Научная статья на тему 'Ежегодные курсы в Центре социологического образования (институт социологии РАН, Москва)'

Ежегодные курсы в Центре социологического образования (институт социологии РАН, Москва) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПЕРЕПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ипатова Лиана, Кухтерин Сергей

Центр социологического образования (ЦСО) был создан при Институте социологии Российской Академии наук в 1995 г. для реализации образовательной программы EC Tempus/Tacis в области социологии, цель которой – повышение квалификации и переподготовка молодых ученых в базовых отраслях социологического знания, а также укрепление связей между академической наукой и системой высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ежегодные курсы в Центре социологического образования (институт социологии РАН, Москва)»

Ежегодные курсы в

Центре социологического образования (Институт социологии РАН, Москва)

Лиана Ипатова, Сергей Кухтерин

Немного истории

Центр социологического образования (ЦСО) был создан при Институте социологии Российской Академии наук в 1995 г. для реализации образовательной программы ЕС Тетриз/Тас1з в области социологии, цель которой -повышение квалификации и переподготовка молодых ученых в базовых отраслях социологического знания, а также укрепление связей между академической наукой и системой высшего образования. Программа включала проведение интенсивных курсов по основным социологическим дисциплинам для молодых социологов и исследователей из регионов России и создание на этой основе неформальной всероссийской сети профессиональных взаимосвязей молодых социологов. В результате ЦСО установил прочные отношения с ведущими факультетами и кафедрами социологии российских университетов, поддержавшими программу развития социологического образования, а также определил наиболее перспективные из них в качестве потенциальных региональных социологических центров.

В дальнейшем образовательная программа ЦСО была поддержана Фондом Форда в качестве стратегии развития социологического образования в России. Все учебные программы Центра регулярно обновляются и частично изменяются в соответствии с потребностями факультетов и кафедр социологии российских университетов.

В течение последних пяти лет более 400 преподавателей и исследователей из многих университетов России прошли переподготовку в ЦСО и получили государственные сертификаты, утвержденные Министерством высшего и профессионального образования.

В более широком контексте деятельность ЦСО направлена на развитие социологии как научной дисциплины в русле основных тенденций мировой социальной науки. Это важно как для российских регионов, так и для всех стран СНГ, где в советский период существование социологии как науки было весьма проблематично, а большая часть преподавателей социологии рекрутировалась с кафедр научного коммунизма и исторического материализма.

Программы ЦСО показали эффективность профессиональной переподготовки молодых социологов из регионов, высокий интеллектуальный потенциал этого контингента, поддержку со стороны региональных кафедр и факультетов, энтузиазм, с которым многие молодые люди работают для развития социологии как научной дисциплины в российских регионах. Встречаясь друг с другом, молодые социологи имеют возможность обсуждать и решать различные проблемные ситуации, планировать совместную исследовательскую и преподавательскую деятельность. Одна из задач ЦСО - поддержка и расширение сети молодых социологов в различных регионах России.

Стратегия ЦСО заключается в укреплении основ российской социологии путем все более широкого и интенсивного взаимодействия с региональными институтами системы высшего образования в сфере послевузовского обучения, переподготовки академических кадров и социологов-исследователей. Одно из важных направлений - поддержка контактов с молодыми социологами из стран СНГ, таких, как Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия и др., в целях создания и укрепления сообщества молодого поколения социологов на всем постсоветском пространстве.

Курсы по качественной социологии

В марте 2002 г. (с 4 по 29 марта) в Центре социологического образования Института социологии РАН1 при поддержке Фонда Форда был проведен очередной специализированный курс по социологии, на этот раз «Качественные методы в социологическом исследовании». Как и иные образовательные программы центра, он был рассчитан на сотрудников российских региональных социологических учреждений (кафедр социологии и смежных дисциплин, социологических лабораторий при университетах, исследовательских центров).

Образовательная программа Фонда Форда предполагает оплату проезда и проживания участников в тихом и достаточно чистом общежитии аспирантов и стажеров РАН (откуда до центра города можно добраться за полчаса), выплату стипендии и вручение свидетельства о повышении квалификации государственного образца по окончании обучения.

Всего на участие в курсе было подано 36 заявок. Из них отобрано 14. Таким образом, конкурс составил 2,5 человека на место. Еще 3 человека приехали в качестве вольных слушателей. Им, так же как всем остальным, предоставлялась возможность полноценного участия во всех мероприятиях программы, но они не получали материальной поддержки. Участники курса представляли широкий спектр регионов России: Новосибирск, Ульяновск,

1 Адрес: 117218, Москва, ул.Кржижановского, д.24/35, корп. 5; тел./факс: 129-01-34, 719-04-70; E-mail: [email protected] ; Website: www.sociology.ru

Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов, Магадан, Иваново, Новгород, Пермь, Самара, Барнаул, Харьков.

В течение четырех недель 17 молодых социологов имели возможность:

• погрузиться в теоретический контекст проблематики курса;

• получить некоторые практические навыки использования качественных методов;

• проконсультироваться у ведущих российских социологов, специализирующихся в области качественной методологии;

• поработать в библиотеках ЦСО, Института социологии и ИНИОН РАН;

• ознакомиться с видеозаписями лекций ведущих преподавателей центра из нашего видеоархива;

• получить свободный доступ к компьютерам и Интернету;

• увезти с собой материалы курса, объединенные в увесистый том;

• завязать новые знакомства среди коллег из других регионов;

• обменяться с ними накопленным опытом.

Созданию неформальной атмосферы в период работы курса способствовало празднование масленицы. Все ели блины, пели песни под гитару, жгли самодельное чучело уходящей зимы у небольшого озерца напротив здания института.

В развернутом виде программа курса включала в себя следующие темы (в хронологическом порядке):

Л.Е. Петрова

Введение в качественные методы исследования

• Основания классификации методов социологического исследования. Традиция разделения качественных и количественных методов.

• История социологических методов в контексте истории науки.

• Социокультурные истоки экспериментального метода в науке.

• Предпосылки возникновения и путей развития европейской науки Нового времени.

• Основа разделения качественных и количественных методов - методологическая установка исследователя. Позитивистская и интерпре-тативная социологические традиции. Идиографический и номотети-ческий способы познания.

• Методологические поиски в современных исторических исследованиях. Эмпирические методы в экономике: средство принятия решения. Особенности психологического эмпирического исследования. Этнография: классические традиции и современный российский опыт.

• Методологические ориентации качественного социологического исследования: феноменология, символический интеракционизм.

• Процесс качественного социологического исследования: методологическая установка исследователя, выборка, полевые техники, анализ данных.

• Коллоквиум «Возможности и ограничения использования качественных методов в изучении современного российского общества».

В.В. Семенова

Теоретические основания качественной социологии

• Что такое качественные методы? Для чего и когда используют качественные исследования? В чем их специфика?

• Две модели социального мира в социологическом знании.

• Теоретические конструкты и понятия качественной социологии (понимающая социология, феноменология, драматургический подход, эт-нометодология).

Методология качественного исследования

• Выбор объекта качественного исследования.

• Логика анализа.

• Практикум по разработке общей стратегии качественного исследования.

Практика качественных исследований в России

• Современные тенденции российской социологии.

• Проблемные поля качественных исследований: инновационные процессы и социальные субъекты; конструирование культурных миров; динамика социальных процессов; социальная история; процесс «социального исключения».

• Специфика качественных исследований в России

Е.Ю.Мещеркина

Биографический метод в социологическом исследовании

• Биография как социальный феномен.

• От социологии жизненного пути к биографическому конструированию.

• Пространство и время в биографии.

• Противоречие хронотопа и формы рассказа.

• Качественная выборка.

• Биографическое интервьюирование как методологическая и и методическая проблема.

• Практика кодирования.

• Нарративный анализ.

• Конверсационный анализ.

• Интент-анализ.

• Дискурсивный анализ.

• Проблема диалога в биографическом анализе.

• Этика исследования: ограничения и обязательства.

• Анализ изображения в поле биографических исследований.

• Анализ фотодокументов.

• Анализ видеодокументов и фильмов.

• Анализ перформанса.

• Семинар в форме workshop с материалами интервью и фотодокументами.

Н.В.Веселкова

Интервью в качественной и количественной методологии ^

Что такое интервью? Сущность. Функции. Определения.

Ключевые моменты в истории метода интервью. ф

Интервью и «естественное» общение. Сущностные достоинства и не- §

достатки метода. Континуальность свойств интервью. 5

Анализ различных определений. Природа метода интервью. о

Разнообразие функций интервью: функции общие и специфические. °

&

Виды интервью. Предмет и метод.

Понятие середины континуума. Полуформализованное интервью. 5

Характеристика некоторых видов интервью (глубинное, креативное, 5

фокусированное, тематически-центрированное). ^

О

Ролевое взаимодействие в интервью.

Особенности роли респондента и роли интервьюера. Ролевое взаимодействие: дистанция; рапорт; стили интервьюирования. Ролевые сценарии.

Инструментарий интервью и стратегии расспрашивания.

Инструментарий в зависимости от вида интервью. Стратегии и техники расспрашивания «Переходы», или транзитные предложения. Виды «проб».

Интервью «сенситивных» тем. Вопросы этики.

Понятие сенситивности. Факторы, определяющие повышенную «сен-ситивность» темы интервью. Техники интервьюирования. Этика исследования.

Избирательное сродство предмета исследования и вида интервью. О

И.М.Козина

Case study как стратегия качественного социологического исследования

Что такое case study? Методологические дискуссии и

исследовательские практики.

• Возникновение и историческое развитие метода. «Классическое» case study (Чикагская школа). Case study организаций (Манчестерская школа).

• Case study в российском контексте.

• Методологические подходы к определению понятия. Концепция Р. Йина. Типы case study.

• Основные принципы и познавательные возможности case study как исследовательской стратегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектирование исследования

• Исследовательские вопросы и гипотезы. Роль теории.

• Обоснование выбора объекта исследования. Проблема репрезентации.

• Дизайн единичного и множественного case study.

Технология полевой работы

• Этапы полевой работы. Стратегия «сверху» и «снизу».

• Проблема «вхождения в поле».

• Источники информации. «Ключевые» информаторы.

• Полевые документы. Ведение записей

Особенности применения методов сбора информации в case study

• Наблюдение.

• Интервью.

• Анализ документов. Работа со статистическими источниками.

• Качественно - количественный интерфейс.

Критерии оценки исследования case study. Понятие триангуляции

• Эффект исследователя. Этика поведения исследователя.

• Проблема валидности. Использование множественной триангуляции

Процесс анализа данных

• Описание и интерпретация. Что является научным аргументом?

• Техника написания отчета. Подготовка публикации.

Подобный ежегодный опыт преподавания качественной социологии расширяет круг региональных исследователей, обратившихся к качественной парадигме, дает импульс к институционализации качественной социологии как учебной дисциплины, преподаваемой в университетах провинциальной России. В то же время исследовательский опыт слушателей, которые представляют в форме эссе свои методологические поиски, является важным источником пополнения архива ЦСО по социологическим исследованиям. Лучшие работы из этого архива мы надеемся в дальнейшем опубликовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.