Научная статья на тему 'Роль СМИ в формировании гендерных когнитивных эталонов'

Роль СМИ в формировании гендерных когнитивных эталонов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
549
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ / СТЕРЕОТИПЫ / МЕДИА-ПРОСТРАНСТВО / ГЕНДЕРНЫЕ МОДЕЛИ / GENDER COGNITIVE STRUCTURES / STEREOTYPES / MEDIA SPACE / GENDER MODELS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рогозина Ирина Владимировна, Пицун Марьям Альбертовна

В статье рассматриваются гендерные когнитивные структуры, предлагается их классификация на основе проведенного экспериментального исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on gender cognitive structures and offers their classification on the basis of experimental research

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в формировании гендерных когнитивных эталонов»

Таким образом, конвергенция оказывает непосредственное влияние на функциональный потенциал районных газет. Опыт конвергенции успешно распространяется на разные уровни СМИ - технический, организационный, уровень содержания и стиль письма. Районные газеты успешно развивают опыт конвергенции, обогащаясь и развиваясь в разных аспектах.

Журналисты должны осознавать себя контент-провайдерами в лучшем смысле этого слова. Контент никогда не был главным, поскольку мир вокруг всегда был переполнен содержанием. Это явление известно под названиями «дата-смог», или информационная перегрузка. Качественный контент - это то, что позволит прессе выжить и остаться интеллектуальной; образованные репортеры и редакторы помогут сформировать журналистику будущего. Создавая и распространяя полезный, грамотный и умный контент, журналист может держать аудиторию в курсе и подогревать ее интерес.

Литература

Бугаева Т. Районные газеты Омской области // Районные и городские газеты Сибири. Информационно-методический сборник. - Барнаул, 2QQ2.

Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России. - М., 2QQ5.

Куинн С., Филак В.Ф. Введение в конвергентную журналистику : [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: www.journ.msu.ru.

Районные и городские газеты Сибири: информационно-методический сборник. - Барнаул. - 2QQ2.

Российский рынок периодической печати, 2QQ6 год. Состояние, тенденции, перспективы развития : [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.gipp.ru

Симонова А. Программа адаптации: пора начинать! // Журналист. - 2QQ4. - №1.

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ КОГНИТИВНЫХ ЭТАЛОНОВ

И.В. Рогозина, М.А. Пицун

Ключевые слова: гендерные когнитивные эталоны, стереотипы, медиа-пространство, гендерные модели.

Keywords: gender cognitive structures, stereotypes, media space, gender models.

Последнее десятилетие отмечено возрастанием интереса к изучению гендерных когнитивных структур, имеющих медийный генезис [Гвоздева 2QQ3; Грошев 2QQQ; Двинянинова 2QQ3; Ермакович 2QQ3; Желтухина 2QQ3;

Кирилина 2000; Томская 2001; Харрис]. Исследование текстов СМИ через призму гендера приобретает особое значение, если учитывать тот факт, что гендерные когнитивные структуры социально детерминированы и присваиваются носителем языка в результате познания социальной реальности, а телевидение, радио, газеты и журналы играют важную роль в передаче этой социально значимой информации.

Общеизвестно, что в современном информационном обществе индивид находится под постоянным воздействием потока информации, транслируемой масс-медиа. Это воздействие во многом определяет тот угол зрения, который позволяет воспринимать и оценивать фрагменты реальности в соответствии с эталонами женственности или мужественности, принятыми в социуме. Н.Г. Малышева причисляет СМИ к «базовым элементам социализации, которые служат для человека источником знаний о мире, позволяют оценить свое положение в социуме» [Малышева 2004, с. 171]. Поскольку СМИ представляют собой социальный инструмент, обеспечивающий взаимодействие в текстовом формате с целью модификации картины мира индивида [Рогозина 2003, с. 155], они во многом определяют направление модификации и гендерных когнитивных структур, способствуют закреплению, ослаблению или замещению уже существующих структур и формированию новых. Иными словами, масс-медиа, чутко реагируя на гендерные перемены, происходящие в определенном лингвокультурном сообществе, фиксируют их в продуцируемом медиа-продукте и тем самым влияют на формирование новых гендерных когнитивных структур представления реальности.

По нашему мнению, гендерные когнитивные структуры характеризуются относительной динамичностью: они не могут не фиксировать изменений в гендерных эталонах мужчины и женщины. Наряду с относительной подвижностью, гендерные эталоны отличает сравнительная статичность. Под гендерными когнитивными эталонами мы понимаем наиболее обобщенные гендерные когнитивные модели, разделяемые большинством представителей определенного лингвокультурного сообщества. Гендерные когнитивные эталоны характеризуются высоким уровнем аб-страгированности и фиксируют наивные знания носителей языка.

Мы считаем, что гендерные эталоны, являясь когнитивными структурами, формируют ядро гендерных познавательных гиперструктур, отличающихся более высокой степенью сложности, периферия которых претерпевает определенные изменения на протяжении всей жизни индивида под действием различных факторов, одним из которых, в частности, является его возраст. Так, исследования, направленные

на выявление специфики репрезентации женщины и мужчины в изданиях, ориентированных на аудитории разных возрастов, показали, что в гендерных эталонах, ориентированных на молодежь, мужчина и женщина представлены довольно стереотипизированно [Малышева 2004; Зверева 2004]. Во «взрослых» журналах, ориентированных на аудиторию 18-35- летних женщин, женственность и мужественность не всегда четко поляризованы, а представленные мужские и женские эталоны гендерной саморепрезентации чаще характеризуются андрогинностью, что подтверждается и данными исследований, проведенных J. Meyrowitz и N. Postman [Малышева 2004]. Исследование Н.Г. Малышевой в определенном смысле примиряет сторонников различных взглядов [Малышева 2004]. Она считает, что когнитивные схемы молодых носителей языка характеризуются высокой степенью стереотипности, а у представителей более взрослого поколения когнитивные модели мужественности и женственности не столь противоположны и характеризуются наличием общих черт.

Рассматривая стереотипные гендерные эталоны, представленные СМИ, следует обратить внимание на то, что современная гендерная медиа-картина мира предстает как комплексное явление, включающее множество альтернативных моделей мужественности и женственности. Это подтверждает исследование В. Зверевой, которая отмечает устойчивую тенденцию «движения массовой культуры в сторону диверсификации», при этом «массы» понимаются как состоящие не из единообразных «всех», а из «множества людей в отдельности» [Зверева 2004, с. 11]. Как следствие, и издания СМИ отличаются диверсифицированностью. Они ориентированы на «своего» читателя, зрителя, слушателя, являющегося представителем определенной социальной и гендерной группы. Только близкие и понятные реципиенту гендерные модели способны успешно апеллировать к нему как члену целевой аудитории. Мы считаем, что масс-медийные гендерные преференции реципиентов (выбор гендерно-ориентированного журнала, телепередачи и т.п.) детерминируется тем, что гендерно-типизированная личность обладает гендерноспецифичными особенностями интериоризации информации. Вследствие этого различные типы гендерно-ориентированных медиатекстов направлены на определенную целевую аудиторию, предлагая востребованные ее участниками медиа-модели гендерной реальности.

Анализ гендерно-ориентированных медиа-изданий позволяет выделить два основных гендерных эталона, фиксируемых и определяемых обществом: традиционный и андрогинный.

При проведении анализа значительного числа гендерно-ориентированных изданий может возникнуть впечатление, что освоение женщинами новых социальных позиций не оказывает существенного влияния на эталоны мужчины и женщины, тиражируемые в журналах и на телевидении. СМИ как эффективный источник воздействия на сознание индивида и средство передачи коллективно разделяемой информации продолжают воссоздавать гендерную поляризованность полов, репродуцируя когнитивные гендерные эталоны, закрепляющие традиционные модели маскулинности и фемининности. Так, в современном медиапространстве продолжает воспроизводиться традиционный эталон женщины как домохозяйки, заботящейся о быте, доме, детях, и эталон мужчины как добытчика и кормильца [Ермакович 2003; Желтухина 2003; Корочкова 2004; Томская 2001]. Г.С. Двинянинова, проведя исследование одного из наиболее популярных британских изданий «The Daily Telegraph», делает вывод о том, что даже в этом гендерно-нейтральном издании тематика мужских статей охватывает такие сферы социальной активности, как политика, бизнес, спорт и т.д., в то время как тематика женских статей преимущественно связана с домом и внешностью [Дви-нянинова 2001, с. 171-179]. К подобным выводам приходит и Р. Харрис, анализируя гендерную специфику американских масс-медиа [Харрис].

Однако, несмотря на то, что традиционный гендерный когнитивный эталон продолжает активно воссоздаваться в гендерно-ориентированном медиа-пространстве, масс-медиа фиксируют и андрогинный эталон, который, как нам представляется, более адекватно отражает современный этап развития гендерных отношений. Этот гендерный эталон назван нами ан-дрогинным, так как он фиксирует освоение женщиной традиционно мужских ролей, стремление реализовать себя не только в бытовой и семейной сферах, но и в социальной. Многие авторы признают, что наряду с сохранением традиционного гендерного когнитивного эталона, в языковом сознании современного человека имеется и гендерный эталон женщины, ассоциируемый с деловой активностью, стремлением к успеху, лидерству и самостоятельности [Харрис; Грошев 2000; Двинянинова 2003].

Не вызывает сомнения, что со сменой общественно-политического строя в России в конце XX века произошло переосмысление ценностей и, как следствие, изменился взгляд на мир, повлекший за собой и некоторую трансформацию гендерных когнитивных структур. Многочисленные исследования, проводимые на материале российской прессы, показали, что как мужская, так и женская гендерные модели претерпевают изменения. Вместе с тем исследование моделей «женственности» и «мужественности» на основе только гендерно ориентированных из-

даний представляется несколько односторонним, поскольку исключает из рассмотрения реальные когнитивные процессы, протекающие у реципиента - наивного носителя языка, в результате чего исследуются единицы языкового сознания продуцента, а сам реципиент и происходящие в его мышлении изменения остаются без внимания. Для восполнения этого пробела нами было проведено исследование, целью которого стало определение доминантных гендерно-специфичных моделей у респондентов как женского, так и мужского пола.

Исследование доминантных гендерно-специфичных моделей было проведено в марте 2007 года на базе Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. Респондентами стали 130 женщин и 130 мужчин - студентов и преподавателей вуза в возрасте от 17 до 30 лет. Информантам было предложено выбрать один из двух наборов слов-стимулов, соответствующих либо традиционной, либо ан-дрогинной гендерной когнитивной модели. Полученные данные представлены на гистограммах 1 и 2.

Гистограмма 1. Выбор респондентами фемининных моделей

Проведенное исследование показало, что доминантным является традиционный маскулинный эталон. Его принимает 90,77 % респон-дентов-мужчин и 83,08 % респондентов-женщин. Маскулинному гендерному эталону соответствует решительный, деловой и ответственный мужчина, за ним сохраняются лидерские позиции, на него возлагается

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

90.77%

83,08%

1,23%

2,31%

□ мужчины в женщины

решительный,

деловой,

ответственный

90,77%

83.08%

мягкии,

интеллигентный,

заботливый

8%

14,61%

совмещение

моделей

1.23% 2,31%

Гистограмма 2. Выбор респондентами маскулинных моделей

ответственность за принятие решений. Мужчина фемининного типа -мягкий, интеллигентный, заботливый - эталон рецессивного типа. Такая гендерная модель предпочтительна для 8 % мужчин и 14,61 % женщин. Несмотря на то, что мужская андрогинная модель не является репрезентативной, в женских анкетах этот показатель возрастает в 1,8 раза. Представляется, что этот факт свидетельствует о большей толерантности женщин к диверсифицированным гендерным моделям. Принимая и выбирая для себя андрогинную гендерную модель, женщины оставляют и мужчинам право выбора.

Результаты исследования также показали, что доминантным гендерном эталоном продолжает оставаться традиционный фемининный эталон. Этот эталон является предпочтительным для 77,69 % респон-дентов-мужчин и 53,08 % респондентов-женщин. Наряду с этим обращает на себя внимание тот факт, что 42,31 %, респондентов-женщин считает предпочтительной андрогинную женскую модель, и это, на наш взгляд, является весьма показательным. Полученные данные подтверждают, что в российском женском языковом сознании женщина в значительно большей мере ассоциируется с социальной, нежели бытовой активностью. Высокий процент выбора гомогендерной (гендерной модели представителей своего пола) андрогинной модели представительницами женского пола объясняется влиянием многих факторов:

масштабным воздействием СМИ на мышление современного человека, культурно-историческим контекстом, а также, по всей видимости, подбором респондентов. Данное исследование не охватило такие социальные группы женщин, как домохозяйки или пенсионерки. Женщины, участвовавшие в анкетировании, вовлечены в активную деятельность (учеба, работа), в которой они стремятся реализовать свои профессиональные устремления.

Несмотря на то, что при проведении исследования на выбор были предложены две гендерные модели, некоторые респонденты маркировали обе. Получившуюся в результате модель можно назвать совмещенной, поскольку она соединяет традиционный и андрогинный эталоны. Интересно отметить, что, делая выбор в пользу совмещенной модели, респонденты стремились это прокомментировать. Общая идея комментариев, сделанных в письменном виде, заключается в том, что в разных ситуациях и условиях мужчины и женщины ведут и должны себя вести по-разному.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что характер гомо- и гетерогендерных (относящихся к представителям противоположного пола) моделей у мужчин и женщин различен. Гетерогендерные и особенно гомогендерные модели у мужчин более ригидны, более стереотипизированны, чем у женщин. Постоянно модифицирующиеся социально-экономические условия обусловливают стремление женщин приспособиться к новым условиям, а также добиться успеха и признания в обществе. Достижение этих целей служит мотивацией к воспроизведению маскулинных характеристик.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на стремление современных российских женщин покорять традиционно мужские сферы социальной активности, нельзя утверждать, что этот андро-гинный эталон принимается всеми членами российского языкового сообщества. Разделение социальных ролей на традиционно мужские и женские продолжает сохранять свои позиции, особенно у мужчин-респондентов. Однако реальность вносит свои коррективы, выдвигая новые гендерные модели, вследствие чего флуктуации гендерных когнитивных структур требуют постоянного, пристального и глубокого изучения.

Литература

Гвоздева А.А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности: дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2003.

Грошев И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. - 2000. - №6.

Дашкова Т Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920-х - 1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских культурологов. - М., 2002.

Двинянинова ГС. Гендерный аспект дискурсного анализа современной британской прессы // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Двинянинова ГС. О гендерной ориентации в британской прессе // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2001.

Дубовская И.Н. Женский портрет на фоне рекламы // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2002. - №2.

Ермакович С.П. Гендерный и культурно-языковой параметры в рекламном дискурсе // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Желтухина М.Р. Суггестивность в рекламе и концепт «женщина» // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Зверева В. Здесь и теперь. Телереклама: пространство виртуального шопинга // Искусство кино. 2004. - № 7. - С. 5-13.

Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. - М., 2000: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/articles/kirilina.htm

Корочкова С.А. Социолингвистическая характеристика рекламных текстов в гендерном аспекте: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2004.

Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации, ориентированных на аудиторию разных возрастов // Мир психологии. - 2004. - №3 (39).

Милосердова Е.В. Гендерные стереотипы в современной российской коммерческой рекламе // Гендер: Язык, культура, коммуникация. - М., 2003.

Томская М.В. Гендерный аспект социального рекламного дискурса // Гендер: язык, культура, коммуникация. - М., 2001.

Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. - Барнаул, 2003.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.feminist.org.ua/library/gender/smi.php

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Е.Е. Коптякова

Ключевые слова: метафора, метафорическая модель, образ Германии, пресса, метафорическое представление.

Keywords: metaphor, metaphoric scheme, image of Germany, press, metaphoric presentation.

Когнитивная лингвистика рассматривает метафору не как средство украшения речи, а как форму мышления и познания мира, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.