Научная статья на тему '«ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ'

«ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
680
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / СИНДИЦИРОВАННЫЙ КРЕДИТ / ВЭБ.РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмакова Наталья Николаевна

Проектное финансирование в РФ - достаточно молодой механизм инвестирования капиталоемких и долгосрочных проектов. В мировой практике данный механизм известен с 1930-го года и получил достаточно широкое распространение. В статье рассмотрены причины недостаточной популярности проектного финансирования в РФ, меры государственной поддержки данного вида кредитования на примере «фабрики проектного финансирования», законодательные нововведения, способствующие развитию проектного финансирования, представлены способы преодоления барьеров, сдерживающих данный процесс в РФ, на примере реализации механизма «фабрика проектного финансирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шмакова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FACTORY OF PROJECT FLNANCLNG» AS A TOOL FOR POPULARIZATION OF PROJECT FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Project financing in the Russian Federation is a young mechanism for investing capital-intensive and long-term projects. In world practice, this mechanism has been known since 1930 and has become quite widespread at the present time. The article discusses the reasons for the insufficient popularity of project financing in the Russian Federation, measures of state support for this type of lending using the example of the "project financing factory", legislative innovations that contribute to the development of project financing, presents ways to overcome barriers that restrain this process in the Russian Federation, using the example of implementing the "factory project financing ".

Текст научной работы на тему ««ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ»

«ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ

Аннотация. Проектное финансирование в РФ - достаточно молодой механизм инвестирования капиталоемких и долгосрочных проектов. В мировой практике данный механизм известен с 1930-го года и получил достаточно широкое распространение. В статье рассмотрены причины недостаточной популярности проектного финансирования в РФ, меры государственной поддержки данного вида кредитования на примере «фабрики проектного финансирования», законодательные нововведения, способствующие развитию проектного финансирования, представлены способы преодоления барьеров, сдерживающих данный процесс в РФ, на примере реализации механизма «фабрика проектного финансирования».

Ключевые слова. Проектное финансирование, фабрика проектного финансирования, синдицированный кредит, ВЭБ.РФ.

Shmakova N.N.

«FACTORY OF PROJECT FINANCING» AS A TOOL FOR POPULARIZATION OF PROJECT FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Project^financing in the Russian Federation is a young mechanism ^ for investing capital-intensive and long-term projects. In world practice, this mechanism has been known since 1930 and has become quite widespread at the present time. The article discusses the reasons for the insufficient popularity of project financing in the Russian Federation, measures of state support for this type of lending using the example of the "project ^financing ^factory", legislative innovations that contribute to the development of project financing, presents ways to overcome barriers that restrain this process in the Russian Federation, using the example of implementing the "factory project financing ".

Keywords. Project Finance, project Finance factory, syndicated loan, VEB.RF.

Введение

Согласно «Докладу об экономике России» (далее - Доклад) от 04 декабря 2019 г., подготовленному группой Всемирного банка, РФ «остается уязвимой к введению возможных дополнительных экономических санкций, которые могут повлечь за собой дальнейшее сокращение внутренних и внешних частных инвестиций» [18, с. 10]. В Докладе в качестве рекомендаций предлагается, наряду с другими мерами, обратить пристальное внимание на расширение источников финансирования. Еще в 2017 году на высшем уровне в РФ в качестве новых источников финансирования крупных инвестиционных проектов был отмечен механизм проектного финансирования.

По данному вопросу в июне 2017 г. Президент РФ В.В. Путин на Петербургском экономическом форуме сказал: «Нужно поставить на прочную системную основу механизм проектного финансирова-

ГРНТИ 06.56.25 © Шмакова Н.Н., 2021

Наталья Николаевна Шмакова - аспирант кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 198323, Санкт-Петербург, Красносельское шоссе., д. 54 (Russia, St. Petersburg, Krasnoselskoe highway, 54). Тел.: +7 921 747-05-83. Е-mail: nshmakova42@gmail.com. Статья поступила в редакцию 07.03.2021.

ния, минимизировать риски для инвесторов на всех стадиях - от подготовки проектов до их реализации» [7]. Попытки поддержать проектное финансирование были и до 2017 года. Так, 11 октября 2014 г. вступило в действие Постановление Правительства РФ № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (далее - Программа), но по причине недостаточности лимита рефинансирования ЦБ РФ в 2015 г. Программа была приостановлена [8]. Среди первых получателей средств в рамках реализации данного Постановления были: Те1е2 (строительство сети мобильной связи), «ТихвинХимМаш» (производство вагонов-цистерн) и ряд аграрных предприятий [8].

Предпринятые меры не привели к существенному росту проектного финансирования в РФ, доля которого в 2017 г. составляла 0,28% ВВП, в период 2015-2013 гг. - не более 0,25%. Резкий рост в 2016 г. с долей почти 2,5% от ВВП стал следствием реализации всего лишь одной крупной сделки по финансированию проекта «Ямал СПГ» [13].

Материалы и методы

Целью данной статьи является определение влияния фабрики проектного финансирования (далее -«фабрика») на развитие проектного финансирования в РФ, а также причин сдерживания данного процесса. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по теме проектного финансирования: Э.Р. Йескомба [2], П.П. Ковалева [3], И.А. Никоновой [4], а также информация на официальных сайтах Минэкономразвития [15] и другие электронные ресурсы.

В процессе исследования использовались метод логического анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, а также метод графической интерпретации при расчете субсидии для заемщика в различные годы предоставления проектного финансирования в рамках «фабрики». В результате анализа указанных выше материалов, среди причин недостаточной популярности проектного финансирования в РФ можно выделить следующие:

• отсутствие необходимой законодательной базы. До 2014 г. не были урегулированы такие аспекты как механизм уступки прав на будущий денежный поток, на создаваемые в процессе реализации проекта активы, на будущую выручку; обособление имущества проекта с помощью проектной организации; возможность предоставления синдицированных кредитов в рамках проектного финансирования; коллективная реализация прав кредиторов; возможность открытия специальных банковских счетов для отслеживания денежных потоков проекта;

• необходимость в формировании значительных резервов под невозврат выданных ссуд согласно Инструкции Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитной организацией резервов на возможные потери по ссудам» в связи с высокой рискованностью инвестиционных проектов с применением механизма проектного финансирования. «Приходится создавать максимальные резервы (до 100%), а при оценке достаточности капитала такие активы оцениваются с повышенными весами (150% против обычных 100%)» [5];

• высокие транзакционные издержки: детальная проработка технико-экономического обоснования проекта, техническая экспертиза, юридическое сопровождение и т.п. Все это приводит к высокой процентной ставке при кредитовании;

• неблагоприятный инвестиционный климат и недостаточность ресурсов, чему способствуют зарубежные санкции, отток иностранного капитала, девальвация российской валюты;

• низкая квалификация участников проектного финансирования [3, с. 72];

• методологический вакуум по вопросам оценки и анализа инвестиционных проектов. С 1999 г. не пересматривались методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов, утвержденные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г. Также имеет место дефицит методических разработок по структурированию финансирования инвестиционных проектов;

• недостаточная емкость российского фондового рынка препятствует привлечению потенциальных инвесторов при размещении проектных облигаций.

Как уже отмечалось выше, механизм проектного финансирования в отличие от традиционного инвестиционного кредитования сопряжен с более высокими рисками, так как обеспечением возврата денежных средств является денежный поток, генерируемый самим проектом. Кроме того, риски вы-

соки и по причине долгосрочного характера кредитования, так как проектное финансирование, как правило, применяется при реализации капиталоемких проектов с длительным сроком кредитования. Участие государства как гаранта в данном процессе значительно снижает данные риски, что способствует широкому распространению государственно-частного партнерства (ГЧП). С привлечением государственных субсидий и гарантий в ноябре 2017 года Минэкономразвития России были разработаны правила предоставления синдицированных инвестиционных кредитов в рамках «фабрики». Данный механизм призван финансировать инвестиционные проекты, реализуемые на основе проектного финансирования стоимостью от 3 млрд рублей в приоритетных отраслях промышленности, в том числе несырьевого экспорта, инноваций, промышленности высоких переделов, инфраструктуры и перевода оборонно-промышленного комплекса на гражданскую продукцию [11].

Финансирование инвестиционного проекта в рамках «фабрики» осуществляется по схеме «80/20», где 80% - синдицированный кредит и 20% - собственные средства инициатора проекта. Синдицированный кредит состоит их трех траншей - А, Б и В, два из которых (А и Б) являются обязательными, транш В - необязательный, предоставляется на цели финансирования затрат, связанных с исполнением обязательств заемщика по уплате процентов по траншам А и Б и (или) увеличением полной стоимости проекта фабрики в ходе его реализации (таблица 1) [1].

Таблица 1

Транши синдицированного кредита в рамках «фабрики»

Наименование транша Размер транша Валюта транша Размер процентной ставки для заемщика Кредиторы по договорам синдицированного кредитования

Транш А От 10% до 40% от (транши А+Б) руб. % ставка < ЭСП СОВП + маржа А СОПФ, ВЭБ.РФ

Транш Б От 60% до 90% от (транши А+Б) руб. / USD / евро % ставка=КС+ маржа ВЭБ.РФ, другие кредиторы в соответствии с Российским законодательством

Транш В 20% от (транши А+Б+С) руб. / USD / евро % ставка=КС + маржа ВЭБ.РФ, другие кредиторы в соответствии с Российским законодательством

В таблице приняты обозначения: ЭСП СОВП - эффективная стоимость привлечения СОВП денежных средств путем размещения облигаций; маржа А - покрытие административно-хозяйственных расходов СОВП, в связи с расходами, связанными с размещением и листингом облигаций (переменная маржа); КС - текущая ключевая ставка ЦБ РФ.

Результаты и их обсуждение

Прежде всего, хочется отметить, что к 2014 году было решено подавляющее количество вопросов относительно недостаточности законодательной базы при реализации проектного финансирования. Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» дал возможность создавать специализированные общества (8РУ) двух видов: специализированное финансовое общество (СФО) и специализированное общество проектного финансирования (СОПФ). 8РУ выпускают облигации, залогом по которым являются денежные требования, возникающие, в том числе, и в будущем [10].

Были внесены изменения в ГК РФ, согласно которым появилась возможность заключения договоров номинального счета и счета эскроу. Договор номинального счета позволил банкам контролировать использование денежных средств в интересах бенефициара, что крайне необходимо при реализации проектного финансирования. В какой-то степени договор эскроу счета можно также отнести к разновидности договора номинального счета, так как данный договор позволяет банкам давать воз-

можность использования денежных средств, имущества, документов только при наступлении определенных обстоятельств или выполнении определенных обязательств сторонами договора.

Кроме того, к моменту реализации механизма «фабрики» 31.12.2017 г. был принят федеральный закон № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ранее при осуществлении сделок с применением синдицированного кредитования российскими банками применялись нормы, в основном, зарубежного права. Теперь синдицированное кредитование позволяет банкам распределить кредитные риски между собой, тем самым увеличив ликвидность активов самих банков, а также диверсифицировать кредитный портфель.

В феврале 2018 г. в г. Сочи на инвестиционном форуме были подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в рамках «фабрики» между ВЭБом (оператор фабрики и организатор синди-каций), коммерческими банками, многосторонними банками развития, среди которых: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Евразийский банк развития, Всероссийский Банк Развития Регионов, Совкомбанк и Международный Инвестиционный Банк [6]. Позже соглашения с ВЭБом заключили Банк Уралсиб, Альфа-Банк, АК Барс банк, Банк «Санкт-Петербург» и другие банки. ВЭБ.РФ, являясь оператором «фабрики», координирует её работу, а также осуществляет отбор и экспертизу инвестиционных проектов.

Высокие риски, присущие проектному финансированию, снижаются в рамках «фабрики» за счет предоставления государственных субсидий и гарантий: предоставление государственных гарантий по облигациям; субсидирование процентной ставки кредиторам в рамках синдиката; субсидия с зафиксированной для заёмщика максимальной плавающей ставкой. За счет синдикатов, объединяющих средства ВЭБа и коммерческих банков, финансируются проекты в ожидании выпуска облигаций Специализированного общества проектного финансирования (СОПФ; стопроцентная «дочка» Внешэкономбанка). Привлекаемые через облигации средства также направляются на предоставление части (до 40%) синдицированного кредита [16].

Максимальная сумма номинальных стоимостей облигаций, которые могут быть размещены в рамках программы, ограничивается объемами государственных гарантий в размере 294 млрд руб. Облигации СОПФ по проекту с государственными гарантиями становятся новым надежным и ликвидным инструментом инвестирования средств. Впервые в РФ в рамках «фабрики» была применена субсидия с зафиксированной для заёмщика максимальной плавающей ставкой, в случае превышения которой проект получает бюджетную субсидию, которая полностью компенсирует издержки при росте ставок [14]. Таким образом, процентная ставка застрахована от изменений конъюнктуры рынка. Размер субсидии для заемщика рассчитывается по формуле:

Субсидия = КС - (4% + ОФЗИН), если КС> 4% + ОФЗИН, где КС - текущая ключевая ставка ЦБ РФ; ОФЗИН - доходность ОФЗ с индексируемым номиналом в зависимости от уровня инфляции (зафиксирован на дату принятия решения).

В таблице 2 представлен расчет размера субсидии на примере проекта с разными ключевыми ставками во время кризиса 2015 г. и с меньшим её значением в 2019 г. Данная субсидия позволяет избежать риска повышения ключевой ставки для заёмщика.

Один из серьезных факторов сдерживания проектного финансирования - формирование банками повышенного резерва по ссудам заемщиков - в рамках «фабрики» нивелируется за счет применения иных подходов для оценки рисков. Ещё до внедрения механизма «фабрики» при создании резервов для подобных проектов Минэкономразвития России предлагало использовать подход, основанный не на оценке самого заемщика и качества обслуживания им долга, а на оценке самого проекта [5]. Согласно стандартам Базель II, предусматривающим оценку рисков на основании внутренних рейтингов для оценки кредитного риска при проектном финансировании Центральным банком РФ установлены детальные критерии оценки уровня кредитоспособности заемщика в зависимости от оценки проекта.

Данный подход применяется при формировании резервов в рамках «фабрики». При финансировании не применяются повышенные нормы резервирования при отсутствии платежей свыше двух лет, однако, предусмотрен механизм предотвращения нецелевого использования средств, при обнаружении которого размер формируемого резерва будет составлять 100%. Для стимулирования деятельности «фабрики» Банком России отменен повышенный коэффициент риска 150% для проектов в рамках данной Программы [17].

Таблица 2

Пример расчета эффективной процентной ставки для клиента в рамках «фабрики»

Кризис 2015 Январь 2015 2 кв. 2019

Ставка по кредиту на примере транша А КС + 1,6% КС + 1,6%

Ключевая ставка ЦБ РФ (КС) 17% 7,75%

Целевой уровень инфляции (ИПЦ) (зафиксирован на уровне 4%) 4% 4%

ОФЗИН 2,9% 2,9%

Субсидия = КС - (ИПЦ + ОФЗИН) 10,1% 0,85%

Эффективная процентная ставка для клиента с учетом субсидии 8,5% 8,5%

Проектному финансированию свойственны высокие требования к профессионализму специалистов, задействованных в данном процессе. В рамках «фабрики» вопрос нехватки квалифицированных специалистов решается за счет реализации проекта подготовки специалистов, реализуемого при поддержке институтов развития.

Проектному финансированию характерна трудоемкость и высокий уровень затрат участников процесса, связанного с подготовкой и структурированием проекта. ВЭБ.РФ в рамках «фабрики» берет на себя решение значительного количества проблем для обеспечения эффективного процесса проектного финансирования посредством синдицированного кредита. Центр компетенций «фабрики» проводит отраслевой отбор проектов, оказывает помощь при создании бизнес-модели проекта, оценивает риски. Центр структурирования разрабатывает структуру сделки и механизм финансирования, определят состав синдиката инвесторов. Центр мониторинга управляет проектом на всех этапах его жизненного цикла [11]. Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «фабрика» стала инструментом, популяризирующим проектное финансирование в РФ. В результате внедрения данного механизма были доработано законодательство, участники процесса получили ценный опыт участия в синдицированном кредитовании. Тем не менее, остаются и не решенные вопросы по формированию резервов по ссудам при проектном финансировании вне рамок «фабрики». Отсутствует существенный вклад страховых компаний, пенсионного фонда в механизм проектного финансирования, в том числе в механизм «фабрики», несмотря на успешный опыт участия подобных институтов за рубежом. Не решен вопрос по дефициту методических разработок для оценки и структурирования финансирования инвестиционных проектов.

Тем не менее, «фабрика» является достаточно эффективным инструментом финансирования крупных инвестиционных проектов. По данным на декабрь 2020 года, в рамках данного механизма одобрено 12 проектов на 953,7 млрд руб., открыто финансирование для 7 проектов на 586 млрд руб., на рассмотрении находятся 27 проектов на общую сумму 2800 млрд руб. [11]. Безусловно, остаются вопросы, требующие решения для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране и осуществления амбициозного плана Минэкономразвития России по увеличению инвестиций в основной капитал на 70% к 2030 г., что составляет не менее чем 12,6 трлн рублей (в ценах 2019 года) [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2018 года № 158 О программе «Фабрика проектного финансирования» (с изменениями на 13 июня 2019 года).

2. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. М.: Вершина, 2008. 387 с.

3. Ковалев П.П. Успешный инвестиционный проект: риски, проблемы и решения. М.: Альбина Паблишер, 2017. 432 с.

4. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альбина Паблишер, 2012. 153 с.

5. Банкам станет проще кредитовать пустышки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedo-mosti.ru/ economics/articles/2017/09/15/733871-bankam-stanet-prosche (дата обращения 05.02.2021).

6. ВЭБ подписал первые соглашения с банками - участниками фабрики проектного финансирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10285092 (дата обращения 24.12.2020).

7. Как будет устроена фабрика проектного финансирования ВЭБа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/21/12/2018/5c1d06cf9a7947774abca1f5 (дата обращения 24.12.2020).

8. Минфин предложил приостановить рассмотрение заявок на проектное финансирование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/453690 (дата обращения 27.12.2020).

9. Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/740504(дата обращения 26.12.2020).

10. Обзор новелл законодательства о секьюритизации и проектном финансировании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zakon.rU/blog/2014/1/15/obzor_novell_zakonodatelstva_o_sekyuritizacii_i_ proektnom_ й-nansirovanii (дата обращения 03.02.2021).

11. Презентация фабрик проектного финансирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/428792013.pdf (дата обращения 25.12.2020).

12. Фабрика проектного финансирования: презентация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/files/?file=8ce22b13c6e1e914552a5424ced9d3d6.pdf (дата обращения 07.02.2021).

13. Проектное финансирование. Поствыборная инфраструктура России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infraone.ru/analitika/Proektnoe_finansirovanie_Postvybornaya_infrastruktura_Rossii_InfraONE_Research.p df (дата обращения 27.12.2020).

14. Развивать долгосрочные проекты поможет "умная" господдержка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/02/14/razvivat-dolgosrochnye-proekty-pomozhet-umnaia-gospodderzhka.html (дата обращения 24.12.2020).

15. Фабрика проектного финансирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/investicionnaya_deyatelnost/fabrika_proektnogo_finansirovaniya (дата обращения 27.12.2020).

16. Фабрика проектного финансирования присмотрится к рынку // Коммерсантъ № 90 (6570), 28.05.2019.

17. Стимулирующее банковское регулирование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/content/ document/file/50671/consultation_paper_180628.pdf (дата обращения 07.02.2021).

18. Повышение роли внутренних реформ на фоне ухудшения прогноза мировой экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://documents1.worldbank.org/curated/en/782731577724536539/pdf/Weaker-Global-Outlook-Sharpens-Focus-on-Domestic-Reforms.pdf (дата обращения 27.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.