Научная статья на тему 'Модель гармоничного развития рынка услуг сотовой связи'

Модель гармоничного развития рынка услуг сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ТИПА ФИНАНСОВОЙ СИТУАЦИИ / КОМПАНИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ / МОДЕЛЬ ГАРМОНИЧНОГО РЫНКА УСЛУГ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Юлия Владимировна

В статье проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компаний сотовой связи ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ЗАО «Кодотел». Обосновывается целесообразность применения модели гармоничного рынка. Предлагается подход к формированию стратегии развития регионального рынка услуг в конкурентной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель гармоничного развития рынка услуг сотовой связи»

УДК 658.5:621.396.94

Пахомова Ю.В. Модель гармоничного

развития рынка услуг сотовой связи

В статье проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компаний сотовой связи ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ЗАО «Кодотел». Обосновывается целесообразность применения модели гармоничного рынка. Предлагается подход к формированию стратегии развития регионального рынка услуг в конкурентной среде.

Ключевые слова: трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, компания сотовой связи, модель гармоничного рынка услуг, методика формирования рыночной стратегии.

В последние годы наблюдается неуклонный рост интереса к современным технологиям и методам управления. Этот интерес свидетельствует о понимании роли управленческой деятельности в создании эффективных социально-экономических институтов, одним из которых является рынок услуг связи.

Методология управления развитием регионального рынка предполагает использование в различных сочетаниях экономических, организационных и математических механизмов1. На развитие регионального рынка в целом оказывают влияние множество факторов: демографический фактор, сложившаяся структура хозяйственного комплекса, особенности банковско-кредитной системы, конъюнктура регионального рынка2. Современный этап развития российского рынка сотовой связи характеризуется расширением спектра предоставляемых услуг и усилением конкурентной борьбы между ведущими операторами на региональных рынках3. Для определения лидирующих позиций компаний сотовой связи необходимо проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности компаний сотовой связи ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ЗАО «Кодотел». Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов (Зп).

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников45:

- наличие собственных оборотных средств (СОС);

- наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов или функционирующий капитал (КФ);

- общая величина основных источников формирования запасов (ВИ).

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования:

- излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (±ФС );

- излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (±ФТ );

- излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов ( ±Ф°).

С помощью этих показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации (таблица 1):

S(Ф)=1, если Ф>0,

S(Ф)=0, если Ф<0

Данные таблицы 2 говорят о том, что в ЗАО «Кодотел» наблюдается кризисное финансовое состояние в начале 2006 года и неустойчивое финансовое состояние в конце анализируемого периода (2006 г.), что было достигнуто за счет привлечения заемных средств в размере 45 000 тыс. руб.

Таблица 1

Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций

Показатели Тип финансовой ситуации

абсолютная независимость нормальная независимость неустойчивое состояние кризисное состояние

+ФС=СОС-Зп ФС>0 ФС<0 ФС<0 ФС <0

±ФТ= Ф-Зп ФТ>0 ФТ>0 ФТ<0 ФТ<0

±Ф°=ВИ-Зп Ф°>0 Ф°>0 Ф°>0 Ф°<0

Таблица 2

Классификация типа финансового состояния ЗАО «Кодотел» в 2006 году (тыс. руб.)

Показатели На начало периода На конец периода

+ФС= СОС-Зп -29792 -26313

±ФТ= Ф-Зп -26967 -24199

±Ф°=ВИ-Зп -26967 20801

Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ^Ф)= S[(± ФС); ^±ФТ); ^Ф°)] (0;0;0) (0;0;1)

Очевидно, что, исходя из анализа финансовых показателей, менеджменту ЗАО «Кодотел» необходимо предпринимать срочные меры по выводу организации из сложного финансового положения.

Данные таблицы 3 говорят о том, что в ОАО «МТС» наблюдается кризисное финансовое состояние на протяжении всего анализируемого периода 2006 года, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования.

Таблица 3

Классификация типа финансового состояния ОАО «МТС» в 2006 году (тыс. руб.)

Показатели На начало периода На конец периода

+ФС= СОС-Зп -532852 -495675

±ФТ= Ф-Зп -233998 -228877

±Ф°=ВИ-Зп -233998 -228877

Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ^Ф)= S[(± ФС); ^±ФТ); ^Ф°)] (0;0;0) (0;0;0)

Таблица 4

Классификация типа финансового состояния ОАО «Вымпелком» в 2006 году (тыс. руб.)

Показатели На начало периода На конец периода

+ФС= СОС-Зп -48705355 -42718550

±ФТ= Ф-Зп 7841035 20588785

±Ф°=ВИ-Зп 7841035 20588785

Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ^Ф)= S[(± ФС); ^±ФТ); ^Ф°)] (0;1;1) (0;1;1)

Данные таблицы 4 говорят о том, что в ОАО «Вымпелком» на протяжении всего анализируемого периода 2006 года наблюдается нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность.

При составлении прогноза развития рынка, в частности развития регионально-

го рынка услуг сотовой связи, целевой установкой в модели прогнозирования развития операторов сотовой подвижной связи должна стать оптимизированная модель с точки зрения минимума затрат по обеспечению устойчивости6. Такая целевая установка получила широкое распространение в современной научной литературе и носит

№ 4 2008 г.

название концепции «золотого сечения» в модели гармоничного рынка. Если принять, что гармоничный рынок есть система, в которой между её составляющими содержится максимальное количество связей, имеющих пропорции «золотого сечения»7, то это дает серьезные основания рассматривать гармоничный рынок как рынок, оптимизированный с точки зрения минимума затрат по обеспечению устойчивости.

Модель гармоничного регионального рынка услуг (МГРРУ) - некоторая система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов, представлена на рисунке 1:

- множество продавцов в количестве к (операторов сотовой связи), торгующих одним и тем же товаром (услугой) Т (услуга подключения) и находящихся в состоянии конкурентного равновесия;

- множество покупателей товара (услуги) Т (абоненты сотовой связи); их количество может быть любым;

- множество цен Ц = {Ц1, Ц2____на

товар (услугу подключения) Т, назначаемых продавцами;

- суммарный поток денег D от покупателей к продавцам как результат продажи товара Т в течение некоторого временного периода. Денежный поток D есть сумма:

D = D1 + D2+ ...^к (1)

Набор цен всех присутствующих на рынке конкурентов представляет собой ценовую мембрану, которая выполняет барьерную функцию, регулирующую динамику соотношений между спросом и предложением на рынке услуг.

Наличие ценовой мембраны должно вводить организующее начало в поток D, в результате чего поток D после прохождения через мембрану становится организованным, упорядоченным, то есть приобретает признаки наличия устойчивой структуры.

В соответствии с таким представлением все продавцы товара Т являются конкурентами за распределение потока D.

Каждый 1-й продавец получает свою 1-ю долю потока D¡ в зависимости от соотношения своей цены Ц с ценами конкурентов. Поскольку в этом заочном процессе участвует каждый из продавцов, то в итоге они должны самоорганизоваться в некоторую конкурентно-компромиссную структуру, приобретающую устойчивый характер.

Покупатели товара (услуги) Т

Б-денежный поток

Ценовая 'мембрана

Ц2

Продавцы товара £>1

Рисунок 1. Составляющие гармоничного рынка

Модель гармоничного рынка может использоваться любым участником рынка, желающим упрочить свои позиции на рынке.

Представленная на рисунке 2 блок-схема методики формирования рыночной стратегии с помощью модели гармоничного рынка выделяет следующие параметры гармоничного рынка: количество конкурентов; цены.

Рисунок 2. Блок-схема методики формирования рыночной стратегии с помощью МГР

По результатам расчетов установлено, что при увеличении количества конкурентов к отношение с1 (к) = [Цтт / Цтах - 0,62] стремится к нулю (рис. 3). Этот процесс и есть сходимость к «золотому сечению» по ценовому диапазону.

8 -|

7--М ■ -

3 2 ■1 0

123456789 10 Количество конкурентов к

Рисунок 3. Динамика сходимости реального рынка к «золотому сечению».

Итак, целесообразность применения модели гармоничного рынка, имеющего пропорции «золотого сечения» обусловлена тем, что она является своеобразным индикатором устойчивости и стабильности исследуемого сегмента рынка услуг, количественным показателем происходящих рыночных процессов.

Если реальный рынок по своей природе имеет тенденцию стремиться к рынку гармоничному, то тогда он становится более прогнозируемым и управляемым, причем с минимумом издержек по обеспечению собственной устойчивости.

1 Розанова Т.Г. Региональная экономическая система. М., 2000. С. 3.

2 Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Издательство РАГС, 2001.

3 Российские телекоммуникации: условия и перспективы развития конкуренции /Авт. Коллектив: С.Б. Авдашева, Е.А. Голубицкая, Г.М. Жи-гульская, В.Л. Тамбовцев, В.Е. Цапелик, А.Е. Ша-ститко; Бюро эконом. анализа. М.: ТЕЗИС, 2003.

4 Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: ИНФРА М, 2008.

5 Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Пер. с фр. М.: ЮНИТИ, 1997.

6 Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань», 2005. (Учебники для вузов. Специальная литература).

7 Иванус А.И. Концепция «золотого сечения» в модели гармоничного рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2.

№ 4 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.