Научная статья на тему 'Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И Ф. НИЦШЕ О МУЗЫКЕ'

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И Ф. НИЦШЕ О МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / КЛАССИКА / РОМАНТИЗМ / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / ДИОНИСИЙСКОЕ И АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ НАЧАЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисимова О.Л.

Данная статья посвящена проблеме, которая заключается в определении точек соприкосновения взглядов Ницше и Достоевского на музыку как высшую сферу искусства, а также степени выраженности их взглядов на музыку как предмет искусства в целом .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.M. DOSTOEVSKY AND F. NIETZSCHE ON MUSIC

This article is devoted to the problem, which consists in determining the points of contact between the views of Nietzsche and Dostoevsky on music as the highest sphere of art, as well as the degree of expression of their views on music as an object of art in general.

Текст научной работы на тему «Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И Ф. НИЦШЕ О МУЗЫКЕ»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 130.2

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И Ф. НИЦШЕ О МУЗЫКЕ*

О.Л. Анисимова

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: velesforest@gmail.com

Данная статья посвящена проблеме, которая заключается в определении точек соприкосновения взглядов Ницше и Достоевского на музыку как высшую сферу искусства, а также степени выраженности их взглядов на музыку как предмет искусства в целом.

Ключевые слова: Музыка, культура, психология, философия, классика, романтизм, народная песня, дионисийское и аполлоническое начала.

Великий русский писатель, философ, публицист Ф.М. Достоевский признан классиком русской литературы, одним из лучших романистов мировой литературы. На сегодняшний день это один из самых популярных и часто издаваемых авторов, его романы переведены на 170 языков мира, его произведения становятся предметом философских рассуждений и дискуссий. И, действительно, эта выдающаяся личность вызывает множество споров, неоднозначных мнений, постоянно подвергается анализу и обсуждению в мировом культурном сообществе на предмет своих мировоззренческих и философских убеждений.

Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного в рамках Международной научной конференции, посвящённой к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского «Ф.М. Достоевский в отечественной и мировой культуре» (25-26 ноября 2021 года, г. Белгород, Белгородский государственный институт искусств и культуры).

Современник писателя, Кнут Гамсун писал, что «Достоевский -единственный художник», у которого он «кое-чему научился», а Бердяев был убежден, что все лучшее в литературе и культуре начала XX века связано с Достоевским. Противоречивые оценки Достоевского объясняются сложностью личности самого писателя, многогранностью его творчества.

Творчество писателя оказало огромное влияние на развитие всей мировой и отечественной литературы, в частности, на философа Фридриха Ницше. Довольно часто в своих философских трудах Ф. Ницше называет Ф. Достоевского «великим и выдающимся психологом», а также единственным психологом, у которого ему было бы чему поучиться. Далеко не каждый мыслитель был удостоен данью уважения философа, в то время как Достоевский, наряду с Гераклитом, Стендалем, Спинозой, входит в круг его интересов и почитания. При глубоком изучении проблематики творчества этих выдающихся деятелей, возможно обозначить как множество точек соприкосновения, так или иначе проявившихся в их творчестве (идея «сверхчеловека», психологизация героя и др.), так и различий. Однако при сопоставлении творческих обликов обоих художников огромный интерес вызывает их особое отношение к прекрасному.

Ф.М. Достоевский был не только гениальным писателем, но глубоко образованным человеком. Он хорошо ориентировался в исторических, философских науках, занимался вопросами исследования психологии человеческой личности, был увлечен театром, любил музыку.

О важности духовной составляющей в жизни и творчестве писателя говорит его неподдельный интерес и любовь к искусству. Однажды Достоевский произнес такие слова: «Искусство есть такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающая её, неразлучна с человеком, без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

Федор Михайлович был настоящим меломаном, музыка постоянно присутствовала в его жизни и, как следствие, в творчестве. Безусловным, в отношении к музыке у Ф. Достоевского была неподдельная любовь к народной русской песне. Тяга к ней была предопределена еще в детстве писателя. С юных лет, живя в дворянской усадьбе, будущий писатель прикасался к народному песенному творчеству: слушал песни крестьян

на деревенских праздниках. Дома же музыка звучала, когда его мать брала гитару и напевала любимые романсы. Позже, в период обучения в инженерном училище, музыка вновь врывается в жизнь писателя. В это время были получены яркие музыкальные впечатления, Ф. Достоевский глубоко погружается в мир классической музыки, старается не пропускать ни одного концерта или оперной постановки.

Будучи довольно образованным человеком, писатель мог не только распознать красоту мелодии и гармоний, но и разобраться в профессионализме исполнителя, проникнуть в глубину композиторской мысли.

Бурный расцвет в культурном пространстве России XIX века пришелся на 40-е годы. Именно в это время появляются такие произведения искусства как «Мертвые души» Н. Гоголя, «Записки охотника» И. Тургенева, пьесы Н. Островского и др. А в музыкальном мире происходит знакомство с творчеством П. Виардо, Ф. Листа, Г. Берлиоза, на сцене впервые ставят оперу «Руслан и Людмила» М. Глинки. Период 40-х годов в жизни Ф. Достоевского стал отправной точкой в развитии отношения писателя к музыке и музыкальному театру. Он увлечен оперой, охвачен страстным интересом к исполнительскому искусству современности. Из воспоминаний А.Е. Ризенкампфа, друга Достоевского: «В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 января 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную цену билетов, мы с Федором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта».

По воспоминаниям дочери писателя Л. Достоевской: «... В Петербурге 40-х годов самыми интересными были салоны, в которые допускались только поэты, художники и знаменитые музыканты. Таков был салон князя Одоевского... графа Соллогуба... графов Виельгорских. Все эти господа добивались знакомства с Достоевским, приглашали его к себе и сердечно принимали. Отец мой особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских, в чьем доме звучала превосходная музыка. Достоевский горячо любил музыку».

Ф.М. Достоевский очень любил музыкальную классику, знал ее глубоко, как профессиональные музыканты. Из композиторов-классиков ему был близок В. Моцарт, но особенно он ценил Л. Бетховена, выделяя

увертюру из оперы «Фиделио». Писатель говорил, что Бетховен создавал гениальные произведения, а увертюра «Фиделио» - это венец творения музыканта. Восхищала композитора музыка Д. Перголези, Г. Берлиоза. Поразительно, что именно «Stabat Mater» Д. Перголези (хоровое произведение на духовные католические тексты) - излюбленное сочинение писателя, которое он мог переслушивать множество раз подряд. Сегодня мы можем догадываться, насколько важным и основополагающим в музыке для писателя было духовное содержание, внутренняя патетика, «чистота» гармонического и интонационного языка.

60-е годы - начало нового расцвета гения Достоевского: он сближается с А. Серовым, посещает его музыкальные вечера, выступает на литературно-музыкальных вечерах вместе с А. Рубинштейном. Высоко ценил писатель вокальное творчество М. Мусоргского, близкого ему образами бесправного, бедного народа. Писатель очень трепетно относился к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. «Из опер в 40-х годах Достоевский знал «Ивана Сусанина», «Аскольдову могилу»; в 1843 году услышал «Руслана и Людмилу»; любовь к этому произведению он пронес через всю жизнь. Это чувство он хотел передать своим детям, неоднократно приводя их на представления оперы Глинки» [1, с. 15]. Вообще следует сказать, что этот композитор был особенно любим Достоевским. Он подолгу мог слушать «Камаринскую», считал эту музыку поистине «русской», народной, родной.

Фридрих Ницше, всемирно известный философ, мыслитель, писатель, является еще и композитором. Его перу принадлежит не так много сочинений, но этого достаточно, чтобы поставить его в один ряд с другими выдающимися композиторами. Ницше любил фортепиано, сочинял много для этого инструмента. А вот о том, какую музыку любил слушать Ф. Ницше, довольно трудно судить, опираясь только лишь на его тексты, - они слишком пропитаны идеологией его философии. Однако философ в труде «К генеалогии морали» пишет: «Музыка - это независимое искусство, стоящее особняком от всех прочих искусств, ... говорящее языком самого бытия, раздающегося «непосредственно из бездны» и еще «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь.». Мы считаем, что такой взгляд, безусловно, отражает

глубоко философский и отчасти сакральный смысл автора этих слов в отношении не только музыки, но и мировой культуры.

В соответствии с философскими представлениями Ф. Ницше об источниках здоровой культуры (дионисийское и аполлоническое) дионисийским (иррациональным) началом в музыке является танец. Именно танец, насыщенный эмоциями, захватывающий человека, является для музыки первоначальным источником дионисийского начала. От этого начала питается и народная песня. «...Народная песня имеет для нас значение музыкального зеркала мира, первоначальной мелодии» [3, с. 18]. Мелодическое в ницшеанском представлении о музыке первостепенно, подчиняет себе гармонию, мелодия потенциально гораздо богаче текста и может порождать его в избытке.

К числу наиболее значимых композиторов Ф. Ницше относит И. Баха, Л. Бетховена и Р. Вагнера. Любовь к немецкой музыкальной культуре, традициям и истокам лежит в основе его выбора. Необходимо отметить, что, начиная с хоралов Палестрины, а затем в хоралах М. Лютера, происходит формирование народной немецкой песни, постепенно вытеснившей традиции церковного пения. Далее - И.С. Бах, включаемый Ницше в тройку величайших композиторов всех времён, в творчестве которого философ просматривает дионисийское начало. Возможно, это просто искренность музыканта, которого так и не смог победить философ... Л. Бетховен - единственный композитор, который гармоничен и Ницше-философу, и Ницше-музыканту. В Бетховене Ницше высоко ценил бунтаря и борца, находящегося в постоянном развитии, сломившего стиль. Для Ф. Ницше Л. Бетховен - образ сверхчеловека, вырвавшегося в романтизм и устремленного далеко в XX век.

Что же касается романтизма, здесь Ф. Ницше достаточно непостоянен. Р. Шуман - немецкий композитор, на творчество которого опирается молодой композитор Ф. Ницше, вдруг обвиняется им за «аполлонизм» и излишний психологизм, истончающий души и приводящий к неврозам. Ницше становится агрессивно настроенным на современную ему немецкую романтическую традицию, даже на время перестает писать музыку. «. Музыка лишена своего миропрославляющего, утверждающего характера, ... она сделалась музыкой decadence и уже перестала быть свирелью Диониса» [2, с. 46].

В анализе мировоззренческих позиций рассматриваемых нами писателей можно наметить некоторые точки соприкосновения. Совершенно очевидным становится факт безусловной схожести во взглядах обоих художников в отношении мелодической основы в музыке, ее народности и самобытности; отмечается единство в отношении к Л. Бетховену, новатору и гению позднего романтизма; возведение искусства к высшей форме человеческого бытия. Однако есть существенное отличие в отношении обоих непосредственно к музыке. Ф. Достоевский - меломан, и, как человек далеко не праздного духа, находит в музыке отраду, наслаждение, упоение, восхищение. Что же Ницше? Глубоко мыслящий философ Ф. Ницше в музыке ищет ответы на вопросы, анализирует, сопоставляет. Для его картины мира музыка -зеркало действительности, неразрывно связанное с внутренними психологическими процессами в жизни человека.

Список литературы

1. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка. - Ленинград : Музыка, 1971.

2. Ницше, Ф. Ecce homo. Как становятся сами собою // Соч. в 2 т. Т. 2. - Москва, 1990. - С. 722.

3. Ницше, Ф. Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм // Сайт 100 лучших книг всех времен. - URL: https://www.100bestbooks.ru/files/Nietzsche_Rozhdenie_tragedii_ili_Ellinstvo_i_pessimiz m.pdf

F.M. DOSTOEVSKY AND F. NIETZSCHE ON MUSIC

O.L. Anisimova

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: velesforest@gmail.com

This article is devoted to the problem, which consists in determining the points of contact between the views of Nietzsche and Dostoevsky on music as the highest sphere of art, as well as the degree of expression of their views on music as an object of art in general.

Keywords: Music, culture, psychology, philosophy, classics, romanticism, folk song, the Dionysian and Apollonian principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.