Научная статья на тему 'Ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда) как пример источника личного происхождения в изучении истории внешних связей Русской православной церкви'

Ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда) как пример источника личного происхождения в изучении истории внешних связей Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Иоанн (Вендланд) / источник личного происхождения / Русская православная церковь / частный личный архив / внешнецерковная деятельность / церковная дипломатия / Сирия / Ливан / Ирак / Ближний Восток / Антиохийский Патриарх Феодосий VI (Абурждели) / Metropolitan Ioann (Wendland) / a source of personal origin / Russian Orthodox Church / private personal archive / external church activities / church diplomat / Syria / Lebanon / Iraq / the Middle East / Patriarch of Antioch Theodosius VI (Aburzhdeli)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна

В статье впервые вводится в научный оборот оригинальный источник личного происхождения – ежедневник митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) за 1959 г. из личного архива его духовной дочери, писателя Э.Л. Меженной. Представлен уникальный исследовательский опыт изучения истории внешних связей Русской православной церкви с другими Православными церквями в «хрущевское время» в соотнесении с материалами других групп опубликованных и неопубликованных исторических источников. Личные записи владыки Иоанна в статусе представителя Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске позволяют уточнить многие даты и факты, события и их хронику, а главное – имена, а также представить некоторые штрихи к портрету личности нашего представителя на Ближнем Востоке и к личностям других церковных и общественно-политических деятелей середины ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan Ioann’s (Wendland’s) daily as an example of a source of personal origin in the study of the history of the external relations of the Russian Orthodox Church

The article introduces for the first time into scientific circulation an original source of personal origin – the diary of Metropolitan of Yaroslavl and Rostov Ioann (Wendland) for 1959 from the personal archive of his spiritual daughter, journalist and writer E.L. Mezhennaya. A unique research experience is presented in studying the history of external relations of the Russian Orthodox Church with other Orthodox churches in the “Khrushchev era” in correlation with materials from other groups of published and unpublished historical sources. Personal records of Metropolitan Ioann in the status of the representative of the Moscow Patriarchate to the Patriarch of Antioch in Damascus allow us to clarify various dates and facts, events and their chronicle, and most importantly names. The article adds some touches to the portrait of an outstanding personality of our representative in the Middle East and to the personalities of other church and socio-political figures of XX century.

Текст научной работы на тему «Ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда) как пример источника личного происхождения в изучении истории внешних связей Русской православной церкви»

DOI: 10.31862/2500-2988-2024-15-1-28-39 УДК 322+348.71+94

А.М. Новоторцева

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Ежедневник

митрополита Иоанна (Вендланда) как пример источника личного происхождения в изучении истории внешних связей Русской православной церкви

В статье впервые вводится в научный оборот оригинальный источник личного происхождения - ежедневник митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) за 1959 г. из личного архива его духовной дочери, писателя Э.Л. Меженной. Представлен уникальный исследовательский опыт изучения истории внешних связей Русской православной церкви с другими Православными церквями в «хрущевское время» в соотнесении с материалами других групп опубликованных и неопубликованных исторических источников. Личные записи владыки Иоанна в статусе представителя Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске позволяют уточнить многие даты и факты, события и их хронику, а главное - имена, а также представить некоторые штрихи к портрету личности нашего представителя на Ближнем Востоке и к личностям других церковных и общественно-политических деятелей середины ХХ в. Ключевые слова: митрополит Иоанн (Вендланд), источник личного проис-, 1 хождения, Русская православная церковь, частный личный архив, внешне-^ о церковная деятельность церковная дипломатия Сирия Ливан Ирак, Ближ-

Р £ Р и ¡3 ш

© Новоторцева А.М., 2024

S х Z

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Новоторцева А.М. Ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда) как пример источника личного происхождения в изучении истории внешних связей Русской православной церкви // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2024. Т. 15. № 1. С. 28-39. DOI: 10.31862/25002988-2024-15-1-28-39

DOI: 10.31862/2500-2988-2024-15-1-28-39

A.M. Novotortseva

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Metropolitan loann's (WendLand's) daily as an example of a source of personal origin in the study of the history of the external relations of the Russian Orthodox Church

The article introduces for the first time into scientific circulation an original source of personal origin - the diary of Metropolitan of Yaroslavl and Rostov loann (Wendland) for 1959 from the personal archive of his spiritual daughter, journalist and writer E.L. Mezhennaya. A unique research experience is presented in studying the history of external relations of the Russian Orthodox Church with other Orthodox churches in the "Khrushchev era" in correlation with materials from other groups of published and unpublished historical sources. Personal records of Metropolitan loann in the status of the representative of the Moscow Patriarchate to the Patriarch of Antioch in Damascus allow us to clarify various dates and facts, events and their chronicle, and most importantly names. The article adds some touches to the portrait of an outstanding personality of our representative in the Middle _ East and to the personalities of other church and socio-political figures x x of XX century. x

Key words: Metropolitan loann (Wendland), a source of personal origin, o | | Russian Orthodox Church, private personal archive, external church activities, g- | church diplomat, Syria, Lebanon, Iraq, the Middle East, Patriarch of Antioch ^ u | Theodosius VI (Aburzhdeli) *

cu ^

I _

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2024. Vol. 15. No. 1

FOR CITATION: Novotortseva A.M. Metropolitan loann's (Wendland's) daily as an example of a source of personal origin in the study of the history of the external relations of the Russian Orthodox Church. Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2024. Vol. 15. No. 1. Pp. 28-39. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2988-2024-15-1-28-39

Источники личного происхождения (мемуары, воспоминания, дневники, письма) как самостоятельный вид письменных исторических источников всегда являлись уникальными объектами исследования, содержащими такие исключительные сведения и факты, которые, как правило, невозможно найти в официальных документах. При этом данного вида источники, называемые отдельными исследователями «эго-тексты» или «эго-документы», отражают еще и внутреннее эмоциональное состояние автора, беспрецедентно личное, что открывает совершенно новые исследовательские горизонты [6, с. 14-32]. В практике исторических исследований документы личного происхождения редко являлись основными источниками по теме, многие из них давно введены в научный оборот, частично или полностью опубликованы. В настоящее время группы источников личного происхождения представляют собой личные архивы (личные фонды) в виде единиц хранения в государственных центральных и региональных архивохранилищах страны. При этом известны и частные личные архивы, которые менее доступны для изучения профессиональными исследователями по разным причинам, в т.ч. и чисто субъективным.

Одним из таких частных архивов, содержащих личную переписку митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда)1 с его духовным отцом митрополитом Гурием (Егоровым), а также дневниковые записи его сестры, монахини Евфросинии (Вендланд), является архив, находящийся у духовной дочери владыки Иоанна, журналиста и писателя Э.Л. Меженной. Кроме письменных источников, представляющих богословские и церковно-исторические труды митрополита Иоанна, в переданном Э.Л. Меженной после кончины владыки в 1989 г. х его личным врачом и тайной монахиней Е.А. Александриной архиве ® содержатся личные вещи и рисунки митрополита, а также его частная § ш У переписка со своими духовными чадами, бывшими коллегами-геолога-

ш ^ ми, поздравительные открытки и др.

О- о ^ 1_ 2 о

о х ^ _

о_ ^ ^ 1 Представитель Русской православной церкви на Ближнем Востоке, в Сирии и Ливане

¡5 н в 1958-1960 гг., епископ Среднеевропейский, Экзарх Московской Патриархии в Средней

^ х Е Европе в 1960-1962 гг., Экзарх Северной и Южной Америки (1962-1963 гг.) и архиепи-

скоп Нью-Йоркский и Алеутский, с 3 августа 1963 г. - митрополит.

Э.Л. Меженная несколько лет назад опубликовала и в настоящее время продолжает использовать ряд источников из архива митрополита Иоанна в своих книгах о владыке, статье в журнале Киевской духовной семинарии и в материалах, размещенных на российских православных информационных интернет-порталах «Православие^и», «Правмир» и сайте Волгоградской епархии2. Примером публикации личных воспоминаний о митрополите Иоанне является книга, в основу которой вошли дневниковые записи солистки-органистки Ярославской филармонии, преподавателя кафедры органа и клавесина Московской консерватории Л.Б. Шишхановой о встречах с владыкой в 1977-1989 гг. (с 1967 по 1984 гг. он был правящим архиереем Ярославской епархии) и краткие пояснения к публикуемым в той же книге фотографиям и художественным произведениям митрополита Иоанна ярославского искусствоведа Т.Л. Васильевой [1].

Есть также небольшие воспоминания о митрополите Иоанне помощницы, келейницы и письмоводителя старца архимандрита Иоанна (Кре-стьянкина) Т.С. Смирновой3; протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове; Ж. Саи-янц, много лет трудившейся геологом вместе с мужем Г. Стешенко, а также журналиста, сектоведа, члена Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области Е.О. Мухтарова и др. [5]. Особое место среди воспоминаний о митрополите Иоанне занимают воспоминания Э.Л. Меженной, а также священников и архиереев, которых митрополит Иоанн рукополагал в пресвитеров в советское время4. С осторожностью следует относиться к воспоминаниям нынешнего раскольника, бывшего протоиерея М. Ардова, поскольку они носят в высшей степени субъективный и местами уничижительно ироничный характер.

(ц d.

2 К 25-летию со дня кончины митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Венд-ланда). Материалы о жизни и деятельности митрополита Иоанна (Вендланда) в преддверии юбилейной даты его кончины. Сайт Правмир. URL: https://www.pravmir.ru/k-25-letiyu-so-dnya-konchiny-mitropolita-yaroslavskogo-i-rostovskogo-ioanna-vendlanda/?ysclid=lriy00h k5m800528385 (дата обращения: 17.03.2023); Письма митрополита Иоанна (Вендланда) к митрополиту Гурию (Егорову) // Сайт Волгоградской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата. URL: http://volgeparhia.ru/2019/07/04/pisma-mitropoHta-ioanna-vendlanda-k-mitropolitu-guriyu-egorovu/?ysclid=lriylxoy45562210510 (дата обращения: 16.03.2023); Свет ваш пред человеки: дневники и воспоминания митрополита Иоанна q g ^ и монахини Евфросинии (Вендланд). 1912-1987 / сост. Э.Л. Меженная. Ярославль, 2019. ^ g х

3 Смирнова Т.С. Записки письмоводителя старца. 3-е изд. М., 2018. о Ц °

4 «Господь мне дал возможность увидеть святого человека!». Митрополит Иоанн (Вендланд) в воспоминаниях Эльвиры Меженной // Российский православный информационный интернет-портал Православие^^ URL: https://pravoslavie.ru/110433. s х Z html?ysclid=lrixsianv6172973785 (дата обращения: 17.03.2023.).

5 ш

* § 2 о iE

Ol

Но воспоминания М. Ардова о митрополите Иоанне, в основном, касаются уже более позднего периода его служения и жизни5.

Для нас уникальным и еще не введенным в научный оборот письменным источником по внешнецерковной деятельности Русской православной церкви в арабских странах Ближнего Востока и Африки в «хрущевское» время является ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда), который он вел в 1959 г. В нем содержатся важные сведения, уточняющие хронологию внешнецерковных событий практически ежедневно, имена и статус людей, информацию о которых невозможно найти в книгах и архивных документах6.

Конец 1950-х гг. был очень насыщенным во внешнеполитической жизни страны, в которой РПЦ отводилась не последняя роль. В данной статье будут представлены факты из архивных источников, отражающие те или иные внутри- и внешнецерковные события 1959 г., в соотнесении с записями из писем и ежедневника митрополита Иоанна. Это позволит представить читателям максимально полную и точную информацию, а также воссоздать картину повседневной жизни церковного дипломата того времени в контексте новой социальной и повседневной истории.

Прежде чем перейти к анализу содержания ежедневника митрополита Иоанна и других документов по указанному периоду, следует дать краткое описание самого интересующего нас источника. Ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда) за 1959 г. представляет собой большой блокнот в виде книги в твердых синих корочках с нумерацией и типографским текстом на арабском и английском языках. Личные записи велись в нем на русском языке, за редким исключением (иногда в тексте можно встретить записи на французском и арабском языках), при этом сам митрополит Иоанн владел несколькими иностранными (европейскими) языками, а будучи на Ближнем Востоке, пробовал осваивать и арабский. В среднем, в месяц он делал 17 и более записей. Единственным месяцем, в котором записи совершенно отсутствовали, был август 1959 г. В последующих сентябре и октябре мы находим максимальное количество записей практически за каждый день месяца - от 24 (в сен! тябре) до 27 (в октябре). Отсутствие записей в ежедневнике отнюдь

о" г-.

х о не означало спада активности церковного дипломата. Это подтверждают

« ш "

sä s _

-Ö- о к -

q_ ^ 5 Данная книга есть в Российской Государственной библиотеке в Москве, однако

о Ц ° ее использование как источника в настоящее время не может быть рекомендовано, прежде

Q- U §: всего, по этическим соображениям, учитывая личность автора (в 1993 г. бывший прото-

¡5 о ° иерей РПЦ ушел в раскол).

S х Z 6 Ежедневник митрополита Иоанна (Вендланда) за 1959 г. Из личного архива

Э.Л. Меженной.

данные из личной переписки митрополита Иоанна и неопубликованных архивных документов.

Как известно, архимандрит Иоанн был хиротонисан в епископа Подольского 28 декабря 1958 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном патриаршем соборе в Москве. Таким образом, в возрасте 49 лет владыка Иоанн принял архиерейский сан и должен был возвратиться на Ближний Восток, поскольку к тому времени он уже был представителем РПЦ при Патриархе Антиохийском в Дамаске. О своем возвращении в Сирию и Ливан он писал своему духовному отцу митрополиту Гурию (Егорову) 25 января 1959 г. Известно, что возвращение было назначено на начало января, но, как и когда это было, мы узнаем из ежедневника владыки Иоанна (запись за 11 января 1959 г.): «Вылетели из Москвы самолетом ТУ-104 и, сев [в] Праге, пролетев над Тираной, Адриатич[еским] морем и долиной Нила, сели в Каире на закате солнца. Устроились в гост[инице] "Континенталь"».

Гостиница «Континенталь» - символ колониальной роскоши, напоминающей продолжительное по времени присутствие в Египте англичан. Она находилась на востоке даунтауна в Каире, который в свое время был средоточием светской жизни. В этом месте некогда располагались три самых фешенебельных отеля колониальной эпохи - «Виндзор», «Континенталь» и «Шепердс». Первые путеводители по Египту, появившиеся в начале XIX в., рекомендовали европейским туристам селиться исключительно в одном из этих трех отелей или арендовать дом в том же колониальном роскошном стиле7.

Отель как средоточие светской жизни и роскоши и советский гражданин - церковный дипломат, епископ, делавший транзитную остановку перед вылетом к месту своего основного служения, в Дамаск: как могут сочетаться эти понятия? Нет никакого противоречия, только сухой расчет. Изначально, когда еще прорабатывались вопросы, связанные с открытием представительства Московского патриархата в странах Ближнего Востока с центром в Дамаске в 1950-е гг., предполагалось, что представителям РПЦ будут созданы все подобающие условия, в т.ч. и проживания. В результате для церковного представительства был предоставлен роскошный дом, почти дворец в центре Дамаска, и это 1

было оправданно, поскольку на Востоке внешние факторы, связанные | с финансовыми возможностями и благополучием, являлись определяю- | г

-fr

ф ск

щими в выстраивании отношений и проявлении лояльности и уважения. m

L- S О

__О х ^

7 Первая ступень к сердцу Каира. Британцы ушли из Египта более пятидесяти лет о. ц

назад, но их тут до сих пор помнят // Вокруг света. Первый познавательный портал жур- н ¡5 н

нала Русского географического общества «Вокруг света». 23.06.2021. URL: https://www. s х Z

vokrugsveta.ru/telegraph/globe/910/ (дата обращения: 03.07.2023). *

Кроме того, такими способами советское правительство старалось усилить авторитет РПЦ за рубежом, которую чиновники Министерства иностранных дел СССР стремились использовать в качестве инструмента своей внешнеполитической деятельности.

Возможно, были и другие факторы для выбора представительного и массивного отеля «Континенталь», который в настоящее время не работает: «Видимо, уже давно никто не пьет чай на террасе и не устраивает праздничных представлений на крыше»8. Собственно, маршрут, по которому владыка Иоанн направлялся в Дамаск в начале января 1959 г., был тем же самым, что и в 1958 г., когда он в первый раз прибыл сюда в новом статусе представителя Московского патриархата.

Обращают на себя внимание пересадки, предполагающие краткие по времени остановки в Каире. Они по многим признакам не были чисто техническими и, скорее всего, предполагали некоторые неофициальные, нигде в источниках не отраженные, встречи (возможно даже с Александрийским патриархом, с которым епископ Иоанн (Вендланд) неоднократно встречался за время своего ближневосточного представительства). В итоге, пробыв два неполных дня в Каире, 12 января 1959 г. «после ленча» он вылетел из Каира в Дамаск и прибыл туда, как он пишет, на закате. Недавно избранный Антиохийский патриарх Феодосий прислал приветствовать его митрополита Афанасия и епископа Александра. На следующий день, 13 января, был запланирован визит к патриарху Феодосию. На полях в своем ежедневнике владыка Иоанн отмечает напротив записи о визите к патриарху («см. отч[ет] № 1»).

Представители РПЦ за границей в течение года были обязаны составлять несколько отчетов, скорее всего, они были ежеквартальные, в которых подробно докладывалось в том числе обо всех формальных и неформальных встречах. Последние порой имели гораздо больший дипломатический эффект. В настоящее время отчеты епископа Иоанна (Вендланда) не обнаружены, хотя они могли быть, безусловно, ценным источником по внешнецерковной деятельности в середине ХХ в. В Государственном архиве Российской Федерации есть документ, содержащий попунктный анализ одного из отчетов владыки Иоанна, - сделанный его непосредственным начальником, председателем Отдела ф- Л. внешних церковных сношений митрополитом Крутицким и Коломен-

- I § ским Николаем (Ярушевичем)9.

х _

-Ö- о к -

о. о ^ 8 Первая ступень к сердцу Каира. Британцы ушли из Египта более пятидесяти лет

о Si ° назад, но их тут до сих пор помнят // Вокруг света. Первый познавательный портал жур-

üjp § нала Русского географического общества «Вокруг света». 23.06.2021. URL: https://www.

¡5 о ¡2 vokrugsveta.ru/telegraph/globe/910/ (дата обращения: 03.07.2023).

и ¡3 ш 9

S х Z Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991 (Совет по делам Русской

Православной Церкви при Совете Министров СССР. 1943-1965). Оп. 1. Д. 1739.

14 января 1959 г. владыка Иоанн сделал запись «50-летие со дня моего рождения». В сам день рождения в воскресенье он отслужил литургию в кафедральном соборе Дамаска (как он пишет про нее - будничную) и на следующий день, 15 января, заболел гриппом. Все это отмечено в его ежедневнике, но в прошедшем времени, что позволяет дать оценку предназначению данного атрибута ежедневной активности еще и как некой хроники, своеобразной летописи, в которой отражались также личные наблюдения автора. 16 января последовал визит доктора Зайада («милейшего человека», как отметил владыка Иоанн). И, неожиданно, совсем не характерно для гриппа, 17 января - выздоровление и участие в передаче Патриаршему местоблюстителю престола Кили-кийского католикосата архиепископу Хату Аджабагяну 25 тыс. ливанских лир, выделенных католикосом всех армян Вазгеном I в качестве помощи пострадавшим семьям армянской общины в Ливане.

О помощи католикоса всех армян Вазгена I армянской общине в Ливане была маленькая заметка в газете «Известия» от 20 января 1959 г., которую владыка Иоанн вырезал и приклеил в ежедневнике под своей записью от 17 января. На печатной заметке он своей рукой указал название газеты и дату, отметив, «состоялось 18 янв[аря]». При этом в печатном тексте было указано: «ДАМАСК, 19 января. (ТАСС). В армянском архиепископате Дамаска по поручению католикоса всех армян Вазгена I сотрудники посольства СССР в Ливане передали местоблюстителю престола Киликийского католикосата архиепископу Хату Аджабагяну сумму 25 тыс. ливанских фунтов (так в тексте. - А.Н.). <.. .> Принимая дар католикоса Вазгена I, архиепископ Аджабагян заявил, что он глубоко тронут высоко гуманным актом Вазгена I и горячо благодарит его за помощь».

О каких событиях, во время которых пострадали армянские семьи в Ливане, точно сказать затруднительно. Возможно, это следствия Ливанского кризиса 1958 г., вызванного политической и религиозной напряженностью в стране. Как известно, в основе государственного устройства Ливана положен четкий конфессиональный принцип, по которому христиане разного толка (прежде всего, марониты и армяне Апостольской Армянской церкви, а также в незначительной степе- 1 ни православные, протестанты, греко-католики (мелькиты), армяно- | католики) наравне с мусульманами имели равный доступ к верховной х х власти. В политическом кризисе 1958 г. армянская диаспора Ливана ^ т х в выборе между «арабским национализмом» и «прозападными доктри- о Ц ° нами и пактами» из своеобразных зол выбирала, по всей видимости, для | себя меньшее - прозападную и, конкретно, американскую поддержку и | в решении внутреннего конфликта.

При этом следует учесть, что армяне по своим конфессиональным и политическим убеждениям не были однородны, многие в 1940-е гг. стремились вернуться на свою историческую родину. Ближний Восток исторически и геополитически - это сфера интересов многих мировых держав, главным образом, США, СССР и западных государств, а в период «холодной войны» - это одна из горячих точек соприкосновения этих интересов. Особая роль в выстраивании сложных международных отношений в середине ХХ в. отводилась институту Церкви. В этой связи церковная дипломатия была важной частью инструментов внешней политики Советского государства, которой предстояло всячески способствовать сближению двух столь разных по внутреннему политическому устройству стран - многоконфессионального Ливана и официально атеистического Советского Союза.

О сложности и тонкости межконфессиональных отношений свидетельствует еще одна запись в ежедневнике владыки Иоанна: 28 марта 1959 г. вечером он нанес визит к армянам, дописал (судя по цвету, другой ручкой) «а Патриарх, все же поехал к Максиму и там вел себя нехорошо» в самом низу страницы. Возможно, приписка была сделана позднее. Несложно догадаться, что речь шла об Антиохийском патриархе Феодосии VI (Абурджели), который поехал в день празднования католической Пасхи к будущему патриарху Мелькитской католической церкви Максиму V (Хакиму), который в то время был епископом Акры, Хайфы, Назарета и всей Галилеи. Важно отметить заголовок на странице ежедневника под 28 марта 1959 г. - «Пасха у католиков». И сразу же оставлен комментарий, что «они просили "не приглашать" "поздравлять", т.к. они разделяют скорбь Правительства по поводу событий в Ираке».

В начале марта 1959 г. в Мосуле (Ирак) произошло вооруженное восстание, а сам Мосул превратился в сцену кровавого политического, идеологического и религиозного противостояния. Ожесточенные разногласия между Багдадом и Каиром, имевшие место во второй половине 1959 г., были связаны с тем, что Объединенная Арабская Республика, в состав которой входили две страны - Сирия и Египет, потерпела ! неудачу, претендуя на единоличное отстаивание концепции арабского | единства. Ирак отказывался признавать амбиции Каира на политиче-х х ское лидерство в ближневосточном регионе.

m х Утром того же дня (28 марта 1959 г.) владыка Иоанн (Вендланд) при-о х ° нял участие в Божественной литургии вместе с Патриархом Антиохий-о" I о ским и всего Востока Феодосием VI (Абурджели) в кафедральном соборе " и ¡5 в Дамаске. Кроме епископа Иоанна, Антиохийскому Патриарху сослу-

с

S х Z

жили еще два архиерея - Епифаний и Сергий, а также представители

греческого духовенства - о. Мараитакис, о. Коста, о. Эмиль. В записи владыки также был отмечен диакон Никола и др. с припиской «Мараитакис оценил мое внимание». Участие представителей Элладской Православной Церкви в Божественной литургии объясняет запись в ежедневнике, сделанная епископом Иоанном 28 марта 1959 г.: в этот день «продолжение национального праздника греков»10.

В целом, март завершился следующей записью от 29-го числа: «Начал переводить статью Марселя в Французском журнале Contact "Le corp -tempi de Saent Esprit"11. Визит м. Афанасия12. Он подарит 2 [?] том минеи13. Рассказал, что строит дом I-этажный (так в тексте. - А.Н.) в Дераа14 за 15 тыс. руб. Церковь там стоит 40 тыс.». Внизу приписка другой ручкой: «Вечером - визит к Патриарху вместе с "коммюнате"15».

Таким образом, в данной статье впервые в научный оборот вводится содержание уникального, нигде ранее не использованного источника личного происхождения - ежедневника митрополита Иоанна (Вендлан-да) за 1959 г., изучение которого было осуществлено с учетом сведений, содержащихся в синхронных опубликованных и неопубликованных исторических документах. Записи владыки позволили уточнить многие даты и факты, события и их хронику, а главное - имена, а также представить некоторые штрихи к портрету его выдающейся личности и к личностям других церковных и общественно-политических деятелей середины ХХ в.

Эвристический потенциал источника определил его главное достоинство в изучении истории внешних связей Русской православной церкви и выстраивания ее взаимоотношений с советским атеистическим государством - это иная «оптика» исторической реальности с воссозданием

10 День независимости Греции (греч. H^iépa Triç EÀÀnviKjç Avc^apT^Oiaq), отмечаемый ежегодно 25 марта - один из важнейших государственных праздников страны. Именно в этот день в 1821 г. началось восстание, итогом которого стало освобождение страны от четырехвекового ига Османской империи.

11 "Le corp - templ[e] d[u] Saent Esprit" (фр. «Человек - храм Святого Духа»).

12 Речь, скорее всего, идет о митрополите Хауранском Афанасии (Клейла), который управлял Хауранской епархией с 1933 по 1959 гг. После него в 1959-1962 гг. - вдовство кафедры. Преемником в 1962 г. стал епископ Василий (Самаха), он возглавлял кафедру с 20 декабря 1962 г. по 6 мая 1999 г.

13 Минея (греч. ^irivâiov, от ^jv 'месяц') - богослужебная книга Православной Церкви, содержащая службы годового круга; полная минея состоит обычно из двенадцати книг по месяцам, откуда и само название книги.

14 Дараа - город на юго-западе Сирии, расположенный примерно в 13 км к северу от границы с Иорданией. Это столица мухафазы Дараа, исторически входившей в состав древнего региона Хауран. Город расположен примерно в 90 км к югу от Дамаска на шоссе Дамаск-Амман, используется в качестве остановки для путешественников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 От фр. communauté 'сообщество'.

х £ « ш Ь

Л.® Х

-tr о к rams ао t i_ 2 о ° х ^ х Ф о

о. $ ч ° g g

U ¡3 ш

тонкостей внутримотивационного восприятия и вербальной передачи ее современником и очевидцем. Кроме этого, изучение внешних связей РПЦ через личный текст сделало возможным прийти к выводу о более сложных, не узко односторонних отношениях между государством и Церковью, а о своеобразном дифференцированном подходе государственной политики в отношении данного социального института в «хрущевское время».

Библиографический список / References

1. Владыка Иоанн (Вендланд) / сост. Л.Б. Шишханова, М.П. Рахманова, Т.Л. Васильева. Ярославль, 2011. [Vladyka Ioann (Wendland) [Bishop Ioann (Wendland)]. L.B. Shishhanova, M.P. Rahmanova, T.L. Vasilyeva (compilers). Yaroslavl, 2011.]

2. Зегжда С.А. Митрополит Иоанн (Вендланд). Биографический очерк. 1909-1989. Ярославль, 2009. [Zegzhda S.A. Mitropolit Ioann (Vendland). Biograficheskiy ocherk [Metropolitan Ioann (Wendland). Biographical sketch. 1909-1989]. Yaroslavl, 2009.]

3. Новоторцева А.М. Источники по истории Ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 годы // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 3. С. 4-13. [Novotortseva A.M. Sources on the history of the Middle Eastern period of the ministry of Metropolitan Ioann (Wendland) in 1958-1960. Christianity in the Middle East. 2019. No. 3. Pp. 4-13. (In Rus.)]

4. Новоторцева А.М. Церковно-дипломатическое служение митрополита Иоанна (Вендланда) в Сирии и Ливане в 1959 году // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 1. С. 71-96. [Novotortseva A.M. The Church-diplomatic ministry of Metropolitan Ioann (Wendland) in Syria and Lebanon in 1959. Christianity in the Middle East. 2020. No. 1. Pp. 71-96. (In Rus)].

5. Новоторцева А.М. Митрополит Иоанн (Вендланд): ученый и церковный дипломат на Ближнем Востоке // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 2. С. 166-178. [Novotortseva A.M. Metropolitan Ioann (Wendland): Scientist and church diplomat in the Middle East. Christianity in the Middle East. 2020. No. 2. Pp. 166-178. (In Rus)]

6. Троицкий Ю.Л. Аналитика эго-документов. Инструментальный ресурс историка // История в эго-документах: исследования и источники. Ека-

х теринбург, 2014. С. 14-32. [Troitsky Yu.L. Analytics of ego documents.

- ^ Instrumental resource of the historian. Istoriya v ego-dokumentakh: Issledova-

^ ¡5 niya i istochniki. Yekaterinburg, 2014. Pp. 14-32. (In Rus)]

í» "

ro m x Статья поступила в редакцию 04.07.2023, принята к публикации 20.08.2023 ¡^ ° о The article was received on 04.07.2023, accepted for publication 20.08.2023

S ! о

Q- if ^

egg

U ¡3 Ш S x Z

Сведения об авторе / About the author

Новоторцева Анна Михайловна - кандидат исторических наук; доцент кафедры истории России Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет

Anna M. Novotortseva - PhD in History; associate professor at the Department of Russian History of the Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University

E-mail: am.novotorceva@mpgu.su

x £

* iE Ь

-tr о к rams

ао t

i_ 2 о

° х ^

х Ф о

о. $ Ч

Р g £

U ¡3 ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.