Ежегодные курсы в
Центре социологического образования (Институт социологии РАН, Москва)
Лиана Ипатова, Сергей Кухтерин
Немного истории
Центр социологического образования (ЦСО) был создан при Институте социологии Российской Академии наук в 1995 г. для реализации образовательной программы ЕС Тетриз/Тас1з в области социологии, цель которой -повышение квалификации и переподготовка молодых ученых в базовых отраслях социологического знания, а также укрепление связей между академической наукой и системой высшего образования. Программа включала проведение интенсивных курсов по основным социологическим дисциплинам для молодых социологов и исследователей из регионов России и создание на этой основе неформальной всероссийской сети профессиональных взаимосвязей молодых социологов. В результате ЦСО установил прочные отношения с ведущими факультетами и кафедрами социологии российских университетов, поддержавшими программу развития социологического образования, а также определил наиболее перспективные из них в качестве потенциальных региональных социологических центров.
В дальнейшем образовательная программа ЦСО была поддержана Фондом Форда в качестве стратегии развития социологического образования в России. Все учебные программы Центра регулярно обновляются и частично изменяются в соответствии с потребностями факультетов и кафедр социологии российских университетов.
В течение последних пяти лет более 400 преподавателей и исследователей из многих университетов России прошли переподготовку в ЦСО и получили государственные сертификаты, утвержденные Министерством высшего и профессионального образования.
В более широком контексте деятельность ЦСО направлена на развитие социологии как научной дисциплины в русле основных тенденций мировой социальной науки. Это важно как для российских регионов, так и для всех стран СНГ, где в советский период существование социологии как науки было весьма проблематично, а большая часть преподавателей социологии рекрутировалась с кафедр научного коммунизма и исторического материализма.
Программы ЦСО показали эффективность профессиональной переподготовки молодых социологов из регионов, высокий интеллектуальный потенциал этого контингента, поддержку со стороны региональных кафедр и факультетов, энтузиазм, с которым многие молодые люди работают для развития социологии как научной дисциплины в российских регионах. Встречаясь друг с другом, молодые социологи имеют возможность обсуждать и решать различные проблемные ситуации, планировать совместную исследовательскую и преподавательскую деятельность. Одна из задач ЦСО - поддержка и расширение сети молодых социологов в различных регионах России.
Стратегия ЦСО заключается в укреплении основ российской социологии путем все более широкого и интенсивного взаимодействия с региональными институтами системы высшего образования в сфере послевузовского обучения, переподготовки академических кадров и социологов-исследователей. Одно из важных направлений - поддержка контактов с молодыми социологами из стран СНГ, таких, как Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия и др., в целях создания и укрепления сообщества молодого поколения социологов на всем постсоветском пространстве.
Курсы по качественной социологии
В марте 2002 г. (с 4 по 29 марта) в Центре социологического образования Института социологии РАН1 при поддержке Фонда Форда был проведен очередной специализированный курс по социологии, на этот раз «Качественные методы в социологическом исследовании». Как и иные образовательные программы центра, он был рассчитан на сотрудников российских региональных социологических учреждений (кафедр социологии и смежных дисциплин, социологических лабораторий при университетах, исследовательских центров).
Образовательная программа Фонда Форда предполагает оплату проезда и проживания участников в тихом и достаточно чистом общежитии аспирантов и стажеров РАН (откуда до центра города можно добраться за полчаса), выплату стипендии и вручение свидетельства о повышении квалификации государственного образца по окончании обучения.
Всего на участие в курсе было подано 36 заявок. Из них отобрано 14. Таким образом, конкурс составил 2,5 человека на место. Еще 3 человека приехали в качестве вольных слушателей. Им, так же как всем остальным, предоставлялась возможность полноценного участия во всех мероприятиях программы, но они не получали материальной поддержки. Участники курса представляли широкий спектр регионов России: Новосибирск, Ульяновск,
1 Адрес: 117218, Москва, ул.Кржижановского, д.24/35, корп. 5; тел./факс: 129-01-34, 719-04-70; E-mail: [email protected] ; Website: www.sociology.ru
Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов, Магадан, Иваново, Новгород, Пермь, Самара, Барнаул, Харьков.
В течение четырех недель 17 молодых социологов имели возможность:
• погрузиться в теоретический контекст проблематики курса;
• получить некоторые практические навыки использования качественных методов;
• проконсультироваться у ведущих российских социологов, специализирующихся в области качественной методологии;
• поработать в библиотеках ЦСО, Института социологии и ИНИОН РАН;
• ознакомиться с видеозаписями лекций ведущих преподавателей центра из нашего видеоархива;
• получить свободный доступ к компьютерам и Интернету;
• увезти с собой материалы курса, объединенные в увесистый том;
• завязать новые знакомства среди коллег из других регионов;
• обменяться с ними накопленным опытом.
Созданию неформальной атмосферы в период работы курса способствовало празднование масленицы. Все ели блины, пели песни под гитару, жгли самодельное чучело уходящей зимы у небольшого озерца напротив здания института.
В развернутом виде программа курса включала в себя следующие темы (в хронологическом порядке):
Л.Е. Петрова
Введение в качественные методы исследования
• Основания классификации методов социологического исследования. Традиция разделения качественных и количественных методов.
• История социологических методов в контексте истории науки.
• Социокультурные истоки экспериментального метода в науке.
• Предпосылки возникновения и путей развития европейской науки Нового времени.
• Основа разделения качественных и количественных методов - методологическая установка исследователя. Позитивистская и интерпре-тативная социологические традиции. Идиографический и номотети-ческий способы познания.
• Методологические поиски в современных исторических исследованиях. Эмпирические методы в экономике: средство принятия решения. Особенности психологического эмпирического исследования. Этнография: классические традиции и современный российский опыт.
• Методологические ориентации качественного социологического исследования: феноменология, символический интеракционизм.
• Процесс качественного социологического исследования: методологическая установка исследователя, выборка, полевые техники, анализ данных.
• Коллоквиум «Возможности и ограничения использования качественных методов в изучении современного российского общества».
В.В. Семенова
Теоретические основания качественной социологии
• Что такое качественные методы? Для чего и когда используют качественные исследования? В чем их специфика?
• Две модели социального мира в социологическом знании.
• Теоретические конструкты и понятия качественной социологии (понимающая социология, феноменология, драматургический подход, эт-нометодология).
Методология качественного исследования
• Выбор объекта качественного исследования.
• Логика анализа.
• Практикум по разработке общей стратегии качественного исследования.
Практика качественных исследований в России
• Современные тенденции российской социологии.
• Проблемные поля качественных исследований: инновационные процессы и социальные субъекты; конструирование культурных миров; динамика социальных процессов; социальная история; процесс «социального исключения».
• Специфика качественных исследований в России
Е.Ю.Мещеркина
Биографический метод в социологическом исследовании
• Биография как социальный феномен.
• От социологии жизненного пути к биографическому конструированию.
• Пространство и время в биографии.
• Противоречие хронотопа и формы рассказа.
• Качественная выборка.
• Биографическое интервьюирование как методологическая и и методическая проблема.
• Практика кодирования.
• Нарративный анализ.
• Конверсационный анализ.
• Интент-анализ.
• Дискурсивный анализ.
• Проблема диалога в биографическом анализе.
• Этика исследования: ограничения и обязательства.
• Анализ изображения в поле биографических исследований.
• Анализ фотодокументов.
• Анализ видеодокументов и фильмов.
• Анализ перформанса.
• Семинар в форме workshop с материалами интервью и фотодокументами.
Н.В.Веселкова
Интервью в качественной и количественной методологии ^
Что такое интервью? Сущность. Функции. Определения.
Ключевые моменты в истории метода интервью. ф
Интервью и «естественное» общение. Сущностные достоинства и не- §
достатки метода. Континуальность свойств интервью. 5
Анализ различных определений. Природа метода интервью. о
Разнообразие функций интервью: функции общие и специфические. °
&
Виды интервью. Предмет и метод.
Понятие середины континуума. Полуформализованное интервью. 5
Характеристика некоторых видов интервью (глубинное, креативное, 5
фокусированное, тематически-центрированное). ^
О
Ролевое взаимодействие в интервью.
Особенности роли респондента и роли интервьюера. Ролевое взаимодействие: дистанция; рапорт; стили интервьюирования. Ролевые сценарии.
Инструментарий интервью и стратегии расспрашивания.
Инструментарий в зависимости от вида интервью. Стратегии и техники расспрашивания «Переходы», или транзитные предложения. Виды «проб».
Интервью «сенситивных» тем. Вопросы этики.
Понятие сенситивности. Факторы, определяющие повышенную «сен-ситивность» темы интервью. Техники интервьюирования. Этика исследования.
Избирательное сродство предмета исследования и вида интервью. О
И.М.Козина
Case study как стратегия качественного социологического исследования
Что такое case study? Методологические дискуссии и
исследовательские практики.
• Возникновение и историческое развитие метода. «Классическое» case study (Чикагская школа). Case study организаций (Манчестерская школа).
• Case study в российском контексте.
• Методологические подходы к определению понятия. Концепция Р. Йина. Типы case study.
• Основные принципы и познавательные возможности case study как исследовательской стратегии.
Проектирование исследования
• Исследовательские вопросы и гипотезы. Роль теории.
• Обоснование выбора объекта исследования. Проблема репрезентации.
• Дизайн единичного и множественного case study.
Технология полевой работы
• Этапы полевой работы. Стратегия «сверху» и «снизу».
• Проблема «вхождения в поле».
• Источники информации. «Ключевые» информаторы.
• Полевые документы. Ведение записей
Особенности применения методов сбора информации в case study
• Наблюдение.
• Интервью.
• Анализ документов. Работа со статистическими источниками.
• Качественно - количественный интерфейс.
Критерии оценки исследования case study. Понятие триангуляции
• Эффект исследователя. Этика поведения исследователя.
• Проблема валидности. Использование множественной триангуляции
Процесс анализа данных
• Описание и интерпретация. Что является научным аргументом?
• Техника написания отчета. Подготовка публикации.
Подобный ежегодный опыт преподавания качественной социологии расширяет круг региональных исследователей, обратившихся к качественной парадигме, дает импульс к институционализации качественной социологии как учебной дисциплины, преподаваемой в университетах провинциальной России. В то же время исследовательский опыт слушателей, которые представляют в форме эссе свои методологические поиски, является важным источником пополнения архива ЦСО по социологическим исследованиям. Лучшие работы из этого архива мы надеемся в дальнейшем опубликовать.