Научная статья на тему 'Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И МУЗЫКА'

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И МУЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
713
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ОТРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ОПЕРА / СЮЖЕТ / СИМФОНИЯ / УВЕРТЮРА / БАЛЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова А.В., Дуин

В статье рассматривается значение музыки в жизни Ф.М. Достоевского, какие музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов нашли отражение в его творчестве, приводится перечень музыкальных сочинений, написанных в ХХ веке на сюжеты романов и других произведений писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.M. DOSTOEVSKY AND MUSIC

The article examines the importance of music in the life and work of F.M. Dostoevsky, provides a brief overview of musical compositions written in the twentieth century on the plots of novels and other works of the writer.

Текст научной работы на тему «Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И МУЗЫКА»

УДК 130.2

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И МУЗЫКА*

А.В. Кузнецова1-*, Дуин2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород 2)Хулуньбуирский государственный университет, КНР, г. Хулуньбуир

1)e-mail: ludvig_14@mail.ru 2)e-mail: 450382671@qq.com

В статье рассматривается значение музыки в жизни Ф.М. Достоевского, какие музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов нашли отражение в его творчестве, приводится перечень музыкальных сочинений, написанных в ХХ веке на сюжеты романов и других произведений писателя.

Ключевые слова: музыкальное произведение, отражение, творчество, опера, сюжет, симфония, увертюра, балет.

Достоевский и музыка - это тема многих исследований, самым известным из которых является монография известного музыковеда А.А. Гозенпуда [1].

Рассматривая тему «Достоевский и музыка» можно выделить 3 аспекта:

- музыка в жизни Достоевского;

- музыка в произведениях Достоевского;

- музыка, написанная на сюжеты произведений Достоевского. Первый и второй аспекты взаимосвязаны, так как музыка, как и все

явления в жизни писателя, находит отражение в его произведениях. Известно, что в детстве ему часто пела няня, а на улице он останавливался и вслушивался в звуки шарманки, пытаясь уловить мелодию.

В «Преступлении и наказании» Родион Раскольников слышит на улице шарманку и обращается к прохожему с вопросом: «Любите вы уличное пение? Я люблю. Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех

* Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного в рамках Международной научной конференции, посвящённой к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского «Ф.М. Достоевский в отечественной и мировой культуре» (25-26 ноября 2021 года, г. Белгород, Белгородский государственный институт искусств и культуры).

прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают...» [2, с. 97].

Катерина Ивановна Мармеладова собирается вместе с детьми заниматься пением под шарманку, зарабатывая этим на жизнь.

В годы учебы в Санкт-Петербургском военно-инженерном училище Достоевский был страстным меломаном. Александр Ризенкампф, врач, ботаник и друг Достоевского писал в своих воспоминаниях о том, что в 1841 году в Петербург приезжал с концертами Уле Булль, знаменитый норвежский скрипач. С 9 апреля и до конца мая 1842 года шли с невиданным успехом концерты блистательного Ференца Листа. Достоевский был на всех концертах. В толчее после одного из концертов Листа Достоевскому оторвали кисточку от шпажного темляка. Писатель продолжал носить его без кисточки до самой отставки, неизменно отвечая на вопросы, что это в память о Листе.

Достоевский слышал еще одного выдающегося музыканта своего времени - немецкого скрипача Генриха Вильгельма Эрнста. Эти события нашли отражение в раннем романе Достоевского «Неточка Незванова», где отчим главной героини Ефимов - несостоявшийся скрипач, непризнанный «гений», в своих неудачах винивший злодейку-судьбу. Но когда в Петербург приезжает на гастроли действительно гениальный скрипач, всемирно известный, у Ефимова, слушающего его игру, наступает прозрение.

«Истина ослепила его своим нестерпимым блеском, и что было ложь, стало ложью и для него самого. В последний час свой он услышал чудного гения, который рассказал ему его же самого и осудил его навсегда... В последний раз, в судорожном отчаянии, хотел он судить себя сам, осудить неумолимо и строго, как беспристрастный, бескорыстный судья; но ослабевший смычок его мог только слабо повторить последнюю музыкальную фразу гения» [3, с. 30].

Предположительно, произведением, потрясшим героя Достоевского, была «Элегия» Генриха Вильгельма Эрнста.

В 1843 году в Петербурге открылась Итальянская опера. На оперной сцене блистали две примадонны, разбив публику на два враждующих лагеря. Это были знаменитые итальянские оперные певицы - Тереза де Джули-Борси и Эрминия Фреццолини. Достоевский

был в лагере «борсистов» и не пропускал ни одной премьеры, хотя ему и приходилось покупать самые дешевые билеты из-за их непомерной дороговизны. Самой удачной партией Терезы де Джули-Борси считалась Джизельда из оперы Верди «Ломбардцы в Первом крестовом походе».

В рассказе Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью» мы находим отражение этих впечатлений: «Нужно заметить, что в то время процветали две партии, и каждая стояла за свою примадонну» [4, с. 19].

В апреле 1843-го Гектор Берлиоз прибыл в Петербург для того, чтобы дирижировать своей драматической симфонией «Ромео и Джульетта». Конечно, Достоевский не мог пропустить это музыкальное событие. В «Петербургской летописи» мы находим: «Слышится, что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в Берлиозовом бале у Капулетов» [5, с. 5].

Самой выдающейся фигурой русской музыки того времени мы смело можем назвать Михаила Ивановича Глинку. Встреча с этим композитором имела большое влияние на молодого Достоевского и нашла отражение во многих его произведениях.

В 1849 году приехавший в Петербург Глинка пригласил к себе в гости молодых людей, членов кружка петрашевцев, куда входил и Достоевский. Композитор сам исполнял отрывки из собственных опер, в том числе из «Руслана и Людмилы», оперы, столь любимой Достоевским, фантазию на «Камаринскую», произведения Шопена, Глюка.

Достоевский был потрясен и всю жизнь хранил воспоминание об этой встрече с великим русским композитором, отобразив его образ за роялем в повести «Вечный муж», написанной спустя 20 лет после этого события.

К «Камаринской» писатель обращался дважды: в романе «Записки из Мёртвого дома» арестантский оркестр исполняет отрывок из Фантазии на тему «Камаринской», в «Селе Степанчикове и его обитателях» упоминается сама Камаринская в виде народной пляски.

Можно еще обратить внимание на то, что действие в романе «Идиот» происходит большей частью в Павловске, где в здании железнодорожного вокзала проходили столь популярные симфонические концерты, которыми дирижировал сам Иоганн Штраус. Герои Достоевского ходят, как тогда выражались, «на музыку». Сам

Достоевский очень любил подобные концерты и, бывая за границей, в Эмсе и Дрездене всегда их посещал.

Если говорить о музыкальных пристрастиях Достоевского, то, по воспоминаниям Анны Григорьевны, писатель любил музыку

B.А. Моцарта, особенно его оперу «Дон Жуан»; музыку Л. Бетховена, особенно его увертюру к опере «Фиделио»; оперу Д. Верди «Трубадур»; оперу «Вильгельм Телль» Д. Россини; оперу В. Беллини «Норма»; оперу «Гугеноты» Д. Мейербера; оперу «Руслан и Людмила» и другие произведения М.И. Глинки.

Анна Григорьевна играла на фортепиано, но Федор Михайлович купил еще органчик и танцевал под него с детьми кадриль и другие танцы.

Если вопрос о месте музыки в жизни и творчестве Достоевского достаточно освещен, то точное количество музыкальных произведений, написанных на его сюжеты, остается до конца не выясненным. В целом, большое количество этих произведений свидетельствует о поразительном интересе к творчеству Ф.М. Достоевского в ХХ веке. Творчество Достоевского оказалось чрезвычайно созвучно тем вопросам, которые сформировались в европейском сознании после коллизий мировых войн в русле философии экзистенциализма и психоанализа.

В России было написано 6 опер (В.И. Ребиков «Елка», 1902;

C.С. Прокофьев «Игрок», 1916-1929; М.А. Цветаев «Белые ночи», 1933; Ю.М. Буцко «Белые ночи», 1969; В.М. Богданов-Березовский «Настасья Филипповна», 1968; М.С. Вайнберг «Идиот», 1986), 1 балет («Братья Карамазовы» постановка Б. Эйфмана, на музыку С.В. Рахманинова, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, 1995), 1 вокальный цикл (Д.Д. Шостакович «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» для баса и фортепиано, 1974).

В Чехии были написаны: 3 оперы (Л. Яначек «Мертвый дом», 19271928; О. Еремиаш «Братья Карамазовы»1922-1927; Г. Краса «Обручение во сне», 1932), 1 балет (К. Купка «Идиот», 1962), 1 увертюра (Ф. Пицка «Степанчиково», 1931), 1 сюита для фортепиано (И. Берг «Братья Карамазовы», 1949), 1 вокальная симфония (В. Зоммер, 1958).

В Германии: 1 оратория (Б. Блахер «Великий инквизитор», 1942); 1балет (Г. Вернер Хенце «Идиот», 1952), 1 электронная балет-пантомима (постановка Г. Гейца, «Поступок», 1961); 1 композиция для двух

рассказчиков, соло баса и оркестра (Б. Циммерманн «Я оглянулся и увидел всю неправду, случившуюся под солнцем», 1970); драматическая сцена для сопрано, кларнета и оркестра (Г. Клебе «Сон Раскольникова», 1956).

В Италии: 6 опер (А. Педролло «Преступление и наказание», 1926; Л. Кортезе «Белые ночи», 1968-1970; Ф. Маннино «Белые ночи», 1987; В. Букки, М. Пеццати «Крокодил», 1970; Л. Чайли «Идиот», 1970; Ф. Тести «Двойник», 1981), музыка к фильму (Р. Росселини «Братья Карамазовы», 1947).

В Сербии: 1 опера (С Раичич «Белые ночи», 1985). В США: 1 телевизионная опера (Дж. Итон «Мышкин», 1973). В Австрии: 2 увертюры (Э. Резничек «Раскольников» 1925, 1930), 1 балет (П. Лутц «Раскольников», 1958), 1 опера (Г. Зутермейстер «Раскольников», 1948).

В Венгрии: 1 опера (Э. Петрович «Преступление и наказание»,

1969).

В Норвегии: музыка к спектаклю (П. Халл «Раскольников», 1936). Во Франции: музыка к фильму (А. Онеггер «Преступление и наказание», 1934).

Всего: 19 опер, 5 балетов, 3 увертюры, 5 вокальных сочинений, музыка к спектаклю (2), музыка к фильму, фортепианная сюита.

Федор Михайлович Достоевский соединяет Россию с вечностью, а весь мир соединяет с Россией. Его произведения и публицистика остаются самыми читаемыми и актуальными по очень простой причине: битва добра и зла не прекращается от начала времен и поле битвы этой -все то же сердце человеческое... Люди ищут ответы на вечные вопросы, как делал это Федор Михайлович всю свою жизнь, и оттого его ответы -выстраданные, прожитые и пережитые - так важны всему человечеству.

Список литературы

1. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка. - Москва : Музыка, 1971. - 181 с.

2. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание. - Москва : Дрофа, 2008. - 607 с.

3. Достоевский, Ф. М. Неточка Незванова. - Москва : Художественная литература, 1978. - 200 с.

4. Достоевский, Ф. М. Чужая жена и муж под кроватью. - Москва : Аст, 2019. - 384 с.

5. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы 1848-1852. -Москва : Наука, 1988. - 202 с.

1)

F.M. DOSTOEVSKY AND MUSIC

A.V. Kuznetsova1), Duying2)

'Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 2)Hulunbuir State University, China, Hulunbuir 1)e-mail: ludvig_14@mail.ru 2)e-mail: 450382671@qq.com

The article examines the importance of music in the life and work of F.M. Dostoevsky, provides a brief overview of musical compositions written in the twentieth century on the plots of novels and other works of the writer.

Keywords: musical composition, reflection, creativity, opera, plot, symphony, overture, ballet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.