дипломатические отношения с Китайской Республикой после революции 1917 г. В истории отмечены этапы развития официальных связей между государствами, конфликты, постепенное восстановление экономических и торговых отношений.

Франклин Рузвельт (Franklin D. Roosevelt, 1882-1945), Уинстон Черчилль (Winston S. Churchill, 1874-1965) и Чан Кайши (Chiang Kai-shek, 1887-1975) оговорили возвращение Тайваня Китаю после периода японской оккупации острова на Каирской конференции в декабре 1943 г., Сталин признал эту договорённость на Тегеранской конференции. Официальное закрепление Тайваня за Китаем произошло на Потсдамской конференции в июле 1945 г., и в сентябре того же года Формоза перешла под юрисдикцию Китая.

Рис. 1.

Молдавская почтовая марка (блок) с изображением маршрута следования посольства Н. Г. Спафария в Китай [6]

2 Распространенное в англоязычной литературе название Тайваня - Формоза означает «великолепный остров», его изобрели португальские мореплаватели, впервые появившиеся у его берегов в XVI столетии. Остров находится примерно в 100 км восточнее материкового Китая, площадь около 14 тыс. квадратных км.

Рис. 2.

«Путешествие» Н. Г. Спафария с воспоминаниями о посольстве в Китай, изданное в 1882 г. в Санкт-Петербурге Источник: [5]

Чан Кайши прибыл на Тайвань вместе с 1,5-миллионным войском и гражданским населением в июне 1949 г. В сентябре 1950 г. полномочный представитель СССР при ООН Я. А. Малик потребовал включить в повестку дня Совета Безопасности вопрос о статусе Тайваня, настаивая на приглашении делегации КНР. В ходе обсуждения советская сторона заявила, что поскольку Тайвань является частью Китая, следовательно, все вооружённые силы США, дислоцированные на острове и прилегающих территориях, должны быть выведены.

В 1954 г., по завершении Корейской войны, между правительствами США и Китайской Республики был подписан Договор об обороне, предполагающий участие США в боевых действиях, если таковые возникнут с материковым Китаем. Советский Союз в заявлении министра иностранных дел назвал подписанный договор «грубым нарушением международных договорённостей, суверенитета и территориальной целостности КНР».

Все контакты между Китайской Республикой и Советским Союзом, определённые Договором о дружбе и сотрудничестве 1945 г., были прекращены, разрыв был объявлен 3 октября 1949 г. после того, как 1 октября СССР первым признал КНР.

Следует заметить, что СССР, придерживаясь политики «одного Китая», изначально настаивал на урегулировании кризиса в Тайваньском проливе политическими, а не военными методами, как это пытались делать пекинские руководители в 1954 и 1958 гг. Возможно, данный подход стал одной из причин охлаждения отношений между СССР и КНР в конце 50-х гг.

Когда в сентябре 1954 г. артиллерийский обстрел прилегающих к Тайваню островов спровоцировал первый в череде трёх кризисов Мацзу-Амой, Советский Союз устами премьер-министра Н. С. Хрущёва публично подтвердил свою позицию поддержки КНР. В то же время министр иностранных дел В.М. Молотов, обвиняя США в развязывании конфликта, выразил озабоченность по поводу того, как бы региональный конфликт не перерос в войну.

Незадолго до кризиса, в июне 1954 г., тайваньская береговая охрана захватила советский нефтеналивной танкер «Туапсе», следовавший курсом из Одессы в Шанхай. Были арестованы 49 членов экипажа, через год 29 человек были освобождены и возвращены в СССР. Остальные предпочли остаться временно на Тайване, девять из них впоследствии перебрались в США, ФРГ. К концу 1958 г. семь чле-

нов экипажа оставались на Тайване. Танкер «Туапсе» навсегда остался на острове. В 1958 году на киностудии имени А. Довженко был снят двухсерийный фильм «ЧП» (Чрезвычайное происшествие), основанный на реальных событиях3. В 1959 году фильм стал лидером советского проката - 47,5 млн. зрителей (Рис. 3).

Летом 1958 года были возобновлены обстрелы островов Мацзу и Цзиньмэнь (т.н. «второй кризис»). Если предыдущий кризис 1954 г. советские дипломаты в Пекине освещали преимущественно по прессе КНР, то теперь отношение стало более внимательным. В дополнение к китайской прессе анализировалась также периодика Гонконга, Тайваня. В статье, помещённой в газете «Правда» от 5 сентября 1958 г., было отмечено, что атаки на КНР будут расценены как нападение на СССР с соответствующими ответными действиями.

60-е гг. стали свидетелями существенных перемен, произошедших на Тайване. Сократилось американское военное присутствие на острове. Если

в 50-е гг. Тайвань находился на втором месте по объёму получаемой от США военной и экономической помощи, то в 60-е гг. финансовая поддержка значительно уменьшилась.

Можно выделить следующие несколько основных причин изменения политики правительства США по отношению к Тайваню. Во-первых, желая ослабить основного противника - Советский Союз, Америка начала разрабатывать недавнего своего соперника - КНР, намереваясь ещё более углубить противоречия между недавними идеологическими союзниками. Во-вторых, в поисках достойного выхода из трясины вьетнамской войны, правительство США намеревалось обратиться к КНР с предложением стать посредником в переговорах с северовьетнамским правительством. Ну и, наконец, что, пожалуй, было наиболее важным, американские бизнесмены осознали неисчерпаемые возможности китайского рынка. Ради сближения с КНР можно было пожертвовать и недавним союзником.

Официальная позиция СССР оставалась неизменной - правительство КНР есть законный представитель Китая на международной арене, в отличие от клики Чан Кайши, незаконно узурпировавшей власть на острове, являющемся неотъемлемой частью Китая.

Неофициальные контакты между СССР и Тайванем можно было заметить в конце 60-х годов, после появления тенденции к возобновлению взаимоотношений между КНР и США4. Как известно, визиты Никсона и Киссинджера в КНР завершились в 1972 г. подписанием т.н. «Шанхайского коммюнике», когда было объявлено о том, что

Рис. 3.

Реклама советского кинофильма «ЧП (Чрезвычайное происшествие)», сюжет которого основан на событиях, произошедших с танкером «Туапсе» у берегов Тайваня. Источник: [7]

3 Черно-белый фильм «ЧП» был крепко приправлен идеологическими штампами в лучших традициях советского кино, однако по сей день пользуется популярностью. Может быть, в том числе благодаря игре выдающегося российского актера Вячеслава Тихонова, исполнившего роль озорного и веселого парня из Одессы. Рассказ ведется от лица

первого помощника капитана по воспитательной работе в исполнении другого прекрасного российского актера Михаила Кузнецова.

4 Стоит упомянуть визит в ноябре 1968 г. советского гражданина, сотрудничавшего в Лондонской Evening Post, Виктора Луи, которому посчастливилось встретиться с министром обороны Тайваня и наследником Чан Кайши на правительственном посту Цзян Цзинго. В 1969 г. СССР посетил заместитель министра образования Тайваня.

США признают существование лишь одного Китая и Тайвань является его частью. Тайвань при этом надеялся, что намёки на восстановление тайваньско-советских взаимоотношений воспрепятствуют растущим контактам между КНР и США. СССР, со своей стороны, возможно, предполагал, что налаживание контактов с Тайванем приостановит ухудшение отношений с КНР. При этом тайваньцы продемонстрировали большую готовность идти на компромисс, поскольку терять им было нечего после ослабления взаимоотношений с США. Советский Союз проводил между тем более осторожную линию, осуществляя с 70-х гг. торговлю с Тайванем через Гонконг, Японию, ФРГ, а также преимущественно через своих восточноевропейских союзников.

Правительственные круги СССР, по-видимому, опасались, что открытие официальных отношений с Тайванем принесёт слишком много проблем во взаимоотношения с КНР и может подорвать его престиж, поэтому контакты осуществлялись преимущественно через третьи страны, на неправительственном уровне.

Хотя дипломатические, экономические и военные отношения с КНР были на некоторое время прекращены, тем не менее, Советский Союз был не в состоянии полностью отказаться от недавнего идеологического союзника и заключить в свои объятия Тайвань. Всякий раз, когда Тайвань предлагал установить экономические взаимоотношения, Советский Союз из идеологических соображений проявлял сдержанность, отказываясь от прямых контактов.

Тайвань же сдерживало традиционно подозрительное отношение к политике, проводимой СССР, а также возможное неодобрение со стороны США. Кроме того, тайваньское правительство опасалось потерять кредит доверия со стороны антикоммунистически настроенных государств в случае установления официальных взаимоотношений с СССР.

После восстановления с 1 января 1979 г. администрацией Картера дипломатических отношений с КНР, тайваньским руководителям ничего не оставалось, как постепенно пытаться сокращать зависимость от США и быть более гибкими в проведении внешней политики.

Цзян Цзинго, старший сын Чан Кайши, ставший президентом Тайваня после смерти отца, проводил более взвешенную политику в отношениях с Советским Союзом, где ему довелось жить, учиться и работать с 1925 по 1937 гг. (Рис. 4). Торгово-экономическое сотрудничество

Когда в 80-е гг. в Советском Союзе начались реформы, в качестве положительного образца приводились успехи рыночной экономики одного из «Азиатских драконов» - Тайваня.

В начале 1990 г. Тайвань отменил ограничения на прямую торговлю и инвестиции в СССР, стимулировав сотрудничество в сфере лесной промышленности, рыболовстве, возобновив культурный, технологический обмен.

С распадом СССР в 1991 году Россия, став правопреемницей, официально заменила Советский Союз в международном сообществе. В сентябре 1992 г. Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем», который в настоящее время является правовой основой для развития отношений РФ с Тайванем.

у Рис. • Цзя

Рис. 3.

Цзян Цзинго и Чан Кайши на фото, сделанном после возвращения сына в 1937 г. из СССР в Китай [18]

Указом было определено создание неофициальной координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, тайваньское и российское представительства которых были открыты соответственно в 1993 году в Москве (Taipei-Moscow Economic and Culture Coordination Commission), а в 1996 году - в Тайбэе (Moscow-Taipei Economic and Culture Coordination Commission). Представительства служат в качестве неофициального канала связи, содействуют культурному обмену, развитию экономических и торговых отношений, осуществляют информационно-справочное обслуживание. Тем же президентским указом ещё раз была подчёркнута неизменность позиции России по тайваньскому вопросу. Только неофициальные контакты имеют место во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Тайванем, вся деятельность ведётся от лица неправительственных организаций, частных предприятий, торговых ассоциаций.

С 1991 г. в Москве функционирует Центр международной торговли Тайбэя (Taipei World Trade Centre), представительство Совета по развитию внешней торговли Китая CETRA (ныне TAITRA, Taiwan External Trade Development Council).

В сентябре 1997 года Тайвань и Россия подписали соглашение о воздушном сообщении, а в январе 1998 года - Протокол о морском транспортном сообщении. В 2002 г. был подписан Протокол о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства.

Объем двусторонней торговли между Тайванем и Советским Союзом на начальном этапе сотрудничества в 1987 году насчитывал всего лишь 7,6 млн. амер. долларов. Последующие годы свидетельствовали о росте экономического сотрудничества. Ниже приводятся показатели товарооборота России с Тайванем за последние два десятилетия.

Табл-1. Приведённые (Табл. 1) статистические данные свидетельствуют о

ТайваНяс°РоссИей росте двусторонних торгово-экономических отношений. Хотя про-

(1996-2016 гг., млн цесс не отличался стабильностью, наряду с ростом товарооборота

дол. США). наблюдалось и его уменьшение соответственно в 1998, 2001, 2005,

Источник: [15] 1П„„ - ,,„,,

2009 гг., тем не менее, в целом, развитие отношений до 2014 г. носило

Год Общий объем торговли Экспорт Импорт штттп Торговый баланс

Величина Изменения (%) Величина Изменения (%) Величина Изменения (%) Величина Изменения (%)

1996 1,205 -33.125 141 -18.841 1,064 -34.652 -923 -36.544

1997 1,409 16.946 173 22.129 1,237 16.258 -1,064 15.359

1998 982 -30.354 138 -20.267 844 -31.761 -706 -33.624

1999 1,291 31.539 108 -21.593 1,183 40.197 -1,075 52.227

2000 1,566 21.270 186 72.551 1,380 16.596 -1,194 10.985

2001 869 -44.515 265 42.420 604 -56.241 -339 -71.622

2002 1,183 36.121 255 -3.725 927 53.612 -672 98.473

2003 1,605 35.721 305 19.548 1,300 40.171 -995 47.998

2004 2,910 81.300 437 43.135 2,473 90.255 -2,037 104.701

2005 2,713 -6.766 516 18.293 2,196 -11.189 -1,680 -17.509

2006 2,507 -7.587 604 16.965 1,903 -13.360 -1,299 -22.682

2007 2,712 8.161 807 33.646 1,904 0.071 -1,097 -15.542

2008 3,616 33.370 930 15.160 2,687 41.090 -1,757 60.172

2009 2,774 -23.294 582 -37.385 2,192 -18.418 -1,610 -8.383

2010 3,417 23.186 1,081 85.782 2,336 6.563 -1,254 -22.082

2011 3,877 13.447 1,520 40.513 2,357 0.916 -838 -33.224

2012 4,675 20.588 1,541 1.411 3,134 32.950 -1,593 90.167

2013 4,744 1.473 1,500 -2.695 3,244 3.523 -1,745 9.538

2014 4,961 4.573 1,314 -12.350 3,646 12.395 -2,332 33.661

2015 3,555 -28.333 1,030 -21.664 2,526 -30.737 -1,496 35.851

2016 (янв.-окт.) 2,862 -7.684 711 -19.352 2,152 -3.048 -1,441 7.700

поступательный характер. 2014 год продемонстрировал пик товарного обмена - 4,961 млрд ам. долларов.

Как видно из приведённых показателей, Россия сохраняет положительное сальдо в торгово-экономических отношениях с Тайванем за счёт сырой нефти, чугуна и стального проката, цветных металлов, продуктов нефтехимии, ферросплавов, древесины, химических удобрений. Среди импортируемых товаров всё большее место занимают электротехнические изделия и детали к ним, компьютеры и компьютерные комплектующие, бытовая электроника и проч.

Отрицательный торговый баланс в отношениях между Россией и Тайванем оценивается тайваньской стороной как вопрос, на кото-

Наименование товарной группы 2014 2015 Изменения в 2015 г. относительно 2014 г. (%) Доля в общем импорте (%)

Минеральное топливо, нефть и продукты дистилляции 2,609,940 1,672,182 -36 4.5

Чугун, сталь 525,748 453,915 -14 6.3

Продукция органической химии 196,771 150,659 -24 1.9

Алюминий и алюминиевая продукция 126,853 94,232 -26 4.5

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, и изделия из них; бижутерия; монеты 23,414 22,856 -2 0.5

Бумага и картон, предметы из целлюлозы, бумаги или картона 19,660 17,946 -9 1.3

Медь и изделия из нее 16,434 16,674 1 0.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина 69 13,727 19794 5.2

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 4,541 11,555 154 1.3

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) 12,077 10,933 -9 1.7

рый следует обратить внимание. Однако преобладание сырьевой составляющей в российском экспорте и промышленной продукции в тайваньском на нынешней стадии развития отношений оценивается тайваньцами как вполне логичное5. При этом для исправления ситуации рекомендуется увеличить экспорт тайваньской промышленной продукции в Россию.

Относительно невысокий уровень тайваньского экспорта в Россию можно объяснить рядом причин. Во-первых, довольно вы-

Табл. 2.

Основные продукты импорта из России в 2014-2015 гг. (тыс долл. США). Источник: [12]

5 По мнению бывшего главы тайваньского представительства в Москве Чэнь Жунцзе, поскольку Тайвань импортирует недостающую на острове сырьевую продукцию,

Наименование товарной группы 2014 2015 Изменения в 2015 г. относительно 2014 г. (%) Доля в общем экспорте (%)

Ядерные реакторы, бойлерное оборудование, машинное оборудование и запчасти 310,352 271,859 -12 0.8

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающие аппараты и воспроизводящее оборудование, телевизионные записывающие и воспроизводящие аппараты, запчасти к ним 362,802 199,496 -45 1.6

Суда, лодки и плавучие конструкции 1,026 103,944 10031 0

Черные металлы 71,472 71,924 1 1.6

Изделия из черных металлов 65,751 60,129 -8 0.9

Подвижной состав, исключая железнодорожный и трамвайный, запчасти 79,267 54,904 -31 0.3

Пластмасса и изделия из пластмассы 76,654 54,382 -29 0.8

Инструменты, инвентарь, ножевые изделия, ложки и вилки, изделия из недрагоценных металлов 88,685 43,148 -51 4.6

Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности 27,979 19,331 -31 1.3

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 34,648 16,798 -52 0.6

сокой стоимостью тайваньской продукции, пока ещё недоступной для рядового российского покупателя, прочие категории потребителей предпочитают приобретать товары из Западной Европы, США, Японии. Во-вторых, трудностями, связанными с осуществлением банковских переводов, которые выполняются преимущественно через третьи страны6. В-третьих, отсутствием достаточных гарантий со стороны правительства иностранным инвесторам. В результате иностранные бизнесмены, в том числе и тайваньские, предпочитают вкладывать средства в более безопасные и предсказуемые регионы [1, с. 48-49]. Следует также учесть и то, что Россия импортирует большое количество продукции из КНР, произведённой на предприятиях, принадлежащих тайваньскому капиталу, при этом она фиксируется статистикой как торговля России с КНР.

Несмотря на относительный рост показателей торгово-экономических отношений России и Тайваня, их доля непропорционально мала по сравнению с величиной их совокупного торгового оборота. Экспорт Тайваня в Россию составлял, к примеру, в 2015 году 0,37% от всей величины вывоза продукции за рубеж, а импорт из России насчитывал только 1,15% всей суммы ввезённой продукции. Доля

Табл. 3.

Основные продукты экспорта в Россию в 2014-2015 гг. (тыс долл. США). Источник: [12]

следовательно, торговый дефицит может оцениваться положительно [8, р. 4].

6 Тайваньские банки опасаются принимать выдаваемые российскими банками аккредитивы под контрактные заказы. Оплата операций осуществляется преимущественно через посредство банковских перево-

Тайваня во внешнеторговом обороте России также невелика, в 4 квартале 2016 г. она составляла около 0,97% (23 место в совокупном товарообороте России с зарубежными странами).

В 2015 году было отмечено снижение импорта тайваньских товаров в Россию. Сократился на 52 процента импорт оптического, фототехнического, медицинского оборудования, на 51 процент уменьшился ввоз инструментов, инвентаря, столовых приборов, изделий из недрагоценных металлов.

Объёмы взаимного инвестирования небольшие. В России насчитывается чуть более десяти небольших по масштабу тайваньских компаний, занятых преимущественно в сфере торговли, обслуживания, обмена информацией, ресторанном, туристическом бизнесе. В Петербурге три компании заняты морскими перевозками, продажей чая, туристическим бизнесом, две компании на Дальнем Востоке осуществляют торговые операции, заняты в рыбодобывающей промышленности. Остальные тайваньские компании ведут коммерческую деятельность в Москве. В Москве открыли свои представительства некоторые тайваньские компьютерные производители, поставляя компьютеры и комплектующие детали на российский рынок.

По данным Инвестиционного комитета Министерства экономики Тайваня, с 1952 по 2015 год Тайвань инвестировал в 10 российских предприятий на общую сумму 275,3 миллиона долларов. В тот же период Россия осуществила прямые инвестиции в 107 тайваньских предприятий на сумму 105,9 млн долларов. За последние шесть лет Россией было реализовано 74 инвестиционных проекта на Тайване.

В настоящее время в России действуют около 20 тайваньских производителей. Помимо двух компаний, занимающихся торговлей и туризмом в Санкт-Петербурге, большинство из них сосредоточено в Москве, заняты преимущественно в сфере торговли, туризма, маркетинговых услуг. Тайваньские компании в области информационных технологий, такие как Acer, ASUSTek, GIGABYTE, MSI, FSP Group, Advantech, Shung Ju Technology, HTC, Thermaltake Technology, ATEN и другие, открыли свои представительства в Москве, предоставляя российским партнёрам маркетинговую поддержку. Тайваньская производственная компания Tong Tai планирует создать в России заводы сборочного машиностроения. Компания Firich Enterprises Co. инвестировала в игорный бизнес во Владивостоке, создав казино Tigre de Cristal7. В сентябре 2016 г., во время проведения во Владивостоке Восточного экономического форума, на Русском острове был открыт океанариум, самый большой в России и один из крупнейших в мире. В его проектировании и создании принимали участие тайваньские компании, что свидетельствует о диверсификации инвестиционной политики Тайваня.

Невысокий рост инвестирования в экономику России тайваньскими предпринимателями объясняется, помимо вышеприведённых причин, также высоким уровнем инфляции, медленной и неэффективной процедурой приватизации государственной собственности. Между тем тайваньские предприниматели пытаются решить проблемы, минуя неповоротливый государственный сектор, выходя напрямую на российский частный бизнес.

дов, либо наличной оплатой. Среди банков, ведущих с тайваньскими предпринимателями операции, числятся Газпромбанк, Внешпромбанк, банк Уралсиб, банк Глобэкс, Альфа-Банк, Гута Банк.

7 Развлекательный комплекс Т^гесЗеСп81а1 пользуется большой популярностью, ежедневно его посещают до 600 туристов, с момента открытия его посетило более 130 тыс. человек [2, с.7].

Тайваньские представители торгово-промышленных кругов, а также их российские коллеги довольно часто обмениваются делегациями, участвуя в различного рода выставках, конференциях.

В сентябре 2002 года во Владивостоке состоялся 3 инвестиционный форум стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В нём приняла участие внушительная делегация тайваньских бизнесменов и официальных правительственных чиновников из 27 человек, которую возглавил бывший премьер, занимавший тогда пост генерального секретаря правящей Демократической Прогрессивной партии Чжан Цзюньсюн. Помимо него, в числе членов делегации значились министр транспорта и коммуникаций Линь Линсань, председатель комитета по труду Чэнь Цзюй, сотрудники министерства экономики и комитета по сельскому хозяйству. По отзывам прессы, это был один из самых высоких уровней присутствия представителей тайваньского правительства в России за последнее время.

Для развития взаимовыгодных контактов тайваньцы активно приглашают высокопоставленных российских правительственных и политических лидеров побывать на острове. Среди посетивших Тайвань были бывший президент М. С. Горбачёв, мэр Москвы Гавриил Попов, председатель ЛДПР Владимир Жириновский и др. В 1990 году в России состоялась встреча будущего президента В. В. Путина, занимавшего тогда пост вице-мэра Санкт-Петербурга, с будущим президентом Тайваня Чэнь Шуйбянем, исполнявшим на тот период обязанности мэра Тайбэя.

В 2003 году на острове была учреждена Тайваньско-Российская Ассоциация, председателем которой стал бывший премьер-министр Чжан Цзюньсюн, что свидетельствует о заинтересованности тайваньской стороны в развитии экономического сотрудничества с Россией.

Торгово-экономические отношения России и Тайваня можно значительно расширить. Для этого, считают эксперты, необходимо подписать ряд двусторонних соглашений: о защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, об ускорении таможенного оформления. Тайваньские бизнесмены надеются получить в России более благоприятные условия, аналогичные тем, что предоставлены иностранным инвесторам в КНР и странах Юго-Восточной Азии. Помимо этого, тайваньская сторона надеется на упрощение формальностей и правил в российской административной системе.

Тайвань, помимо развития передовых полупроводниковых технологий, работает над биотехнологиями, технологиями на молекулярном уровне, созданием цифровых архивов, в сфере телекоммуникационных связей, оптоэлектронике. Российскими учёными, в том числе специалистами Дальневосточного отделения РАН, накоплен значительный опыт в данной сфере, который может быть использован Тайванем.

Многие на Тайване видят большие перспективы в закупках российского сырья, прежде всего нефти. Россия богата ресурсами, которых крайне недостаёт Тайваню.

В настоящее время доля России в общем объёме тайваньских операций со странами Европы составляет лишь 3,6%. Для развития отношений, по признанию тайваньских и российских участников торгово-экономического обмена, требуется сформировать законодательную

базу, подписать соглашения о предоставлении льгот для совместных проектов, установить корреспондентские отношения между банками.

Для реализации намерений необходимо участие компетентных российских государственных структур. Однако отсутствие межгосударственных отношений между Россией и Тайванем является серьёзной помехой развитию двусторонних связей. Можно предположить, что развивать экономическое сотрудничество возможно и в отсутствие межгосударственных отношений. В самом деле, при отсутствии дипотношений между Тайбэем и Пекином объем торговли через Тайваньский пролив и объем тайваньских инвестиций в экономику материка измеряются десятками миллиардов долларов США8. У Тайваня нет также дипломатических отношений с США и Японией, но торговый оборот между ними превосходит величину российско-тайваньской торговли на несколько порядков.

Развитию двусторонних экономических связей препятствует несовершенство инвестиционного климата в России в целом. При этом инвестиционные риски в Сибири и на Дальнем Востоке, по оценкам экспертов, намного выше, чем риски в Москве и Санкт-Петербурге.

Перспективы, которые рисуются исследователями относительно развития отношений между Российской Федерацией и Тайванем, базируются преимущественно на предположениях и применимы в равной мере и к экономике Приморского края. Рассмотрим некоторые из них, имеющие определённое значение для развития экономики Приморья.

Расширению и углублению контактов могло бы способствовать открытие прямого авиационного сообщения между Владивостоком и Тайбэем. Первые несколько рейсов прошли в конце апреля - начале мая 2001 г. Предполагалось, что открывшееся прямое авиасообщение будет иметь большое значение для развития туризма.

Владивосток является удобным и потенциально важным транзитным пунктом для тайваньцев, направляющихся в северо-восточные провинции материкового Китая, Северную Корею, другие города Российского Дальнего Востока и Сибири, а также в Москву. Однако поначалу по техническим причинам полёты не состоялись, затем последовал отказ от выполнения маршрута на неопределённый срок. Политическую окраску вопросу придаёт строгая позиция КНР относительно Тайваня.

В связи с этим событием и в его развитие предполагалось часть островных капиталов, размещаемых в настоящее время в материковом Китае и странах Юго-Восточной Азии, направить в Дальневосточный регион России, располагающий богатыми природными ресурсами. Министр иностранных дел Тайваня заявил в августе 2002 года, что деловые круги готовы инвестировать капиталы в освоение природных ресурсов Дальнего Востока, «если будут созданы необходимые условия, в том числе в области регулирования денежных потоков».

К перспективным направлениям двустороннего экономического сотрудничества можно отнести участие Тайваня в разработке, транспортировке и использовании энергоносителей, запасы которых расположены в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе на Сахалине. В разработке проекта освоения сахалинских шельфовых месторождений нефти и газа заинтересованы тайваньские правительственные и коммерческие организации. Остров Сахалин близок к Тайваню, по-

8 Материковый Китай является главным торговым партнером Тайваня. По итогам первого месяца 2017 г. экспорт тайваньских товаров в КНР увеличился на 12,7%. В соответствии с расчетами, произведенными видными эконо-мистами-аналити-ками, совокупная сумма тайваньских инвестиций в материковый Китай составляет около 70 миллиардов американских долларов. Это примерно столько же, сколько инвестируют в КНР США. Несмотря на то, что в политических вопросах материк противостоит Тайваню, тайваньская экономика становится все более тесно увязанной с материковой. Причиной тому являются дешевая рабочая сила и огромные потенции рынка материкового Китая. (По-материалам China's Ministry of Foreign Trade & Economic Cooperation; US Commerce Department; Morgan Stanley; Goldman, Sachs. In: [13, p. 3436]).

9 О выгодности проекта евразийского железнодорожного моста свидетельствует тот факт, что перевозка стандартного контейнера в Европу морским путем из Юго-Восточной Азии обходится в 1500-1800 ам. долл. и занимает примерно один месяц. А из Пусана через Сибирь его транспортировка стоит 600 ам. долл. и занимает 13 дней.

этому транспортные расходы могут быть небольшими, поставки будут стабильными по сравнению с поставками со Среднего Востока и других удалённых районов.

Важное стратегическое расположение Приморья определяется также наличием здесь терминала железнодорожной ветки Транссибирской магистрали, самой протяжённой в мире. Она может предоставить тайваньским бизнесменам дополнительную возможность для экономического освоения пространств Сибири, России, Восточной Европы. К тому же Тайвань мог бы выступить в роли инвестора и пользователя перспективного проекта соединения Транссиба и транскорейской железной дороги9.

В августе 2003 г. Владивостокский морской торговый порт подписал соглашение о побратимских связях с тайваньским портом Гаосюн, который имеет побратимские отношения с портами США, Ближнего Востока и Европы. Владивосток стал 14-м портом в этом списке и первым в России. Порт Гаосюн входит в пятёрку крупнейших портов мира и является самым мощным на Тайване. С дальневосточным регионом России его связывают поставки стали и проката с российских металлургических комбинатов.

Сотрудничество ДВ России с Тайванем может быть полезным в области рыболовства и воспроизведения рыбных запасов, производстве и переработке лесоматериалов, в сфере развития малого и среднего бизнеса.

Испытывая нужду в современных технологиях, в создании базы научных исследований и разработок, Тайвань мог бы воспользоваться российскими научно-техническими достижениями в тех сферах, где Россия по-прежнему остаётся на передовых рубежах. Сюда относятся, в частности, космический мониторинг с целью предотвращения стихийных бедствий и техногенных катастроф, минимизации их последствий, судостроение, биотехнологии.

Учёные ДВО РАН могли бы представить для рассмотрения пользующиеся повышенным интересом в АТР инновационные предложения по комплексной переработке минерального сырья, утилизации сельскохозяйственных отходов, получению особо чистых органических и неорганических продуктов, очистке сточных вод от органических загрязнений, новые информационные технологии (включая спутниковый мониторинг), биотехнологии и многое, многое другое. При этом в вопросах практической реализации научных разработок ДВО РАН испытывает определённые сложности, а Тайвань обладает возможностями внедрения инноваций и сбыта новой продукции на мировых рынках, в части касающейся услуг «инжиниринга», что открывает перспективу для создания выгодных для обеих сторон совместных предприятий, исследовательских центров, технопарков, научно-производственных структур по доведению научных разработок до стадии промышленной реализации. Заключение

К настоящему времени России и Тайваню удалось преодолеть старые стереотипы восприятия, они больше не рассматривают друг друга в качестве противника. Советская перестройка и тайваньская демократизация, совпав по времени, создали возможности для развёртывания двустороннего сотрудничества, что открывает перспективу для

расширения экономических связей, торговли и взаимопонимания. Однако, очевидно, что развитие российско-тайваньских отношений определяется российско-китайскими отношениями и отношениями между КНР и Тайванем.

В своих взаимоотношениях с Тайванем Россия не признаёт независимость острова, считая его неотъемлемой частью Китая. Торгово-экономические связи, ценность которых подчёркивается обеими сторонами, осуществляются на неофициальной, неправительственной основе.

Многие государства, не имея дипломатических отношений с Тайванем, тем не менее, поддерживают тесные экономические связи с тайваньскими фирмами, приносящими существенный взаимный доход.

С точки зрения потенциальных возможностей для развёртывания делового и научно-технического сотрудничества, Тайвань является одним из перспективных партнёров для российских бизнесменов в регионе Юго-Восточной Азии. Это определяется высокой степенью импортной зависимости острова по большинству видов сырьевых ресурсов и его лидирующей ролью в мировом производстве ряда товаров обрабатывающей промышленности.

Твёрдо оставаясь на позициях признания Тайваня неотъемлемой частью Китая11, РФ пошла на относительно интенсивное развитие сотрудничества в самых различных сферах. Однако сотрудничество с Тайванем ограничивается объективными и субъективными факторами исключительно Москвой и Санкт-Петербургом. Приморский край, находящийся в непосредственной близости, никак не использует свои хотя бы географические преимущества. Между тем Тайвань, некогда с минимальными потерями выйдя из международного финансового кризиса, подтвердил свою значимость в качестве экономического партнёра для региона в целом.

Подводя итог, отметим, что в отношениях между Россией и Тайванем имеется хороший потенциал для развития двусторонней торговли, инвестиций и научно-технического сотрудничества, хотя подъём российско-тайваньского торгово-экономического сотрудничества не может быть скорым и лёгким. Сторонам предстоит пройти ещё немалый путь, однако, в конечном счёте, он отвечает их интересам.

11 Принципиальная позиция подтверждалась Москвой неоднократно. «Считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, для нас не приемлемы концепция «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Эта позиция четко зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года, ряде российско-китайских документов и не подвержена никаким изменениям», - говорилось в распространенном 6 февраля 2006 года комментарии Департамента информации и печати МИД РФ по поводу намерений президента КР ликвидировать Совет национального воссоединения. Неизменность российской позиции по Тайваню была еще раз подтверждена в мае 2016 г. в официальном заявлении представителя МИД России накануне церемонии инаугурации новой главы администрации Тайваня Цай Инвэнь.

Литература

1. Иванов П. М. Некоторые проблемы развития российско-тайваньских отношений на современном этапе // Российско-тайваньские отношения и их роль в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона: Сб. докладов конференции. - М.: Издательский Центр ИСАА при МГУ 1997. С. 48-49.

2. Миклушевский В. В. Приморью есть что предложить инвесторам // Конкурент, 33 (1294). 1.09.2016. С. 7.

3. Русско-китайские отношения в XVII в. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1969. Т. 1. 614 с.

4. Спафарий-Милеску Н. Г. Описа-

ние первой части вселенной, именуемой Азией, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городами и провинциями // Сибирь и Китай. - Кишинев: Государственное издательство «Картя Молдовеняскэ», 1960. 516 с.

5. Спафарий Н. Г. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария. - СПб., 1882 // Электронная библиотека ГПИБ [Электронный документ]. URL http://elib.shpl.ru/ ru/nodes/11175-spafariy-n-g-puteshestvie-cherez-sibir-ot-tobolska-do-nerchinska-i-granits-kitaya-russkogo-poslannika-nikolaya-spafariya-v-1675-godu-dorozhnyy-dnevnik-spafariya-spb-1882#page/1/mode/ grid/zoom/1 (Дата посещения: 13.01.2017)]

6. Спафарий Николай Гаврилович // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный документ] URL https:// ru.wikipedia.org/wiki/Спафарий,_Ни-колай_Гаврилович (Дата посещения: 13.01.2017).

7. ЧП. Чрезвычайное происшествие // Кино-Театр.Ру [Электронный документ] URL http://www.kino-teatr.ru/kino/ movie/sov/7907/annot/ (Дата посещения: 13.01.2017).

8. Chen Rongjie, Republic of China Delegation to Russia // Liberty Times, Taipei, November 22, 2002. P. 4.

9. GDP per capita. World Rank // World Bank National Accounts Data [Электронный документ] URL http://data.worldbank. org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?view=chart (Дата посещения 13.02.2017).

10. GDP (current US$) // World Bank national accounts data [Электронный документ] URL http://data.worldbank.org/ indicator/NY. GDP. MKTP.CD?view=chart (Дата посещения 13.02.2017).

11. Ibis, Paul. Auf Formosa: Ethnographische Wanderungen von Paul Ibis (In Formosa. Ethnographic travel of Paul Ibis) // Globus XXXI (1877). P. 149-52, 16771, 181-87, 196-200, 214-19, 230-35.

12. ITC Trade Map - Trade statistics for international business development Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. // Market Analysis and Research, International Trade Centre (ITC) URL http:// www.trademap.org/Index.aspx (Дата посещения: 13.02.2017).

13. Meredith Robyn, Giant Slurping Sound // Forbes Global, October 28, 2002. P. 34-36.

14. Reserves of Foreign Exchange and Gold. Country Comparison // The World Fact book. CIA Library [On-line document] URL https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2188rank.html (Дата посещения 13.02.2017).

15. Trade Statistics. Bureau of Trade // Bureau of Foreign Trade, Ministry of Economic Affairs, Republic of China (Taiwan) [Электронный документ] URL http://cus93. trade.gov.tw/FSCE000F/FSCE000F (Дата посещения: 3.02.2017).

16. ЙЙЙ^ЛПЩ Invest Taiwan // website of Invest in Taiwan (investment guide). [On-line document] URL https://www.dois. moea.gov.tw/Home/relation3 (Дата посещения: 13.02.2017).

17. ШМШ+ШШ //

^Шй National Statistics Data. Republic of China (Taiwan) [Электронный документ] URL http://statdb.dgbas.gov.tw/pxweb/ dialog/statfile9L.asp (Дата посещения 13.02.2017).

18. ШМШ //

^ Цзян Цзинго // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный документ] URL https://zh.wikipedia.org/wiki/ Ш MS (Дата посещения: 13.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.