Научная статья на тему 'Ф. М. Достоевский и «Кризисное сознание»'

Ф. М. Достоевский и «Кризисное сознание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф. М. Достоевский и «Кризисное сознание»»

№ 1, 2001

Ф.М. ДОСТОЕВСКИМ И «КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ»

В.А. Писан кин у профессор МГПИ им. М.Е.Евсевьева, д.с.н.

Понятие «кризисное сознание» трактует- торе и выразительная характеристика «бесов-ся в социально-философской и социологичес- ства», образ духовного сиротства, философия кой литературе как духовный феномен, беру- раскаяния, бодрствующей совести).

щий начало в творчестве Р.Вагнера и реализо-

Нечаевщина подтолкнула великого писате-

ванный в философии жизни А.Шопенгауэром, ля к исследованиям истоков проблемы «бесов-

С.Кьеркегором, Ф.Ницще, для которых цивилизация, основанная на принципах европейского рационализма, исчерпала конструктивный потенциал. Нигилизм, декаденс и другие формы упадничества культуры были реализованы в этой модели кризисного сознания, которое нашло продолжение в экзистенциализме Г.Марселя, М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, а также в философии истории О.Шпенглера, А.Тойнби. В России продолжателями идей декаденства был, как известно, Л.Шестов, а также ряд других авторов.

Таким образом, сложилась четкая культурологическая традиция по отношению к фено-

щины», но главное в этих вопросах он увидел раньше событий, связанных с деятельностью тайной организации «Народная расправа». Неча-евщина и бесовщина для Ф.М. Достоевского явления одного порядка. И хотя преддверие бесовщины - еще не сама бесовщина, а хаос в мозгах - еще не жесткая программа уничтожения человечества, но они неразрывно связаны. Кру-

у

шения возникают не на пустом месте, а там где рациональная идея уходит из под нравственного контроля.

Он против произвола, однозначности, насильственного подчинения жизни примитивным проектам. История подтвердит обоснованность

мену «кризисное сознание». В научной литера- того страха великого писателя, чувства опаснос-

туре, тем не менее, существуют также и другие понятия, в той или иной мере близкие к «кризисному сознанию». Такими являются понятия «несчастное сознание» и «греховное сознание». Однако область применения этих понятий несколько иная, хотя они в той или иной мере повторяют многие черты, свойственные кризисному сознанию, поскольку всегда связаны с кризисом основных ценностно-нормативных ориентаций людей.

Поэтому есть все основания считать «кризисное сознание» феноменом более масштабным и более широко локализованым в культуре, по сравнению с обозначенными выше граница-

ти, которые он испытывал и выразил по отношению к технологиям целенаправленного манипулирования социальными процессами. Писатель подчеркивал и то сомнение в личности идеолога, которое следует адресовать всякому, выдвигающему тот или иной социальный проект. В политической безответственности он видит причину будущих катаклизмов.

Ф.М.Достоевский отрицает идею «равенства» как технологию господства над людьми, лишения их индивидуальности путем снижения уровня образования. Не случайно П.Верховенский мечтает: «Все рабы и в рабстве равны, без деспотизма не бывало ни свободы ни равен-

ми, т.к. его можно обнаружить и в рамках тра- ства». Для правителей другие нормы жизни. Они

установители порядка, который сами меняют и тяготеют к собственности, основанной не на сво-

диционной эсхатологии, и в новых и новейших идеях и трактовках культуры, исторического процесса. В том числе в экологических пророчествах Римского клуба, в работах П.Эрлиха в 60-70 годы и др. Идеи кризисного сознания также отражены в антиутопических произведениях М.Булгакова, Дж.Оруэлла, А.Платонова и др. Среди россйских авторов феномен кризисного

ем труде.

Современный философ В.В.Ильин подчеркивает мысль о том, что в ситуациях кризисных и переломных общество обращается к своим историческим истокам и ценностям, пытаясь найти в них опору, чтобы выжить и

сознания исследовался П.А.Сорокиным, H.A.- сохранить собственную идентичность. В этом

Бердяевым, а в н.в. Ю.Н.Давыдовым.

Очевидно, что творчество Ф.М.Достоевского также следует рассматривать в русле идей и духа «кризисного сознания». Для него характерны четкая фиксация «пределов» социального конструктивизма: (Легенда о великом инквизи-

плане исключительно характерен и продуктивен духовный опыт Ф.М.Достоевского, на который указывает и его идейный противник Ф.Ницше, когда замечает в «Антихристе», что русский писатель своим творчеством ведет к Христу. ___________

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И действительно, Ф.М.Достоевский в своем творчестве разворачивает и реализует принци-

Есть научная позиция, усматривающая в подобном явлении некую социальную шизию, например, об этом писал Ортега-и-Гассет. Однако,

пиально иную модель «кризисного сознания» по сравнению с богоборческими исканиями западно-европейских авторов. Его идеалы неотделимы от ценностей православия, следование которым спасает душу человека, приуменьшает ремиссию зла. Зло и цивилизация для Ф.М. Достоевского несовместимые понятия. Поэтому, оценивая нравственное несовершенство своего времени, он пишет: «Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское. Вот Вам все наше XIX столетие». Мыслитель предвидел и более ужасные перспективы цивилизации, игнорирующей нравственные законы бытия.

Исследователи творчества Достоевского отмечают свойственную ему амбивалентность образов, выбора, поступков. В образе Раскольникова он соединяет создателя теории оправдания зла, и, одновременно, ее практического воплотителя в жизнь. Посредством этого образа писатель объединяется замысел и его последствия, с помощью которых обнаруживается абсурдность мысли построить человеческую жизнь по законам чистой рациональности.

думается, что более точным в этом плане будет квалификация амбивалентных образов российского писателя, в духе характеристик кризисного сознания, соответствующих логике й онтологии самих кризисов, как «переходных состояний» общества. Для русского писателя свойственна как демонстрация духовных тупиков, так и поиск конструктивного начала в виде незыблемых и вечных ценностей добра и красоты, мобилизация энергии которых служит важнейшим условием преодоления кризисных ситуаций.

Современная наука изучает природу кризисных явлений и находит много подтверждений того, что подобные явления неизбежны. Отраженные в сознании (социальном, художественном, научном) они создают определенный феномен, изучение которого оказывается исключительно актуальным. И не случайно в настоящее имя великого русского писателя занимает ведущее место в рейтинге самых популярных российских мыслителей, цитируемых в литературе. Духовный опыт Ф.М. Достоевского востребован в условиях цивилизации, переживающей кризисные состояния.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И “БЕСОВСКАЯ” РЕВОЛЮЦИЯ

Н.С. Савкин, зав. кафедрой философии естественно-технических факультетов МГУ им. НМ.Огарева, д. филос. //., профессор

Роман Достоевского ''Бесы" - композиционно наиболее сложное и идейно насыщенное произведение. По этим параметрам он сопоставим с романом А.М. Горького “Жизнь Клима Сам-гина", который я читал раньше “Бесов’'. По идейному содержанию же и концептуальной направленности это, конечно, разные вещи.

В 1847 г., когда Достоевскому было 26 лет. он знакомится с Петрашевским, который вовлекает его в революционную деятельность, а в 1849 г.его арестовывают и заключают в тюрьму. Он был приговорен к смертной казни, которая по велению императора Николая I была заменена ссылкой на 4 года на каторжные работы с зачислением после их отбытия рядовым. Четыре года Достоевский провел на каторге в Омской тюрьме, а потом еще более 5 лет служил рядовым в седьмом линейном батальоне в Семипалатинске. Это почти 10 лет тюрьмы, каторги и армейской службы. _ впечатлительного интеллектуала, прямо ска-

жем, - мощный, длительного действия стресс, и он не мог не наложить сильнейшего отпечатка на его творчестве.

Шли годы. Позади были уже ‘'Записки из мертвого дома’1 (1860), "Униженные и оскорбленные^ (1861), “Преступление и наказание" (1866), “Идиот' (1868). Но идея о том, чтобы понять, разобраться, осмыслить и “рассчитаться” с “бесовскими" планами молодости, не покидала его, бередила душу. В 1870 году в письме к Н.Н.Страхову он отмечает: “...Пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь1' (См.: Гроссман Л. П. Достоевский. М.:Молодая гвардия, 1963. С. 441).

Поводом к тому, чтобы “высказаться”, послужили тревожные сообщения в газетах о таинственном убийстве в Москве, о зловещем заговоре, раскинувшем свои сети по всей России, о грозной организации политического террора под названием “Комитет народной расправы”, о страшных именах стареющего Бакунина и юного Нечаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.