Научная статья на тему 'Правовое регулирование проектного финансирования инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных Принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного Банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС'

Правовое регулирование проектного финансирования инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных Принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного Банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1318
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / FACTORY OF PROJECT FINANCING / ПРИНЦИПЫ ЭКВАТОРА / PRINCIPLES OF EQUATOR / ФИНАНСИРОВА-НИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / FINANCING OF INVESTMENT PROJECTS / ГЛОБАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫПУСКА «ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ» ВСЕ-МИРНОГО БАНКА / GLOBAL STANDARDS FOR ISSUING “GREEN BONDS” OF THE WORLD BANK / СИНДИЦИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / SYNDICATED LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье рассматривается международно-правовой и национальный режим проектного финансирования инвестиционной деятельности как одного из направлений осуществления мероприятий, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 о стратегических целях и задачах развития РФ до 2024 г. Анализируется государственная Программа России «Фабрика проектного финансирования», утвержденная Постановле-нием Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158. Показаны международное значение и влияние на национальное право государств, включая государства ЕАЭС, «Принципов Эква-тора» Всемирного Банка как основополагающих стандартов проектного финансирования инвестиционных проектов международными банками. Отмечены особенности разработки глобальных стандартов Всемирного банка для «зеленых облигаций» и их использование странами ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование проектного финансирования инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных Принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного Банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС»

Правовое регулирование проектного финансирования инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС

(к вопросу об основных направлениях реализации положений Указа Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,

Заместитель Директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России

Аннотация: В статье рассматривается международно-правовой и национальный режим проектного финансирования инвестиционной деятельности как одного из направлений осуществления мероприятий, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 о стратегических целях и задачах развития РФ до 2024 г. Анализируется государственная Программа России «Фабрика проектного финансирования», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158. Показаны международное значение и влияние на национальное право государств, включая государства ЕАЭС, «Принципов Экватора» Всемирного Банка как основополагающих стандартов проектного финансирования инвестиционных проектов международными банками. Отмечены особенности разработки глобальных стандартов Всемирного банка для «зеленых облигаций» и их использование странами ЕАЭС.

Ключевые слова: фабрика проектного финансирования, принципы Экватора, финансирование инвестиционных проектов, глобальные стандарты выпуска «зеленых облигаций» Всемирного банка, синдицированное кредитование

Legal regulation of project financing of investment activities in Russia and analysis of the impact of international principles of financing investment projects of the World Bank on the financial and legal regime of investments in the EAEU countries

(to the question of the main directions for the implementation of the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation Vladimir Putin No. 204 of 07/05/2018 "On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation until 2024")

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA,

Deputy Director, Institute of problems of safety of the CIS, Head of the Centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO(U) MFA Russia

Аbstract: The article examines the international legal and national regime of project financing of investment activity as one of the directions for implementing the measures defined by the Presidential Decree of 07.05.2018. No. 204 on strategic goals and objectives of the Russian Federation until 2024. The state

program of Russia «The Project Financing Facility» approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 158 dated February 15, 2018 is analyzed. It shows the international significance and influence on the national law of states, including the EAEU states, of the «Equator Principles» of the World Bank as the fundamental standards for project financing of investment projects international banks. The peculiarities of the development of global standards of the World Bank for «green bonds» and their use by the countries of the EAEU have been noted.

Key words: factory of project financing, principles of Equator, financing of investment projects, global standards for issuing "green bonds" of the World Bank, syndicated lending.

Проектное финансирование в контексте Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 о Стратегии развития РФ до 2024 г., определяющего план интенсификации экономики, повышения уровня жизни российских граждан, укрепления евразийской интеграции

С учетом особой роли создания единой организационно-правовой базы институтов финансирования инвестиций, продвижения экспорта и кредитования импорта Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. о Стратегии развития РФ до 2024 г.1 определил стратегический вектор устойчивого формирования в рамках ЕАЭС общего рынка товаров, услуг, инвестиций, рабочей силы без барьеров для их трансграничного передвижения в экономическом сотрудничестве ЕАЭС при активном использовании совместного долгосрочного проектирования и прогнозирования. Особая роль в российском законодательстве и законодательстве стран ЕАЭС 2017-2018 гг. отводится проектному финансированию как одному из инструментов эффективного контроля за целевым использованием публичных и частных финансовых средств, направляемых на важнейшие социально-экономическое инвестиционные проекты, обеспечивающие как развитие экономики, так и защиту окружающей среды, повышение качества жизни граждан, рост их благосостояния.

Экономико-правовая и международно-правовая конструкция «проектного финансирования» развита в рамках международных организаций и имеет свои стандарты. Всемирный Банк(ВБ)разрабатывает различные правила использования участниками (заемщиками) финансирования инвестиционного проекта (ФИП) выделенных траншей в соответствии с уставными требованиями Всемирного Банка2.

Особенно это касается стандартов финансирования закупок для целей реализации инвестиционных проектов при контролируемом финансировании назначенного ВБ уполномоченного банка международных инвестиций (БМИ). БМИ обязывает заемщика предоставить Стратегию проектных закупок для развития (СПЗР) в рамках отдельного проекта, по которому выделяются транши ВБ при финансировании проекта в рамках ФИП. СПЗР должна показать, каким образом цена закупки и качество продукции отвечают целям инвестиционного проекта при условии оптимизации расходов с учетом анализа рисков.

1 Указ Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2 Всемирный Банк. Правила закупок для заемщиков ФИП. Закупки в рамках финансирования инвестиционных проектов. Товары, работы, неконсультационные и консультационные услуги. Июль 2016 г. http://pubdocs.worldbank.org/ en/289581506018876505/Procurement-Regulations-Russian.pdf

По Правилам закупок ВБ для заемщиков ФИП степень подробности описания деталей договоров о видах закупок соизмеряется с рисками колебаний цен, сроками ФИП при условии, что упрощенные механизмы закупок в СПЗР согласуются с Основными принципами закупок ВБ.

Таким образом, финансирование инвестиционных проектов международными финансовыми организациями, как показывает международная практика, становится все более зависимым от политических и экологических тенденций последнего времени. Так, ВБ на Саммите «Одна планета» в декабре 2017 г. принял решение пересмотреть практику ФИП в сфере нефти и газа для развивающихся и других стран в связи с кардинальной перестройкой своей глобальной операционной деятельности, в целях поддержки усилий по достижению целей Парижского соглашения по климату 2015 г. Это значило, что ВБ намерен прекратить финансирование разработок нефтегазовых месторождений после 2019 г.1

Всемирный Банк вместе с ООН и другими международными организациями создает Глобальный инвестиционный проект«Инвестиции в климат», который объединяет различные источники финансирования проектов. Таким образом, появляются новые организационно-правовые институты, которые отражают современные экологически ориентированные инвестиционные механизмы финансового обеспечения с участием

«синдикатов банков». Они обсуждались на конференции «Инновации для климата», прошедшей в мае 2018 г. в финансовом центре ЕС, во Франкфурте на Майне.

Положения Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. (Указ 2018г о Стратегии развития РФ до 2024 г.), касающиеся определения национальных целей и задач стратегического развития Российской Федерации по 2024 г., стали сформулированными правовыми основами государственных программ поддержки социального развития, производственного роста, цифровой экономики, международной кооперации и экспорта в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС как для Правительства РФ, так и для других органов государства и общества в целом.

Достижению поставленных целей и задач Указа 2018 г. о Стратегии развития РФ до 2024 г. должны способствовать процессы построения в обрабатывающем секторе промышленности, аграрном секторе производства, секторе оказания транспортных, инвестиционных, социальных, финансовых и других услуг конкурентоспособной среды, встроенной в глобальные процессы не сырьевой направленности. Задачи состоят в том, чтобы совокупная доля экспорта российских товаров (работ, услуг) составляла не менее 20 % ВВП государства2.

При этом в данном указе отмечено, что необходимо создание действенного механизма промышленной специализации и производственной кооперации в рамках интеграционного сотрудничества стран - участников ЕАЭС для увеличения объемов товарооборота в рамках ЕАЭС как минимум в полтора раза и достижения размеров существующих взаимных инвестиций в полтора раза. Также там говорится, что содержание мероприятий в рамках производственной, сельскохозяй-

1 Заявление Группы Всемирного Банка на Саммите «Одна планета» 12.12.2017 г. http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/ press-release/2017/12/12/world-bank-group-announcements-at-one-planet-summit

2 Согласно Указу 2018 г. о стратегии развития РФ до 2024 г. достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) не сырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долл. США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд. долл. США в год и продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд. долл. США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долл. США в год.

ственной и внешнеторговой деятельности России и стран ЕАЭС будет включать всесторонние меры государственной поддержки интеграционных производственно-кооперационных связей для обеспечения конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) на мировых рынках и создания условий их постоянного пребывания в международном имущественном обороте.

Особая роль отводится устранению излишних барьеров во внешнеэкономической деятельности между организациями стран ЕАЭС, охватывая исключение не обоснованных экономически условий лицензировании экспорта и мер валютного контроля, когда к 2021 г. отношения субъектов экспортно-импортных операций в рамках ЕАЭС с контролирующими органами будут складываться согласно правилам организации «единого центра (окна) оказания услуг».

Создавая условия формирования новейших приемов финансирования экспорта и импорта

в странах ЕАЭС посредством как традиционных, так новейших операций с финансовыми инструментами, к 2021 г. предложено стимулировать расширение проектного, синдицированного, экспортно-инвестиционного, акционерного финансирования с использованием государственно-частных партнерств, банков развития, фондов прямых инвестиций, включая лизинг, факторинг и другие долгосрочные меры финансовой поддержки экспорта и импорта между странами ЕАЭС.

Государственная программа России«Фабрика проектного финансирования» как финансовый механизм поддержки инвестиционных проектов

Указ 2018 г о стратегии развития РФ до 2024 г. введен в контексте усиления ранее принятых государственных мер реализации стратегических задач интенсивного развития финансово-экономической деятельности государства и субъектов предпринимательства, поиска новейших путей финансирования производственного, аграрного, инвестиционного, научного, социального и других секторов развития экономики и общества.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 утверждена программа «Фабрика проектного финансирования»1, которая направлена на формирование системы мер предоставления денежных средств заемщикам для проектного финансирования инвестицион-

ной деятельности в рамках утвержденных проектов на основании договоров синдицированного кредита.

Предоставление денежных средств заемщикам, осуществляемое на основании договоров синдицированного кредита (займа), реализуется применением мер государственной поддержки, включающих:

• федеральные бюджетные субсидии на компенсацию затрат по предоставленным кредитам и займам, выданным в соответствии с программой «Фабрика проектного финансирования»;

• гарантии Российской Федерации как государства по долговым обязательствам (облигациям), находящимся во владении специализированного общества проектного финансирования, которое

1 Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования». http:// www.gara nt.ru/products/ipo/prime/doc/71781806/#ixzz5LbwcE7Hl

занимается финансированием долгосрочных (не менее трех лет) инвестиционных проектов приобретением денежных требований по долговым обязательствам, возникающим в результате осуществления инвестиционного проекта, приобретением иного имущества, осуществлением эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Указанное постановление направлено на интенсификацию мер обеспечения экономического роста в государстве реализацией новых инвестиционных проектов повышением доступности проектного финансирования и кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты.

В контексте идей «Фабрики проектного финансирования» финансируемые инвестиционные проекты рассматриваются как взаимосвязанные мероприятия и процессы создания, развития, модернизации и использования промышленных, сельскохозяйственных мощностей и иных объектов, имеющих элементы инновационной инфраструктуры, способствующих функционированию модернизированной системы производственных объектов как имущественного комплекса. Такой комплекс направлен на построение и эксплуатацию модернизированных технологий, создание и организацию производства новых видов продукции, расширение имеющихся производственных мощностей, а также создание и производство продукции.

При проектном финансировании источником погашения задолженности являются доходы от эксплуатации производственных мощностей, приобретенных при реализации инвестиционного проекта, когда инвестиционный проект соответствует финансовым нормативам и экономическим критериям,установленным государственной корпорацией «Банк развития и

внешнеэкономической деятельности» в порядке, установленном регламентом Программы «Фабрика проектного финансирования». При этом «синдицированный кредит (заем)» рассматривается как кредит (заем), предоставленный заемщику несколькими кредиторами в рамках договора синдицированного кредита (займа) в соответствии с Федеральными законами «О рынке ценных бумаг»1 и «О синдицированном креди-товании»2.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 определены отраслевые направления финансирования инвестиционных проектов, которые соответствуют целям и задачам программы «Фабрики проектного финансирования» как системы мер прорывного развития российской экономки. К ним относятся инвестиционные проекты перерабатывающих и высокотехнологичных производств, которые нацелены на стимулирование производств сферы высоких технологий по производству продукции энергетического машинного и приборостроения, инструментально-станковой промышленности, промышленности связи и информационных технологий, технико-авиационных производств, военно-космической промышленности, изготовления энергосберегающих двигателей, электромагнитного скоростного машиностроения и вагоностроения и др.3

На особом месте стоят меры расширения отраслей высокотехнологичной инновационной продукции, которые включают изготовление новых видов композитов, редких и редкоземельных металлов, полимеров органического синтеза, робототехнику, цифровое обеспечение промышленности, аддитивные технологии, сквозные цифровые технологии в целях интенсификации экспортной инфраструктуры России и стран ЕАЭС. Это

1 Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 18.04.2018) «О рынке ценных бумаг».

ста™ 15.1. устанавливает, что специализированными обществами являются специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования.

2 Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158.

поможет решить задачи повестки дня цифровой экономики и цифрового общества стран ЕАЭС, провозглашенные в стратегических документах ЕАЭС 2016-2018 гг., где говорится о расширении экономической интеграции стран ЕАЭС в энергетическом, транспортном, машиностроительной секторе, в авиационной, станкоинструмен-тальной, атомной и оборонной промышленности, включая задачи производства продукции двойного назначения на базе новейших информационных технологий.

Проектное финансирование инвестиционных проектов имеет бюджетно-правовое регулирование порядка предоставления бюджетных субсидий.1 Для этого Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 введены специальные правила, устанавливающие основания предоставления субсидий, порядок их выделения из федерального бюджета. При этом они носят характер финансовых (имущественных) взносов (выплат) Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Внешэкономбанк выполняет задачи оператора программы на

«Фабрике проектного финансирования» и производит возмещение расходов по проектному финансированию, касающихся кредитования и займов при реализации механизма проектного финансирования.

Бюджетные субсидии через механизм проектного финансирования государственных финансовых корпораций, которой является Внешэкономбанк России, имеют строго целевое назначение и предназначены на компенсацию реально осуществленных и документально подтвержденных расходов Внешэкономбанка для исполнения его договорных обязательств перед участниками синдиката кредиторов, где он участвует как гарант выделения траншей синдицированного кредита (займа).

Проектное финансирование в законодательстве стран ЕАЭС

Имеют место тенденции гармонизации и унификации законодательства стран ЕАЭС в области проектного финансирования инвестиционной деятельности, которые развиваются под влиянием следующих факторов:

• необходимости эффективного использования публичных (бюджетных) и частных финансовых вложений в контексте промышленного прорыва и опережающего развития российской экономики и экономики стран - участников ЕАЭС;

• использования позитивного международного опыта Всемирного Банка и его Ассоциации «Принципов Эквадора», МВФ, ОЭСР, Совета финансовой стабильности в области проектного финансирования;

• сравнительно-правового анализа законодательства Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Беларусь о проектном финансировании и секью-ритизации;

1 Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «Фабрика проектного финансирования».

• расширение государственно-частных пар-тнерств в сфере финансирования инвестиционных проектов;

• регулирование в законодательствах стран ЕАЭС о банках развития и рынке ценных бумаг статуса специализированных финансовых обществ по содействию погашения долговых обязательств в рамках проектного финансирования с использованием законных приемов трансформации неликвидных долгов в высоколиквидные активы;

• повышение роли банков развития и внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС как государственных финансовых корпораций в сфере управления проектным финансированием национальной и транснациональной инвестиционной деятельности.

Особенности проектного финансирования заключаются в усилении поэтапного контроля за целевым и эффективным использованием выделенных финансовых траншей, например, траншей типа А, Б, В по Постановлению Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 при участии специализированных финансовых посредников.

В Республике Казахстан принят Закон РК от 20.02.2006 г. № 126 «О проектном финансировании и секьюритизации» (в редакции изменений от 12.01.2012 г. № 539-М - Закон РК), который устанавливает правовые основы и условия проектного финансирования и секьюрити-

зации в РК, определяя специфику предоставления уступки прав требования, а также юридический статус финансовых средств, выделяемых под проектное финансирование и секьюритиза-цию, осуществляемое специальной финансовой компанией1.

Проектное финансирование согласно законодательству Республики Казахстан выступает как способ осуществления контроля за получением доходов от инвестируемых финансовых проектов в рамках долгосрочного финансирования, где имеет место уступка прав требования долга специализированному финансовому обществу для получения им регулярных денежных платежей за создание, передачу имущества, оказание услуг, производство товаров, выполнение работ и др.

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь установлена система критериев оценки и условия проверки проектов, попадающих под проектное финансирование инвестиций в целях поддержки привлечения новейших технологий. Для этого в Республике Беларусь установлены налоговые льготы в соответствии с национальными программами стимулирования привлечения инвестиций и проведения проектного финансирования высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2024 г.

Несмотря на то, что законодательство стран ЕАЭС в рассматриваемой области не согласовывается, в странах ЕАЭС есть общее в правовом регулировании. Так, в них предусматривается создание эмиссионного, кредитного, финансово-расчетного синдикатов организаций, включающих кредитные, клиринговые организации, инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов и другие финансовые организации, где каждый участник является самостоятельным кредитором определенных долей траншей, доверяющим контроль за погашением

1 Закон РК от 20.02.2006 г. № 126 «О проектном финансировании и секьюритизации» ( в редакции изменений от 12.01.2012 г. № 539-М). http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000126; http://kodeksy-kz.com/ka/o_proektnom_ finansirovanii_i_sekyuritizatsii/14.htm

долгов по траншам «специализированному обществу проектного финансирования (СОПФ)».

СОПФ может осуществлять заем денежных средств путем выпуска облигаций, которые становятся дополнительными финансовыми ресурсами, и выступает как гарант исполнения обязательств по проектному финансированию, а также страхованию рисков невозврата кредитов. СОПФ выступает организатором и членом синдиката кредиторов в соответствии с Федеральным законом «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. СОПФ размещает неконвертируемые, процентные (купонные), документарные облигации в рублях с обязательным централизованным хранением, срок погашения которых от четырех до 20 лет, начиная со дня их размещения не позднее 30 июня 2040 г.

Сравнительно-правовой анализ норм проектного финансирования стран ЕАЭС показал, что проектное финансирование - сложный административный и финансово-правовой институт, опирающийся на нормы: законов стран ЕАЭС о рынке ценных бумаг (нормы о порядке выпуска облигаций банками внешнеэкономической деятельности как СОПФ); законов и постановлений о проектном финансировании и секьюритизации (нормы об обязательствах синдиката кредиторов проектного финансирования); законов о банках

и банковской деятельности (нормы о правовом статусе групп банков, банковских холдингов, банковских корпораций, союзов, ассоциаций); законов об инвестиционных фондах (нормы о создании акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов синдикатами банков; бюджетных кодексов (нормы о бюджетных субсидиях, кредитах, фондах прямых инвестиций и суверенных фондах развития); законов о центральных банках и банках развития (нормы о статусе этих банков как контролирующих и управляющих проектным финансированием финансовых учреждениях). Синдикат банков проектного финансирования может включать иностранные активы, которые допущены к обращению на российском рынке как финансовые инструменты иностранных эмитентов.

Как было отмечено выше, на международном уровне Всемирным банком и подконтрольными ему организациями разработаны универсальные стандарты и руководящие принципы финансирования инвестиционных проектов (ФИП). Думается, что к трансформации этих международных стандартов ФИП в российскую правовую систему и право стран ЕАЭС следует относиться осторожно, учитывая специфику гармонизированного законодательства стран ЕАЭС о стратегическом планировании и стимулирующем инвестировании в рост экономики.

Принципы Экватора для проектного финансирования инвестиционных проектов как стандарт Всемирного Банка: оценка перспектив их использования в странах ЕАЭС

Всемирный Банк разработал в 2003 г. «Принципы Экватора», ограничивающие крупные инфраструктурные и промышленные проекты, которые потенциально могут оказать негативное влияние на «здоровье и существование населе-

ния», загрязняя окружающую среду. Наравне с экологами и социологами финансовые аналитики занимаются созданием систем «зеленых и социальных стандартов» управления предотвращением негативных последствий финансирования

1 Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 486-ФЗ.

инвестиционных проектов в целях безопасного и устойчивого развития человечества и улучшения финансовых, экологических и социальных показателей1.

Принципы Экватора определяют, что «проектное финансирование становится все более важным источником выделения финансовых средств для инвестиционной деятельности особенно на новых, развивающихся рынках. При этом финансирующие международные организации, по мнению ВБ, все чаще сталкиваются с неправильной экологической и социальной политикой государств развивающихся рынков, что повышает ответственность международных финансирующих организаций за качество жизни и здоровья населения того или иного региона мира. Принципы Экватора предоставляют право ВБ через финансовые механизмы оказывать существенные меры воздействия на государства и транснациональные компании, принуждая их к обеспечению экологически и социально ответственного уровня управления»2.

Если всесторонне оценивать позитивные и негативные факторы влияния Принципов Экватора на проектное финансирование для стран с раз-

вивающимися рынками, включая Россию и страны ЕАЭС, то можно сказать, что есть опасность применения ВБ и подконтрольными ему международными банками двойных стандартов оценки достаточности уровня социальной ответственности за качество окружающей среды в отдельных государствах. Поскольку отсутствуют четкие критерии содержания такого понятия, к государствам с низкой социальной ответственностью за качество окружающей среды может быть отнесено любое неугодное на данный момент ВБ государство развивающегося рынка, если оно, с точки зрения ВБ, не отвечают стандартам экологического менеджмент.

Всемирный Банк, принявший Принципы Экватора и создавший Ассоциацию Принципов Экватора (ЕРFI), определил в своих документах, что ЕРFI обеспечивает новые методы оценки условий ФИП на основании стандартов социальной ответственности транснациональных корпораций и государств по управлению качеством окружающей среды и социально ответственным развитием. ВБ подчеркнул в этих принципах, что международные финансовые организации предоставляет особые возможности распространения принципов ответственного управления окружающей средой и социально ответственного развития.

EPFI создана для предоставления финансовых ресурсов государствам и компаниям в рамках Проектного финансирования и Проектно-це-левых корпоративных кредитов для финансирования инвестиционных проектов на Принципах Экватора и контроля EPFI за соблюдением Принципов Экватора в рамках связанного долгосрочного финансирования.

1 «Принципы Экватора» Всемирного Банка. https://ecoteco.rU/library/magazine/1/economy/ekvatorskie-principy/

В июне 2003 г. 10 банков, принадлежащих к числу крупнейших участников мирового финансового рынка, объявили о том, что отныне намерены соблюдать в своей деятельности определенные принципы экологического и социального характера - «Принципы Экватора». Впоследствии к ним присоединились еще 17 банков. В 2003 г. на их долю приходилось примерно 80% общего объема кредитов, связанных с проектным финансированием на формирующихся рынках. Эти банки обязались следовать определенным экологическим и социальным нормам при выделении кредитов в сфере проектного финансирования.

2 «Принципы Экватора» Всемирного Банка. Июнь 2013 г. Исходные ориентиры, используемые в финансовой сфере для определения и оценки и управления экологическими и социальными рисками в рамках Проектного финансирования. www.equator-principles.com

Глобальный стандарт Всемирного банка для«зеленых облигаций» и их использование странами ЕАЭС

Россия в целом поддерживает природоохранную роль Принципов Экватора ВБ и Парижского соглашения по климату 2015 г. в части усиления международного экологического контроля и контрольных функций ВБ за качеством окружающей среды, однако внимательно следит за международной практикой добросовестности финансирования инвестиционных проектов (ФИП) без применения двойных стандартов.

Российский Банк «Открытие» еще в 2013 г. один из первых присоединился к Ассоциации Принципов Экватора (АПЭ), заявив свое намерение следовать принципам устойчивого финансирования и проводить проектное финансирование значительных инвестиционных проектов с учетом их социальных и экологических последствий1.

Положения Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 касающиеся определения национальных целей и задач стратегического развития Российской Федерации по 2024 г. включают в число национальных приоритетов меры по охране окружающей среды и повышению экологических стандартов качества жизни населения России. Поэтому финансирование зеленых проектов с участием крупнейших банков России, как установлено в Указе от 07.05.2018 г. № 204, стало одним из важнейших направлений стратегии финансово-инвестиционной политики государства, ориентированной на реформу бюджетно-финансовых и организационно-правовых основ охраны окружающей среды.

Сбербанк совместно с Центральным Банком РФ, Минприроды, Минэкономразвития, Банком развития и внешнеэкономической деятельности

ведет разработку механизмов по финансированию «зеленых проектов»2. Суть их состоит в необходимости придания особого статуса «зеленых» облигациям и иным финансовым долговым инструментам экологической направленности в соответствии с международными стандартами и Принципами Экватора. Государство выступает гарантом исполнения обязательств по «зеленым облигациям» через субсидирование, прямое и проектное инвестирование, синдицированное кредитование. Должен появиться новый вид финансовых активов и финансовых услуг, включающих «зеленые госзакупки», «зеленые бюджетные кредиты», «зеленые займы», «экологическое страхование» и др. с более низкими требованиями к резервным нормативам.

Всемирный банк продолжает разрабатывать единый Глобальный стандарт «зеленых» облигаций, имеющий много общего с «Принципами Экватора»3, который будет содействовать созданию рынка «зеленых облигаций», обеспечивающего привлечение частных инвестиций в климатический бизнес. Для стимулирования экологического контроля в рамках ФИП сектора финансовых услуг ВБ совместно с «Системой устойчивых банковских услуг ^В^» содействует техническим разработкам «национальных «дорожных карт устойчивого финансирования», предложенных Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

«Зеленые облигации», выступающие как долговые ценные бумаги с фиксированным процентом, являются привлеченными заемными средствами, предназначенными для финансовой

1 Банк «Открытие» первым в России присоединился к Принципам Экватора. https://www.open.ru/about/press/894

2 Зеленые кредиты и облигации предлагает Минприроды. Ведомости. 07.06.2017 г. https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2017/06/07/693327-zelenie-krediti-obligatsi

3 Группа Всемирного Банка. «Принципы Экватора». 2013 г. http://equator-principles.com/wp-content/uploads/2018/01/ equator_principles_russian_2013.pdf. Принципы Экватора выступают в качестве нового стандарта проектного финансирования банков, когда банк берет на себя обязательство, связанное с разработкой Плана реализации на весь период работы над тем или иным проектом.

поддержки инвестиционных проектов, ориентированных на использование возобновляемых источников энергии, энергетически емких производств, обеспечивающих утилизацию отходов, рациональное землепользование, транспортировку чистой воды и общее повышение качества окружающей среды. Хотя ранее «зеленые облигации» приобретались в основном институциональными инвесторами, в последнее время государственные и частные корпорации все больше при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обретают эти активы как выгодные финансовые инструменты.

Международная финансовая корпорация (1РС), включаемая в Группу Мирового Банка, и компания Ати^, являющаяся ведущей европейской компанией по управлению активами, разработали методы поддержки выпуска «зеленых облигаций» значительным числом финансовых организаций разных стран. В частности, это включает организацию Базового Фонда «зеленых облигаций» Всемирного Банка, обслуживающего развивающиеся рынки1. Многосторонние банки развития, входящие в Международный клуб по финансированию развития, с 2017 г. намерены осуществлять финансирование в соответствии с положениями Парижского соглашения по климату 2015 г., а также формировать области совместной деятельности по обеспечению развития в целях сохранения климатического равновесия и стабильности.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Правила закупок Всемирного Банка для заемщиков ФИП. Закупки в рамках финансирования инвестиционных проектов. Товары, работы, неконсультационные и консультационные услуги. Июль 2016 г. http:// pubdocs.worldbank.org/en/289581506018876505/ Procurement-Regulations

2. Заявление Группы Всемирного Банка на Саммите «Одна планета» 12.12.2017 г. http://www. vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2017/12/12/ world-bank-group-announcements-

3. Принципы Экватора Всемирного Банка. Июнь 2013 г. Исходные ориентиры, используемые в финансовой сфере для определения и оценки и управления экологическими и социальными рисками в рамках Проектного финансирования. http://equator-principles.com/wp-content/uploads/2018/01/equator_ principles_russian

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 08.07.2018 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19702/

6.Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 г. № 95-^ (с изменениями и дополнениями от 09.01.2018 г.). https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30364477#pos=5;-

7. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З. http://www.minfin.gov.by/ upload/bp/act/kodex_311217_84z.pd

8. Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 «О программе „Фабрика про-

1 В конце 2017 г. ВБосуществил в общей сложности 135 выпусков «зеленых облигаций» в 18 валютах на общую сумму, эквивалентную свыше 10,2 млрд долл. США, а IРС провела 77 выпусков «зеленых» облигаций» на сумму в 5,8 млрд долл. США в 12 валютах. http://www.vsemirnyjbank.org/ru/results/2017/12/01/green-bonds

ектного финансирования"». http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71781806/#ixzz5LbwcE7Hl

9. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «Фабрика проектного финансирования». Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158. http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71781806/#ixzz5LbwcE7Hl

10. Закон Республики Казахстан от 20.02.2006 г. № 126 «О проектном финансировании и секьюритиза-ции» (в редакции изменений от 12.01.2012 г. № 539-IV). http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000126; http:// kodeksy-kz.com/ka/o_proektnom_finansirovanii_i_ sekyuritizatsii/14.htm

11. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 23.04.2018 г.) «О рынке ценных бумаг». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148

12. Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10148

13.Зеленые кредиты и облигации Минприроды. Ведомости 07.06.2017 г. https://www.vedomosti. ru/economics/articles/2017/06/07/693327-zelenie-krediti-obligatsi

14. Банк «Открытие» первым в России присоединился к Принципам Экватора. https://www.open.ru/ about/press/894

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.