Научная статья на тему 'Евросоюз и постсоветское пространство: новые горизонты делового партнерства'

Евросоюз и постсоветское пространство: новые горизонты делового партнерства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евросоюз и постсоветское пространство: новые горизонты делового партнерства»

ф

Геополитика

Тамара КОЧЕГАРОВА

ЕВРОСОЮЗ И ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРСТВА

Вступление стран Балтии в Евросоюз в мае 2004 года оформило по крайней мере две логически связанные между собой тенденции. Во-первых, окончательное политическое размежевание России и трех прибалтийских республик, между которыми прошла сегодня граница ЕС. И во-вторых, появление части постсоветского пространства в объединенной Европе или, по-другому, появление внутри постсоветской территории зоны Евросоюза. Новая политическая конфигурация, складывающаяся на Евразийском континенте, ставит новые задачи и дает новые возможности для делового сотрудничества стран Европейского союза - с одной стороны и России с ее союзниками по СНГ - с другой. Анализу и обсуждению возникшей ситуации в плане интересов предпринимателей была посвящена международная конференция «Страны ЕС и СНГ. Перспективы экономического сотрудничества. Интересы бизнеса», состоявшаяся 6-7 декабря 2006 года в литовском городе Друскининкай. Конференция была инициирована Литовской конфедерацией промышленников (1РК) и организована ею совместно с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей (МКПП). Около ста участников конференции представляли деловых людей России, Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Казахстана и различные европейские экономические структуры, в том числе директорат промышленности Европейской комиссии, министерство экономики и технологии Германии. Участники конференции обсудили вопросы международной торговли, энергетики, транспорта и транзита, а также роль организаций промышленников и предпринимателей в формировании международной экономической политики.

С приветственным словом выступили министр иностранных дел Литовской Республики Пятрас Вайтекунас, мэр города Друскининкай Ричардас Малинаускас и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Литве Борис Цепов. На конференции было представлено пять докладов и более двадцати выступлений.

КОЧЕГАРОВА Тамара Михайловна — координатор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН

В своем докладе президент LPK доктор Бронисловас Лубис напомнил, что LPK представляет собой крупнейшее и наиболее авторитетное профессиональное объединение предпринимателей Литвы и является как членом МКПП, так и членом Союза конфедераций промышленников и работодателей Европы (UNICE), местопребывание которого находится в Брюсселе, благодаря чему LPK принимает участие в процессе законотворчества Европейского союза. Членство в ЕС означает для Литвы, как и для других стран Балтии, большую политическую и экономическую стабильность, участие в общем европейском рынке, свободное продвижение товаров, капитала и людей, рост инвестиций и дополнительные средства, полученные из фондов ЕС. Но вместе с тем, отметил он, предприниматели проявляют беспокойство, что принадлежность к ЕС может негативно сказаться на экономических отношениях с теми странами, с которыми в течение многих десятилетий сложились тесные деловые связи. В первую очередь это относится к России, которая является основным партнером Литвы после Евросоюза. LPK, задумав организовать конференцию, поставила своей целью обсудить с предпринимателями, каким образом они могли бы внести свой вклад в решение экономических вопросов на международном уровне, как повлиять на происходящие процессы, направив их на благо экономического роста и социального развития.

Изменение режима торговли с восточными соседями после расширения Евросоюза создало определенные, в том числе и тарифные трудности для традиционного экономического сотрудничества, но вместе с тем и побудило соседние государства искать пути для использования возникшей новой ситуации, для развития взаимовыгодных отношений. Документальными основами такого поиска являются сотрудничество России и ЕС на базе «Договора о стратегическом партнерстве» в четырех общих пространствах

— экономическом, этическом, рискогенном и социокультурном и европейской политики добрососедства, куда входят непосредственные соседи ЕС — Украина, Белоруссия, а также Армения, Грузия и Азербайджан. В реализации этой политики Литва, расположенная в геометрическом центре Европы, может и должна играть свою особую роль.

Политика добрососедства Европы основывается на планах действий, которые составляются с учетом специфических особенностей каждой страны. К сожалению, деловая общественность недостаточно информирована о том, что происходит в высших политических кругах, с предпринимателями мало консультируются, их участие в проектах технической помощи, таких, например, как TACIS, значительно меньше, чем должно быть. Таким образом, интересы предпринимателей учитываются мало, хотя их объединения являются реально действующими элементами гражданского общества и могут, и должны играть более значительную роль в формировании экономической политики Евросоюза. Тогда как политика добрососедства Европы, так и стратегическое партнерство будут более эффективно способствовать уменьшению до минимума риска нестабильности. Этот момент тем более актуален, так как большинство новых членов ЕС имеют границы со странами, которые участвуют в европейском процессе укрепления добрососедства и стратегического партнерства. Именно они обладают наиболее интенсивными экономическими отношениями, часто перерастающими в транспортную, энергетическую, производственную взаимозависимость, что объективно создает основы для роста экономики и повышения благосостояния населения этих стран. Это ставит как

перед правительствами, так и перед общественностью задачу по устранению вышеуказанных барьеров и решению возникших в связи с новой ситуацией проблем для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества стран-соседей.

Президент МКПП Виктор Глухих в своем докладе отметил, что на обширном пространстве от Западной Европы до Дальнего Востока циркулируют громадные объемы различных ресурсов, действуют разветвленные транспортные схемы, существуют, но при этом недостаточно используются широкие возможности для расширения торговли, инвестиций, инновационного обмена, производственной и научно-технической кооперации. В добавление к деятельности государственных органов по решению проблем, тормозящих экономическое взаимодействие, должен быть активно подключен потенциал общественных организаций, формирований гражданского общества. Международный конгресс промышленников и предпринимателей — одно из таких формирований. МКПП инициировал рамочную программу сотрудничества хозяйствующих и бизнес-структур

— постоянно действующий форум «Запад

— Восток: интеграция и развитие». Эта программа воплощается в виде разработки и реализации конкретных межрегиональных проектов. Кроме того, МКПП предлагает своим партнерам международные проекты, являющиеся плодами нашего сотрудничества с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Европейской палатой предпринимательства и торговли, различными негосударственными организациями как национальными, так и международными. Основными целями и задачами программы «Запад — Восток: интеграция и развитие» на перспективу являются как общественный анализ проблем, препятствующих экономическому сближению соседних стран, так и поиск эффективных путей их решения на основе прагматизма и использования международного опыта. В условиях глобализации экономики, интернационализации предпринимательства государство как инструмент управления перестает быть обязательным участником в экономических отношениях. Более того, современные темпы развития порой входят в противоречие с неповоротливыми бюрок-

#

03’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________87

ратическими структурами. Напротив

— общественные и частные организации активнее проявляют востребованные сейчас гибкость, демократизм и творческий подход к делу. Их задачи в области формализованных отношений — это содействие созданию единого правового поля, включая тарифную политику, таможенные режимы, инвестиционное и трудовое законодательство, стандартизацию и сертификацию. В прикладной сфере

— это информация, обучение, методология, передача технологий, интеллектуальная собственность, посредничество и обеспечение гарантий. То есть тот набор сопутствующих, способствующих и обеспечивающих условий, без которых невозможно полноценное и всестороннее развитие бизнеса. Одна из базовых общих задач — определить степень соответствия СНГ, субрегиональных объединений и других интеграционных образований на постсоветском пространстве основным условиям и предпосылкам международной и европейской интеграции, оценить перспективы интеграционного строительства.

На современном этапе наиболее значительными и пока трудно преодолимыми барьерами являются: разрыв в уровнях развития стран — участниц СНГ в целом; состояние экономики ряда государств, не имеющих уверенной положительной динамики; существенные различия в системах хозяйствования, принципах организации управления экономикой и ее реформирования.

В рамках сотрудничества ЕС — СНГ ключевое положение занимает Российская Федерация. Россия как трансконтинентальная держава заинтересована в создании реального и эффективного интеграционного ядра на пространстве СНГ, с одновременным дальнейшим расширением и углублением своего взаимодействия с Евросоюзом, являющимся основным экономическим партнером РФ. При этом особое значение как для России, так и для Балтии и ЕС приобретает Калининградская область. Наиболее конструктивным решением множества геополитических, экономических и других проблем этого российского анклава является превращение области в связующий мост, крупный узел коммуникационных и транспортных услуг Балтийского региона. Задача оптимального взаимо-

действия стран СНГ и Евросоюза вызывает необходимость активного диалога между всеми заинтересованными сторонами и субъектами отношений. Остро встает вопрос выбора перспективных направлений сотрудничества, его рациональной модели и формата, наполнения отношений всеми отраслевыми, инфраструктурными, социальными компонентами. Дальнейшее сотрудничество с партнерами на общем европейском «игровом поле» по единым нормам и правилам хозяйственной деятельности позволит минимизировать отрицательные последствия и в то же время получить в долгосрочной перспективе значительные преимущества в контактах государств СНГ с присоединившимися к ЕС странами и Европейским обществом в целом.

В своем докладе Государственный секретарь Министерства хозяйства Литовской Республики доктор Гедиминас Мишкинис подчеркнул, что глобализация постепенно стирает границы между отдельными государствами, народы сближаются, и напомнил, что предположения части экспертов о том, что после вступления Литвы в ЕС охладеют торгово-экономические отношения со странами СНГ, не подтвердились. Страны СНГ и прежде всего Россия, затем Белоруссия, Украина и Казахстан были и остаются важнейшими торгово-экономическими партнерами Литвы. Взаимные торговые потоки Литвы со странами СНГ постоянно растут, активно работают двусторонние комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с Российской Федерацией и ее отдельными регионами, Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Правительство целенаправленно поддерживает участие хозяйственных субъектов Литвы на различных международных мероприятиях — выставках, ярмарках, семинарах и т. п., субсидирует издания, представляющие товары и услуги Литвы, оказывает поддержку проектам по исследованию и поиску рынков, менеджменту качества и сертификации изделий. Эффективно работают коммерческие атташе Министерства хозяйства и представительства Агентства экономического развития Литвы. В настоящее время коммерческие атташе работают в России (Москве и Санкт-Петербурге), Великобритании, Франции, Швеции, Польше, Белоруссии, на Украине, а вскоре и в Казахстане.

Министерством хозяйства разработана программа поощрения инвестиций, реализация которой направлена на поддержку проектов прямых иностранных инвестиций, на создание 7 промышленных парков в Литве. Приоритетное для Литвы направление — производство товаров и услуг, имеющих высокую добавленную стоимость. Министерство хозяйства рассчитывает, что для инвесторов из стран СНГ эта программа должна быть интересной и полезной. Не менее важная сфера сотрудничества между ЕС, Литвой и странами СНГ — энергетика. До сих пор энергетическая система Литвы интегрирована в энергетическую систему России, но теперь, будучи членами ЕС, Литва должна присоединиться к европейским сетям и развивать свою энергетическую систему в равной мере между Востоком и Западом. Планируется, что уже к 2015 году вступит в строй новая региональная атомная электростанция, способная обеспечить энергетические потребности региона стран Балтии. Этот объект должен быть общим проектом стран Балтии с привлечением инвесторов из других стран. В настоящее время Литва готовится к объединению энергосистем Литвы и Швеции, завершение которого намечено на 2010 год. Для стран Балтии это предоставит возможность торговать на электроэнергетическом рынке северных стран.

Помимо двух отмеченных, есть и другие важные сферы взаимовыгодного сотрудничества между Литвой как членом ЕС и странами СНГ — туризм, наука, культура, образование, здравохранение. Это еще раз подчеркивает необходимость создания благоприятной среды для предпринимательских кругов, необходимость лучше слышать и понимать друг друга.

В докладе вице-президента МКПП Вячеслава Пшеничникова было подчеркнуто, что при создании конгресса определялась его роль как либеральная замена Совету экономической взаимопомощи

— организации плановых экономик стран социалистического лагеря. Поэтому первоначально это было объединение представителей деловых кругов, в основном именно этих государств и стран бывшего СССР.

Практика показала, что конгресс как общественная организация обладает возможностями действовать в тех нишах

взаимоотношений, в которых в силу их природы неэффективны действия государственных и межправительственных структур или отдельных компаний и корпораций. Это — установление неформальных и доверительных контактов в бизнес-среде, повышение доверия между субъектами предпринимательства разных стран, добросовестное посредничество, информационный обмен, популяризация прогрессивных идей, разъяснение позиций, обеспечение широкого фронта контактов на микро- и макроуровне в международном бизнесе. Другими словами, миссия конгресса — проводить политику «народной дипломатии» в экономических отношениях, без которой резко снижается эффективность реализации договоренностей на государственном уровне. Да и сами договоренности легче и быстрее достигаются при более полном и доверительном взаимопонимании между предпринимательскими кругами разных стран, которое и обеспечивает деятельность МКПП. Задача конгресса

— способствовать, как на межгосударственном уровне, так и на уровне межкор-поративных отношений, устранению объективных и субъективных препятствий экономическим интеграционным процессам. МКПП предоставляет стра-нам-участницам уникальные возможности для совместного формулирования и регулирования отдельных экономических процессов, объединения экономического потенциала отдельных государств в рамках единого экономического пространства. Сейчас с полным правом можно сказать, что МКПП является необходимым общественным институтом, способствующим выработке механизма регулирования для обеспечения конкурентоспособности его членов. Только за последние два года в организацию вступили национальные общественные организации промышленников и предпринимателей Индии, Китая, Италии. Большое значение придается относительно новой экономической тенденции — формированию региональной экономической интеграции. Ее основной целью является устранение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и факторов производства.

В ближайшей перспективе планируется создать условия для развития международного проекта в области сопряжен-

#

03’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________89

ных транспортно-распределительных логистических узлов в отдельных регионах Европейской части России, есть наработки в развитии программ, связанных с малой энергетикой и альтернативными источниками энергии. Еще один реальный проект, в котором МКПП значительно продвинулся в рамках программы и не собирается останавливаться на достигнутом, — это внедрение программы по электронно-цифровой подписи. Настоящая конференция, тема ее, суть разговора полностью вписываются в концепцию форума-диалога «Запад — Восток». И как первый вывод: площадка форума является одной из институциональных составляющих сотрудничества бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов, научных, финансовых, международных организаций, отдельных бизнесменов.

Директор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН Ренальд Симонян проанализиовал наиболее часто затрагиваемые проблемы. Первая, о которой здесь много говорили, — соседство, соседи, добрососедские отношения. Эти понятия были сквозными у всех выступающих. В советское время Прибалтика была важным для страны регионом — идеальной лабораторией, здесь постоянно опробовались новые методы хозяйствования, здесь был уникальный полигон для внедрения различных управленческих инноваций. Для СССР Прибалтика была также и витриной советской власти. А сегодня для России здесь не просто страны Балтии, а Евросоюз. Повезло ли странам Балтии? Г-н Вагнер говорил об особой роли Португалии. А что такое Португалия? Окраина Европы. По одну сторону у нее ЕС, а по другую — океан. Литва, как и две другие страны Балтии — в отличие от Португалии это не окраина Европы. Если по одну ее сторону ЕС, то по другую огромный, точнее, огромнейший рынок, и не только российский, но и весь восточный. Много внимания было уделено глобальным процессам. Реакция на глобализацию — регионализация, что хорошо видно на примере ЕС. Сегодня уже это уже не Европа отечеств, как полагал в 1965 г. де Голль, а Европа регионов. ЕС включает уже 25 государств, с 1 января их число возрастет до 27, через несколько лет будет более 30. Из теории управления известно, что такое большое

образование неизбежно будет дифференцироваться на более мелкие группы

— регионы. Это слово тоже часто звучало в этой аудитории. Россию и страны СНГ интересует Балтийский регион. Сегодня

— он самый динамично развивающийся регион Евросоюза. Рост ВВП в 2005 г. в ЕС в целом — 2%, в Латвии — 10%, в Литве

— 8,5%, в Эстонии — 7,6%. Балтика располагает более 100 крупных морских портов с высокоразвитой инфраструктурой, здесь сосредоточен мощный интеллектуальный потенциал, диверсифицированная промышленность, высокопрофессиональные кадры, давно отработанная логистика, а главное — по сравнению с южными рискогенными морями безопасность транзита. Балтийский регион

— самый удобный регион для сотрудничества с Востоком. В 2005 г. объем товарооборота между Европой и Азией превысил 1 триллион долларов. К сожалению, пока только небольшая часть грузов идет через Балтику. Следовательно, у региона есть огромный потенциал. Каждый дополнительный процент роста объема перевозок через Балтику — это 10 млрд. долларов. В этих условиях стоит сосредоточить внимание бизнеса не на внутренней конкуренции, а на внешней. Правительства некоторых стран и прежде всего Турции стали инициировать крупные международные проекты, предусматривающие транспортировку грузов в обход России и, следовательно, стран Балтии. И это касается не только нефтепроводов, но и всего комплекса мировой логистики и транспортных коммуникаций. Сегодня Россия наконец стала осознавать себя транзитной страной, а свою территорию как самый короткий путь из Юго-Восточной и Центральной Азии в Европу. Но пока прибыль за транзит невелика, в 2005 г.

— около 35 млрд. долларов. Для сравнения: маленькая Дания получила в том же году 38 млрд. долларов. Взаимовыгодное сотрудничество — это еще одно сквозное понятие этой конференции. Балтийский регион располагает всем необходимым для этого здесь все есть. Надо только суметь договориться, наладить нормальные деловые связи. Страны Ганзейского союза в ХГУ—ХУ веках были самым процветающим регионом Европы. Возможен ли новый Ганзейский союз? Вполне, но для этого конфронтацию должна заменить кооперация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.