внутренние часы - сердце. Коллекционер-убийца времени превращается в самоубийцу.
Финал рассказа кажется победой жизни над собирательством, природы над вещью: коллекция чашек роздана, коллекция часов, по-видимому, распродана, все остальное завещано Серенькому Козлику для создания приюта для собак. Возможно, все бы и звучало так жизнеутверждающе, если не посмотреть на маниакальную страсть Саши Козлова к собакам как на вид собирательства. Он собирает кости, объедки, псин, шавок, дворняг, джеков, альм, с гордостью демонстрирует фото своей первой собаки Топы. По закону близнечности все в нем противоположно Евгению Николаевичу: смирение, самопожертвование, бедность, близость природе. Но Евгений Николаевич, конечно же, правильно выбрал наследника: вещей нет, но близнец-коллекционер продолжит его дело.
В рассказе Людмила Улицкая исследует, по сути, природу советской мифологемы. В XX веке феномен второго лица во власти стал настолько популярен и естественен, что породил множество микоянов, косыгиных, сусловых, переживших первых лиц, должности вторых секретарей, замов, заместителей замов, которые в свою очередь создавали аппарат тоталитарного советского государства.
Литература
Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920-1940-х гг. - Барнаул, 2005.
Тресиддер Д. Словарь символов. - М., 2001.
Улицкая Л. Второе лицо: Повесть. Рассказ. - М., 2003.
Франц М.-Л. Процесс индивидуации / Человек и его символы. - М., 1998.
«ЕЖЕДНЕВНЫЙ “Я”»:
КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА НАЧИНАЕТСЯ С «РАЙОНОК»
Е.С. Радионцева
Ключевые слова: СМИ, конвергенция, районная газета.
Keywords: Media Discourse, convergency, local newspaper.
«В своей книге “Цифровое бытие” Николас Негропонте предсказывает грядущее время, в котором у людей появится возможность адресно получать именно те новости, которые наиболее важны лично для них и отфильтровывать все остальные. “Цифровые СМИ” будут предлагать своей аудитории то, что автор называет “Ежедневный Я” -
персональный источник информации для того, кто в ней заинтересован. Эта очищенная форма журналистики будет включать в себя анонсы и новости, взятые из областей, которые читатель выделит для себя как приоритетные», - пишут Стефен Куинн и Винсент Ф. Филак в книге «Введение в конвергентную журналистику» [Куинн, Филак].
Сегодня этот путь как приоритетный в своем развитии выбрали районные газеты. Яркой тенденцией в мире малых газет считается конвергенция - «... единственная жизнеспособная бизнес-модель для компаний, стремящихся выжить в цифровую эпоху», по мнению операционного директора CanWest Global Communications Corp Рика Камилери (Rick Camilleri) [Российский рынок периодической печати 2006, с. 46]. Куда бы мы сегодня ни посмотрели, становится ясно, что мы вступили в эпоху, где каждый процесс и все его содержание стали цифровыми, мобильными и виртуальными.
Конвергенция как процесс не имеет непосредственного отношения к функциональному потенциалу районных газет, однако позволяет говорить о влиянии конвергенции на усиление всех функций. Вопрос о функциональных приоритетах и конвергенции тесно связаны между собой.
Конвергенция предполагает объединение печатных, вещательных, беспроводных и онлайновых медиа. Процесс дорогостоящий, требующий больших временных затрат, переподготовки кадров и освоения новых технологий. Исследователи признают, что маленькие и средние по размеру газеты имеют больше шансов, чем кажется их владельцам, для создания и получения прибыли от партнерств с вещательными каналами и Интернет-сайтами. Об этом заявил Дин Синглтон (William Dean Singleton), исполнительный директор MediaNews Group Inc. на ежегодной конвенции Национальной газетной ассоциации (NAA) [Российский рынок периодической печати 2006, с. 46]. Основной акцент в его выступлении был сделан на конвергенции крупных газет, но он сказал, что думать о конвергенции как о феномене больших городов - ошибка. «Маленькие газеты и газеты на средних рынках обычно добиваются в конвергенции большего, чем крупные» [Российский рынок периодической печати 2006, с. 46]. Он считает, что на маленьком рынке купить телеканал или радиостанцию проще и дешевле. А поскольку у маленьких газет обычно очень тесные отношения с местными рекламодателями, им проще продавать концепцию конвергенции газеты, телевидения, радио и Интернета.
Компании Синглтона принадлежит 153 газеты, большая половина из которых - локальные. Газета его родного города Грэхэма (штат Техас, США), выходящая дважды в неделю тиражом 5000 экземпляров, заклю-
чила партнерство с четырьмя радиостанциями и их Интернет-сайтами. У партнеров общие здание, редакция и отдел рекламы. Совместный проект приносит больше средств, чем партнеры зарабатывали до конвергенции.
Аналогичный проект на территории Сибирского федерального округа - конвергенция районной газеты Алтайского края «Змеиногорский вестник». После объединения с Издательским Домом «Алтапресс» газета изменила свой статус - из районного общественно-политического издания она превратилась в автономную некоммерческую организацию. Это позволило ей расширить ореол своего распространения, завоевать новые сегменты информационного и рекламного рынка. «ИД “Алтапресс”, - пишет сотрудница издательского дома в «Журналисте», - существует с 1990 года. Основные направления деятельности - СМИ и полиграфия. В настоящее время “Алтапресс” выпускает 7 газет и 2 журнала. В структуре компании находится 3 издательских группы и типография, а также службы обеспечения. Флагманом “Алтапресс” является газета общего содержания “Свободный курс”» [Симонова 2004, с. 37].
В Омской области успешен опыт конвергенции районных изданий и филиалов телерадиовещательной компании ГТРК «12 канал», которые открыты и действуют практически во всех районах Омской области.
В Соединенных Штатах многие издания выбрали путь конвергенции для успешной реализации издания в мире цифровых технологий. Как пишет в своем материале в Star Press Гэйл Коч (Gail Koch), исследование в области конвергенции, проведенное университетом Ball State University два года назад, показало, что газеты и вещатели делают лишь первые шаги в определении характера взаимного сотрудничества. В ходе первого этапа трехэтапного исследования, финансируемого Центром медиа-дизайна, был проведен опрос 372 изданий. Он показал, что 30 % из них сотрудничают в сборе новостей с телеканалами. При этом большинство газет уделяет своим телевизионным партнерам мало внимания [Российский рынок периодической печати 2006, с. 47].
Определенными шагами на пути к конвергенции следует считать техническое переоснащение редакций и обучение сотрудников. Техническое переоснащение отрасли наметилось во многих регионах - Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областях, в Алтайском и Красноярском краях. Здесь в районных газетах вкладываются средства в техническое перевооружение. «Все редакции районных газет в настоящее время, - написала еще в 2002 году Т. Бугаева, председатель комитета по делам печати и полиграфии Омской области, - укомплектованы
настольными издательскими системами. Минимальная конфигурация составляет 2 компьютера, сканер, принтер, модем. Всего в системе редакций эксплуатируется более 90 компьютеров <...> Приобретаются цифровые фотокамеры, создаются локальные сети. Так, в таких редакциях, как “Знамя” Исилькульского района, “Наша газета” Шербакуль-ского района, “Авангард” Марьяновского района, “Сибиряк” Калачин-ского района и многих других, каждый сотрудник имеет компьютер и издательский процесс осуществляется только в электронном режиме. Сегодня уже осваиваются компьютеры нового поколения, которые ускоряют процесс набора и верстки, передачи информации.
Двадцать четыре районные газеты из 32-х постоянно печатаются офсетным способом, что позволило значительно улучшить качество, поднять газету на более высокий уровень оформления и полиграфического исполнения» [Бугаева 2002, с. 124]. Сегодня все газеты Омской области перешли на офсет. Последней в этом перечне стала газета «Усть-Ишимский вестник» Усть-Ишимского района, которая перешла на офсет только в 2007 году. Публикации председателей и заместителей комитетов по информационной политике вышеназванных регионов, а также иных служб, выполняющих аналогичные функции, в сборнике «Районные и городские газеты Сибири» [2002] содержат информацию о том, что материально-техническое оснащение районных газет проходит активно. Можно констатировать, что в целом уже к 2002 году 95 % районок перешли на офсет и были укомплектованы новым оборудованием, которое позволило им компьютеризировать печатный процесс. Сегодня все редакции районных газет имеют электронную почту, что позволяет любому городскому рекламодателю оперативно разместить коммерческий заказ.
Конкурсы, семинары, конференции, которые проводятся для редакторов и сотрудников районных газет, носят всецело творческий характер. Такой вывод напрашивается после анализа публикаций в уже упомянутом сборнике «Районные и городские газеты Сибири» [Районные и городские газеты Сибири 2002], где, как правило, отдельным блоком рассказывается о мерах, принимаемых краевой или областной администрацией для повышения кадрового потенциала редакции. Межрайонные журналистские летучки, сотрудничество с ведущими вузами региона, участие в выставках - вот далеко не полный перечень тех мероприятий, в которых принимают участие сотрудники районных СМИ. Их цель - повышение профессионального мастерства журналистов. Аналогичные задачи сформулированы учредителями конкурсов, выложенных на сайте http://www.omskprint.ru в рубрике под названием «Кон-
курс»: «Власть народная» - конкурс на лучшее освещение проблемы становления местного самоуправления, «Сделано в России», цель акции которой - способствовать развитию гражданского общества и активизации деловой жизни в регионах; «Отцовская доблесть» - на лучшую публикацию о проблемах отцовства и т. д.
Интересно, что конвергенция охватила все тиражные сегменты -независимо от размера газеты, как отмечает Лори Демо (Lori Demo) [Российский рынок периодической печати 2006, с. 51]. Она рассказывает, что одной из целей ее исследования было выяснить, способствует ли конвергенция созданию более богатой и качественной журналистики. Вот некоторые из полученных цифр: газеты готовы делиться бюджетами на подготовку материалов и подборками публикаций с коллегами с телевидения, однако стараются придерживать эксклюзивные материалы. Около 44 % редакторов заявили, что делятся материалами лишь выборочно, 16 % - что никогда не делятся, и 12,3 % - что придерживают материалы, которые обеспечивают им конкурентные преимущества перед партнерами. Около 12 % редакторов ответили, что у них с партнерами общий редактор или отдел координации, планирующий подготовку материалов на ежедневной или почти ежедневной основе. Около 70 % газет не обсуждают на редакционных совещаниях способы продвижения содержания их партнеров.
Сегодня многие авторитетные сайты охотно публикуют локальные новости от местных репортеров газеты и материалы информационных агентств с комментариями региональных экспертов. Они концентрирует свое внимание на местном контенте. Это очередной аргумент в пользу силы и влияния конвергентных процессов на развитие журналистики.
Исследователи пишут, что конвергенция наверняка отразится и на уровне письма. Вероятно, он изменится в зависимости от потребностей различных новых аудиторий. Для освещения срочных новостей в он-лайне принцип перевернутой пирамиды останется наиболее эффективной и быстрой формой репортажа. Журналистика продолжит развиваться в двух наиболее вероятных жанрах: очень короткие сообщения типа срочных новостей он-лайн и новостных дайджестов в печатной прессе и обширные тексты - журнальные статьи, развлекательные или расследовательские материалы. Анализ районных газет в разрезе творческой деятельности показывает, что этот путь сегодня выбрали многие районные газеты. С одной стороны, небольшой формат изданий не позволяет им ставить на газетные полосы объемные материалы. С другой, они не пренебрегают возможностью опубликовать объемное захватывающее «чтиво», если появляется такой материал.
Таким образом, конвергенция оказывает непосредственное влияние на функциональный потенциал районных газет. Опыт конвергенции успешно распространяется на разные уровни СМИ - технический, организационный, уровень содержания и стиль письма. Районные газеты успешно развивают опыт конвергенции, обогащаясь и развиваясь в разных аспектах.
Журналисты должны осознавать себя контент-провайдерами в лучшем смысле этого слова. Контент никогда не был главным, поскольку мир вокруг всегда был переполнен содержанием. Это явление известно под названиями «дата-смог», или информационная перегрузка. Качественный контент - это то, что позволит прессе выжить и остаться интеллектуальной; образованные репортеры и редакторы помогут сформировать журналистику будущего. Создавая и распространяя полезный, грамотный и умный контент, журналист может держать аудиторию в курсе и подогревать ее интерес.
Литература
Бугаева Т. Районные газеты Омской области // Районные и городские газеты Сибири. Информационно-методический сборник. - Барнаул, 2002.
Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России. - М., 2005.
Куинн С., Филак В.Ф. Введение в конвергентную журналистику : [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: www.journ.msu.ru.
Районные и городские газеты Сибири: информационно-методический сборник. - Барнаул. - 2002.
Российский рынок периодической печати, 2006 год. Состояние, тенденции, перспективы развития : [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.gipp.ru
Симонова А. Программа адаптации: пора начинать! // Журналист. - 2004. - №1.
РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ КОГНИТИВНЫХ ЭТАЛОНОВ
И.В. Рогозина, М.А. Пицун
Ключевые слова: гендерные когнитивные эталоны, стереотипы, медиа-пространство, гендерные модели.
Keywords: gender cognitive structures, stereotypes, media space, gender models.
Последнее десятилетие отмечено возрастанием интереса к изучению гендерных когнитивных структур, имеющих медийный генезис [Гвоздева 2003; Грошев 2000; Двинянинова 2003; Ермакович 2003; Желтухина 2003;