Научная статья на тему 'Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися'

Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSON / ЭЙФОРИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / EUPHORIC MOTIVATION / ВДОХНОВЕНИЕ / INSPIRATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / MUSICAL-PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тараканова Н.Э.

Развитие какой-либо положительной мотивации, по существу, есть формирование самой личности. Введённое понятие «эйфорическая мотивация» обозначает мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждением процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения. Для развития эйфорической мотивации и раскрытия музыкальной одарённости предлагаются разработанные автором психолого-педагогические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article to revealing the essence of the motivational sphere of personality of young is devoted musicians and the search for educational resources for its development. The author reveals the new phenomenon euphoric motivation. This motivational construct due to the need to renew the experience of special state of consciousness, which is characterized by enjoyment of the process of musical activities and integrates all involved in it mental processes, abilities and skills. According to the author, a special state of consciousness as a state of creative enthusiasm and inspiration, should be taken into account and develop in a musical-pedagogical practice as its integral part. The author developed pedagogical ways and methods to encourage of euphoric motivation of students

Текст научной работы на тему «Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися»

ЭЙФОРИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОНСТРУКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Н. Э. Тараканова,

ГБОУ Центр эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» (Москва)

Аннотация. Развитие какой-либо положительной мотивации, по существу, есть формирование самой личности. Введённое понятие «эйфорическая мотивация» обозначает мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждением процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения. Для развития эйфорической мотивации и раскрытия музыкальной одарённости предлагаются разработанные автором пихолого-педагогические методы.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера личности, эйфорическая мотивация, вдохновение, музыкальное образование, музыкально-педагогическая практика.

62

Keywords: motivation, motivational sphere of person, euphoric motivation, inspiration, musical education, musical-pedagogical practice.

Summary. The article to revealing the essence of the motivational sphere of personality of young is devoted musicians and the search for educational resources for its development. The author reveals the new phenomenon - euphoric motivation. This motivational construct due to the need to renew the experience ofspecial state ofconsciousness, which is characterized by enjoyment of the process of musical activities and integrates all involved in it mental processes, abilities and skills. According to the author, a special state of consciousness as a state of creative enthusiasm and inspiration, should be taken into account and develop in a musical-pedagogical practice as its integral part. The author developed pedagogical ways and methods to encourage of euphoric motivation of students.

По мнению современных учёных, особенности личности одарённых детей и подростков связаны с особенностями их мотивационной сферы. Но, к сожалению, специфика мотивационной сферы музыкально одарён-

ных детей и подростков, особенности их мотивационного развития всё ещё недостаточны изучены. Проблема мотивации до сих пор таит в себе много тайн. Без учёта очень важной роли мо-тивационной сферы личности музы-3 / 2013

кально одаренных детей нельзя понять проявления одаренности детей и подростков, без этого невозможна организация успешного педагогического процесса для таких детей.

Проведя психобиографическое и теоретическое исследование, я пришла к выводу, что существует целый пласт данных о музыкально одаренных людях, анализ которого требует расширения существующих мотиваци-онно-смысловых конструктов с учетом специфики музыкальной деятельности. Совокупность переживаний, которые сопровождают и одновременно мотивируют деятельность, непрерывно подталкивая музыкантов на ее возобновление и продолжение независимо от внешних подкреплений, я назвала эйфортческой мотивацией, так как респондентами это переживание называлось эйфорией, вдохновением, экстазом. Описываемые переживания в процессе музыкальной деятельности схожи с так называемыми пиковыми состояниями, с измененным состоянием сознания.

Симптоматика эйфорической мотивации характеризует стремление человека к переживанию состояния поглощенности, увлеченности, полной погруженности в музыкальную деятельность, удовольствия от самого процесса занятий музыкой как такового, удовольствия в творческом процессе от концентрации всех сил на определенном содержании и умения эмоционально погрузиться в захватившее содержание.

Осознание внешнего мира, связанное с мотивацией, постоянно окрашивается эмоциями и чувствами, определяемыми нашим пониманием сигналов и контекста, в котором развертывается действие. Поэтому нельзя говорить

о мотивации, не учитывая сопутствующего ей аффективного компонента.

Традиционно мотивация и эмоции рассматриваются отдельно. Но теперь, например, стало известно, что ответственные за них нервные структуры в мозге млекопитающих расположены очень близко друг к другу.

Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции и тем теснее они между собой сращиваются. В английском языке этимологически оба термина происходят от одного латинского глагола тоувтв, что означает «двигаться». Возникает вопрос: что движет человеком - эмоции, потребности или, возможно, некая потребность в эмоциях?

Человеческое сознание - это мозаика психических и эмоциональных состояний, которые играют значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума. В критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях. С одной стороны, он должен быть частью объективного мира, в котором его «Я» вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень экстравертирован-ного сознания. С другой стороны, он погружается в субъективный мир измененных состояний сознания, из которого уходит связь с внешней действительностью и временем. До самого недавнего времени экстравертированное сознание рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения.

Однако каждый день приносит новые знания о функционировании мозга и его нейромедиаторов, а также о том, как постоянно изменяется электрическая активность мозга. Кроме

63

64

того, некоторые ученые-психологи и физики проявляют все больший интерес к восточной культуре, рассматривающей жизнь в ее полноте не как цепь явлений, которые нужно объяснить, а скорее как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна.

Внимание западных ученых все чаще обращается к тому, как это мистическое глобальное единство постигается носителями восточной философии через медитацию и состояние транса.

В 1977 году Фишер (Fischer), профессор экспериментальной психиатрии Университета штата Огайо, попытался создать карты внутреннего мира, внутреннего пространства человека. По его мнению, погружение в глубокое «свое» может осуществляться по двум склонам сознания и восприятия. С одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный к расслаблению в континууме «расслабление-медитация», а с другой - склон, контролируемый симпатической системой и направленный к активации нервной системы в континууме «восприятие-галлюцинация», включающем ряд состояний - от творческого вдохновения до мистического экстаза [1, с. 155].

При мистическом экстазе наступает такое состояние, при котором все сознание обращено внутрь, неподвижно и находится вне времени, направляемое просьбой или молитвой к одному центру, к внутреннему свету, к озарению. Это состояние абсолютной уверенности, отвергающей всякую проверку.

Проблему большой значимости для мистических состояний сознания представляют экстатические пережи-

вания. С. Гроф выделяет три категории экстаза [2].

Первый тип экстаза ученый называет «океаническим», или «аполлони-ческим». Для него характерны глубокий покой, безмятежность и лучезарная радость. Переживающий его человек обычно неподвижен или совершает медленные, плавные движения. Он испытывает свободное от напряжения блаженство, потерю границ. Это абсолютное единство с природой, космическим порядком и Богом. Такому состоянию свойственно глубокое интуитивное понимание существования и поток прозрения, космической значимости. Полное отсутствие тревоги, агрессивности, вины, других негативных эмоций и глубокое чувство удовлетворенности, безопасности и трансцендентной любви дополняют картину такого экстаза.

Второй тип экстаза, во всех отношениях диаметрально противоположный первому, был назван исследователем «вулканическим», или «дионисий-ским». Для него характерны крайнее физическое и эмоциональное напряжение, высокая агрессивность, деструктивные импульсы внутренней и внешней направленности, мощные побуждения сексуальной природы, беспорядочная гиперактивность. Что касается эмпирического содержания, то вулканическому экстазу свойственна уникальная смесь крайних физических и эмоциональных мук с диким чувственным порывом. По мере нарастания интенсивности странного сплава агонии и экстаза эмпирические полярности размываются и становятся одним целым. У индивида возникает ощущение, что приближается событие, способное потрясти весь мир, - духовное освобождение, откро-

вение предельной истины, или единение всего сущего. Однако, каким бы убедительным не казалось обещание физической, эмоциональной и метафизической свободы, эти переживания всегда лишь асимптотически приближают к конечной цели и никогда реально её не достигают.

Третий тип экстаза назван «иллю-минативным», или «прометеевским». Ему, как правило, предшествует период определённой эмоциональной и интеллектуальной борьбы, агонизирующего желания и тоски, отчаянных поисков ответа, который кажется недостижимым. «Прометеевский» экстаз поражает как божественная молния, уничтожающая все ограничения и приносящая неожиданные решения. Индивид наполняется светом сверхъестественной красоты и испытывает состояние божественного присутствия. Он обретает ощущение глубокого эмоционального, интеллектуального и духовного освобождения и получает доступ к потрясающим областям космического вдохновения и озарения. Переживания такого рода явно сопутствовали величайшим в истории человечества достижениям в науке, искусстве, религии и философии.

С. Гроф связывает выделенные категории экстаза с перинатальным процессом, а Абрахам Маслоу объясняет потребность в пиковых переживаниях стремлением человека к самоактуализации.

В традиционной психотерапии к любому мистическому опыту обычно относились как к серьёзной психопатологии, считали его признаком психопатического процесса. В своём исследовании А. Маслоу (А. Маз1с^ [3] показал, что спонтанные пиковые переживания часто оказывались бла-

готворными для испытавших их людей и впоследствии они выказывали отчётливую тенденцию к самореализации, или самоактуализации. Он предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне её, заложив тем самым основы для новой психологии, исходящей из этой предпосылки.

К подобным состояниям сознания относят творческое вдохновение, эстетическое наслаждение и восторг. Эти состояния характеризуются переживанием эйфории.

Эйфория (от др.-греч. euфopía -плодовитость, из ей - хорошо + форею -несу, ношу) понимается нами как одно из состояний сознания человека, которое контролируется симпатической системой и вызывает активацию всей нервной системы. В состоянии эйфории человек чувствует себя сильным и деятельным, ясно видит жизненную перспективу (или перспективу дела), ощущает избыток сил, уверенность в себе. Эйфория - пребывание вне времени и вне пространства.

Существует некоторое поверхностное сходство переживания эйфории в результате действия алкоголя и наркотиков и переживания эйфории в пиковых состояниях сознания. Однако от сходства далеко до тождественности, и есть определённые фундаментальные различия, указанные С. Грофом, между пиковыми состояниями и интоксикацией.

В то время как алкоголь и наркотики притупляют ощущения, путают сознание, мешают умственной деятельности и вызывают эмоциональную анестезию, для пиковых эйфорических состояний характерны мощное усиление сенсорного восприятия, безмятежность, ясность мышления, обилие фи-

65

66

лософских и духовных прозрений и необычайное богатство эмоций.

Яркие описания и высокие оценки эйфорических состояний можно найти в философской, искусствоведческой, художественной, автобиографической и религиозной литературе.

Неоценимое значение для музыкальной психологии представляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским.

«Хотите знать процесс моего сочинения? На это отвечать обстоятельно довольно трудно, ибо до крайности разнообразны обстоятельства, среди которых появляется на свет то или другое сочинение... Прежде всего я должен сделать очень важное для разъяснения процесса сочинения подразделение моих работ на два вида: 1) сочинения, которые я пишу по собственной инициативе, вследствие непосредственного влечения и неотразимой внутренней потребности; 2) сочинения, которые я пишу вследствие внешнего толчка, по просьбе друга или издателя, по заказу, как, например, случилось, когда для открытия политехнической выставки мне заказали кантату и т. п. <...>

Для сочинений, принадлежащих к первому разряду, не требуется никакого, хотя бы малейшего усилия воли. Остается повиноваться внутреннему голосу.. Забываешь все, душа трепещет от какого-то совершенно непостижимого и невыразимо сладкого волнения, решительно не успеваешь следовать за ее порывом куда-то, время проходит буквально незаметно.

Для сочинения второго разряда иногда приходится себя настраивать. Тут часто приходится побеждать лень, неохоту» [4, с. 90-92].

Две разновидности творческого процесса, о которых говорит П. И. Чайковский, порождают разные установки и различные типы деятельности. В первом случае творческий процесс стимулируется собственным замыслом, вдохновением, влечением, неотразимой внутренней потребностью, во втором случае деятельность композитора детерминирована внешним стимулом - заказом.

В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень динамично. Состояние творческого вдохновения активизирует весь творческий процесс.

Но вдохновение - это состояние, характеризующее творческий процесс зрелых музыкантов. Говоря о подростках, более уместно употреблять термин «творческий подъем». Однако и зрелым музыкантам, и музыкантам-подросткам свойственно переживание состояния эйфории в процессе музыкальных занятий, которое мотивирует их к возобновлению и продолжению музыкальной деятельности.

Об этом свидетельствуют высказывания юных музыкантов, в том числе участников конкурса «Юные музыканты Москвы». Привожу некоторые из этих высказываний, которые были получены в ответ на мои вопросы:

- Какие ощущения, чувства,, эмоции у Вас возникают при занятиях музыкой?

К. М.: - Радость, эйфория, душевный подъем, снятие стресса.

К. Н.: - Эмоциональный подъем и эй фория.

Я. Е.: - Удовольствие и счастье.

С. С.: - Ощущение полета, мурашки по телу.

С. А.: - Радость, разряженность. Можно сказать, эйфория.

К. А.: - Когда я занимаюсь музыкой, то я как бы расслабляюсь от всего и забываю все проблемы.

К. О.: - Радость, веселье, приподнятое настроение, эйфория.

Д. А.: - Удовольствие, счастье и восторг.

Б. Е.: - Когда я занимаюсь, у меня очень радостные чувства, такие, что я не могу, просто не могу их передать.

Х. Н.: - Досада, когда не достигаю сосредоточения, эйфория - в обратном случае.

С. Н.: - Погружение в себя; может быть, пытаюсь достигнуть гармонии с собой. После этого я, как мне кажется, лучше понимаю жизнь.

- Что заставляет Вас заниматься музыкой вновь и вновь?

А. П.: - Внутреннее чувство, что я без неё жить не могу.

Д. Е.: - Интерес, немного ответственности, уважение к учителям по музыке, а больше всего - удовольствие.

И. Д.: - Удовольствие от занятий, радость, необыкновенный подъём, эйфория от занятий.

К. М.: - Меня ничего не заставляет заниматься музыкой, просто мне это нравится.

П. Д.: - Моя любовь к музыке.

- Что способствует возникновению у Вас вдохновения?

А. Е.: - Спокойное и нераздражённое настроение, полная «отключка» от внешнего мира и добрые мысли, воспоминания.

К. М.: - Отличное настроение и занятия музыкой.

Н. Л.: - Интересное задание, красота музыки.

С. И.: - Хорошее настроение, ра-

дость, занятия музыкой, хорошии и удачный день, хорошая погода.

Х. Н.: - Сосредоточенность, попадание в Космос.

Проанализировав биографии великих музыкантов и проведя беседы, опросы, интервью с музыкально одарёнными детьми, их педагогами и родителями, а также в результате наблюдения за участниками конкурса «Юные музыканты Москвы», я обратила внимание на наличие у опрошенных успешных музыкантов общей для всех них совокупности переживаний. Это переживания эйфории, вдохновения, наслаждения, которые сопровождают музыкальную деятельность этих бесспорно одарённых музыкантов. Но особенно интересно то, что эти переживания не просто свойственны музыкально одарённым личностям, они одновременно мотивируют их к возобновлению этой деятельности, вновь и вновь подталкивая музыкантов к её продолжению независимо от внешних подкреплений. При этом важно отметить, что выявленная совокупность переживаний не описывается известными мотивационно-смысловыми конструктами.

У обычных детей и подростков, занимающихся музыкой, в отличие от музыкально одарённых учащихся, такие переживания встречались крайне редко. Это позволяет говорить о наличии определённой специфики мотивацион-ной сферы музыкально одарённых детей и подростков. Как уже отмечалось, данный феномен был обозначен мной как эйфорическая мотивация.

Исследуемое состояние эйфории, творческого подъёма, вызванное музыкальной деятельностью, захватывает человека на всех уровнях - физическом, эмоциональном, социальном,

67

68

духовном. Поэтому эйфорическая мотивация имеет такое важное, определяющее значение в мотивационной сфере человека.

Следует отметить многогранность эйфорической мотивации. Состояние эйфории в процессе музыкальной деятельности может возникнуть не только от удачных занятий, но и от усилий по преодолению какой-либо трудности в музыкальной деятельности. И эта многогранность тесно связана с возрастными аспектами музыкальной одаренности.

В проведенном мною исследовании было доказано, что эйфорическая мотивация является самостоятельным и специфическим мотивационным компонентом музыкальной одаренности.

Я согласна с мнением ученых, считающих, что достичь эффекта в психотерапии и педагогике можно не только прямым путем, непосредственно воздействуя на то или иное качество личности, но и с помощью так называемого «побочного эффекта», «побочного продукта» психотерапевтического и педагогического воздействия. Педагогика, к сожалению, этому факту уделяет незаслуженно мало внимания. Однако учитывать такое косвенное педагогическое воздействие, работать с ним и есть настоящее искусство педагога.

В педагогике музыкального образования тоже существуют подобные точки зрения. Многие исследователи (Л. Л. Бочкарев, А. В. Торопова, Г. М. Цыпин и др.) указывают на наличие основополагающих норм и правил творческой работы. Для того чтобы процесс творчества проходил как можно более успешно и комфортно, музыкантам всех возрастов необходимо достичь оптимального творческо-

го состояния. На основе анализа научной литературы и мемуаристики известных музыкантов можно выделить следующие признаки оптимального творческого состояния:

- полная поглощенность музыкальной деятельностью в противовес разрушающей оптимальное творческое состояние поглощенности своей персоной;

- сосредоточенность на самом процессе творчества, а не на будущих его результатах;

- чувства радости, наслаждения, эйфории от музыкальной деятельности, которые сопровождают и одновременно мотивируют музыкантов к возобновлению и продолжению музыкальной деятельности.

Все признаки оптимального творческого состояния взаимосвязаны и взаимообусловлены. Признаки этого состояния являются одновременно и необходимыми условиями для его достижения.

Обучая юных музыкантов определенным способам достижения оптимального творческого состояния в музыкальной деятельности, возможно путем косвенного педагогического воздействия развивать эйфорическую мотивацию.

Для развития эйфорической мотивации я предлагаю разработанные мною психолого-педагогические методы.

Метод метафорического преобразования (от др.-греч. цетафора - перенесение, образ) представляет собой метод-диалог ученика и учителя и заключается в подборе и сочинении метафор, меняющих отношение к процессу музыкальной деятельности через актуализацию положительного опыта сознания.

Во всех культурах издревле ис-

пользовались возможности влияния метафоры на человеческую психику и его подсознание. Метод метафорического преобразования берёт свои корни от преобразующих мистерий древних народов. Главное условие этого метода - метафора обязательно должна помогать ребёнку «растождествить-ся» с отрицательным переживанием, предлагать замещающий опыт и способствовать преобразованию мешающих ребёнку чувств, неблагоприятных эмоциональных состояний в чувства радости и наслаждения от процесса музыкальной деятельности.

Метод мультиплицирования (от англ. multiply - умножать, преумножать) опирается на традиции различных духовных практик. Основной целью метода мультиплицирования является пробуждение скрытых возможностей юного музыканта путём поощрения осознания своих состояний творческого подъёма, вдохновения, преумножение этих состояний и способствование продвижению учащегося по пути самоактуализации.

В основе данного метода лежит идея, суть которой состоит в том, что достижение сложной цели возможно лишь при разделении её на более мелкие цели - последовательность шагов;

при этом каждый последующий шаг должен умножать достижения предыдущего. Последовательное преумножение элементов опыта достижения состояния творческого подъёма осуществляется путём применения определённых техник (расширение осознания, «якорение», реконструкция ощущений).

Проведённое исследование показало, что активизация эйфорической мотивации указанными методами повышает результативность музыкального обучения и воспитания учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] : в 2 т. Т. 1 : пер. с франц. - 2-е изд., стереотип. / Ж. Годфруа - М. : Мир, 1996. - 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гроф, С. За пределами мозга [Текст] : пер. с англ. - 2-е изд. / С. Гроф. - М. : Изд-во Трансперсонального института, 1993. -504 с.

3. Maslow, A. Self-actualizing and Beyond [Текст] / A. Maslow. Challenges of Humanistic Psychology. - N. Y. : Harper, 1967. -215 p.

4. Чайковский, П. И. О музыке, о жизни, о 69 себе [Текст] : литературная композиция

А. А. Орловой / П. И. Чайковский. - М. ; Л. : Музыка, 1976. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.