Е-ТЕХНОЛОГИЯ: ПУТЬ К ГАРМОНИЧНОМУ БИЗНЕСУ
А.И. ИВАНУС; кандидат технических наук, Институт проблем управления РАН, г. Москва
Предисловие
Задаваясь вечным вопросом - как устроен мир? - человечество и его лучшие умы подходили к пониманию, что ответ на этот вопрос сводится к решению внешне простой задачи: как выделить в составе целого некоторым образом две части так, чтобы они отвечали бы условиям структурной и функциональной целостности и устойчивого единства с внешней средой.
Решение данной задачи известно в виде композиции:
Целое (100%) = Часть 1 (62%) + Часть 2 (38%), которая обычно использовалась в качестве формального трактования эстетико-философского понятия гармонии.
Наличие этой, вроде бы элементарной, пропорции, с легкой руки Леонардо да Винчи названной «золотым сечением», замечено в огромном множестве природных явлений: движение планет, строение атома, процесс деления клетки, строение растений, строение тела животных и человека, включая скелет, сердце, мозг, кровь и т.д. Перечень литературных источников, подтверждающих данное обстоятельство, без преувеличения огромен [1,2,3].
Это создала природа. Но и человек тоже не отстал. В его рукотворных шедеврах (и именно - в шедеврах!) мировой архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, музыки также видна печать «золотого сечения» [1,2, 3]. Это мир искусства, а искусство, как известно, вне гармонии просто не существует.
Однако и вне искусства многократные и настойчивые исследования последних десятилетий указывают на постоянное и всепроникающее наличие «золотого сечения» в таких земных по сути и, несомненно, серьезных предметных областях, как психология, связь, медицина, технические системы, генетика, биология, политика, образование, менеджмент, а также в концепциях безопасности, военном деле, выборных технологиях, информационных технологиях и т.д. и т.п.
Уже кажется, что нет такой сферы, где бы не нашло себе место «золотое сечение». Масштабы его присутствия поистине поражают воображение.
И вот на фоне этой лавины исследований и поисков «золотого сечения» уже все более и более заметным и крепнущим потоком выглядит экономика. Хотя справедливости ради следует признать, что в такой науке как экономика, которая всегда выделялась своей претензией на непререкаемую судьбоносность выводов и рекомендаций, результаты поиска «золотого сечения» должны бы выглядеть более внушительно.
Самое известное использование концепции «золотого сечения» представлено в техническом анализе на международном валютном рынке FOREX. Волны Р. Эллиота - это мастерски отточенный, но самое главное - официально признанный инструмент «золотого сечения» [4, 5].
Возникает вполне резонный вопрос: чем станет лучше экономика, если в пропорциях ее показателей: цена, труд, капитал, налоги, активы, пассивы, оборот, спрос и т.д. - будет присутствовать «золотое сечение»? Тем более, что польза от этого, казалось бы, должна быть еще более сомнительна, так как стихийность и непредсказуемость рынка способны легко сломать любые конструкции, в том числе и «золотые».
Как обычно, ответ не столь тривиален, как вопрос. Разобьем ответ на две части:
1. Поясним, что такое «золотое сечение».
2. Как используется «золотое сечение» в экономике.
1. Что такое «золотое сечение»
Прежде всего отметим, что золотое'сечение проявляется как в статике, так и в динамике.
1.1. Статика (две эквивалентные формы):
а) алгебраическая форма или форма бинома Ньютона [6]:
1 = (0,62+0,38)™.
Степень т здесь определяет количество разбиений единицы в пропорции 0,62:0,38. В итоге т разбиений происходит формирование иерархической структуры:
m=0 1
т=1 0,62
4
т=2 0,38
/ \
т=3 0,24 0,14 0,14 0,10
0,38
0,24 / \
0,14 0,10 0,10 0,04
Эта структура строится по правилутак называемого треугольника Паскаля, элементами которого являются числа, равные количеству одинаковых элементов в строке. Для нашего распределения это выглядит так:
1
1 1 1 2 1
13 3 1 Ь) геометрическая форма:
X 1-Х
1
Единичный отрезок делится в пропорции 1/Х = X/(l -X), т.е. целое относится к большей части, как большая часть относится к меньшей части (самое распространенное математическое определение гармонии). Решая эту пропорцию, получаем, что больший отрезок X « 0,62, а меньший « 0,38.
Очевидно, что форма бинома и форма пропорции отрезков - это по сути одно и то же.
1.2. Динамика: формируется последовательность чисел по рекурсивному алгоритму: а = а Л а ,,
п п-\ /I-V
т.е. каждый член последовательности образуется за счет суммы двух предыдущих.
Нетрудно видеть, что данный процесс есть процесс с памятью, хотя алгоритм памяти здесь самый примитивный. Но эта примитивность, не исключено, играет решающую роль в неживой природе, где возможны спонтанные акты суммирования двух частей, и если в итоге суммирования и появляется новая более совершенная структура, то она появляется именно по этому алгоритму.
Если что и ,ив . есть два числа и а - их сум-
п-2 и-1 п J
ма, то пропорции «золотого сечения» для последовательности получаются в виде:
lim(a„_i /<?„)« 0,62.
Рассмотренная последовательность получила название чисел Фибоначчи (лат. Fibonacci).
2. Использование «золотого сечения» в экономике
Как следует из множества литературных источников, наличие «золотого сечения» в пропорциях между элементами системы обеспечивает этой системе наличие двух замечательных свойств [1,3,6,]:
• система устойчива;
• затраты на поддержание устойчивости минимальны.
Приведем несколько примеров. 2.1. Зависимость ориентации экономики от доли госсобственности
В табл. 1. представлены данные по распределению долей госсобственности в ВВП самых развитых стран мира [7]:
Таблица 1
Страна Величина доли госсобственности
США 32%
Япония 35%
Англия 40%
Канада 43%
Германия 48%
Италия 51%
Финляндия, Франция 52%
Швеция 62%
Китай 66%
Россия 10%
Из таблицы видно, что для социально-ориентированной экономики по показателю величины доли госсобственности ближе всего к устойчивому положению 62% находится Швеция (62%), а для либерально-ориентированной экономики к устойчивому положению 38% = (100 - 62%) ближе всего находятся Япония (35%) и Англия (40%). Россия занимает далекое от точки устойчивости и близкое к катастрофическому распаду положение при доле 10%. И если распад еще не наступил, значит за такую «стабильность» была произведена соответствующая плата, о гигантских размерах которой можно только догадываться.
2.2. Процесс торговли в условиях конкурентного равновесия
В рассматриваемом процессе продажи [8, 9], когда у продавца и покупателя есть возможность торговаться за цену товара, обнаружены четыре пропорции «золотого сечения»:
• отношение минимальной цены на товар к максимальной равно 0,62;
• отношение суммы объемов продаж без торга к сумме объемов продаж при наличии торга равно 0,62;
• отношение разности между максимальной ценой и ценой, обеспечивающей максимум продаж, ко всему диапазону разброса цен равно 0,62;
• отношение цены, при которой объем продаж минимален, ко всему диапазону разброса цен равно 0,62.
Наличие перечисленных пропорций «золотого сечения» служит индикатором устойчивости и стабильности конкуренции на исследуемой нише рын^а [8, 9].
2.3. Оценка населением качества жизни в регионах Центрального федерального округа
Данные оценки качества [10] жизни по 5-уров-невой шкале приведены в табл. 2. Как следует из таблицы, разброс оценок колеблется от 0% (минимальное значение) до 72,2% (максимальное значение). Но при этом поведение оценок не есть случайный хаотичный процесс. В нем просматриваются вполне четко выраженные тенденц'ии как в зоне малых значений, так и в зоне больших. Поскольку эти тенденции носят стабильный характер, то в данном случае можно говорить о наличии некоторой устойчивой структуры оценок качества жизни. Как измерить эту структуру? И если она устойчива, то насколько?
Конструктивный ответ здесь также дает концепция «золотого сечения». Не вдаваясь в математические подробности этой процедуры, можно констатировать, что структура оценки жизни, найденная по правилу «золотого сечения», позволяет использовать ее как эталон для сравнения с представленными структурами. Результаты такого сравнения приведены в табл. 2, а на рис. 1 приведены цля иллюстрации результаты сравнения двух распределений: по «золотому сечению» и для Владимирской обл.
Анализ величин отклонения структур оценок качества жизни от «золотого сечения» раскрывает дополнительную картину, что для Орловской и Курской областей положение населения мало того, что нищенское, так оно еще, к сожалению, и ус-тойчиво-нищенское (отклонения от золотого сечения равны 4 и 1%). Для Тверской и Воронежской областей нищенство менее устойчиво (отклонение 11%), поэтому там шансы выйти из нищеты несколько выше, а для Владимирской области шансы самые высокие (отклонение 25%).
Оценка качества жизь
80
номер оценки
—«—по "золотому сечению" -■»■■••■для Владимирской обл.
Рис. 1. Сравнение распределений оценок качества жизни с «золотым сечением»
Соответственно и затраты на выход из нищеты должны быть максимальными для Орловской и Курской областей, меньшими для Тверской и Воронежской областей, а для Владимирской области - еще меньшими.
Эти данные могут быть положены в основу как для разработки, так и для проверки хода выполнения социально-экономических программ в Центральном федеральном округе.
В итоге мы видим, что использование концепции «золотого сечения» в экономических расчетах дает возможность вычленения структурной компоненты в исследуемом массиве данных, и в этом его сильное преимущество по сравнению с использованием традиционного статистического подхода.
Модель гармоничного рынка
Предположим, что мы некоторым способом добились той ситуации, когда между показателями сложной экономической системы, именуемой рынок, установились пропорции «золотого сечения», т.е. мы получили так называемый гармоничный рынок. Для определенности примем в основу наших дальнейших рассуждений весьма важное определение, прямо или косвенно подтверждаемое многочисленными исследованиями [11, 12]:
Таблица 2
по 5-уровневой шкале
N9 Оценка качества жизни ЦФО Тверская обл. Орловская обл. Курская обл. Владимирская обл. Воронежская обл.
% ' % % % % %
1 иизкое 4,4 6 3,8 7,8 0 4,4
2 ниже среднего 44,6 51,5 43,1 53,4 21,8 53,4
3 среднее 48,5 42,4 49,8 37 72,2 41,1
4 выше среднего 2,4 0,1 3,1 1,6 '5,9 1,1
5 высокое 0,1 0 0,2 0,2 0,1 0
Степень отклонения структуры оценок от «золотого сечения» 5 11 4 1 25 11
если принять, что гармоничный рынок есть система, в которой между ее составляющими содержится максимальное количество связей, имеющих пропорции «золотого сечения», то это дает серьезные основания рассматривать гармоничный рынок как рынок, оптимизированный с точки зрения минимума затрат по обеспечению собственной устойчивости.
Назовем технологию выработки управленческих решений в экономике по принципу «золотого сечения» для краткости более удобным кратким термином /"-технология (от первой буквы имени Fibonacci).
Сточки зрения минимума издержек рынок всегда являлся предметом исследования экономистов, в связи с чем, естественно, они не могли не подойти вплотную к идее «золотого сечения», хотя непосредственно этот термин у них не использовался.
Что же такое гармоничный рынок при более детальном рассмотрении?
Во-первых, это некоторая идеализированная модельтаких рыночных процессов, которые допускают представление в виде совокупности частей некоторого общего целого и между этими частями справедливо наличие «золотых пропорций», во-вторых, эта модель должна служить эталоном, с которым сравниваются реальные процессы, в результате чего формируются некоторые оценки этих процессов, позволяющие организовать управляющие воздействия на рынок.
Рассмотрим вопрос о модели гармоничного рынка более подробно.
1. Описание модели гармоничного рынка
Представим модель гармоничного рынка, на котором продается некоторый товар Т, как некоторую систему (рис. 2), состоящую из комплекса следующих взаимосвязанных элементов: .
• множество продавцов в количестве к, торгующих одним и тем же для них всех товаром Т, и находящихся в состоянии конкурентного равновесия;
• множество покупателей товара Т. Будем считать, что их количество может быть любым;
• множество цен Ц= {U,v Ц2,....... Цк} на товар
Т, назначаемых продавцами;
• общий поток денег D от покупателей к продавцам, как результат продажи товара Г в течение некоторого временного периода. Очевидно, что общий денежный поток D есть сумма всех денежных потоков, идущих к продавцам:
D=DX+D2+........+ De (1)
В соответствии с нашим представлением все продавцы товара Т являются конкурентами за распределение потока В. Каждый /-й продавец получает свою /-ю долю потока Д в зависимости от соотношения своей цены Ц. с ценами конкурентов. Поскольку в этом заочном процессе участвует каждый из продавцов, то в итоге они должны самоорганизоваться в некоторую конкурентно-компромиссную структуру, приобретающую устойчивый характер.
Множество покупателей товара Т
Ценовая мембрана
Множество продавцов // -| товара Т
Рис. 2. Основные составные части модели гармоничного рынка
В нашей модели представим набор цен всех присутствующих на рынке конкурентов Ц=
Ц2,.......Цк} как некоторую ценовую мембрану. По
аналогии с биологической мембраной, ценовая мембрана выполняет роль барьера, определяющего соотношение между спросом и предложением. Другими словами, ценовая мембрана выполняет функцию управления денежными (и материальными) потоками на рынке.
В результате первоначальный поток П после прохождения через мембрану за счет разбиения его на Участей становится организованным, упорядоченным, т.е. приобретает признаки наличия устойчивой структуры. Это может произойти лишь в том случае, если ценовая мембрана в свою очередь сама обладает устойчивой структурой, и эту структуру она как маску накладывает на поток В.
Зададим параметрам нашей модели пропорции, соответствующие «золотому сечению».
1. Выберем в ценовой мембране, как на множестве цен {Ц], Цг ... , Цк] два значения - минимальную цену и максимальную:
Ц^тЩЦ^Щ,......,Цк),
Цтах = тах{Ц{,Ц2,......,Цк].
Разделим весь ценовой диапазон {0, Цтах} на две логические составляющие: постоянную //пост =
(О, цп{0\ и переменную Цжр = {Цт.п, Z/mJ. Природа постоянной составляющей обусловлена наличием в цене затратной компоненты товара.
Составим для них пропорцию по правилу «золотого сечения»:
(Ц +Ц )/Ц = Ц /Ц ,
4^пост ,пер// пост 'пост' ^пер
откуда легко получается
Ц./Ц =0,62. (2)
'min' 'max ' 4 '
Анализ статистики продаж (пример 2.2.) подтверждает реальность существования отношения (2) на рынке при наличии конкурентного равновесия.
2.Переменная составляющая Ц = {Цтт, Z|max}, как случайная величина, имеет некоторую плотность распределения (рис. 2). В качестве значения первого момента этого распределения рассмотрим оценку
= (£/?,)/*■
1=1
Обрабатывая статистику продаж для рынков самых разнообразных товаров, автору удалось эмпирически установить следующую пропорцию:
(Ц -Ц )/(Ц -Ц ) = 0,62, (3)
т.е. средняя величина Ц делит переменную со-
ср
ставляющую Цтр также в пропорции «золотого сечения».
Объединяя пропорции (2) и (3), получаем:
Ц./Ц = (Ц -Ц )/{Ц -Ц ) = 0,62. (4)
Равенство (4) можно интерпретировать как необходимое условие существования устойчивой структуры ценовой мембраны при конкурентном равновесии рынка.
Равенство (4) можно представить в виде следующей иллюстрации (рис. 3):
о
62% -4« ► ^ 100% ^
^ W 38%
Ч W 100% <- Ч W -►
Рис. 3. Графическая иллюстрация необходимого условия устойчивости структуры ценовой мембраны
23456789 10 11 порядковые номера товаров (ассортимент)
>— Цмин/Цмакс —и— (Цср-Цмин)/(Цмакс-Цмин)
Рис. 4. График сходимости типа «ножницы» для величин Ц /Ц и (Ц -Ц )/{Ц -Ц ) к значению 0,62
'мин' 'макс х 'ср мин'' х 'макс ^мнн' '
Из графика видно, что если значения Цшт/ Цшкс <0,62 (левая часть графика), то рынок посредством увеличения величины Цс>0,62 «стремится» скомпенсировать это отклонение. Аналогично и для Цмин/Цшк> 0,62 (правая часть графика).
Таким образом автор проиллюстрировал тот факт, что для ценовой мембраны существует точка устойчивости ее структуры.
После рассмотрения вопроса об устойчивости структуры ценовой мембраны далее перейдем к анализу поведения денежных потоков, формирующихся под ее управляющим воздействием.
3. Плотности р(£)) денежных потоков й. (/=1, 2,......, к) распределяются в соответствии с концепцией «золотого сечения» пропорционально коэффициентам биномиального разложения:
1
14/**-I
Цмакс
= 14-
(5)
7=0
Так как для величин денежных потоков И., цен Ц и объемов продаж УУ.справедливо равенство
Я=ЛГД,(/= 1,2,..., А:), (6)
то отсюда вытекает соотношение, имеющее смысл взаимосвязи между двумя экономиками -микроэкономикой и макроэкономикой:
j'=О 1 = 1
(7)
Как подтверждают результаты обработки реальных данных продаж, величины Цжт/Цшю и (Цср-Дмин)/(//макс-Дмин) действительно сходятся, причем сходятся, как и следовало ожидать, в точке 0,62 (рис. 4.). На рис. 4 по горизонтальной оси отложены порядковые номера продаваемого на рынке ассортимента товаров.
2. Использование модели гармоничного рынка
Концепция модели гармоничного рынка может быть использована для упрочения позиции на рынке в качестве эталона для обоснованного выбора политики поведения на рынке.
Структура методики выбора такой политики представлена на рис. 5.
Модель Реальный
гармоничного рынок
рынка
1 г
Параметры Мониторинг
гармоничного параметров
рьнха реального
рынка
1
Идентификация
рынка
• сходимость к пропорциям «золотого сечения» может начинаться уже при величинах к > 8 (рис. 4.). Здесь под сходимостью понимается следующее. Пусть на рынке последовательно появляются фирмы-конкуренты со своими ценами: //р Ц2, Цъ ... ,Цк. Будем фиксировать каждый раз при появлении нового конкурента минимальное значение цены Ц , макси-
'мин'
мальное значение Дмакс и вычислять модуль отклонения/1 /Ц от «золотого сечения» 0,62:
'мин' ^макс '
¿(к) = |Ц /Ц - 0,62|.
4 ' 1 'мин' ^макс ' 1
Эмпирически установлено, что при увеличении количества конкурентов А; отношение с!(к) стремится к нулю, что отражено на рис. 6. Этот процесс и есть сходимость к «золотому сечению» по ценовому диапазону.
8 ;
Рис.5. Структура методики формирования рыночной стратегии
В соответствии со структурой реальный рынок сравнивается с гармоничным рынком, после чего определяется мера близости реального и гармоничного рынков.
В зависимости от величины меры близости фирма-участник рынка выбирает комплекс мероприятий, необходимый для выработки регулирующего воздействия на реальный рынок. Результатом этого должно быть приближение реального рынка к гармоничному.
Расчеты, проведенные для разных реальных рынков самых различных товарных групп с использованием рассмотренной выше модели, показали: • тип конкуренции в большинстве случаев определяется величиной к. При больших значениях Создаются предпосылки для появления признаков совершенной конкуренции (по Й. Шумпетеру [13, 14]), при малых к - соответственно, несовершенной конкуренции;
3 4 5 6 7 8 Количество конкурентов к
Рис. 6. Динамика сходимости реального рынка к «золотому сечению»
однако, это не всегда выполняется. Реально при числе конкурентов к > 8, могут наблюдаться две картины поведения рынка: рынок самоорганизуется и стремится к «золотому сечению». Здесь уже можно работать с минимумом затрат на обеспечение собственной стабильности на рынке; рынок не самоорганизовался и не удовлетворяет условиям «золотого сечения». Тогда его дальнейшее поведение практически непредсказуемо. В итоге, как и следовало ожидать, для работы на таком рынке необходимо понести соответствующие затраты, например, затраты на рекламу, презентации, лоббирование, РЛ и т.д. Тогда его «структурная» составляющая в оценке неравномерности (например, показатель Джини [15])
должна быть минимальна, а «хаотичная» составляющая (мера энтропии) - максимальна, в чем достаточно несложно убедиться, проводя анализ данных по методике /^технологии.
3. Пример.
В качестве примера рассматривается рынок некоторых однотипных товаров, общее количество их наименований равно 36. Эти товары одновременно продают 13 фирм-конкурентов. В табл. № 3 приведены цены каждой фирмы по каждому товару (пробелы в клетках таблицы означают, что этот товар соответствующей фирмой не продается).
Из таблицы видно, что отношение Цшш/ Цшю—0,62 существует для товаров под номерами 2 и 19. Кроме того, достаточно близко к «золотому сечению» (в качестве близости рассмотрим интервал 0,62±0,04) расположены товары под номерами 1,3,4,5,6,7, 16 и 20.
Для товаров с перечисленными выше порядковыми номерами можно считать, что рынок самоорганизовался по цене и принял для них устойчивое состояние.
Для товара № 19 приведем данные по распределению выручки по ценам за месяц (табл. 4).
Таблица 3
м на товары
Товар Фирмы-конкуренты ц- 'С, ¡и ¡и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
■ 1 62 59 36 36 62 0,58
59 - 59- 61 65 70 шш&шш 59 5? 48 64 67 43 70 ' 0.62
3 63 63 66 70 76 67 48 67 62 60 69 67 48 76 0,64
4 72 71 74 78 83 77 54 73 68 66 76 77 54 83 0,65
5 81 75 86 90 94 90 60 86 85 72 95 90 60 95 0,63
6 97 93 107 109 121 99 73 99 105 90 117 99 73 121 0,60
7 118 115 124 132 151 117 88 128 117 108 131 117 88 151 0,58
8 174 167 180 192 192 182 163 192 164 162 184 182 162 192 0,84
9 243 255 255 248 270 270 258 225 251 290 225 290 0,77
10 331 309 316 323 359 359 302 274 307 377 274 377 0,73
11 410 401 403 406 490 490 402 344 384 517 344 517 0,67
12 79 78 66 66 79 0,83
13 76 73 77 83 77 89 83 60 77 71 70 79 83 60 89 0,67
14 78 78 83 89 83 96 82 66 85 76 74 84 82 66 96 0,69
15 88 85 92 99 90 107 97 77 95 84 84 94 97 77 107 0,72
16 100 99 103 113 104 125 ИЗ 82 112 95 94 106 ИЗ 82 125 0,65
17 129 120 128 140 130 141 125 104 133 118 108 132 125 104 141 0,73
18 156 138 163 176 163 170 158 125 170 149 132 167 158 125 176 0,71
1» 222 213 230 244 235 270 244 167 243 211 ?0А 216 244 167 270 0,62
20 330 255 362 364 337 393 393 369 324 362 433 255 433 0,59
21 422 440 445 446 454 459 459 432 378 423 492 378 492 0,77
22 563 542 547 547 568 619 619 572 464 521 600 464 619 0,75
23 176 221 176 221 0,80
24 199 228 228 209 221 221 201 203 223 220 221 199 228 0,87
25 217 248 248 232 ¿35 235 221 215 228 234 230 215 248 0,87
26 251 280 280 273 280 280 263 248 270 282 248 282 0,88
27 286 279 258 297 280 258 297 0,87
28 330 364 315 381 343 315 381 0,83
29 508 523 463 504 463 523 0,89
30 652 784 551 599 551 784 0,70
31 994 1078 859 934 859 1078 0,80
32 311 330 334 295 283 284 401 338 283 401 0,71
33 364 390 410 365 376 347 416 416 347 416 0,83
34 517 520 571 529 579 504 507 1206 504 1206 0,42
35 701 679 712 689 834 604 618 1268 604 1268 0,48
36 1020 1003 1113 1003 1097 1097 1111 944 827 1121 827 1121 0,74
Таблица 4
Товар № 19
Фирмы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Цены, руб. 222 213 230 244 235 270 244 167 243 211 204 236 244
Выручка, тыс. руб.. 940 680 1170 183 1250 102 401 307 602 463 342 1 280 269
Если построить зависимость выручки от цен, предварительно проранжировав цены, получим следующую зависимость (рис. 7)
1400 г --------- - - .......—...........- -------
0 I-----------------г ------------------------, -,------------------.....-,
$ С?1 \Ч V» <Ф «ф Л ,> ,> 4ю V V V V V V V ТГ тг тг ОТ V
Цены, руб.
Рис. 7. Зависимость выручки от цен для товара № 19
Для сравнения можно привести график зависимости потока /), вычисленного по формуле (5) на рис. 8.
0,25
\ч ^ п1^ Ф ^ 1? ь,6, ^ ь,1* л? ^ V ^ у V V 1? 1? 1г ТГ <1г V
цены, руб.
Рис. 8. Теоретическая зависимость плотности потоков от цен для товара № 19
Сравнивая графики на рис. 7 и 8, нетрудно убедиться в общности характерных тенденций их поведения, несмотря на недостаточно презентатив-ный объем статистического материала.
Таким образом, если для рассматриваемого товара соотношение Ямин/Ямакс=0,62, то очень грубо можно оценить распределение выручки между конкурентами.
Кроме того, на графике рис. 8 кривая плотности имеет максимум в точке Ц =235 руб.,ареаль-
но значение ее максимума из графика' рис. 7 достигается в точке Цот—236 руб. Для практических приложений это весьма хорошее совпадение.
Аналогичные расчеты можно сделать и для всей группы товаров, указанных выше и попавших в зону «золотого сечения». Для этих товаров можно утверждать в соответствии с концепцией «золотого сечения», что величина выручки есть величина устойчивая при прочих равных условиях. А это в свою очередь является благоприятным условием для проведения экспансии данного товара на рынке.
На остальные товары, не попавшие в зону «золотого сечения», данные выводы, естественно, не могут быть распространены. Поэтому в соответствии с блок-схемой методики (рис. 5) здесь могут быть два альтернативных варианта: либо искать какие-либо пути воздействия на конкурентов так, чтобы в итоге приблизить отношение Ц /Ц к ве-
г 'мин' 'макс
личине 0,62, либо пытаться искать другие товарные ниши. Но оставаться вне зоны «золотого сечения» чревато нестабильностью выручки под воздействием разного рода дестабилизирующих факторов.
Модель гармоничной фирмы
Если «золотое сечение» является всепроникающим явлением природы, а также, как мы убедились, на рынке, то его проявления должны быть обнаружены и во внутренней кадровой структуре и в экономических показателях деятельности фирмы, присутствующей на гармоничном рынке.
Рассмотрим для иллюстрации пример с кадровой структурой фирмы.
1. Заработная плата и штатная структура фирмы
Известно, что создание работоспособного коллектива - это одна из первейших задач руководителя для обеспечения успешной работы любой компании. Важная роль здесь отводится проблеме согласования квалификации сотрудников, их индивидуальных интересов и психологической совместимости. Привлеченная для достижения этой цели психологическая наука в настоящее время располагает значительным набором универсальных методик индивидуальной и корпоративной мотивации трудового процесса.
Одну из интереснейших методик психологической оценки индивидуально каждого сотрудника с использованием концепции «золотого сечения» разработала известная российская консалтинговая фирма «РУНЫ» [16]. Эта методика успешно внедрена на многих предприятиях торговли, стро-
ительства, связи, образования и дает многообещающие результаты.
Но нельзя не согласиться с тем, что на первом месте среди факторов успеха в попытках создания работоспособного коллектива стоит материальный стимул - заработная плата. И даже более того: важно еще не только то, какую зарплату получает тот или иной сотрудник, но и то, какую зарплату получают другие, работающие рядом с ним. Потому что сопоставление своей зарплаты с зарплатой других определяет, какое место сотруднику отведено в компании, насколько его значимость находится выше или ниже по отношению к другим.
Схожесть рассматриваемой ситуации с ситуацией на рынке здесь обеспечивается наличием конкурентной среды в лице сотрудников компании, которые явно или неявно конкурируют между собой за распределение фонда заработной платы. Это дает основание считать, что и в социальной среде можно также с большой продуктивностью использовать правило «золотого сечения» - этот универсальный механизм самоорганизации природы.
Примем в качестве исходной следующую информацию:
I. Объемы продаж и численность в соответствии с данными [17], при которых компания наиболее близка к опасности развала, представлены в табл. 5:
Таблица 5
Критические значения Критические значения
продаж, тыс. дол США/год количества сотрудников
100 7
200 15
400 30
800 60
1 500 120
3 000 250
и далее и далее
2. Будем следовать справедливому принципу, что заработная плата каждого сотрудника напрямую зависит от результатов работы всей компании.
Тогда в соответствии с правилом «золотого сечения» мы сформулируем весьма простой алгоритм расчета заработной платы в кризисных точках: значение заработной платы любого сотрудника (п-1)-го уровня штатной иерархии образуется путем умножения значения заработной платы сотрудника п-го уровня на число 0,62.
Проиллюстрируем этот алгоритм на следующем условном примере [17].
Пример.
Пусть компания «14» с численностью 8 чел. в процессе своей деятельности успешно прошла пер-
вую точку кризиса с объемом продаж 100 тыс. дол. США и подошла к следующей точке, где объем продаж увеличился в два раза и стал равен 200 тыс. дол. США, а численность также увеличилась вдвое и составила 16 чел.[18].
Как в этом случае должен быть увеличен фонд заработной платы и как он должен быть распределен между сотрудниками, чтобы в итоге была обеспечена устойчивость работы коллектива в этой новой кризисной точке с координатами (200 тыс. дол. США/год; 16 чел.).
В соответствии с рассмотренным выше правилом «золотого сечения» фонд заработной платы должен распределиться между уровнями штатной иерархии по приведенному выше алгоритму: более низкий уровень заработной платы получается умножением более высокого на величину 0,62. Результаты расчетов приведены в табл. 6 (данные по должностным окладам условны):
Таблица 6
Уровни штатной иерархии Кол-во чел. в уровне Оклад одного чел. в уровне, у.е./мес Оклады по уровням, у.е./мес
1 1 686 686
2 4 424 1 696
3 6 262 1 572
4 4 162 648
5 1 100 100
ИТОГО 16 4 702
Величина фонда заработной платы оказалась равной 4 702 у.е.
Если фонд заработной платы для предыдущей структуры из 8 чел. при подсчете таким же методом был равен 1 796 у.е., то его увеличение составило 4 702/1 796=2,62 раза, что соответствует методологии «золотого сечения» (так как 2,62= 1,622).
Отличительной особенностью данного распределения заработной платы по уровням штатной иерархии является то, что количество высокооплачиваемых сотрудников в точности равно количеству низкооплачиваемых. Этот фактор (в противоположность имеющей место практике формирования чисто пирамидальных структур) также несет свою долю нагрузки в процессе обеспечения устойчивости кадровой структуры компании. Ведь желающих иметь минимальный уровень оплаты своего труда никогда не бывает много. Нос другой стороны, кто-то же должен получать меньше всех. Так пусть это будет всего лишь один человек. Аналогично можно сказать и о максимальном уровне зарплаты.
Таким образом, если компания удвоила свои объемы продаж и удвоила при этом свою численность, то она должна соответственно и увеличить оклады каждого сотрудника в 1/0,62=1,62раза.
Принцип «золотого сечения» утверждает, что данное условие является необходимым для обеспечения устойчивости работы коллектива компании как трудоспособной команды.
В этом случае компании удастся избежать опасностей самораспада [17].
2. Финансовые показатели фирмы
Должное место в модели гармоничной фирмы
должно быть отведено использованию F-техноло-гии для анализа финансовых показателей фирмы. Данный раздел, как и раздел по теме анализа психологии коллектива, на достаточно высоком уровне проработан также фирмой «РУНЫ» [19], за что она получила специальный приз за оригинальность методики гармоничного бизнеса на международном инвестиционном форуме «EUROMARKET» в Бельгии.
3. Использование модели гармоничной фирмы
Как и для модели гармоничного рынка модель гармоничной фирмы также может быть положена в основу разработки методики обоснования выбора структуры фирмы по штатным и финансовым показателям.
На рис. 9 приведена структура такой методики (по существу полностью аналогичная структуре, приведенной на рис. 5):
Рис. 9. Структура методики обоснования выбора структуры фирмы
Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что идея создания гармоничного бизнеса заключается в создании гармоничной фирмы, работающей на гармоничном рынке (рис. 10).
Рис. 10. Иллюстрация идеи гармоничного бизнеса
Заключение
1. В изложенном материале, к сожалению, из-за ограниченности объема статьи не удалось в полном объеме представить материал, связанный с использованием «золотого сечения», чтобы им можно было воспользоваться на практике в полной мере как методикой. Задачу статьи автор видит в демонстрации возможностей ^-технологии на пути к гармоничному бизнесу, как синтезу гармоничной фирмы и гармоничного рынка на базе «золотого сечения».
2. /•'-технология уже начинает давать на практике результаты, причем очень серьезные, не уступающие по значимости классическим оптимизационным методам. Представленные здесь результаты - это всего лишь только первые шаги в этом направлении.
3. Использование методологии «золотого сечения» позволяет получать более обоснованные и объективные оценки ситуации на рынке, что дает дополнительные возможности стратегического планирования развития фирмы.
4. Роль моделей гармоничного рынка и гармоничной фирмы сводится к возможности использования некоторого «эталона» для количественного оценивания и на этой основе - управления происходящими рыночными процессами.
5. Если реальный рынок по своей природе имеет тенденцию стремления к рынку гармоничному, то тогда он становится более прогнозируемым и управляемым, причем с минимумом издержек по обеспечению собственной устойчивости.
6. Круг специалистов, изучающих тематику «золотого сечения» постоянно растет в России, на Украине и Белоруссии, что подтвердила проходившая в Виннице 21-25 октября 2003 г. Международная конференция «Проблемы гармонии, симметрии и «золотого сечения» в природе, науке и искусстве». Также растет количество публикаций во
всем мире по данной теме. В США этой темой занимается специально созданная еще в 1963 г. «Ассоциация Фибоначчи».
7. Автор надеется привлечь к проблеме «золотого сечения» широкий круг исследователей, тем более что та часть российского бизнеса, которая ориентирована на прогрессивные методы управления, уже востребовала F-технологию как для обоснования стратегии экспансии на высококонкурентных рынках, так и оптимизации структуры фирм. Об этом свидетельствует растущее число компаний и фирм, заказывающих проведение консультаций, лекций и семинаров, а также проектов по внедрению /^технологии.
Литература
1. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск, Наука и техника, 1984.
2. Стахов А.П. http://www.goldenrnuseum.corn.
3. Косенок Б. Б. Философское обоснование понятия «золотая пропорция». Куйбышев, 1990.
4. Эрлих А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. М.: ИНФРА-М, 1996.
5. Фишер Р. Приложения и стратегии Фибоначчи для трейдеров. Аналитика, 2002.
6. Харитонов А. С. Минимальное число параметров, характеризующих социально-экономическое развитие регионов / Аудит и финансовый анализ. 2002. № 1. С. 193 - 208.
7. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. ВЛАДОС., М., 1994.
8. Иванус А.И., Харитонов A.C. Процесс торговли в условиях конкурентного равновесия по правилу «золотого сечения» / Управление продажами. 2003. №2(10).
9. Иванус А. И., Харитонов А. С. Торг уместен, но по правилу «золотого сечения». Практический маркетинг. 2002. № 9.
10. Иванов В.Н., Тюриков А.Г., Патрушев В.И., Парфенов В. Г., Грузина Е. С., Саранский В.Е. Результаты комплексного социологического исследования «Качество жизни населения Центрального федерального округа» / Муниципальный мир. 2003. № 3.
11. Иванус А.И. Методика использования «золотого сечения» в модели гармоничного рынка. Сб. международной конференции «Проблемы гармонии, симметрии и «золотого сечения» в природе, науке и искусстве», Винница, 2003.
12. Иванус А.И. Модель гармоничного рынка по правилу «золотого сечения». Практический маркетинг. 2003. № 7 (77).
13. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Глава восьмая. Монополистическая практика, http://ek-lit.agava.ru.
14. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Глава седьмая. Процесс «созидательного разрушения», http://ek-lit.agava.ru.
15. Крянев A.B., Матохин В.В., Климанов С.Г. Статистические функции распределения ресурсов в экономике. М, МИФИ, 1998.
16. Маленко Т.Н. Успехи в бизнесе или закон «золотого сечения», авт. свид. № 5594.
17. Качалов И.И. Три ключевые параметра развития и кризисов компаний / Практический маркетинг. (9.2002). № 67.
18. Иванус А. И. Заработная плата и «золотое сечение» / Практический маркетинг. 2003. № 7.
19. Маленко Т.Н. «Золотое сечение» бизнеса..http: //www.sectiodivina.ru^
20. Иванус А.И. Инструмент для разработки маркетинговой стратегии фирмы / Рынок легкой промышленности, № 35, ноябрь, 2003.