Научная статья на тему 'Исследователь с камерой в пространстве медийной публичности : полевой опыт'

Исследователь с камерой в пространстве медийной публичности : полевой опыт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полевое исследование / социальная этнография / социологическое кино / включенное наблюдение / социолог-режиссер / социолог-исследователь / field research / social ethnography / sociological cinema / participant observation / sociologist-filmmaker / sociologist-researcher

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитрий Омельченко, Святослав Поляков

В статье анализируются особенности совместной работы в поле социолога с его классическим инструментарием социологической науки (наблюдение, интервьюирование) и режиссера с камерой. На примере этнографической экспедиции в столицу республики Дагестан (Махачкала, 2016 г., август-сентябрь, уличный стрит-воркаут) демонстрируются возможности двухэтапного полевого исследования: на первом — трехнедельное включенное наблюдение социолога-полевика, на втором — съемка фильмакалейдоскопа о молодежных сценах Махачкалы. Предмет обсуждения — методологическая рефлексия относительно опыта совместной работы с позиции двух исследовательских перспектив: социолога, использующего метод включенного наблюдения, и режиссера, снимающего сюжеты повседневных практик информантов. Оба взгляда представлены через ключевые аргументы о преимуществах и недостатках совместной работы. Формат документального кинопроекта, реализуемый в ходе полевых работ, — особенный. В настоящее время в работах ряда авторов (Becker, 1976; Collier, Collier, 1987; Harper, 1998), в том числе и отечественных (Запорожец, 2012; Печурина, 2007), много внимания уделяется пользе социологического анализа фотоматериалов, которые активно используются как потенциал визуальной социологии. Следует признать, что социологическое кино долгое время было в «тени» магистрального жанра визуальной социологии — фотографии. Обширный корпус работ по визуальной социологии посвящен в основном социологическому анализу фотографий и других готовых мультимедийных произведений. Однако в последнее время все больше дискутируется вопрос о важности работы с камерой (в разных форматах) в социологическом поле (Brown et al., 2008; Mondada, 2006; Knoblauch et al., 2006). Что касается киноматериалов, то в фокусе внимания ученых оказывается, прежде всего, антропологическое кино с его спецификой этнографического описания визуальных репрезентаций (Worth, Adair, 1972; Pink, 2006; Визуальная антропология…, 2007). Однако при всей схожести подходов есть значимые различия между социологическим документальным научным проектом и антропологическим. Что касается социологического кино, то можно сказать, что дебат о нем структурируется двумя полярными точками зрения. Для одних исследователей кино — это принципиально новый и самодостаточный метод сбора, анализа и репрезентации социологического материала, или даже язык описания социальной реальности (Gottdiener, 1979; Ruby, 1980; MacDougall, 1997; Knoblauch et al., 2006). Другие рассматривают кино как вспомогательный жанр, не заменяющий, а дополняющий традиционные методы и техники сбора, анализа и репрезентации данных (Хайдер, 2001), либо редуцируют его возможности до репрезентации (визуализации) результатов исследователя, отрицая тем самым эвристическую ценность данных, собранных с помощью видеокамеры. Так, по мнению Эммисона и Смита «лишь те видимые сущности социального мира, которые доступны невооруженному глазу, … являются данными для исследования» (Emmison, Smith, 2012, p. 145). Первый полюс социологической рефлексии о кино можно концептуализировать как позицию социолога-режиссера, а второй — как точку зрения социолога-полевика, работающего с классическим инструментарием качественной социологии. Статья призвана отразить основные рапидные точки двойственной рефлексии относительно такого взаимодействия: сначала глазами режиссера-социолога, а затем — глазами социолога-исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researcher with a camera in the space of media publicity: fieldwork experience

The article analyzes the features of teamwork in the field featuring sociologist with his classical tools of sociological science approach (observation, interviewing) and a director with a camera. Having as an example an ethnographic expedition to the capital of the Republic of Dagestan (Makhachkala, 2016, August-September, studying street workout scene), the possibilities of two-stage field study were demonstrated: on the first — a three-week field observation by a sociologist, on the second — filming a documentary film about youth scenes of Makhachkala. The subject of our discussion is a methodological reflection on the experience of working together from the perspective of two research approaches: a sociologist using the method of participant observation, and a director who films informants’ daily practices. Both views are presented through the key arguments about the advantages and disadvantages of teamwork. The format of a documentary film project, implemented in the course of field work, has its common specifics. Currently, a number of authors (Becker, 1976; Collier, Collier, 1987; Harper, 1998), including Russian authors (Zaporozhets, 2012; Pechurina, 2007) pay particular attention to the sociological analysis of photographic materials. Admittedly, sociological cinema has long been in the «shadow» of the main genre of visual sociology that is photography. A vast body of work on visual sociology is devoted mainly to the sociological analysis of photographs and other accomplished multimedia works. However, recently the question of the importance of working with the cinema or video camera (in different formats) in the sociological field is increasingly being discussed (Brown et al., 2008; Mondada, 2006; Knoblauch et al., 2006). As for the motion pictures, the anthropological cinema with its specific ethnographic description of visual representations (Worth, Adair, 1972; Pink, 2006; Visual Anthropology …, 2007) is in the focus of attention of scientists. However, for all the similarity of approaches, there are significant differences between the sociological documentary scientific project and the anthropological one. As for sociological cinema, it can be said that the debate about it is structured by two polar points of view. For some visual researchers, this is a fundamentally new and self-sufficient method of collecting, analyzing and representing sociological material, or even a language for describing social reality (Gottdiener, 1979; Ruby, 1980; MacDougall, 1997; Knoblauch et al., 2006). Others see the documentary film as an additional tool that does not substitute, but complements traditional methods and techniques for collecting, analyzing and representing data (Haider, 2001), or reduce its capabilities to the representation (imaging) of the study results, thus denying the heuristic value of data collected using video camera. Thus, according to Emmison and Smith, «only those visible essences of the social world that are accessible to the unaided eye … are data for research» (Emmison, Smith, 2012, p. 145). The one pole of sociological reflection about cinema can be conceptualized as the position of a sociologist-filmmaker, and the second as the point of view of a sociologist-field worker who works with the classical tools of qualitative sociology. The article is intended to reflect the main key points of dual reflection on this interaction: first, through the eyes of a sociologist-filmmaker and then through the eyes of a sociologistresearcher.

Текст научной работы на тему «Исследователь с камерой в пространстве медийной публичности : полевой опыт»

Исследователь с камерой в пространстве медийной публичности: полевой опыт1

Дмитрий Омельченко*, Святослав Поляков**

В статье анализируются особенности совместной работы в поле социолога с его классическим инструментарием социологической науки (наблюдение, интервьюирование) и режиссера с камерой. На примере этнографической экспедиции в столицу республики Дагестан (Махачкала, 2016 г., август-сентябрь, уличный стрит-воркаут) демонстрируются возможности двухэтапного полевого исследования: на первом — трехнедельное включенное наблюдение социолога-полевика, на втором — съемка фильма-калейдоскопа о молодежных сценах Махачкалы.

Предмет обсуждения — методологическая рефлексия относительно опыта совместной работы с позиции двух исследовательских перспектив: социолога, использующего метод включенного наблюдения, и режиссера, снимающего сюжеты повседневных практик информантов. Оба взгляда представлены через ключевые аргументы о преимуществах и недостатках совместной работы.

Формат документального кинопроекта, реализуемый в ходе полевых работ, — особенный. В настоящее время в работах ряда авторов (Becker, 1976; Collier, Collier, 1987; Harper, 1998), в том числе и отечественных (Запорожец, 2012; Печурина, 2007), много внимания уделяется пользе социологического анализа фотоматериалов, которые активно используются как потенциал визуальной социологии. Следует признать, что социологическое кино долгое время было в «тени» магистрального жанра визуальной социологии — фотографии. Обширный корпус работ по визуальной социологии посвящен в основном социологическому анализу фотографий и других готовых мультимедийных произведений.

Однако в последнее время все больше дискутируется вопрос о важности работы с камерой (в разных форматах) в социологическом поле (Brown et al., 2008; Mondada, 2006; Knoblauch et al., 2006). Что касается киноматериалов, то в фокусе внимания ученых оказывается, прежде всего, антропологическое кино с его спецификой этнографического описания визуальных репрезентаций (Worth, Adair, 1972; Pink, 2006; Визуальная антропология..., 2007). Однако при всей схожести подходов есть значимые различия между социологическим документальным научным проектом и антропологическим.

Что касается социологического кино, то можно сказать, что дебат о нем структурируется двумя полярными точками зрения. Для одних исследователей кино — это принципиально новый и самодостаточный метод сбора, анализа и репрезентации

1 Статья подготовлена в рамках проекта РНФ № 15-18-00078 «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов».

* Омельченко Дмитрий, магистр социологии, аналитик Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (г. Санкт-Петербург), режиссер-документалист. domelchenko@hse.ru.

** Поляков Святослав, магистр социологии, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (г. Санкт-Петербург). wek.spb@gmail.com.

социологического материала, или даже язык описания социальной реальности (Gottdiener, 1979; Ruby, 1980; MacDougall, 1997; Knoblauch et al., 2006). Другие рассматривают кино как вспомогательный жанр, не заменяющий, а дополняющий традиционные методы и техники сбора, анализа и репрезентации данных (Хайдер, 2001), либо редуцируют его возможности до репрезентации (визуализации) результатов исследователя, отрицая тем самым эвристическую ценность данных, собранных с помощью видеокамеры. Так, по мнению Эммисона и Смита «лишь те видимые сущности социального мира, которые доступны невооруженному глазу, ... являются данными для исследования» (Em-mison, Smith, 2012, p. 145). Первый полюс социологической рефлексии о кино можно концептуализировать как позицию социолога-режиссера, а второй — как точку зрения социолога-полевика, работающего с классическим инструментарием качественной социологии.

Статья призвана отразить основные рапидные точки двойственной рефлексии относительно такого взаимодействия: сначала глазами режиссера-социолога, а затем — глазами социолога-исследователя.

Ключевые слова: полевое исследование, социальная этнография, социологическое кино, включенное наблюдение, социолог-режиссер, социолог-исследователь

На пути к объективной и публичной социологии:

позиция режиссера-социолога

Исследователи обычно обсуждают уместность или неуместность присутствия социолога с камерой в поле, игнорируя тот факт, что сама камера как инструмент сбора информации за последние 10-15 лет заметно эволюционировала и в плане технических возможностей, и в отношении доступности для среднестатистического ученого. Прорывное развитие технологий кино- и видеосъемки бросает вызов традиционным методам и техникам фиксации социального поведения благодаря своей способности «схватывать» то, что подчас ускользает от человеческого уха и глаза. С некоторой долей условности можно сказать, что камера, как исследовательский инструмент, делает диктофон таким же динозавром, как современный компьютер костяные счеты, поскольку способна выполнять полностью его функции, добавляя к ним еще множество новых. Камера может фиксировать информацию круглосуточно, может подвижно и неподвижно охватывать 360 градусов пространства, может фиксировать движение, биологические процессы и др. В конечном итоге любой непостановочный видеоматериал может служить историческим документом в самом идеальном формате, поскольку не содержит трактовки, а просто фиксирует происходящее перед ней.

Сложности использования социологической документалистики связаны с набором необходимых компетенций, которыми должен обладать полевой социолог-режиссер-filmmaker. Умение держать камеру, умение работать с негативами, навыки линейного монтажа — это и многое другое требует серьезного отвлечения внимания от академической карьеры. В определенной степени эти проблемы по-прежнему актуальны. Хотя сегодня, с приходом цифровой техники и постоянно дешевеющего рынка полупрофессиональных и любительских видеокамер, ситуация кардинально изменилась: практически любой ученый — исследователь любой специальности — может использовать новые цифровые решения на пользу себе и своей профессии. Такая работа требует определенных компетенций и практических навыков, что в определенной степени зависит и от целей, которые ставит перед собой исследовательский коллектив и работающий в команде социолог-режиссер. Так, например, видеоматериал может рассматриваться в качестве иллюстраций к нарративам и служить дополнением для последующего анализа. Или же видеоматериал собирается с целью создания отдельного, самодостаточного

исследовательского продукта, ориентированного на последующую демонстрацию в разных, как академических, так и более широких аудиториях. Отдельная задача — это про- : цедура доведения картинки до соответствующего уровня, что также требует особых >5 компетенций. Но и с этой стороной творческого процесса стало меньше проблем. Так, § вместе с ростом популярности визуальных презентаций разного вида и формата поя- ^ вилась новая волна любителей-профессионалов, готовых включиться в работу: фото- ^ графов, веб-дизайнеров, фотохудожников. При этом роль социолога-режиссера вовсе § не аннулируется. Для работы над профессиональным кинопроектом на всех его этапах ш требуются люди, не просто владеющие камерой и другими необходимыми навыками ки- ^ нопроизводства, но и реально вовлеченные в задачи исследования, разделяющие клю- I чевые принципы полевой работы и социологической этики, разбирающиеся в нюансах о. и способные справляться с задачами разного уровня. о Исследователи, работающие в рамках конструктивистской парадигмы, настаива- с^

С щ

ют на том, что камера создает дополнительный фильтр, деформирующий социальную реальность. Дискуссия вокруг этого вопроса весьма актуальна. Трудно не согласиться с тем, что взгляд режиссера сквозь глаз кинокамеры — это тоже фокус, имплицитно о предполагающий интерпретацию полученных данных. Однако деформацию социоло- Ф гического материала, полученного в ходе киносъемки, не стоит преувеличивать: она ^ не больше, чем искажения, возникающие в ходе интерпретации социальной реальности при работе с традиционным инструментарием.

К несомненным преимуществам социологического кино можно отнести его способность служить популяризации социологического знания. Любое научное знание, особенно социальное, стремится к некоей результативности, к получению каких-то практи-

ческих выводов, которые могут найти прикладное применение. Стремясь узнать нечто ^ новое об обществе, получая от социума разнообразную информацию о его структуре ^ и взаимосвязях, мы стремимся делиться полученным с широкой аудиторией, выходить о

за рамки исключительно научных публикаций, выступлений на специализированных кон- ^

щ

§ 2

ференциях, эксклюзивных отчетов для научных фондов и заказчиков. Вопрос заключается не только в том, что мало кто из не входящих в академический пул захочет и сможет купить книгу или прочесть статью в сугубо академическом журнале, т. е. вопрос не толь- ^ ко в технической возможности, а в готовности и способности широкой аудитории понять С академический язык. ®

Сегодня все науки пробуют рассказать о своих находках широким аудиториям, все ^ более популярными становятся разнообразные форматы вовлечения жителей городов <э в дискуссии вокруг значимых и интересных аспектов науки и ее достижений, как, напри- К мер, «Открытый Университет». Для социологии это так же актуально, как и для других наук, О однако следует признать, что именно эта наука находится в арьергарде известности.

На примере реализуемого Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ проекта, посвященного проблемам молодежи, можно рассмотреть несколько вариантов визуального прочтения социологических результатов. В центре внимания нашего проекта был поиск и анализ позитивных, созидательных аспектов жизни современной российской молодежи, с особым интересом к вопросам этничности и религии. Мы стремились к получению некоего нового знания о том, что характеризует городские молодежные культур- > $ ные сцены, в чем их особенности и специфика в сравнительной перспективе. Результаты ^ данного проекта были ориентированы на их использование для поддержки молодежных инициатив, для создания условий для реализации инновативных проектов, для знакомства с опытом самоорганизованных позитивных пространств, в контексте которых этнические и религиозные различия преодолеваются вовлеченностью в «общие смыслы и общее дело». Это выглядит как отличный план и продуктивная схема гармонизации отношений и коммуникации между поколениями, между молодежью и государством.

I ф

:г -а

5

р

5

Сам проект подразумевал «смешанную» методологию и широкую географию. В четырех городах — Махачкале, Санкт-Петербурге, Ульяновске и Казани — были последовательно проведены: количественный опрос в профессиональных колледжах и высших учебных заведениях, глубинные интервью с ключевыми представителями молодежных сцен, кейс-стади отобранных групп. Параллельно с последним этапом велась съемка социологического документального кино на примере кейса махачкалинских любителей уличного воркаута. Исследовательской командой использовалась комбинированная методика сбора данных, а именно: 1) включенное наблюдение с полной вовлеченностью исследователя в практики сообщества и 2) видеосъемка воркаутеров в местах их регулярных тренировок.

Визуализация как преодоление искаженного представления об объекте

Опираясь на многолетний опыт изучения самых разных молодежных сообществ: субкультур, солидарностей, компаний, наш центр продвигает идеи того, что подавляющая часть «не-позитивных», а часто и панических представлений о каждом новом поколении связана с «до-полевой» проблематизацией молодежи, с приписыванием ей девиантных ярлыков. Это не только результат дискурсивного давления, но и недостаточного знания (а часто и его полное отсутствие) об особенностях периода взросления и, кроме того, о существенных трансформациях молодежного пространства в современной России. Причем недостаток или отсутствие знания (и понимания) можно отнести не только к молодежи как «иной» возрастной группе, но и к иной культуре, истории, иным традициям, иному языку. Наивно предполагать, что мы можем бороться с этим, но мы как минимум можем обо всем «ином» рассказать, причем используя голоса и смыслы самих этих «иных». В нашем случае — не только рассказать, но и показать.

Одним из принципов исследовательского подхода нашего Центра является стремление предоставлять голоса самим информантам «без искажений», чтобы с их помощью они могли рассказать о себе, своей компании, круге общения — своими словами, своей музыкой, стилем, особыми повседневными практиками, формами культурного взаимодействия. Параллельно мы стремимся объяснить значимость окружающих их символов, особые гендерные режимы и характер распределения власти в молодежных компаниях. При этом предполагается критический анализ полевых наблюдений с позиции исследователей.

Как показал наработанный опыт видеосъемок, с помощью видеофиксации мы в силах ухватить то, что подчас ускользает от человеческого глаза или уха. Профессиональный оператор (то же самое касается и монтажера), работая над визуальным социологическим проектом, обязан преследовать две цели: 1) создать корректный визуальный материал с точки зрения кинопроизводства, что требует обладания навыками работы с камерой, светом, цветопередачей, звуком, умений подвижной видеосъемки, знаний принципов экспозиции, создания кадра и много другого; 2) обладать профессиональными навыками полевого социолога, чтобы не нарушать гармонию поля, не искажать «киноглазом» (в терминологии Дзиги Вертова (Вертов, 1966)) предстающую перед ним реальность, обладать социологическим воображением и быть открытым к новому знанию. При профессиональном сочетании этих двух навыков и профессиональных компетенций искажение может быть сведено к минимуму. И хотя ученые, придерживающиеся конструктивисткой парадигмы, считают, что искажения не избежать, осмелимся утверждать, что оно будет не больше, чем определенные искажения и переинтерпретации материала, зафиксированного, полученного исследователем в ходе обычной этнографии без камеры.

Визуальное как публичный документ

Возвращаясь к опыту Центра молодежных исследований, важно отметить, что мы ^ параллельно с концептуализацией солидарного и сценового подходов (Omelchenko, о Sabirova, 2015) развиваем и практические навыки, тестируя и совершенствуя новые инструменты. На нашем счету 5 полноценных документальных социологических проек- с^ тов, каждый из которых — это не только рассказ о новом мнении, группе, пространстве, 9; но еще и поиск оптимального решения передачи материала. Визуальный социологический проект должен быть не только социологическим, но и визуальным. Он должен со- £2 ответствовать современным требованиям, предъявляемым к документалистике, медий- I ной подаче и актуальному творчеству, соответствовать современным информационным технологиям и решениям. Иначе мы попросту могли бы выкладывать «сырые» интервью, о что вполне приемлемо, например, для учебного процесса. Но привлечь более широкие аудитории к просмотру такого материалы, скорее, нереально. С помощью социологи- С ческой документалистики можно предложить актуальную информацию о современной ^ молодежи, что называется, из первых уст. Продемонстрировать визуально аудитории о то, чего она, может быть, не увидела бы своими глазами. Ф

Функции режиссера в поле

В социологическом поле рядо1 ная группа, а только одиночный filmmaker. Это связано с двумя ключевыми обстоятель-

3

о -а

В социологическом поле рядом с исследователем присутствует не большая съемоч- ^

со

ствами: финансирование и нежелание перегружать поле «чужаками». Как показал опыт, ш в исследовании / съемочном процессе не может быть больше двух человек, когда речь идет о включенном наблюдении в молодежную группу или компанию. Первый выступа- с~ ет классическим качественником, который фиксирует результаты наблюдения, прово- о дит глубинные и биографические интервью (с диктофоном), второй выполняет функции ^ сценариста/режиссера/оператора. Другим основным отличием социологического кино ^ от прочих документальных форматов является отсутствие реконструкции событий — ^ формирование сценария осуществляется только на основе собранного материала, где ^ возможно только включение комментария исследователя-социолога (хотя последнее С; является спорным тезисом). Есть множество других нюансов, описание которых вы- ® ходит за рамки обозначенной в данной статье задачи. На данном этапе мы стараемся ^ выяснить, какое же впечатление создается у самого режиссера-социолога в процессе <э съемки фильма такого непривычного формата. К

Использование социологической документалистики в рамках исследовательских О проектов расширяет возможности распространения результатов далеко за рамки академических аудиторий. Это может способствовать популяризации социологического ^ знания и реализовывать задачи публичной социологии (Burawoy, 2004).

Здесь снимают кино: точка зрения участвующего исследователя

5

6

S

о

С точки зрения социолога-исследователя, появление камеры означает привнесение в поле нового ресурса, который может оказать как позитивный, так и негативный эффекты. В литературе, посвященной социологическому (и антропологическому) кино, обсуждается деформирующий эффект, который оказывает появление видеокамеры в изучаемом поле (Gottdiener, 1979; Albrecht, 1985; Lomax, Casey, 1998). Утверждается, что камера сама по себе является одним из акторов социального действия, провоцируя попадающих в ее фокус людей вести себя не так, как в «обычной жизни», и тем самым создавая избыточные «помехи».

Для конкретного обсуждения этого аспекта остановимся более подробно на кейсе махачкалинских любителей уличного воркаута. Это неформальное сообщество существует в Махачкале уже 3 года. Оно объединяет молодых мужчин (школьников, студентов ссузов и вузов) в возрасте от 10 до 25 лет. Идеология сообщества базируется на принципах здорового образа жизни и антиконсюмеризма.

Камера как исследовательский ресурс

В контексте выбранного нами объекта проблема визуального искажения восприятия сообщества приобретала дополнительное звучание: молодые люди были не просто открыты для съемки, но рассматривали факт съемки как возможность для увеличения своего символического капитала: «Нас с Митей (режиссера и кинооператора. — Прим. авт.) воспринимают как обладателей полезного для группы ресурса — видеокамеры. Поэтому отсутствие Мити всегда заметно. Задаются вопросы: Почему сегодня нет оператора? Магомед Расул спросил, когда мы уезжаем. — 21-го — Утром или вечером? — Скорей всего, вечером. — А, тогда вы успеете на соревнования, у нас будут соревнования в институте» (дневник наблюдения от 10.09.2016).

Чередование дней съемки с днями «чистого» включенного наблюдения было элементом нашей исследовательской стратегии. Позиция участвующего исследователя, полностью вовлеченного в практики сообщества, позволяла фиксировать не только взаимодействия между его участниками, но и их реакцию на присутствие/отсутствие камеры в поле.

Появление камеры (вне зависимости от того, велась съемка или нет) производило эффект, аналогичный эффекту фотовыявления, описанному Дугласом Харпером (Harper, 1988). В данном случае полем для «выявления» стала латентная борьба за лидерство в сообществе воркаутеров. Фрейм «Здесь снимают кино» ориентировал двух авторитетных участников сообщества на активный характер поведения, направленный на контроль дискурса (кто говорит), образа (что снимается) и метода (как снимается): «Саид активно вмешивался в процесс съемки, постоянно подходил к оператору, указывал ему на какого-нибудь участника и говорил: вот можете снять вот это. Или сам: вот я сейчас буду делать такой-то элемент, можете поснимать. Или, например: Это имярек, он пришел к нам в 12 лет, сейчас ему 14, он один из лучших, хорошо подкачался, выступает на соревнованиях» (дневник наблюдений от 02.09.2016).

Пример, поданный лидерами, очень быстро превратился в общую стратегию взаимоотношений группы с исследовательской командой. Воспринимая происходящее как игру на камеру, воркаутеры стремились к тому, чтобы эта игра велась по их правилам и в соответствии с их представлениями о том, какая картинка и какой текст должны попасть в фокус. Кроме того, они пытались выровнять ассиметричные отношения, неизбежно возникающие между исследователем и исследуемым, переадресуя участвующему исследователю его собственные вопросы: «Увидел на Саиде майку "Единой России": — Ты за "Единую Россию"? — Нет. — А откуда майка? — Были соревнования, там спонсор был из "Единой России". А сам я не за ЕР. — Магомед Расул (мне): Ты за какую партию голосуешь? Я: Я в этот раз не голосую, я же здесь буду. Магомед Расул: Нет, а вообще, за кого голосуешь? Я: Я ни за кого. Магомед Расул: Вот и правильно. Я тоже ни за кого. Какая разница? Там уже все все равно поделено, а он (хлопает по плечам Саида) КПРФ (смеется)» (дневник наблюдения от 07.09.2016).

Ограничения киносъемки: «закадровый» опыт

Разделение труда, установившееся в нашей исследовательской команде, позволило участвующему наблюдателю сформулировать главное ограничение кино как исследовательского метода. Даже если предположить, что видеокамера способна уловить,

Культурная экономика приветствий в среде махачкалинских воркаутеров базирует-

передать без искажений визуальный ряд и звук, тактильный аспект социального и культурного опыта оказывается для нее недосягаемой высотой. Между тем тактильность иг- : рает ключевую роль в формировании солидарности и идентичности воркаутеров. Чувст- >5 во группы здесь формируется, прежде всего, в ходе коммуникации/взаимодействия тел. § Один случай, произошедший на тренировочной площадке, помог осознать, что, несмо- ^ тря на кажущуюся хаотичность тактильных взаимодействий, они подчиняются опреде- ^ ленной логике и являются результатом практик дисциплинирования и стилизации тела: § «После интервью пошел прощаться с теми, кто еще оставался. Компания из 5 человек Ф собралась на брусьях, стояли/сидели полукругом. Я говорю: Ну что, я пошел, "Салам ^ Алейкум", тут ко мне сразу потянулось семь правых (включая Рамазанову) ладоней. Я, I честно говоря, смутился, а потом говорю: Так, давайте по часовой стрелке. Нет, гово- о. рит Рамазан, по часовой неудобно, удобней против часовой. И действительно, удобней» о (дневник наблюдения от 16.08.2016).

С щ

ся на комплексе вербальных и тактильных практик («Ас салам алейкум — Ва алейкум ^ ассалам» как единственная легитимная речевая форма приветствия, а также рукопожатие, которое сопровождается одновременным перекрыванием правой ладони парт- ^ нера своей левой ладонью), конституирующих сообщество как религиозное «братст- со во» — «джамаат». Манифестация мусульманской религиозности на уровне моторики ^ служит символической «платой за вход» даже в том случае, если индивид исповедует л другую религию или не исповедует никакой. Урок коллективного рукопожатия — часть § практического знания, которое усваивается членами сообщества «на автомате», в ходе со многократного повторения рутинных действий, и потому вряд ли может быть «схваче- § но» в ходе отстраненного наблюдения «невооруженным» глазом или в процессе виде- ^ осъемки. Лишь позиция новичка, занятая участвующим исследователем, и возникший ^ впоследствии сбой в тактильной коммуникации новичка с более опытными участниками о сообщества позволили дать адекватную интерпретацию этому фрагменту «закадрово-

щ § §

Власть камеры 2

С

Выводы, сделанные по результатам двойного наблюдения — за группой и за иссле- ® дователем с камерой, — далеки и от оптимизма относительно социологического кино ^ как максимально объективной репрезентации социальной реальности, так и от редук- <э ционистской позиции некоторых авторов, отводящих видеоданным вспомогательную ск функцию визуализации и озвучивания данных. Несомненно, присутствие камеры в поле о

го» опыта.

оказывает деформирующее воздействие на исследуемый объект и таким образом служит фактором воспроизводства «искаженной» социальной реальности.

Совет использовать наблюдение, интервьюирование и другие классические техники сбора данных для валидации видеоматериала оказывается бессильным перед властью фрейма «Здесь снимается кино», задающего осевую стратегию взаимодействия иссле- ^ дователей и исследуемых, релевантную даже в те моменты времени, когда исследова- ^^ тель с камерой физически отсутствует.

Вместе с тем социологическое кино обладает недооцененным эвристическим по- ^ тенциалом не как метод сбора, анализа и репрезентации данных, а как стратегия ис- ^ следовательской коммуникации и взаимодействия с полем. Умеренный позитивизм § в данном случае является скорее преимуществом, чем недостатком. Он консистентен ^ установкам и ожиданиям, разделяемым участниками сообщества, и тем самым способствует формированию общего смыслового пространства, в котором становится возможным понимание Другого.

Выводы

Несмотря на методологические и мировоззренческие противоречия, авторы статьи сходятся во мнении, что взаимодействие участвующего исследователя и социолога-режиссера стало важной методологической находкой. В то время как впечатления участвующего исследователя служили социологу-режиссеру ситуативной инструкцией, позволяющей корректировать процесс съемки, присутствие камеры позволяло участвующему исследователю выявлять латентные конфликты и противоречия в изучаемом сообществе.

Обсуждение особенностей работы с камерой в этнографическом поле призвано способствовать продвижению социологической документалистики и привлечению более широкой аудитории к восприятию и использованию результатов социологических исследований. Это может способствовать повышению узнаваемости и значимости информации визуального ряда, более ясному и понятному формату разговора с аудиторией в эпоху повсеместной визуализации и медиизации социальной жизни, что особенно актуально при разговоре с молодежью. Важным преимуществом социологической документалистики является вовлеченность режиссера в исследовательский процесс, не только понимание задач, ключевых теоретических и методологических рамок и подходов, но и этических аспектов взаимодействия социолога с информантами, понимание ответственности перед ними, четкое следование основным правилам полевого этапа.

Литература

Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство, 1966.

Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. статей / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. М.: Научная книга, 2007.

Запорожец О. Н. Визуальная социология: в поисках границ // IV Всероссийский социологический конгресс. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Секция 36. Методология и методы эмпирических исследований. 2012. URL: http://www.ssa-rss.ru/files/File/ congress2012/part50.pdf (дата обращения: 01.11.16).

Печурина А. В. Визуализация социальных исследований: новые данные или новые знания? // Социологический журнал. 2007. № 3. С. 81-89.

Хайдер К. Этнографическое кино. М.: ИЭА РАН, 2000.

Albrecht G. L. Videotape Safaris: Entering the Field with a Camera // Qualitative Sociology. 1985. № 4 (8). P. 325-344.

Becker H. S. Photography and Sociology // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1974. № 1. P. 3-26.

Brown K. M, Dilley R., Marshall K. Using a Head-Mounted Video Camera to Understand Social Worlds and Experiences // Sociological Research Online. 2008. № 6 (13). URL: http://www.socreson-line.org.uk/13/6/1.html (дата обращения: 06.07.2017).

Burawoy M. For Public Sociology: The Presidential Address // American Sociological Review. 2004. № 1 (70). P. 4-24.

Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1987.

Emmison M., Smith P. Putting Visual Data into Focus // SAGE Visual Methods / Ed. by J. Hughes. L.: Sage Publications, 2012. Vol. 1: Principles, Issues, Debates and Controversies in Visual Research. P. 145-166.

Gottdiener M. Field Research and Video Tape // Sociological Inquiry. 1979. № 4 (49). P. 59-65.

Harper D. Visual Sociology: Expanding Social Vision // The American Sociologist. 1988. № 1 (19). P. 54-70.

Knoblauch H., Schnettler B., Raab J. Video Analysis: Methodology and Methods // Qualitative Audiovisual Data Analysis in Sociology. Frankfurt am Main et al.: Lang, 2006. P. 9-28.

Lomax H., Casey N. Recording social life: Reflexivity and video methodology // Sociological Research

Online. 1998. № 2 (3). URL: http://www.socresonline.org.Uk/3/2/1.html (дата обращения: 06.07.2017). .

MacDougall D. The Visual in Anthropology // Rethinking Visual Anthropology / Ed. by M. Banks, js

H. Morphy. New Haven; London: Yale University Press, 1997. P. 276-295. §

>S s

Mondada L. Video Recording as the Reflexive Preservation and Configuration of Phenomenal Features

for Analysis // Video analysis: Methodology and methods / Ed. by H. Knoblauch, B. Schnettler, R. Jürgen. ^

CD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Frankfurt am Main: Lang, 2006. P. 51-68. §

Omelchenko E. L., Sabirova G. Youth Cultures in Contemporary Russia: Memory, Politics, Solidarities // CD

Eastern European Youth Cultures in a Global Context. London: Palgrave Macmillan, 2015. P. 253-270. K

Pink S. The Future of Visual Anthropology: Engaging the Senses. London: Routledge, 2006. I

Ruby J. Exposing Yourself: Reflexivity, Anthropology, and Film // Semiotica. 1980. № 30. P. 153-180. §

Worth S., Adair J. Through Navajo Eyes: An Exploration in Film Communication and Anthropology. o

Bloomington: Indiana University Press, 1972.

О &

0Q

>S

О &

SS

о

-Q

ü

со

OQ О

£

S

О

S

OQ

S §

С

OQ СО

S

e

к

OQ

0

8

1 CD :r -Q

5 §

о

>S

5

6

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.