УДК 658.5:621.396.94
Пахомова Ю.В. Модель гармоничного
развития рынка услуг сотовой связи
В статье проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компаний сотовой связи ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ЗАО «Кодотел». Обосновывается целесообразность применения модели гармоничного рынка. Предлагается подход к формированию стратегии развития регионального рынка услуг в конкурентной среде.
Ключевые слова: трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, компания сотовой связи, модель гармоничного рынка услуг, методика формирования рыночной стратегии.
В последние годы наблюдается неуклонный рост интереса к современным технологиям и методам управления. Этот интерес свидетельствует о понимании роли управленческой деятельности в создании эффективных социально-экономических институтов, одним из которых является рынок услуг связи.
Методология управления развитием регионального рынка предполагает использование в различных сочетаниях экономических, организационных и математических механизмов1. На развитие регионального рынка в целом оказывают влияние множество факторов: демографический фактор, сложившаяся структура хозяйственного комплекса, особенности банковско-кредитной системы, конъюнктура регионального рынка2. Современный этап развития российского рынка сотовой связи характеризуется расширением спектра предоставляемых услуг и усилением конкурентной борьбы между ведущими операторами на региональных рынках3. Для определения лидирующих позиций компаний сотовой связи необходимо проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности компаний сотовой связи ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ЗАО «Кодотел». Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов (Зп).
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников45:
- наличие собственных оборотных средств (СОС);
- наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов или функционирующий капитал (КФ);
- общая величина основных источников формирования запасов (ВИ).
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования:
- излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (±ФС );
- излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (±ФТ );
- излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов ( ±Ф°).
С помощью этих показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации (таблица 1):
S(Ф)=1, если Ф>0,
S(Ф)=0, если Ф<0
Данные таблицы 2 говорят о том, что в ЗАО «Кодотел» наблюдается кризисное финансовое состояние в начале 2006 года и неустойчивое финансовое состояние в конце анализируемого периода (2006 г.), что было достигнуто за счет привлечения заемных средств в размере 45 000 тыс. руб.
Таблица 1
Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
Показатели Тип финансовой ситуации
абсолютная независимость нормальная независимость неустойчивое состояние кризисное состояние
+ФС=СОС-Зп ФС>0 ФС<0 ФС<0 ФС <0
±ФТ= Ф-Зп ФТ>0 ФТ>0 ФТ<0 ФТ<0
±Ф°=ВИ-Зп Ф°>0 Ф°>0 Ф°>0 Ф°<0
Таблица 2
Классификация типа финансового состояния ЗАО «Кодотел» в 2006 году (тыс. руб.)
Показатели На начало периода На конец периода
+ФС= СОС-Зп -29792 -26313
±ФТ= Ф-Зп -26967 -24199
±Ф°=ВИ-Зп -26967 20801
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ^Ф)= S[(± ФС); ^±ФТ); ^Ф°)] (0;0;0) (0;0;1)
Очевидно, что, исходя из анализа финансовых показателей, менеджменту ЗАО «Кодотел» необходимо предпринимать срочные меры по выводу организации из сложного финансового положения.
Данные таблицы 3 говорят о том, что в ОАО «МТС» наблюдается кризисное финансовое состояние на протяжении всего анализируемого периода 2006 года, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования.
Таблица 3
Классификация типа финансового состояния ОАО «МТС» в 2006 году (тыс. руб.)
Показатели На начало периода На конец периода
+ФС= СОС-Зп -532852 -495675
±ФТ= Ф-Зп -233998 -228877
±Ф°=ВИ-Зп -233998 -228877
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ^Ф)= S[(± ФС); ^±ФТ); ^Ф°)] (0;0;0) (0;0;0)
Таблица 4
Классификация типа финансового состояния ОАО «Вымпелком» в 2006 году (тыс. руб.)
Показатели На начало периода На конец периода
+ФС= СОС-Зп -48705355 -42718550
±ФТ= Ф-Зп 7841035 20588785
±Ф°=ВИ-Зп 7841035 20588785
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ^Ф)= S[(± ФС); ^±ФТ); ^Ф°)] (0;1;1) (0;1;1)
Данные таблицы 4 говорят о том, что в ОАО «Вымпелком» на протяжении всего анализируемого периода 2006 года наблюдается нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность.
При составлении прогноза развития рынка, в частности развития регионально-
го рынка услуг сотовой связи, целевой установкой в модели прогнозирования развития операторов сотовой подвижной связи должна стать оптимизированная модель с точки зрения минимума затрат по обеспечению устойчивости6. Такая целевая установка получила широкое распространение в современной научной литературе и носит
№ 4 2008 г.
название концепции «золотого сечения» в модели гармоничного рынка. Если принять, что гармоничный рынок есть система, в которой между её составляющими содержится максимальное количество связей, имеющих пропорции «золотого сечения»7, то это дает серьезные основания рассматривать гармоничный рынок как рынок, оптимизированный с точки зрения минимума затрат по обеспечению устойчивости.
Модель гармоничного регионального рынка услуг (МГРРУ) - некоторая система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов, представлена на рисунке 1:
- множество продавцов в количестве к (операторов сотовой связи), торгующих одним и тем же товаром (услугой) Т (услуга подключения) и находящихся в состоянии конкурентного равновесия;
- множество покупателей товара (услуги) Т (абоненты сотовой связи); их количество может быть любым;
- множество цен Ц = {Ц1, Ц2____на
товар (услугу подключения) Т, назначаемых продавцами;
- суммарный поток денег D от покупателей к продавцам как результат продажи товара Т в течение некоторого временного периода. Денежный поток D есть сумма:
D = D1 + D2+ ...^к (1)
Набор цен всех присутствующих на рынке конкурентов представляет собой ценовую мембрану, которая выполняет барьерную функцию, регулирующую динамику соотношений между спросом и предложением на рынке услуг.
Наличие ценовой мембраны должно вводить организующее начало в поток D, в результате чего поток D после прохождения через мембрану становится организованным, упорядоченным, то есть приобретает признаки наличия устойчивой структуры.
В соответствии с таким представлением все продавцы товара Т являются конкурентами за распределение потока D.
Каждый 1-й продавец получает свою 1-ю долю потока D¡ в зависимости от соотношения своей цены Ц с ценами конкурентов. Поскольку в этом заочном процессе участвует каждый из продавцов, то в итоге они должны самоорганизоваться в некоторую конкурентно-компромиссную структуру, приобретающую устойчивый характер.
Покупатели товара (услуги) Т
Б-денежный поток
Ценовая 'мембрана
Ц2
Продавцы товара £>1
Рисунок 1. Составляющие гармоничного рынка
Модель гармоничного рынка может использоваться любым участником рынка, желающим упрочить свои позиции на рынке.
Представленная на рисунке 2 блок-схема методики формирования рыночной стратегии с помощью модели гармоничного рынка выделяет следующие параметры гармоничного рынка: количество конкурентов; цены.
Рисунок 2. Блок-схема методики формирования рыночной стратегии с помощью МГР
По результатам расчетов установлено, что при увеличении количества конкурентов к отношение с1 (к) = [Цтт / Цтах - 0,62] стремится к нулю (рис. 3). Этот процесс и есть сходимость к «золотому сечению» по ценовому диапазону.
8 -|
7--М ■ -
3 2 ■1 0
123456789 10 Количество конкурентов к
Рисунок 3. Динамика сходимости реального рынка к «золотому сечению».
Итак, целесообразность применения модели гармоничного рынка, имеющего пропорции «золотого сечения» обусловлена тем, что она является своеобразным индикатором устойчивости и стабильности исследуемого сегмента рынка услуг, количественным показателем происходящих рыночных процессов.
Если реальный рынок по своей природе имеет тенденцию стремиться к рынку гармоничному, то тогда он становится более прогнозируемым и управляемым, причем с минимумом издержек по обеспечению собственной устойчивости.
1 Розанова Т.Г. Региональная экономическая система. М., 2000. С. 3.
2 Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Издательство РАГС, 2001.
3 Российские телекоммуникации: условия и перспективы развития конкуренции /Авт. Коллектив: С.Б. Авдашева, Е.А. Голубицкая, Г.М. Жи-гульская, В.Л. Тамбовцев, В.Е. Цапелик, А.Е. Ша-ститко; Бюро эконом. анализа. М.: ТЕЗИС, 2003.
4 Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: ИНФРА М, 2008.
5 Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Пер. с фр. М.: ЮНИТИ, 1997.
6 Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань», 2005. (Учебники для вузов. Специальная литература).
7 Иванус А.И. Концепция «золотого сечения» в модели гармоничного рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2.
№ 4 2008 г.