Научная статья на тему 'Эзотерические выписки и схемы 1870-1880-х годов из папки "Бог есть всё. Черновая разработка статьи об оккультизме". Владимир Соловьев'

Эзотерические выписки и схемы 1870-1880-х годов из папки "Бог есть всё. Черновая разработка статьи об оккультизме". Владимир Соловьев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эзотерические выписки и схемы 1870-1880-х годов из папки "Бог есть всё. Черновая разработка статьи об оккультизме". Владимир Соловьев»

В.С. СОЛОВЬЕВ И ЕГО НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 141:133(470) ББК 87.3(2)522-685

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ВЫПИСКИ И СХЕМЫ 1870-1880-х ГОДОВ ИЗ ПАПКИ «БОГ ЕСТЬ ВСЁ. ЧЕРНОВАЯ РАЗРАБОТКА СТАТЬИ

ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ»

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

Часть первая1

Подготовка к публикации и комментарии А.Л. Рычкова и К.Ю. Бурмистрова2

EXTRACTS AND SCHEMES RELATED TO ESOTERIC TOPICS FROM THE FOLDER "GOD IS ALL. DRAFT EXPOSITION OF THE ARTICLE ON

OKKULTISM" (1870s-1880s)

VLADIMIR SOLOVIEV

Part one

Prepared for publication and commented by A.L. Rychkov and K. Yu. Burmistrov

1 В книге «Владимир Соловьев» редактор второго Собрания сочинений Вл. Соловьева философ Э.Л. Радлов подчеркивал: «Мистицизм как глубинная черта характера Соловьева - ключ к пониманию самих произведений философа и его жизни» (см.: Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. СПб.: Образование, 1913. С. 47). Тем не менее до настоящего времени эта сторона миросозерцания Вл. Соловьева остается наименее исследованной. В особенности это касается первоисточников его представлений о мистических традициях западного эзотеризма. В 3-м и 4-м номерах журнала «Соловьевские исследования» за 2019 г. публикуется подборка выписок и метафизических схем, содержащих элементы каббалы, неоплатонизма и александрийского гнозиса; они были обнаружены в рукописях Вл. Соловьева из папки «Бог есть всё» (РО ИРЛИ РАН. Ф. 240. Оп. 2. № 159). Публикуемые триадические схемы отражают этапы глубокого переосмысления ранним Соловьевым в 1870-е - начале 1880-х гг. доктрин Аристотеля, позднеантичного философского наследия, в особенности неоплатонизма, и раннехристианского мистицизма с учетом опыта романтической и классической немецкой философии.

2 Данная публикация продолжает проект журнала «Соловьевские исследования» по изданию рукописей Вл. Соловьева, содержащихся в папке «Бог есть всё» (из архивов ИРЛИ РАН), и включает факсимильное воспроизведение листов этой папки. Начало см.: Соловьевские исследования. 2019. Вып. 2 (62). С. 6-38. Расшифровка и комментарии: А.Л. Рычков: листы Зоб. - 4об., 9об., К.Ю. Бурмистров: листы 3, Зоб. - 4 (частично), 9, 10 об.

J

Д^ Оки) (АО сблЛъ^^

/^п/.^/ф.. ^ У* ^ ¿У/'сХУ

Яи J(cArff~ А/. обгл/с/ж^С о,/*'?,*//,^

/{ц/имли*--^»и ^ ^ЛЛЛл^Уг/И ¿¡¿у ^УУ^^/УС ¿ГЪГ'ГУ'*^_______

Д/ у/е ¡ХУ'У^У

«¿¿^ ¿И.0

¿(¿/л-*.^(М^„ с^,/

\\

<Л. 3>

<Якоб Бёме> Die Natur ist anders nichts als Eigenschafften der Anne<h>mlichkeit der eignen, entstandenen Begierde.

Die erste Eigenschafft der Natur ist die Begierde, <die> machet Herbe, Schärfe, Härte, Kälte und Wesen.

Separator3

Die andere Eigenschafft ist die Bewegniss oder Einziehen der Begierde.....,

die zerschneidet die angezogene Begierde und bringet sie in Vielheit.

Die dritte Eigenschafft ist die Empfindlichkeit in der Zerbrechung.

Die vierte Eig<enschafft> ist das Feuer, darinnen die Einheit im Licht erscheinet, als in einem Liebebrennen.

Die fünfte Eig<enschafft> ist das Licht mit seiner Liebekrafft darinnen die Einheit in einem natürlichen Wesen mitwirket.

Die sechste Eig<enschafft> ist der Schall oder Hall oder die natürliche Verständniss darinnen die fünf Sensus geistlich wirken.

Die siebente Eig<enschafft> ist das Subjectum oder Umschluss der andern sechs Eig<enschafften>, darinnen sie wirken wie das Leben im Fleisch. I

<Иоганн Рейхлин> Domus sanctuarii quae est inferni disponitur juxta domum sanctuarii quae est superius"

Комментарии к Л. 3.

Данный лист содержит две цитаты из сочинений европейских авторов, которые имели важнейшее значение для Вл. Соловьева как исследователя и знатока западного эзотеризма: Якоба Бёме (1575-1624) и Иоганна Рейхлина (1455-1522).

I. Прямое и косвенное (через Шеллинга и Баадера) влияние идей Бёме на творчество Соловьева отмечали многие исследователи. Уже Е.Н. Трубецкой указывал на некое общее мироощущение, которое роднит взгляды Вл. Соловьева с традицией Я. Бёме и его последователей: «духовный материализм в том смысле, как его исповедует Соловьев, составляет одну из основ миросозерцания Бёме-Баадера; относящиеся сюда цитаты могли бы быть умножены до бесконечности»4. Не меньшее сходство обнаруживает Трубецкой и между концепциями Софии у русского философа и у последователей Бёме, утверждая, что здесь мы имеем дело не просто с типологической близостью, но с «тесным родством ... в самых основах миросозерцания»5.

Первая цитата заимствована из главы «О вечной Природе и семи ее свойствах» («Von der ewigen Natur und ihren sieben Eigenschafften») книги Бёме, в кото-

3 Слово Separator (лат. «разделитель») написано между строк и не относится к тексту Бёме; вместе с тем Соловьев вставил его, явно характеризуя им второе свойство вечной Природы, называемое самим Бёме «корнем жизни», «началом мира» и «разделителем [тех] сил», каковыми Бог созидает вселенную.

4 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. Т. 1. М., 1995. С. 56.

5 Там же, с. 60.

рой он системно излагает собственное учение о создании и устройстве мира, -«Clavis, или Ключ: объяснение некоторых основных понятий и терминов». В этой главе рассматривается один из наиболее важных вопросов натурфилософии «тевтонского философа». Очевидно, Соловьев пользовался одним из первых изданий этой книги6. В приведенной цитате текст Бёме заметно сокращен. Её перевод: «Природа есть не что иное, как свойства удовлетворения собственного возникающего желания. Первое свойство Природы есть желание, каковое порождает горечь, остроту, твердость, холодность и сущность. Разделитель. Другое свойство - это движение или втягивание желания..., каковое сокращает желание и приводит его ко множественности. Третье свойство есть чувствительность в разрушении. Четвертое сво<йство> - это огонь, в котором единство появляется в свете, как в горении любви. Пятое сво<йство> есть свет со своей любовной силой, посредством которой единое проявляет себя в природном существе. Шестое сво<йство> - это звук или эхо, или естественное понимание, в котором духовно работают пять чувств. Седьмое сво<йство> - это субъект или вместилище шести других сво<йств>, в которых они действуют, как жизнь7 в теле»8.

II. Вторая цитата - из трактата «О каббалистическом искусстве» известного немецкого богослова и гебраиста Иоганна Рейхлина (Reuchlin J. De Arte Cabalistica. Hagenau: Tomas Anselm, 1517, f. XIIv). Несомненно, именно трактат Рейхлина явился одним из основных источников познаний Соловьева в традиции христианской каббалы. Сам Рейхлин приводит процитированную Соловьевым фразу вначале на иврите (предваряя ее словами: «Каббалисты пишут...»), а затем в латинском переводе. Отметим, что эта сентенция встречается во многих средневековых еврейских сочинениях и восходит к «Комментарию к Торе» испанского раввина и философа Бахьи бен Йосефа ибн Пакуды (рабейну Бахья, ок. 1050 - ок. 1120), в котором сказано: «Святой Храм внизу расположен [в точности] под Святым Храмом наверху» (Ки бейт га-микдаш шель мата мехуван ке-негед бейт га-микдаш шель мала; см.: Бахья ибн Пакуда. Беур аль га-Тора. Амстердам: Моше Франкфурт, 1726, л. 94). Рейхлин, переводя эту фразу на латынь, а также и Соловьев, очевидно, имели в виду подобие земного Храма небесному, т.е. усматривали в ней сходство с известным положением «Изумрудной скрижали»: «То, что внизу, подобно тому, что вверху» (Quod est inferius est sicut id quod est superius). Перевод выписки: «Святилище, каковое

9

внизу, располагается <в точности> под святилищем, каковое наверху» .

6 Предположительно изданием: Boehme J. Clavis Oder Schlüssel etlicher vornehmen Puncten und Wörter, so in allen des Authoris Büchern zufinden/ deutlicher erkläret. Amsterdam: Betkius, 1662. S. 14-16). Л. Фейербах в своей «Истории философии» подробно пересказывает эти идеи Бёме (фактически - просто цитирует его сочинения, без ссылки на источник), однако в измененном виде (см.: Feuerbach L. Geschichte der neueren Philosophie von Bacon bis Spinoza. Ansbach: C. Bruegel, 1833. S. 184-189; ср.: Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1974. С. 200-203).

7 т

1 .е. жизненная сила.

8 Пер. с нем. К. Бурмистрова.

9 Пер. с лат. К. Бурмистрова.

Зн-сШ "Ь-«—» "<><

51

\

л fe

s

Чн'-Cocpl-

¿Mtaci. f^àj+tâ

C-V

1 ib^'tl — krhio ffifymlr^J ymthl ¿tJlm4 ^

O JlacvsK^ 'Ut ^ . V

áW: PaU,

rfi-cacfil

<Л. З об.>1

самосознание Блаженство Magus Magia

Воля

Homo divinus

разум

Эн-соф11 Intellectus Idea

Animus1

I

Л0уод

созерцание

ощущение чувство

Anima

I

Zouía

желание Homo idealis (intelligibilis)

хотение

Homo naturalis Adam KadmonI

Mundus divinus

Mundus idealis

>

Mundus naturalis

II I

Эн-соф1

Э Л0^

н Deus

с Magus

о Intellectus

ф Animus

Еоф1а = Natura

Magia =

Idea =

Anima =

Adam Kadmon Homo (coelestis)

Homo divinus Homo idealis Homo naturalis

Deus: Pater, Verbum, Spiritus Sanctus. Эн-соф

Mundus divinus Mundus idealis Mundus naturalis

Э н

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

x

х

х

х

IV

Комментарии к Л. 3 об.

I. Схемы на Л. 3 об. опубликованы во втором томе Полного собрания сочинений и писем В.С. Соловьева (далее - ПССиП) на с. 381-382 (с примечаниями), однако были допущены неточности в расшифровке. Так, «Эн-соф» окружает схему Соловьева с четырех сторон, а не только сверху и снизу, как было опубликовано. Вместо «Magus х Magia» расшифровано и напечатано «Magnus х Magna». В этой связи требует корректировки следующий комментарий в при-

10 Между Animus и Anima зачеркнут знак «+» и проведена дугой соединительная черта.

11 В оригинале схемы пары «Aôyoç x Еоцш», «Magus х Magia», «Intellectus х Idea» и «Animus х Anima» соединены друг с другом тремя дугами снизу строки.

мечании ко второй схеме: «В двух схемах Логос характеризуется тремя сходными определениями: Маг, Ум и Дух - в первой схеме, Великий (Magnus), Ум и Дух - во второй, ему ставится в соответствие София - Магия, Идея и Душа -в первой схеме, Великая (Magna), Идея и Душа - во второй, в совокупности они дают Адама Кадмона-первочеловека...»12. С учетом поправок, комментарий может быть изложен в следующем виде: «В двух схемах Логос характеризуется тремя сходными определениями: Маг, Ум и Дух, ему ставится в соответствие София как Магия, Идея и Душа, в совокупности они дают Адама Кадмона-первочеловека, который приравнивается Вл. Соловьевым к небесному человеку (Homo coelestis)».

Схемы на листах 3 об.-4 имеют многочисленные параллели и текстологические пояснения в работах Вл. Соловьева второй половины 1870-х гг., в особенности - в сочинениях «София» (см. записи и схемы на полях рукописи «София»: «Эн-Соф, Логос, София. Первая троица»13, а также «Дух-Ум-Душа»14) и «Философские начала цельного знания» (1877 г.). В IV части последней работы подробно рассматриваются абсолютное Первоначало как «положительное ничто, или эн-соф каббалистов»15 и триада первых сущих субъектов бытия «Дух-Ум-Душа»: «Первый субъект или первую определенность сущего как такого я называю духом (nveO^a, spiritus); второй - умом (Noûç, intellectus или mens); третий - душой (фихЛ, anima)»16. Все приведенные варианты названий включены в публикуемые схемы, перевод которых приведен в Приложении к настоящей публикации. Терминологические комментарии к каббалистическим и платоническим элементам схем можно найти в ряде тематических работ17.

Использованное в схемах (особенно на Л. 4) представление о трехчастно-сти Души Вл. Соловьев в конспектах к лекциям на Высших женских (Бестужевских) курсах 1880-1882 гг. возводит к платоновскому «Тимею»: «Тимей.

12 Соловьев В.С. [Примечания] // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 2000. Т. 2. С. 381.

13 См.: Соловьев В.С. La Sophia / София: Начала Вселенского учения // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 2000. Т. 2. С. 98.

14 Там же. С. 53-55, 92-93.

15 Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 2000. Т. 2. С. 263.

16 Там же. С. 277.

17 Комментарии к роли мистических концептов Эйн-Соф и Адама Кадмона в философии Вл. Соловьева см. в работах: Бурмистров К.Ю. Владимир Соловьев и Каббала: к постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 г. М., 1998. С. 7-104; Кравченко В.В. Интерпретация каббалы в творчестве В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. 2011. Вып. 2 (30). С. 4-26. О различных аспектах взаимосвязи соловьевской системы всеединства с платонической традицией в конце 1870-х - нач. 1880-х гг. см.: Максимов М.В., Максимова Л.М. Метафизические искания В.С. Соловьева (конец 70-х - начало 80-х гг. XIX в.) // Соловьевские исследования. 2015. № 2(46). С. 51-65.

Опред<еление> Бога. Творение - приведение в порядок. Ум. Душа. Мировое тело. Смешанная природа души. - Мир как живое существо. <...> Низшая душа. Ее три части» . Однако в изображении «первой троицы» (триады) как проявлении Единого Первоначала, или «Эн-соф» (см. примеч. II), описываемого в терминах негативной теологии, Соловьев с очевидностью опирается на «учение неоплатоников о трех божественных ипостасях, осуществляющих абсолютное содержание или выражающих определенным образом отношение Бога как единого ко всему или как сущего к сущности. <...> Выражение: три божественные или три начальные ипостаси есть собственное выражение Плотина, причем, разумеется, оно имеет свой философский смысл, а не христианский. <...> Тем не менее отрицать связь между Филоновым учением и неоплатонизмом, с одной стороны, и христианством, т. е. именно христианским учением о Троице, или триедином Боге, - совершенно невозможно» .

II. Соловьев использует в этих схемах два ключевых для еврейской каббалы понятия - Эйн-соф (в его написании - Эн-соф) и Адам Кадмон. Они встречаются и в других сочинениях философа раннего периода. Эйн-соф (ивр. - «бесконечный», «не имеющий предела») обозначает в каббале сокрытого, абсолютно непостижимого Бога, абсолютное совершенство, в котором нет никаких различий и разграничений; только Бог, проявленный в Творении, через эманацию десяти сфирот или в собственном Имени доступен созерцанию мистика . Соловьев воспринял эту концепцию через традицию европейского эзо-теризма, христианской каббалы и масонства, а потому в несколько трансформированном (христианизированном) виде, хотя у него мы вряд ли найдем ее систематическое и последовательное истолкование . Вместе с тем в схемах, представленных на данном листе, Эйн-соф вынесен за пределы мироздания, что вполне согласуется с его пониманием в каббале и находит прямые аналогии как в неоплатонизме, так и в «сифианском» гнозисе, о котором, в том числе, в 1874-1875 гг. Соловьев намеревался писать докторскую диссертацию по кни-

18 Соловьев В.С. Лекции, читанные на Высших женских (Бестужевских) курсах. Подготовительные материалы и конспекты. 1880-1882 гг. // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 2011. Т. 4. С. 333.

19 Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 2011. С. 78.

20 Подробнее об этой концепции каббалы см.: Бурмистров К.Ю. Учение о Бесконечном в еврейском мистицизме // Философский журнал. 2018. Т. 11, № 3. С. 71-87.

21 См. об этом подробнее: Burmistrov K. The Interpretation of Kabbalah in early 20th-century Russian Philosophy // East European Jewish Affairs. 2007. Vol. 37:2. P. 159-161; Бурмистров К.Ю. Владимир Соловьев и русское масонство: каббалистические параллели // Тирош. Труды по иудаике. Т. 6. М., 2003. С. 36-42.

гам Ипполита Римского, где «некоторые гностические системы ... представляются с иным и более философским смыслом.»22.

III. Еще одно важнейшее для еврейской каббалы представление о Предвечном Человеке, Адаме Кадмоне, было также воспринято Соловьевым через знакомство с сочинениями европейских авторов-эзотериков (Дж. Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, Г. Постель, Р. Фладд и др.). В различных контекстах он придает этому понятию разное значение: Адам Кадмон (в написании Соловьева - и Adam Kadmon, и Adam Cadmon) у него - это и первое порождение трансцендентного Абсолюта (Эйн-соф), подобное филоновскому Логосу, и изначальное вместилище душ человечества, подобное Христу-Адаму Кадмону христианской каббалы. Так, в «Софии» он понимает его как некое высшее единство душ человечества, т.е. Мировую Душу: «Душа мира - это человеческая Душа <...> Человеческая Душа - это сознательный центр и внутренняя связь всех существ. Адам Кадмон» . На схемах данного листа Адам Кадмон выступает как результат соединения Логоса и Софии - некий прачеловеческий организм (Aóyoc; x 2офьа = Adam Kadmon).

IV. См. 1Ин. 5,7: «Pater, Verbum, et Spiritus Sanctus: [et hi tres unum sunt»] («Отец, Слово и Святой Дух, [и Сии три суть едино»]. Схему Соловьева поясняет так называемая «Иоаннова вставка» в Евангелие - псевдоапостольское свидетельство о единстве Троицы, которое с XIX в. признано библеистами подложной интерполяцией IV в. (что стало для Л.Н. Толстого одним из оснований критики догмата Троицы в работе того же периода ).

22 Фрагмент письма Вл. Соловьева цит. по: Козырев А.П. Соловьев и гностики. М., 2007. С. 30.

23 См.: Соловьев В.С. La Sophia. С. 57.

24 См.: Толстой Л.Н. Исследование догматического богословия // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 23: 1879-1884. М., 1957. С. 115-116.

<Л. 4> 1

Энсоф <

Дух

Ум

Душа

сила

сознание

воля

воображение

разумение

желание

чувство

ощущение

хотение

Sophia prima Sophia secunda

С

о >ф

и я

Дух

Ум

Душа

А

д а м

К

а

д

м о н

Афро5и:п Оир^а

Афро5и:п Avаcтаcíа 25 11

Владимир Соловьев

В Владимир Соловьев

Sophia [Urania] substantial<i>s, Sophia idealis, Sophia realis™

[Иегов<а>] Бог - Адам — Ева Энсоф, Адам Кадмон, София. ©вод, Аоуод, Фасад о ©вод, о аубрмлод*, "л 2офьа ¥

<

<

>

<

Непроницаемость материи относительная. Однородные частицы материи непроницаемы друг для друга, но они проницаемы для высшего начала, а так как каждая частица материи (атом) кроме инерции или сопротивления («при-тяжения»)<,> составляющих собственно материальность<,> необходимо обладают еще силой движения центробежного<,> и так как отношение этих двух элементов у различных атомов различно, то те, у которых сила движения пре-

25 В ориг.: Афробьтп Xvaoxáoia.

26 В ориг.: ó av6ponog.

обладает над силой сопротивления<,> могут проницать другие атомы, у которых отношение этих сил обратное.

Комментарии к Л. 4.

I. Представленная на листе схема опубликована в ПССиП. Т. 2. С. 369 (с комментариями). Однако в последовательности триадичных эманаций изданием пропущена стадия Софии, без которой схема утрачивает соловьевские смыслы. Публикаторы приходят к выводу: «Нет сомнения, что Афродита тождественна здесь с Софией» (там же), однако софийная триада Афродиты выводится Вл. Соловьевым как динамическое свойство Души триады Адама Кад-мона (= Мировой Души) и вынесена за скобки схемы (это также не обозначено в первой публикации), т.е. соответствует лишь обмирщенной ипостаси Софии, что следует обозначить. В целом схема Соловьева демонстрирует становление того более совершенного начала в ноуменальном мире, от которого в итоге происходит Адам Кадмон. Возвращение в схему имени Софии и триады ипостасей Мировой Души позволяет рассмотреть ее динамику в неоплатоническом модусе восприятия Афродиты, развитом Плотином: «Эманация мира эйдосов дает нам становление, но еще не чувственное, а смысловое. Здесь возникают вторичные божества, даймонии. Они же - одушевляющие силы. В целокупно-сти это - Мировая Душа. Она - источник одушевления и движения всего сущего. В ней П. выделяет два аспекта: как обращенная к Нусу, она есть небесная Афродита, а как созерцающая и оплодотворяющая материю, она есть земная»27. Эта целокупность, представленная в виде триад, и демонстрируется в рассматриваемой схеме. В контексте гностического мифа Соловьев выделяет триадич-ность аспектов софийной Мировой Души как Афродиты небесной, обмирщенной и воскрешенной, т.е. возвращающейся в свое первоначальное состояние. Подобно тому, как жизнь Души у Плотина связывается с неоплатоническим «эпистрофе» (идеей о возвращении отпадшего раздробленного бытия к абсолютному первоначалу), в триадичных схемах Соловьева присутствует «общая Проклу с Плотином и другими неоплатониками идея о трех "начальных ипостасях" - Едином или Благе, Уме и Мировой Душе; 3) более специально принадлежащая Проклу, хотя находящаяся в зародыше и у его предшественников, идея тройственного диалектического закона мирового развития <...> а) пребывания (^ov)) в единстве, б) выступления (лроодо)} из него в силу своего различения и в) возвращения (ёлштроср) к нему в силу своего сходства с ним. Эта тройственная схема, напоминающая Гегелевы три момента развития

27 См.: Семёнов Н.С. Плотин // История философии: Энциклопедия / сост. А. Грицанов. Мн., 2002. С. 792-797. Плотин опирается на миф о двух Афродитах у Платона (см.: Пир, 180 d-e).

идеи, проходит через всю систему Прокла...»28. Подобные тринитарные представления можно найти и у ряда раннехристианских богословов, напр. Дионисия Ареопагита (также в Послании к Титу Дионисий обозначает как ¡lovrj^неподвижное пребывалище» Премудрости, см.: Ер. 9,3). Из публикуемых схем очевидно, что возвращение/обращение Софии мыслится Соловьевым в духе христианского платонизма Александрийской школы, а не гегелевской диалектики. Несмотря на сходство мистической онтологии Соловьева с динамическим (триадическим) концептом Единого у Плотина, при рассмотрении источников неоплатонических триад «раннего Соловьева» следует учитывать замечание А.Ф. Лосева, отмечавшего, что «только учение о положительном ничто является строго неоплатоническим и буквально соответствует общеизвестным неоплатоническим конструкциям. Поэтому можно предполагать, что неоплатонизм раннего Вл. Соловьева вовсе не вычитан им из Плотина, Прокла или Дионисия Ареопагита, а есть самостоятельное и свободное достижение острейше мыслящего юного ума талантливого философа»29. Следует также отметить, что неоплатоническая и христианская триадологии несут в себе коренные отличия от диалектической триады Гегеля (например, не обязательно содержат синтез в 3-м члене30 или включают «проклов» член-посредник и т.п.). В этой связи публикуемые схемы Вл. Соловьева свидетельствуют, что прочтение соловьевских триад «по Гегелю» (характерное для «соловьевоведов-западников», видящих творчество Соловьева переложением философии Шеллинга и Гегеля) не всегда оказывается корректно без учета истоков, опыта и традиций христианской три-

31

адологии .

II. Афродита небесная; Афродита общенародная (т.е. «падшая», «приземленная», «обмирщенная»); Афродита воскрешенная, возвращающаяся к (истинной) жизни (др.-греч.).

III. «Sophia [Urania] substantial<i>s, Sophia idealis, Sophia realis» (лат.): София [«небесная»] субстанциальная (сущная), София идеальная. София реальная (вещественная, воплощенная). Вероятно, данная триада разделяет Софию, принадлежащую надмирному вечному абсолютно сущему (трансцендентное нематериальное бытие, в котором ее самобытие имеет постоянный и неизменный статус самодостаточного существования), Софию - идеальное человечество как идею в Боге и образ Божий в человеке, а также Софию как аб-

28 См.: Соловьев Вл. Прокл // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т. 10 / под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. СПб., 1914. С. 484.

29 См.: Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2000. С. 148.

30 См. об этом, напр.: Фокин А.Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть первая) // ВестникПСТГУ. Сер. I. 2011. Вып. 5 (37). С. 7-22.

31 Обсуждение христианской специфики тринитарной метафизики Вл. Соловьева см.: Рычков А.Л. Владимир Соловьев и антихристы Иоахима Флорского // Соловьевские исследования. 2018. Вып. 3 (59). С. 26-27, 35-36.

солютное, становящееся в материальном бытии, воплощение которой связано с творческим эволюционным процессом сотворчества Бога и человека. В трактате «София» структурной основой выбрана аналогичная триадическая схема сверхбытийного, идеального («умопостигаемого») и реального (чувственного)

32

«начал»32.

IV. На данном листе Соловьев предлагает несколько иные, нежели прежде, трактовки каббалистических понятий Эйн-соф и Адам Кадмон. Здесь Эйн-соф выступает первым членом (своего рода ипостасью) триединства «Эйн-соф - Адам Кадмон (Логос) - София». Фактически Соловьев повторяет схемы, уже известные по трактату «София» (ср.: «Эн-Соф, Логос, София. Первая трои-ца»)33. Адам Кадмон здесь также уже не «Мировая душа», вместилище душ человечества, но единство трех «ипостасей» - «Духа, Ума и Души».

V. 0ео), Аоуо), ФШ1) - триада, в которой Бог не противополагается Природе, эквивалентна формуле «Бог есть всё». Её пантеистические коннотации зависят от иерархии членов триады. Ниже следует триада: «Бог, Человек, София» (др.-греч.).

VI. Текст, контекст и комментарии опубликованы ранее34.

X. 4 o6. 1 35

Je puis t'invoquer, Dieu suprême, Par tous ces organes divers. Je le puis par tes Anges mêmes, Par les trésors de l'univers, Par les élus et par les sages Que tu choisis dans tous les âges, Pour nous faire entrevoir ton jour; Mais reprends ces droits, ô mon père! Je sens que mon âme préfère De t'invoquer par ton amour.

32 См.: Соловьев В.С. La Sophia. С. 48-49; 54-55.

33 Там же. С. 92-93, 99.

34 См.: Соловьев Вл. «Бог есть всё. Всё становится Богом» / публ. и коммент. А.Л. Рычкова и К.Ю. Бурмистрова // Соловьевские исследования. 2019. Вып. 2 (62). С. 22.

35 На Л. 4 об. находится только публикуемая выписка. Перевод, по возможности приближенный к французскому оригиналу, любезно выполнен М.В. Максимовым.

Комментарии к Л. 4 об.

I. На Л. 4 об. находится выписка (строфа) из «Стансов» Луи Клода де Сен-Мартена (1743-1803)36 - французского теософа и вдохновителя мартинизма, к трудам которого проявлял большой интерес Вл. Соловьев37.

II. Перевод (фр.):

Могу воззвать к тебе, Всевышний, Всеми этими разными способами: Могу сделать это через твоих Ангелов, Через сокровища вселенной, Через избранных и мудрых, Которых ты выбираешь во все времена, Чтобы позволить нам увидеть День твой; Но забери эти права, о мой отец! Я чувствую, что моя душа предпочитает Призывать тебя твоей любовью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 См.: Saint-Martin L.C. Oeuvres posthumes. T. II. Tours, 1807. P. 318. См. также: de Saint-Martin, L. Cl., nommé le philosophe inconnu. Poésies. Leipzig, 1860. P. 51.

37 См. об этом: Бурмистров К.Ю. Владимир Соловьев и Каббала: к постановке проблемы. С. 62-63. На Л. 11 папки Вл. Соловьев относит Л.-К. Сен-Мартена к последователям Я. Бёме.

Л/?., ¿./ /Г,, Уг

1Гь/Г// /,/Г, /■/,,,, . "/(■/■г/,, '•(//Кг/

¡убеф ^уй ?уи< ^ '"• у '""Г. ¿у ^

3

У* / У! У/у " Л*У,'///У Ул . У /

■ уеОиС?^ , ¿У//йУЛ,/^, а X'" 2 ■ ь

' / А ' • /биссК^ /■

/. с '/ /г/г. у,. /

X. //X/" ^ "-¿Л/ел /<уг,иУ/гу/,.' ' , /у~гу-у>. ¿/р/ У /¡гг. /^/'¿///'У'у, ГЛ./¿/уУ/,/—

ЬрИНА'!^*-Су1<11СР(П7/, ;су«Пп //,/£ /га гу г/; гу, „

/Й нкич я^^ г/у, * %

ЛаоуС'« ¿(««.чт^'/и с,(//,пгг1/: у/,/*

/у :/Л/1мХ /7г7/Ю(<'а.Г/Ь," "-/'<- у/у/У У УУУ </Г/у ^^

'УУ/УЛ л л л */я сг^Зг" у уууГуУ/,

((/ПН — 7" ем ,

%7ы7Г/{у //и /И

иЛи^ г/< «л* Л^у¿ л

1/7/^Ти^г'СУГ , ^/

0-1 * -г

Л— / С '' : "" ' "" ' У^г г о (Жи^

еуц к СилЛа.' г//0[тх 'х М'У^сг } у Л, НмЛа ,

, С Ми/{у?! и

КсгИКк !Су/.чУГе7?Т?е '/у" ^ М <•-<

и П(>/;/ ?< Э •

,

огЧ- ' у« ^^'СЛУч ------- -

<Л. 9> 1

Agent, principe Puissances, Vertus, Facultés Деятель, начало силы, власти, способности

мир чистых духов<,> мир умов, мир душ

Отношение зла к благу:

по количеству 9 к 1,

по силе 0 к 1,

по продолжительн<ости> 7 к 1.

Благо преследует нас с 4-мя силами, а зло с 2<-мя>; у нас же самих 4.

1. Вселенский человек существенный - Бог. | Бог

2. Вселенский человек идеальный - Лоуос. | муж

3. Вселенский человек реальный - Софю. | женщина

Божество есть сущность, неистощимое начало существования. В нем начало единства или сверхсущего и начало множественности или бытия. Бытие бывает трех родов:

1. Бытие потенциальное или существенное. Божество сверхсущее или чистый дух проявляет себя в множественности потенциальных или существенных единиц - чистых духов.

2. Бытие идеальное или воображаемое. Божество как начало идеальное или ум (N0O5) проявляет себя в множественности идеальных сущностей.

3. Бытие действительное или реальное (чувственное). Божество как душа проявляет себя в множественности действительных, реальных существ.

Во всех трех сферах Божество есть начало деятельное и начало единства; [материя] natura (хотение) есть начало пассивное<,> субстрат или непосредственная сила (potentia) действия<,> и [наконе<ц>] начало множественности<,> и наконец [человек конкретное] цельное существо. Конкретное существо есть [начало] сочетание единства и множества<,> деятельн<ого> и страд<ательного> нач<ала,> (универсальный) индивидуум; итак<,> есть<:>

1. духовное[ый человек] Божество, духовная природа, духовный индивидуум;

2. идеальное божество, идеальная природа, идеальный индив<идуум>;

3. реальное божество, реальная природа, реальный индивидуум.

Л. 9 об.

Существо (целое) образ действия (бытия) материя

1. Дух. Первая ипостась. Самосознание воля (хотение11 потенциальное)

2. Ум. 2-я ипостась. Мышление (воображение) желание (хотение идеальное)

3. Душа. 3-я ипостась. Чувство (ощущение) любовь <(>хотение [(] действительное).

вселенский человек1 I

(1. Духовный человек. 2. Идеальный человек. 3. Душевный человек)

Дух Ум Душа Человек

архл xflç Kivnoeœç" eîôoç (ornía) ü^n (ôàva^iç únom^evov) o® evern xéXoç

ек ôià ev ш 1- г V eiç о

1-е состояние Вселенский человек имеет бытие субстанц<иальное>.

2-е сост<ояние> Всел<енский> чел<овек> им<еет> быт<ие> идеальное.

3-е сост<ояние> всел<енский> челов<е>к имеет бытие реальное.

Вселенский человек субстанциальный - Отец.

Вселенский человек идеальный - Сын или Лоуос.

Вселенский человек действительный (чувственный) - Дух Святой.

Адтгайо хоу Аоуоу. Аёогайо х^с; 2оф1ад. ш

forma Elementa prima (materialia) Elem<enta> secundae

materia (prima) aer, aqua, terra VI1 terra x aqua = mercurius terra x aer = sulfur aqua x aer = sal VIn

1. Amor formae et materiae,

2. amor elementorum,

3. amor mixtorum<,> sive corporum sublimado, liquefactio, condensatio IX

Комментарии к Лл. 9-9 об.

I. На лл. 9-9 об. Вл. Соловьев раскрывает в форме кратких тезисов содержание таблиц и схем лл. 3 об.-4 и др. Он показывает здесь соотношение и содержа-

ние трех родов, или сфер бытия (существенной, воображаемой и реальной, или духовной - идеальной - реальной), а также говорит о раскрытии в этих сферах трех начал - божественного, человеческого и природного. Вполне очевидно желание мыслителя представить в виде системы, но не голой схемы те идеи, которые должны были быть положены в основу создаваемого им метафизического учения. Весьма интересны и, вероятно, восходящие к идеям Якоба Бёме тезисы философа о «численном» соотношении между благом и злом, дополняющие контекст рассмотрения важнейшей для него темы о природе зла, возникающего из изначальной раздвоенности в самой Мировой Душе и необходимого для «проявления свободы» в мире38. Отметим также четко выраженный антропоцентризм предложенной Соловьевым схемы: он говорит здесь о «Вселенском человеке» (Адаме Кадмоне) как единстве существенного (духовного), идеального и реального начал, т.е. Бога, Логоса и Софии, или иначе как о едином соборном организме Богочеловечества (в качестве антропоморфной модели мира), преображение в который, по мысли Соловьева, составляет «смысл истории» и глубинный вектор развития действительного мира. Уже в набросках к неоконченным «Началам Вселенского учения» (периода работы над трактатом «София») Вл. Соловьев уподобляет «универсальное [создание] осуществление вселенского человека» «восстановлению Христа»39. Однако Соловьев избегает употребления этого понятия в своих академических печатных работах, предпочитая говорить о Богочеловеке, идею которого он принимает в основания «Чтений о Богочеловечестве». Понятие «Вселенский человек», сродственное философии космизма и предваряющее известный многолетний диалог Соловьева с Н.Ф. Федоровым40, впервые появляется в печатной работе Соловьева лишь десятилетием позднее - во французскоязычной публикации «Россия и Вселенская Церковь», где философ постулирует: «Вселенский человек воссоединен Божественной любовью, которая не только возвышает человека до Бога, но, отождествляя его внутренне с Божеством, дает ему возможность обнять в Нем все,

41

что есть, соединяя его со всем творением неразрывной и вечной связью» .

II. По Соловьеву, «хотение» включает «стремления к реальному союзу с другими существами (имеет три ступени: хотение в собственном смысле,

38 Эту тему затрагивал уже Э.Л. Радлов в работе «Учение Вл. Соловьева о свободе воли» (СПб., 1911); см., напр.: Душин О.Э. Шеллинг и Соловьев о проблеме зла // Соловьевские исследования. 2015. Вып. 1 (45). С. 16-29.

39 См.: Соловьев В.С. Начала Вселенского учения // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 2000. Т. 2. С. 178.

40 Подробнее об этом ракурсе содержания рукописей папки «Бог есть всё» см.: Рычков А.Л. Неизвестный фрагмент вступительной лекции Вл. Соловьева 1880 г. на Высших женских (Бестужевских) курсах и другие рукописи папки «Бог есть всё», отражающие темы сочинения «Основания всеобщей науки» в контексте идей Н.Ф. Федорова // Н.Ф. Федоров. Материалы к энциклопедии. М.: Академический проект, 2019 (в печати).

41 Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Брюссель, 1969. Т. XI. С. 347-348.

желание и воля)»42, что объясняет триадичность заключенных в скобки пояснений к схеме.

III. Продолжая разработку характеристики «Вселенского человека», Соловьев говорит о его различных «состояниях» в трех сферах бытия, а также -что наиболее существенно - утверждает его триипостасность, прямо соотнося три его «состояния» с треми ипостасями Троицы. Делая это, он фактически сводит свою систему к двум элементам - Бог непроявленный (Абсолют, Эйн-соф) и Бог в проявлении (вселенский человек, Адам Кадмон). Однако, поскольку, по убеждению Соловьева, «мифологический процесс в общем идет вслед за ходом космического процесса»43, философ не ограничивается образами каббалы и гностического мифа и обращается за сопоставительными характеристиками Вселенского человека также к религиозно-философскому наследию древнеиндийской культуры (Упанишады) и египетского герметизма (см., напр., Л. 11 папки «Бог есть всё», публикуемый в следующем номере журнала), основываясь на кросс-культурном мнении, что «первоначальная культура, которая содержала в зародыше индийскую, римскую и еврейскую культуры, - это культура

44

египетская» .

IV. В данной таблице Вл. Соловьев рассматривает в ракурсе христианской метафизики учение Аристотеля о 4-х причинах всего, о котором позднее напишет в словарной статье «Причина» для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Аристотель в первой книге "Метафизики" дал свое учение о 4-х причинах, или началах, усвоенное средневековою схоластикой, но доселе еще не исчерпанное философским мышлением. Ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определенном ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету. Во-1-х, мы спрашиваем, из чего происходит данный факт, составляется данный предмет; это есть вопрос о материи или материальной причине того, что дано (u^n, causa materialis). Во-2-х, спрашивается, от чего или чьим действием произведена данная действительность; это есть вопрос о производящей причине, или о «начале движения» (архл kivhoetç, causa efficiens). В-3-х, спрашивается, почему, или сообразно чему данный предмет есть то, что он есть; это вопрос о специфической идее, образующей формы, или формальной причине (eiôoç, causa formalis). В-4-х, спрашивается, к чему, для или ради чего нечто происходит или существует -вопрос о цели или конечной причине (xéXoç, oS evern, causa finalis)»45. Важно отметить, что Соловьев впервые привлекает это учение Аристотеля в заметках на полях рукописи Второго диалога «Софии» (Сорренто, март 1876) для пояснения

42 Соловьев В. С. La Sophia. С. 39.

43 Там же. С. 136-137.

44 Там же. С. 61.

45 См.: Соловьев В.С. Причина // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Брюссель, 1966. Т. X. С. 263-264.

внебожественного, космического становления мира: «Материальное начало (causa materialis, üAn, únom^evov) четвертого мира или разделенного состояния миров, состояния внебожественного, есть Душа и души. <...> Материальное начало космического процесса - вторая материя, движущее деяельное начало или деяель - архл xflo lavnoeœç - Сатана, формальное начало - Димиург, целевое начало -София»46. Таким образом, верхняя схема (таблица) л. 9 относится к «нижнему» миру триадичной иерархии.

V. В контексте табл.: ёк (др.-греч.) - «из», предлог, обозначающий происхождение (точку, откуда происходит действие или движение); ôià - через, из-за; èv ф - «в котором», etç о - единый (субъект), ср. библ.: «etç о 6eôç» -«Един (один) Бог»47.

VI. Вл. Соловьев обращается к высказанному Платоном и общему для поздней античности убеждению в том, что познание высшего и наука начинаются с удивления (Admiratio), как писал об этом Плотин: «.сколь ни дивна эта многоцветная красота, необходимо подняться еще выше ее [к верховному началу], ибо не столько наш чувственный, сколько этот сверхчувственный мир возбуждает в нас удивление и заставляет спрашивать, кто его произвел и каким образом?» (см.: Плотин. Энн., VI 7, 1б). Adoratio (лат.) - обожание, богопокло-нение (богосл.). Таким образом, фразу можно перевести как: «Удивление - Логоса, обожание, богопоклонение - Софии».

VII. Пропущен первоэлемент «огонь», ignis.

VIII. Вл. Соловьев прибегает к разработанному Парацельсом и его последователями алхимическому учению о трех принципах и качествах тел, из-за которых физический мир делится на три царства - минеральное, растительное и животное, все тела которых состоят из трех начал (tria prima): серы (sulphur -качество маслянистости), ртути (mercurius - качество текучести) и соли (sal -качество твердости). Из этих трех качеств происходят четыре стихии.

IX. Перевод фрагмента:

«l. Любовь формы и материи, 2. любовь элементов,

З. любовь смешанных <тел>, или телесная.

Возгонка, плавление, сгущение» (лат.).

Задолго до работ К.-Г. Юнга Вл. Соловьев делает попытку применить алхимические понятия к описанию этапов становления души, однако очередность алхимических стадий здесь очевидно нарушена.

46 Соловьев В.С. La Sophia. С. 116-119.

47 Соответствия значений схемы (таблицы) были уточнены благодаря любезной консультации Е.Б. Смагиной (Институт Востоковедения РАН), которой авторы комментариев выражают свою признательность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. 10об.> 1

Единство всех 9-ти первоначальных свойств или атрибутов (сефирот) составляет Софию или Мальхут -царица, 10-я сефира. Единство первоначальных ипостасей духа, ума и души составляет Адама Кадмона. 11

любовь свобода кетер идея хохма воля сознание бина Дух

воображение Гедула разум Геббура воображение желание Тиферет Ум

чувство Нецах ощущение Ход хотение Иесод Душа

Мальхут София

Божедомка, против летнего Эрмитажа, дом Макарова 111 Die Erde eine Coagulation des Spiritus Mundi ist. IV das Wort oder der schiedliche Wille Gottes. V

Комментарии к Л. 10 об.

I. Первая половина листа, продолжающая предыдущую запись, опубли-

48

кована в предыдущем номере журнала .

II. Соловьев вкратце излагает здесь и в нижеследующей таблице каббалистическое учение о структуре эманации божественного света в виде десяти сфирот (ивр. счисления), особых сосудов и одновременно божественных атрибутов. Последняя, 10-я сфира Малхут (Царство) действительно сосредоточивает в себе весь свет, прошедший через девять расположенных выше сфирот, как

48 См.: Соловьев Вл. «Бог есть всё. Всё становится Богом». С. 26-27.

бы содержа их в себе. Эта сфира является воплощением женского качества и отождествляется с Шхиной, Божественным Присутствием в мире, в христианской же каббале соотносится с Софией. Соловьев приводит в таблице традиционное разделение девяти сфирот на три группы, однако те качества, которые он с ними связывает, не соответствуют принятым в каббале. Адам Кадмон, первая эманация божественного света, своего рода божественный замысел о мире, имеющий образ человека, располагается на его схеме как бы над Древом сфирот, порождая их и одновременно содержа их в себе. Соловьев соотносит Адама Кадмона с некими «предвечными ипостасями», которые, впрочем, можно соотнести с тремя видами души, которые, согласно каббале, содержатся в Адаме Кадмоне - нефеш (собственно душа), руах (дух) и нешама (высшая, божественная душа, «дыхание»)49.

III. Адрес написан рукой Соловьева; кто именно проживал в доме купца Макарова, расположенном напротив знаменитого в XIX в. сада «Эрмитаж» на ул. Божедомка в Москве, установить не удалось.

IV. «Земля есть сгущение (коагуляция) Мирового Духа». Цитата из книги Якоба Бёме «Путь ко Христу»50.

V. Цитата из Я. Бёме: «Так же и звезды - это истечение качеств духовного мира в соответствии с произволом Разделителя, причиной которого является Слово, или разделяющая воля Бога»51.

49 Нешама - высший элемент человеческой души, раскрывающий в ней способность к постижению тайн вселенной и мистическому общению с Богом. Пробуждается в человеке, изучающем Тору и соблюдающем заповеди. Не подвластен греху и после смерти возвращается к Богу. Руах -второй элемент души, связанный с интеллектом и различающий добро и зло; пробуждается в человеке, возвысившемся над своей животной природой. После смерти попадает в земной рай. Нефеш - жизненная сила, низший элемент души, попадающий в тело в момент рождения. (см.: Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 155-159). Соловьев упоминает это каббалистическое представление в подготовительных материалах к лекциям на Высших женских (Бестужевских) курсах (см.: Соловьев В.С. Лекции, читанные на Высших женских (Бестужевских) курсах. Подготовительные материалы и конспекты. 1880-1882 гг. С. 339), а также в статье «Каббала» для Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона (см.: Соловьев В.С. Каббала // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Брюссель, 1966. Т. X. С. 342).

50 Boehme J. Der weg zu Christo, verfasset in neun büchlein. Amsterdam, 1715. S. 209.

51 Там же. S. 219.

ПРИЛОЖЕНИЕ52

самосознание Блаженство Маг Магия

"1

разум Эн-соф Разум

(интеллект)

ощущение ДУша

Воля Божественный человек

созерцание желание Идея Идеальный человек (умопостигаемый)

чувство Душа

хотение Природный человек

(мужское начало) (женское начало)

I I I

Логос София Адам Кадмон

Божественный мир

Мир идей

>

Природный мир

Эн-соф

Э Логос Бог

н

- Маг с

Разум

о

Душа

София = Природа

Магия =

Идея =

Душа =

Адам Кадмон Человек (небесный)

Божественный Божественный

Э

человек Идеальный человек Природный

ф (мужское начало) (женское начало) человек Бог: Отец, Слово, Дух Святой. Эн-соф

мир Идеальный

мир Природный мир

ф

x

н

х

с

х

о

х

52 В настоящем Приложении публикуется русскоязычная версия схем Вл. Соловьева на Л. Зоб. папки «Бог есть всё» (см. стр. 11 наст. изд.), в оригинале написанных, по большей части, на латинском и древнегреческом языках (приложение подготовлено К.Ю. Бурмистровым).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.